Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валютно финансовая интеграция

Международная валютная интеграция. Современные тенденции

Доминирующим фактором международной валютной интеграции является глобализация мирового экономического и финансового пространства, приводящая к слияниям не только отдельных технологических цепочек в мировом масштабе, региональных финансовых рынков, но и национальных финансовых систем и межнациональных финансовых объединений.

Рассмотрим подробнее тенденции интеграции валют, происходящие в мировом финансовом мире в настоящее время.

Внедрение в финансовые системы стран единой коллективной валюты со временем приводит к утрате национальными валютами части своих функций. Правила функционирования наднациональной валюты регламентируются всеми участниками соответствующего соглашения. Одной из основных причин введения универсальной валюты является противодействие гегемонии доллара США. Так, введение в оборот евро помимо евроинтеграционных причин имело целью ослабить влияние финансов США, в первую очередь в Европе. Системная неспособность одной мировой валюты наглядно показана в «дилемме Триффина». Неслучайно первые попытки унифицировать финансовые рынки отдельных стран стали предприниматься сразу после развала Бреттонвудской валютной системы. Таким образом, интеграция валютных систем является фактором, способствующим развитию полицентричности мировой экономики.

Валютная интеграция может иметь и другой характер. Когда процессы глобализации затрагивают относительно зависимые и слабые национальные финансовые системы, происходит «поглощение» национальных валют единой валютой, как правило, долларом США. В этом случае можно говорить о дальнейшем развитии единого глобального рынка, обслуживаемого одной валютой.

Создание единой валюты на основе одной из национальных валют свидетельствует в первую очередь о естественном отборе, в ходе которого использование той или иной валюты оказывается результатом свободного выбора, а не навязывается извне, как, например, в случае с долларом США. В любом случае использование иной валюты, кроме национальной, на территории страны происходит из-за того, что собственная валюта этого государства выполняет функции денег неэффективно.

На практике всегда «работает» правило, согласно которому более слабый в финансовом отношении партнер принимает в качестве наднационального средства платежа валюту более сильного партнера. Государства, принимающие чужую валюту в качестве средства внутреннего платежа, лишаются возможности проводить независимую кредитно-денежную политику, и данное обстоятельство является угрожающим для национальной экономики. Этого нельзя сказать об использовании коллективной валюты, принимаемой странами-участницами добровольно и на паритетных началах.

Процессы валютной интеграции должны оцениваться исходя из следующих критериев

  • сравнение мобильности факторов производства;
  • уровень диверсификации производств;
  • сравнение темпов инфляции;
  • сравнение уровня заработных плат и гибкости цен;
  • уровень финансовой интеграции;
  • удельный вес экспорта в структуре экономики.

Соблюдение перечисленных условий на практике, как правило, не соблюдается никогда. Даже в зоне евро, где делались максимальные усилия для корректного перехода к единой валюте, соблюсти все условия не удалось. Мобильность факторов производства, уровень оплаты труда зачастую сильно разнятся не только между сходными по своему развитию странами, но и между отдельными регионами одного государства.

Особенностью денежных отношений, валютных интеграций в наше время является тот факт, что темпы роста общемировой торговли значительно опережают темпы роста мирового ВВП. Коллективные наднациональные валюты в этих условиях выполняют функцию минимизации трансакционных издержек в мировом масштабе. Формула анализа этих издержек, используя детерминанты О. Уильямсона, выглядит следующим образом:

где ТС – трансакционные издержки;

F – частота сделок;

AS – специфичность активов.

Неопределенность обусловлена внешними и внутренними факторами. Внутренние факторы определяются невозможностью предсказать действия всех субъектов процесса, внешние связаны со сложностью предугадать все положительные и отрицательные последствия интеграции.

Частота сделок оказывает понижающее воздействие на трансакционные издержки. Чем чаще совершается сделка, тем выше осведомленность субъекта сделки о ситуации на рынке и соответственно его возможности для принятия правильного решения.

Специфичность активов проявляется в случаях, если превышается ценность актива над доходом от его наилучшего использования. Единая валюта, таким образом, является наиболее специфичным активом. Ситуация с евро сегодня обусловлена именно данной особенностью. Несмотря на разговоры о скором развале зоны евро, ведущиеся в последние годы, отказ от евро как от единой валюты будет сопровождаться громадными издержками.

Углубление валютной интеграции в межгосударственных отношениях помимо снижения трансакционных издержек приводит к увеличению темпов экономического роста в этих странах. Введение единой валюты особенно сказывается на развитии экспортоориентированных отраслей экономики. Кроме того, экономятся валютные резервы при торговле между государствами, находящимися в одной валютной зоне.

Стабильность валютной системы, как показывает опыт, зависит от соответствия ее принципов потребностям стран-участников. В результате изменения режима валютного курса от свободного до фиксированного Ямайское валютное соглашение (1976 г.) ввело право выбора государствами режима валютного курса без согласования с МВФ. На практике большее распространение получил режим регулируемого плавания валютного курса.

Разрабатываемая развитыми странами (G-7, G-10) и МВФ система международной валютной политики ориентируется на свободно плавающие курсы национальных валют, основная цель при этом состоит в снижении активного сальдо торгового баланса развивающихся стран и увеличении их импорта путем запрета не только конкурентного изменения курса валюты и валютных интервенций, но и курсовой политики, если она способствует внешней нестабильности. В связи с этим требуют критического анализа аргументы введения режима свободно плавающего валютного курса в реформируемой мировой валютной системе.

В развитии международных финансов можно выделить две фундаментальные тенденции. Первая – перераспределение финансовой мощи между государствами, ввиду чего становится невозможным явное влияние одной страны или одного блока на мировую финансовую систему в целом. Вторая – перераспределение финансов между государством и негосударственными операторами рынка в пользу последних. Условия доступа к заемным средствам, активное влияние на курс валюты перестали быть прерогативой только государственных финансов.

В целом финансовая система становится менее зависимой от доллара США. Ослабление доллара особенно заметно на примере снижения его воздействия на рынках Японии, ЕС и Китая. И процессы децентрализации в долгосрочной перспективе будут лишь усиливаться.

Результаты создания единой валюты на территории России, Беларуси и Казахстана сомнительны. Финансовая система России не в состоянии сегодня взять на себя в полной мере риски, связанные с проблемами в финансовой сфере соседей. Зависимость от экспорта углеводородов также идет не на пользу стабильности рубля. В случае очередного спада мирового ВВП, за которым незамедлительно последует обвал цен на нефть, финансовая стабильность самой России может оказаться под угрозой.

Более практичным вариантом поддержания рубля было бы придание ему статуса региональной валюты. Однако, по мнению экспертов МВФ, рубль еще не готов к этому, и причины этого следующие.

Первая заключается в том, что ценообразование валюты в России происходит не полностью на рыночных условиях, так как при определении курсовой стоимости рубля участвует Центробанк. Поэтому контролировать курс рубля и прогнозировать его стоимость гораздо сложнее, при этом игрокам рынка необходимо иметь в виду, что действия регулятора могут быть продиктованы вовсе не рыночными механизмами.

Вторая состоит в том, что важным условием для получения денежной единицей статуса региональной валюты является наличие ликвидного рынка государственного долга. Центральные банки размещают резервы не просто в валюте, а в определенных активах. Как правило, в государственных облигациях, номинированных в этой валюте. Покупая рубли, центробанки страны должны иметь доступ на рынок ценных бумаг. Учитывая крайне скромный по мировым меркам размер госдолга России, невысокую ликвидность на этом рынке, перспективы российской валюты и рублевых активов в качестве резервных активов резко снижаются.

Читать еще:  Конверсия валюты это

Лишь в будущем, через 15–20 лет, в случае продолжения реформ в экономике страны, ее модернизации и диверсификации производства можно говорить о создании предпосылок для выхода российского рубля на уровень региональной валюты.

ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН ЕАЭС КАК ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ЕАЭС создано с целью формирования условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, стремления к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики, развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Союза при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему [3].

Один из главных векторов деятельности организации является обеспечение динамичного развития членов Союза путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

Среди основных задач ЕАЭС следует выделить следующие:

– завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

– обеспечение свободы движения капитала;

– формирование общего финансового рынка;

– согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕАЭС;

– установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

– создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

– разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

– создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

– формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

– формирование общего энергетического рынка;

– создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки государств Союза;

– обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕАЭС внутри Союза;

– согласование социальной политики с целью формирования союза социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции;

– сближение и гармонизация национальных законодательств;

– обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕАЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Союза.

Для России чрезвычайно важно органично включиться в эту интеграционную тенденцию. В условиях, когда другие страны объединяются и укрепляют свои позиции в региональных интеграционных альянсах, для России, возможно, именно это направление станет основным условием устойчивого конкурентоспособного развития страны.

Одним из наиболее важных методологических постулатов успешного интеграционного сотрудничества является соблюдение принципа поэтапного последовательного продвижения от низших к более высоким стадиям интеграции, выраженным в соответствующих организационно-правовых формах: от таможенного союза к экономическому, а затем и валютному союзу. При этом каждому этапу присуще решение тех приоритетных задач в сфере валютного сотрудничества, которые вытекают из достигнутого уровня интеграции. Этим же обусловлена потребность в наиболее точном отражении в используемой терминологии целей и результатов валютного взаимодействия, характерных для каждого этапа сотрудничества. Например, задача тесной координации и согласования политики валютного курса становится приоритетной и требует детальной проработки не ранее, чем на этапе перехода к валютному союзу как высшей организационно-правовой форме валютно-экономической интеграции [1].

Фактически развитие интеграции происходит не только на высшем межправительственном уровне, но и задействует непосредственных участников- организаций и деловых кругов, так называемый частнокорпорационный «микроуровень интеграционного процесса», которые имеют возможность непосредственного участия в процессе развития интеграции в целях развития наиболее эффективных и прозрачных условий предпринимательской среды и, как следствие, возможность привлечения инвестиций в интегрирующиеся страны. В рамках ЕАЭС сформировалась разветвленная система механизмов, обеспечивающая процесс вертикальной и горизонтальной интеграции.

Создание ЕАЭС является реакцией стран-участниц на проблемы стран СНГ внутри объединения и на объективную необходимость реализации согласованных решений в современной мировой экономике в целях развития национальных экономик стран- участниц, укрепления на мировой арене, о чем свидетельствуют цели и задачи ее создания. Вместе с тем, если сравнить ЕАЭС и ЕС, то можно говорить о некой схожести данных организаций в поставленных целях и задачах, однако ЕАЭС имеет ряд специфичных черт и использует различные формы решения поставленных задач в целях углубления интеграции как на межгосударственном уровне, так и на микроуровне с привлечением предпринимательских кругов [2, с.34].

Международная финансовая интеграция по своей сути, с одной стороны, выступает элементом процесса глобализации финансовых рынков, а с другой – ее альтернативой. Финансовая глобализация в значительной мере связана с глобализацией финансовых рынков. Последняя развивается и распространяется посредством рыночных механизмов, что дает ей ряд преимуществ, например, возможность инвесторов гибко реагировать на изменение курсов валют и процентных ставок и, тем самым, влиять на инфляционную политику правительств, налоговую дисциплину и управление государственной задолженностью.

Таким образом, подписание Договора о создании Евразийского экономического союза перед государствами открывает новые перспективы для интеграции. Договор предусматривает согласованную политику в ключевых сферах экономики и снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, в том числе путем сближения национальных законодательств.

Стоит отметить, что интеграционные процессы в ЕАЭС развиваются в достаточно непростых условиях, когда обостряются глобальные проблемы в политике и экономике, а политика все сильнее влияет на экономику. В данной ситуации выиграет только мощный интеграционный блок. Вместе с тем для того, чтобы ЕАЭС стал мощным союзом, предстоит проделать большую работу, в том числе в валютно-финансовой сфере. Ведь в процессе интеграции нужно видеть не только мгновенные выгоды, но и перспективы.

Формирующаяся сегодня глобальная финансовая система является вынесенной за национальные рамки системой финансовых потоков, кредитно-финансовых, валютных, платёжных и денежных отношений, определяющих структуру глобального финансового пространства. Технологическая база глобального финансового рынка ведёт к его выделению в рамках глобальной экономики, превратив в уникальный механизм перераспределения части валовой добавленной стоимости в международном производстве между держателями активов. В современных условиях резко возрастает роль и значение финансово-кредитной системы. Экономическая политика государства, главным образом, проводится за счёт денежных и финансово-кредитных инструментов, а финансово- кредитная и денежные системы – это сектор экономики, где рыночные механизмы работают наиболее эффективно.

Валютная интеграция в рамках ЕЭП

Наиболее обсуждаемой темой последних десятилетий является проблема экономической интеграции между различными странами. В качестве примеров могут служить создание разных торговых союзов, международных соглашений по экономическим вопросам, валютные союзы и др. Наиболее успешным можно считать Европейский Союз. В связи с этим очевидным становится интерес России в интеграции на уровне региона, особенно в рамках Таможенного Союза.

С момента создания единого экономического пространства, образованного тремя странами: Россией, Белоруссией и Казахстаном, который начал функционировать в 2010 году, самым обсуждаемым является вопрос создания единой валюты на территории стран-участниц. Необходимо отметить, что дискуссия положила свое начало гораздо раньше в результате начавшихся интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. Так, впервые вопрос о введении единой валюты получил развитие в 2001 году на встрече глав ЦБ стран СНГ, которые рассматривали два пути для введения единой расчетной единицы: на территории всего СНГ, или более очевидном, в свете образовавшегося Евразийского экономического союза, на территории этих стран.

Читать еще:  Межбанковский валютный рынок

По итогам первого экономического форума ЕАЭС, прошедшем в феврале 2003 года, одним из приоритетных направлений в рамках завершения формирование единого финансового рынка и валютной интеграции, выступила необходимость приступить к формированию институциональной и организационно-правовой основы для введения единой валюты. Данный путь предполагал схожие условия и цели, которые прошли страны Европейского союза, начало которому положил Маастрихтский договор. Такими условиями, для стран намеревающихся вступить в Европейский валютный союз, являются: дефицит государственного бюджета должен быть менее 3% ВВП, государственный долг – менее 60% ВВП, на протяжении двух лет государство должно участвовать в механизме валютных курсов, поддерживать курс национальной валюты в определенном диапазоне, инфляция не должна быть выше более чем на 1,5% среднего значение трех стран ЕС с наиболее стабильными ценами, по гособлигациям долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% среднее значение аналогичных ставок в государствах с самой низкой инфляцией.

Необходимо отметить, что как показывает мировой опыт, многие попытки в области региональной финансовой интеграции и введения региональных валют не завершились успехом. Примерами являются: Североамериканское соглашение и зоне свободной торговли (НАФТА), общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, Африканский союз. Если рассмотреть их учредительные документы и соглашения, то очевидно, что эти соглашения параллельно с интеграцией провозглашают принципы суверенитета и независимости государств-членов, что и является тем камнем, который мешает введению единой валюты. В то же время, Евросоюз опирается на добровольное ограничение суверенитета стран-участниц ЕС. Ведь именно результатом интеграции на территории Европы стало обращение единой валюты – евро.

Валютная интеграция в Европе продолжалась ни один десяток лет, а вдохновителем и «интеллектуальным архитектором» единой валюты выступил Роберт Манделл. Среди критериев для создания оптимальной валютной зоны, по его мнению, выступают: мобильность факторов производства, открытость экономики, диверсификация экономики и степень экономической интеграции. Манделл выдвинул теорию оптимальных зон, в соответствии с которой одним из критериев для введения единой валюты необходим схожий характер бизнес-циклов. Ведь именно кризис 2008 года наглядно отразил сложность единой валюты в экономически разных государствах.

На сегодняшний день, можно говорить о том, что преждевременны были позитивные прогнозы для введения единой валюты к 2011 году. Мировой финансовый кризис 2008 года заставил по-новому взглянуть на создание новых мировых валют. Так в 2009 году американский инвестор Джордж Сорос предложил активировать и расширить механизм специальных прав заимствования (SDR) – искусственного платежного средства Международного валютного фонда для замены «недееспособного» доллара. Однако, как посчитали эксперты, SDR не позволит государствам обеспечить достаточные объемы ликвидности при реализации антикризисных программ. Другой альтернативой послужило предложение Президента Казахстана Нурсултан Назарбаев в пользу наднациональной валюты («транзитализм»), которая станет переходным моментом для введения единой мировой валюты. Данную идею поддержал Менделл. Также, Назарбаев выступил за создание единой валюты в рамках ЕАЭС, которая не будет зависеть от курса мировых валют.

Валютная интеграция в рамках ЕЭП

Дискуссии в 2011 году показали, что ни одна из сторон не готова отказать от собственной валюты в пользу российского рубля или иной валюты. Так, Александр Лукашенко заявил, что Беларусь не готова к введению единой валюты ЕЭП. По мнению Президента Казахстана, пока ни одна национальная валюта, «включая такую мощную как российский рубль», не годится на роль единой валюты Евразийского союза, который намерены построить Беларусь, Россия и Казахстан. Многие экономисты схожи во мнениях, что, несмотря на многочисленные обсуждения, белорусская сторона во главе с Президентом А. Лукашенко не согласится в ближайшей перспективе создать единое валютное пространство, так как данный переход предполагает уничтожение суверенитета в денежно-кредитной политике стран.

Проанализировав сегодняшнюю расстановку сил и интересов сторон, можно говорить о том, что введение единой валюты представляется возможным не ранее 2025 года. Центральные банки трех стран посчитали, что к 2025 году страны подойдут к системе, когда будет единый рынок финансовых услуг и будет, кроме того, финансовый регулятор. И, возможно, это создаст некую платформу для того, чтобы переходить к стадии валютного союза.

Таким образом, ключевым вопросом в валютной интеграции является выбор валюты и определение степени участия каждой из сторон. Ведь, очевидно, что наиболее привлекательным и объективным становится внедрение российского рубля на всей территории ЕЭП. Необходимо отметить и объективные препятствия, сказывающиеся на развитии проекта.

Первым и основным препятствием оказывается экономическая неоднородность ЕАЭС, связанная с экономическим доминированием России (больше 90% суммарного ВВП и более 80% суммарного товарооборота приходится на РФ), сложностью включения в союз транзитной экономики Белоруссии, объективно не готовой к полномасштабной интеграции в рамках евразийского экономического проекта, а также спецификой экономики Казахстана, имеющей развитый энергетический сектор и сформировавшийся за последнее десятилетие транзитный товарный коридор для поставок из Китая.

Основным риском для участия непосредственно России в интеграционном проекте ТС-ЕАЭС остается вопрос о цене интеграции. Экономическое влияние России в новой интеграционной группировке вместе с опорой на политическую волю руководства России создают идеальную среду для получения партнерами по интеграции экономических уступок со стороны РФ. Имея собственную валюту, представители Белоруссии осознают, что смогут и далее получать льготы и помощь из Москвы, так как Россия не пойдет на то, чтобы потерять такого союзника.

Важно подчеркнуть, что взяв за основу опыт ЕС, необходимо согласовать макроэкономические показатели и придерживаться их на протяжении нескольких лет. Затем важно найти компромисс при создании наднационального банка, определить его полномочия и права сторон, разграничить полномочия между ним и центральными банками стран-участниц.

На мой взгляд, основной причиной, препятствующей валютной интеграции служит отсутствие надлежащего уровня макроэкономической гармонизации в странах ЕЭП. При этом кризис в Европе наглядно продемонстрировал обязательность тщательной проработки данного аспекта. На сегодняшний день для стран ЕЭП закреплены макроэкономические параметры, не в полной мере устраивающие все стороны. Однако соблюдение этих показателей в значительной степени носит рекомендательный характер. В соответствии с Соглашением предельного значение дефицита государственного бюджета не более 3% ВВП, государственного долга – не более 50% ВВП, инфляции – не более чем на 5% выше уровня инфляции государства – входящего в ЕЭП, имеющего наименьший рост цен.

Центральным преимуществом для стран при введении единой валюты может быть при формировании валютных резервов. Образовав валютный союз, каждая страна сможет снизить необходимый объем резервов путем создания единого фонда, которым она сможет воспользоваться для покрытия дефицита платежного баланса. Безусловно, основная часть средств будет вложена российской стороной. Относительно Беларуси, положительный эффект возникнет при реализации национальной антиинфляционной политики при поддержке более сильного партнера, в результате страна сможет обрести доверие со стороны экономических агентов.

Читать еще:  Частично конвертируемая валюта

Выводом вышеизложенного, для введения единой валюты на территории стран-участниц ЕАЭС, можно сделать:

  1. Опираясь на опыт ЕС необходимо привести экономики стран к равному уровню развития, т.е. определить ряд неуклонных критериев для государств, желающих вступить в единое экономическое пространство;
  2. Очевидным, является создание наднациональных органов с четкими полномочиями в области регулирования экономики, т.о. целесообразным было бы создание нового валютного института, который бы регулировал вопросы валютной сферы и имел целью стать центральным банком;
  3. Необходимо гармонизировать законодательство стран-участниц;
  4. Важным является разработать реализуемый в сегодняшних реалиях механизм обменных курсов, который станет предварительным этапом до введения единой валюты;
  5. Оптимальным, на мой взгляд, является придание российскому рублю статуса региональной резервной валюты.

Создание единой валюты на территории единого экономического пространства не является утопией, однако реализация данного сотрудничества имеет место только в долгосрочной перспективе. Слишком много противоречий между странами-участницами. В настоящее время важно использование в расчетах между странами ТС национальных валют, ведь отказ от доллара и евро мог бы стать ключевым звеном к экономической и валютной интеграции. Безусловно, начавшаяся интеграция на постсоветском пространстве, ярким примером которой, является ЕАЭС, начало деятельности, которого ожидается с января 2015 года, предполагает успех в случае полного взаимодействия во всех сферах, в т.ч. и в валютной – заключительный этап в рамках экономической интеграции.

Валютно финансовая интеграция

Экономический и валютный союз — форма международной экономической интеграции, совмещающая общий рынок (см. Общий рынок) с проведением единой экономической и валютно-финансовой политики [c.894]

Но высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с. проведением общей экономической и валютно-финансовой политики., —. [c.58]

Социалистической интеграции присущ такой экономический механизм, который представляет собой совокупность различных форм совместной плановой деятельности, использующих систему торговых и валютно-финансовых отношений, а также организационно-экономические инструменты для реализации целей интеграции. Основные взаимосвязанные элементы экономического механизма интеграции обеспечивают ее развитие путем [c.213]

Интеграция экономическая — форма интернационализации хозяйственной жизни, возникла после Второй мировой войны объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения межгосударственной экономической политики характерна для любой формации (капиталистической, социалистической и проч.). Включает развитие производственных и научно-технических коопераций, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание зон свободной торговли, таможенных союзов и др. [c.77]

Развитие рыночных отношений и интеграция России в мировое сообщество предполагают развитие форм международного сотрудничества как путем активного участия в международных организациях и фондах, так и с помощью проведения сбалансированной валютно-финансовой политики. В связи с этим важным является понимание сути международных валютно-финансовых отношений и роли валютной системы. [c.126]

На рубеже 80—90-х годов Россия вступила на путь перехода к рыночной экономике. Важной сферой этих преобразований являются международные валютно-кредитные и финансовые отношения страны, поскольку взят курс на интеграцию в мировое хозяйство. Процесс формирования современной рыночной модели валютно-кредитных и финансовых отношений России несет на себе отпечаток особенностей трудного переходного периода от плановой экономики, основанной на государственной собственности, к рыночной экономике, базирующейся на разных формах собственности. Образованию валютного механизма, адекватного базовым принципам рыночного хозяйства, способствовало вступление страны в МВФ, группу Всемирного банка, ЕБРР, БМР и другие международные финансовые организации. Сотрудничество с ними обеспечивает соответствие формируемого механизма мировым стандартам, сложившимся в странах с эффективной системой рыночной экономики. При этом используется накопленный веками зарубежный и отечественный опыт. [c.498]

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ — процесс хозяйственно-политического объединения капиталистических стран, принимающих форму межгосударственных экономических соглашений, направленных прежде всего на удовлетворение интересов крупных и крупнейших монополий. Может принимать различные формы. Самая простая — создание зоны свободной торговли, где отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего снимаются таможенные пошлины. Другая форма — таможенный союз — предполагает наряду с отменой внешнеторговых ограничений установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные соглашения охватывают лишь сферу обмена, создавая формально равные условия для развития торговли и финансовых расчетов между странами-участницами. Более сложная форма — экономический союз, дополняющий таможенную интеграцию соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Наиболее полно эта форма воплотилась в создании Европейского экономического сообщества. В. И. Ленин предвидел возможность подобных соглашений между капиталистическими государствами, указав еще в 1915 г., что экономический раздел мира может происходить не только в форме создания международных мо- [c.131]

Валютная интеграция в развивающихся странах, как правило, находится в начальной стадии и характеризуется еще незрелыми формами. В начале 90-х годов насчитывалось примерно 70 торговых союзов и 50 валютных группировок, объединявших большинство государств Азии, Африки, Латинской Америки. В их рамках подписаны различные соглашения, в том числе о валютных клирингах, платежных союзах, создании субрегиональных международных валютно-кредитных и финансовых организаций (Арабский валютный фонд, Андский резервный фонд и др.), координации валютной политики, обмене информацией, совершенствовании статистики. Под эгидой ЮНК-ТАД создан специальный комитет по координации соглашений о многосторонних платежах и валютном сотрудничестве развивающихся стран. [c.210]

На рубеже 80—90-х годов Россия вступила на путь создания рыночной экономики. Важной сферой этих преобразований являются международные ва-лютно-кредитные и финансовые отношения страны, поскольку взят курс на интеграцию в мировое хозяйство. Вступление России в МВФ, группу МБРР, ЕБРР способствует процессу формирования рыночной модели международных валютно-кредитных и финансовых отношений в соответствии с мировым стандартом, сложившимся в странах с эффективной системой рыночного хозяйства, и с учетом особенностей трудного переходного периода от плановой экономики, основанной на государственной собственности, к рыночной экономике, базирующейся на разных формах собственности. При этом используется накопленный веками зарубежный и отечественный опыт. [c.523]

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютныйсоюз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы. [c.834]

Ныне главенствующую роль в изменениях экономической системы, процессах интеграции и особенно в обеспечении технологической безопасности занимают информационные и финансовые факторы. Информационно-финансовое объединение приобретает черты, которые позволяют вести речь о некоторой единой структуре 1) информация приобрела цену, стоимость и стала товаром 2) происходит дематериализация денег, они оторвались от своего материального носителя, приобрели разнообразные формы электронных денег и тем самым обнажили изначально заложенную в них информационную сущность 3) возникают и бурно развиваются нетоварные информационно-финансовые рынки (фьючерсов, форвардов, страховые, инвестиционные, валютные рынки типа FOREX, где товаром является информация). Емкость этих рынков, функционирующих во всемирном масштабе, значительно перекрывает товарные рынки и стремительно растет 4) в структуре капитала быстро растет удельный вес фиктивного капитала, выраженного не в деньгах, а в правах на получение дохода — акциях, облигациях и т. д. 5) компьютерные сети (INTERNET) становятся всеобщими финансово-информационными коммуникациями и обеспечивают функ- [c.146]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector