Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Объекты управления муниципальными финансами

Глава 32. Управление муниципальными финансами

32.1. Содержание процесса управления
муниципальными финансами

Процесс управления муниципальными финансами распадается на три большие стадии: 1

1) финансовое планирование;

2) бюджетный процесс;

3) оценка результатов.

Характер и цели деятельности на каждой из этих стадий различны. Так, на первой стадии основной вид деятельности ¾ составление анализа и прогноза, причем определяющей оказывается аналитическая работа. На второй стадии основным является процесс исполнения бюджета, на третьей ¾ процесс контроля. Одни и те же структуры органов местного самоуправления не могут эффективно исполнять все перечисленные функции, поэтому крайне важно провести их разделение в процессе управления финансами.

Как правило, в структуре органов местного самоуправления указанными видами деятельности занимаются:

1) финансовые органы ¾ производят финансовое планирование;

2) бюджетные органы ¾ организовывают и осуществляют бюджетный процесс;

3) контрольные органы ¾ контролируют расходование средств.

Как считают специалисты, смешение этих функций недопустимо, поскольку интересы перечисленных органов различны. Так, возложить функцию финансового планирования на бюджетные органы (что на практике происходит достаточно часто) ¾ это значит подчинить процесс финансового планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам исполнителя. Также нельзя совмещать функции контроля и исполнения. 2

Муниципальный финансовый механизм

Муниципальный финансовый механизм обеспечивает управление муниципальными финансовыми потоками и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов между органами местного самоуправления, государственными органами власти и другими хозяйствующими субъектами. Субъектом муниципального финансового управления являются соответствующее подразделение местной администрации (финансовое управление), местное казначейство.

Финансовый механизм ¾ это система финансовых методов, финансовых инструментов (рычагов), правовое, нормативное, информационное, организационное обеспечение. Структура муниципального финансового механизма представлена на рис. 32.1.

Рис. 32.1. Структура муниципального финансового механизма

Функции субъекта финансового управления представляют собой вид управленческой деятельности по сбору, систематизации, передаче, хранению финансовой информации, а также по выработке и принятию управленческих решений. Финансовые функции состоят из следующих семи блоков:

1) финансовое планирование ¾ комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и воплощению их в жизнь (требует создания методологии и методики разработки финансовых планов);

2) прогнозирование ¾ прогноз на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта и его составных частей, финансовых показателей и параметров, определение вариантов развития финансового состояния объекта на основе наметившихся тенденций;

3) функция организации ¾ создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязей, разработка норм, нормативов, методик и пр.;

4) регулирование ¾ воздействие на объект управления для достижения состояния устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений;

5) координация ¾ согласованность работ всех звеньев системы финансового управления между собой и с другими системами;

6) стимулирование ¾ побуждение работников к заинтересованности в эффективном расходовании финансовых средств;

7) функция контроля ¾ проверка организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и анализ финансовых результатов.

В муниципальном управлении финансовый механизм является инструментом как внутреннего управления, так и внешнего взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей администрацией, с населением и его представительными органами, с потенциальными инвесторами и организациями ¾ получателями бюджетных средств.

Планирование в системе муниципального финансового управления

На первоначальном этапе процесса управления муниципальными финансами на основе финансового анализа проводится финансовое планирование. Планирование ¾ важнейший и обязательный этап любой деятельности, так как в ходе этого процесса происходит определение приоритетов развития.

Важным показателем планирования являются его сроки. Формы планирования и их содержание представлены в табл. 32.1.

Таблица 32.1

Формы муниципального финансового планирования
и их содержание

Разделение планирования на три основные формы (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) позволяет придать этому процессу комплексный и целенаправленный характер, обеспечивает согласованность действий всех его участков, поскольку в ходе финансового планирования все органы местного самоуправления участвуют в решении единых задач.

С точки зрения реализации целей органов местного самоуправления наиболее важен этап долгосрочного планирования. Именно на этом этапе определяется стратегия развития муниципального образования и согласуются основные интересы всех участников финансового планирования.

Как правило, сроки долгосрочного планирования совпадают со сроками полномочий органов самоуправления. Определение приоритетов должно базироваться на тщательном анализе перспектив развития муниципального образования и происходить при взаимодействии всех органов власти и населения. Исполнительная власть, которая разрабатывает приоритеты развития, крайне заинтересована в процессе согласования и утверждения приоритетов, так как она делает единомышленниками и соучастниками этого процесса все общественные силы, что позволяет избежать конфликтов (или свести их к минимуму) на последующих стадиях формирования финансового плана и бюджета.

Читать еще:  Муниципальное предприятие что это такое

Исполнительные органы местного самоуправления осуществляют подготовку и согласование финансовых планов на основе приоритетов, установленных законодательным органом местного самоуправления. Разработку финансового плана целесообразно проводить параллельно с подготовкой проекта бюджета, так как это позволяет своевременно учитывать и согласовывать возникающие корректировки. Утверждение бюджета муниципального образования осуществляет законодательный орган местного самоуправления. Финансовый план представительным органом власти не утверждается, а используется как документ, обосновывающий предлагаемый проект бюджета.

1 Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

Муниципальные финансы: сущность, система, управление, реформирование

Автор: admin · Опубликовано 23.02.2017 · Обновлено 25.02.2017

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Муниципальные финансы представляют собой совокупность социальных и экономических отношений, которые возникают по поводу формирования, использования и распределения финансовых средств, с целью решения задач местного характера. Данные отношения возникают между населением, которое проживает на территории муниципального образования и органами местного самоуправления, и хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы в себя включают:

  • — внебюджетные муниципальные фонды;
  • — средства местных бюджетов;
  • — муниципальные и государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;
  • — иные денежные средства, которые находятся в муниципальной собственности.
  • Основополагающими принципами муниципальных финансов являются:
  • — финансовой государственной поддержки;
  • — принцип самостоятельности;
  • — принцип гласности.

CУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Сущность муниципальных финансов заключается в следующем: денежный обо­рот является материальной основой финансов. Реальный денежный оборот представляет собой экономический процесс, который вызывает движение стоимости и сопровождается пото­ком расчетов и денежных платежей. Финансовые ресурсы, которые являются источником финансирования воспроизводства выступают объектом реального денеж­ного оборота.

Муниципальные и государственные финансы отождествляют экономические отношения, которые связаны с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования му­ниципального и государственного секторов экономики, наиболее существенных про­грамм развития общественного сектора и производства, учреждений и органи­заций бюджетной сферы и так далее. Их функциониро­вание полностью направлено на достижение всеобщих целей по развитию соци­ально ориентированной рыночной экономики.

СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Муниципальные и государственные финансы функциониру­ют в границах финансовой государственной системы и являются непосредственно центральным звеном

Систему муниципальных финансов можно представить в виде следующей схемы:

Финансы во многом зависят от совершенных преобра­зований в отношениях между различными звеньями финансовой сис­темы. Прежде всего, это относится к связям между финансами микроуровня и фи­нансами макроуровня. Финансы на макроуровне, и прежде всего муниципаль­ный и государственный бюджеты, основываются на финансовых перспективах предприятий. Финансы во многом способствуют достижению целей общего экономического развития, поэтому необходима их оптимальная орга­низация. Избранный способ организации во многом предопределяет качественную сторону финансов. Использование и распределение финан­совых средств в государстве производится с помощью интегри­рованной системы по управлению финансовыми потоками.

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Процесс управления муниципальными финансами подразделяется на три стадии:
1. процесс финансового планирования;
2. бюджетный процесс;
3. оценка полученных результатов.
Цели и характер деятельности на каждой из данной стадий существенно отличаются.

РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Определение роли муниципальных финансов играет особое значение в рефор­мировании экономики России.

Реформирование муниципальных финансов является составной частью общей реформы местных органов самоуправления. Обеспеченность муниципальных организаций материальными и финансовыми ресурсами во многом определяет эффективность местного самоуправления. Для выполнения поставленных задач муниципальные образования обязаны обладать достаточными и необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, а также обладать правом самостоятельного управления этими ресурсами.

В соответствии с новым законодательством в структуре бюджетных систем субъектов Федерации выделяют новый уровень бюджета. В систему местных бюджетов включаются бюджеты городского округа, бюджеты поселений (городских и сельских) и бюджеты муниципальных районов. Органы всех типов исполнительной власти муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений) наделены закрепленными законодательно расходными и доходными полномочиями.

Управление финансами: сущность, объекты, субъекты, элементы, методы

Тема 3. Управление финансами. Финансовый контроль.

1. Управление финансами: сущность, объекты, субъекты, элементы, методы

2. Финансовое планирование, финансовое прогнозирование.

3. Принципы, методы и виды планирования.

4. Финансовый контроль: его сущность, формы, виды и методы.

5. Органы управления и финансового контроля.

Управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Управление присуще всем сферам человеческой деятель­ности. Одной из важнейших областей управленческой деятель­ности является управление финансами.Под управлением фи­нансами понимается воздействие на финансовые отношения сцелью максимально эффективного распределения (перераспре­деления) финансовых ресурсов.

В любой управляемой системе выделяют объекты и субъек­ты управления. Применительно к финансам объектами управ­ления являются разнообразные виды финансовых отношений. Под субъектами понимаются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три основные группы, которые и при­нимаются в качестве объектов управления:

1) государственные финансы;

2) финансы предприятий, учреждений и организаций;

3) страховые отношения.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

1) финансовые органы и налоговые инспекции;

2) финансовые службы предприятий, учреждений и орга­низаций;

3) страховые органы;

Совокупность организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы:

1) финансовое планирование;

2) стратегическое и оперативное управление;

3) финансовый контроль.

Финансовое планирование занимает важное место в систе­ме управления финансами. В ходе финансового планирования хозяйствующий субъект оценивает состояние своих финансо­вых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое пла­нирование основывается на анализе финансовой информации, в первую очередь на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

К финансовой информации предъявляются определенные требования, основное из которых полезность, под которой по­нимаются ее уместность, достоверность, понятность и сопоста­вимость; наличие необходимых элементов, а также использо­вание определенных принципов (в том числе и ограничитель­ных) включения данных в отчетность.

Составными частями финансового планирования являют­ся бюджетное и итоговое планирование.

Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осу­ществляют Государственная Дума, аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Под оперативным управлением финансами понимается со­вокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного ана­лиза складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управ­ление финансами сводится к маневрированию финансовыми ре­сурсами в целях решения конкретных задач текущего периода. Оперативное управление финансами в нашей стране осу­ществляют Министерство финансов РФ, финансовые управле­ния органов местного самоуправления, дирекции внебюджет­ных фондов, страховых организаций, финансовые службы пред­приятий, учреждений иорганизаций.

На стадии оперативного управления финансами действует финансовый контроль, который помогает сопоставить факти­ческие результаты использования финансовых ресурсов с пла­новыми, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Финансовый контроль занимает особое место в управлении финансами и требует подробного рассмотрения.

Методы управления финансами:

Экономические:

фискальная политика. Это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры гос. расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста;

финансовое планирование;

координация финансовых ресурсов, на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8840 — | 7650 — или читать все.

Объекты управления финансами

Общее понятие финансов

Основой хозяйственной системы любого уровня является воспроизводственный процесс. Он включает в себя создание, дальнейшее распределение, сбыт и конечное потребление экономических благ. Соблюдение интересов сторон при совершении любого из этапов производства осуществляется с помощью финансовых взаиморасчетов. Можно сказать, что финансы создают однонаправленное движение денежных средств между продавцом и покупателем. Финансы проникают во все сферы жизни общества. С их помощью определяется объем выпуска и потребления, количество и качество сделок купли-продажи, способность государства выполнять свои обязанности и достигать поставленных целей.

Финансы охватывают часть денежных отношений, касающихся формирования, распределения и дальнейшего применения частных резервных фондов и государственного бюджета. Обычно они используются для решения хозяйственных, социальных и, в случае государства, политических нужд. Финансы являются индикатором удовлетворенности спроса, позволяют перераспределять национальный доход и общественный продукт.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для финансовой сферы обращения существуют свои принципы, к которым относят:

  • формирование единства нормативно-правовой и законодательной базы;
  • стандартизация документооборота и обмена информацией;
  • единая направленность налоговой и кредитно-денежной политики;
  • целевое использование финансов;
  • диверсификация источников дохода и размещения денежных средств;
  • поддержание относительного баланса.

Функции финансов реализуются, прежде всего, в распределении дохода, общественного продукта, личных средств домашнего хозяйства или капитала компании. Благодаря финансам можно отследить работу смежных рынков, проанализировать эффективность политического курса, проконтролировать различные сферы жизни общества. Финансы выступают инструментом влияния государства на экономические процессы. С помощью субсидий, госзакупок и налоговой политики власть получает возможность корректировать тенденции в хозяйственной жизни страны, создавать относительно равные социальные условия для большей части населения.

Значимость управления финансами

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Финансовую систему отдельных субъектов хозяйствования или целого государства можно сравнить с кровеносной системой человека. Она охватывает все сферы жизни общества и напрямую влияет на ее состояние. Кроме того, изменение финансового положения одного субъекта моментально сказывается на всех остальных субъектах, вступивших с ним в отношения. На макроэкономическом уровне финансовые кризисы приобрели общемировой масштаб вследствие процессов глобализации и интеграции. Например, кризис 2008 начался на внутреннем рынке США, а затем перекинулся на соседние страны. Постепенно он привел к общему экономическому спаду.

Финансовый менеджмент представляет собой инструмент создания стабильности и поддержания финансовой устойчивости субъекта хозяйствования.

Он включает в себя комплекс мероприятий, направленных на увеличение финансового результата и повышения общей эффективности работы экономической структуры. С его помощью осуществляется управление бюджетом страны, денежными средствами реального сектора, а также личными финансами отдельных индивидов. Финансовый менеджмент решает две задачи:

  • занимается поиском новых источников дохода;
  • диверсифицирует источники размещения денежных средств.

Он включает в себя этапы проведения предварительного анализа, разработку и внедрение плана, включающего в себя стратегические, тактические и оперативные цели. Так же в его сферу деятельности входит организация обратной связи, проведение постоянного мониторинга и контроля, внесение своевременных корректировок. Полученные данные могут быть использованы для оптимизации работы в сфере финансов, а также применяться для управления экономическими и социальными процессами.

Объекты управления финансами

В области финансового обращения, как и в любой другой сфере деятельности, существуют свои субъекты и объекты. К субъектам относят все организации, которые выполняют функцию управления финансовыми процессами.

Объектами финансового управления выступает весь комплекс отношений, складывающихся относительно формирования, распределения и применения резервных фондов частных субъектов или государственного бюджета.

Если говорить о государственной части финансов, то она включает в себя:

  1. Внебюджетные фонды.
  2. Государственный бюджет.
  3. Государственный кредит.

Внебюджетные фонды представляют собой накопления денежных средств силами федеральной и региональной власти. Они используются для целей, не предусмотренных государственным бюджетом. Сами внебюджетные фонды являются самостоятельными организациями, которые имеет строго целевое предназначение. Одним могут заниматься решением социальных вопросов, другие представлять интересы отраслевого и межотраслевого производства.

Государственный бюджет, прежде всего, оплачивает услуги власти. Кроме того, он используется для достижения определенных целей и задач в рамках внутриполитической деятельности. В основе федерального бюджета России, например, лежит прогноз социально-экономического развития государства. То есть, применение государственного бюджета, как правило, следует стратегическому плану.

Государственный кредит описывает ту часть финансовых отношений, которая складывается между исполнительными органами государственной власти и частными субъектами хозяйствования. Он применяется, как один из источников финансирования бюджета. Государство выпускает долговые обязательства, которые продаются на фондовом рынке.

Частные резервные фонды представляют собой совокупность финансовых средств субъектов хозяйствования. В рамках рыночных экономических отношений каждый субъект самостоятельно определяет источники формирования резерва, принципы его распределения и практического применения.

К объектам управления финансами так же относятся личные средства отдельных домашних хозяйств. У человека могут быть сбережения, а также средства, которые используются для удовлетворения собственных потребностей. Индивид самостоятельно определяет принципы использования личных финансовых средств.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector