Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление государственным и муниципальным долгом

Управление государственным и муниципальным долгом

Состав государственного долга

Долговые обязательства, образующие государственный долг| Российской Федерации, могут выступать в форме:

— кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени I Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовы- | ми организациями;

— государственных займов, осуществляемых путем выпуска] ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— договоров и соглашений о получении Российской Федера-1 цией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной | системы Российской Федерации;

— договоров о предоставлении Российской Федерацией госу-1 дарственных гарантий;

— соглашений и договоров, в том числе международных, за-1 ключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации I прошлых лет (ст. 98 БК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В этой связи важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

Под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. Эта деятельность осуществляется Правительством страны в соответствии с законодательными актами. БК РФ предусмотрел запрет на изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения (см. ст. 98 БК РФ).

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, т. е. к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности, при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 50-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

До введения в действие БК РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

Конверсия — это изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, т. е. объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

173Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга, под которой понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В БК РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Основным методом регулирования внешнего долга является его реструктуризация. Наряду с этим мировая практика использует метод конверсии внешнего долга, под которой понимаются механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др. Существует также практика обмена долга на собственность, т. е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в Центральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемой затем для финансирования инвестиций в стране-должнике 1 .

Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного внутреннего долга РФ осуществляется парламентом страны.

Правительство страны должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга.

Верхний предел государственного внутреннего долга устанавливается высшим представительным органом при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

В целях оптимизации расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации, своевременного выполнения государством обязательств перед внутренними и внешними кредиторами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе

управления государственным долгом Российской Федерации» 1 в Министерстве финансов создается единая система управления государственным долгом для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований. Министерству финансов разрешено резервировать часть поступлений от размещения внешних и внутренних государственных ценных бумаг на отдельном счете в Центральном банке РФ с использованием этих средств только для проведения операций по снижению стоимости обслуживания государственного долга. Наряду с этим Министерству финансов разрешено проводить совместно с Центральным банком РФ операции на внутреннем рынке с государственными ценными бумагами, направленные на стабилизацию и последовательное снижение уровня процентных ставок. На Министерство финансов возложена обязанность обеспечить единство планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований.

Читать еще:  Принципы управления государственными и муниципальными финансами

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 529 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья 101 БК РФ. Управление государственным (муниципальным) долгом

1. Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (органов местного самоуправления), направленная на обеспечение потребностей публично-правового образования в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных (муниципальных) долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание долга, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение.

2. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

3. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

4. Управление муниципальным долгом осуществляется местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования.

Комментарии к ст. 101 БК РФ

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В связи с этим важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом — исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

Конверсия — изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга (ст. 105).

Проблемы управления муниципальным долгом

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 07.10.2019 2019-10-07

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Васильева, А. А. Проблемы управления муниципальным долгом / А. А. Васильева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62747/ (дата обращения: 07.04.2020).

В последние годы в нашей стране объем муниципального долга неуклонно растет. Данный фактор негативно влияет на развитие муниципальных образований. Это обуславливает актуальность проблем управления муниципальным долгом в современных условиях. В статье рассматривается понятие муниципального долга, рассмотрены проблемы, которые связаны с управлением муниципальным долгом.

Ключевые слова: муниципальный долг, управление муниципальным долгом, муниципальные образования, муниципальные обязательства, дефицит бюджета.

Долговая политика государства состоит в подержании необходимого, в целом, приемлемого для финансов страны определенного баланса размеров долга, а также различных ресурсов для его непосредственного обслуживания. Основными формами организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе современного федеративного государства можно назвать федеральный (общегосударственный), региональные, а также местные бюджеты [5, с. 136–139].

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, под муниципальным долгом принято понимать совокупность различных долговых обязательств какого-либо муниципального образования [1, с. 3823]. Хотелось бы отметить, что муниципальный долг безусловно и полностью обеспечивается муниципальным имуществом, различными средствами бюджета. Проблемы управления муниципальным долгом на протяжении многих лет приковывают внимание исследователей. Разработкой различных аспектов темы занимались такие ученые и исследователи, как Казаков В. В., Кандино Ш. А., Комаревцева О. О., Поликарпова А. А., Хаева Э. В. и другие.

Читать еще:  Правовые основы государственных и муниципальных расходов

По мнению Кандино Ш. А., структура муниципального долга — это группировка муниципальных различных долговых обязательств по основным видам определенных долговых обязательств. Данными видами можно назвать бюджетные кредиты, муниципальные ценные бумаги, муниципальные гарантии, различные кредиты, которые были получены от современных кредитных организаций [3, с. 14].

Основной особенностью муниципального долга, по сравнению с государственным, можно назвать отсутствие определенной возможности привлечения различных займов от каких-либо иностранных финансовых учреждений, международных структур.

На этапе активного управления муниципальным долгом всегда должны решаться такие задачи, как [6]: привлечение определенной суммы займов, которая необходима для разрешения вопросов, непосредственно относящихся к компетенции различных местных органов власти; установление объема задолженности на уровне, являющимся безопасным для дальнейшего активного развития муниципального образования; понижение размера долга; постоянная поддержка репутации различных муниципальных органов власти как надежных заемщиков, вовремя справляющихся с долгами; целевое, эффективное использование финансовых средств; четкая и грамотная диверсификация всех текущих обязательств с обязательным учетом действующих определенных сроков заимствований, инвесторов, а также форм выплат дохода и так далее.

Организация управления муниципальными обязательствами является совокупностью мер, которые направлены на постоянное совершенствование современных долговых отношений, формирование наилучших условий непосредственно для будущего развития муниципального образования [2, с. 162–164].

В последние годы в России фиксировалось увеличение муниципального долга. Это связано с тем, что произошло падение доходов различных местных бюджетов, в целом, при сохранении объемов расходных обязательств. Увеличению муниципального долга также способствовало ухудшение общей экономической ситуации в РФ, определенные санкции, которые были введены в 2014 году. В данной ситуации муниципальным образованиям приходится активно привлекать различные дополнительные средства.

Таким образом, в России сегодня имеет место некоторое ухудшение экономической ситуации, растет уровень социальной напряженности, муниципальные предприятия банкротятся. На основе указанных предпосылок какой-либо особой работы, направленной на эффективное управление муниципальным долгом, не ведется. Данное обстоятельство в дальнейшем в итоге может привести к сильному социально-экономическому кризису. Тем самым, для предотвращения данной ситуации считаем необходимым предложить ряд рекомендаций по управлению муниципальным долгом [4].

Одним из важнейших направлений осуществления современной политики в сфере управления муниципальным долгом можно назвать разработку и проведение различных мероприятий, способствующих оптимизации структуры долга, снижению расходов, связанных с обслуживанием муниципального долга. В данной ситуации основной задачей можно назвать экономию средств бюджета, которые выделяются на обслуживание долговых обязательств.

Также к мероприятиям, которые проводятся для снижения объема расходов на обслуживание муниципального долга, можно отнести: осуществление выпуска различных ценных бумаг; организацию аукционов непосредственно для привлечения ресурсов кредитного характера; активный поиск возможностей по понижению ставок процента заключенных муниципальных контрактов с негосударственными банками; более эффективное использование различных временно свободных средств бюджета; погашение определенных текущих долговых обязательств непосредственно за счет остатков средств бюджета муниципального образования.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране частым явлением для бюджета любого уровня стал бюджетный дефицит, а, следовательно, формируется государственный или муниципальный долг. Приоритетной задачей в данной ситуации можно назвать активное наращивание потенциала собственных источников доходов, максимально эффективное использование земельных ресурсов, объектов, которые находятся в муниципальной собственности. В данной ситуации возможности бюджета непосредственно по активному привлечению заемных средств имеют некоторые ограничения в соответствии с федеральным, а также региональным действующим бюджетным законодательством.

Управление государственным и муниципальным долгом

экономические науки

  • Ахмеров Данис Хасанович , бакалавр, студент
  • Баш­кирс­кий го­су­дарст­вен­ный аг­рар­ный уни­вер­си­тет
  • Похожие материалы

    Муниципальный долг — это группа (совокупность) текущих задолженностей муниципальных формирований, в которую входят непогашенные долговые обязательства и премии (проценты) по ним.

    Работа механизма государственных займов неизбежно приводит к формированию задолженности. В общегосударственном отношении долг — это общий объем эмитированных, но непокрытых госзаймов с учетом начисленных процентов [9, c. 87].

    Если рассматривать муниципальный долг в виде простейшей структуры, то она будет состоять из таких элементов [6, c. 31]:

    1. Ценных бумаг муниципальных (местных) формирований. К данной категории относятся муниципальные облигации, эмитируемые на различные сроки.
    2. Бюджетных займов (выделение средств из бюджета страны на развитие муниципальной сферы, покрытие текущего дефицита и бюджетных разрывов).
    3. Займов от специальных кредитных структур (банков, кредитных учреждений).
    4. Гарантий муниципальных формирований.

    Главная особенность муниципального долга (если сравнивать его с государственным обязательством) — невозможность привлечения займов со стороны иностранных финансовых учреждений и международных структур.

    Формы пополнения муниципального бюджета перечислены выше и не могут быть нарушены.

    Как правило, обязательства муниципальных формирований можно представить в роли управляемого государством объекта. Федеральные органы власти могут устанавливать соотношения между разными видами обязательств (кредитов, гарантий), структурой оформленных займов по прибыльности и сроками оформления, порядком и сроком эмиссии ценных бумаг, условиями предоставления гарантий и исполнения по ним обязательств [11, c. 27].

    Организация управления муниципальными обязательствами — это группа мероприятий, направленных на оптимизацию долговых отношений и создание благоприятных условий в макроэкономике для дальнейшего развития конкретных муниципальных образований и всей страны в частности.

    Есть два вида управления муниципальной задолженностью — оперативное и стратегическое. Перспективное (стратегическое) управление — это задача целого ряда руководящих органов, таких как Собрание РФ, Правительство и Президент, исполнительные и муниципальные органы самоуправления.

    Задача исполнительных органов власти — подготовить необходимые проекты в отношении решений и законов, касающихся стратегии управления. В свою очередь, руководство региональных или местных структур, а также Президент могут отклонить предложение или же поставить свою подпись.

    На этапе управления обязательствами муниципальных органов должны решаться следующие задачи, представленные на рисунке 1.

    Рисунок 1. Задачи управления муниципальным долгом в муниципальных образованиях [4, c. 89]

    Так, в законе РФ каждый год прописываются следующие нормы:

    • максимальные объемы долгов государства (внешних и внутренних);
    • доступные источники, которые могут выступать в роли объектов финансирования. Здесь же учтены средства, которые могут поступить от выпуска облигаций на государственном или местном уровне;
    • лимиты по внешним кредитам;
    • объемы средств, направляемых на своевременное выполнение обязательств по всем существующим задолженностям.

    Задача оперативного управления в отношении муниципального долга лежит на нескольких структурах — ЦБ РФ, Правительстве, Минфине РФ и Внешэконобанке. Задача этих органов:

    • определить оптимальные условия выпуска займов;
    • установить соответствующий порядок выпуска и обращения долговых бумаг;
    • определить время выпуска последующего кредита и правила его функционирования;
    • выполнить необходимую работу по размещению облигаций государственного образца на вторичном рынке;
    • организовать своевременную выплату прибыли и покрытие имеющихся задолженностей;
    • предоставить государственные гарантии, займы и так далее.

    Аналогичные цели, но уже на своем уровне решают и муниципальные структуры. При этом в процессе своей деятельности они опираются уже действующие федеральные законы.

    Сам процесс управления муниципальным долгом состоит из пяти этапов, представленных на рисунке 2.

    Рисунок 2. Процесс управления муниципальным долгом [5, c. 46]

    Как следствие, управление муниципальной задолженностью — это группа мероприятий, направленных на своевременную корректировку и регулирование структуры и объемов рынка, определение условий и реализацию новых займов, обслуживание и покрытие имеющихся долгов, предоставление муниципальных гарантий, обеспечение контроля в отношении расходования кредитных средств. При этом не существует единой оценки, которая бы позволила в полной мере оценить эффективность управления муниципальным долгом.

    Список литературы

    1. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / И.М. Александров. – 2-е изд. – М. : Дашков и Ко , 2007. – 486 с.
    2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 550 с.
    3. Васильев Ю.В., Кузнецов Н.Г., Пороло Е.В. Политика реформирования налоговой системы России: Монография /РГЭУ «РИНХ». Ростов н/д, 2013. С. 59
    4. Васюнина М.Л. Государственное (муниципальное) задание как новый инструмент в механизме финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг// Финансы и кредит. 2014. №18. С. 36-40.
    5. Бабайцева, Е.В. Инструменты программно-целевого метода бюджетного планирования как основа повышения эффективности бюджетных расходов / Е.В. Бабайцева // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов : материалы X науч.-практ. конф. (28-30 сентября 2011 г.). – Петрозаводск : изд-во ПетрГУ, 2011. – С. 8-11.
    6. Белостоцкий, А.А. Финансы, денежное обращение и кредит / А.А. Белостоцкий // Долгосрочное бюджетное планирование: приоритеты развития государственных финансов. – 2011. – № 7 (80). – С. 154-157
    7. Громова, Н.Н. Совершенствование модели оценки целевых программ / Н.Н. Громова // Мир экономики и права. – 2012. – № 4. – С. 32-39.
    8. Ефремова, М.С. Повышение эффективности бюджетных расходов в условиях бюджетирования, ориентированного на результат : автореф. дис. … канд. эконом. наук : 08.00.10 / М.С. Ефремова. – Волгоград, 2011. – 26 с.
    9. Лихачев, М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики : автореф. дис. … д-ра эконом. наук / М.О. Лихачев. – М., 2010. – 54 с.
    10. Лухтанов, Е.А. Финансовая устойчивость местных бюджетов [Электронный ресурс] / Е.А. Лухтанов, А.С. Карпова ; Сиб. фед. ун-т. – Режим доступа : http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/pdf/13/65a.pdf.
    11. Макарова, Е.В. Устойчивость экономической системы в условиях глобализации мировой экономики : автореф. дис. … канд. эконом. наук / Е.В. Макарова. – Улан-Удэ, 2006. – 31 с.
    12. Мишина, С.В. Совершенствование управления бюджетными ресурсами / С. В. Мишина // Финансы и кредит. – 2011. – № 6. – С. 15-20.

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector