Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление государственным и муниципальным долгом осуществляется

Управление государственным и муниципальным долгом

Состав государственного долга

Долговые обязательства, образующие государственный долг| Российской Федерации, могут выступать в форме:

— кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени I Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовы- | ми организациями;

— государственных займов, осуществляемых путем выпуска] ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— договоров и соглашений о получении Российской Федера-1 цией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной | системы Российской Федерации;

— договоров о предоставлении Российской Федерацией госу-1 дарственных гарантий;

— соглашений и договоров, в том числе международных, за-1 ключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации I прошлых лет (ст. 98 БК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В этой связи важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

Под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. Эта деятельность осуществляется Правительством страны в соответствии с законодательными актами. БК РФ предусмотрел запрет на изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения (см. ст. 98 БК РФ).

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, т. е. к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности, при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 50-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

До введения в действие БК РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

Конверсия — это изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, т. е. объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

173Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга, под которой понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В БК РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Основным методом регулирования внешнего долга является его реструктуризация. Наряду с этим мировая практика использует метод конверсии внешнего долга, под которой понимаются механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др. Существует также практика обмена долга на собственность, т. е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в Центральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемой затем для финансирования инвестиций в стране-должнике 1 .

Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного внутреннего долга РФ осуществляется парламентом страны.

Правительство страны должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга.

Верхний предел государственного внутреннего долга устанавливается высшим представительным органом при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

В целях оптимизации расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации, своевременного выполнения государством обязательств перед внутренними и внешними кредиторами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе

управления государственным долгом Российской Федерации» 1 в Министерстве финансов создается единая система управления государственным долгом для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований. Министерству финансов разрешено резервировать часть поступлений от размещения внешних и внутренних государственных ценных бумаг на отдельном счете в Центральном банке РФ с использованием этих средств только для проведения операций по снижению стоимости обслуживания государственного долга. Наряду с этим Министерству финансов разрешено проводить совместно с Центральным банком РФ операции на внутреннем рынке с государственными ценными бумагами, направленные на стабилизацию и последовательное снижение уровня процентных ставок. На Министерство финансов возложена обязанность обеспечить единство планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 531 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Управление государственным долгом РФ

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.11.2016 2016-11-27

Статья просмотрена: 9622 раза

Библиографическое описание:

Пахомова, Е. Н. Управление государственным долгом РФ / Е. Н. Пахомова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 334-339. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35850/ (дата обращения: 07.04.2020).

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом Российской Федерации, его регулированием, с выбором правильной долговой политики всегда достаточно актуальны. Поскольку успешное их решение приводит к достижению макроэкономической стабилизации в стране.

Читать еще:  Выборные муниципальные должности это

В настоящее время в государственный долг Российской Федерации входят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц [1].

Принято рассматривать управление государственным долгом Российской Федерации в широком и узком смыслах (рис. 1).

Рис. 1. Система управления государственным долгом

Следовательно, под управлением государственным долгом в широком смысле следует понимать процедуру формирования одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Тогда как в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг [2, с. 128].

Управление государственным долгом Российской Федерации в широком смысле осуществляется законодательными органами власти (иногда правительством) посредством разработки нормативно-правовых актов. К последним следует отнести:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 г. № 316 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов».
  2. Федеральный закон от 15.07.1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2000 № 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2001 № 771 «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций»
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
  6. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».
  7. Федеральный закон от 30.11.2013 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и др.

Управление государственным долгом Российской Федерации в узком смысле осуществляется исполнительными органами власти, главным образом министерством финансов и центральным банком. При этом министерством также разрабатываются нормативно-правовые акты:

  1. Приказ Минфина России от 15 апреля 2010г. № 31н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации».
  2. Приказ Минфина России от 15 июля 2015 г. № 214 «Об эмиссии облигаций федерального займа с индексируемым номиналом № 52001RMFS».
  3. Приказ Минфина России от 22 мая 2015 г. № 80н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с индексируемым номиналом».
  4. Приказ Минфина России от 24.05.2016 № 179 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации» и др.

Управление государственным долгом Российской Федерации охватывает ряд взаимосвязанных направлений деятельности (рис. 2):

Рис. 2. Направления деятельности по управлению государственным долгом Российской Федерации

Основные методы управления государственным долгом в Российской Федерации представлены на рис. 3.

Рис. 3. Методы управления государственным долгом Российской Федерации

В целях изучения эффективности управления государственным долгом Российской Федерации следует рассмотреть объемы государственного внешнего и внутреннего долга страны в динамике.

На основании данных, представленных в документе «Государственный внешний долг Российской Федерации (2011–2016 гг.)» [3], необходимо рассмотреть и проанализировать динамику государственного внешнего долга за исследуемый период.

На рис. 4 представлены показатели объема государственного внешнего долга Российской Федерации 2011–2016 гг.

Рис. 4. Объем государственного внешнего долга России в 2011–2016 гг., млн. долл. США

Внешний долг с 2011 г. по 2016 г. увеличился на 10045,4 млн. долл, и тенденция была разнонаправленной. Так, если с 2011 по 2012 гг. объем внешнего долга сократился на 10,4 %, то с 2012 по 2016 гг. данный показатель составил прирост на 39,67 %. Отмеченное увеличение государственного внешнего долга Российской Федерации за анализируемый период обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а также увеличении объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Детальное изучение величин внешнего долга Российской Федерации позволило отметить темп прироста внешнего долга в размере 42 %. С 2013 по 2014 год долг увеличился на 9,89 %, но с 2014 г. по начало 2015 г. наблюдается постепенное снижение государственного внешнего долга на 1 438,8 млн. долл в абсолютном значении или на 3 %, а к концу 2015 г. наблюдается его резкое снижение на 8 %.

Государственные гарантии Российской Федерации в общей сумме государственного внешнего долга составляли в 2011 г. — 2,28 %, 2012 г. — 2,82 %, в 2013 г. — 22,43 %, в 2014 г. — 20,43 %, в 2015 г. — 22,23 %, в 2016 г. — 23,75 %.

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года 52,6 млрд. долларов США [5].

В структуре государственного внешнего долга по видам долговых обязательств на 01.01.2016 г. наибольший вес имеют еврооблигационные займы — 71,82 %, предоставление гарантий России в иностранной валюте — 23,75 %, остальная часть приходится на задолженность перед международными финансовыми организациями, бывшими станами СЭВ, странами, не вошедшими в Парижский клуб.

На изменения объема государственного внешнего долга имеют влияние множество показателей. В 2015 году на экономическую ситуацию в России повлияли несколько факторов: понижение цен на нефть, конфликт на Украине, ужесточение санкций. Несмотря на это, Россия даже в сложившихся условиях понижает уровень своего долга.

На основании данных, представленных в документе «Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации» [4], необходимо рассмотреть и проанализировать динамику государственного внешнего долга за исследуемый период.

На рис. 5 представлены показатели объема государственного внутреннего долга Российской Федерации 2011–2016 гг.

Рис. 5. Объем государственного внутреннего долга России в 2011–2016 гг., млрд. руб.

Читать еще:  Расходы и расходные обязательства муниципальных образований

В 2011–2016 гг. наблюдается непрерывный рост внутреннего долга. Темп прироста долга 2012 году относительно 2011 г. составил 42,51 %, в 2013 г. — 18,78 %, в 2014 г. — 14,95 %, в 2015 г. — 26,54 %, в 2016 г. — 0,91 %. Однако, несмотря на непрерывный рост внутреннего долга, наблюдается снижение его темпов в 2014 г., но к 2015 г. прослеживается значительный скачок внутреннего роста с последующим снижением в 2016 г. Проанализируем государственные гарантии в общей сумме долга: в 2011 г. они составили — 16,06 %, в 2012 г. — 15,2 %, в 2013 г. –18,21 %, в 2014 г. — 22,54 %, в 2015 г. — 24,38 %, в 2016 г. — 23,74 %. Таким образом, прослеживается тенденция к увеличению государственных гарантий в сумме внутреннего долга в течении анализируемого периода с незначительным снижением в 2016 г.

Для привлечения внутренних займов государство выпускает разные виды ценных бумаг. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, в динамике 1993–2016 гг. представлен на рис. 6.

Рис. 6. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, млрд. руб. [6]

За анализируемый период наблюдается непрерывный рост государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации. Наибольшие темпы прироста привлечения внутренних займов посредством выпуска государством разных видов ценных бумаг отмечены в 1995 г. — 3466,67 %, в 2003 г. — 28,11 %, 2010–29,14 %, 2012 г. — 44,07 %.

По данным министерства финансов (на 01.01.2016 г.), 48,63 % государственных ценных бумаг занимают облигации федерального займа (с постоянным доходом); 24,17 % — облигации федерального займа (с переменным купонным доходом); 2,54 % — облигации федерального займа с индексируемым на инфляцию номиналом; 14,2 % — облигации федерального займа (с амортизацией дохода); 6,47 % — государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода; 2,37 % — облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода; 1,61 % — облигации внутренних облигационных займов.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года 8119,8 млрд. рублей [5].

Рассмотренные результаты управления государственным долгом Российской Федерации позволили отметить, что основной причиной постоянного роста показателей является необходимость покрытия дефицита федерального бюджета. Следует заметить, что основным источником является внутренний, а не внешний долг.

Политика органов власти в сфере управления государственным долгом Российской Федерации должна быть направлена на обеспечение способности страны осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения первоочередных социально-экономических задач. Это представляется возможным при поддержании умеренного уровня государственного долга, а также расходов по его обслуживанию. Кроме того, целесообразно проводить постоянный мониторинг долговой ситуации.

Управление государственным и муниципальным долгом

экономические науки

  • Ахмеров Данис Хасанович , бакалавр, студент
  • Баш­кирс­кий го­су­дарст­вен­ный аг­рар­ный уни­вер­си­тет
  • Похожие материалы

    Муниципальный долг — это группа (совокупность) текущих задолженностей муниципальных формирований, в которую входят непогашенные долговые обязательства и премии (проценты) по ним.

    Работа механизма государственных займов неизбежно приводит к формированию задолженности. В общегосударственном отношении долг — это общий объем эмитированных, но непокрытых госзаймов с учетом начисленных процентов [9, c. 87].

    Если рассматривать муниципальный долг в виде простейшей структуры, то она будет состоять из таких элементов [6, c. 31]:

    1. Ценных бумаг муниципальных (местных) формирований. К данной категории относятся муниципальные облигации, эмитируемые на различные сроки.
    2. Бюджетных займов (выделение средств из бюджета страны на развитие муниципальной сферы, покрытие текущего дефицита и бюджетных разрывов).
    3. Займов от специальных кредитных структур (банков, кредитных учреждений).
    4. Гарантий муниципальных формирований.

    Главная особенность муниципального долга (если сравнивать его с государственным обязательством) — невозможность привлечения займов со стороны иностранных финансовых учреждений и международных структур.

    Формы пополнения муниципального бюджета перечислены выше и не могут быть нарушены.

    Как правило, обязательства муниципальных формирований можно представить в роли управляемого государством объекта. Федеральные органы власти могут устанавливать соотношения между разными видами обязательств (кредитов, гарантий), структурой оформленных займов по прибыльности и сроками оформления, порядком и сроком эмиссии ценных бумаг, условиями предоставления гарантий и исполнения по ним обязательств [11, c. 27].

    Организация управления муниципальными обязательствами — это группа мероприятий, направленных на оптимизацию долговых отношений и создание благоприятных условий в макроэкономике для дальнейшего развития конкретных муниципальных образований и всей страны в частности.

    Есть два вида управления муниципальной задолженностью — оперативное и стратегическое. Перспективное (стратегическое) управление — это задача целого ряда руководящих органов, таких как Собрание РФ, Правительство и Президент, исполнительные и муниципальные органы самоуправления.

    Задача исполнительных органов власти — подготовить необходимые проекты в отношении решений и законов, касающихся стратегии управления. В свою очередь, руководство региональных или местных структур, а также Президент могут отклонить предложение или же поставить свою подпись.

    На этапе управления обязательствами муниципальных органов должны решаться следующие задачи, представленные на рисунке 1.

    Рисунок 1. Задачи управления муниципальным долгом в муниципальных образованиях [4, c. 89]

    Так, в законе РФ каждый год прописываются следующие нормы:

    • максимальные объемы долгов государства (внешних и внутренних);
    • доступные источники, которые могут выступать в роли объектов финансирования. Здесь же учтены средства, которые могут поступить от выпуска облигаций на государственном или местном уровне;
    • лимиты по внешним кредитам;
    • объемы средств, направляемых на своевременное выполнение обязательств по всем существующим задолженностям.

    Задача оперативного управления в отношении муниципального долга лежит на нескольких структурах — ЦБ РФ, Правительстве, Минфине РФ и Внешэконобанке. Задача этих органов:

    • определить оптимальные условия выпуска займов;
    • установить соответствующий порядок выпуска и обращения долговых бумаг;
    • определить время выпуска последующего кредита и правила его функционирования;
    • выполнить необходимую работу по размещению облигаций государственного образца на вторичном рынке;
    • организовать своевременную выплату прибыли и покрытие имеющихся задолженностей;
    • предоставить государственные гарантии, займы и так далее.

    Аналогичные цели, но уже на своем уровне решают и муниципальные структуры. При этом в процессе своей деятельности они опираются уже действующие федеральные законы.

    Сам процесс управления муниципальным долгом состоит из пяти этапов, представленных на рисунке 2.

    Рисунок 2. Процесс управления муниципальным долгом [5, c. 46]

    Как следствие, управление муниципальной задолженностью — это группа мероприятий, направленных на своевременную корректировку и регулирование структуры и объемов рынка, определение условий и реализацию новых займов, обслуживание и покрытие имеющихся долгов, предоставление муниципальных гарантий, обеспечение контроля в отношении расходования кредитных средств. При этом не существует единой оценки, которая бы позволила в полной мере оценить эффективность управления муниципальным долгом.

    Список литературы

    1. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / И.М. Александров. – 2-е изд. – М. : Дашков и Ко , 2007. – 486 с.
    2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 550 с.
    3. Васильев Ю.В., Кузнецов Н.Г., Пороло Е.В. Политика реформирования налоговой системы России: Монография /РГЭУ «РИНХ». Ростов н/д, 2013. С. 59
    4. Васюнина М.Л. Государственное (муниципальное) задание как новый инструмент в механизме финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг// Финансы и кредит. 2014. №18. С. 36-40.
    5. Бабайцева, Е.В. Инструменты программно-целевого метода бюджетного планирования как основа повышения эффективности бюджетных расходов / Е.В. Бабайцева // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов : материалы X науч.-практ. конф. (28-30 сентября 2011 г.). – Петрозаводск : изд-во ПетрГУ, 2011. – С. 8-11.
    6. Белостоцкий, А.А. Финансы, денежное обращение и кредит / А.А. Белостоцкий // Долгосрочное бюджетное планирование: приоритеты развития государственных финансов. – 2011. – № 7 (80). – С. 154-157
    7. Громова, Н.Н. Совершенствование модели оценки целевых программ / Н.Н. Громова // Мир экономики и права. – 2012. – № 4. – С. 32-39.
    8. Ефремова, М.С. Повышение эффективности бюджетных расходов в условиях бюджетирования, ориентированного на результат : автореф. дис. … канд. эконом. наук : 08.00.10 / М.С. Ефремова. – Волгоград, 2011. – 26 с.
    9. Лихачев, М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики : автореф. дис. … д-ра эконом. наук / М.О. Лихачев. – М., 2010. – 54 с.
    10. Лухтанов, Е.А. Финансовая устойчивость местных бюджетов [Электронный ресурс] / Е.А. Лухтанов, А.С. Карпова ; Сиб. фед. ун-т. – Режим доступа : http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/pdf/13/65a.pdf.
    11. Макарова, Е.В. Устойчивость экономической системы в условиях глобализации мировой экономики : автореф. дис. … канд. эконом. наук / Е.В. Макарова. – Улан-Удэ, 2006. – 31 с.
    12. Мишина, С.В. Совершенствование управления бюджетными ресурсами / С. В. Мишина // Финансы и кредит. – 2011. – № 6. – С. 15-20.

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Статья 101 БК РФ. Управление государственным (муниципальным) долгом

    1. Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (органов местного самоуправления), направленная на обеспечение потребностей публично-правового образования в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных (муниципальных) долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание долга, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение.

    2. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

    3. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

    4. Управление муниципальным долгом осуществляется местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования.

    Комментарии к ст. 101 БК РФ

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В связи с этим важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

    В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом — исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

    К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

    Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

    До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

    Конверсия — изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

    Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

    Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.

    Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

    Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

    В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга (ст. 105).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector