Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление финансами муниципальных образований

Управление финансами местного самоуправления

Понятие финансов местного самоуправления

Финансы местного самоуправления выступают важнейшим элементом финансовой системы всего государства.

Финансы местного самоуправления являются финансово-материальной основой реализации местными органами управления своих полномочий.

От эффективности аккумуляции и использования органами публичного управления местного уровня финансов напрямую зависит эффективность местной системы управления, реализация прав и обеспечение интересов местного населения, благосостояние населения муниципалитета. Именно поэтому повышение эффективности управления финансами местного самоуправления должно рассматриваться органами публичного управления в качестве одной из основных управленческих задач, реализуемых на местном уровне.

Система финансов местного самоуправления представлена следующими элементами:

  • собственные доходы муниципалитета, в том числе доходы, привлекаемые муниципалитетом посредством установления и взимания местных налогов и сборов, доходы, извлекаемые муниципалитетом из осуществления муниципальными организациями своих функций и из использования имущества, входящего в состав собственности муниципалитета, доходы в виде платы, взимаемой с населения за предоставление муниципальных услуг и др.;
  • государственное финансирование;
  • средства, привлекаемые в рамках муниципального кредита и займа и пр.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эффективность управления финансами местного самоуправления

Понятие эффективности управления финансами местного самоуправления является понятием теоретическим. В законодательстве инструментов определения эффективности управления финансами на уровне муниципалитета, как и на уровне государства не закреплено, однако в рамках правового регулирования бюджетных отношений используется принцип эффективности использования бюджетных средств, который в определенной степени применим и для оценки эффективности управления финансами муниципалитетом.

Так, эффективность управления финансами местного самоуправления предполагает, что органы муниципального управления при планировании, привлечении и использовании финансов местного самоуправления исходят из необходимости решения задач социально-экономического развития с использованием наименьшего объема средств при достижении максимального полезного результата.

Наиболее перспективным способом управления финансами местного самоуправления сегодня в теории и практике признается программно-целевой метод, когда финансы аккумулируются и используются исходя из приоритетных направлений развития муниципалитета посредством реализации конкретных программно-целевых мероприятий. Указанный метод выступает удобным средством управления финансами местного самоуправления, поскольку позволяет распределять финансы под конкретные цели с опорой на предполагаемые результаты в виде конкретных показателей. С позиции контроля эффективности управления этот инструмент характеризуется оперативностью и прозрачностью: проанализировать эффективность использования финансов при реализации конкретных программных мероприятий легче и быстрее, чем проанализировать эффективность развития муниципалитета в конкретном направлении за длительный период.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Управление финансами местного самоуправления: социально-экономическая эффективность

При реализации органами местной власти полномочий по управлению финансами местного самоуправления необходимо ориентироваться на социальную и экономическую полезность такого управления. Так, эффективными управление финансами в целом и реализация конкретной муниципальной целевой программы в частности могут быть признаны, когда намеченный социально полезный эффект реализуется посредством использования минимального объема финансово-материальных ресурсов.

Иначе говоря, эффективность управления финансами оценивается с позиции пользы для населения и экономии средств населения, так как финансы местного самоуправления преимущественно формируется из налогов и сборов, взимаемых с населением, платы за оказание муниципальных и государственных услуг, взимаемой с населения и др.

Роль муниципальных органов управления финансами местного самоуправления

Компетенцию органов публичной власти местного уровня в сфере управления финансами местного самоуправления составляют следующие аспекты:

  • определение процедуры разработки, составления, анализа проекта местного бюджета, процесса его утверждения и исполнения, а также порядка проведения контрольных мероприятий его исполнения;
  • непосредственно разработка, составление, анализ проекта местного бюджета, его утверждение и исполнение, реализация контрольных процедур его исполнения, утверждение соответствующего отчетного документа об исполнении бюджета;
  • установление процедуры предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, непосредственное предоставление таких трансфертов;
  • управление активами муниципалитета, а также долгом муниципалитета, предоставление муниципальных займов гарантий кредитов;
  • определение и конкретизация процедуры использования бюджетной классификации в отношении местного бюджета и др.

Представительный орган местного самоуправления в сфере управления финансами муниципального образования решает следующие задачи: парламент муниципального образования занимается рассмотрением бюджетного проекта, его утверждением, а также анализирует и утверждает отчетный документ об исполнении бюджета исполнительными органами муниципального образования. Другими словами, он реализует функцию последующего контроля над исполнением бюджета муниципального образования исполнительными органами и др.

Читать еще:  Публичная власть государственная и муниципальная

Исполнительные органы муниципалитета в сфере управления финансами местного самоуправления решают задачи распоряжения имуществом, которое входит в состав муниципальной собственности, непосредственной разработки и составления бюджетного проекта, внесения бюджетного проекта в местный парламент для утверждения, обеспечения непосредственного исполнения утвержденного бюджетного проекта, подготовки бюджетной отчетности, представления в местный парламент отчета об исполнении бюджета.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Управление муниципальными финансами

32.1. Содержание процесса управления муниципальными финансами

Процесс управления муниципальными финансами распадается на три большие стадии.

  1. Финансовое планирование.
  2. Бюджетный процесс.
  3. Оценка результатов.

Характер и цели деятельности на каждой из этих стадий различны. Так, на первой стадии основной вид деятельности — составление анализа и прогноза, причем определяющей оказывается аналитическая работа. На второй стадии основным является процесс исполнения бюджета, на третьей — процесс контроля . Одни и те же структуры органов местного самоуправления не могут эффективно исполнять все перечисленные функции, поэтому крайне важно провести их разделение в процессе управления финансами.

Как правило, в структуре органов местного самоуправления указанными видами деятельности занимаются:

  1. финансовые органы — производят финансовое планирование;
  2. бюджетные органы — организовывают и осуществляют бюджетный процесс;
  3. контрольные органы — контролируют расходование средств.

Как считают специалисты, смешение этих функций недопустимо, поскольку интересы перечисленных органов различны. Так, возложить функцию финансового планирования на бюджетные органы (что на практике происходит достаточно часто) — это значит подчинить процесс финансового планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам исполнителя. Также нельзя совмещать функции контроля и исполнения.

32.2. Муниципальный финансовый механизм

Муниципальный финансовый механизм обеспечивает управление муниципальными финансовыми потоками и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов между органами местного самоуправления, государственными органами власти и другими хозяйствующими субъектами. Субъектом муниципального финансового управления являются соответствующее подразделение местной администрации (финансовое управление), местное казначейство.

Финансовый механизм — это система финансовых методов, финансовых инструментов (рычагов), правовое, нормативное, информационное, организационное обеспечение. Структура муниципального финансового механизма представлена на рис. 32.1.

Функции субъекта финансового управления представляют собой вид управленческой деятельности по сбору, систематизации, передаче, хранению финансовой информации, а также по выработке и принятию управленческих решений. Финансовые функции состоят из следующих семи блоков:

  1. финансовое планирование — комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и воплощению их в жизнь (требует создания методологии и методики разработки финансовых планов);
  2. прогнозирование — прогноз на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта и его составных частей, финансовых показателей и параметров, определение вариантов развития финансового состояния объекта на основе наметившихся тенденций;
  3. функция организации — создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязей, разработка норм, нормативов, методик и пр.;
  4. регулирование — воздействие на объект управления для достижения состояния устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений;
  5. координация — согласованность работ всех звеньев системы финансового управления между собой и с другими системами;
  6. стимулирование — побуждение работников к заинтересованности в эффективном расходовании финансовых средств;
  7. функция контроля — проверка организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и анализ финансовых результатов.

В муниципальном управлении финансовый механизм является инструментом как внутреннего управления, так и внешнего взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей администрацией, с населением и его представительными органами, с потенциальными инвесторами и организациями — получателями бюджетных средств.

Глава 32. Управление муниципальными финансами

32.1. Содержание процесса управления
муниципальными финансами

Процесс управления муниципальными финансами распадается на три большие стадии: 1

1) финансовое планирование;

2) бюджетный процесс;

3) оценка результатов.

Характер и цели деятельности на каждой из этих стадий различны. Так, на первой стадии основной вид деятельности ¾ составление анализа и прогноза, причем определяющей оказывается аналитическая работа. На второй стадии основным является процесс исполнения бюджета, на третьей ¾ процесс контроля. Одни и те же структуры органов местного самоуправления не могут эффективно исполнять все перечисленные функции, поэтому крайне важно провести их разделение в процессе управления финансами.

Читать еще:  Налоги поступающие в муниципальный бюджет

Как правило, в структуре органов местного самоуправления указанными видами деятельности занимаются:

1) финансовые органы ¾ производят финансовое планирование;

2) бюджетные органы ¾ организовывают и осуществляют бюджетный процесс;

3) контрольные органы ¾ контролируют расходование средств.

Как считают специалисты, смешение этих функций недопустимо, поскольку интересы перечисленных органов различны. Так, возложить функцию финансового планирования на бюджетные органы (что на практике происходит достаточно часто) ¾ это значит подчинить процесс финансового планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам исполнителя. Также нельзя совмещать функции контроля и исполнения. 2

Муниципальный финансовый механизм

Муниципальный финансовый механизм обеспечивает управление муниципальными финансовыми потоками и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов между органами местного самоуправления, государственными органами власти и другими хозяйствующими субъектами. Субъектом муниципального финансового управления являются соответствующее подразделение местной администрации (финансовое управление), местное казначейство.

Финансовый механизм ¾ это система финансовых методов, финансовых инструментов (рычагов), правовое, нормативное, информационное, организационное обеспечение. Структура муниципального финансового механизма представлена на рис. 32.1.

Рис. 32.1. Структура муниципального финансового механизма

Функции субъекта финансового управления представляют собой вид управленческой деятельности по сбору, систематизации, передаче, хранению финансовой информации, а также по выработке и принятию управленческих решений. Финансовые функции состоят из следующих семи блоков:

1) финансовое планирование ¾ комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и воплощению их в жизнь (требует создания методологии и методики разработки финансовых планов);

2) прогнозирование ¾ прогноз на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта и его составных частей, финансовых показателей и параметров, определение вариантов развития финансового состояния объекта на основе наметившихся тенденций;

3) функция организации ¾ создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязей, разработка норм, нормативов, методик и пр.;

4) регулирование ¾ воздействие на объект управления для достижения состояния устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений;

5) координация ¾ согласованность работ всех звеньев системы финансового управления между собой и с другими системами;

6) стимулирование ¾ побуждение работников к заинтересованности в эффективном расходовании финансовых средств;

7) функция контроля ¾ проверка организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и анализ финансовых результатов.

В муниципальном управлении финансовый механизм является инструментом как внутреннего управления, так и внешнего взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей администрацией, с населением и его представительными органами, с потенциальными инвесторами и организациями ¾ получателями бюджетных средств.

Планирование в системе муниципального финансового управления

На первоначальном этапе процесса управления муниципальными финансами на основе финансового анализа проводится финансовое планирование. Планирование ¾ важнейший и обязательный этап любой деятельности, так как в ходе этого процесса происходит определение приоритетов развития.

Важным показателем планирования являются его сроки. Формы планирования и их содержание представлены в табл. 32.1.

Таблица 32.1

Формы муниципального финансового планирования
и их содержание

Разделение планирования на три основные формы (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) позволяет придать этому процессу комплексный и целенаправленный характер, обеспечивает согласованность действий всех его участков, поскольку в ходе финансового планирования все органы местного самоуправления участвуют в решении единых задач.

С точки зрения реализации целей органов местного самоуправления наиболее важен этап долгосрочного планирования. Именно на этом этапе определяется стратегия развития муниципального образования и согласуются основные интересы всех участников финансового планирования.

Как правило, сроки долгосрочного планирования совпадают со сроками полномочий органов самоуправления. Определение приоритетов должно базироваться на тщательном анализе перспектив развития муниципального образования и происходить при взаимодействии всех органов власти и населения. Исполнительная власть, которая разрабатывает приоритеты развития, крайне заинтересована в процессе согласования и утверждения приоритетов, так как она делает единомышленниками и соучастниками этого процесса все общественные силы, что позволяет избежать конфликтов (или свести их к минимуму) на последующих стадиях формирования финансового плана и бюджета.

Читать еще:  Финансы муниципальных учреждений

Исполнительные органы местного самоуправления осуществляют подготовку и согласование финансовых планов на основе приоритетов, установленных законодательным органом местного самоуправления. Разработку финансового плана целесообразно проводить параллельно с подготовкой проекта бюджета, так как это позволяет своевременно учитывать и согласовывать возникающие корректировки. Утверждение бюджета муниципального образования осуществляет законодательный орган местного самоуправления. Финансовый план представительным органом власти не утверждается, а используется как документ, обосновывающий предлагаемый проект бюджета.

1 Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

Муниципальные финансы: сущность, система, управление, реформирование

Автор: admin · Опубликовано 23.02.2017 · Обновлено 25.02.2017

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Муниципальные финансы представляют собой совокупность социальных и экономических отношений, которые возникают по поводу формирования, использования и распределения финансовых средств, с целью решения задач местного характера. Данные отношения возникают между населением, которое проживает на территории муниципального образования и органами местного самоуправления, и хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы в себя включают:

  • — внебюджетные муниципальные фонды;
  • — средства местных бюджетов;
  • — муниципальные и государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;
  • — иные денежные средства, которые находятся в муниципальной собственности.
  • Основополагающими принципами муниципальных финансов являются:
  • — финансовой государственной поддержки;
  • — принцип самостоятельности;
  • — принцип гласности.

CУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Сущность муниципальных финансов заключается в следующем: денежный обо­рот является материальной основой финансов. Реальный денежный оборот представляет собой экономический процесс, который вызывает движение стоимости и сопровождается пото­ком расчетов и денежных платежей. Финансовые ресурсы, которые являются источником финансирования воспроизводства выступают объектом реального денеж­ного оборота.

Муниципальные и государственные финансы отождествляют экономические отношения, которые связаны с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования му­ниципального и государственного секторов экономики, наиболее существенных про­грамм развития общественного сектора и производства, учреждений и органи­заций бюджетной сферы и так далее. Их функциониро­вание полностью направлено на достижение всеобщих целей по развитию соци­ально ориентированной рыночной экономики.

СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Муниципальные и государственные финансы функциониру­ют в границах финансовой государственной системы и являются непосредственно центральным звеном

Систему муниципальных финансов можно представить в виде следующей схемы:

Финансы во многом зависят от совершенных преобра­зований в отношениях между различными звеньями финансовой сис­темы. Прежде всего, это относится к связям между финансами микроуровня и фи­нансами макроуровня. Финансы на макроуровне, и прежде всего муниципаль­ный и государственный бюджеты, основываются на финансовых перспективах предприятий. Финансы во многом способствуют достижению целей общего экономического развития, поэтому необходима их оптимальная орга­низация. Избранный способ организации во многом предопределяет качественную сторону финансов. Использование и распределение финан­совых средств в государстве производится с помощью интегри­рованной системы по управлению финансовыми потоками.

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Процесс управления муниципальными финансами подразделяется на три стадии:
1. процесс финансового планирования;
2. бюджетный процесс;
3. оценка полученных результатов.
Цели и характер деятельности на каждой из данной стадий существенно отличаются.

РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Определение роли муниципальных финансов играет особое значение в рефор­мировании экономики России.

Реформирование муниципальных финансов является составной частью общей реформы местных органов самоуправления. Обеспеченность муниципальных организаций материальными и финансовыми ресурсами во многом определяет эффективность местного самоуправления. Для выполнения поставленных задач муниципальные образования обязаны обладать достаточными и необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, а также обладать правом самостоятельного управления этими ресурсами.

В соответствии с новым законодательством в структуре бюджетных систем субъектов Федерации выделяют новый уровень бюджета. В систему местных бюджетов включаются бюджеты городского округа, бюджеты поселений (городских и сельских) и бюджеты муниципальных районов. Органы всех типов исполнительной власти муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений) наделены закрепленными законодательно расходными и доходными полномочиями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector