Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление муниципальным долгом

Муниципальный долг. Управление муниципальным долгом

В результате кредитной деятельности органов местного са­моуправления происходит образование муниципального долга. Законодательство РФ определяет муниципальный долг как сово­купность долговых обязательств муниципального образования (п. 1 ст. 100 БК РФ). Более детальные дефиниции муниципаль­ного долга содержат законы субъектов РФ. Так, ст. 1 Закона Вологодской области «О порядке и условиях списания безна­дежных доходов областному бюджету» к муниципальному долгу относит долговые обязательства прошлых лет и вновь принима­емые долговые обязательства (абз. 1 ст. 23). Закон Амурской области от 9 февраля 1999 г. № 131-ОЗ «Об основах бюджетного процесса и бюджетных правах местного самоуправления в Амур­ской области» определяет муниципальный долг как обязатель­ства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также при­нятые на себя муниципальным образованием обязательства тре­тьих лиц (ст. 2).

Органы местного самоуправления, учитывая особенности своей финансовой деятельности, осуществляя правовую регла-

ментацию муниципальных кредитных отношений, принимают, как правило, положения о муниципальном долге. Например, Положение «О долге муниципального образования города Тула», утвержденное решением Тульской городской Думы от 24 января 2001 г. № 47/831, к муниципальному долгу относит совокуп­ность долговых обязательств города, выраженных в валюте РФ, в иностранной валюте, перед российскими и иностранными юридическими или физическими лицами Российской Федера­ции, ее субъектами, международными организациями. Назван­ное положение обоснованно классифицирует муниципальный долг как в зависимости от валюты обязательства, так и в зависи­мости от резиденства кредиторов.

Муниципальный долг полностью и без условий обеспечива­ется всем муниципальным имуществом, составляющим муни­ципальную казну. Данное положение БК РФ обусловило зак­репление в законодательстве ряда субъектов РФ нормы о невоз­можности признания безнадежным долгом перед бюджетом субъекта РФ бюджетных ссуд, предоставленных непосредствен­но местным бюджетам, а также юридическим и физическим лицам под гарантии муниципальных образований. Подобная норма содержится, например, в ст. 81 Закона Нижегородской области от 8 октября 2001 г. № 207-3 «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области», ст. 2 Закона Вологодской области от 2 октября 2002 г. № 828-ОЗ «О порядке и условиях списания безнадежных долгов областному бюджету».

Следовательно, муниципальным долгом следует считать об­щую сумму задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

БК РФ в ст. 107 устанавливает предельный объем муници­пального долга в размерах, не превышающих объем собствен­ных доходов соответствующего бюджета. Конкретные верхние границы объема муниципального долга определяются решени­ем представительного органа местного самоуправления о мест­ном бюджете на очередной финансовый год.

Управление муниципальным долгом представляет собой со­вокупность финансовых мероприятий по осуществлению госу­дарственной политики в сфере регулирования муниципального долга, а также действий органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, прове-

Финансовое право России. Особенная часть

дению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, по размещению новых долговых обязательств.

В соответствии с п. 3 ст. 101 БК РФ управление муниципаль­ным долгом осуществляется уполномоченным органом местно­го самоуправления. Как правило, правовые акты муниципаль­ного уровня относят функцию управления соответствующим долгом к компетенции исполнительных органов местного само­управления или предоставляют местным администрациям пра­во делегировать названное полномочие иным органам местного самоуправления. Например, п. 9.3 Положения «О долге муни­ципального образования города Тула» устанавливает, что управ­ление долгом при исполнении городского бюджета осуществля­ется Управой города либо уполномоченным Управой города структурным подразделением. Примечательно, что правовые акты муниципального уровня содержат состав и характеристику основных элементов управления муниципальным долгом. Так, названное Положение к управлению долгом города Тулы отно­сит: определение политики в отношении долга; установление требований к его размеру и структуре; определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств города; определение порядка использования заемных средств; установление круга уполномоченных лиц по обслуживанию дол­га (п. 9.1). Политику в отношении долга города определяет Тульская городская Дума на основе предложений главы города.

Управление муниципальным долгом целесообразно рассмат­ривать в широком и узком смысле. Под управлением муници­пальным долгом в широком смысле подразумевается формирова­ние и осуществление финансовой ‘политики, направленной на регулирование кредитной деятельности органов местного само­управления. Управление муниципальным долгом в широком смысле относится к компетенции как государства в лице феде­ральных органов государственной власти, так и органов государ­ственной власти соответствующего субъекта РФ, что обусловлено отнесением Конституцией РФ общих вопросов местного самоуп­равления к предметам совместного ведения Российской Федера­ции и ее субъектов. Финансовая политика в сфере кредитной деятельности муниципальных образований основывается на Кон­ституции РФ, Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.), общепризнанных принципах и

Глава 23. Государственный и муниципальный кредит___________607

нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и находят свое выражение в федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативно-правовых актах в области местного самоуправления.

Государство в лице федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ расщ?-; лагает определенным набором полномочий, позволяющих осу­ществлять государственную политику в сфере муниципальной кредитной деятельности. Одним из важнейших механизмов по управлению муниципальным долгом является правовое регули­рование финансовой самостоятельности местного самоуправле­ния при решении вопросов местного значения, бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспечить сбалансиро­ванные минимальные местные бюджеты. Именно в результате осуществления государственной политики по управлению му­ниципальным долгом обозначаются основные принципы, усло­вия и масштабы осуществления местных займов.

Читать еще:  Ресурсы государственных и муниципальных предприятий

Управление муниципальным долгом в узком смысле пред­ставляет собой совокупность полномочий органов местного са­моуправления по подготовке к выпуску и размещению долго­вых обязательств муниципального образования, регулированию (в рамках компетенции) рынка ценных бумаг, обслуживанию и погашению муниципального долга. Основными мероприятия­ми по управлению муниципальным долгом можно назвать ре­финансирование, конверсию, консолидацию, унификацию и др. В процессе управления муниципальным долгом органы госу­дарственной власти и органы местного самоуправления в рам­ках соответствующей компетенции решают следующие задачи: минимализация стоимости долга для заемщика; недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами му­ниципальных образований; недопущение спекулятивных опе­раций на рынке муниципальных ценных бумаг и резкого коле­бания их курса; эффективное использование привлеченных средств и контроль за их целевым использованием; обеспечение своевременного и в полном объеме возврата привлеченных средств; максимальное финансовое обеспечение задач и функ­ций местного самоуправления.

В процессе управления муниципальным долгом возникает необходимость его реструктуризации. Реструктуризация муни-

Финансовое право России. Особенная часть

ципального долга представляет собой погашение долговых обяза­тельств муниципального образования с одновременным осуществ­лением заимствований или принятием других долговых обяза­тельств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения.

Необходимость реструктуризации муниципального долга по­является при возникновении финансовых затруднений. Реструк­туризация муниципального долга может осуществляться с час­тичным списанием или сокращением суммы основного долга.

Механизм осуществления и формы реструктуризации муни­ципального долга аналогичны соответствующим элементам ре­структуризации государственного долга. .

Проблемы управления муниципальным долгом

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 07.10.2019 2019-10-07

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Васильева, А. А. Проблемы управления муниципальным долгом / А. А. Васильева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62747/ (дата обращения: 07.04.2020).

В последние годы в нашей стране объем муниципального долга неуклонно растет. Данный фактор негативно влияет на развитие муниципальных образований. Это обуславливает актуальность проблем управления муниципальным долгом в современных условиях. В статье рассматривается понятие муниципального долга, рассмотрены проблемы, которые связаны с управлением муниципальным долгом.

Ключевые слова: муниципальный долг, управление муниципальным долгом, муниципальные образования, муниципальные обязательства, дефицит бюджета.

Долговая политика государства состоит в подержании необходимого, в целом, приемлемого для финансов страны определенного баланса размеров долга, а также различных ресурсов для его непосредственного обслуживания. Основными формами организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе современного федеративного государства можно назвать федеральный (общегосударственный), региональные, а также местные бюджеты [5, с. 136–139].

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, под муниципальным долгом принято понимать совокупность различных долговых обязательств какого-либо муниципального образования [1, с. 3823]. Хотелось бы отметить, что муниципальный долг безусловно и полностью обеспечивается муниципальным имуществом, различными средствами бюджета. Проблемы управления муниципальным долгом на протяжении многих лет приковывают внимание исследователей. Разработкой различных аспектов темы занимались такие ученые и исследователи, как Казаков В. В., Кандино Ш. А., Комаревцева О. О., Поликарпова А. А., Хаева Э. В. и другие.

По мнению Кандино Ш. А., структура муниципального долга — это группировка муниципальных различных долговых обязательств по основным видам определенных долговых обязательств. Данными видами можно назвать бюджетные кредиты, муниципальные ценные бумаги, муниципальные гарантии, различные кредиты, которые были получены от современных кредитных организаций [3, с. 14].

Основной особенностью муниципального долга, по сравнению с государственным, можно назвать отсутствие определенной возможности привлечения различных займов от каких-либо иностранных финансовых учреждений, международных структур.

На этапе активного управления муниципальным долгом всегда должны решаться такие задачи, как [6]: привлечение определенной суммы займов, которая необходима для разрешения вопросов, непосредственно относящихся к компетенции различных местных органов власти; установление объема задолженности на уровне, являющимся безопасным для дальнейшего активного развития муниципального образования; понижение размера долга; постоянная поддержка репутации различных муниципальных органов власти как надежных заемщиков, вовремя справляющихся с долгами; целевое, эффективное использование финансовых средств; четкая и грамотная диверсификация всех текущих обязательств с обязательным учетом действующих определенных сроков заимствований, инвесторов, а также форм выплат дохода и так далее.

Организация управления муниципальными обязательствами является совокупностью мер, которые направлены на постоянное совершенствование современных долговых отношений, формирование наилучших условий непосредственно для будущего развития муниципального образования [2, с. 162–164].

В последние годы в России фиксировалось увеличение муниципального долга. Это связано с тем, что произошло падение доходов различных местных бюджетов, в целом, при сохранении объемов расходных обязательств. Увеличению муниципального долга также способствовало ухудшение общей экономической ситуации в РФ, определенные санкции, которые были введены в 2014 году. В данной ситуации муниципальным образованиям приходится активно привлекать различные дополнительные средства.

Таким образом, в России сегодня имеет место некоторое ухудшение экономической ситуации, растет уровень социальной напряженности, муниципальные предприятия банкротятся. На основе указанных предпосылок какой-либо особой работы, направленной на эффективное управление муниципальным долгом, не ведется. Данное обстоятельство в дальнейшем в итоге может привести к сильному социально-экономическому кризису. Тем самым, для предотвращения данной ситуации считаем необходимым предложить ряд рекомендаций по управлению муниципальным долгом [4].

Читать еще:  Принципы государственного муниципального кредита

Одним из важнейших направлений осуществления современной политики в сфере управления муниципальным долгом можно назвать разработку и проведение различных мероприятий, способствующих оптимизации структуры долга, снижению расходов, связанных с обслуживанием муниципального долга. В данной ситуации основной задачей можно назвать экономию средств бюджета, которые выделяются на обслуживание долговых обязательств.

Также к мероприятиям, которые проводятся для снижения объема расходов на обслуживание муниципального долга, можно отнести: осуществление выпуска различных ценных бумаг; организацию аукционов непосредственно для привлечения ресурсов кредитного характера; активный поиск возможностей по понижению ставок процента заключенных муниципальных контрактов с негосударственными банками; более эффективное использование различных временно свободных средств бюджета; погашение определенных текущих долговых обязательств непосредственно за счет остатков средств бюджета муниципального образования.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране частым явлением для бюджета любого уровня стал бюджетный дефицит, а, следовательно, формируется государственный или муниципальный долг. Приоритетной задачей в данной ситуации можно назвать активное наращивание потенциала собственных источников доходов, максимально эффективное использование земельных ресурсов, объектов, которые находятся в муниципальной собственности. В данной ситуации возможности бюджета непосредственно по активному привлечению заемных средств имеют некоторые ограничения в соответствии с федеральным, а также региональным действующим бюджетным законодательством.

Статья 101 БК РФ. Управление государственным (муниципальным) долгом

1. Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (органов местного самоуправления), направленная на обеспечение потребностей публично-правового образования в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных (муниципальных) долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание долга, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение.

2. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

3. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

4. Управление муниципальным долгом осуществляется местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования.

Комментарии к ст. 101 БК РФ

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В связи с этим важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом — исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

Конверсия — изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга (ст. 105).

Муниципальный долг. Принципы управления им

Содержание:

Муниципальный долг – результат кредитной деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 100 БК действующего законодательства РФ, данное определение подразумевает все долговые обязательства муниципальных образований.

Понятие муниципального долга

Детальные дефиниции муниципального долга формируются на основе отдельных законов, принятых субъектами России:

  • Ст. 1 Закона Вологодской области от 02.10.2002 № 828-03 «О порядке и условиях списания безнадежных долгов областному бюджету» – муниципальный долг включает не только недавно принятые долговые обязательства, но и с многолетним сроком действия.
  • Закон Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 525-3 № 1095-Ш «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» – понятие муниципального долга подразумевает комплекс обязательств, связанных с заимствованиями, гарантиями от третьих лиц, другими видами долговых обязательств, за которые ответственны муниципальные образования.
  • Положение «О долге муниципального образования город Тула», утвержденное решением Тульской городской Думы от 24.01.2001 № 47/831 – муниципальный долг определяется в качестве совокупности долговых обязательств в разной валюте перед физическими и юридическими лицами с любым гражданством, другими субъектами РФ, компаниями, осуществляющими деятельность на международном уровне.
  • Ст. 8 Закона Тюменской области от 22.12.1997 № 138 «О порядке предоставления и использования кредитов за счет средств областного бюджета», ст. 5 Закона Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2839 «О порядке предоставления государственных гарантий Красноярского края» – ссуды, выданные местным организациям, физическим и юридическим лицам под муниципальные гарантии, запрещено признавать безнадежными.
Читать еще:  Управление государственным и муниципальным долгом осуществляется

Положение о наличии муниципального долга принимается органами местного самоуправления при проведении правовой регламентации кредитной деятельности с учетом экономических особенностей. Долговые обязательства классифицируются на основе валюты и географической принадлежности кредитной организации. Для структуризации муниципального долга предусматривается муниципальная казна, которая принимает в качестве задолженности практически любое имущество.

В соответствии с вышеупомянутым положением БК, субъекты РФ не могут накопить безнадежный долг перед общим бюджетом, который списывается полностью. Таким образом, муниципальный долг – общий размер задолженности, невыплаченной муниципальным образованием. Сюда включаются и проценты, собранные за время задержки погашения кредита.

В соответствии со ст. 107 Бюджетного кодекса, муниципальный долг ограничен по размеру, который определяется на основе дохода субъекта, получающего финансовую поддержку. Представительные органы местного самоуправления заранее устанавливают максимальный предел долговых обязательств местного бюджета на следующий год.

Управление муниципальным долгом

Управление муниципальным догом осуществляется через финансовые действия, направленные на развитие государственной политики в области контроля муниципальной задолженности. В данную сферу также входят действия, выполняемые органами местного самоуправления:

  • погашение займов;
  • организация выплат доходов;
  • изменение условий уже полученных займов;
  • регулирование сроков новых долговых обязательств.

На основе предписания п. 3 ст. 101 БК, исполнительно-распорядительные органы муниципального образования (местной администрации) обязаны контролировать ситуацию, связанную с муниципальным долгом, используя принятый устав.

Применение правовых актов муниципального уровня позволяет исполнительным органам местного самоуправления осуществлять контроль имеющейся задолженности, а местным администрациям – перераспределять упомянутые полномочия между органами местного самоуправления. В п. 9.3 Положения «О долге муниципального образования город Тула» указано, что городская администрация или уполномоченные структурные подразделения имеют право управлять долгом по своему усмотрению. Главные условия контроля муниципальной задолженностью содержатся в собрании муниципальных правовых норм, которые дают возможность:

  • определять политику в отношении долга;
  • устанавливать требования к его объему и условиям;
  • составлять порядок выпуска и выдачи долговых обязательств, которые имеет город;
  • планировать порядок использования займа;
  • выделять список лиц, которые получат разрешение на обслуживание долга.

Пример 1

Например, в Туле политика по отношению к городскому долгу определяется местной Думой при участии городского главы.

Управление муниципальным долгом рассматривается в широком или узком смысле. В первом варианте учитывается процедура формирования и проведения экономической политики с целью контроля кредитной деятельности местных органов самоуправления. Во втором основным элементном рассмотрения являются федеральные государственные органы правительства страны или отдельного субъекта с учетом Конституции общих вопросов местного самоуправления к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Кредитная деятельность муниципального образования, осуществляемая в финансовой сфере, предполагает строгое соблюдение норм Конституции, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципов и правил международного права, договоров России с другими странами. При проверке деятельности муниципальных структур используются федеральные и государственные законы, а также нормативно-правовые акты в сфере местного самоуправления.

Полномочия и принципы муниципальных организаций

Государство имеет комплекс полномочий, которыми пользуются органы власти России и отдельных субъектов для ведения собственной системы в области муниципальной кредитной деятельности.

Законодательный контроль экономически самостоятельного местного самоуправления – один из главных элементов управления муниципальной задолженностью, позволяющий решать вопросы бюджетного и налогового характера на местном уровне, регулируя минимальный показатель местных бюджетов.

На основе политики, осуществляемой государством в области контроля муниципальных задолженностей, формируются основные принципы, условия и размеры местных займов.

Управление муниципальным долгов в узком смысле – комплекс полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления, осуществляя подготовку к впуску и размещению долговых обязательств муниципального образования, контролю рынка ценных бумах, обслуживанию и погашению муниципальной задолженности.

Перечисленные процедуры выполняются при помощи рефинансирования, конверсии, консолидации, унификации, и т.д.

При управлении муниципальным долгом органы государственной власти и местного самоуправления:

  • минимизируют размер задолженности;
  • не допускают переполнение фондового рынка обязательствами муниципальных образований;
  • противодействуют спекулятивным операциям на рынке ценных бумаг и нормализуют их курс;
  • эффективно применяют привлеченные ресурсы и контролируют их целевое использование;
  • обеспечивают своевременный возврат полученных средств в полном объеме;
  • гарантируют максимальное финансирование действий местного самоуправления.

Определение 5

Реструктуризация – обязательная процедура, осуществление которой требуется при управлении муниципальным долгом.

Она включает погашение задолженности, заимствование или принятие других обязательств по отношению к муниципальному образованию. При осуществлении процедуры предполагается реорганизация условий и сроков, на которых были предоставлены финансовые ресурсы.

Реструктуризация муниципального долга допускается, если возникают денежные проблемы. При осуществлении процедуры сумма задолженности частично списывается или сокращается. Механизм реструктуризации предполагает одинаковую схему для муниципального и государственного долга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector