Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальное управление экономикой

Муниципальное управление экономикой.

Муниципальная экономическая политика — система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчи­ненными по отношению к ним.

Ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объе­мом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и в финансовых средствах.

С одной стороны, низкая платежеспособ­ность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям множество либо бесплатных, либо частично оплачиваемых бюджетных услуг. С другой стороны, му­ниципальные предприятия на сегодня явля­ются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требу­ющих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов.

Основные на­правления муниципальной экономической политики:

— управление муниципальным имуществом;

— финансовая политика — управление муниципальными финансами;

— промышленная политика — взаимодействие с немуниципальными хозяйству­ющими субъектами на территории муниципального образования;

— налоговая, тарифная, ценовая политика; инвестиционная политика;

— управление межмуниципальными и международными экономическими свя­зями муниципальных образований и др.

Экономическая политика муниципального образования может изменяться в зависимости от многих факторов: географического положения, отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа муниципально­го образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий центр, научный центр, культурный центр и т. д.), соци­ально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспо­собной части и т. п. Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации на­правлений и методов экономической политики муниципального образования служит одним из важнейших условий его развития.

Билет 22.

Власть и бизнес

Основные источники формирования муниципальных бюджетов

Миссия и цели управления предприятием

Власть и бизнес.

Характер взаимодействия бизнеса и власти является важным индикатором состояния общества в целом. Отношения между ними влияют на характер власти, стиль и технологии управления. В научных публикациях последних лет широкое распространение получили концепции «слияния» бизнеса с властью и «приватизации власти» крупным капиталом (олигархами).

В 90-е годы в субъектах РФ возникли различные модели взаимодействия бизнеса и власти. Выделяются: модель патронажа, предполагающая административное давление власти на бизнес; модель «приватизации власти», когда власть сосредотачивалась в руках одной группы экономических субъектов, модель подавления, когда власть использовала в отношениях с бизнесом репрессивный аппарат; модель партнерства, в рамках которой представители бизнеса и власти заключали компромисс.

К началу нового столетия в отношениях бизнеса и власти в российских регионах произошли существенные изменения. Они были обоснованы начавшейся политикой рецентрализации России и последовавшим за ней изменением потенциала региональной власти, возросшей политизацией бизнеса, а также появлением на региональном пространстве новых влиятельных игроков.

Однако, централизация не привела к доминированию репрессивных моделей внутри регионов, скорее наоборот, сильные экономические субъекты, объединившись с сильной властью, стали решать свои прагматические задачи еще более последовательно, отказавшись от полного захвата власти одной из сторон.

В субъектах РФ, где между бизнесом и властью устанавливаются партнерские отношения, попадание в слой бизнес-элиты обусловливается, не просто хорошими отношениями с властными фигурами, а успехами собственного бизнеса. Среди наиболее влиятельных лиц в этих регионах можно встретить немало независимых от власти бизнесменов, а списки влиятельных в политике и экономике людей полностью не совпадают.

Власть располагает своими ресурсами влияния, потенциал которых меняется, но не настолько, чтобы перестраивать сложившуюся модель отношений полностью.

Путинское правление привело к тому, что альянсы бизнеса и власти становятся менее стабильными. Можно выделить несколько причин, которые сказываются на качестве взаимодействия экономических и властных факторов региона.

Во-первых, бизнес по своей природе более динамичен, чем власть, которой свойственна инерционность. Он более активно развивается, осваивает новые направления деятельности, явно опережая по этим параметрам власть, и весьма часто это приводит к неудовлетворенности функционированием власти со стороны бизнеса.

Во-вторых, за последние годы выросли новые экономические структуры, которые находятся за пределами существующих альянсов. Возглавляются они молодыми предпринимателями. Это создает проблему возрастного разрыва с губернаторами–тяжеловесами, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами, что не способствует устойчивости альянсов.

В-третьих, нарастают политические амбиции представителей бизнес-сообщества. Если в 90-е годы оно было представлено в политике главным образом директорами предприятий, то сегодня все более определенный интерес к политике проявляют собственники. Об этом убедительно свидетельствуют региональные избирательные кампании последних лет.

В 2000-2004 гг. федеральная власть предприняла шаги, направленные на вытеснение крупного бизнеса из большой политики. Ответом на эти шаги Центра стала миграция крупного бизнеса в политику регионального уровня, где его позиции за последние годы укрепились. Новый этап политического реформирования среди прочих задач ставит целью полное вытеснение бизнеса из политики. Именно эту цель преследует предложенная Кремлем идея назначения губернаторов. При реализации этого сценария в современной России станет неизбежным нарастание внутреннего противоречия между динамично развивающимся бизнесом, осваивающим роль самостоятельного политического фактора, и властью, которая это развитие хочет приостановить. Развитие этого противоречия может иметь крайне негативные последствия для страны в тот момент, когда требуется высокий уровень сплочения бизнеса и власти для решения стоящих перед Россией задач.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8852 — | 8370 — или читать все.

Основы управления муниципальной экономикой и муниципальным хозяйством

Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях. Иногда он употребляется как синоним понятий «муниципальное хозяйство» (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или «местное хозяйство» (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства). Муниципальную экономику можно рассматривать также как часть национальной экономики, раздел экономической науки, учебную дисциплину. С позиций муниципального управления можно использовать следующее определение:.

Муниципальная экономика— это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.

Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и экономическими процессами на территории — важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика — это экономика оказания муниципальных услуг.

Муниципальная экономическая политика — система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.

Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности. Состав этих ресурсов приведен на рис. 3

Рис. 3. Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования

Включение в состав экономических ресурсов муниципального образования имущества и финансовых средств немуниципальных хозяйствующих субъектов, используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управления в муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально—экономическому развитию муниципального образования. Из этого же вытекает и потребность муниципального образования в указанных экономических ресурсах. Чем больше бюджетных услуг оказывают населению органы местного самоуправления, тем больше имущества и финансов им требуется.

Читать еще:  Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создается

Потребность муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими является большинство объектов социальной сферы. Например, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим и бюджетопоглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и в финансовых средствах.

Функции органов местного самоуправления по управлению экономическими ресурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения. Основные из этих функций показаны на рис. 4

Рис.4 Экономические функции местного самоуправления

Структура и порядок деятельности администрации муниципального образования в основном связаны с необходимостью решения задач управления муниципальным хозяйством.

Прежде всего, необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию можно их классифицировать. Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает следующий подход:

1. Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль (и место) того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения выделяются следующие элементы:

— муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

— иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

— органы местного самоуправления.

Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию — функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого — цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности.

Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге от их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

С точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы, можно выделить несколько форм муниципального хозяйства, прежде всего по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.

Коммунальная модель муниципального хозяйства характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины), и основным ресурсом являются налоги население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее «благополучных» странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства, по сравнению с предыдущей, отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга.

Существование той или иной модели зависит от следующих факторов:

— объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством;

— наличие и характер основных ресурсов территории;

— наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях;

В зависимости от этих факторов формируется конкретная форма муниципального хозяйства.

Чем многообразнее и сложнее хозяйство в муниципальном образовании, тем большее значение приобретает комплексная увязка всех отраслей производственного и непроизводственного характера.

Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления.

По своему содержанию деятельность органов местного самоуправления распадается на два направления, поскольку методы деятельности органов местного самоуправления по реализации групповых интересов граждан напрямую связаны с формами организации субъектов хозяйственной деятельности, с которыми вынуждены контактировать в процессе своей деятельности органы местного самоуправления.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

Экономическое муниципальное управление

Понятие и сущность муниципальной экономики

Под муниципальной экономикой понимается совокупность экономических отношений, возникающих в процессе использования ресурсов муниципального образования с целью удовлетворения потребностей населения муниципального образования.

Муниципальное управление экономикой представляет собой одно из важнейших направлений муниципального управления в целом.

Содержание муниципальной экономики состоит в использовании ресурсов муниципального образования для оказания его населению муниципальных услуг.

Читать еще:  Управление муниципальным долгом осуществляется

В состав ресурсов муниципального образования при этом включаются трудовые, природные, финансовые и иные ресурсы, которые находятся на территории или в собственности муниципального образования.

Модели организации муниципального экономического хозяйства

Муниципальное образование испытывает определенные потребности в муниципальном имуществе, наличие которого прямо зависит от его финансового обеспечения.

Муниципальная собственность включает два вида объектов:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • во-первых, бюджетопоглощающие, то есть те, которые не приносят доходы в бюджет, или те, которые расходуют больше средств, чем приносят. К примеру, практически все муниципальные объекты социального назначения (детский сад, финансируемый из бюджета, расходы которого лишь в малой части покрываются взносами родителей);
  • во-вторых, бюджетонаполняющие, то есть те, которые приносят доходы в бюджет. К примеру, сдаваемое в аренду нежилое муниципальное помещение.

При определенных обстоятельствах один вид муниципального учреждения может становиться другим.

Муниципалитет – некоммерческая организация, целью которой не является извлечение прибыли. Однако каждое муниципальное образование стремится к формированию сбалансированного бюджета. Как результат, важнейшей задачей экономического муниципального управления является оптимизация соотношения финансовых ресурсов и бюджетных услуг.

В зависимости от этого различают три модели организации муниципального экономического хозяйства:

  1. Модель коммунального типа, в которой население финансирует собственными силами индивидуальное потребление муниципальных услуг и уплатой налогов потребление общественных услуг. В задачи муниципальных властей входит аккумулирование финансов, необходимых для финансирования общественных нужд, с целью их последующей оплаты. В этом случае участие муниципалитета в хозяйственной деятельности практически сведено к нулю, муниципальная собственность с целью получения доходов не формируется, муниципальная собственность общественного значения формируется в минимальном объеме. В связи с высокой развитостью и конкуренции на рынке муниципальных услуг, муниципальные власти нацелены на выявление наиболее отвечающих потребностям муниципального образования поставщиков. Такой тип модели муниципального экономического хозяйства характерен для экономически развитых стран;
  2. Модель коммунально-рентная, при которой муниципальные власти финансируют общественные потребности муниципального образования и используют его экономические ресурсы. При этой модели потребности в финансах муниципального образования выше, что обусловлено более низким экономическим развитием государства. Недостающие финансовые ресурсы компенсируются не только налогами, но и рентными доходами от муниципальной собственности;
  3. Модель муниципально-рентная, при которой большая часть муниципальных услуг финансируется муниципальными властями. Это увеличивает их потребность в финансовых ресурсах во много раз по сравнению с предыдущими моделями. При данной модели муниципалитет ориентирован на получение всех видов возможных доходов (рента, прибыль, налоги и прочее).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Характеристика содержания муниципальной экономической политики

В состав основных направлений экономического муниципального управления можно включить:

  • осуществление управлениям муниципальной собственностью;
  • формирование и осуществление финансовой политики муниципального образования;
  • формирование и осуществление промышленной политики муниципального образования (координация взаимодействия муниципальных властей с немуниципальными хозяйствующими субъектами);
  • формирование и осуществление налоговой политики;
  • формирование и осуществление тарифной политики;
  • формирование и осуществление ценовой политики;
  • формирование и осуществление инвестиционной политики;
  • координация связей муниципального образования с другими муниципальными образованиями, регионами, зарубежными хозяйствующими субъектами.

Осуществление экономического муниципального управления требует применения определенных методов, которые принято делить на две группы:

  • во-первых, административные – прямое управление, применяемое к хозяйствующим субъектам, находящимся в муниципальной собственности; лицензирование определенных видов деятельности, осуществление квотирования (к примеру, добычи полезных ископаемых);
  • во-вторых, экономические – формирование договорных отношений с хозяйствующими субъектами, не находящимися в муниципальной собственности; формирование муниципального заказа; установление налоговых льгот; установление тарифов и цен; определение величины арендной платы по муниципальным землям и так далее.

Экономическое муниципальное управление находится под влиянием различных факторов, к числу которых относятся:

  1. особенности географического положения муниципального образования;
  2. отраслевая структура поселенческообразующей сферы;
  3. тип муниципального образования;
  4. социально-демографические характеристики населения;
  5. квалификация трудоспособного населения и прочее.

При формировании экономической политики муниципального образования необходимо принимать во внимание все указанные факторы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Муниципальное управление экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 12:15, реферат

Описание работы

Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными
по отношению к ним.
Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности.

Содержание

Введение 3
1.1. Экономические функции местного самоуправления 5
1.2. Муниципальное управление использованием земли 6
1.3. Налоговое, ценовое и тарифное регулирование 11
1.4. Муниципальный заказ. 15
Заключение. 18
Список литературы. 20

Работа содержит 1 файл

Готовый Реферат по гос мун упрOffice Word.doc

Введение

Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях. Иногда он употребляется как синоним понятий «муниципальное хозяйство» (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или «местное хозяйство» (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства).

Муниципальную экономику можно рассматривать также как часть национальной экономики, как раздел экономической науки, как учебную дисциплину.

Каждое из этих значений верно в своем аспекте. С позиций муниципального управления будет использоваться следующее определение.

Муниципальная экономика— это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.

Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и экономическими процессами на территории— важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика — это экономика оказания муниципальных услуг.

Муниципальная экономическая политика — система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества.

Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными

по отношению к ним.

Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности.

Включение в состав экономических ресурсов муниципального образования имущества и финансовых средств немуниципальных хозяйствующих субъектов, используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управления в муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально-экономическому развитию муниципального образования. Из этого же вытекает и потребность муниципального образования в указанных экономических ресурсах. Чем больше бюджетных услуг оказывают населению органы местного самоуправления, тем больше имущества и финансов им требуется.

    1. Экономические функции местного самоуправления

Функции органов местного самоуправления по управлению экономическими ресурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения.

В условиях перехода к рыночной экономике эти функции существенно видоизменились и расширились. Так, местные органы и прежде выполняли функцию экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально экономического развития территории существенно изменились. Инвестиционную деятельность местная власть осуществляла только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в пределах централизованно выделенных ассигнований. Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые функции: управление муниципальным имуществом, налоговое, тарифное, ценовое регулирование, экономическое регулирование предпринимательской деятельности (раньше такая деятельность просто отсутствовала), внешнеэкономическая деятельность.

Читать еще:  Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов

Сводное финансовое планирование развития территории в современных условиях стало на порядок сложнее, так как оно должно учитывать многоканальность формирования и использования финансовых ресурсов территории: прибыль всех хозяйствующих субъектов, платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, централизованные средства, дотации и субвенции, доходы от приватизации, аренды, займов, инвестиционных проектов, внешнеэкономической деятельности и т. п.

1.2. Муниципальное управление использованием земли

и природных ресурсов

Муниципальная собственность на земли поселений

Земля (далее будет идти речь о землях поселений) является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской(сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов.

В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от использования земли (земельный налог и арендная плата) не превышает 4-5 % доходов местных бюджетов.

Управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. .

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя.

Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собственника.

Платность землепользования и цена земли

Использование земли в Российской Федерации является платным и регулируется Федеральным законом «О плате за землю». Формами платы за использование земли являются: земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли, порядок определения которой утверждается Правительством РФ.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной. Органы местного самоуправления имеют право получать арендную плату от муниципальных земель, сдаваемых в аренду, и земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования.

Экономические механизмы землепользования в муниципальных образованиях, могут быть следующими:

• категорирование земель, которое может повлиять на планировку и социально- экономическое развитие территории;

• оценка стоимости земель промышленных предприятий, что может повлиять на себестоимость выпускаемой ими продукции или на размещение предприятия (вновь создаваемого);

• земельные аукционы (дают возможность открытой реализации земель, что приводит к увеличению поступлений в бюджет);

• регулирование цен на рынке муниципальных земельных участков (это позволит привлечь новых инвесторов) и т. д.

Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения. Факторы, влияющие на стоимость земельных участков и размер арендной платы.

Действие рассмотренных факторов зависит от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Например, для земли, используемой для объектов торговли, культуры, банков, гостиниц, важнейшими факторами будут близость к центру города, плотность населения территории и транспортная доступность. Что касается земли, предназначенной для жилой застройки, то здесь важны доступность транспорта, экологическая безопасность, близость к рекреационным зонам; для объектов промышленности и коммунально-складских объектов важными факторами будут инженерно-транспортная обеспеченность и плотность прирельсовой территории.

Политика муниципальной власти в сфере землепользования должна учитывать все многообразие факторов, влияющих на ценность земельных участков. Все земли необходимо использовать в соответствии с их целевым назначением, генеральным планом поселения и проектами планировки и застройки. Анализ соотношения стоимости земельных участков в разных городах показал большие различия в их дифференциации. В одних городах стоимость одного квадратного метра земельного участка в центре города и на не освоенной с точки зрения инфраструктуры окраинной территории различается всего в 4-5 раз; в отдельных городах это различие составляет 50 и более раз. Это значит, что

муниципальная земельная политика не использует предоставленные законодательством возможности, например, для привлечения инвесторов на неосвоенные территории с помощью низкой цены земли и для получения максимума доходов от использования наиболее престижных земельных участков. Как правило, для этой цели используют систему поправочных коэффициентов к цене различных земельных участков. Для определения обоснованных размеров платежей за землю и их дифференциации в первую очередь необходима полная инвентаризация земель. Осуществление муниципальной земельной политики требует от муниципальных образований создания в местных администрациях соответствующих структурных подразделений. Чаще всего их руководители имеют двойное подчинение (органу местного самоуправления и территориальному подразделению федерального органа, ведущего земельный кадастр), осуществляют функции и муниципального

управления и государственного контроля за использованием земель и являются государственными служащими.

Муниципальное регулирование природопользования и недропользования.

Согласно Федеральному закону 2003 г., из прочих природных ресурсов в муниципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты и леса, расположенные в границах населенных пунктов. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами получают плату, в т. ч. в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Какой-либо системы оплаты за пользование водой из закрытых водоемов, находящихся в муниципальной собственности, законом не установлено.

В соответствии с Федеральным законом «О недрах» порядок предоставления недр в пользование для создания объектов местного значения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.

К таким объектам относятся:

• линии коммуникаций для водоснабжения, канализации, энергоснабжения, связи другие объекты, предназначенные для жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий местного значения;

• транспортные сооружения местного значения: путепроводы, подземные переходы и т. д.;

• подземные сооружения глубиной до 5 м: погреба, подвалы и другие виды хранилищ, используемые гражданами для своих нужд (хранение продуктов питания, личного имущества, продукции сельского хозяйства и т. д.), но не предназначенные для использования в производственных и технологических целях.

Обязательными требованиями к условиям недропользования являются: компенсация негативного воздействия объекта на условия водопользования, экологические условия, защита инженерных сооружений, невозможность использования земель в пределах зоны влияния объекта, создание санитарно-защитных зон и организация санитарного контроля в случаях, когда строительство и эксплуатация объекта могут привести к негативным изменениям санитарной обстановки

на окружающей территории. Размеры платежей за пользование недрами определяются федеральными законами. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить защиту прав населения в процессе эксплуатации природных ресурсов.

1.3. Налоговое, ценовое и тарифное регулирование

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector