Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Публичная власть государственная и муниципальная

Кому нужна единая система публичной власти

Вокруг точечной корректировки Конституции разгораются дискуссии

Спикер Госдумы Вячеслав Володин получил от президента поручение заняться конституционными поправками. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Время для выдвижения инициатив по изменению Конституции РФ, похоже, заканчивается, наступил этап подготовки конкретных поправок. Это следует из встречи президента Владимира Путина с руководством парламента, на котором он сказал о «единой системе публичной власти». Это понятие в Основном и других законах сейчас отсутствует. Эксперты «НГ» считают, что скорее всего такого конституционного термина и не появится, но местное самоуправление все-таки будет полностью встроено в государственную вертикаль.

Тему конституционной модернизации в ходе встречи затронул председатель Госдумы Вячеслав Володин, сославшись на соответствующие слова президента, которые тот произнес на большой пресс-конференции 19 декабря. Спикер напомнил, что если Конституция – это действительно «живой инструмент», то он должен соответствовать уровню развития общества.

При том условии, конечно, что все изменения будут проведены аккуратно, уточнил Володин. По его словам, «страна развивается, многие вопросы в конституционной сфере действительно становятся актуальными, и, как бы мы ни откладывали этот разговор, время берет свое».

При этом спикер ГД первой назвал проблему баланса властей – таким образом обычно говорится об усилении контрольных полномочий парламента по отношению к правительству. Вторым пунктом Володин обозначил ситуацию отсутствия связи между «уровнями публичной власти», имея в виду прежде всего муниципальный. Дескать, сейчас непонятно, что входит в сферу ответственности местных властей, а что – региональных. Но при этом он ничего не сказал на тему исключения оговорки «подряд» по поводу двух президентских сроков.

«Поэтому если есть возможность, нам было бы правильно этот разговор продолжить и выйти на какие-то предложения, потому что ощущение у всех есть, что нам необходимо совершенствовать те направления, которые пускай точечно, но однозначно принесут пользу нашим гражданам и сделают сильнее государство и институты», – обратился к Путину председатель Госдумы. И президент его поддержал, как раз и заявив, что «должна быть создана единая система публичной власти», конечно, без ущемления интересов и прав муниципалитетов.

Заметим, что в Конституции РФ термина, использованного Путиным, вообще нет. В ней, например, наоборот, говорится, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». По поводу же именно госвласти сказано, что она разделена на законодательную, исполнительную и судебную и эти ветви самостоятельны. Самостоятельной властью объявлено и местное самоуправление, причем специально подчеркнуто, что его органы «не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, пока непонятно, то ли Путин выдвинул какой-то новый термин, который, возможно, появится в Конституции, хотя для этого ее как раз и придется менять всю, то ли в его речи просто проскользнул своего рода юридизм. Но даже если это и так, то неясно, каким образом удастся обойти прямой запрет на встраивание муниципалов в общую властную вертикаль.

«РФ подписала Европейскую хартию местного самоуправления, по которой муниципальная власть считается автономной, – напомнил «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – Но у нас вечная история усовершенствования системы местного самоуправления, чтобы и муниципальная власть несла ответственность за реализацию нацпроектов. Но пока никто ничего конкретного не предложил, а отказаться от международных обязательств Кремль вряд ли готов. Скорее всего это очередные разговоры об усилении ответственности местной власти». По мнению эксперта, президент хочет привлечь внимание общества, намекая, что реформы сверху уже проводились, теперь нужно идти снизу. Поэтому термин «единая система публичной власти», сказал Калачев, означает очередной имитационный механизм, как и «суверенная демократия», или «конкурентные, открытые и легитимные» выборы. Или как минимум это попытка создать новый пункт повестки общественной дискуссии.

По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, «предложенная схема скорее напоминает советские времена, когда существовали партийная вертикаль и вертикаль советов, а теперь, наверное, есть желание вернуть советский механизм: с одной стороны, не ликвидировать структуры муниципальной власти, с другой – встроить ее во властную вертикаль». Он напомнил, что в 90-е годы независимая муниципальная власть была выгодна Кремлю, поскольку избиралось все больше оппозиционных губернаторов, а мэры из демократов ограничивали их власть. Но сейчас, когда губернаторами становятся «люди государевы», необходимость в такой конструкции отпала. В последние годы самостоятельность мэров в большинстве случаев ограничена путем отказа от прямых выборов. «Поэтому тот процесс, о котором говорит президент, то есть создание единой системы публичной власти, уже происходит. Но есть ощущение, что власть хочет упорядочить этот механизм», – сказал Макаркин. При этом власть хочет и международные обязательства соблюсти, то есть полного уничтожения самоуправления не будет, а будут «попытки найти общие механизмы и достроить вертикаль».

Причем эксперт полагает, что, похоже, концепция изменений согласована на высшем уровне и дело за правовой техникой. «Есть попытка найти какую-то подходящую юридическую формулировку, и это вопрос ближайшего времени, раз о нем говорят уже на самом высоком уровне», – отметил Макаркин. Однако он напомнил, что «если убрать слово «подряд» труда не составляет, то реформа муниципальной власти – задача более сложная». И вот тут может пригодиться новый термин «единая публичная власть», чтобы «уйти от прямой достройки вертикали исполнительной власти». Эксперт полагает, что ответы на неясные вопросы общество получит уже в Послании президента Федеральному собранию 15 января. «И если такие изменения в принципе готовятся, то произойдут они уже до думских выборов», – подчеркнул Макаркин.

Профессор права НИУ ВШЭ Илья Шаблинский пояснил «НГ»: «По факту единая система публичной власти уже есть, фактически федеративное управление сведено к минимуму. Еще более унитарным наше государство представить трудно, только если прописать это в Конституции». По мнению эксперта, непонятно, что власти хотят получить от очередной реформы, но все изменения, происходившие в последние годы, «только расширяли полномочия президента, никакой другой логики не было». «Наверное, Кремль считает, что перед выборами нужна политическая встряска, чтобы усилить позиции партии власти, но неясно, как это повлияет на социально-экономическую повестку, которая как раз волнует граждан», – заметил Шаблинский.

«Единая система публичной власти – это фразеологический оборот, с помощью которого президент расширяет поле дискуссии», – пояснил «НГ» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. По его словам, сам Путин не хочет «конфигурировать изменения в Конституции, он задумал общественную дискуссию, давая шанс гражданскому обществу обсудить их». Поскольку же его слова были адресованы Володину, то обсуждения должны пройти в Госдуме. Президент не хочет давить на экспертов и депутатов. Эксперт не исключил, что изменение Конституции может произойти уже в следующем году. Причем новаций может быть несколько. Во-первых, исчезнет слово «подряд» из определения президентского срока. Во-вторых, произойдет перераспределение полномочий в сторону правительства и палат парламента от ведомств и регионов. В-третьих, от регионов часть полномочий перейдет еще и на муниципальный уровень. «Раз регионы не справляются с реализацией нацпроектов, следовательно, нужно усилить федеральную и муниципальную власть, чтобы продавливать изменения», – отметил Мухин.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Разница между государственной и муниципальной властью

Понятие и признаки государственной власти

Государственная власть представляет отношения господства и подчинения, которые основаны на управлении, координации волевых действий людей и опираются на воздействие и возможность принуждения со стороны государства.

Читать еще:  Управление муниципальными финансами

Государственная власть представляет собой вид социальной власти, но она основывается на подчинении своей воле с целью управления обществом и создания в нем порядка.

Основными признаками государственной власти являются (рис. 1):

  1. Публичный характер. Этот признак распространяется на всё общество, на всех его членов, все группы и организации людей.
  2. Политический характер. Суть этого признака состоит в том, что государственная власть является разновидностью политической власти и функционирует в обществе, разделенном на группы, классы, касты.
  3. Территориальность. Государственная власть действует в пределах определенной территории: общегосударственная – в пределах всего государства, региональная – в пределах субъекта федерации.
  4. Суверенность выражается в верховенстве внутри страны и независимости из вне. Верховенство – это возможность признать ничтожным проявление любой другой власти, а независимость – это самостоятельность принятия решений на международной арене.
  5. Легальность – это соответствие действующего законодательства Конституции РФ и основанность государственной власти на этом законодательстве.
  6. Легитимность – психологическая и нравственная характеристики государственной власти, которые влекут за собой доверие народа, соответствие его надеждам и ожиданиям и желание подчиняться этой власти.
  7. Законодательная прерогатива – заключается в существовании монопольного права на выработку юридических норм.
  8. Легальное употребление силы заключается в применении специально созданного правоохранительного аппарата (суда, армии, полиции).
  9. Государственное принуждение.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Государственная власть осуществляется с помощью различных способов и методов:

  • обычаев;
  • традиций;
  • авторитета;
  • ропаганды;
  • идеологии;
  • поощрения;
  • стимулирования;
  • рекомендаций и т.д.

Рисунок 1. Основные признаки государственной власти

В их числе есть специальные средства, которые присущи только государственной власти:

  1. механизм государства состоит из органов управления и принуждения, а также чиновников, осуществляющих управление;
  2. нормы позитивного права.

Специальным методом государственной власти является государственное принуждение, которое включает прямое насилие и подавление. Структуру государственной власти составляют воля и сила.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Воля определяет сущность власти, потому что власть – это всегда проявление чьей-либо воли. Властвующим субъектом выступают индивид, группа людей, социальный класс, народ. В идеале государство должно выражать волю народа.

Сила претворяет волю в жизнь. Без силы воля не может воплотиться и воздействовать на поведение и деятельность людей. Сила государственной власти воплощается в механизме государства:

  • в органах управления (парламенты, правительства, министерства, суды, прокуратуры);
  • в органах принуждения (армия, полиция, внутренние войска);
  • в предприятиях, учреждениях и организациях государственного сектора, создающих материальную, финансовую и кадровую базу для государственных органов.

Государственная власть состоит из: законодательной, исполнительной и судебной.

Понятие и функции муниципальной власти

Муниципальная власть представляет разновидность публичной власти, которая связана с реализацией функций и полномочий местного самоуправления. Муниципальная власть реализуется органами местного самоуправления и основана на нормах права.

Муниципальная власть представляет собой форму общественных отношений. В этих отношениях деятельность одних субъектов влияет на деятельность других субъектов, изменяя или стабилизируя ее в соответствии со своими целями в рамках общенациональной политики.

Главной целью деятельности органов местного самоуправления является повышение уровня и качества жизни населения и обеспечение населения соответствующими муниципальными услугами высокого качества.

Основная цель муниципальной власти – реализация определенных интересов жителей, решение своими силами определенных проблем, возникающих в местном сообществе на определенной территории. Муниципальная власть ориентирована на решение вопросов местного значения – основных проблем жизнедеятельности местных жителей и отдельных проблем общества в целом. В этом заключается социальная направленность деятельности муниципальной власти.

Муниципальная власть является многофункциональным явлением. Являясь самостоятельным видом публичной власти, она по своей сущности, природе и диапазону выполняемых функций является наиболее социально ориентированной формой осуществления публичной власти. Она является мощным катализатором формирования гражданского общества, потому что способствует формированию у граждан чувства ответственности за решение местных проблем, тем самым повышая их гражданскую и социальную активность.

Рассматривая функции муниципальной власти, можно понять, насколько велика ее роль в процессе принятия вопросов местного значения, в гражданском обществе и государственном механизме. Функции муниципальной власти зависят от национальных традиций и законодательства государства. Они характеризуют деятельность территориальных сообществ и других субъектов системы местного самоуправления. Функции муниципальной власти характеризуют деятельность органов местного самоуправления и выражают сущность и назначение муниципальной власти.

Следует отметить, что функции муниципальной власти:

  1. это основные направления, в первую очередь в реализации права человека на местное самоуправление;
  2. эти функции охватывают основные стороны социальной направленности муниципальной власти относительно вопросов местного значения;
  3. свидетельствуют о негосударственной природе муниципальной власти;
  4. определяют круг вопросов местного самоуправления;
  5. характеризуют материальное содержание деятельности субъектов местного самоуправления.

Итак, сущность муниципальной власти заключается в отражении воли и интересов местных жителей, обеспечении взаимодействия субъектов системы местного самоуправления друг с другом и с государством в процессе решения вопросов местного значения.

Разграничение государственной и муниципальной власти

Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление.

Принципу разграничения государственной и муниципальной власти соответствуют следующие характеристики:

  1. Правовая природа местного самоуправления, о которой сказано в Конституции РФ. Правом на местное самоуправление обладает каждый человек, который проживает на территории муниципального образования.
  2. Местное самоуправление является формой осуществления власти народа. Субъектом муниципальной власти является население муниципального образования, а субъектом государственной власти выступает весь народ.
  3. Население самостоятельно решает вопросы местного значения, ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Следовательно, местное самоуправление решает только вопросы местного значения.
  4. Отграничение системы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Его полномочия ограничиваются местным бюджетом, управлением муниципальной собственностью, строительством, жилищным хозяйством, коммунальным, бытовым и торговым обслуживанием населения, охраной общественного порядка.
  5. Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий означает, что при осуществлении своих прав они не подчиняются органам государственной власти.
  6. Тесная связь между системой государственной власти и местным самоуправлением. Это проявляется в том, что:
    • во-первых, органы местного самоуправления наделяются законом отдельными государственными полномочиями, которые сопровождаются обязательной передачей материальных и финансовых средств для их осуществления;
    • во-вторых, государство санкционирует акты органов местного самоуправления, которые принимаются в пределах их предметов ведения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Публичная власть государственная и муниципальная

Библиографическая ссылка на статью:
Кучеренко А.В. Государственная и публичная (политическая) власть: вопросы соотношения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16718 (дата обращения: 26.03.2019).

Как известно, социальная власть проявляет себя в двух основных разновидностях: общественной власти и власти государственной. С исторической точки зрения общественная власть является первой, проявляя себя еще первобытно-родовым строем. Далее, по мере развития человеческой цивилизации возникла и развилась другая разновидность – государственная власть.

Среди отечественных специалистов долгое время доминировала позиция, согласно которой «публичная (политическая) власть» и «государственная власть» являются синонимичными категориями. Так, М.И. Байтин указывает, что политическая власть в собственном смысле – власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии [1, с. 83]. Иные авторы, например, Ф.М. Бурлацкий и Н.М. Кейзеров, разделяли эти понятия. При этом понятие «политическая власть» используется в более широком смысле, поскольку она включает все элементы и звенья политической структуры общества, а не только одно (хотя и значимое) ее звено – государство [2, с. 145].

Читать еще:  Соотношение муниципальной и гражданской службы

В настоящее время в правовой и политической науке доминирует другой подход понимания публичной власти. Считается, что публичная власть подразумевает разные организационные формы, которые не сводятся к государственной власти. Отраженная в современных конституциях развитых государств, в том числе, Конституции Российской Федерации, вертикальная децентрализация государственной власти, подразумевающая выделение местного самоуправления в качестве самостоятельного элемента публичной власти, не относящегося к государственной власти, предполагает обоснованную дифференциацию категорий «публичная власть» и «государственная власть», несмотря на их отождествление ранее [3, с. 167].

Понятие «публичная власть» намного шире понятия «государственная власть». Выше обозначенное понимание характера публичной власти в Российской федерации подразумевает наличие не менее двух уровней ее реализации: государственной власти и местного самоуправления. Местная власть функционирует на территории муниципальных образований: в городских и сельских поселениях, муниципальных районах и т.д. В свою очередь государственная власть как верховная и суверенная разновидность публичной власти, в Российской Федерации реализуется на федеральном (общегосударственном) и региональном уровнях. Она занимает центральное место среди иных выражений публичной власти, что связано с особенностями механизма ее реализации, а также особенностями отношений, возникающих на ее основе.

В систему органов публичной власти включены как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. При этом органы, осуществляющие публичную власть, одновременно образуют систему механизма государства. Государственная и муниципальная власть являются двумя подсистемами единой системы публичной власти.

Государственную власть можно охарактеризовать следующими признаками:

— официальным характером, регламентируемым Конституцией Российской Федерации и ее законодательством;

— структурированностью аппарата власти, которая подразумевает существование специально сформированных и действующих институтов публичной власти;

— общеобязательностью характера решений органов государственной власти;

— существованием правомочий на легальное и легитимное применение насилия (принуждения), включая использование армии и специальных служб;

— возможностью отменять акты и решения негосударственных структур и организаций, что не исключает государственно-частное партнерство [4];

— наличием ряда исключительных правомочий, например, на законное изъятие части доходов граждан и организаций в виде налогов [5, с. 79 — 80].

Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, а в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти [6].

Государственную власть олицетворяет Российская Федерация, то есть государство. Она представлена системой органов государственной власти, разделенных «вертикально» (федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации) и «горизонтально» (на ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную).

Одной из характеристик государственной власти является ее легитимность, то есть признание этой власти большинством населения государства. Ведь государственная власть считается разновидностью социальной (общественной) власти, и, соответственно, население (общество) должно признавать ее в таком качестве, таковой, полагает ее «своей» властью и подчиняться [7, с. 68].

Государственной власти присущи свои отличительные особенности:

1) публичность государственной власти, то есть открытость власти, которая действует от имени всего общества и представляет его интересы. При этом государственная власть реализуется специальным профессиональным аппаратом, отделена от общества и не совпадает с ним;

2) суверенитет государственной власти, то есть ее верховенство внутри страны, а также самостоятельность и независимость в международных отношениях (власть самостоятельно принимает решение об участии в каких-либо наднациональных союзах и объединениях, заключении каких-либо договоров и соглашений). В данном случае, под верховенством государственной власти понимается, прежде всего, то, что выше этой власти в стране не действует больше никакой другой власти и все в обязательном порядке подчиняются власти государства. Однако в условиях демократии государственный суверенитет опирается на суверенитет народа, который первичен по отношению к государственному;

3) наличие аппарата принуждения (органов государственной власти), действующего на всей территории страны и в отношении всего ее населения;

4) легитимность государственной власти, то есть ее признание, подтверждение обоснованности властвования, обладания необходимым авторитетом;

5) всеобщность государственной власти, которая представляет ее распространение на всей территории и на все население государства, а включая лиц, временно находящихся на соответствующей территории;

6) универсальность государственной власти, которая предполагает, что государственная власть гипотетически способна решать любые вопросы, существенные с точки зрения государства и общеситва, общеобязательность ее указаний и соблюдение и защита права и свободы человека;

7) моноцентричность государственной власти предполагает одновременно единство государственной власти и ее разделение на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

8) монополизм государственной власти в сфере издания законов и иных общеобязательных нормативных актов, который позволяет ей придавать своим указаниям обязательный характер, в том числе, обязательный для самого государства.

Государство является официальным представителем всего своего народа в его государственных границах и на международном «поле», оно выражает волю народа, учитывает многообразие потребностей населения, интересов и целей государства. Одновременно именно народ является источником государственной власти, наделяя ею отдельных лиц и органы [8, с. 5].

Главной отличительной чертой государственной власти от других видов власти является то, что она единственная и главенствующая в обществе страны. Функционирование двух и более государственных властей в одном и том же государстве недопустимо, иначе это приведет к насильственному противоборству властей и к катастрофическому дезорганизационому управлению в обществе. Ярким примером в этом плане выступает сама Россия и те события, которые происходили 4 октября 1993 года, когда противостояние президента и парламента за отстаивание разного курса развития страны, выразилось в вооруженной борьбе, захватом некоторых учреждений и стрельбой из танков по парламенту.

Таким образом, государственная власть выступает разновидностью публичной власти, осуществляет властные полномочия от имени народа, государственных органов и должностных лиц на основе верховенства закона, включая возможность легитимного принуждения [9].

История публичной власти

Модель трехуровневой публичной власти. Место муниципального управления в системе публичной власти

Публичная власть — понятие более широкое, чем государственная власть.

Понятия «власть», «публичная власть», «государственная власть» соотносятся как родовое, типовое и видовое (в одном роду).

Власть – род
Публичная власть — типОбщественная власть – тип
Государственная власть — видМуниципальная власть

«Публичная власть» — понятие одного порядка с республикой, такой формой государственного устройства, где власть в государстве при­надлежит выбранным на определенный срок органам и должностным лицам власти, где народ участвует непосредственно или через пред­ставителей в организации и осуществлении власти.

Таким образом, слово «публичная» по этимологии и содержанию означает власть, созданную и реализуемую в обществе, с участием об­щества и во имя общества, его потребностей и интересов.

Вместе с тем понятие «публичная власть» нельзя отождествлять с понятием «общественная власть». В русском языке и российской практике управления слово «общественная» означает «неоплачивае­мая», «на общественных началах». Если содержательно «публичная власть» — это власть в обществе и над обществом, то «общественная власть» — это власть в обществе и самого общества.

Публичная власть как типовое понятие включает в себя муници­пальную власть, т. е. власть, созданную местным сообществом и осу­ществляемую как непосредственное волеизъявление народа либо через избираемые им органы местного самоуправления для решения вопро­сов местного значения, организации жизнедеятельности местного со­общества.

1. В период своего зарождения (предыстории) она была анонимной, распыленной среди членов рода и племени, проявлялась в совокупности верований и обычаев, регла­ментирующих поведение человека.

Читать еще:  Финансы государственных и муниципальных предприятий это

2. Позже приняла форму персонифи­цированной (индивидуализированной, личной) власти вождей, старей­шин, царей, императоров.

3. институциализированной, с опорой на институты власти.

В России как любом другом федеративном государстве с респуб­ликанской формой правления формируется трехуровневая публичная власть. Такая модель отражает единую систему публичной власти, в которой в качестве звеньев (подсистем) по вертикали различаются:

· муниципальный (ме­стного самоуправления).

Государственная властьМуницшальная власть
Это система властных отношений в масшта­бах государства, его право и возможность управляющего воздействия на общество в целом, реализующая функции государстваЭто система властных отношений, которая формируется в пределах муниципального образования и реализующая функции мест­ного самоуправления.
И государственная, и муниципальная власть — суть публичная власть, власть в обществе как способ, право и возможность решать публично значимые (общественные) дела и через это оказывать управляющее воздействие на общество, общественные процессы, отноше­ния, деятельность людей.
Источником государственной власти явля­ется многонациональный народ.Источником муниципальной власти являет­ся местное сообщество.
И государственная, и муниципальная власть — форма народовластия, суть власть общест­ва, носителя суверенитета, т.е права через референдумы и свободные выборы непосредст­венно выражать свою волю по важнейшим общественно значимым вопросам, создавать и контролировать власть.
Государственная власть материализуется через систему органов и должностных лиц — структурированный аппарат государ­ственной власти (государственный аппа­рат), имеет строго официальный характер, регламентируемый Конституцией, закона­ми, указами Президента, постановлениями правительства.Муниципальная власть при повседневном управляющем воздействии осуществляется через органы местного самоуправления. Их статус определяется в Конституции РФ, конституциях субъектов РФ, тематических законах, уставах муниципальных образований
И государственная, и муниципальная власть имеют четко выраженный институциональ­ный характер. Институт власти как понятие означает образование, учреждение: а) не естественно-природным образом возникшее, а специально создаваемое людьми; б) для удовлетворения общих (публичных) потребностей, интересов; в) на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов; г) имеющее возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество, от­дельные социальные группы, отношения и процессы. Итак, публичная власть, отделив­шаяся от общества, получает выражение в сети специально учреждаемых государственных и муниципальных органов.
Государственная власть в оперативном по­вседневном управляющем воздействии реализуется через управленческую деятельность всех ветвей, уровней, органов государства.Муниципальная власть в оперативном по­вседневном управляющем воздействии реализуется через управленческую деятельность органов и должностных лиц муниципального управления.
И государственная и муниципальная власть — это повседневная целенаправленная про­фессиональная управленческая деятельность.

Вывод: государственная и муниципальная власть — две подсистемы единой целостной системы публичной власти.

Отличительные признаки государственной и муниципальной власти

Государственная властьМуниципальная власть
Государственная власть, хотя и позже, чем муниципальная, проявилась как объектив­ная необходимость, она есть продукт внут­реннего развития общества, когда в ответ на потребность людей решать общезначимые дела появились специальные институты, ор­ганы и слой профессиональных управлен­цев. Да, субъекты государственной власти на определенном этапе монополизировали право на установление общеобязательных правил, норм поведения, легальное приме­нение насилия и стали определять — что есть общая воля и общее благо, формиро­вать для всех основные «правила игры», следить за их исполнением, получая в свое распоряжение соответствующие ресурсы и возможность воздействия на процессы, происходящие в обществе. Осознавая кон­структивную и негативную роль государст­венной власти в обществе, поиски нужно вести не в плане уничтожения, а в плане ра­ционализации и оптимизации органов вла­сти, повышения эффективности управления деятельности государственных органов и должностных лиц.Самоорганизация и самоуправление — наи­более древний и универсальный способ жизнедеятельности и принцип управления общими делами. Он отвечал потребностям человеческого общества, начиная с самых ранних стадий его развития и до определен­ного времени оставался единственным сред­ством социальной организации. По мере развития общества, по мере усложнения за­дач управления, нарастало его взаимное от­чуждение с государственной властью, государственным аппаратом. Роль само­управления и способы его институциональ­ного оформления существенно менялись, все больше попадая в зависимость от форм и режима государственного правления.
Государственная власть суверенна, верхена, может сама себя реформировать. Верховенство означает, что: а) все другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемы: и контролируемых госвластью; б) она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории России, высшую юридическую силу Конституции РФ и федеральных законов в любой точке страны и для всех граждан юридических лиц; единое экономическое пространство с одинаковой возможностью для всех граждан экономической активно­сти, предпринимательства, единой государ­ственной денежной системой; единое информационное пространство: единые стандарты, сеть, общедоступный язык и т. д.;Муниципальная власть подзаконна, дейст­вует в порядке и пределах установленных для нее верховной государственной вла­стью, у нее особая — установленная и огра­ниченная — компетенция.
Государственная власть реализуется в трех ветвях на основе принципа разделения вла­сти (ст. 10 Конституции РФ).Принцип разделения власти неприменим на уровне муниципального управления. Пред­ставительная власть (выборные органы ме­стного самоуправления) не является законодательной властью; не создаются на местном уровне органы судебной системы и прокуратуры. Структура исполнительных органов определяется законодательством субъектов РФ и уставом МО и не является инфицированной для всех муниципальных образований.
Государственная власть в своем управляю­щем воздействии имеет все методы, в том числе обладает легальным правом на приме­нение мер принуждения, использование си­ловых средств и правозащитных, правоохранительных сил для обеспечения безопасности, стабильности и правопорядка в обществе. Может явить чрезвычайное и военное положение в случаях, оговоренных в конституциях, законах.Местная власть ближе к населению, чем ор­ганы и должностные лица федерального и регионального уровня, доступна и открыта местному сообществу, и методы управляющего воздействия — стимулирование, помощь, поддержка, предоставление услуг населению. Местная власть повседневно соприкасаясь с населением, удовлетворяя их насущные потребности, несет бремя моральной, а не только юридической и политической ответственности.
В целом же государственная власть не про­сто необходимая реальность, но ценность, естественно-историческое достижение че­ловеческого сообщества. С точки зрения практической реализации — это рациональ­ное разрешение, регулирование противоре­чий или несовпадений между народом (всеобщим), его отдельными частями (кор­поративным, групповым) и конкретным че­ловеком (индивидуальным). Общество может больше потерять от безвластия, без-государственности, нежели от государства, госаппарата. Конечно, на этом основании нельзя оправдать антинародные акции вла­сти, нужно признать право народа на изме­нение государственной политики, властных структур. Но когда народ начинает реализовывать это право, уместно говорить о кризи­се государственной власти, ее обесценении.Муниципальное управление является со­ставной частью общегосударственной сис­темы сдержек и противовесов в системе публичной власти и государственного управления. При разграничении различных интересов общенационального, регионального и мест­ного масштабов необходим их баланс, т. е. интересов целого (государства), его части (субъекта РФ и отдельно взятого города, по­селка, района, села). Разграничение интере­сов, создание местного самоуправления позволяет равномернее распределить по всей территории государства общественную жизнь и управление ею, а не стягивать ис­кусственно к центру, оставляя провинцию и переферии бессильными. Местное самоуправление — это своего рода подготовительная школа для государствен­ных деятелей высших категорий, которое через него знакомятся с социальными во­просами не только кабинетным образом, т. е. теоретически, но и из живой обществен­ной практики. На эту сущностную черту му­ниципального управления обращал внима­ние в свое время Л.А. Велихов

3. Принципы организации и функционирования публичной власти в современном демократическом обществе:

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 2652 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector