Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы управления государственными и муниципальными финансами

Принципы государственных и муниципальных финансов

Это основополагающие правила и требования, выражающие ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к ее финансовой деятельности.

Среди таких принципов можно выделить следующие.

1. Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

2. Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выхолить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

3. Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

5. Социальная направленностьфинансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

6. Распределение функций в области финансовой деятельности происходит на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Исходя из этого принципа Конститупия РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.

7. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

8.Основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).

9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и со­вершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, эко­логии, обороны и пр.

Особое значение имеет определениероли финансовв рефор­мировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мо­ниторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономиче­ских показателей решающее значение имеют уровень бюджет­ного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженно­сти предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень ин­фляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность озна­чает наличие устойчивых источников финансирования, возмож­ность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ре­сурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям вы­ражается в том, что государство и предприятия являются полно­правными участниками рынка капиталов, выступая в роли кре­диторов или заемщиков. Организация финансов позволяет бы­стро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосаб­ливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денеж­ные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

• интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сба­лансированности, благоприятной экологической среде и доста­точно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — со­здание социально-ориентированной рыночной экономики.

3. Инвестиционная активность государства и каждого пред­приятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инве­стиций, создании благоприятных условий для функционирова­ния рынка капиталов. В отношении инвестиционной активно­сти принцип стратегической направленности является опреде­ляющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов.

Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера)

Финансовая система состоит из трех подсистем: рис. 2.

1.государственных и муниципальных финансов;

Читать еще:  Налоги поступающие в муниципальный бюджет

2.финансов хозяйствующих субъектов;

3. финансов граждан.

Финансовая система в ее широком понимании включает в себя также кредитно-банковскую систему, систему финансовых органов и страхование.

В зависимости от форм и методов формирования доходов и денежных фондов эти подсистемы (сферы) имеют свою организационную структуру подразделяются на более частные звенья.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи и ему соответствует особый аппарат управления движением денег. Вместе они образуют единую финансовую систему государства.

Итак, финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств государства, а также специальных финансовых институтов.

Один из главных вопросов –это финансовая политика

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и.т.д.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

— разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

— создание адекватного финансового механизма;

— управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Выделяют два целевых направления ее проведения:

1. фискальное –связано с балансированием доходов и расходов государства

2. регулирующее– построено на регулировании социально- экономических процессов (2 вопрос) используя финансовые инструменты налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования и обеспечивая либо стимулирующее воздействие на экономические процессы, направленные на увеличение финансовых ресурсов у экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения, либо связан сокращением денежных средств в экономике в целях стабилизации денежного обращения и снижения деловой активности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10634 — | 7816 — или читать все.

Принципы государственных финансов

Основные принципы и роль государственных финансов

Государственные финансы функционируют и развиваются в рамках базовых принципов:

  • принцип единства;
  • принцип сбалансированности финансов;
  • целевая направленность;
  • принцип диверсификации источников финансирования;
  • принцип организации во времени или стратегической направленности.

Существенное влияние на финансы оказывает также действие общих принципов управления экономическими процессами в государстве. Это контроль выполнения принятых решений, учет тенденций развития и изменений конъюнктуры, а также курса валют.

Государственные финансы обеспечивают полноценное финансирование программ, которые связаны с выполнением основных функций государства. Но прежде оценивается и обосновывается целесообразность вложения денежных средств.

Финансы государства – это звено, которое, которое соединяет в одну цепочку доходы и расходы всех субъектов экономики и вкладывает финансовые ресурсы в развитие и нормальное функционирование субъектов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Принцип единства и принцип сбалансированности финансов

Первый принцип означает единство законодательной и нормативно-правовой базы, а также кредитно-денежной и налоговой систем. Кроме этого целостность соблюдается при стандартизации документации и отчетности в рамках финансовой политики государства, в проведении расчетов и платежей. Единообразие требуется и при отражении финансовых операций в бухгалтерском учете и при формировании расходов и финансовых результатов. Данный принцип имеет место и при применении санкций в случае нарушения финансовой или налоговой дисциплины.

Под принципом сбалансированности бюджета и государственных внебюджетных фондов понимают соответствие объема запланированных расходов общему объему доходов, которые формируются из налоговых и неналоговых поступлений, а также заемных средств. Привлеченные средства не должны превышать бюджет государства или внебюджетные фонды по обслуживанию и погашению госдолга.

Также сбалансированность финансов – это актуальное и полное выполнение денежных обязательств и погашение долга. А разбалансированность означает рост просроченной задолженности, который может привести и банкротству и вынужденной реструктуризации.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Принцип целевой ориентации и принцип стратегической направленности

Ключевым принципом государственных финансов является их целевая ориентация.

Основные цели госфинасов:

  • мобилизация доходов в форме налогов и сборов и неналоговых поступлений;
  • реализация инвестиционных программ;
  • перераспределение финансовых ресурсов согласно установленным направлениям развития социальной сферы, а также государственного и муниципального секторов экономики;
  • выполнение внутренних и внешних обязательств по долгам.

Принцип стратегической направленности предусматривает разработку четкой стратегии привлечения финансовых ресурсов, которые бы обеспечивали пополнение доходной части бюджета. Еще этот принцип называется организацией во времени, поскольку государство ориентируется на долгосрочные и среднесрочные перспективы.

Принцип диверсификации источников финансирования

Государство и другие субъекты экономических отношений являются кредиторами для нескольких заемщиков. Это означает, что следует заимствовать средства не у одного, а у нескольких кредитов.

Читать еще:  Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов

Один источник финансовых ресурсов может быть крупным и надежным, но изменения во внешней среде могут значительно повлиять на ухудшение положения на рынке или даже привести к банкротству. Какие бы высокие прибыли не приносил один источник, необходимо не забывать о риске. Поэтому эффективным способом снижения неопределенности является диверсификация источников финансовых средств и направлений их вложения.

Данный принцип предусматривает два варианта действий: инвестирование средств из различных источников в разные объекты, либо создание многопрофильных компаний, которые ведут различные виды коммерческой и некоммерческой деятельности.

Функции государственных финансов

Основные принципы государственных финансах проявляются при реализации их функций: распределительная; контролирующая; регулирующая.

Первая функция госфинансов осуществляется во всех областях общественной жизни : производственной, непроизводственной сфере и сфере обращения. Благодаря данной функции происходит распределение новой стоимости на уровне предприятий и перераспределение этой стоимости на уровне государства.

Реализация распределительной функции проводится в три стадии:

  1. создание фондов денежных средств (централизованные средства государства);
  2. распределение денежных средств через финансовый инструментарий (формирование бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов);
  3. улучшение народнохозяйственных пропорций и общегосударственных потребностей страны (распределение ВВП и национальный доход приводит к созданию доходов общества).

Перераспределение национального дохода осуществляется исключительно в интересах структурного преобразования хозяйства, развития первоочередных отраслей экономики (энергетика, сельское хозяйство и транспорт) в пользу малообеспеченных слоев населения страны.

Контрольная функция государственных финансов – это осуществления контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием централизованных финансовых фондов.

Выделяют две формы контроля рублем:

  • контроль за изменением финансовых показателей, а также состоянием расчетов и платежей;
  • контроль за исполнением стратегии финансирования.

Реализация контрольной функции государственной финансов осуществляется в виде финансово-хозяйственного, финансово-бюджетного и кредитно-банковского контроля.

Регулирующая функция взаимосвязана с политикой государственного вмешательства в процесс воспроизводства. Эта функция, применяя налоги, госкредит и государственные расходы способствует улучшению качества процесса производства, повышение его объема и улучшение материального положения населения страны.

Государственные финансы – это инструмент органов госвласти, который позволяет аккумулировать денежные средства и осуществлять расходы, тем самым выполняя основные функции. Государственные финансы являются ведущим экономическим рычагом государства.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Управление государственными и муниципальными финансами

Управление государственными и муниципальными финансами — это процессы стратегического и текущего финансового планирования, организации исполнения планов и финансового контроля.[11]

Объектом управления являются финансовые отношения.

Субъектами управления выступают органы государственной власти, хозяйствующие субъекты. На макроуровне органами управления финансами являются Федеральное Собрание, Президент, Правительство, Министерство финансов РФ, Главное управление федерального казначейства, Государственный таможенный комитет, Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, исполнительные органы внебюджетных фондов, другие финансовые органы. На микроуровне органами управления финансами являются финансовые управления, отделы, финансовые менеджеры и т.д.

Управление финансами включает:

— организацию выполнения финансовых планов (оперативное управление);

Управление финансами осуществляется путем выработки и реализации финансовой политики.

Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных, местных), на микроуровне — это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, смет, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов

зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:

• зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;

• распределение федеральных регулирующих налогов;

• возврат излишне уплаченных сумм доходов;

• учет доходов и составление отчетности о доходах.

Финансирование расходов федерального бюджета включает:

• разрешение на осуществление платежа;

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестиции в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования.

Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Читать еще:  Муниципальный бюджет это

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств (ГРБС и РБС) контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятий, независимые аудиторские фирмы и др.

Управление государственными и муниципальными финансами, его задачи, функциональные элементы, органы управления.

Государственные и муниципальные финансы — экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства

Цель управления ГМФ — обеспечение устойчивости, финансовой независимости, проявляющейся в макроэкономической сбалансированности, снижение государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании интересов государства и всех членов общества.

Формы управления ГМФ: планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов государства.

Управление ГМФ представляет собой законодательно оформленную систему воздействий на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Управление финансами осуществляется:

Управление ГМФ на федеральном уровне.

Федеральное собрание — принимает ФЗ, в том числе по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования. Некоторые законопроекты (о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов), могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата.

Правительство РФ — разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета; обеспечивает проведение единой финансовой политики. Посредством Минфина и других ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

Президент РФ в своем ежегодном послании формулирует основные принципы и направления финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ. На федеральном уровне общую стратегию внешней и внутренней политики определяет Президент РФ.

Органы управления финансами, их функции:

1) Министерство финансов рф (мф рф):

· осуществляет методическое руководство в сфере финн планирования и финансирования отраслей хозяйства;

· развивает бюджетный федерализм;

· разрабатывает проект федерального бюджета, участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития;

· составляет отчет о выполнении федерального бюджета;

· составляет консолидированный бюджет;

2) Федеральная налоговая служба:

· контроль за правильностью исчисления, полнот. и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей.

· осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства;

· учет и проверка налогоплательщиков;

· предоставление сведений о налогах финансовым организациям

· предоставление информации Минфину о не уплате платежей;

· осуществление возврата излишне уплачен. налог. сумм.

Федеральная таможенная служба

· проведение налоговых проверок пошлин и сборов взимаемых таможенными организациями;

· проверка документов связанных с исчислением и уплатой пошлин;

· приостановление операций налогоплательщиков по счетам при неисполнении или не надлежащие исполнение ими таможенных и налоговых законодательства;

· взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов.

4) ЦБ РФ – реализация денежно-кредитной и финансовой политики государства. Осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитн институтов государства.

Цели деятельности ЦБ РФ: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банк. системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности ЦБРФ.

Управление ГМФ на региональном уровне

Высший представительный орган законодательной власти АК — АКЗС:

· принятие законов АК и иных правовых актов;

· рассмотрение проекта краевого бюджета, внесение в него изменений, утверждение краевого бюджета, контроль за его исполнением, утверждение годового отчета об исполнении краевого бюджета;

· установление р-ров резервных фондов для финансирования непредвиденных расходов при утверждении бюджета АК

· налоги, сборы краевого уровня.

· рассмотрение проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение этих бюджетов и отчетов об исполнении;

· утверждение программ социально-экономического развития АК, рассмотрение отчетов об их исполнении;

Постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти АК является Администрация АК. Управление ГМФ осуществляют следующие органы:

Комитет по финансовой налоговой и кредитной политике – составление проекта бюджета, его исполнение,

Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края

Органы управ. Финансами на регионом уровне, их функции:

1. Управление Федеральной налоговой службы по АК (аналогично Федеральному уровню, осуществлялся лишь на данной территории)

2. Таможенная служба АК

3. Главного управления Центрального банка РФ по Алтайскому краю.

4. Управление федерального казначейства по Алтайскому краю

Управление ГМФ на местном уровне.

Представительные органы власти в г.Барнауле – БГД. Полномочия БГД:

· утверждение бюджета города и отчета о его исполнении;

· принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении;

· местные налоги и сборы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; и др.

Исполнит. органы власти – Администрация г.Барнаула. . Полномочия:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа; и др.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1103 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector