Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды государственного и муниципального кредита

Государственный и муниципальный кредит

Понятие государственного и муниципального кредита, их функции

Под государственным и муниципальным кредитом понимаются денежные отношения, в рамках которых РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования предоставляют свободные денежные средства, находящиеся в их распоряжении, во временное пользование на платной, возвратной, срочной основе субъектам экономики, иностранным государствам, международным организациям или же осуществляют привлечение свободных денежных средств субъектов экономики, зарубежных стран и международных организаций. В таких отношениях кредиторы и заемщики с одной стороны РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования в правительства и других уполномоченных организаций, а с другой – физические и юридические резиденты, нерезиденты, международные организации и иностранные государства.

Государство через уполномоченный орган исполнительной власти проводит заключение кредитного договора, согласно которому у него появляются соответствующие требования или обязательства.

К условиям кредитного договора относятся:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Сроки предоставления кредита;
  • Сроки получения кредита;
  • Все обязанности сторон;
  • Условия возврата займа;
  • Размеры процентной ставки за пользование займом;
  • Иные условия.

Государственное и муниципальное кредитование преследует следующие основные цели:

  • Решает проблемы финансирования дефицита бюджета;
  • Проводит региональную финансово-кредитную политику, при помощи которой выравниваются социально-экономические условия жизни общества и функционирование экономики региона;
  • Осуществляет поддержку муниципальных образований в разрешении срочных социально-экономических задач, которые находятся в приоритете для экономических секторов и различных видов деятельности.

Источниками государственного и муниципального займа могут служить средства бюджета, заложенные на финансовый год. Не существует никаких специфических кредитных ресурсов. Это и является особенностью муниципального и государственного кредитования.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственный кредит обладает некоторыми специфическими чертами, к которым относятся:

  • Добровольный характер подобных отношений;
  • Платный и возвратный характер;
  • Если в банковском кредите обеспечением являются материальные ценности, то в случае государственного кредита обеспечением служит имущество, находящееся в государственной собственности;
  • Привлекаемые средства с помощью государственного кредита имеют целевой характер, т.е. направляются на погашение дефицита бюджета;
  • Срочный характер кредита. По Бюджетному кодексу РФ любые государственные долговые обязательства не должны превышать 30 лет, а муниципальные – 10.

Государственный (муниципальный) кредит выполняет следующие функции:

  1. Распределительную, которая состоит в перераспределении денежных средств между экономическими субъектами и бюджетной системой согласно потребностям экономки и целесообразности поддержки той или иной сферы социально-экономической деятельности. Финансовые ресурсы могут перераспределяться между федеральным бюджетом и региональным, региональным и муниципальным, федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными образованиями, иностранными физическими и юридическими лицами и федеральным бюджетом и др.
  2. Регулирующую функцию, суть которой заключается в том, что при вступлении в кредитные отношения, государство оказывает воздействие на денежное обращение, ставки на рынке ценных бумаг, объемы производства и занятость. При сознательном использовании государственного кредита в качестве инструмента регулирования экономики, правительство страны может осуществлять необходимую финансовую политику. Регулирование государством денежного обращения проводится путем размещения займов в различных группах инвесторов. Мобилизация средств физических лиц ведет к сужению платежеспособного спроса. Если же за счет кредита будут финансироваться производственные затрата, то абсолютно сократится наличная денежная масса в обращении.

Помимо двух перечисленных функций, государственный кредит выполняет функцию учета, рационального и целевого использования кредита, контрольную функцию.

Государственный и муниципальный долг

Под государственным (муниципальным) долгом понимается накопленная задолженность страны, ее субъектов и муниципальных образований перед юридическими и физическими лицами, зарубежными странами, международными организациями, которая подлежит погашению в виде основного долга и процентов за него.

Обеспечивается данный долг муниципальной и государственной казной.

Государственный долг может быть внутренним, который выражается в национальной валюте, и внешним, выражающийся в иностранной валюте. Обслуживание и погашение долга проводится в той валюте, в которой он выражен.

Государственный долг РФ включает следующие долговые обязательства:

  • Кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными учреждениями, международными финансово-кредитными организациями и иностранными государствами;
  • Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг;
  • Договора и соглашения о получении РФ бюджетных кредитов и ссуд;
  • Договора о предоставлении РФ государственных гарантий;
  • Соглашения и договора о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Классификация государственных займов

Все государственные займы можно подразделить на группы по следующим признакам:

  1. По сроку действия: краткосрочные и среднесрочные;
  2. По праву эмиссии: выпускаемые правительством страны, правительствами административно-территориальных образований и т.д.;
  3. По признакам субъектов-держателей акций займы могут разделяться на реализуемые среди населения, среди юридических лиц;
  4. По виду выплаты доходов: процентно-выигрышные, выигрышные, беспроцентные;
  5. По методам размещения: добровольные, размещаемые по подписке и принудительные;
  6. По своей форме: облигационные и безоблигационные.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Система государственных займов

Государственные и муниципальные займы предполагают кредиты и долговые средства, в рамках которых страна является поручителем при выплате задолженности для прочих заемщиков или лично осуществляет погашение.

Государственные и муниципальные займы предполагают кредиты и долговые средства, в рамках которых страна является поручителем при выплате задолженности для прочих заемщиков или лично осуществляет погашение. В рамках этого процесса кредитором может быть любое физическое или юридическое лицо, всевозможные предприятия, зарубежные вкладчики и прочие страны.

Какими бывают государственные займы

Принято различать определенные виды государственных займов, в которых выступают разные субъекты и денежные единицы осуществляемой процедуры:

  • Внешние – кредитования и займы, подсчитываемые в любой валюте, кроме национальной. При этом страна становится гарантом выплаты определенного объема денег, отраженного в зарубежной валюте. В качестве кредиторов выступают предприятия международного финансирования, юрлица, население и страны.
  • Внутренние — целевые займы и кредиты, которые основываются на государственной валюте. При этом страна должна погасить задолженность национальными деньгами.

Существует и понятие муниципального займа, при которых деньги в долг берет определенный субъект государства или муниципальный объект, а используемые денежные знаки могут быть любыми. В качестве кредиторов могут выступать такие же объекты, как и в прочих типах займов.

Помимо этого, государственные займы делятся на кредиты и сберегательные дела на основе формы процедуры. Так, сберегательное дело предполагает перераспределение всех кредитных средств в бюджет страны-заемщика. Выделяются особые структуры, которые занимаются контролем подобных операций – сберегательные банки, выступающие коммерческими предприятиями, чьи активизированные финансы применяются в качестве кредитной базы. Они могут выступать совместными участниками кредитования страны, занимаясь приобретением ценных бумаг.

Особенности госзаймов в отношении ценных бумаг

Система госзаймов страны предполагает ключевую форму кредитования страны. При этом формы государственных займов отличаются между собой по оформлению права:

  • обеспечение производится созданием ценных бумаг;
  • предоставление по соглашению властей и правительственных учреждений.

Зачастую договор государственного займа применяется для разработки заимствований от зарубежных кредиторов, которыми выступают власти, международные финансовые структуры и учреждения.

Ценные бумаги обеспечивают возможность привлечения финансов на специальных рынках. Организация госзайма возможна посредством облигация или векселей, при этом каждый из методов предполагает соглашение с применением ценных бумаг.

Читать еще:  Виды муниципальных облигаций

Кроме того, займы подразделяются на категории по их распределению на внешние и внутренние, и порой данные определения путают с упомянутыми выше значениями. Внутренние заимствованием по месту приходят от учреждений, функционирующих в условиях внутреннего финансового рынка, а внешние государственные займы предоставляются внешними структурами, включая зарубежных граждан, властей и учреждений.

Классификация государственных займов непременно включает в себя заимствования посредством эмиссии, причем возможен местный и национальный вариант. В первом типе выпускающими органами являются местные предприятия, а деньги направляются в бюджет местных учреждений. Что касается национальных займов, здесь основным органом будет правительство, направляющее средства по заимствованию в государственный бюджет.

Другие виды госзаймов

Разделение всех госзаймов производится и по методу использования ценных бумаг:

  • Рыночные варианты заимствований подкрепляются облигациями, доступными к покупке, продаже и перепродаже.
  • Нерыночные типы не позволяют торговать ценные бумаги в условиях рынка, то есть их обладателю запрещено перепродавать задолженность.

Классификация соглашения госзайма происходит по используемым залоговым обязательствам, при этом основополагающим значением выступают условия обеспеченности. Для залогового заимствования предполагается абсолютное отражение функций текущей финансовой системы, действующей в рамках материального обеспечения, а для залога применяется прибыль или определенное имущество страны. Беззалоговые займы не требуют обеспечения, а их выдача производится в отношении стран с высоким авторитетом, что обеспечивает уверенность в выплате задолженности.

Выплата госзайма может осуществляться в различных временных отрезках. Разделяют недолгосрочные заиствования, которые должны быть выплачены на протяжении 12 месяцев, среднесрочные (выдаваемые на срок до 5 лет), и долгосрочные займы без какого-либо периода погашения.

Влияние выплат на госзаймы

Основываясь на характере погашения задолженностей, все госзаймы подразделяются на дисконтные, с процентной ставкой и выигрышные.

Займы с процентной ставкой предполагают использование конкретного процента, регламентирующего прибыль по долговому соглашению. Возможно использование фиксированной или плавающей ставки, причем вторая корректируется на основе финансового рыночного положения, включая спрос и предложение на кредитование. Оплата доходности по данному займу производится посредством купонов, а периодичность прописывается индивидуально.

Выигрышное заимствование предполагает оплату по факту осуществления тиража – данный подход обеспечивает прибыль лишь обладателям победного облигационного тиража.

Что касается дисконтного заимствования, оно дает возможность покупки ценных бумаг по уменьшенной цене, но выплаты долга производятся по номинальной цене. Прибыль кредитора выражается в разнице между стоимостями приобретения и выплаты. Дисконтные бумаги не предполагают купоны, так что их нередко называют бумагами с нулевым купоном.

Выплата долга может выполняться различными способами – по частям или одновременным погашением. Первый случай может выполняться следующим образом:

  • Оплата за несколько лет с равными долями выплат;
  • Оплата увеличивающимися с течением времени суммами;
  • Оплата с уменьшающимися суммами.

Два последних варианта хорошо подходят для случаев с вероятным повышением или понижением национальной прибыли. Процедура погашения госзайма может осуществляться на длительном отрезке времени, если данная возможность предполагается по соглашению.

В итоге выходит, что соглашение госзайма является особыми финансовыми взаимоотношениями, которые обладают значительным объемом всевозможных экономически процедур. Широкий простор для финансовых отношений дает возможность организовать наиболее удобные условия для инвестиций, направленных на бюджет страны или в пользу предприятий, требующих значительного международного кредитования. Разнообразие способов создания договора на погашение долга позволяет учесть интересы юридических и физических лиц.

Впрочем, госзаймы нуждаются в специальном контроле процедуры выплаты задолженности и самого привлечения денег. Для обеспечения выделяют следующие принципы:

  • Минимальная цена кредитования;
  • Максимальная устойчивость национальных облигаций и векселей.

Чтобы произвести госзайм, должны быть соблюдены важнейшие требования:

  • В финансовом пространстве обязаны пребывать кредиторы, располагающие внушительным объемом свободных денег;
  • Страна должна вызывать доверие;
  • Вкладчики должны быть заинтересованы в программах обеспечения госзаймов;
  • Кредиты обязаны выплачиваться вовремя.

При этом у страны имеется ряд способов для выплаты долга:

  • Инвестиции денег в высокодоходные проекты;
  • Налоговые отчисления юридически и физических лиц;
  • Снижение затрат страны;
  • Рефинансирование и поиск возможностей для других займов.

Как происходит контроль госдолга

Управление госдолгом является системой комплексных финансовых мероприятий Центробанка и страны для выплат задолженностей и организации процедуры перераспределения доходности по обязательствам. Применение рефинансирования возможно лишь при недостаче целевых финансов.

Среди действий, используемых при процедуре погашения госзайма, можно выделить:

  • Кредитные отчисления;
  • Оплата внешних и внутренних кредитов;
  • Смена условий кредитования;
  • Обеспечение гаранта;
  • Создание условий организации и создания нового заимствования.

Эффективность данных действий основывается на выборе самого правильного решения при контроле госзайма. Чтобы найти лучший выход, требуется аналитическая деятельность для оценки масштабов задолженности, его структуры, получения объективной оценки нынешней финансовой ситуации и долга.

Разделение ключевых аналитических характеристик происходит на абсолютные и относительные. Первый тип предполагает выражение масштаба задолженностей и величины затрат, необходимых для использования и выплаты денежных средств. Что касается относительных характеристик, они могут повлиять на контроль задолженности и административные действия:

  • Соотношение ВВП к объему задолженности в процентном виде;
  • Оценка части бюджета, требуемой для выплаты задолженности и ее использования, при этом расчет доли осуществляется на основе общего объема затрат.

Проведение оценки задолженности внешнего типа возможно посредством расчета отношения объема кредита и экспорта. Данные показатели принимаются в расчет по масштабу в денежном варианте. Это дает объективную оценку степени долгового бремени для конкретной страны. При этом контроль внешней задолженности происходит через привлечения дополнительных ресурсов, использование облигаций и обнаружение источников для выплаты долга.

Понятие государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы, правовое регулирование.

Государственный кредит— урегулированная нормами финансового права деятельность государства по привлечению временно свободных средств юридических и физических лиц на условиях возмездности, возвратности и срочности.

Значение государственного долга— формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета.

Формы государственного кредита:

1) государственные займы;

2) государственные долговые обязательства;

3) сберегательное дело.

Субъекты государственного кредита:

1) РФ, ее субъекты — заемщик;

2) муниципальные образования, физические и юридические лица — заимодавец.

Результатом государственного кредита является государственный долг.

Государственный долг России — долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долгаРФ

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

2) объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

3) объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней ;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Методы управления государственным долгом:

1) рефинансирование (новация) — замена старых кредитных обязательств новыми путем их выпуска;

2) конверсия — изменение кредитных отношений путем изменения (увеличения или снижения) процентной ставки по кредиту;

Читать еще:  Муниципальное транспортное предприятие относится к домохозяйству

3) консолидация — продление сроков действующих займов;

4) унификация займов — объединение нескольких займов в один;

5) отсрочка погашения займов;

6) аннулирование государственного долга — прекращение кредитных обязательств государства путем его отказа от долга. Так, например, Правительство РФ вправе осуществить списание государственного внутреннего долга РФ по государственным займам, осуществленным путем выпуска ценных бумаг от имени РФ в валюте РФ, по которым истек срок исковой давности.

Предельные размеры внутреннего долга устанавливаются в Федеральном законе о бюджете на соответствующий год и на 1 января 2005 г. составил 988,1 млрд рублей.

Правительство РФ вправе определятьобъемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами России, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственные долговые обязательства РФ могут существовать в следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени России как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Порядок заключения и действия международных договоров определяется ФЗ от 15.07.1995 г. № 101≪О международных договорах РФ≫;

2) государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг (облигаций федерального займа, государственных краткосрочных обязательств и т. д.) от имени РФ.

Государственный заем (заимствование)в Бюджетном кодексе РФ — передача в собственность РФ или ее субъекта денежных средств, которые РФ или ее субъект обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Порядок эмиссии ценных бумагзакреплен в ФЗ от 29.07.1998 г. № 136≪Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг≫;

3) договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд (заем на срок до 6 месяцев на условиях возвратности, может быть как возмездным, так и безвозмездным) и бюджетных кредитов на условиях возвратности и обязательной возмездностиот бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;

5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет..

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 476 ;

Понятие, формы и виды государственного и муниципального кредита. Его принципы.

ФЗ 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения гос. и мун. ценных бумаг» № 136-ФЗ

ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ

1) Верховенство гос-ва в этих отношениях

2) Часто долгосрочные займы берутся без залога

3) Неравенство сторон – кредитор и должник (гос-во). Должник устанавливает сроки, проценты, условия.

4) Добровольные отношения

Долг – следствие кредита.

Кредит (экономическая сторона) — …

— экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы (стоимости) на принципах возвратности, срочности, платности.

(правовая категория) – финансово-правовые нормы, которые регулируют общ. отношения по привлечению гос-вом и мун. образованиями временно свободных денежных средств юр. и физ. лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности для покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Функции гос. и мун. кредита: распределительная (вторичное перераспределение национального дохода, формирование и использование централизованных фондов денежных средств), регулирующая и контрольная (контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на них погашение. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возвращение и своевременность уплаты процентов).

Регулирующая функция гос. кредита — вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя гос. кредит как инструмент регулирования экономики, гос-во может проводить ту или иную финансовую политику.

40Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.

Существование гос. кредита влечёт возникновение гос. и мун. долга.

Гос. долг – обязательства возникающие из гос. и мун. заимствований и гарантий по обязательствам третьих лиц и другие обязательства перед физ., юр. лицами, публично-правовыми образованиями, иностранными гос-вами и международными финансовыми организациями.

Виды долга:

По Валюте и субъекту кредитору:

Внешний долг – долг, выраженный в иностранной валюте (ст. 6 БК) за исключением обязательств в иностранной валюте перед РФ со стороны субъектов РФ и мун. образований в рамках использования целевых иностранных кредитов.

Внутренний долг — долг выраженный в рублях, а так же обязательства в иностранной валюте перед РФ со стороны субъектов РФ и мун. образований в рамках использования целевых иностранных кредитов.

— краткосрочные (до года)

— среднесрочные (от 1 до 5)

— долгосрочные для гос. (от 5 — 30 лет) для мун. дога (от 5 до 10)

По субъектам должникам:

Формы (состав) гос. долга.

1) Кредиты, полученные РФ как заёмщиком

2) Ценные бумаги, выпущенные от имени РФ

3) Бюджетные кредиты от других бюджетов (гл. 13 – бюджетный кредит – максимум 3 года)

4) Гос. гарантии и мун. гарантии

5) Иные долговые обязательства, ранее отнесённые к гос. долгу

Гос. заимствование относительно 1, 2, 3 и 5 пунктов.

Программа заимствований и программа гарантий.

Все долговые обязательства отражаются в бюджете.

Управление гос. долгом — совокупность методов по выплате доходов кредиторам и погашению кредитов и иных обязательств, а также порядок, условия выпуска и размещение долговых обязательств.

МинФин управляет гос. долгом.

Обслуживает гос. долг ЦБ – выплата доходов, погашение долга и размещение обязательств.

Методы управления долгом:

— рефинансирование – выпуск новых займов для погашения старой задолженности

— конверсия – изменение размера доходности займов

— консолидация долга – гос-во продлевает сроки действия ранее выпущенных займов

— унификация займов – объединение нескольких займов с одинаковыми сроками и условиями в один

— отсрочка погашения долговых обязательств

— аннулирование долга (1923 г. – Генуэзская конференция)

Сейчас БК предусмотрена:

— реструктуризация (рефинансирование) – прекращение долговых обязательств

Виды займов:

По субъектам-держателям облигаций:

— размещается только среди физ. лиц.

— размещается только среди юр. лиц

По форме распределения дохода:

— выигрышные – процент определяется через розыгрыш

— процентные – просто получение определённых процентов

— смешанные – часть дохода определяется через процент, а часть выигрышем

— целевые – получение выигрыша путём получения материальной ценности

По форме выпуска

— облигационные (документарные) – выпускается ценная бумага

— без облигационные (бездокументарные)

— обязательные (в годы ВОВ, сейчас нет)

— займы по подписке (сейчас нет)

Ст. 807. Договор займа

1. По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность др. стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное кол-во других полученных им вещей того же рода и качества.

Читать еще:  Система управления муниципальным долгом три группы

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

1. Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юр. лицо, — независимо от суммы.

2. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

1. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика % на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере % их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юр. лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

2. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.

3. Договор займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда:

— договор заключен между гр-ми на сумму, не превышающую пятидесятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и не связан с осуществлением предпринимательской деят-ти хотя бы одной из сторон;

— по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками.

1. Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.

Если иное не предусмотрено договором займа, сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком досрочно.

Сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца.

3. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет.

Ст. 811. Последствия нарушения заемщиком договора займа

1. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, в случаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном п. 1 ст. 395 ГК, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата займодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных п. 1 ст. 809 ГК.

2. Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.

Ст. 812. Оспаривание договора займа

1. Заемщик вправе оспаривать договор займа по его безденежности, доказывая, что деньги или другие вещи в действительности не получены им от займодавца или получены в меньшем количестве, чем указано в договоре.

2. Если договор займа должен быть совершен в письменной форме (статья 808), его оспаривание по безденежности путем свидетельских показаний не допускается, за исключением случаев, когда договор был заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя заемщика с займодавцем или стечения тяжелых обстоятельств.

3. Если в процессе оспаривания заемщиком договора займа по его безденежности будет установлено, что деньги или другие вещи в действительности не были получены от займодавца, договор займа считается незаключенным. Когда деньги или вещи в действительности получены заемщиком от займодавца в меньшем количестве, чем указано в договоре, договор считается заключенным на это количество денег или вещей.

Статья 813. Последствия утраты обеспечения обязательств заемщика

При невыполнении заемщиком предусмотренных договором займа обязанностей по обеспечению возврата суммы займа, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий по обстоятельствам, за которые займодавец не отвечает, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором.

Статья 814. Целевой заем

1. Если договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем), заемщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за целевым использованием суммы займа.

2. В случае невыполнения заемщиком условия договора займа о целевом использовании суммы займа, а также при нарушении обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором.

В случаях, когда в соответствии с соглашением сторон заемщиком выдан вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы, отношения сторон по векселю регулируются законом о переводном и простом векселе.

С момента выдачи векселя правила настоящего параграфа могут применяться к этим отношениям постольку, поскольку они не противоречат закону о переводном и простом векселе.

Ст. 816. Облигация

В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

К отношениям между лицом, выпустившим облигацию, и ее держателем правила настоящего параграфа применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено законом или в установленном им порядке.

Ст. 817. Договор государственного займа

1. По договору гос. займа заемщиком выступает РФ, субъект РФ, а займодавцем — гражданин или юр. лицо.

2. Гос. займы являются добровольными.

3. Договор гос. займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных гос. облигаций или иных гос. ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

4. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

5. Правила о договоре гос. займа соответственно применяются к займам, выпускаемым мун. образованием.

Гарантия – вид долгового обязательства, в силу которого РФ или субъект или публично-правовое образование как гарант обязан при наступлении определённого события уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия по его письменному требованию за счёт бюджета, предусмотренную в обязательстве денежную сумму в соответствии с предусмотренными условиями.

Видов гарантий может быть несколько.

Субвенции не влияют на расходы и на доходы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector