Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международные счетные валютные единицы

Discovered

О финансах и не только…

Международные валютные единицы

Международные валютные единицы (international currency units) – денежные единицы, представляющие собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных требований и обязательств, определения валютного курса.

Теоретическое обоснование необходимости и сущности международных валютных единиц дано в трудах Дж. М. Кейнса, Г. Уайта, Р. Триффина и других. Впервые международные валютные единицы появились в 30-х гг. ХХ в. в условиях мирового экономического и валютного кризисов. На протяжении многих лет их сфера ограничивалась операциями международных финансовых институтов и межгосударственными соглашениями. Так, Банк международных расчетов применяет для оценки баланса условный золотой франк. Валютой Европейского платежного союза служил epunit (эпунит), наделенный золотым содержанием доллара США (см. Золотое содержание денежной единицы).

С 60-х гг. международные валютные единицы стали использоваться в международных кредитных операциях, с 70-х гг. – в операциях частных банков и для определения валютного курса. Так, в 1958–1978 гг. в Европейском экономическом сообществе применялась европейская расчетная единица (European Unit of Account). С 1970 г. используются СДР (специальные права заимствования, Special Drawing Rights – SDR), в 1979–1998 гг. использовалась ЭКЮ (European Currency Unit) (см. Международный валютный фонд, Мировая валютная система, Европейская валютная система – ЕВС). С 1999 г. евро заменили ЭКЮ.

Общие черты СДР и ЭКЮ обусловлены природой этих международных валютных единиц как прообраза мировых кредитных денег. Будучи жироденьгами, они не имеют материальной формы в виде банкнот, зачисляются (ЭКЮ до 1999 г.) на специальные счета центральных банков стран-членов МВФ и членов ЕВС соответственно, используются для безналичных перечислений по ним. Их условная стоимость определяется по методу валютной корзины, но с разным набором валют. За их хранение на счетах сверх лимита эмитент выплачивает странам проценты.

Однако имеются существенные различия между ЭКЮ и СДР. Официальным эмитентом СДР является МВФ, а эмитентом ЭКЮ являлся Европейский валютный институт – ЕВИ. В отличие от СДР эмиссия официального ЭКЮ была частично обеспечена золотом и долларами. Центральные банки переводили в ЕВИ 20% своих золотодолларовых резервов. Эмиссия ЭКЮ более эластична, чем выпуск СДР. Сумма выпуска СДР устанавливается волевым решением на определенный срок (1970-1972 гг. – 9,3 млрд. ед. СДР; 1979-1981 гг. – 12,1 млрд. ед. СДР) и распределяется пропорционально размеру квоты страны в капитале МВФ.

Эмиссия ЭКЮ корректировалась ежеквартально и распределялась в зависимости от изменения официальных резервов стран-членов ЕВС. Эмиссия частных (коммерческих) ЭКЮ осуществлялась банками в соответствии с потребностями рынка. Объем эмиссии ЭКЮ значительно превышал выпуск СДР. Валютная корзина (12 валют) служила не только для определения курса ЭКЮ, но и для расчета паритетной сетки валют, которой не располагает ни одна другая международная валютная единица.

Стоимостной паритет СДР определяется на базе 4 валют. Режим курса СДР – индивидуально плавающий, а режим курса ЭКЮ (1979–1998) – «европейская валютная змея», т.е. совместное плавание курса валют в пределах ±15% центрального курса (с августа 1993 г.). Когда фиксировалось достижение 3 /4 пределов колебаний курсов ЭКЮ, проводились превентивные (предупредительные) регулирующие меры.

В отличие от СДР ЭКЮ использовалась не только в официальном, но и в частном секторах. Банки активно применяли ЭКЮ в депозитно-кредитных операциях. Фирмы осуществляли расчеты в ЭКЮ. Последние активно использовались в международных, валютных, кредитных, фондовых операциях.

В соответствии с Маастрихтским договором в 1999–2001 гг. осуществлялся переход на единую европейскую валюту стран-членов ЕС – евро, которая вошла в обращение с января 2002 г. (см. Европейский экономический, валютный и политический союз).

Развивающиеся страны выпускают региональные валютные единицы, аналогичные по форме международные валютные единицы. В их числе: счетные единицы Африканского банка развития для оценки его капитала (см. Международные региональные банки развития), Африканского фонда развития, расчетная единица Исламского банка развития, азиатская валютная единица Азиатского клирингового союза, западно-африканская счетная единица Экономического сообщества государств Западной Африки, арабский расчетный динар Арабского валютного фонда, андское песо стран-членов Андского пакта и другие.

Развитие международных валютных единиц обусловлено интернационализацией экономики и глобализацией мировой экономики, отсутствием общепризнанных мировых кредитных денег.

Международная счетная денежная единица

Для сопоставления валют разных стран между собой, а также возможности более точного определения их стоимости относительно друг друга было введено понятие международной счетной денежной единицы.

Выступая в роли искусственно созданного звена, связывающего различные субъекты мирового рынка, такая валюта позволяет удобнее применять систему международных требований и обязательств в области экономических расчетов. На сегодняшний день в качестве международной счетной денежной единицы выступают 2 валюты: СДР и Евро (до нее — ЭКЮ), каждая из которых имеет свои особенности.

Впервые попытка создать наднациональную валюту была предпринята в середине 40-х годов ХХ века на Бреттон-Вудской конференции английским профессором экономики Джоном Кейнсом. Тогда хотели создать искусственную валюту банкор, курс которой определялся бы соотношением к золотовалютным запасам стран-участниц. Управлять системой должен был созданный для этих целей Международный расчетный союз, однако данная идея не была реализована на практике.

СДР

Первой полноценной международной счетной денежной единицей стал СДР, созданный в начале 70-х годов в качестве валюты Международного Валютного Фонда. СДР представляет собой кредитный резервный актив, изначально задачей которого была реализация выплат по внешним долгам, а также нормализация платежного баланса страны.

СДР используется в качестве международной системы безналичных средств, причем владеть ею могут не только страны, но и частные лица (фонды, корпорации, компании). Сегодня СДР используется в торговых операциях на основе взаимных договоренностей, в качестве залога для получения кредита, а также для использования лимита специальных прав заимствования.

ЭКЮ

Эта международная денежная единица, которая активно использовалась в странах-членах Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) в период с 1979 по 1999 года. В связи с усилением торговых связей между западноевропейскими странами требовалось создать валюту, которая могла бы выступать не только счетной единицей, но и резервным стоимостным активом.

Пропорциональный состав ЭКЮ равнялся объему национальной валюты каждой из стран-участниц соглашения, благодаря чему можно было точно удерживать соотношение. ЭКЮ прекратил свое существование в связи с введением международной денежной единицы ЕВРО.

Евро

Валюта Евро явилась закономерным шагом по дальнейшему объединению стран участниц ЕЭС в Единый союз, который уже в начале 90-х годов стал именоваться Европейский Союз. Из-за глубокой интеграции экономик европейских стран друг с другом требовалось создать валюту, которая не ограничивалась бы рамками безналичных расчетов, и могла полноценно заменить национальные валюты.

Ввод Евро состоялся в два этапа: первый с 1999 по 2002 года, когда в Евро стали совершать платежи в рамках безналичных расчетов страны участницы ЕС, и второй, начиная с 2002 года, когда Евро был введен в наличный оборот, а национальные валюты упразднены.

Читать еще:  Межбанковский валютный рынок россии

Выводы

Международные счетные денежные единицы СДР и Евро явились хорошим противовесом американскому доллару, благодаря чему мировая экономика сумела уравновеситься.

В международных расчетах используются все вышеперечисленные валюты, причем каждая страна имеет возможность выбирать тот вариант, который будет для нее более выгодным. Учитывая естественные процессы глобализации в мировой экономике, международные денежные единицы выступают в роли не только торгового, но и инвестиционного инструмента, что способствует активному развитию мировой экономики.

Международные счетные денежные единицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 19:09, реферат

Описание

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЧЕТНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ — искусственные валютные единицы, предназначенные для формирования условного масштаба, измерителя, позволяющего сопоставить валюты разных стран и установить пропорции между ними. Такие единицы нужны для соизмерения международных долговых обязательств, платежей разных стран, валютных резервов, кредитов, депозитов для установления курсовых соотношений валют разных стран, для сопоставления показателей банковских балансов.

Работа состоит из 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЧЕТНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ.doc

Международные счетные денежные единицы

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЧЕТНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ — искусственные валютные единицы, предназначенные для формирования условного масштаба, измерителя, позволяющего сопоставить валюты разных стран и установить пропорции между ними. Такие единицы нужны для соизмерения международных долговых обязательств, платежей разных стран, валютных резервов, кредитов, депозитов для установления курсовых соотношений валют разных стран, для сопоставления показателей банковских балансов.

Наиболее широкое применение и признание приобрели такие международные счетные единицы как Специальные права заимствования и Европейская валютная единица (СДР и ЭКЮ).

«Специальные права заимствования» (СПЗ; Special Drawing Rights — SDR), международные резервно-расчётные средства в рамках Международного валютного фонда (МВФ). Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались.

Не является ни валютой , ни долговым обязательством. Существуют в виде записей на специальных счетах стран — членов МВФ и предназначены для покрытия дефицитов их платёжных балансов , пополнения валютных резервов и расчётов с фондом. Введены в 1970. К 1974 в расчётах в СПЗ участвовали почти все страны — члены МВФ. Операции с СПЗ проводятся с ведома и под контролем МВФ. В соответствии с установленными МВФ правилами страна, имеющая дефицит платёжного баланса и желающая воспользоваться выделенными ей СПЗ, может получить в обмен на них необходимую иностранную валюту от какой-либо др. страны-члена (по договорённости непосредственно с данной страной или через МВФ), В качестве кредитора МВФ «назначает» страну с активным платёжным балансом и, что особенно важно, имеющую достаточные валютные резервы. По мере улучшения состояния платёжного баланса страна-дебитор должна погашать полученные ею кредиты, восстанавливая т. о. запасы СПЗ на своём счёте. В течение 1970—72 выпущено и распределено между странами-участницами пропорционально их квотам в МВФ около 9,4 млрд. СПЗ (по 3 млрд. в среднем за год). В дальнейшем выпуск СПЗ был приостановлен, Первоначально стоимостное выражение единицы СПЗ было определено в 0,888671 г чистого золота, т.е. приравнено к золотому содержанию доллараСША до его девальвации в декабре 1971. С 1 июля 1974 МВФ определяет стоимость СПЗ косвенно по отношению к средневзвешенной стоимости 16 важнейших валют капиталистических стран (в этой совокупности валют удельный вес стоимости доллара США составляет 33%) на основе ежедневных данных о движении их курсов. По операциям в СПЗ взимается и выплачивается процент по ставке, первоначально составлявшей 1—2%, а с 1974 до 5%. Создание СПЗ преследовало цель укрепить капиталистическую валютную систему , увеличить суррогаты международных платёжных средств и вытеснить золото из сферы международных расчётов . Некоторые западные экономисты видят в СПЗ прообраз международной коллективной валюты капиталистических стран. Однако на современном этапе валютного кризиса , когда во всех капиталистических странах инфляция приняла всеобщий и хронический характер, любые попытки искусственно оздоровить капиталистическую валютную систему, в том числе введение и использование СПЗ в качестве международных платёжных средств, обречены на провал, СПЗ могут лишь частично выполнять функции мировых денег , т. к. они не имеют стоимости и реального обеспечения, выпуск и распределение их ограничены лимитами, произвольно устанавливаемыми МВФ.

Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США , евро , иена и фунт стерлингов . До введения евро с 1981 года курс был привязан к корзине из пяти валют: доллара США, немецкой марки, французского франка , иены и фунта стерлингов. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет.

Цена 1 SDR в разных валютах (в скобках вес валюты в корзине SDR в процентах)
ПериодUSDEURJPYGBP
1999 20000,5820 (39 %)0,3519 (32 %)27,2 (18 %)0,1050 (11 %)
2001 20050,5770 (45 %)0,4260 (29 %)21,0 (15 %)0,0984 (11 %)
2006 20100,6320 (44 %)0,4100 (34 %)18,4 (11 %)0,0903 (11 %)
2011 [1](41,9 %)(37,4 %)(9,4 %)(11,3 %)

Процентная ставка SDR пересматривается еженедельно. Она базируется на средневзвешенной величине процентных ставок на краткосрочные займы на денежных рынках валютной корзины SDR.

Международный код согласно ISO 4217 — XDR.

В связи с развитием мирового экономического кризиса , в марте 2009 года Китай предложил на базе специальных прав заимствования создать мировую резервную валюту, которая могла бы заменить в этом качестве доллар США . [2] Предполагается расширить базовую валютную корзину. В перспективе это может привести к появлению в наличном обороте новой мировой валюты, как в своё время из ЭКЮ появился евро.

Европейская валютная единица

ЭКЮ — / European Currency Unit / — специальная европейская валютная единица, основанная на «корзине» (наборе) валют стран – членов ЕС.

Ее исходным предназначением было содействие развитию интеграционных процессов между шестью странами Западной Европы, составлявших тогда Общий рынок.

Прототипом ЭКЮ следует считать счетную единицу Европейского платежного союза. В эту организацию входили все страны, вошедшие затем в ЕС. После образования ЕС была заимствована и счетная единица.

Эмиссия ЭКЮ стала осуществляться 13 марта 1979г.

У всех международных счетных денежных единиц курс определяется только косвенно – на основе курсов установленного круга валют, взятых в определенных пропорциях ( т.н. стандартная корзина ).

Первоначально, по состоянию на 13 марта 1979г., ЭКЮ в стоимостном выражении была приравнена к ЕРЕ ( Европейской расчетной единице), т. е. фактически к СДР. Позже ее курс стал расчитываться исходя из динамики курсов валют, включенных в корзину ЭКЮ.

Читать еще:  Плавающий валютный курс это

Эта корзина представляет собой определенное соотношение для взвешивания курсов входящих в нее валют. Доля каждой из валют определена на основе ряда экономических показателей государства – ее эмитента с учетом удельного веса этого государства в торговом обмене между странами Общего рынка, размеров его национального дохода и степени участия во взаимной валютной поддержке государств, входящих в ЕВС ( Европейская валютная система ).

На момент учреждения ЭКЮ и при первом значительном изменении весов корзины 17 сентября 1984г. Доли разных валют в ней составили:

Данная корзина служит ключевым элементом Европейской валютной системы. На ее основе вычисляются допустимые пределы отклонений курсов валют, входящих в ЕВС, а также ставок по ссудам, выраженным в ЭКЮ.

Допустимые пределы отклонений каждой из валют системы публикуются в виде паритетной сетки, которая представляет собой таблицу с указанием центрального и сигнальных курсов, которые может достигать соответствующая валюта на каждой из валютных бирж стран ЕВС. Центральные курсы каждой из валют системы рассчитываются к ЭКЮ и выражаются в единицах соответствующих национальных валют.

Квота национальных валют – компонентов ЭКЮ подлежит пересмотру каждые пять лет. При пересмотре корзины все активы и пассивы переоцениваются по новому курсу.

В отличие от количественного содержания, определенного на 5 лет, удельный вес каждой валюты может постоянно колебаться в зависимости от курса на мировом валютном рынке. Если удельный вес какой-либо из валют корзины меняется более чем на 25%, структура ЭКЮ может быть пересмотрена досрочно.

Помимо своего официального содержания, ЭКЮ имеет рыночный курс, т.е. тот, по которому заключаются сделки на рынке.

Объем эмиссии ЭКЮ также определяется на расчетной основе. Выпуск этой единицы осуществляется посредством зачисления выраженных в ней сумм на специальные счета. ЭКЮ не имеет материальной формы в виде банкноты или монеты. Она является записанной валютой.

Правда, в начале 1987г. В ознаменование 30-летия Римского договора бельгийское казначейство выпустило ограниченное количество юбилейных монет коллекционного характера, выраженных в европейской валютной единице: 50 ЭКЮ – золотые и 5 ЭКЮ – серебряные ($55 и $6 соответственно).

Размеры эмиссии ЭКЮ эквивалентны сумме полученного для этого обеспечения, которое составляет 20% золотых и долларовых резервов государств – участников. База эмиссии ЭКЮ определяется исходя из рыночных цен на составляющие официальных резервов:

  1. ЗОЛОТО оценивается по наиболее низкой из следующих котировок Лондонского рынка
  • средняя цена за предшествующее полугодие
  • среднедневная цена, зафиксированная за двое суток до наступления даты предоставления гарантии эмиссии ЭКЮ, что имеет место в конце каждого квартала.
  1. ДОЛЛАРЫ оцениваются по курсу, сложившемуся на национальном валютном рынке соответствующей страны – участницы ЕВС на 14 часов 30 минут в последний рабочий день перед датой передачи установленной части их эквивалента для эмиссии ЭКЮ в ЕФВС ( Европейский фонд валютного сотрудничества ).

Свойство эмиссии ЭКЮ – прерывный характер ее выпусков. По истечении каждого квартала предыдущий объем эмиссии аннулируется, оформляются новые трехмесячные возобнавляемые кредиты СВОП, служащие обеспечением очередного выпуска ЭКЮ. Это упрощает техническую процедуру отказа от участия в эмиссии в случае, если правительство какой-либо страны сочтет этот шаг необходимым.

В отличие от СДР ЭКЮ используется не только в официальном межгосударственном секторе, но и в частном.

Официальная ЭКЮ служит:

  • базой паритетов и курсов валют ЕЭС,
  • валютной единицей в совместных фондах и международных валютно – кредитных и финансовых организациях,
  • валютой единых сельскохозяйственных цен,
  • средством межгосударственных расчетов центральных банков ЕЭС при проведении валютной интервенции,
  • валютой займов и кредитов.

Частная ( коммерческая ) ЭКЮ:

  • валюта еврооблигационных займов,
  • валюта синдицированных кредитов,
  • валюта банковских депозитов и кредитов.
  1. Структура ЭКЮ.

На 21 сентября 1989г. В состав ЭКЮ входили:

  • бельгийский франк
  • голландский гульден
  • греческая драхма
  • датская крона
  • ирландский фунт
  • испанская песета
  • итальянская лира
  • люксембургский франк
  • немецкая марка
  • португальское эскудо
  • французский франк
  • фунт стерлингов

Международные валютные единицы.

Мировая валютная система базируется на функциональных формах мировых денег. Мировыми называются деньги, которые обслуживают международные отношения (экономические, политические, культурные).

МВФ отнес к этой категории доллар США, марку ФРГ, иену, фунт стерлингов, французский франк.

  • частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения.
  • Неконвертируемые валюты стран, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют.
  • Элементом валютной системы является валютный паритет – соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.
    В соответствии с Уставом МВФ паритеты валют могут устанавливаться в СДР или другой международной валютной единице. Новым явлением стала введение паритетов на базе валютной корзины. Этот метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. Применения валютной корзины вместо доллара отражает тенденцию отхода от долларового к многовалютному стандарту. Важной проблемой исчисления валютной корзины являются определение ее состава, размер валютных компонентов, т.е. количество единиц каждой валюты в наборе.
    Например, валютная корзина СДР состоит из пяти валют. Определение удельного веса каждой валюты производится с учетом доли страны в международной торговле, но для доллара принимается во внимание его удельный вес в международных расчетах, поэтому его доля составляет 40%, намного превышая доли каждого из остальных четырех валют (марка ФРГ – 21, иена – 17, франк и фунт стерлингов – по 11 процентов).
    Исчисление курса СДР по отношению к доллару или другой валюте входящей в состав набора валютной корзины, включает три основных элемента:

    • валютные компоненты в единицах соответствующей валюты, которые определяются как произведение ее удельного веса в валютной корзине и среднего рыночного курса к доллару за последние три месяца с корректировкой на предыдущий курс СДР.
    • рыночные курсы валют к доллару
    • долларовый эквивалент валютных компонентов как сумма произведений предыдущих двух показателей.

    В ЕВС в качестве базы валютных паритетов используется ЭКЮ основанная на валютной корзине из валют 12 стран Европейского союза.
    Всемирное хозяйство предъявляет определенные требования к мировой валютной системе, которая должна: обеспечивать международный обмен достаточным количеством пользующихся доверием платежно-расчетных средств, поддерживать относительную стабильность и эластичность приспособления валютного механизма к изменению условий мировой экономики, служить интересам всех стран-участниц. Выполнению этих требований препятствуют противоречия воспроизводства, изменения в структуре мирового хозяйства и в соотношении сил на мировом рынке.
    Каждая страна-участница, вступая в Фонд, делает соответствующий взнос, который определяется установленной квотой. Размер такой квоты, которая пересматривается с периодичностью в пять лет, рассчитывается на основе оценки экономического потенциала отдельных стран в мировом хозяйстве. Относительно к размеру квот определяется «вес» голоса каждой страны в руководстве Фондом и объем ее возможных заимствований. Квота Украины на конец 1992 г. составляла 0,7%. Соответственно этой квоте вступительный взнос для Украины был определен в размере 911 млн. долл. США. В соответствии с существующим положением из определенной суммы лишь 22,7% выплачивается в свободно конвертируемой валюте (СКВ), а остаток — в национальной денежной единице. Учитывая острый недостаток СКВ, Украина воспользовалась так называемым Фондом заимствования при МВФ для стран-членов, которые испытают финансовую трудность. Необходимый взнос оформлен как долг, под который Украине предоставлен беспроцентный и бессрочный кредит, который по возможности будет погашен.
    Решением Совета управляющих МВФ от 22 января 1999 г. предусмотрены возрастания суммарного капитала МВФ до 210943,0 млн СДР против 145321,0 млн СДР. Вследствие этого квота Украины в МВФ выросшая с 997,3 млн. СДР до 1372,0 млн., что дает возможность заметно расширить объем ее возможных заимствований в МВФ.
    Став членом МВФ, Украина вместе с тем вошла в структуру Мирового банка. Ей выделена квота в 10 678 акций на общую сумму в 1,3 млрд. долл. США. Валютную денежную наличность за членство Украины в банка на сумму 7,9 млн долл. США внесли Нидерланды, которые есть страной-опекуном нашего государства в этой банковской структуре.
    В начале своей деятельности, в конце 40-х лет, практически не было развитой системы международных финансовых частных рынков. Поэтому МВФ был источником средств как для развитых стран, так и для стран, которые развиваются. На протяжении последних 40-50-ти лет одним из интереснейших аспектов экономического развития в мире постоянная очень быстрая интернационализация частного финансового рынка. И сегодня большинство развитых стран не требуют финансовых ресурсов Фонда, так как они имеют доступ к частным финансовым рынкам. Поэтому МВФ от финансирования всех стран-членов сейчас переключился на поддержку стран, которые развиваются, то есть тех стран, которые не имеют доступа к частным финансовым рынкам. Состоялась переориентация МВФ от статуса, так сказать, международного банкира к организации, которая оказывает содействие экономическому развитию стран, что самые не в возможности выйти на финансовые рынки и требуют официальной поддержки Фонда.
    В рамках такой эволюции можно понять отношения МВФ и с Украиной. Во-первых, Украина как государство пока что фактически не имеет реального доступа на международные финансовые рынки. Внешнее финансирование она может получить преимущественно из официальных источников. А главный официальный источник – это МВФ. И даже возможное одностороннее финансирование со стороны таких стран, как США, Япония, как правило, связанное с договоренностями с Фондом. Во-вторых, политика Фонда, которая проводится в Украине и связанная с денежной поддержкой, направленная на стабилизацию социально-экономической ситуации в Украине.
    Финансовые ресурсы МВФ направляются для предоставления помощи странам-членам, которые стараются преодолеть проблемы платежного баланса, а также для содействия в смягчении следствий реализации стабилизационных программ. МВФ предоставляет финансирование как с своих общих ресурсов, так и в границах механизмов льготного финансирования, управление что осуществляется в отдельности. Государства-члены, которые пользуются общими ресурсами МВФ, «покупают» (то есть набирают взаймы) валюту других держа-членов или СДР в обмен на эквивалентную сумму в своей собственной валюте. МВФ взимает плату за такие займы и требует, чтобы государства-члены в границах определенного срока «выкупили» свою валюту в МВФ (то есть погасили задолженность), используя для этого валюту других держав-членов или СДР. Льготное финансирование предоставляется в виде кредитов под низкие проценты.
    Отношения МВФ с странами бывшего СССР, в том числе с Украиной, строятся соответственно трем типам программ. Программу первого типа создан специально для этих стран и стран Восточной Европы. Она есть своеобразной подготовительной программой, относительно простоя в своих требованиях. Выполнение такой программы не требует сложного инвестиционного аппарата в стране. Это первоначальная программа — программа системной трансформации экономики (Sestemik Transformation Facility — STF) , реализация которой дает возможность стране и Фонду сотрудничать.
    Следующий шаг — эта довольно стандартная программа, которая имеет название «стенд-бай» (Stand-by) . Это программа краткосрочного финансирования; как правило, она длится от 12 до 13 месяцев и направленная на осуществление первоочередных мероприятий, необходимых для достижения макроэкономической стабилизации.
    После реализации этой программы страна может заключить с МВФ соглашение о программе расширенного финансирования (Extanded Fund Facility — EFF) . Она рассчитанная на три года и направленная на закрепление достижений начальной стабилизации за программой «стенд-бай». Одновременно значительно больше внимания отводится структурным изменениям в экономике, тем элементам, которые составляют базу (основу) дальнейшего экономического возрастания.
    Отметим, что из октября 1994 г., если Украина получила первый транш кредита Международного валютного фонда, по октябрь 1996г. в Национальный банк Украины поступило кредитов от МВФ на общую сумму 2075 млн долл. США (кредит STF, первый «стендй-бай» и 6 траншей второго «стендй-бай»). Общий размер ожидаемых поступлений от МВФ за этими двумя программами должен был составлять 1573,3 млн СДР.
    В сентябре 1998г. с МВФ согласованно выделение Украине ссуды в границах Программы расширенного финансирования («EFF») на поддержку широкомасштабной макроэкономической и структурной стабилизации на период 1998-2001 гг. на общую сумму 2,3 млрд долл. США, из которых на протяжении 1998г. получен 345 млн долл. США. Кроме того, в 1998 г. получен 51 млн долл. США в границах кредита «стендй-бай», на финансирование программы макроеконом1чл_Ю1 стабилизации и структурных преобразований, реализацию которой начат в 1997г.
    Распорядителем финансовых ресурсов, предоставленных МВФ, есть НБУ Получение этих ресурсов обусловлен выполнением украинской стороной согласованных с МВФ критериев эффективности, таких как уровень чистых международных резервов НБУ, монетарные показатели и дефицит консолидированного бюджета и т.п..
    Финансовые ресурсы МВФ предоставляются Украине на довольно льготных условиях: срок уплаты 3-5 лет, начало оплаты — через трех года, процентные ставки за кредит — от 5,75% до 6,29%. На 1 января 2000 г. государственный долг Украины перед МВФ составляет 2,8 млрд долл. США, или 22,4% всего внешнего государственного долга Украины.
    Кредиты, которые привлекаются от МВФ, используются для поддержки курса национальной валюты и для финансирования дефицита платежного баланса Украины и призванные смягчить экономические трудность в процессе проведения экономических реформ, которые дают возможность обеспечить в перспективе экономическое возрастание в стране. Без проведения программы экономических преобразований финансовая поддержка из официальных источников не имеет смысла, так как в этом случае ссудные средства будут использоваться на финансирование лишь текущих проблем платежного баланса, которые без реформирования экономики снова будут накопляться и будут превращаться в дополнительное бремя. В значительной мере благодаря сотрудничеству с МВФ наша страна была в состоянии привлечь значительные кредитные ресурсы Мирового банка.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector