Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация управления муниципальными финансами

Управление муниципальными финансами (стр. 1 из 4)

Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а не фиктивное, местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве.

Поэтому проблема данной курсовой работы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом так же свидетельствует частое изучение поднятого вопроса.

Бюджетный кодекс Российской Федерации относит местные бюджеты к третьему уровню, входящему в бюджетную систему Российской Федерации. Под бюджетом муниципального образования понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Цель курсовой работы произвести анализ управления муниципальными финансами и разработать рекомендации по его улучшению.

Достичь поставленной цели видится возможным, решив следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы управления муниципальных финансов.

2. Провести анализ финансовой политики муниципального образования.

3. Рассмотреть организационные формы управления муниципальными финансами.

4. Ознакомиться с участие местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях

5. Разработать направления совершенствования деятельности управления муниципальными финансами.

Объектом исследования выступают элементы управления муниципальными финансами.

Предмет исследования — изучение проблем экономической самостоятельности муниципальных образований.

Курсовая работа выполнена на 28 листах и содержит: введение, два раздела, заключение, список использованных источников и литературы.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные разработки отечественных и зарубежных ученых по актуальным вопросам управления муниципальными финансами, учебные пособия по муниципальному менеджменту, периодическая литература, информация из Интернет-сайтов.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: абстрактно-логический, экономико-статистический, исторический анализ проблемы, метод систематизаций, анализ фактической документации, эмпирический, метод экспертных оценок, использовались приемы структурно-функционального анализа, а также такие методы сбора и анализа информации, как собственные умозаключения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Управления муниципальными финансами

1.1 Сущность и параметры муниципальных финансов

Муниципальные финансы — это совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения возложенных на него задач.

Европейская Хартия местного самоуправления, раскрывая в ст. 9 финансовые ресурсы органов местного самоуправления, указывает, что органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.

В состав муниципальных финансов входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, финансовые ресурсы муниципальных предприятий и учреждений, ссуды, займы, средства от продажи муниципальной собственности, ценные бумаги и т.д. Основу муниципальных финансов составляет местный бюджет. Ранее местные бюджеты были частью единого государственного бюджета. В связи со становлением местного само- управления в настоящее время формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением должны осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно.

Финансовые ресурсы местного самоуправления могут классифицироваться по различным признакам:

— бюджетные и внебюджетные:

— налоговые и неналоговые (например, доходы от использования муниципальной собственности и предоставления услуг):

— собственные и заемные:

— законодательно закрепленные и полученные от государства в порядке бюджетного регулирования (регулирующие), либо целевым назначением для выполнения отдельных государственных полномочии и программ:

— средства собственно муниципального образования и средства муниципальных предприятий и учреждений

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в главе V11 так же закрепляет финансово-экономическую основу местного самоуправления.

Направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления также могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее существенные из них:

— на текущие нужды (бюджет текущих расходов) и на финансирование капитальных расходов, т.е. инвестиционной и инновационной деятельности (бюджет развития):

— на решение вопросов местного значения и на выполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

С целью отражения всех аспектов финансовых отношений между субъектами муниципальной экономики представляется целесообразным сформулировать следующее определение местного бюджета. Местный бюджет — это система экономических отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, хозяйствующими субъектами муниципального комплекса, населением в процессе воспроизводства с целью формирования и использования фонда денежных средств, являющегося финансовой основой местного самоуправления.

Выделение различных типов муниципальных образований возможно на основе сочетания трех основных характеристик: административное подчинение, численность населения, экономический профиль.

С целью содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических преобразований в муниципальных образованиях представляется целесообразным формирование в составе бюджетов субъектов Фонда развития муниципальных финансов (ФРМФ).

Участие в конкурсе на получение субсидий могут принимать все муниципальные образования, имеющие собственный бюджет. Для участия в конкурсе они должны представить в финансовый орган администрации субъекта в установленный срок Программу развития муниципальных финансов. В качестве основы Программы рекомендуется использовать финансовую стратегию, разрабатываемую администрацией муниципального образования. По результатам конкурса право на получение субсидий ежегодно предоставляется трем пяти муниципальным образованиям, программы которых имеют лучшие итоговые показатели. Результаты конкурса доводятся до сведения участников в течение месяца после даты завершения приема программ.

Размер Фонда развития муниципальных финансов в большинстве субъектов, по мнению экспертов, может составлять не более 20% от общего объема финансовой помощи местным бюджетам. Источником средств Фонда развития муниципальных финансов являются установленные в процентах отчисления от неналоговых доходов, в частности отчисления от доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и доходов от предпринимательской деятельности. В зависимости от уровня собираемости указанных доходов и потребности муниципальных образований, претендующих на получение средств, процент отчислений может быть принят на уровне 10%.

Читать еще:  Облигации субъектов рф и муниципальные облигации

Реализация мероприятий по оздоровлению централизованных и децентрализованных финансов за счет средств Фонда развития муниципальных финансов обеспечит рост бюджетных, а также ряда социально-экономических показателей.

1.2 Финансовая политика муниципального образования

Разрабатывая свою финансовую политику, планируя доходы и расходы бюджета, муниципальное образование может ставить перед собой следующие цели:

— обеспечить объем текущих расходов бюджета, необходимых для достижения качества жизни населения на уровне не ниже, а по возможности выше минимальных государственных социальных стандартов;

— обеспечить формирование бюджета развития;

— обеспечить через субъект Федерации финансирование отдельных государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, а также финансирование выполнения федеральных и региональных законов;

— обеспечить обслуживание и погашение долговых обязательств;

— иметь сбалансированный бюджет.

Для реализации этих целей муниципальное образование заинтересовано в разумном, не подавляющем деловую активность на территории увеличении доходов бюджета и экономном, эффективном расходовании бюджетных средств.

Увеличение доходов местного бюджета может происходить за счет внешних поступлений (увеличение размеров отчислений по регулирующим налогам, дотации, субвенции, финансирование участия в федеральных и региональных программах развития) и за счет внутренних источников.

Возможности увеличения внешних источников достаточно ограничены. Здесь главным направлением политики муниципальной власти является грамотное обоснование потребности в бюджетных средствах как на решение вопросов местного значения, так и на выполнение государственных полномочии и зашита этой потребности перед субъектом РФ- При этом всегда желательно сокращение встречных финансовых потоков. Не- редки случаи, когда субъект РФ оставляет в распоряжении муниципального образования малую долю собираемых на его территории налогов и в то же время дотирует это муниципальное образование. Такой политике можно противостоять объединенными усилиями муниципальных образований региона. Внутренними источниками увеличения доходов бюджета могут быть:

— увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муниципального образования:

Управление муниципальными финансами

32.1. Содержание процесса управления муниципальными финансами

Процесс управления муниципальными финансами распадается на три большие стадии.

  1. Финансовое планирование.
  2. Бюджетный процесс.
  3. Оценка результатов.

Характер и цели деятельности на каждой из этих стадий различны. Так, на первой стадии основной вид деятельности — составление анализа и прогноза, причем определяющей оказывается аналитическая работа. На второй стадии основным является процесс исполнения бюджета, на третьей — процесс контроля . Одни и те же структуры органов местного самоуправления не могут эффективно исполнять все перечисленные функции, поэтому крайне важно провести их разделение в процессе управления финансами.

Как правило, в структуре органов местного самоуправления указанными видами деятельности занимаются:

  1. финансовые органы — производят финансовое планирование;
  2. бюджетные органы — организовывают и осуществляют бюджетный процесс;
  3. контрольные органы — контролируют расходование средств.

Как считают специалисты, смешение этих функций недопустимо, поскольку интересы перечисленных органов различны. Так, возложить функцию финансового планирования на бюджетные органы (что на практике происходит достаточно часто) — это значит подчинить процесс финансового планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам исполнителя. Также нельзя совмещать функции контроля и исполнения.

32.2. Муниципальный финансовый механизм

Муниципальный финансовый механизм обеспечивает управление муниципальными финансовыми потоками и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов между органами местного самоуправления, государственными органами власти и другими хозяйствующими субъектами. Субъектом муниципального финансового управления являются соответствующее подразделение местной администрации (финансовое управление), местное казначейство.

Финансовый механизм — это система финансовых методов, финансовых инструментов (рычагов), правовое, нормативное, информационное, организационное обеспечение. Структура муниципального финансового механизма представлена на рис. 32.1.

Функции субъекта финансового управления представляют собой вид управленческой деятельности по сбору, систематизации, передаче, хранению финансовой информации, а также по выработке и принятию управленческих решений. Финансовые функции состоят из следующих семи блоков:

  1. финансовое планирование — комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и воплощению их в жизнь (требует создания методологии и методики разработки финансовых планов);
  2. прогнозирование — прогноз на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта и его составных частей, финансовых показателей и параметров, определение вариантов развития финансового состояния объекта на основе наметившихся тенденций;
  3. функция организации — создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязей, разработка норм, нормативов, методик и пр.;
  4. регулирование — воздействие на объект управления для достижения состояния устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений;
  5. координация — согласованность работ всех звеньев системы финансового управления между собой и с другими системами;
  6. стимулирование — побуждение работников к заинтересованности в эффективном расходовании финансовых средств;
  7. функция контроля — проверка организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и анализ финансовых результатов.

В муниципальном управлении финансовый механизм является инструментом как внутреннего управления, так и внешнего взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей администрацией, с населением и его представительными органами, с потенциальными инвесторами и организациями — получателями бюджетных средств.

ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Управление государственными финансами – набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики.

Объектом управления выступает система финансов или совокупность денежных отношений. Субъекты управления – финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и др. Управление финансами выражается в финансовой политике – совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Целями управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного дола, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.

Читать еще:  Управление государственным и муниципальным сектором

В широком смысле, выделяют несколько форм и методов управления финансами государства:

принятие финансового законодательства;

система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Основными субъектами управления государственными и муниципальными финансами в РФ являются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, ЦБ РФ и другие.

Система управления государственными и муниципальными финансами Государственными органами, осуществляющими управление финансами в РФ, являются:

Федеральное Собрание РФ;

Центральный Банк РФ (Банк России);

Министерство финансов РФ;

федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ:

Федеральная налоговая служба;

Федеральная служба страхового надзора;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Федеральное казначейство (федеральная служба).

иные федеральные органы исполнительной власти в сфере финансов.

Президент РФ в сфере финансов выполняет функции, вытекающие из статуса главы государства:

определяет основные направления внешней и внутренней политики;

Представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства РФ;

назначает федеральных министров;

освобождает от должности федеральных министров; отправляет в отставку Правительство РФ;

подписывает федеральные законы (в том числе — о Федеральном бюджете);

издает нормативные акты.

Федеральное Собрание:

рассматривает и утверждает государственный бюджет;

утверждает отчет о его исполнении;

принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах;

определяет предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

утверждает Председателя Правительства РФ, аудиторов Счетной палаты, руководство Центрального Банка РФ.

Правительство РФ:

осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет управление федеральной собственностью;

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.

Правительство РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику;

обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Целями деятельности Центрального Банка РФ (Банка России)являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

устанавливает правила проведения банковских операций;

осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;

принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка;

организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

принимает участие в разработке и составлении прогноза платежного баланса;

устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Задачи Счетной палаты:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Читать еще:  Расходы и расходные обязательства муниципальных образований

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ (ЦБ РФ, Банке России), уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Органы, осуществляющие управление государственными финансами субъекта РФ, их функции определяются федеральным законодательством, конституциями (уставами) субъектов РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Обычно к данным органам относятся:

высшее должностное лицо субъекта РФ;

законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

высший орган исполнительной власти субъекта РФ;

территориальные органы Министерства финансов РФ в субъекте РФ;

Органы, осуществляющие управление муниципальными финансами, определяются уставом и иными правовыми актами муниципального образования, принятыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта РФ. Как правило, к данным органам муниципального образования относятся:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9970 — | 7755 — или читать все.

Качество управления муниципальными финансами

Финансы как ресурс муниципального образования

Муниципальное управление составляет организация управляющего воздействия муниципальных органов на общественные правоотношения, складывающиеся в муниципальном образовании, для их упорядочения и обеспечения социально-экономического развития муниципалитета.

При этом, как всякая деятельность, муниципальное управление требует ресурсного обеспечения. Муниципальные финансы выступают одним из ресурсов обеспечения деятельности муниципальных органов и реализации их полномочий.

Понятием финансовых ресурсов охватывается совокупность денежных средств, которые имеются в распоряжении муниципального органа для реализации его полномочий и решения задач, которые возложены на него законом.

Отсюда, можно выделить следующие источники муниципальных финансов:

  • собственные средства муниципалитета, формируемые за счет деятельности муниципальных органов (денежные средства, которые вносятся как плата за муниципальные услуги, доходы от использования муниципальной собственности и пр.);
  • государственные средства, которые переданы муниципальным органам государственными органами как доходные источники и права, предусмотренные законодательством;
  • заемные средства или муниципальный кредит.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эффективность управления муниципальными финансами требует соблюдения следующих правил:

  • нацеленность на развитие муниципалитета и интегрированность муниципалитета в государственную систему управления;
  • аутентичность, объективность, полнота сведений, которые обеспечивают бюджетное управление;
  • стабильность, долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетов;
  • эффективный контроль качества управления муниципальными финансами.

В основе качественного управления муниципальными финансами лежат следующие принципы:

  • во-первых, самостоятельность. Значение данного принципа обусловлено балансом между тремя основными источниками пополнения муниципальных финансов – государственные средства, собственные средства и муниципальный кредит. преобладание собственных средств в муниципальных финансах характеризует независимость муниципального бюджета от других источников финансирования;
  • во-вторых, государственная финансовая поддержка. Значение данного принципа выражается в том, что государство на законодательном уровне признает необходимость государственной финансовой поддержки муниципального управления, признанной финансировать решение конкретных муниципальных проблем или покрывать дефицит муниципального бюджета;
  • в-третьих, соответствие объему компетенции муниципального управления. Значение данного принципа выражается в том, что финансовые ресурсы муниципального образования должны соответствовать объему полномочий, которыми оно наделено;
  • в-четвертых, прозрачность. Значение данного принципа выражается в том, что управление муниципальными финансами должно быть основано на четко определенных полномочиях в формировании доходов и распределении расходов, методиках определения размеров субвенций, субсидий и иных аналогичных платежей;
  • в-пятых, гласность. Значение данного принципа выражается в том, что информация о финансовой работе муниципальных властей является публичной и получает обязательное распространение через средства массовой информации. Реализация данного принципа обеспечивает возможность воздействия населения муниципального образования на финансовую политику муниципалитета.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

К числу задач эффективного управления муниципальными финансами относятся:

  • обеспечение привлечения необходимого объема бюджетных ресурсов для удовлетворения потребностей социально-экономического развития муниципалитета;
  • обеспечение эффективного распределения и использования привлеченных ресурсов между соответствующими направлениями расходов бюджета при учете потребности финансирования инвестиционных потребностей социально-экономического характера;
  • обеспечение эффективности государственных и муниципальных услуг при оптимальном соотношении затрат и качества услуг;
  • обеспечение снижения финансовых рисков при сохранении надлежащего качества государственных и муниципальных услуг;
  • рационализация потоков муниципальных финансов для обеспечения надлежащего исполнения расходных обязательств и другие.

Инструменты оценки качества управления муниципальными финансами

Публичная власть на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном – должна стремиться к обеспечению максимального удовлетворения потребностей населения. Это требует формирования эффективного механизма контроля реализации муниципальными органами собственных и переданных государственных полномочий, в том числе полномочий по управлению муниципальными ресурсами.

Анализ сложившейся в стране контрольной практики качества управления муниципальными финансами позволяет выделить такие ее управления:

  • мониторинг;
  • оценка качества управления муниципальными финансами на основе использования установленных финансовых показателей.
  • При этом оценке подвергаются следующие группы муниципальных отношений:
  • применяемые муниципальными органами инструменты бюджетного планирования;
  • результативность исполнения муниципального бюджета;
  • эффективность управления долговыми обязательствами при исполнении муниципального бюджета;
  • отношения в области управления финансами между муниципальными и государственными органами (региональными, федеральными);
  • эффективность управления муниципальной собственностью и оказания муниципальных услуг;
  • степень прозрачности и открытости бюджетного процесса;
  • уровень реализации программ развития муниципалитета и переданных государством полномочий.

Оценка проводится посредством выявления соответствия каждого группы отношений таким параметрам, как:

  • ориентированность на результат;
  • обеспеченность сбалансированности и устойчивости местных, региональных и федеральных бюджетов;
  • уровень внедрения программно-целевых принципов;
  • степень эффективности распределения и расходования бюджетных средств;
  • оптимизация муниципальных управленческих функций, рост эффективности их исполнения;
  • степень информатизации области управления муниципальными финансами.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector