Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальное регулирование земельных отношений

Муниципальное регулирование земельных отношений

В настоящий момент в России действуют Федеральный закон «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в РФ» и но­вый Земельный кодекс РФ, согласно которым органы местного само­управления могут самостоятельно определять условия использования муниципальных землепользовании, находящихся в границах муници­пального образования, независимо от формы собственности на землю, и должны осуществлять контроль за использованием земель на тер­ритории муниципального образования. Согласно действующему Зе­мельному и Гражданскому кодексам РФ, земельные участки долж­ны использоваться в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием, утвержденным генеральным планом муниципального образования и проектами планировки и застройки, а также «Правилами землепользования и застройки муниципального образования» (ст. 85 ЗК РФ).

Современная муниципальная политика в области регулирования земельных отношений должна обеспечить эффективное использова­ние земель всех форм собственности через систему дифференцирован­ных платежей за землепользование, реально обоснованную систему льгот или адресных дотаций, установление общественных и частных сервитутов, ограничений по использованию и эксплуатации земель­ных участков и др. В настоящий момент большинство администраций муниципальных образований приняли специальные программы по урегулированию земельных отношений на своей территории и созда­ли системы информационного обеспечения управления земельными ресурсами в муниципальном образовании и в регионе (субъекте Фе­дерации). Результатом этого явилось то, что многие города, например Москва, Санкт-Петербург, Пенза, Омск, приняли также специальные положения о порядке сдачи в аренду земельных участков. Кроме того, большинство городов России приняли специальные положения о диф­ференциации ставок арендной платы и земельного налога под наиболее «доходными» объектами (рынки, коммерческие киоски, автостоянки, заправочные станции, места размещения рекламы и др.), что позво­ляет извлекать у землепользователей сверхдоходы в виде различных видов земельной ренты.

Современный рынок муниципальной недвижимости и маркетинг территорий позволяет выделить ряд инструментов муниципальной земельной политики, которые можно представить в следующем виде:

♦ скупка земельных участков (резервирование муниципальных зе­мель);

♦ продажа предприятиям муниципальных земельных участков;

♦ предоставление земельных участков в аренду (краткосрочную аренду на срок до 5-10 лет и долгосрочную аренду на срок до 49 лет);

♦ продажа земельных участков для строительства жилья (индиви­дуальная и многоэтажная жилая застройка);

♦ конкурсный порядок продажи прав на земельные участки (право собственности, право краткосрочной и долгосрочной аренды).

Исходя из этого администрация муниципального образования мо­жет строить свою экономическую политику в области определения размеров платы за пользование земельными ресурсами, где за основу будут браться местоположение земельного участка, наличие инженер­но-технических коммуникаций, обеспеченность транспортной доступ­ности и вид хозяйственной деятельности целевого назначения земель­ного участка. Современная экономическая теория рационального землепользования показывает, что оптимальными размерами плате­жей за землепользование являются такие, когда будет сохранен актив­ный спрос на приобретение прав (приобретение права собственности или права аренды) на земельные участки и у правообладателя будет возможность сохранить свои права в будущем. Определение опти­мальных размеров платежей за землепользование и их дифференциация по оценочным зонам поселения будут зависеть, во-первых, от инвента­ризации земель; во-вторых, от проведения мероприятий по государ­ственному кадастровому учету земель; в-третьих, от проведения земельнооценочных работ на территории муниципального образования, чего во многих муниципальных образованиях не было.

Современное российское законодательство позволяет муници­пальным образованиям проводить гибкую политику в области регу­лирования размеров платежей за землепользование. Современные тенденции развития современных городов и земельного рынка в них показывают, что разница в цене земельного участка в престижной цен­тральной зоне и на окраине (где слабо развита инфраструктура, эколо­гия в неудовлетворительном состоянии) может достигать 10-60 раз. Результатом стало то, что во многих городах устанавливаются диффе­ренцированные цены на приватизируемые земельные участки в му­ниципальных образованиях в зависимости от развития окружающей инфраструктуры, удаленности от центра города и будущего целевого использования земельного участка, а также проводится дифференциациация платежей за землю.

Современное российское федеральное законодательство предостав­ляет большие льготы по плате за землю ряду бюджетных организаций, что дает муниципальным образованиям возможность вводить допол­нительные льготы по оплате за землепользование в пределах плате­жей, поступающих в местный бюджет, или компенсировать платежи в федеральный бюджет. Все это позволяет создать серьезные стимулы для привлечения инвесторов на территорию муниципального образо­вания, организовать благоприятные условия для поощрения развития отдельных градообразующих производств, обеспечивающих функцио­нирование муниципальных образований или выполнение муници­пального заказа. Все это позволило муниципальным образованиям создать структурные подразделения по регулированию земельно-иму­щественных отношений, однако не решило проблемы финансовой са­мостоятельности муниципальных образований, так как по действующе­му законодательству в настоящее время до половины сумм земельного налога и арендной платы за землю передается в вышестоящие бюдже­ты. Это противоречит основам финансовой самостоятельности муни­ципальных образований, так как арендная плата, в отличие от налога, регулируемого государством в качестве обязательного платежа за зем­лепользование, является предметом договорных отношений между арендатором и арендодателем — муниципальным образованием, ос­новным собственником недвижимого имущества — муниципального земельного участка.

Согласно действующему законодательству, на базе сумм земельно­го налога и арендной платы за землю, поступающих в местные бюдже­ты, в финансовых органах муниципальных образований открываются специализированные земельные фонды, средства которых использу­ются целевым назначением на финансирование расходов по землеуст­ройству и другие мероприятия, декларированные действующим законо­дательством, связанные с эксплуатацией и развитием муниципальных землепользовании.

|следующая лекция ==>
Система муниципальных земельных участков|Зарубежный опыт государственного управления землями крупных городов

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 2156 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Государственное регулирование земельных отношений

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 16594 раза

Библиографическое описание:

Дамдын, О. С. Государственное регулирование земельных отношений / О. С. Дамдын. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 1. — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3202/ (дата обращения: 07.04.2020).

Читать еще:  Муниципальная недвижимость это

Государственное регулирование земельных отношений это объективная необходимость, которая предопределена особой многофункциональной ролью земли и ее незаменимостью. Государственное регулирование земельных отношений направленно на организацию рационального использования земли и ее охрану путем установления определенных правил и норм владения, использования и распоряжения земельными ресурсами страны.

Существуют два вида государственного регулирования земельных отношений:


Регулирование государством в качестве суверена, обладающим территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности – здесь применяются методы власти и подчинения, в виде законодательных и иных нормативных актах подлежащих исполнению;

Хозяйственное регулирование – государственные органы действуют как хозяйственные субъекты, то есть предоставляют земельные участки физическим и юридическим лицам, ведут учет, оценку, охрану земель и т.д.

Государственное регулирование земельных отношений ставит перед собой следующие цели:


обеспечение государственных и общественных потребностей и приоритетов развития;

защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

обеспечение безопасности и обороны страны:

рациональное использование земель.

Государственное регулирование земель подразделяется на общее (осуществляемое государственными органами общей и специальной компетенции и распространяющееся на все категории земель и всех субъектов земельных отношений) и отраслевое (осуществляемое министерствами и комитетами и федеральными службами, основываясь на принципе подведомственности предприятий и организаций, которым предоставлены земли во владение и пользование). Существуют следующие принципы земельного законодательства (схема 1 [1, с.81]).

Схема 1. Основные принципы земельного законодательства.

Принцип

Содержание

Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не нанесет ущерба окружающей среде.

Использование и охрана земель должны обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье.

Все прочно связанные объекты с земельными участками следуют их судьбе, за исключением, установленными федеральными законами.

Изъятие земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда (леса первой группы), особо охраняемых природных территорий и других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается федеральными законами.

Любое использование земли осуществляется за плату за исключением, установленным законом.

Правовой режим земель определяется исходя из их функционального назначения (категории) и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законов.

Правовой режим должен учитывать природные, социальные, экономические и иные факторы.

Регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при гарантии каждому гражданину свободно владеть пользоваться и распоряжаться своими земельными участками.

Имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может воздействовать на состояние земель при их использовании и охране.

  1. Земля – основа жизни и деятельности человека

Регулирование земельных отношений осуществляется с учетом земли как:

  • природного охраняемого объекта – части природы;
  • средства производства хозяйственной и иной деятельности;
  • недвижимого имущества;
  • объекта права собственности и иных прав на землю.

  1. Приоритет охраны земли как части окружающей среды и средства производства перед использованием ее как недвижимости

  1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека

  1. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов

  1. Приоритет сохранения особо ценных земель

  1. Платность землепользования земель

  1. Деление земель на категории

  1. Дифференциация правового режима земель

  1. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан

  1. Разграничение государственной собственности на землю

Правовые основы и порядок разграничения устанавливаются федеральными законами о собственности на землю:

  • Российской Федерации;
  • субъектов РФ;
  • муниципальных образований.

  1. Участие граждан и их объединений

Функции государственного регулирования земельных отношений определяются Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом и другими нормативными актами в соответствии с экономическими, социальными требованиями к организации использования и охраны земель:


ведение земельного кадастра;

всеобщность учета всех земель не зависит от форм собственности и использования;

дифференцированность учета земель;

единство методики учета;

проведение землеустроительных работ;

изъятие земель, используемых с нарушениями закона;

принудительный выкуп земель для общественных нужд;

предоставление земель в собственность, аренду, пользование.


Рационального использования земель:


экономическое и налоговое стимулирование;

ответственность за нарушение земельного законодательства;

введение нормативов деятельности на земельных участках;

меры по рекультивации земель;

выделение территорий с особым режимом использования.


в отношении объектов землепользования;

в отношении субъектов земельных отношений;

устранение коллизий и реализации прав и обязанностей землевладельцев.


Контроль за использованием и охраной земель:


проверки, экспертизы проектов использования земель;

мониторинг использования земель;

соблюдение целевого характера использования земель;

предотвращение и пресечение нарушений земельного законодательства.

Функции государственного регулирования земельных отношений различаются между собой субъектами их осуществления, местом и значением в системе регулирования, а также юридическими последствиями:


установление основ федеральной политики по регулированию земельных отношений;

установление ограничений прав собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также их обороноспособности;

государственное управление мониторингом земель, земельным контролем, землеустройством и ведением государственного земельного кадастра;

установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа для государственных и муниципальных нужд;

изъятия для нужд Российской Федерации, в том числе путем выкупа;

разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

иные полномочия по Конституции Российской Федерации, земельному кодексу и федеральным законам;

управление и распоряжение землями федеральной собственности.


Субъекты Российской Федерации:


изъятия, в том числе путем выкупа земель для своих нужд;

разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель в границах субъекта Российской Федерации;

иное полномочие, не отнесенное к Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления;

управление или распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.


Органы местного самоуправления:


изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд;

установление с учетом законов и правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений;

разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;

иные полномочия на решение вопросов использования и охраны земель местного значения;

управление и распоряжение муниципальными земельными участками.

Основными функциями государственного регулирования владения и пользования земельным фондом являются: планирование и прогнозирование использования земель, зонирование земель, распределение и перераспределение земель, ведение государственного земельного кадастра, землеустройство и внутрихозяйственная организация землепользования, мониторинг земель и контроль за правильным их использованием, разрешение земельных споров.

Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. -624 с.

Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 32 с. – (Кодексы и законы России).

Земельный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 112 с. – (Кодексы и законы России).

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Земельные отношения

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Органы, осуществляющие регулирование земельных отношений

Содержание статьи:

Введение

По Конституции РФ (ст.72) задачи, связанные с правом собственности на участки земли, включая их использование и распоряжение, решаются на общероссийском уровне, а также на уровне регионов страны. Поэтому государственное регулирование земельных отношений представляет собой сферу, которой занимаются различные органы власти. Сюда входят исполнительные и законодательные ведомства (федеральные и региональные).

Земельные отношения затрагивают различные аспекты, куда относится оптимальное использование, защита прав собственности граждан и предприятий, контроль над сохранностью ресурсов.

Вопросы, касающиеся природных ресурсов и земли также рассматриваются Земельным Кодексом РФ и различной нормативной документацией, касающейся мелиорации, продажи и купли участков и др.

Какие органы осуществляют регулирование земельных отношений?

Данный вопрос регулируют власти федерального значения и представительства в субъектах страны.

Правительство РФ является исполнительным органом, решения которого выполняются на федеральном уровне и охватывают общие вопросы (решают обширный спектр задач).

Определенные гос. органы федерального значения занимаются специальными вопросами (работают в одном узком направлении).

Федеральные органы:

  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
  • Министерство природных ресурсов.
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
  • Министерство сельского хозяйства.
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.
  • Федеральное агентство лесного хозяйства.
  • Министерство здравоохранения.

Представители федеральных органов законодательной власти:

  1. Государственная Дума.
  2. Совет Федерации.

Исполнительные органы субъектов РФ:

  • Городские и региональные администрации.
  • Отделы контроля над землями, подлежащими повышенной охране.
  • Министерства имущества и природных ресурсов субъекта РФ.
  • Отделы земельных отношений и строительства субъекта РФ.
  • Главные управления лесами субъекта РФ и т.д.

Органы местного самоуправления:

  • Администрации городов, поселков, районов и сел.

Компетенция федеральных представительных и исполнительных органов, осуществляющих регулирование земельных отношений.

  1. Создание и изменение законодательной базы, которая контролирует все вопросы, связанные с землей. Указы, касающиеся данной сферы, подписываются президентом страны. Данные акты действуют на территории РФ. Госдума утверждает законы, а правительство издает постановления и другие подзаконные акты.
  2. Расчет налоговой ставки на землю, включая плату за аренду и нормативную стоимость земельных участков. В РФ действуют общие основания, по которым осуществляется оплата за пользование землей.
  3. Создание специальных программ, которые помогают оптимально использовать природные ресурсы и производить их охрану. Сюда относится контроль над исполнением разработанных схем и программ.
  4. Создание границ и правовых норм для территорий, требующих особой охраны.
  5. Внедрение принципов кадастра земли, отслеживание и организация использования земельных участков.
  6. Введение единого порядка, по которому государство осуществляет контроль над использованием земли.
  7. Создание методов, по которым охраняется имущественное право на участки, а также их использование.

Компетенция представительных и исполнительных органов субъектов РФ, осуществляющих регулирование земельных отношений.

  • Создание и подписание нормативных документов, которые не противоречат действующему законодательству и позволяют регулировать данную сферу.
  • Создание границ и правовых норм для территорий, требующих особой охраны в пределах определенного региона.
  • Аннулирование законодательных актов, принятых местными органами, которые противоречат действующему законодательству.
  • Внедрение норм, по которым предоставляются земельные участки.
  • Определение/изменение границ для районов в рамках субъекта страны.
  • Определение/изменение границ города или поселка, включая работу с генеральными планами для городов и поселков, которые располагаются в данном округе, области, крае или республики.
  • Определение фиксированной величины налога на землю, включая коэффициенты по отношению к номинальной стоимости земли. Осуществление контроля над взиманием данного налога.
  • Внедрение метода, за счет которого возможно изменить целевое назначение территорий, а также их включение или исключение из какой-либо категории.
  • Внедрение программ оптимального использования ресурсов, действующих в определенном регионе, включая охранные мероприятия.
  • Отчуждение земель для потребностей государства или муниципалитета.
  • Введение налоговых льгот на землю.
  • Работы, касающиеся кадастра земли, контролирования и отслеживания того, как используются и охраняются территории.

Компетенция органов местного самоуправления

Список обязанностей местных властей в сфере земельных отношений установлен в ФЗ №131, ст.6. Однако указанный закон можно рассматривать только как основу, поскольку здесь приведен неполный перечень. Многие дополнительные аспекты можно найти в правительственных постановлениях, уставах и решениях, разработанных муниципальными властями.

  1. Право осуществлять владение, использовать и решать судьбу различных форм собственности, если они находятся в подчинении муниципалитета.
  2. Планирование и принятие местного бюджета, введение величины налогов.
  3. Контроль над использованием водных ресурсов, добычей полезных ископаемых, строительных недр, предназначенных для возведения различных конструкций под землей.
  4. Переход в собственность, предоставление земли в пользование (касается физических лиц и организаций).
  5. Регистрация прав собственников на участки.
  6. Отчуждение земли в пользу государства или муниципалитета.
  7. Разработка норм, по которым осуществляется использование территорий, а также контролирование их надлежащего использования.
  8. Работы касательно надзора, планирования, реализации проектов, по которым осуществляется застройка муниципалитетов.
  9. Расчет платы за земельные участки, ставок платы за аренду земли, установление налоговых льгот на землю для определенных категорий граждан.
  10. Сбор платы за земельные участки.
  11. Корректировка нормативов по стоимости земли согласно актуальному законодательству.
  12. Решение спорных ситуаций, касающихся земельных участков.
  13. Защита прав на землю, включая право пользоваться ею.

Заключение

  1. Регулирование земельных отношений – это область, федеральных, региональных и местных органов власти.
  2. Цели и формы регулирования указаны в Конституции РФ, Земельном Кодексе и других законах.
  3. За правовое регулирование данной сферы отвечают ведомства исполнительной и законодательной власти.
  4. Особенностиконтроля земельных отношений в рамках определенного региона прописываются в различных правовых актах, издаваемых субъектами РФ.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по органам, осуществляющим регулирование земельных отношений

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Владимир. Какова роль Правительства Москвы в регулировании земельных отношений?

Ответ: Здравствуйте, Владимир. Согласно Закону Московской области №23/96-ОЗ от 07.06.1996 г., Правительство Москвы наделяется следующими полномочиями:

  • Подписание правовых актов касательно предоставления земли гражданам и организациям, управления землей, которая является федеральной собственностью.
  • Изменение категории земли.
  • Изъятие земли при ненадлежащем ее использовании.
  • Проведение торгов с целью продажи земли, заключение аренды.
  • Включение/исключение территорий из границ городов и поселков.

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений

Информация об изменениях:

Статья 5 изменена с 12 октября 2019 г. — Закон Тамбовской области от 30 сентября 2019 г. N 387-З

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области в сфере регулирования земельных отношений относятся:

управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования;

предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством;

установление порядка определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов;

установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов;

установление порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;

установление порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;

установление льгот по взиманию арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в пределах сумм, поступающих в местный бюджет;

установление публичных сервитутов в интересах муниципального образования;

установление налоговых льгот по земельному налогу, оснований и порядка их применения;

установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков предоставляемых гражданам в собственность, из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, для ведения личного подсобного хозяйства;

предоставление на основании вступивших в законную силу судебных решений земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, относящихся к муниципальной собственности района, в собственность гражданам при отсутствии возможности выдела земельного участка в счет земельных долей из исходного земельного участка сельскохозяйственного назначения в границах бывших колхозов и совхозов, а также гражданам, пропущенным в списках лиц, имевших право на получение земельной доли при реорганизации колхозов и совхозов;

принятие в муниципальную собственность земельных участков, предложенных к передаче из федеральной собственности, земельных участков, находящихся в государственной собственности Тамбовской области, и передача земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в федеральную собственность, в государственную собственность Тамбовской области, в собственность других муниципальных образований в соответствии с федеральным и областным законодательством;

перевод земель из одной категории в другую в пределах полномочий, установленных федеральным и областным законодательством;

резервирование земель, а также изъятие земельных участков для муниципальных нужд;

утверждение правил землепользования и застройки;

подготовка документов по изменению границ муниципальных образований и населенных пунктов в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;

утверждение землеустроительной документации в пределах полномочий, установленных федеральным и областным законодательством;

осуществление муниципального земельного контроля;

разработка, утверждение и выполнение муниципальных программ по использованию земель, повышению плодородия почв, финансируемых за счет средств местного бюджета;

иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством.

>
Государственная собственность Тамбовской области на землю
Содержание
Закон Тамбовской области от 5 декабря 2007 г. N 316-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector