Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ресурсы государственных и муниципальных предприятий

Государственные и муниципальные финансовые ресурсы

По своей сути государственные и муниципальные финансы отражают совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований.

Денежные средства, формируемые в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта, аккумулируемые органами управления государством в целевых фондах и используемые на реализацию государственной внутренней и внешней политики, представляют собой финансовые ресурсы сектора государственного управления.

Источниками государственных и муниципальных финансовых ресурсов являются: вновь созданная за определенный период стоимость (национальный доход), часть национального богатства, средства заимствованные и привлеченные из внешних источников. Состав финансовых ресурсов неоднороден. В зависимости от метода привлечения средств выделяются налоговые и неналоговые поступления. К последним относятся обязательные страховые взносы, таможенные пошлины, средства от использования и продажи государственного и муниципального имущества, выпуска и продажи государственных, муниципальных и других ценных бумаг, внешних и внутренних заимствований, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, прочие поступления. В странах с рыночной экономикой налоговые доходы занимают в структуре финансовых ресурсов органов власти основную долю. Налоги являются основным финансовым инструментом перераспределения национального дохода. Часть национального дохода, присвоенная государством принудительно в форме налогов, превращается в централизованные государственные финансовые ресурсы. При этом налоги выступают инструментом вмешательства государства в процесс общественного воспроизводства: влияют на уровень инвестиционной активности предпринимателей, на структурную перестройку экономики, на процесс накопления капитала, экспортно – импортную деятельность и т.п. Налоговое регулирование социально – экономических процессов оказывает непосредственное влияние на объемы государственных финансовых ресурсов, как в текущем, так и в будущем периоде. Поскольку время существование государства не ограничивается календарными сроками, у государства сохраняется постоянная потребность в налоговых доходах. Возобновление финансовых ресурсов в будущем может быть лишь при наличии нормального уровня производства. Поэтому грамотное определение границ налоговой нагрузки предполагает развитие производства и обеспечение условий роста национальной экономики.

Характер привлечения органом управления финансовых ресурсов различен. Как правило, средства поступают на безвозмездной, невозвратной основе (платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику). В отдельные периоды органы государственного и муниципального управления испытывают временную дополнительную потребность в денежных ресурсах, которая формируется посредством различных способов заимствования средств. Государственный и муниципальный кредит привлекается на возвратной основе. Структура государственных финансовых ресурсов меняется под воздействием экономических и политических факторов.

В зависимости от денежного фонда, в котором аккумулируются средства, выделяются бюджетные ресурсы и ресурсы внебюджетных фондов. Большая часть ресурсов сосредоточена в бюджетах органов управления. Структура финансовых ресурсов в зависимости от уровня управления предусматривает учет и анализ ресурсов Федерации, ресурсов регионов и ресурсов муниципалитетов. Правовые основы формирования финансовых ресурсов по уровням управления устанавливаются конституцией страны, ее бюджетным и налоговым законодательством, нормативными правовыми актами. Они регулируют разграничение, распределение и перераспределение доходов по уровням государственного и муниципального управления.

Основные направления использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов определяются функциями, возложенными на органы управления. Их основной функцией является обеспечение общества нерыночными общегосударственными услугами, связанными с управлением, обороной, внешнеполитической деятельностью, общественной безопасностью, с социальными и экономическими услугами. Направления расходования финансовых ресурсов на каждом уровне управления жестко регламентированы. За счет средств центрального уровня управления финансируются общенациональные расходы. За счет финансовых ресурсов региона обеспечивается развитие экономики, рост занятости населения, привлечение инвестиций в те отрасли, которые являются приоритетными с позиций регионального развития. Местные финансовые ресурсы обеспечивают содержание и развитие территорий муниципальных образований и их инфраструктуры (транспорта, жилищно – коммунального хозяйства, здравоохранения и т.п.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11110 — | 8260 — или читать все.

Финансовые ресурсы государственных и муниципальных предприятий

Содержание:

Финансы предприятий: определение и особенности

Под финансами предприятий понимается одна из частей финансовой структуры Российской Федерации. Они имеют колоссальное значение для всех стран. В их задачи входит не только обеспечение материального производства и социального направления непосредственно предприятия, но и образование денежных фондов по другим направлениям. Это может быть пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование, источник доходов бюджета и др. Все это дает возможность заключить, что финансы предприятий – это основа всей финансовой сферы государства.

Финансами предприятий являются экономические отношения, которые связаны с созданием, разделением и эксплуатацией денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования в целях производственного и социального развития.

В состав денежных доходов и накоплений входят выручка от материализации товара, работы или услуг, валовой и чистый доход компании, в основе которого находится прибыль компании.

Особенность финансов предприятия состоит в том, что они имеют распределительный окрас, так ключевая составляющая отношений компании обусловлена распределением выручки от материализации продукции, услуг, работ, чистого и валового дохода компании. Таким образом, после того как сначала распределена выручка от материализации, а потом от валового и чистого дохода (прибыль сюда не включается) в компании появляются:

  • отношения финансового характера с бюджетом по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), а также акцизов, иных налогов и неналоговых доходов;
  • отношения финансового характера с государственными внебюджетными фондами относительно уплаты страховых взносов;
  • отношения финансового характера по теме отчисления средств во внебюджетные фонды отраслевого и межотраслевого характера.

После того как распределена прибыль в качестве ключевой части чистого дохода компании появляются:

  • отношения финансового характера с бюджет относительно уплаты налога на прибыль;
  • отношения финансового характера относительно создания целевых фондов внутрихозяйственного назначения. Тут же речь идет и о фондах развития производства, и о фондах социального развития и материального поощрения, уставных фондах и др.

Финансы государственного и муниципального предприятия в качестве объектов финансово-правового регулирования

Основываясь на ст.48 ГК РФ, в качестве юридического лица можно воспринимать компанию, имеющую в собственности, хозяйственном владении и оперативном управлении какое-либо обособленное имущество. Помимо этого оно должно отвечать по своим обязательствам данным имуществом, для него допустимо от своего имени получать и реализовать имущественные и личные неимущественные права, быть обязанным, выступать в качестве истца и ответчика в судах.

Основываясь на участии в создании имущества юридического лица, для его учредителей позволительно обладать обязательственными правами относительно данного юридического лица или вещными права на его имущество.

Среди юридических лиц, на имущество которых могут претендовать учредители, выделяются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Сюда же относятся дочерние компании и организации, которые финансируются собственником.

Основываясь на ст.113 ГК РФ унитарное предприятие – это коммерческая компания, у которой нет права собственности на находящееся у нее имущество. Стоит отметить, что имущество унитарной компании имеет неделимый характер, а также его нельзя распределить по вкладам, даже среди работников компании. В качестве унитарного предприятия может выступать исключительного государственное и муниципальное предприятие.

Исходя из этого, определить финансы государственного и муниципального предприятия можно как отношения, которые урегулированы нормами финансового права, а также ряд отношений, связанных с созданием, разделением и эксплуатацией денежных доходов и накоплений ряда государственных и муниципальных компаний.

Читать еще:  Муниципальный рынок капитала

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной компании, является собственностью компаний такого типа и принадлежит данной компании на правах хозяйственного ведения или же оперативного управления. Для унитарного предприятия свойственно отвечать по своим обязательствам всем имуществом, которое ему принадлежит.

Основываясь на ст.114, 115 ГК РФ, можно сказать, что все государственные и муниципальные компании можно разделить на компании, которые основаны на праве хозяйственного ведения и государственные компании, которые основаны на праве оперативного управления. Речь идет о федеральных казенных организациях. Таким образом, важно отметить, что правовое регулирование финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеет ряд различий. Они находят отражение в системе разделения прибыли данных компаний и, следовательно, в сфере финансово-правового взаимодействия, которое появляется на основе распределения прибыли.

Создать унитарную компанию, основанную на праве хозяйственного ведения, можно только на основе решения уполномоченного на это государственного органа или же органа местного управления.

До момента осуществления государственной регистрации компании, которая основана на правах хозяйственного ведения, необходимо чтобы собственник оплатил полностью уставный фонд компании.

В ситуациях, когда после окончания финансового года цена чистых активов компании, которое основано на правах хозяйственного ведения, становится меньше размера уставного фонда, то орган, который уполномочен формировать компании данного типа, обязан в соответствующем порядке уменьшить уставной фонд.

В ситуациях, когда цена чистых активов является меньше размера, который определен законом, компания могут ликвидировать на основании решения суда.

Для собственника имущества, которое находится в хозяйственном ведении, важно решать вопросы формирования компании, обозначения предмета, целей ее работы, ее реорганизации и ликвидации, назначения руководителя компании, помимо этого важно контролировать использование по назначение и сохранность имущества, которое принадлежит компании.

Для собственника возможно получить часть прибыли, которая была получена в результате эксплуатации имущества, которое находилось в хозяйственном ведении компании.

Для компании невозможно осуществлять продажу недвижимого имущества, которое принадлежит ей на праве хозяйственного ведения. Также не допускается сдача его в аренду, передача в залог, осуществление взноса в виде вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества. На осуществление всех этих действий необходимо получить согласие собственника.

Использовать остальное имущество, которое принадлежит компании, организация может самостоятельно. Исключением являются ситуации, которые установлены законом или же другим правовым актом.

На основании п.2 ст.295 ГК РФ и устава, утвержденного собственником, государственная и муниципальная унитарная компания имеет право на самостоятельное распоряжение прибылью, которая получена. Данную прибыль позволяется перенаправить в фонд накопления, фонд потребления и т.д. Но на основании ст.295 ГК РФ собственнику позволяется получить часть прибыли от эксплуатации имущества, которое находится в хозяйственном ведении компании. Данную тему затрагивают в уставе компании.

Исходя из этого, в государственной и муниципальной унитарной организации, которая основана на правах хозяйственного ведения, может возникнуть финансово-правовое взаимодействие относительно распределения прибыли:

  • абсолютные правоотношения возникают между компанией и рядом субъектов, которые обязаны не мешать осуществлению компанией своих прав на раздел прибыли;
  • взаимодействие относительно перенаправления части прибыли в бюджет в ситуациях, когда устав компании содержит данную обязанность.

На основании решения Правительства РФ на базе имущества, которое находится в федеральной собственности, возможно организовать унитарную компанию, которая основана на правах оперативного управления (это федеральное казенное предприятие). В качестве учредительного документа компаний данного типа выступает устав, который согласовывается Правительством РФ.

Для Российской Федерации характерно нести ответственность субсидиарного характера по обязанностям казенной компании в ситуациях, когда наблюдается недостаточность ее имущества. Казенную организацию могут реорганизовать или ликвидировать на основании решения Правительства РФ.

Казенные компании относительно закрепленного за ними имущества осуществляют в зависимости от целей своей работы, заданий собственника и назначения имущества права владения, использования и распоряжения им.

Для собственника имущества, которое закреплено за казенной компанией, возможно изъять лишнее имущество, а также имущество, которое не используется по назначению, и использовать его по своему усмотрению. Для казенного предприятия допускается отчуждать или же иным методом распорядиться закрепленным за ним имуществом, исключительно имея на то согласие собственника данного имущества. Помимо этого казенная компания вправе самостоятельно реализовать производимые ей товары, в ситуациях, когда другое не было установлено законом или же другим правовым актом.

Система распределения доходов казенных предприятий

Систему распределения доходов казенной компании определяет собственник ее имущества.

Для федеральной казенной компании свойственно работать на основании утвержденной в установленном порядке уполномоченным органом программы работы и сметы доходов и расходов.

Для государственных компаний на правах оперативного управления важно распределять свою прибыль на основании порядка, который был установлен собственником имущества, иными словами государством.

15 декабря 2007 г. Правительство РФ издало постановление № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий». Согласно данному документу чистую прибыль компании на основании результатов отчетного года важно распределять следующим образом:

  • не выше 25% чистой прибыли, которая получена, важно зачислить в федеральный бюджет;
  • не ниже 75% чистой прибыли, которая получена, важно направить в резервный фонд и ряд других фондов на основании устава компании. Помимо этого она распределяется по утвержденным с уполномоченными органами направлениям, сюда же входят и инвестиционные вложения.

Определить размер чистой прибыли компании, которую необходимо перечислить в федеральный бюджет, может решение уполномоченного органа, которое должно быть принято не позже 1 июня, основываясь на отчете о том, как выполнена программа работы, и сметах доходов и расходов. Помимо этого во внимание принимают предложения относительно распределения чистой прибыли, которая получена компанией по результатам года, за который отчитываются.

Исходя из этого, в государственных компаниях на правах оперативного управления, появляется финансово-правовое взаимодействие относительно распределения прибыли:

  • отношения среди уполномоченного государственного органа и казенной компанией относительно определения для последнего нормативов разброса прибыли;
  • отношения среди казенных компаний и всех других субъектов, которые не должны мешать осуществлению казенной компанией своих прав по распределению прибыли по нормативам (речь идет об абсолютных правоотношениях);
  • отношения среди казенных компаний и бюджетом из-за изъятия в бюджет свободного остатка прибыли.

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Гражданское и торговое право зарубежных стран

Ресурсы государственных и муниципальных предприятий

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Методические рекомендации по расчету показателей, характеризующих долю полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по расчету показателей, характеризующих долю полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации (далее — методические рекомендации) разработаны в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 «Об основных направления государственной политики по развитию конкуренции» (далее — Указ N 618), утвердившего Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы (далее — Национальный план).

Читать еще:  Управление государственным и муниципальным долгом

1.2. В сфере ЖКХ Национальным планом предусмотрен такой показатель, как сокращение в субъекте Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте РФ, до следующих показателей (при условии неувеличения доли полезного отпуска ресурсов, реализуемого государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, по сравнению с уровнем 2016 года в субъектах Российской Федерации, где на момент утверждения Национального плана уже достигнуты показатели первого или последующих годов) (далее — показатели Национального плана):

— теплоснабжение — до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году;

— водоснабжение — до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году;

— водоотведение — до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году.

1.3. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Для целей настоящих методических рекомендаций в расчетах используются данные следующих видов унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Для целей настоящих методических рекомендаций в расчетах НЕ используются данные следующих видов унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие.

1.3. Под общим объемом полезного отпуска ресурсов в каждой из сфер в настоящих методических рекомендациях понимается показатель, равный сумме объемов отпуска ресурса:

— на собственные нужды,

а также учитываются объемы организаций, осуществляющих передачу (транспортировку) ресурсов.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов в каждой из сфер в настоящих методических рекомендациях НЕ учитываются потери.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов в сфере водоснабжения в настоящих методических рекомендациях учитывается сумма объемов отпуска питьевой и технической воды.

1.4. Под полезным отпуском ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями в каждой из сфер, в настоящих методических рекомендациях понимается показатель, равный сумме объемов отпуска ресурса, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями:

— на собственные нужды,

а также учитываются объемы организаций, осуществляющих передачу (транспортировку) ресурсов.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями в каждой из сфер, в настоящих методических рекомендациях НЕ учитываются потери.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов в сфере водоснабжения в настоящих методических рекомендациях учитывается сумма объемов отпуска питьевой и технической воды.

II. Методика для расчета показателей

2.1. В качестве источников получения информации необходимо использовать экспертные заключения, протоколы заседания правления (коллегии) исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые указанным органом тарифные, балансовые решения в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства тепловой энергии и размещенные в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования — региональные органы регулирования — субъекты регулирования».

2.2. Полезный отпуск ресурсов, используемый для расчета показателей, должен совпадать с информацией, представленной органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования — региональные органы регулирования — субъекты регулирования» (далее — ФГИС ЕИАС ФАС России).

2.3. Показатели, содержащие в приложении к настоящим методическим рекомендациям, отражающие доли полезного отпуска тепловой энергии (тепловой энергии), воды, принятых сточных вод государственными и муниципальными унитарными предприятиями (далее — показатели) были рассчитаны в соответствии с настоящими методическими рекомендациями по данным, представленным региональными органами тарифного регулирования по системе ФГИС ЕИАС ФАС России в рамках проведения мониторинга информации о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах на 2016 — 2018 гг. в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

2.4. При расчете общего объема полезного отпуска ресурсов по каждой из сфер необходимо учитывать данные, представленные хозяйствующими субъектами всех организационно-правовых форм, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

2.5. При расчете объема полезного отпуска ресурсов унитарными предприятиями учитывались данные, представленные, государственными унитарными предприятиями субъектов Российской Федерации, муниципальными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

III. Расчет показателей

3.1. Расчет показателей на территории субъекта Российской Федерации осуществляется по следующей формуле:

Vn- это объем полезного отпуска ресурса, реализуемый государственными и муниципальными предприятиями (в теплоснабжении — Гкал., в водоснабжении и водоотведении — тыс. куб. м).

Vo — это общий объем полезного отпуска ресурсов (в теплоснабжении — Гкал., в водоснабжении и водоотведении — тыс. куб. м).

IV. Сроки представления данных в ФАС России

Данные о показателях в субъекте направляются в ФАС России не позже окончания срока сбора информации в рамках мониторинга о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Окончание срока — 1 марта года, на который приняты тарифные решения.

Сроки проведения мониторинга информации о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

V. Способы достижения показателей Национального плана

5.1. Концессионное соглашение

Данный способ позволяет передать во владение и пользование любые объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на длительный срок с инвестиционными обязательствами.

Передача государственных или муниципальных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем в концессию осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и может производиться по результатам проведения конкурса, без проведения конкурса в случаях, установленных законом, по инициативе потенциального инвестора.

5.2. Договор аренды

Заключение договора аренды возможно только в отношении государственных или муниципальных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с момента ввода в эксплуатацию которых прошло менее 5 лет либо при наличии технологической связи.

Читать еще:  Государственные и муниципальные целевые фонды

Заключение договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заключение договора аренды возможно как по результатам конкурса, так и без проведения конкурса при наличии технологической связи с ранее переданным имуществом либо имуществом, находящимся в собственности или на ином законном праве арендатора.

Приватизация предполагает передачу государственных и муниципальных источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем в собственность частных лиц при условии инвестиционных и эксплуатационных обязательств.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» посредством продажи имущества на конкурсе, преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества либо включения имущества в уставный капитал хозяйственных обществ при обязательном установлении инвестиционных и эксплуатационных обязательств.

Обзор документа

Национальным планом развития конкуренции предусмотрено сокращение доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в регионе. Приведены Методические рекомендации по расчету показателей, характеризующих такую долю.

Речь идет о показателях тепло-, водоснабжения и водоотведения. Полезный отпуск по ним должен сократиться до 20% общего объема полезного отпуска в 2019 г. и до 10% в 2020 г.

Под полезным отпуском понимается показатель, равный сумме объемов отпуска ресурса, реализуемых унитарными предприятиями.

В качестве источников информации необходимо использовать экспертные заключения, протоколы заседания правления (коллегии) исполнительной власти региона в области регулирования тарифов, принятые указанным органом тарифные, балансовые решения в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства тепловой энергии и размещенные в ЕИАС «Федеральный орган регулирования — региональные органы регулирования — субъекты регулирования».

Данные о показателях в регионе направляются в ФАС России не позже 1 марта года, на который приняты тарифные решения.

Указаны способы достижения показателей. Это концессионное соглашение, договор аренды, приватизация.

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

неделимость передаваемого имущества;

наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

полученные кредитные и заемные средства;

начисленные суммы амортизационных отчислений;

осуществленные предприятием капитальные вложения;

полученные дотации из бюджета;

дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector