Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление гос и муниципальным долгом

Управление государственным (муниципальным) долгом. Этапы управления государственным долгом.

Управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуск новых государственных ценных бумаг.

Основными целями управления долгом являются:

1) экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и (или) переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов;

2) политические: поддержание стабильности функционирования политической системы;

3) социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности;

4) обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны.

При управлении долгом принято его делить на капитальный и текущий.

Капитальный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Цикл управления государственным долгом состоит из пяти этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи:

1) осуществляется процесс обоснования предельных объемов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления гарантий, а также формирования программ внутренних и внешних заимствований. На этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований, поэтому работа на этом этапе является стратегически важной для страны;

2) формируется программа эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов — резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на этом этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования;

3) производится размещение облигаций и регулирование котировок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего) долга;

4) характерен для периода развития Российской Федерации после распада СССР и связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долгов.

5) исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных и муниципальных внутренних и внешних долгов.

Согласно ст. 101 Бюджетного Кодекса РФ:

– управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации;

– управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

– управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Инструменты по управлению государственным долгом. Осуществляя управление долгом, субъекты (государственные и муниципальные органы) управления используют широкий набор инструментов (способов). Их применение связано с тем, что в ряде случаев возникают обстоятельства, препятствующие своевременному возврату полученного долга и процентов по нему, возникает необходимость в отсрочке уплаты долга или изменении условий займа.

Среди рыночных инструментов, используемых по управлению государственным долгом, наиболее распространенными являются:

Реструктуризация задолженности — один из основных методов управления государственным и муниципальным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного и муниципального долга.

Под реструктуризацией долга, согласно Бюджетному Кодексу РФ, понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (ст. 105 БК РФ).

В соответствии с новым графиком должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. Реструктуризация задолженности может сопровождаться списанием части суммы основного долга, консолидацией ранее выпущенных долговых обязательств.

Консолидация займов — изменение (чаще принудительное) условий займов, связанных с их сроками, как правило, увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные.

Реструктуризация задолженности используется преимущественно как метод управления в ситуации долгового кризиса. В результате реструктуризации появляются дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения экономического роста и погашения государственного долга в будущем, однако одновременно ограничивается доступ к источникам финансовых ресурсов, особенно к международным финансовым рынкам.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктуризованного долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктуризованных обязательств.

В отличие от реструктуризации пролонгация государственного и муниципального долга означает продление срока действия обязательства и производится с целью облегчения выплаты долга (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы).

Читать еще:  Формирование местного бюджета управление муниципальной

Рефинансирование — погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств.

По отношению к государственным займам иногда используется термин рефундирование государственного долга. Применяют три основных способа рефинансирования государственных заимствований:

1) министерства финансов (в отдельных странах — казначейства) производят с согласия держателей обязательств замену обязательств с истекшими сроками погашения на новые по суммам, эквивалентным погашаемым;

2) министерства финансов (в отдельных странах — казначейства) осуществляют досрочные операции по замене одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;

3) министерства финансов (в отдельных странах — казначейства) организуют размещение (продажу) новых облигаций и с помощью вырученных средств погашают облигации с истекшими сроками погашения.

Министерство финансов РФ использует все перечисленные способы работы с долговыми обязательствами (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы).

Стратегическое управление государственным долгом. Стратегическое управление государственным долгом в РФ осуществляется Федеральным Собранием, а также законодательными органами власти субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления посредством принятия проектов законов и решений, касающихся стратегии управления долговыми обязательствами, подготовленных исполнительными органами власти всех уровней, а Президент РФ и руководители региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления отклоняют или подписывают их.

Оперативное управление государственным и муниципальным долгом. Оперативное управление государственным и муниципальным долгом в России осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ.

Управление государственным и муниципальным долгом

экономические науки

  • Ахмеров Данис Хасанович , бакалавр, студент
  • Баш­кирс­кий го­су­дарст­вен­ный аг­рар­ный уни­вер­си­тет
  • Похожие материалы

    Муниципальный долг — это группа (совокупность) текущих задолженностей муниципальных формирований, в которую входят непогашенные долговые обязательства и премии (проценты) по ним.

    Работа механизма государственных займов неизбежно приводит к формированию задолженности. В общегосударственном отношении долг — это общий объем эмитированных, но непокрытых госзаймов с учетом начисленных процентов [9, c. 87].

    Если рассматривать муниципальный долг в виде простейшей структуры, то она будет состоять из таких элементов [6, c. 31]:

    1. Ценных бумаг муниципальных (местных) формирований. К данной категории относятся муниципальные облигации, эмитируемые на различные сроки.
    2. Бюджетных займов (выделение средств из бюджета страны на развитие муниципальной сферы, покрытие текущего дефицита и бюджетных разрывов).
    3. Займов от специальных кредитных структур (банков, кредитных учреждений).
    4. Гарантий муниципальных формирований.

    Главная особенность муниципального долга (если сравнивать его с государственным обязательством) — невозможность привлечения займов со стороны иностранных финансовых учреждений и международных структур.

    Формы пополнения муниципального бюджета перечислены выше и не могут быть нарушены.

    Как правило, обязательства муниципальных формирований можно представить в роли управляемого государством объекта. Федеральные органы власти могут устанавливать соотношения между разными видами обязательств (кредитов, гарантий), структурой оформленных займов по прибыльности и сроками оформления, порядком и сроком эмиссии ценных бумаг, условиями предоставления гарантий и исполнения по ним обязательств [11, c. 27].

    Организация управления муниципальными обязательствами — это группа мероприятий, направленных на оптимизацию долговых отношений и создание благоприятных условий в макроэкономике для дальнейшего развития конкретных муниципальных образований и всей страны в частности.

    Есть два вида управления муниципальной задолженностью — оперативное и стратегическое. Перспективное (стратегическое) управление — это задача целого ряда руководящих органов, таких как Собрание РФ, Правительство и Президент, исполнительные и муниципальные органы самоуправления.

    Задача исполнительных органов власти — подготовить необходимые проекты в отношении решений и законов, касающихся стратегии управления. В свою очередь, руководство региональных или местных структур, а также Президент могут отклонить предложение или же поставить свою подпись.

    На этапе управления обязательствами муниципальных органов должны решаться следующие задачи, представленные на рисунке 1.

    Рисунок 1. Задачи управления муниципальным долгом в муниципальных образованиях [4, c. 89]

    Так, в законе РФ каждый год прописываются следующие нормы:

    • максимальные объемы долгов государства (внешних и внутренних);
    • доступные источники, которые могут выступать в роли объектов финансирования. Здесь же учтены средства, которые могут поступить от выпуска облигаций на государственном или местном уровне;
    • лимиты по внешним кредитам;
    • объемы средств, направляемых на своевременное выполнение обязательств по всем существующим задолженностям.

    Задача оперативного управления в отношении муниципального долга лежит на нескольких структурах — ЦБ РФ, Правительстве, Минфине РФ и Внешэконобанке. Задача этих органов:

    • определить оптимальные условия выпуска займов;
    • установить соответствующий порядок выпуска и обращения долговых бумаг;
    • определить время выпуска последующего кредита и правила его функционирования;
    • выполнить необходимую работу по размещению облигаций государственного образца на вторичном рынке;
    • организовать своевременную выплату прибыли и покрытие имеющихся задолженностей;
    • предоставить государственные гарантии, займы и так далее.

    Аналогичные цели, но уже на своем уровне решают и муниципальные структуры. При этом в процессе своей деятельности они опираются уже действующие федеральные законы.

    Сам процесс управления муниципальным долгом состоит из пяти этапов, представленных на рисунке 2.

    Рисунок 2. Процесс управления муниципальным долгом [5, c. 46]

    Как следствие, управление муниципальной задолженностью — это группа мероприятий, направленных на своевременную корректировку и регулирование структуры и объемов рынка, определение условий и реализацию новых займов, обслуживание и покрытие имеющихся долгов, предоставление муниципальных гарантий, обеспечение контроля в отношении расходования кредитных средств. При этом не существует единой оценки, которая бы позволила в полной мере оценить эффективность управления муниципальным долгом.

    Список литературы

    1. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / И.М. Александров. – 2-е изд. – М. : Дашков и Ко , 2007. – 486 с.
    2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 550 с.
    3. Васильев Ю.В., Кузнецов Н.Г., Пороло Е.В. Политика реформирования налоговой системы России: Монография /РГЭУ «РИНХ». Ростов н/д, 2013. С. 59
    4. Васюнина М.Л. Государственное (муниципальное) задание как новый инструмент в механизме финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг// Финансы и кредит. 2014. №18. С. 36-40.
    5. Бабайцева, Е.В. Инструменты программно-целевого метода бюджетного планирования как основа повышения эффективности бюджетных расходов / Е.В. Бабайцева // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов : материалы X науч.-практ. конф. (28-30 сентября 2011 г.). – Петрозаводск : изд-во ПетрГУ, 2011. – С. 8-11.
    6. Белостоцкий, А.А. Финансы, денежное обращение и кредит / А.А. Белостоцкий // Долгосрочное бюджетное планирование: приоритеты развития государственных финансов. – 2011. – № 7 (80). – С. 154-157
    7. Громова, Н.Н. Совершенствование модели оценки целевых программ / Н.Н. Громова // Мир экономики и права. – 2012. – № 4. – С. 32-39.
    8. Ефремова, М.С. Повышение эффективности бюджетных расходов в условиях бюджетирования, ориентированного на результат : автореф. дис. … канд. эконом. наук : 08.00.10 / М.С. Ефремова. – Волгоград, 2011. – 26 с.
    9. Лихачев, М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики : автореф. дис. … д-ра эконом. наук / М.О. Лихачев. – М., 2010. – 54 с.
    10. Лухтанов, Е.А. Финансовая устойчивость местных бюджетов [Электронный ресурс] / Е.А. Лухтанов, А.С. Карпова ; Сиб. фед. ун-т. – Режим доступа : http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/pdf/13/65a.pdf.
    11. Макарова, Е.В. Устойчивость экономической системы в условиях глобализации мировой экономики : автореф. дис. … канд. эконом. наук / Е.В. Макарова. – Улан-Удэ, 2006. – 31 с.
    12. Мишина, С.В. Совершенствование управления бюджетными ресурсами / С. В. Мишина // Финансы и кредит. – 2011. – № 6. – С. 15-20.

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Статья 101 БК РФ. Управление государственным (муниципальным) долгом

    1. Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (органов местного самоуправления), направленная на обеспечение потребностей публично-правового образования в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных (муниципальных) долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание долга, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение.

    2. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

    3. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

    4. Управление муниципальным долгом осуществляется местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования.

    Комментарии к ст. 101 БК РФ

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В связи с этим важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

    В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом — исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

    К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

    Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

    До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

    Конверсия — изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

    Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

    Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.

    Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

    Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

    В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга (ст. 105).

    Управление государственным и муниципальным долгом

    Состав государственного долга

    Долговые обязательства, образующие государственный долг| Российской Федерации, могут выступать в форме:

    — кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени I Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовы- | ми организациями;

    — государственных займов, осуществляемых путем выпуска] ценных бумаг от имени Российской Федерации;

    — договоров и соглашений о получении Российской Федера-1 цией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной | системы Российской Федерации;

    — договоров о предоставлении Российской Федерацией госу-1 дарственных гарантий;

    — соглашений и договоров, в том числе международных, за-1 ключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации I прошлых лет (ст. 98 БК РФ).

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В этой связи важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

    Под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. Эта деятельность осуществляется Правительством страны в соответствии с законодательными актами. БК РФ предусмотрел запрет на изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения (см. ст. 98 БК РФ).

    К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

    Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, т. е. к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности, при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 50-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

    До введения в действие БК РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

    Конверсия — это изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

    Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

    Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, т. е. объединение нескольких займов в один.

    Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

    173Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

    В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга, под которой понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В БК РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

    Основным методом регулирования внешнего долга является его реструктуризация. Наряду с этим мировая практика использует метод конверсии внешнего долга, под которой понимаются механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др. Существует также практика обмена долга на собственность, т. е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в Центральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемой затем для финансирования инвестиций в стране-должнике 1 .

    Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

    Контроль за состоянием государственного внутреннего долга РФ осуществляется парламентом страны.

    Правительство страны должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга.

    Верхний предел государственного внутреннего долга устанавливается высшим представительным органом при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

    В целях оптимизации расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации, своевременного выполнения государством обязательств перед внутренними и внешними кредиторами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе

    управления государственным долгом Российской Федерации» 1 в Министерстве финансов создается единая система управления государственным долгом для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований. Министерству финансов разрешено резервировать часть поступлений от размещения внешних и внутренних государственных ценных бумаг на отдельном счете в Центральном банке РФ с использованием этих средств только для проведения операций по снижению стоимости обслуживания государственного долга. Наряду с этим Министерству финансов разрешено проводить совместно с Центральным банком РФ операции на внутреннем рынке с государственными ценными бумагами, направленные на стабилизацию и последовательное снижение уровня процентных ставок. На Министерство финансов возложена обязанность обеспечить единство планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований.

    Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 530 ; Нарушение авторских прав?

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×