Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальное бюджетное регулирование

Бюджетное регулирование: понятие и методы.

Бюджетное регулирование – это ежегодное перераспределение бюджетных ресурсов между различными звеньями бюджетной системы с целью достижения сбалансированности, происходящее на стадии планирования, утверждения и использования бюджета.

Бюджетное регулирование осуществляется следующими методами:

1) блокирование – временная приостановка финансирования по отдельным статьям расходов бюджета;

2) бюджетные трансферты – средства, передаваемые из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе;

3) бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из одного бюджета в другой на возвратной основе;

4) государственные заимствования – привлечение государственных займов (кредитов), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь. Различают внешние государственные займы (привлекаются от нерезидентов Республики Беларусь) и внутренние государственные займы (привлекаются от резидентов Республики Беларусь;

5) межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой на безвозвратной и безвозмездной основе в форме дотаций, субвенций и межбюджетных трансфертов;

6) дотация – межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета;

7) субвенция – межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов;

8) наличие собственных доходов – зачисляются полностью или частично в бюджет на постоянной основе;

9) регулирующие доходы – доходы, которые полностью или частично могут передаваться в другие бюджеты.

Понятие и виды государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

Государственные целевые бюджетные фонды – это фонды денежных средств, которые образуются в составе бюджета за счет доходов целевого назначения либо в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используются по строго-целевому назначению. К ним относятся:

1. Республиканский фонд охраны природы;

2. Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

3. Инновационный фонд и др.

Государственные целевые внебюджетные фонды – это составная часть государственных финансовых средств, которая представляет собой совокупность ресурсов, используемых на строго-указанные цели. К ним относятся:

1. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

2. Фонд гражданской авиации;

3. Фонд Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

4. Фонд стабилизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9293 — | 7865 — или читать все.

Бюджетное регулирование как инструмент бюджетно-налоговой политики субъектов федерации

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 1013 раз

Библиографическое описание:

Дуплинская, Е. Б. Бюджетное регулирование как инструмент бюджетно-налоговой политики субъектов федерации / Е. Б. Дуплинская. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/12/997/ (дата обращения: 07.04.2020).

Основная задача реализации бюджетно-налоговой политики на уровне субъектов Федерации заключается в обеспечении стабильных условий для формирования доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы и эффективном распределении бюджетных ресурсов.

Бюджетное регулирование означает принятие мер вышестоящих органов государственной власти по выравниванию доходов бюджетов нижестоящих уровне бюджетной системы, отстающих в своем социально-экономическом развитии.

Механизм бюджетного регулирования – это совокупность методов, инструментов, финансовых технологий и правил, посредством которых государственные и иные уполномоченные институты и органы управления воздействуют на процессы формирования и использования бюджетных фондов для достижения целей, определенных социально-экономической политикой государства.[1] Через этот механизм осуществляется выполнение региональными органами власти и органами местного самоуправления своих представительных и исполнительских полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.[2]

В России основными инструментами бюджетного регулирования на уровне субъектов Федерации являются:

— установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет;

— предоставление местным бюджетам дотаций на выравнивание их бюджетной обеспеченности через фонды финансовой поддержки, а также целевой финансовой помощи в форме субсидий и субвенций на исполнение делегированных полномочий через специальные фонды.

из Фонда финансовой

муниципальных районов (городских округов)

из Фонда компенсаций

из Фонда софинансирования расходов

Рис. 1 –Методы бюджетного регулирования субъектов Федерации

В действующем Бюджетном Кодексе РФ (БК РФ) выде­ляются следующие формы межбюд­жетных трансфертов:

-дотации (на выравнивание бюджет­ной обеспеченности субъектов Федерации, муниципаль­ных районов (городских округов), поселений);

-субвенции (из фондов компенсаций, субвенции бюджетам автоном­ных округов, входящих в состав сложносоставных субъек­тов Российской Федерации);

-субсидии из фондов софинансирования расходов, субсидии, перечисляемые из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуници­пального характера, субсидии, перечисляемые в бюдже­ты субъектов Федерации для формирования региональ­ных фондов финансовой поддержки поселений и регио­нальных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

В соответ­ствии со ст. 6 БК РФ, вступившей в силу с 1 января 2008 г., дота­ции определены как межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной ос­нове без установления направлений и (или) условий их использования. Таким образом, дотациям присущи следующие особенности:

— заранее не определены направления расходования средств;

— софинансирование не предполагается.

До 1 января 2008 г. субвенции предоставлялись как бюджетам бюджетной системы РФ, так и юридическим, физическим лицам. Теперь к ним относят «бюджетные ас­сигнования, которые подлежат передачи исключительно в порядке межбюджетных отношений в целях финансового обеспечения исполнения переданных государственных полномочий». Субвенции могут быть предоставлены исключительно в форме межбюджетных транс­фертов из фондов компенсаций.

Сущность субсидии сводится к предоставлению бюджетных ассигнований «из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на основе долевого финансирования целевых расходов». Соглас­но положениям вышеуказанных статей 132 и 139 БК РФ «в составе фонда софинансиро­вания (федерального и регионального) могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на вы­равнивание обеспеченности муниципальных образова­ний по реализации ими их отдельных расходных обяза­тельств». Субсидии могут предоставляться из фонда софи­нансирования.

Установление нормативов отчислений от налогов позволяет органам власти субъектов Федерации обеспечить местные бюджеты собственными (нецелевыми) доходами. Наряду с отчислениями от налогов, методом бюджетного регулирования являются межбюджетные трансферты.

Установление нормативов налоговых отчислений в местные бюджеты применяется взамен предоставления дотаций.

Закрепленные Бюджетным кодексом РФ за местными бюджетами

нормативы отчислений от налоговых доходов, %

Бюджетное регулирование

Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использование регулирующих доходов.
Собственные доходы – виды доходов закрепленные, на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами, законодательством РФ.
Регулирующие доходы – совокупность денежных средств передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы ниже стоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов зачисляемые в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений устанавливаемых при утверждении выше стоящего бюджета.

Инструменты бюджетного регулирования
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Нормативно-долевая дотация (трансферт) – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов или фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации, исходя из утверждаемых законами об этих бюджетах долях (процентах) субъектов Федерации или муниципальных образований в указанных фондах.
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов
Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетная классификация
Бюджетная классификация – группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источником финансирования дефицита в этих бюджетах с присвоением объектом классификации группировочных кодов.
Согласно бюджетному кодексу РФ бюджетная классификация включает:
классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ.
классификация доходов РФ.
классификация расходов бюджета РФ.
классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов.

Федеральный бюджет
В доходы федерального бюджета зачисляются:
Налоговые доходы федерального бюджета, кроме передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы;
Полностью собственные неналоговые доходы;
Доходы субъектов РФ, предназначенные для целевого финансирования централизованных мероприятий.

К налоговым доходам относятся:
Федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством
Таможенные пошлины

К неналоговым доходам относятся:
Доход от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доход от платных услуг, оказываемых органами государственной власти;
Доход от продажи имущества;
Часть прибыли унитарных предприятий;
Прибыль Банка России
Прибыль от внешнеэкономической деятельности;
Доход от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы бюджета.
Один из важнейших признаков классификации расходов – это финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов:
Содержание органов государственной власти РФ;
Осуществление экономической деятельности РФ;
Оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство;
Финансирование фундаментальной науки;
Образование государственных финансовых резервов;
Погашение и обслуживание государственного долга РФ.

За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы:
На социально-культурные мероприятия и науку;
Развитие экономики;
Правоохранительную деятельность.

Также выделяют текущие расходы и расходы капитального характера. К текущим относятся:
Содержание органов государственной власти и управления;
Содержание правоохранительных органов;
Текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
Отдельные компенсационные расходы по отраслям хозяйства;
Проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу;
Бюджетные ссуды на текущие расходы

К расходам капитального характера относятся:
Новое строительство;
Развитие объектов государственной и муниципальной собственности;
Реконструкция и т.д.

Бюджетный дефицит и методы его финансирования.
Дефицит бюджета – категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.
Выделяют следующие проблемы отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов:
Кризисные явления в экономике;
Чрезвычайные обстоятельства;
Милитаризация экономики в мирное время;
Осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;
Чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП.

Бюджетное регулирование

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

В наше время структура бюджетного регулирования экономики страны занимает ступень на уровне постоянного реформирования. Данному процессу крайне важно наличие разработанных планов в теории, где должны быть определены соответствующие действия, способные совершенствовать всю систему бюджетного регулирования. Помимо этого необходимо практическое применение подобных разработок с последующим эффективным развитием.

Главным критерием бюджетного регулирования в Российской Федерации во всей области правового законодательства, а также как экономического элемента служит его целостность. Ни в коем случае нельзя выделять какую-либо часть бюджета и ставить ее выше остальных – это действие может полностью искривить смысл работы бюджетной системы. Каждый элемент системы бюджетирования играет свою конкретную роль, и является ценным элементом, который нельзя исключать из общей структуры денежного контроля и регулирования при осуществлении главных функций и задач бюджета.

Правда, сегодня большее внимание уделяется федеральному бюджету и его потребностям. Это связано с тем, что в последнее время обострилась ситуация в области политики и научных разработок. На втором месте по значимости стоят бюджеты регионального уровня и фонды финансовой поддержки.

Бюджетное регулирование представляет собой целостную систему разработок, которые сосредоточены на исполнение финансового баланса и поддержания стабильности в Российской Федерации. Его оперативность и производительность напрямую зависят от научной, методической и юридической составляющей, которая находится в распоряжении государства.

Огромную роль в данном процессе играет способность учитывать заслуги в зарубежных практических разработках, эффективность методов работы, а также успешная оптимизация в вопросах социальной и экономической стабильности в рассматриваемой стране. Понятие «бюджетное регулирование» является достаточно сложной экономической областью.

Общие проблемы характеризуются тем, что в последние годы региональные государственные органы государства принимают все больше обязательств и прав, правда, без принятия решения об увеличении размера финансовой поддержки. В связи с этим регулирование и контроль финансовой обеспеченности регионов страны является одним из главных направлений для дальнейшего рассмотрения в сфере экономической стабильности и финансовой состоятельности, основываясь на федеративных и демократических постулатах.

Задачи

Бюджетное регулирование, как было сказано выше, представляет собой некие разработки, которые направлены на улучшение финансового состояния всех субъектов страны. Должен быть разработан соответствующий баланс, где будут подробно описаны все доходы и расходы для каждого элемента финансирования.

Основываясь на целях и задачах системы бюджетирования, бюджетное регулирование Российской Федерации должно:

  • закреплять конкретные принципы и задачи при создании и производственной деятельности денежной составляющей государства;
  • разделять налоговые поступления от других;
  • равнозначно распределять денежные средства, которые были получены при сборе налогов, пошлин, вложений и т.д., среди разных элементов системы финансирования страны;
  • распределять полномочия по распределению расходной части бюджета;
  • определять основные задачи и принципы при создании и рассмотрении бюджетной системы на разных уровнях. Здесь должен осуществляться принцип обязательного утверждения и реализации системы доходов и расходов, а также должны приниматься отчетные документы по всем передвижениям бюджета;
  • определять главные задачи при создании доходной и расходной части бюджета;
  • устанавливать базу для реализации долгового обязательства в сфере муниципалитетов с последующим контролем;
  • определять правила и нормы при разработке проектов дохода и расхода федерального бюджета с последующим подтверждением, реализацией, обеспечением контроля и отчетной документации.

Стороны бюджетного регулирования

Главенствующим законодательным документом в области финансирования служит Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

Согласно ему, сторонами бюджетного регулирования будут являться:

  1. главнокомандующий страны (президент);
  2. структуры законодательной и исполнительной власти;
  3. органы, обеспечивающие денежный и кредитный контроль;
  4. финансовые структуры;
  5. государственные фонды, обеспечивающиеся средствами вне бюджета;
  6. главные приобретатели и руководители;
  7. остальные государственные органы, обязанностями которых является поддержание финансовой, налоговой и другой направленности государства.

Методы бюджетного регулирования

Существует несколько методов распределения бюджетного регулирования: косвенные и прямые. Косвенные определяются:

  • налоговой политикой, которая характеризуется определением ставок и льготных позиций;
  • амортизационной политикой, которая определяет нормативные списания, пересмотр отчисляемых позиций и последующим ускорением данного процесса;
  • кредитной политикой, которая регулирует действующие кредитные ставки на основаниях Центрального Банка Российской Федерации, а также определяет и изменяет минимум денежных запасов, хранящихся в главном банке страны;
  • таможенной политикой, которая своевременно вводит пошлины.

Прямые методы бюджетного регулирования представляют собой процесс вкладывания инвестиций в бюджет. Помимо этого, реализуются некоторые методы для влияния на процесс производства в стране. К примеру, создаются заказы на реализацию рабочей деятельности, производство товаров, оформление лицензии и т.д. Согласно бюджетному регулированию страна имеет полноценное право управлять организациями, имеющими смешанный тип управления, где она является акционером.

Роль стороны бюджетного регулирования также могут играть муниципальные организации, компании, поддерживаемые государством, кредитные предприятия и т.д.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации говорит о том, что должны соблюдаться установленные мероприятия в процессе распределения денежных средств. Сначала должны разделиться все существующая расходная часть бюджета по конкретным элементам бюджетирования.

Например, известно, что работа судебных организаций поддерживается федеральным бюджетом, а сфера полиции финансируется региональным бюджетом. Одновременно, вся доходная часть бюджета распределяется в разные области по регионам страны.

Профицит и дефицит

Как и в любой сфере бюджетирования бюджетное регулирование также подвержено таким понятиям как «профицит» и «дефицит». Профицит – это ситуация, когда величина доходной части превышает расходную (что встречается крайне редко), а дефицит представляет собой ситуацию наоборот: когда расходы превышают доходы. Профицит означает положительное развитие государства, указывает на его финансовую состоятельность.

Когда разрабатываются проекты, предусматривающие распределение бюджета, составляется определенный отчет, где должны быть указаны все позиции по предварительным доходам и расходам. В случае, когда доход превышает расход, то проблем не бывает, и можно немного расширить круг затрат, не превышая установленных норм. Неприятности возникают в тех случаях, когда наблюдается превышение расходов над доходами. Выхода из данной ситуации два:

  • уменьшить затратную часть и увеличить поступление денежных средств посредством налогов, сборов и пошлин. Стоит сразу отметить, что увеличение налоговых сборов приведет к нестабильной ситуации в стране, поскольку жители будут крайне недовольны подобным решением;
  • взять кредит на погашение долгов. Вариант неплохой, но долг впоследствии нужно будет возвращать с процентами, что также не является положительным аспектом для развития.

Основываясь на вышесказанном, самым эффективным вариантом устранения дефицита будет служить уменьшение затратной части. Правда, ситуация в регионах страны оценивается немного по-другому: средства выделяются из бюджета в определенном количестве, и главы регионов должны их эффективно распределять. Но, как показывает практика, этих средств практически всегда бывает недостаточно, поэтому в регионах всегда наблюдается дефицит бюджета.

Читать еще:  Методы разграничения государственных и муниципальных доходов
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector