Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязанность ук предоставлять платежки онлайн

ВС РФ: отсутствие квитанции на оплату услуг за содержание и ремонт общего имущества МКД не освобождает от обязанности оплатить эти услуги

fiona-toke / Depositphotos.com

Собственник помещения в МКД в силу закона обязан вносить платежи на содержание общего имущества, поэтому невыставление платежных документов не освобождает его от этой обязанности, а он сам, действуя добросовестно, может самостоятельно рассчитать размер платежей или обратиться к УК МКД за соответствующими платежными документами. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу по спору между муниципалитетом (владельцем подвального помещения в МКД) и управляющей организацией (определение ВС РФ от 10 апреля 2019 г. № 303-ЭС19-3457).

Последняя взыскала с муниципалитета полумиллионную задолженность по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а сверх того – пени за неуплату.

Муниципалитет «отбивался» следующим:

  • тариф на содержание общего имущества МКД устанавливается решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее – ОСС), однако муниципалитет с этим решением ознакомлен не был – никто не удосужился выслать ему копию протокола;
  • по договору управления УК обязана ежемесячно, до 10 числа, выставлять собственникам помещений соответствующие счета на оплату, однако никаких счетов она муниципалитету как собственнику подвальных помещений не выставляла, вплоть до предшествующих обращению в суд нескольких недель.

Однако суд взыскал и сумму долга (полностью), и сумму пеней (в части), указав, что:

  • отсутствие счетов на оплату не освобождает от их оплаты, поскольку обязанность этой оплаты и ее срок возникают из Жилищного кодекса и договора управления МКД;
  • плата является фиксированной, определяется исходя из площади помещения и установленного тарифа содержания;
  • обязанности отправлять владельцу помещений в МКД копию протокола ОСС законодательство (Жилищный кодекс РФ) не содержит. Надо ознакомиться – иди и знакомься, самостоятельно обратившись в управляющую компанию;
  • обладая информацией о размере платы (установлена протоколом ОСС), сроках внесения платежей (предусмотрены договором и законом), действуя добросовестно, собственник может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные сроки или обратиться к управляющей организации за соответствующими платежными документами;
  • что же до пеней, то они были взысканы не в полном размере. Учитывая, что УК сама вела себя не примерно и счета на оплату не выставляла, пени были взысканы не за все время просрочки, а лишь за ту ее часть, что пришлась на период после ближайшего, хоть и «опоздавшего», выставленного счета.

ВC РФ согласился с решениями нижестоящих судов и отказал муниципалитету в пересмотре дела. Отметим, что ранее ВС РФ уже высказывал аналогичную позицию (см. определение от 13 июня 2017 г. № 309-ЭС17-6399).

Собственники помещений требуют у УК бухгалтерские документы: законно ли это?

Автор: М. О. Денисова

Собственники помещений в МКД запросили у УК оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета, банковские выписки и платежные поручения за год. Баланс за 2016 год раскрыт в соответствии с установленным стандартом. Обязана ли УК предоставить запрашиваемые документы собственникам? Почему данные о доходах и расходах по управлению МКД следует отразить в бухгалтерской отчетности? Могут ли собственники помещений в МКД и органы ГЖН проверять достоверность бухгалтерской отчетности и данных о доходах и расходах по управлению МКД?

О составе информации, подлежащей раскрытию.

В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ УК должна обеспечить свободный доступ к информации:

  • об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности;
  • об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  • о порядке и условиях их оказания и выполнения, их стоимости, ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

Доступ к этой информации организуется в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

Контроль за соблюдением данного стандарта возложен на органы ГЖН. Важно, что соблюдение требований к раскрытию информации на основании указанного стандарта является одним из лицензионных требований к УК (см. п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).

В соответствии с пп. «а» п. 3 Стандарта раскрытия информации УК отражает информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая:

  • сведения о годовой бухгалтерской отчетности;
  • бухгалтерский баланс и приложения к нему;
  • сведения о доходах, полученных от оказания услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов);
  • сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов).

В соответствии с п. 8 Стандарта раскрытия информации раскрытие УК информации осуществляется по формам, утвержденным Минстроем (см. Приказ от 22.12.2014 № 882/пр). Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, пре­дусмотренных п. 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в МКД правомочий собственников в полном объеме. В форме 1.2 раскрываются следующие сведения:

  • к ней прилагается сканированная копия годовой бухгалтерской отчетности в электронной форме;
  • в нее вписываются числовые показатели (сумма доходов по управлению МКД, сумма соответствующих расходов, сумма задолженности УК перед РСО суммарно и по видам ресурсов).

Считается, что этой информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности достаточно для реализации собственниками помещений в МКД их полномочий.

Ни в самом Стандарте раскрытия информации, ни в формах, утвержденных Минстроем, нет обязанности УК предоставлять собственникам помещений бухгалтерские регистры, платежные поручения, банковские выписки. На этом можно было бы закончить, выдав письменный отказ в предоставлении документов, не преду­смотренных действующим законодательством.

О включении сведений в бухгалтерскую отчетность.

Однако обратим особое внимание на то, что доходы, расходы и кредиторская задолженность организации – это объекты бухгалтерского учета (ст. 5 Закона о бухгалтерском учете[1]). Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1). Первичными документами оформляются факты хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9), а в регистрах бухгалтерского учета своевременно регистрируются и накапливаются данные, содержащиеся в первичных учетных документах (п. 1 ст. 10). И уже на основе сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами, составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (п. 1 ст. 13).

Основными показателями деятельности организации являются показатели о финансовом положении (активах и пассивах) и финансовых результатах (доходах и расходах). Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

Как указано в п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Читать еще:  Очередность платежа судебные приставы

Поскольку Стандартом раскрытия информации предусмотрено, что для осуществления полномочий собственникам помещений в МКД должны быть предоставлены сведения, в частности, перечисленные в пп. «а» п. 3 данного стандарта, эти же сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности следует привести в бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной и полной (п. 6 ПБУ 4/99, п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете), а информация, содержащаяся в ней, – нейтральной (п. 7 ПБУ 4/99). Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценку пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

На основании изложенного выше считаем, что эталоном раскрытия информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации является предоставление свободного доступа к ее бухгалтерской отчетности, в пояснениях к которой следует детализировать данные о доходах и расходах, связанных с оказанием услуг по управлению МКД, а также о кредиторской задолженности за приобретенные коммунальные ресурсы (иные услуги).

Следовательно, организация не обязана афишировать бухгалтерские регистры (оборотно-сальдовые ведомости) и первичные документы (банковские выписки и платежные поручения), поскольку сами по себе таковые не дают представления ни о финансовом положении компании, ни о ее доходах и расходах. И только на основе этих документов, систематизированных определенным образом, составляется бухгалтерская отчетность, а также проверяется ее достоверность.

Могут ли собственники проверять достоверность бухгалтерской отчетности?

Запрашивая у УК бухгалтерские регистры и первичные документы, собственники помещений фактически стремятся убедиться в достоверности бухгалтерской отчетности, иных раскрытых сведений. Однако таких полномочий они не имеют.

Независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в рамках аудита, целью которого является выражение мнения о достоверности такой отчетности. При этом аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Ответственность за достоверность бухгалтерской отчетности несет должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Штраф за искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %, а также за отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета установлен ст. 15.11 КоАП РФ. Полномочиями по составлению протоколов наделены налоговые органы. Одновременно в Письме Минфина РФ от 20.02.2017 № 03-02-08/9641 отмечено, что Законом о бухгалтерском учете не предусмотрено осуществление налоговыми органами и иными государственными органами функций по контролю (надзору) за соблюдением экономическими субъектами единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных федеральным законом.

Ответственность за раскрытие недостоверной информации.

Вместе с тем заинтересованные пользователи (собственники квартир дома) могут усомниться в достоверности раскрытых организацией данных. В этом случае с их стороны возможны обращения в органы ГЖН с просьбой провести проверку соблюдения компанией требований о раскрытии информации в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.

О том, что поступление в орган ГЖН в установленном порядке от гражданина или организации соответствующего заявления (жалобы, обращения), в котором ставится вопрос о недостоверности размещенной информации, является основанием для проведения проверки, сообщалось в Письме Минстроя РФ от 24.02.2015 № 4745-АЧ/04.

В рамках такой проверки должностные лица органов ГЖН вправе запрашивать необходимые документы, поэтому УК должна быть готова дать соответствующие пояснения проверяющим и подтвердить их документами, в частности, бухгалтерскими регистрами и «первичкой». В случае обнаружения факта недостоверности раскрытой информации (в том числе в части доходов и расходов, связанных с управлением МКД) организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение лицензионных требований (максимальный штраф для юридических лиц – 300 000 руб.) на основании ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. При этом полномочий непосредственно по проверке достоверности бухгалтерской отчетности УК органы ГЖН не имеют.

Обязанность УК предоставить собственникам помещений первичные учетные документы и бухгалтерские регистры не предусмотрена действующим законодательством. Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, которая должна быть предоставлена собственникам помещений в МКД, содержится в бухгалтерской отчетности, а также в нескольких показателях (доходы и расходы по управлению всеми домами, «кредиторка» перед РСО). Поскольку собственники помещений являются пользователями бухгалтерской отчетности, названные показатели следует включить в ее состав. Проверять достоверность непосредственно отчетности ни собственники помещений в МКД, ни органы ГЖН не уполномочены. Однако последние вправе проверить достоверность информации, подлежащей обязательному отражению (соответствие раскрытой копии бухгалтерской отчетности документу, утвержденному в установленном порядке, а также соответствие действительности данных о доходах, расходах по управлению МКД, кредиторской задолженности УК перед РСО).

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Почему УО должна направлять жителям платёжные документы на бумаге

Сегодня жители многоквартирных домов могут получать счета за ЖКУ не только в бумажном виде в почтовые ящики, но и в электронном формате: поставщики услуг направляют их по электронной почте, размещают в ГИС ЖКХ и личных кабинетах. Читайте о том, почему УО обязаны направлять абонентам счета на бумаге даже при наличии электронной копии платёжного документа.

Потребители жалуются на отсутствие бумажного счёта за ЖКУ

В районный суд Н. Тагила с иском к исполнителю коммунальной услуги по газоснабжению обратилась собственница двух квартир в многоквартирных домах. Она в течение длительного периода не получала счета на оплату газа в своих квартирах. На неоднократные обращения к поставщику газа ответа либо не было, либо он был неполным.

Истица в суде рассказала, что в ответ на её первую претензию о неполучении счетов поставщик газа сообщил о запланированной проверке изложенных фактов, но о результатах проверки её не известили.

Собственник обращалась с вопросом о квитанциях на оплату ресурса в абонентский отдел исполнителя КУ, где ей сообщили, что счета направляются только абонентам, по лицевым счетам которых сформировалась задолженность более 300 рублей. Остальные потребители могут просматривать квитанции в личных кабинетах на сайте поставщика газа.

В иске к поставщику ресурсов потребитель требовала обязать исполнителя услуги по газоснабжению ежемесячно предоставлять в её адрес счета на оплату, а также взыскать с организации компенсацию морального вреда.

Организация-поставщик с претензиями собственника не согласилась. Ответчик утверждал, что по первому же письму истицы ей были направлены счета и расчёты за два месяца, а остальные счета размещены в личном кабинете клиента, о чём ей сообщалось в ответах на обращения.

Читать еще:  Основание платежа пеня код

Исполнитель услуг обязан направлять потребителям счета на оплату

Суд, принимая решение по делу, исходил из следующих норм законодательства РФ:

  1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о товарах, работах и услугах (п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).
  2. Исполнитель КУ обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности начисления платы за коммунальные услуги и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи (п. 31, пп. «б», «г» п. 33 ПП РФ № 354).
  3. Плата за ЖКУ вносится на основании платёжных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истёкшим периодом, если иной срок не установлен договором управления либо решением ОСЧ ТСЖ/ЖК (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).
  4. Обязанность направлять в адрес собственника платёжные документы на основании информации, передаваемой в том числе с помощью электронных или иных платёжных систем, возложена на ответчика.
  5. В договоре на поставку газа указываются адрес и способ доставки абоненту счёта для оплаты ресурса (пп. «п» п. 15 постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549). При этом, каким способом получать счета – по почте или с помощью электронных систем, определяет потребитель.

Чтобы установить факт доставки потребителю счетов на оплату потреблённого ресурса, судья привлёк к делу ФГУП «Почта России». Организация по договору с поставщиком газа печатала и направляла потребителям платёжные документы.

Сравнив количество лицевых счетов абонентов согласно справке исполнителя КУ и акты оказанных ФГУП «Почта России» услуг, судья установил, что в течение 11 месяцев количество напечатанных и доставленных счетов было значительно меньше, чем абонентов. Поэтому суд посчитал доказанным факт, что исполнитель КУ нарушает права некоторых потребителей, не направляя им ежемесячно платёжные документы.

Поставщик газа по решению суда должен был возместить истице 3 000 рублей за причинение морального вреда и выплатить штраф в 1 500 рублей за отказ добровольно выполнить требования собственника (п. 6 ст. 13 № 2300-1). Также суд обязал ответчика выплатить потребителю компенсацию за оказанные ей юридические услуги и возместить транспортные расходы.

Ненаправление бумажной квитанции за ЖКУ нарушает права потребителя

Собственник не согласилась с решением суда, который удовлетворил её иск лишь частично, и подала апелляцию в областной суд. Она настаивала на том, чтобы суд обязал исполнителя коммунальных услуг доставлять квитанции на оплату газоснабжения не позднее 1 числа, следующего за расчётным, в её почтовый ящик.

Также потребитель посчитала, что размер компенсации за моральный вред, который исполнитель КУ обязан ей выплатить, был неправомерно занижен при первом рассмотрении дела. Она просила суд пересмотреть сумму компенсации.

Апелляционный суд, рассматривая жалобу истицы, отметил, что судом первой инстанции был установлен факт нарушения прав потребителя на получение платёжных документов. Поэтому на исполнителя КУ наложено взыскание в пользу собственника в счёт компенсации морального вреда.

При этом ответчик обязан ежемесячно доставлять в адрес истицы счета на оплату в силу договора, заключённого между собственником и поставщиком услуг. Суд установил, что исполнитель КУ возобновил доставку платёжных документов собственнику, следовательно, ответчик не уклоняется от выполнения условий договора.

По вопросу изменения суммы моральной компенсации за недоставление ответчиком счетов на оплату судья сослался на п. 45 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17. Размер такой компенсации определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда с учётом характера причинённых нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Судья счёл, что компенсация в 3 000 рублей соответствует установленным ВС РФ принципам и отказал собственнику в увеличении суммы. Жалоба собственника была отклонена, а решение суда первой инстанции оставлено в силе.

Электронный счёт за ЖКУ не может заменить бумажный счёт без согласия потребителя

В Ростовской области исполнитель КУ по электроснабжению пытался доказать в апелляционном суде, что не нарушал прав потребителя и предоставлял ему платёжные документы. Организация ссылалась на то, что закон не регламентирует обязательного способа доставки счетов потребителям. Исполнители КУ направляют их на бумажном носителе по умолчанию.

Организация для удобства клиентов размещала счета на оплату в личных кабинетах клиентов на своём сайте. Также собственнику было направлено предложение о получении платёжных документов по электронной почте.

Но суд отверг эти доводы, отметив, что между исполнителем КУ и собственником помещения в доме отсутствует письменное соглашение о направлении квитанций за электроэнергию в электронном виде. Потребитель неоднократно обращалась к поставщику с требованием предоставлять документы на бумажном носителе, но организация это требование не исполнила.

В отсутствие квитанции потребитель не имеет возможности узнать о долге

Верховный суд РФ, рассматривая дело № А40-15611/2017 о взыскании с собственника в пользу управляющей организации платы за содержание и обслуживание машино-мест в многоквартирном доме, сделал важное замечание о начислении пени на сумму долга.

В суде был доказан факт непредоставления УО в адрес собственника платёжных документов и отсутствия каких-либо уведомлений о задолженности. Долг копился в течение 2,5 лет, и только после этого управляющая организация направила собственнику требование об оплате ЖКУ с указанием суммы долга, периода оплаты, реквизитов и пени.

Поскольку собственник до момента получения указанного требования не знал о предъявляемых к нему требованиях, ВС РФ отказал УО в праве начислять пени на сумму долга, образовавшуюся до получения ответчиком соответствующей информации.

Переход от бумажной квитанции к электронной возможен только с согласия потребителя

Управляющие организации, являясь исполнителями жилищных и коммунальных услуг, обязаны ежемесячно направлять потребителям платёжные документы с информацией о расчёте платы:

  1. По умолчанию счета направляют по почте на бумажном носителе.
  2. Изменить способ доставки платёжного документа можно только в случае, если это закреплено в договоре управления, решение принято на общем собрании собственников или с письменного согласия самого потребителя.
  3. УО должна иметь доказательства доставки счетов на оплату абонентам.
  4. Если УО не сможет доказать факт получения потребителем платёжных документов, то суд может отказать ей в праве начислять пени на сумму долга, образовавшегося по лицевому счёту абонента в период неполучения счетов.

Доставка счетов на оплату ЖКУ в электронном виде, конечно, выгодна управляющим организациям: они экономят на печати и доставке счетов на бумаге. Однако делать это можно в случае письменного согласия собственника на такой способ получения платёжных квитанций и отказа от их бумажных экземпляров.

А ваши клиенты соглашаются получать счета в электронном виде? Поделитесь с нами своим опытом.

Суд обязал управляющую компанию обеспечить принятие оплаты за жилищно-коммунальные услуги посредством наличной денежной формы в кассу и без комиссии

5 июня 2018 10:07 | защита прав потребителей

Читать еще:  Исправительные работы платежное поручение

Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) приняло участие по ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ в рассмотрении гражданского дела по иску потребителя к ООО «ЖЭУ «Апрель» (далее – общество, исполнитель, управляющая компания) о защите прав потребителей.

Как следует из материалов дела, в конце мая 2017 года потребитель обратилась в бухгалтерию ООО «ЖЭУ «Апрель» в целях оплаты предоставляемых управляющей компанией коммунальных услуг за апрель месяц. Ей не удалось это сделать, так как ответчик отказался принимать оплату по причине отсутствия кассового аппарата. Также в бухгалтерии ответчика ей пояснили, что оплачивать коммунальные услуги в кассе ООО «ЖЭУ «Апрель» более она не сможет, так как ответчик отказался от использования кассового аппарата, а оплата производится только в банкоматах с комиссией 1%. Посчитав это навязыванием дополнительных расходов, истец обратилась к ответчику с претензией, в которой потребовала обеспечить оплату коммунальных услуг без комиссии. Ответчик проигнорировал претензию. Ответ получен не был, оплата коммунальных услуг без комиссии обеспечена не была.

Согласно ч.ч.4, 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), наниматели жилых помещений по договору социального найма и собственники помещений в многоквартирном доме, управление которых осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Частью 2 ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч.15 ст.155 ЖК РФ управляющая организация, которой вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц.

Частью 1 ст.140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Согласно п.п.1, 5 ст.16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований п.1 ст.16.1 Закона.

В п.2 данной статьи указано, что оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъекты национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 4 ст.37 Закона предусмотрено, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ, одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В соответствии с ч.ч.2, 7 ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч.7.1 названной статьи и ст.171 ЖК РФ.

В соответствии с п.63 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление № 354), плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно п.65 Постановления № 354, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства РФ и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Расходы по оплате услуг банка не являются обязательными для собственников жилых помещений по содержанию общего имущества многоквартирных домов в силу положений действующего жилищного законодательства РФ.

Из совокупного анализа положений ст.ст.154, 155 ЖК РФ, п.63 Постановления № 354, ст.ст.16.1, 37 Закона следует, что потребители вправе уплачивать коммунальные платежи наличными денежными средствами без комиссии, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю.

С учетом всех обстоятельств дела, в том числе заключения Управления, Ленинским районным судом г.Кирова вынесено решение об удовлетворении исковых требований потребителя, согласно которому, на общество возложена обязанность обеспечить принятие оплаты содержания жилья и коммунальных услуг путем принятия наличных денежных средств в кассу ООО «ЖЭУ «Апрель» без комиссии. Также, с ответчика в пользу потребителя взысканы: уже удержанная комиссия при оплате содержания жилья и коммунальных услуг и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×