Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальные должностные лица

Должностные лица местного самоуправления

Определение понятия должностного лица местного самоуправления даёт статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно этой статье должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (см. схему 1).

Должностное лицо местного самоуправления

Лицо выборное
Лицо, заключившее трудовой договор

или

Схема 1.

Если Федеральный закон даёт хотя бы примерный перечень органов местного самоуправления, то в отношении должностных лиц местного самоуправления такой перечень в законе отсутствует. Используя критерии, представленные на схеме 1, можно составить такой перечень на основе анализа шестой главы 131-го закона. При этом понятно, что составленный перечень будет иметь самый общий характер: закон оставляет за муниципальным образованием, его населением и представительным органом право определять номенклатуру необходимых ему должностных лиц местного самоуправления.

Из Федерального закона следует, что в перечень должностных лиц местного самоуправления в безусловном порядке должны быть включены:

— глава муниципального образования – как избранный населением путем прямых выборов, так и избранный на должность решением представительного органа муниципального образования;

— глава местной администрации муниципального образования, заключивший контракт (трудовой договор) на данную должность с представительным органом муниципального образования.

Если на муниципальных выборах избирается, помимо представительного органа и главы муниципального образования, ещё какой-либо орган местного самоуправления и предполагается, что члены этого органа занимают определённое должностное положение, наделяются уставом муниципального образования определёнными исполнительно-распорядительными полномочиями, тогда члены соответствующего органа тоже должны считаться должностными лицами.

На практике получается, что круг таких лиц обычно невелик и это разумно, поскольку такой подход соответствует принципу экономичности местного самоуправления, не перегружает бюджет муниципального образования затратами на содержание большого штата должностных лиц.

Федеральный закон выделяет лишь тех лиц, которые в той или иной форме участвуют в решении вопросов местного значения. Помимо этого, по мнению некоторых авторов[4], должностными лицами являются заместители главы муниципального образования, заместители председателя представительного органа муниципального образования, заместители главы местной администрации, руководители структурных подразделений аппарата представительного органа и местной администрации, другие ответственные сотрудники данных подразделений.

Не считаются должностными лицами местного самоуправления депутаты представительного органа муниципального образования (хотя это и выборные лица), а также сотрудники аппарата муниципальных органов, выполняющие вспомогательные и технические функции. Согласно Уставу города Белгорода не могут быть отнесены к категории должностных лиц работники контрольно-счётной палаты города Белгорода, так как они являются муниципальными служащими.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9248 — | 7446 — или читать все.

Вопрос

Какой статус у заместителя председателя представительного органа муниципального образования? Является ли он должностным лицом местного самоуправления?

Ответ

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, — это депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Учитывая данное определение, к лицам, замещающим муниципальные должности, относятся все депутаты представительного органа муниципального образования, независимо от того, на постоянной или не непостоянной основе они исполняют свои полномочия.

Обращаем внимание, что использованная в данном определении формулировка «действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса» относится исключительно к избирательной комиссии.

Ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ была дополнена новым понятием «депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, – председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования».

Читать еще:  Характеристика государственных и муниципальных предприятий

Учитывая положения ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, заместитель председателя представительного органа муниципального образования является депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования.

Что касается вопроса, является ли заместитель председателя представительного органа муниципального образования должностным лицом местного самоуправления, необходимо отметить следующее.

Должностное лицо местного самоуправления – это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ).

Под определение должностного лица местного самоуправления подпадают глава муниципального образования, глава местной администрации, назначенный по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности, председатель представительного органа муниципального образования. Их заместители, а также иные лица могут являться должностными лицами местного самоуправления, однако только в том случае, когда муниципальными правовыми актами они наделены полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Должностные лица местного самоуправления

Определение понятия должностного лица местного самоуправления даёт статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно этой статье должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Если в предыдущем разделе мы отмечали, что статьёй 34, ч. 1 закон фактически объединяет органы и должностных лиц местного самоуправления, подходя к определению их статуса с позиции функциональности, то последнее приведённое определение позволяет выявить линию разграничения между должностным лицом и органом местного самоуправления.

Отличительные признаки органа местного самоуправления включают в себя:

1) выборность органа местного самоуправления непосредственно населением и (или) образование данного органа представительным органом муниципального образования;

2) наделение органа собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Отличительные признаки должностного лица местного самоуправления включают в себя:

1) выборность должностного лица либо заключение контракта (трудового договора) с должностным лицом;

2) наделение должностного лица исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Таким образом должностное лицо и орган местного самоуправления имеют сходственные признаки – они могут быть избраны на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, но:

— альтернативой для органа местного самоуправления является образование данного органа представительным органом муниципального образования;

— альтернативой для должностного лица местного самоуправления является заключение с ним контракта (трудового договора).

Различается и характер полномочий: орган местного самоуправления наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, тогда как должностное лицо местного самоуправления наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (см. схему 1).

Должностное лицо местного самоуправления

Лицо, заключившее контракт (трудовой договор)

Лицо выборное

или

по решению вопросов местного значения
по организации деятельности органа местного самоуправления

и

(или)

Схема 1.

Федеральный закон (статья 2) особо выделяет категорию выборных должностных лиц местного самоуправления. Согласно Федеральному закону выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделённое собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из данного определения вновь вытекает сходство правового положения выборного должностного лица и органа местного самоуправления. На это сходство указывает и Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 92-О: «Должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления».

Двойственная правовая природа в соответствии с действующим законодательством характерна в первую очередь для выборного должностного лица – главы муниципального образования, который в зависимости от содержания взаимодействия с другими субъектами права, реализует свойства и выборного должностного лица, и органа местного самоуправления (подробнее об этом ниже).

Читать еще:  Формирование местного бюджета управление муниципальной

Установленный законом признак – наделение собственными полномочиями по решению вопросов местного значения – является определяющим в отграничении должностных лиц местного самоуправления от иных его работников. По этой причине не являются должностными лицами местного самоуправления депутаты представительного органа муниципального образования (хотя это и выборные лица), а также муниципальные служащие и иные работники аппарата муниципальных органов, выполняющие вспомогательные и технические функции – они не наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [7].

Если Федеральный закон даёт примерный перечень органов местного самоуправления, то в отношении должностных лиц местного самоуправления такой перечень в законе отсутствует: закон оставляет за муниципальным образованием, его населением и представительным органом право определять номенклатуру необходимых муниципальному образованию должностных лиц.

На практике получается, что круг должностных лиц местного самоуправления обычно невелик и это разумно, поскольку такой подход соответствует принципу экономичности местного самоуправления, не перегружает бюджет муниципального образования затратами на содержание большого штата должностных лиц.

Федеральный закон напрямую выделяет в качестве должностных лиц местного самоуправления лишь тех, кто наделён полномочиями по решению вопросов местного значения. Помимо этого, по мнению некоторых авторов, должностными лицами являются заместители главы муниципального образования, заместители председателя представительного органа муниципального образования, заместители главы местной администрации, руководители структурных подразделений аппарата представительного органа и местной администрации, другие ответственные сотрудники данных подразделений[8].

Здесь должна быть ясность: если в уставе муниципального образования определённо указано, что данные лица наделяются исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, – они входят в состав должностных лиц местного самоуправления, если же такие указания отсутствуют – данные лица не входят в состав рассматриваемой категории.

Согласно Уставу города Белгорода не могут быть отнесены к категории должностных лиц работники контрольно-счётной палаты города Белгорода (они являются муниципальными служащими)[9].

Завершая рассмотрение сравнительных признаков органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, отметим ещё одно важное их различие. Профессор С.А. Авакьян и его коллеги предлагают рассматривать органы местного самоуправления в качестве коллективных субъектов муниципальных правоотношений, а должностное лицо – в качестве индивида, наделённого правовыми актами соответствующими должностными полномочиями по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности муниципального образования[10].

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 563 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Правоведение

Должностные лица местного самоуправления

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Наименования главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Конкретный срок полномочий и наименований главы муниципального образования закрепляется в уставах муниципальных образованиях. В этих уставах установлены самые различные наименования главы муниципального образования: в городах — мэр или глава города; в районах — глава района, глава местного самоуправления; в сельских поселениях — глава поселка, глава сельсовета, староста.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено два варианта порядка выборов главы муниципального образования:

непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования;

Читать еще:  Правовые основы муниципальных финансов

представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Компетенция главы муниципального образования устанавливается в законах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований. Это прежде всего:

представление муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, а также подписания с ними договоров от имени муниципального образования;

внесение проектов решений в представительный орган местного самоуправления;

организация выполнения решений представительного органа местного самоуправления; организация приема граждан, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан;

являясь одновременно главой местной администрации, глава может отклонять акты представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

В уставе муниципального образования, помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией РФ, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают муниципальные нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Система муниципальных правовых актов включает в себя:

  • устав муниципального образования;
  • решения, оформленные в виде актов, принятые на местном референдуме; решения, принятые на сходе граждан; решения представительного органа муниципального образования;
  • распоряжения и приказы главы муниципального образования, распоряжения и приказы главы местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде актов решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector