Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Счет платежного агента

Счет платежного агента

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Банка России от 25 апреля 2018 г. N 18-1-1-11/763 “Об отражении в бухгалтерском учете операций по специальным банковским счетам платежных агентов”

Департамент бухгалтерского учета и отчетности Банка России (далее — Департамент) рассмотрел обращение Ассоциации Российских Банков от 13.02.2018 N А-02/5-42 (далее — обращение) и в дополнение к письму от 13.03.2018 N 18-1-1-11/364 сообщает мнение Департамента национальной платежной системы Банка России по вопросу осуществления операций по специальным банковским счетам платежных агентов.

Частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон N 103-ФЗ) установлен режим специальных банковских счетов платежных агентов.

Указанный режим не предусматривает возможности непосредственного списания денежных средств со специальных банковских счетов платежных агентов на счета, не являющиеся банковскими счетами, а также не допускает возможности зачисления на них денежных средств, переводимых со счетов, не являющихся специальными банковскими счетами платежных агентов.

Также сообщаем мнение Департамента по вопросам бухгалтерского учета.

Балансовый счет N 47422 «Обязательства по прочим операциям» для отражения сумм переводов денежных средств, поступающих со специальных банковских счетов платежных агентов (счет N 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» (далее — счет N 40821), открытых в других кредитных организациях, не применяется.

Мнение Ассоциации Российских Банков о недопустимости осуществления операций по зачислению денежных средств на счет N 40821 в корреспонденции с балансовыми счетами N 40817 «Физические лица», N 40911 «Расчеты по переводам денежных средств» соответствует позиции Департамента по данному вопросу.

Применение балансового счета N 30233 «Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств» для отражения кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на специальный банковский счет платежного агента до момента их получения от платежного агента не соответствует его назначению и характеристике, изложенным в пункте 3.28 части II Положения Банка России от 27.02.2017 N 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».

Установленный Федеральным законом N 103-ФЗ режим допускает осуществление расчетов с платежными агентами в порядке, предусматривающем предварительное зачисление денежных средств на корреспондентский счет кредитной организации с последующим их отражением на таких внутренних счетах.

В этом случае кредитная организация вправе применить балансовый счет N 30232 «Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств».

Заместитель главного бухгалтера
Банка России —
заместитель директора Департамента
бухгалтерского учета и отчетности
М.С. Волошина

Обзор документа

Разъяснения касаются осуществления операций по специальным банковским счетам платежных агентов.

Режим специальных банковских счетов платежных агентов не предусматривает возможности непосредственного списания денежных средств с них на счета, не являющиеся банковскими счетами, а также не допускает возможности зачисления на них денежных средств, переводимых со счетов, не являющихся специальными банковскими счетами платежных агентов.

Балансовый счет N 47422 «Обязательства по прочим операциям» для отражения сумм переводов денежных средств, поступающих со специальных банковских счетов платежных агентов (счет N 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика»), открытых в других кредитных организациях, не применяется.

Недопустимы операции по зачислению денежных средств на счет N 40821 в корреспонденции с балансовыми счетами N 40817 «Физические лица», N 40911 «Расчеты по переводам денежных средств».

Допускается осуществление расчетов с платежными агентами в порядке, предусматривающем предварительное зачисление денежных средств на корреспондентский счет кредитной организации с последующим их отражением на внутренних счетах.

В этом случае кредитная организация вправе применить балансовый счет N 30232 «Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств».

Специальный банковский счет платежного агента

specialnyy_bankovskiy_schet_platezhnogo_agenta.jpg

Похожие публикации

Деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц, осуществляемая платежными агентами, возможна только с применением специального банковского счета. Закон строго регламентирует как порядок его использования, так и ответственность за нарушения данного порядка.

Специальный банковский счет платежного агента: назначение и особенности использования

Спецсчет используется платежным агентом для зачисления средств, полученных от физических лиц в пользу поставщика товаров или услуг в рамках исполнения агентского договора. Законодательство предусматривает запрет на использование для этого других счетов, использование же самого счета носит ограниченный характер (ст. 4 закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ).

По спецсчету допускаются следующие операции:

Зачисление средств от физлиц, в счет исполнения их обязанностей перед поставщиком;

Зачисление средств с другого спецсчета агента;

Списание средств на специальный счет другого агента или поставщика;

Списание средств на расчетные счета – в установленных законодательством случаях (например, вознаграждение агента).

Никакие иные операции на данном счете не допускаются. Подобные ограничения введены по нескольким причинам:

Защита интересов поставщика – у агента нет возможности распорядиться средствами по своему усмотрению;

Защита интересов плательщиков-физлиц от действий недобросовестного агента по неперечислению оплаты поставщику;

Контроль за оборотом собираемых платежей и их использованием;

Упрощение учета дохода юрлиц и ИП в части его выделения из всего объема получаемых им денежных средств.

Таким образом, законодательство введением специальных счетов решило множество вопросов как фискального характера, так и экономико-правовой безопасности участников рынка.

Читать еще:  Образец заполненного платежного требования

Специальный счет платежного агента: порядок открытия

Открыть данный вид счета обязаны юрлица и ИП, как принимающие платежи в пользу третьих лиц – поставщиков, так и сами поставщики. Согласно действующему порядку открытия счетов в кредитных учреждениях, спецсчета имеют отдельное обозначение: 40821 – «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика», что позволяет идентифицировать их при использовании в расчетах (п. 4.43 «Положения о Плане счетов бухучета для кредитных организаций», утв. ЦБ РФ 27.02.2017 № 579-П).

Данный вид счета может быть открыт в любом банке, но в большинстве случаев действует требование, что открывается он только в том кредитном учреждении, где у агента или поставщика есть действующий расчетный счет.

Для открытия счета в банк необходимо предоставить заявление по установленной форме и приложить к нему копию агентского договора с поставщиком или иным платежным агентом, а также стандартный пакет документов, который используется для открытия простого расчетного счета. После проверки представленных документов счет будет открыт – в среднем на это уходит 2-3 дня.

Договор на специальный счет предусматривает обязанность агента своевременно информировать банк о расторжении договора с поставщиком, либо о заключении новых договоров как с прежними контрагентами по приему платежей, так и с новыми. Кроме того, агент обязан оповестить кредитное учреждение о прекращении деятельности по приему платежей в пользу третьих лиц.

Счета банковским платежным агентам открываются в аналогичном порядке с той лишь разницей, что вместо агентского договора с поставщиком, необходимо представить агентский договор с оператором по переводу денежных средств, либо иным банковским платежным агентом.

Отметим, что в большинстве российских банков открытие счета 40821 платежным агентам предусматривает высокие тарифы. Кредитные учреждения объясняют это тем, что деятельность агентов по приему платежей несет множество рисков для банка и высокие тарифы частично ограждают их возможных мошеннических схем.

Ответственность за спецсчет

За осуществление деятельности платежного агента без открытия специального счета предусмотрена административная ответственность в виде штрафа по п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (40 000 – 50 000 руб. для компаний, 4000-5000 для должностных лиц). Аналогичная санкция может быть применена и при выявлении нарушений в его использовании, например, перечисление на него не всей суммы денежных средств, полученных в пользу поставщика, либо иное нарушение требований по исполнению обязанностей платежного агента, предусмотренных действующим законодательством.

Специальный счет для платежного агента: мнение экспертов

Просто удивительно, сколько вопросов и проблем может вызвать одна-единственная фраза в нормативном акте Банка России. Оказывается, так бывает, если эта фраза представляет собой характеристику нового счета.

Счет № 40821 «Платежный агент, банковский платежный агент» вводится в План счетов Указанием Банка России от 25 ноября 2009 г. № 2343-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2010 года.

Характеристика счета выглядит довольно лаконично. Это «отдельный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов при приеме платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и статьей 13.1. Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Кроме этого, указывается лишь, что счет – пассивный, а аналитический учет ведется на счетах, открываемых по каждому агенту.

Как ни странно, 1 января в операционных залах кредитных организаций не выстроились длинные очереди банковских и небанковских платежных агентов, желающих немедля открыть себе «отдельные банковские счета». Впрочем, их можно понять: Положение № 302-П вместе со всеми его изменениями и дополнениями их мало интересует, а в Законах № 103-ФЗ и № 395-1 указания на обязанность агентов открывать и вести эти счета выглядят довольно расплывчато. К тому же, наверное, у них были другие важные дела первого января. А также второго, третьего и далее – по тринадцатое включительно.

Ну, а банкам (и особенно – банковским бухгалтерам) деваться некуда – для них скрупулезное выполнение Положения № 302-П и других нормативно-правовых актов Банка России куда важнее, чем новогодние праздники. Даже, может, важнее, чем выполнение всяких там Федеральных законов.

Сам счет и его характеристика, собственно говоря, никаких вопросов у банкиров при первом прочтении не вызвали. Как это обычно бывает, проблемы возникли на этапе практической реализации.

Во-первых, самостоятельно открыть клиенту счет № 40821, как и любой другой банковский счет, кредитная организация не может. А клиенты, как уже было сказано, не толпятся у дверей, размахивая заявлениями на открытие счетов. Продолжают себе спокойно сдавать наличность, извлеченную из терминалов, на свои действующие банковские счета.

Многие ли банки возьмут на себя смелость отказать агенту в приеме наличных в такой ситуации? Приходится выкручиваться: печатать и давать на подпись клиентам заявления на открытие счетов или делать дополнительные соглашения к договорам на расчетно-кассовое обслуживание.

Во-вторых, непонятно, как быть, если платежный агент сдает выручку в другой кредитной организации – не в той, где ведется его счет. У них, платежных агентов, такое сплошь и рядом происходит: понатыкают свои терминалы во всех населенных пунктах в радиусе 300 км, а выручку в родной банк везти не хотят. Вот и сдают в ближайшее отделение Сбербанка.

Читать еще:  Обеспечительный платеж гк

Возможность сдачи клиентами наличных денег для зачисления на счет, открытый в другой кредитной организации, предусмотрена пунктом 3.1. Положения Банка России от 24 апреля 2008 года № 318-П «О порядке ведения кассовых операций» (ее неординарность мы обсуждали полтора года назад). А теперь возникает новая проблема: если счет № 40821 ведет не тот банк, который принял наличность, то средства на этот счет поступят безналичным платежом. А это противоречит назначению счета – «для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков».

Тогда, может быть, счет № 40821 должен вести банк, принимающий наличные? Но это уже совсем другая история, достойная отдельного рассмотрения…

В-третьих, многие банковские агенты работают по предоплате. То есть рассчитываются с поставщиками услуг (например, операторами мобильной связи) своими деньгами, имеющимися на банковском счете. А затем пополняют счет, сдавая выручку, извлеченную из терминалов. Это значит, строго говоря, что если счет № 40821 пополняется только за счет выручки из терминалов, то он должен иметь признак «активный»: сначала – оплата, потом – пополнение счета.
Но так как счет № 40821 однозначно пассивный (где вы видели активный банковский счет?!), то приходится предположить, что на него зачисляются не только наличные денежные средства, полученные от плательщиков, но и другие поступления на счет агента – кредиты банков, например. Но это противоречит как термину «отдельный», так и имеющейся характеристике счета.

Возможен и третий вариант: предоплата осуществляется с основного банковского счета (например, 40802 «Физические лица – индивидуальные предприниматели»), на котором держится для этих целей некоторый неснижаемый остаток. Тогда средства со счета № 40821 должны перечисляться на счет № 40802 для пополнения этого остатка. И какой тогда смысл в открытии отдельного банковского счета в дополнение к основному? И что это за операция? Каким расчетным документом она оформляется? Или это и не расчетный документ вовсе – ведь расчеты осуществляются между двумя различными лицами, а у нас – между двумя счетами одного и того же лица?

И вообще, если Банк России имел в виду именно этот вариант, то его следовало бы прямо прописать в характеристике счета № 40821. Не так ли?

В-четвертых, не совсем понятно, является ли указанный «отдельный счет» банковским счетом в понимании Гражданского кодекса и Налогового кодекса. А это важно, так как выполнение требований каждого из перечисленных документов применительно к счету № 40821 неизбежно вызовет кучу вопросов. Навскидку – подлежат ли операции по этому счету приостановлению налоговыми органами? А средства на счете — аресту судебными приставами? Можно ли с этого счета списывать комиссию банка? Если это банковский счет в терминах Гражданского кодекса, то почему Положение № 302-П в противоречие с указанным кодексом ограничивает возможности использования такого счета? Если это другой счет, то чем он отличается от обычного банковского?

А здесь можно почитать о проблемах платежных агентов, с которыми они столкнулись, пытаясь открыть «специальный счет». Как выяснилось, многие банки отказывают агенту в открытии такого счета, ссылаясь на отсутствие указаний относительно режима использования «специального счета».

Платежные агенты: дело № А36-8176/2017

Налоговые органы, как все надзорные органы государства стремятся привлечь как можно больше организаций и должностных лиц к ответственности, чтобы повысить свои плановые показатели в работе. И если раньше ИФНС в судах проигрывала бОльшую часть споров с налогоплательщиками, то в последние несколько лет наблюдается обратная практика.

Для судов теперь надзорные органы априори правы, даже если и толкуют нормы закона не пользу привлекаемых к ответственности, что прямо прописано как в налоговом законодательстве, так и законодательстве об административных правонарушениях (АП). Принцип, что все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика (или лица, привлекаемого к административной ответственности (АО) давно уже не действует в судах, а тем более в надзорных административных органах.

Управляющие организации (УО) обязаны организовать начисление и сбор денежных средств с собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома (МКД) за содержание жилья и (или) коммунальные услуги в силу требований норм законодательства об обязательном минимальном перечне работ по содержанию МКД. Закон не конкретизирует как это делать: либо самостоятельно, либо на основании договоров с расчетными центрами, допускаются оба варианта.

При этом возникает много спорных моментов, касающихся исполнения законодательства по приему денежных средств как самими УО, так и расчетными центрами. Вполне ожидаемо, что налоговые инспекции высказывают мнение по всем вопросам не в пользу налогоплательщиков. И почему это не удивляет уже. А за правдой приходится идти в суд , но не всегда бывает, что там ее найдешь.

Поэтому примечательно судебное дело № А36-8176/2017, когда суд признал решение налоговой инспекции о привлечении вычислительного центра к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ незаконным, что само по себе удивительно в свете сложившегося отношения со стороны судов к таким делам: прекращать дела по АП за отсутствием состава (в т.ч. и вины правонарушителя или события АП) совсем некомильфо.

В части 2 ст. 15.1 КоАП РФ установлено, что нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с ФЗ от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе» обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Читать еще:  Какие поступления относятся к реестровым платежам

Как обычно бывает, налоговым органом проведена проверка ООО, которое по факту являлось расчетным центром и осуществляло сбор платы за содержание жилья на основании договора с управляющей организацией. В результате Общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ за то, что осуществляло деятельность по прием платежей без открытия специального банковского счета.

Суд 1 инстанции признал постановление ИФНС незаконным, а вслед за ним и суд апелляционной инстанции согласился с ним.

В Постановлении 19ААС от 9 августа 2018 года по дело № А36-8176/2017 судом указано следующее:

«. В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ) под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Положения названного Федерального закона не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим Федеральным законом, а также не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (подпункты 1 и 4 части 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ).

Согласно подпунктам 3 и 4 статьи 2 Закона № 103-ФЗ платежным агентом может являться юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. При этом платежным агентом является либо оператор по приему платежей, либо платежный субагент.

. Из названных положений Закона № 103-ФЗ следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг).

При этом платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

Согласно статье 1 Закона № 103-ФЗ принятие платежей от физических лиц не во всех случаях порождает обязанность открыть специальный расчетный счет.

Таким образом, действие Закона № 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги — услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг).

В пункте 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 15.11.2017г. разъяснено, что лицо, оказывающее поставщику товаров (работ, услуг) иные услуги, помимо услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику, не является платежным агентом и не может быть привлечено к

административной ответственности на основании части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

. Следовательно, поскольку общество в рамках указанных договоров оказывает иные услуги, оно не может быть признано платежным агентом, на которого распространяется действие Закона № 103-ФЗ.

Таким образом, не являясь платежным агентом, общество правомерно осуществляет упомянутую деятельность без использования предусмотренного Законом № 103-ФЗ специального банковского счета.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 26 мая 2017 № 302-АД16-16468, определении Верховного суда РФ от 5 июля 2016 № 306-АД16-4262.

При таких обстоятельствах, в действиях заявителя отсутствуют признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 15.1 КоАП РФ. Следовательно, в действиях общества отсутствует состав вмененного правонарушения, в связи с чем, привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, является незаконным.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого постановления».

Как ни удивительно, но суды двух инстанций прекратили указанное дело об обжаловании Постановления об АП по самому непопулярному основанию: за отсутствием состава правонарушения. Остается надеяться, что такие «оправдательные» решения судов по привлечению к АО мы будем наблюдать чем дальше, тем чаще. Не забывая при этом, что суд не будет за вас доказывать вашу невиновность и отсутствие состава АП, а это следует делать представителю обвиняемой стороны очень дотошно, скрупулезно и профессионально. Тогда и положительный результат вполне возможен, особенно, если с судьей повезет.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе тут .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×