Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Местный бюджет муниципального образования это

Местный бюджет — что это такое простыми словами

Местный бюджет – это элемент в бюджетной системе государства, основное предназначение которого заключается в обеспечении финансовой реализации функционирования органов местной власти, осуществляемой самими гражданами через избранные представительные органы. Для того, чтобы выполнять функции местной представительной и исполнительной власти, они наделяются бюджетными правами (имущественными и финансовыми).

Понятие «бюджет» в переводе со старонормандского значит «сумка, кошель, кожаный мешок», и является схемой расходов и доходов какого-либо лица (семьи, предприятия, страны), которая устанавливается на определённый промежуток времени, чаще всего на год. Местные бюджеты являются основными каналами, помогающими довести до населения конечные результаты производства. С их помощью общественные фонды распределяют средства определённым слоям населения и финансируют развитие производства.

Основные задачи

Местные бюджеты осуществляют общегосударственные экономические и социальные задачи, так как занимаются распределением средств на развитие и содержание социальной инфраструктуры страны. Формируются неналоговыми и налоговыми доходами, в том числе ассигнованиями, поступающими для осуществления определённых государственных полномочий.

Основные задачи, которые выполняет местный бюджет:

  1. Формировать денежные доходы, которые финансово обеспечат бесперебойную деятельность местной власти.
  2. Соразмерно распределять финансовые средства фондов по разным отраслям народного хозяйства.
  3. Чётко контролировать хозяйственную и финансовую деятельность всех организаций, подведомственных органам региональной власти.

В основу распределения денежных ресурсов госбюджета по частям бюджетной системы РФ заложен принцип самостоятельности городских бюджетов и их финансовая поддержка государством.

Формирование

Формирование, утверждение и исполнение бюджетов, а также контроль за пополнением осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с нормами законодательства. Бюджетные средства любого уровня формируются налоговыми и неналоговыми доходами. Неналоговыми формами доходов являются:

  • прибыль от пользования имуществом, находящимся в собственности государства;
  • прибыль от оказываемых бюджетными организациями платных услуг;
  • отчисления, финансирующие осуществление полномочий, которые переданы государством органам местной власти;
  • выделения, финансирующие реализацию федерального законодательства и законодательства субъектов РФ;
  • ассигнования, компенсирующие дополнительные траты, возникшие в результате деятельности органов государственной власти, которые увеличили расходы или уменьшили доходы муниципальных образований;
  • прочие неналоговые доходы, поступающие в соответствии с нормативами, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, а также на основании правовых актов местных органов самоуправления.

Налоговые доходы включают:

Вид доходаСостав
Сборы и налогиВ собственные доходы входят следующие налоги:

  • Земельный;
  • На имущество физических лиц;
  • На рекламу;
  • На дарение или наследство;
  • Лицензионные сборы.
Прибыль от приватизации
  • От приватизированных объектов муниципальной и государственной собственности;
  • От продажи квартир населению;
  • От продажи земли;
Отчисления от фондов и налоговГлавными регулирующими доходами являются следующие отчисления:

  • Отраслевых и внебюджетных фондов;
  • Обязательной медицинской страховки;
  • От подоходных налогов физических лиц;
  • От налога на добавленную стоимость;
  • От налога на прибыль предприятий;
  • От акцизов.

Основное направление использования местных бюджетных средств – покрыть расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

Расходы

Расходы местного бюджета зависят от плана и направленности экономического и социального развития конкретного региона страны. На основании существующего Бюджетного кодекса РФ исключительно из муниципального бюджета осуществляется финансирование множества функциональных статей расходов, подразумевающих следующие действия:

  • содержание органов местной власти;
  • формирование собственности государства и эффективное управление ею;
  • организация, развитие и содержание учреждений здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, средств массовой информации и прочих учреждений, являющихся муниципальной собственностью;
  • содержание органов, охраняющих общественный порядок;
  • организация, содержание, развитие и осуществление контроля за муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством;
  • осуществление дорожного строительства, содержание дорог регионального значения в надлежащем виде;
  • озеленение и благоустройство территорий, принадлежащих государству;
  • своевременный вывоз, утилизация и переработка бытового мусора;
  • содержание кладбищ, находящихся в ведении городских органов власти;
  • организация транспортного обслуживания граждан и государственных предприятий;
  • осуществление противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей среды в рамках муниципального образования;
  • реализация целевых программ, которые принимают органы местной власти;
  • обслуживание и своевременное погашение муниципальных долгов;
  • направление денежных средств на дотации для граждан;
  • содержание государственных городских архивов;
  • проведение городских референдумов и региональных выборов.

Следует обратить внимание, что главное направление при использовании средств бюджетных средств составляют траты, обеспечивающие безопасность и благосостояние населения муниципального образования. Значительная часть всех расходов идёт, прежде всего, на социально-культурные мероприятия:

  1. Здравоохранение.
  2. Жилищно-коммунальную сферу.
  3. Образование.
  4. Спорт.
  5. Культуру и пр.

Часто с понятием местный бюджет используют понятие консолидированный муниципальный бюджет, который является сводом бюджетов всех уровней конкретного региона, используемый при анализе, прогнозах и расчётах и включающий городской бюджет, и бюджеты поселений.

Местные бюджеты классифицируются по следующим основным признакам:

  • цели и содержанию деятельности;
  • срокам.

По содержанию деятельности выделяется два вида:

  1. Текущий, представляющий совокупность трат и доходов органов местного самоуправления, которыми обеспечиваются первостепенные нужды муниципального образования. Прежде всего, сюда включаются расходы по финансированию постоянно функционирующих хозяйствующих объектов. Иными словами, это средства, направленные на поддержание деятельности городского хозяйства.
  2. Инвестиционный, включающий в себя расходы и доходы, имеющие направленность на развитие и совершенствование городского хозяйства.

Эта классификация довольно условная, так как средства часто переходят из одного в другой бюджет, но крайне важная, так как способствует выделению и чёткому определению целей и задач муниципального хозяйства, а также чёткому планированию его перспектив. Без классификации на эти основные группы будет невозможно осуществлять финансовое планирование и строить структуру самого муниципального образования.

Читать еще:  Местный бюджет муниципального образования

По целям деятельности, которую осуществляют местные органы самоуправления, бюджеты разделяются на следующие виды:

  • имеющие направленность на реализацию собственных полномочий местных органов власти;
  • исполняющие государственные полномочия, делегированные государством региональным органам власти на основании законодательства.

Кроме того, существует три вида бюджетов, которые выделяют по срокам планирования финансовой деятельности:

  1. Краткосрочные (1 год).
  2. Среднесрочные (3 года)
  3. Долгосрочные (больше 5 лет).

Классическим вариантом является годовой (краткосрочный) бюджет, однако финансовое планирование на более длительную перспективу также целесообразно, так как без него сложно обеспечить комплексное развитие городского хозяйства.

Вышеописанные классификации считаются условными и не применяются в чистом виде. Сам бюджет является комплексным документом, включающим несколько элементов перечисленных вариаций. Но классификация помогает более грамотному построению бюджетной структуры, формированию бюджетных средств и планированию деятельности муниципального образования.

Понятие и виды местных бюджетов

33.2. Виды местных бюджетов

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты, в том числе:
    • бюджеты муниципальных районов,
    • бюджеты городских округов,
    • бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга,
    • бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

С точки зрения содержания деятельности местный бюджет подразделяется:

  • на текущий бюджет (в приложении к местному бюджету) — совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды, функционирование муниципального хозяйства (прежде всего, сюда относятся расходы по финансированию постоянно действующих хозяйственных структур местного самоуправления);
  • бюджет развития — совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие муниципального образования; делится на долгосрочный (стратегический), среднесрочный (тактический) и краткосрочный (оперативный). Содержание деятельности по планированию в каждом из этих видов бюджета развития представлено в табл. 32.1.

Формирование и исполнение местного бюджета затрагивает бюджеты физических лиц, предприятий и организаций, расположенных на данной территории, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности (в виде перечисления местных налогов и сборов, социальных расходов и пр.). Согласно законодательству, эти бюджеты не входят в бюджетную систему Российской Федерации, но их участие определяет структуру местного бюджета.

Предложенная классификация, несмотря на ее условность (на практике средства могут переходить из одного бюджета в другой), тем не менее крайне важна, потому что позволяет выделить и более четко определить цели и задачи муниципального хозяйства, планировать его перспективу. Без разделения бюджета на эти две важнейшие группы (текущий бюджет и бюджет развития) невозможно сколько-нибудь серьезное финансовое планирование и построение структуры самого муниципального хозяйства.

В зависимости от полномочий органов местного самоуправления можно выделить также два вида местного бюджета:

  1. направляемый на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления;
  2. направляемый на исполнение государственных полномочий, которые делегированы органами государственной власти органам местного самоуправления на основе закона.

Такое разделение обусловлено тем, что порядок расходования средств, выделенных на исполнение государственных полномочий, определяется органом, их передавшим, и, следовательно, может быть отличным от порядка расходования собственных средств местного бюджета.

Приведенные выше классификации местных бюджетов, естественно, не могут применяться в чистом виде, потому что бюджет сам по себе — это комплексный документ, включающий элементы всех перечисленных выше видов бюджетов. Однако эти классификации дают возможность более грамотно построить структуру бюджета, а также сам процесс составления бюджета и финансового планирования деятельности муниципального образования.

Структура бюджета — это направления расходования средств и их источники, т.е. статьи расходов и доходов. Поскольку бюджет — это документ, отражающий реальные цели и задачи данного муниципального образования, выбор его структуры зависит от конкретной ситуации и задач анализа.

Местный бюджет как финансовая основа местного самоуправления

Местный бюджет как финансовая основа местного самоуправления.

Местное самоуправление играет важную роль в социально-экономическом развитии всего государства, являясь одной из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейшим структурным элементом устройства власти в РФ.

Экономической базой местного самоуправления является муниципальная собственность, а финансовой основной – местный бюджет наряду с внебюджетными средствами.

Местный бюджет – это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Образование и использование местных бюджетов регламентируется законодательно – для этих целей существует нормативно-правовая база, включающая документы трёх уровней :

1) федерального (Конституция РФ, , Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ , Федеральный закон № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральный закон № 126 от 25.09.97г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»); 2) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; 3) нормативные правовые акты, принимаемые системой местного самоуправления.

Читать еще:  Государственный и муниципальный долг его классификация

Структуру местного бюджета образуют доходная и расходная части.

Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления источников доходов на долговременной основе федеральными законами и законами субъектов РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. При этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов власти (государственной, субъектов РФ и местного самоуправления) (ст. 6 БК РФ) 1 . Доходная часть местных бюджетов включает в себя собственные доходы и поступления от регулирующих доходов, а также состоит из финансовой помощи в различных формах (например, субвенции,) и средств по взаимным расчетам ( это есть средства бюджетного регулирования) 2 .

Примеры источников пополнения доходной части местного бюджета (ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») 3 : средства самообложения граждан, добровольные пожертвования, доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе, доходы от местных налогов и сборов , доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов, часть доходов от оказания органами местного самоуправления платных услуг.

Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на то, чтобы финансово обеспечить решение задач и выполнение функций государства и органов местного самоуправления (ст.6 БК РФ).

Бюджетным кодексом (ст. 87) установлен список расходов, которые финансируются из местного бюджета, например, содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; проведение муниципальных выборов и местных референдумов; финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Расходы бюджетов состоят из двух видов бюджетов: бюджета текущих расходов и бюджета развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся денежные средства, направляемые на развитие инвестиционной и инновационной деятельности в сфере капитальных вложений.

Финансирование расходных обязательств осуществляется на основе процесса формирования бюджета (бюджетного процесс). Бюджетный процесс — это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ), регламентируемая нормами права.

При изучении сущности местного бюджета нельзя не сказать о принципах его создания (организации) и функционирования. Среди основных принципов отмечу следующие: принцип единства (бюджеты различных уровней, в том числе и местные, формируются на основе единого бюджетного законодательства); принцип самостоятельности (местные органы самоуправления имеют право, а также обязаны самостоятельно осуществлять бюджетирование); принцип полноты отражения доходов и расходов; принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Итак, муниципальный бюджет представляет собой систему денежных отношений 4 , которые возникают в следствие образования денежного фонда на уровне органов местной власти, а также использования этого денежного фонда. Также местный бюджет рассматривается как основной финансовый план органов местного самоуправления. Как известно, финансовое планирование обеспечивает, в первую очередь, рациональное использование имеющихся ресурсов, а также детальный учёт поступления средств и возможных направлений их использования. При формировании муниципального бюджета анализируются ресурсные возможности муниципалитета, выявляются проблемы развития и потребности территории. Существует такая трактовка понятия «местный бюджет» как «активный компонент территориальной бюджетной политики»: муниципальный бюджет является главным источником финансирования мероприятий по развитию социальной сферы, обустройства местности. Важно отметить, что в связи с тем, что одним из источников пополнения бюджета являются налоговые поступления от предприятий, расположенных на соответствующей территории, бюджет находится в сильной зависимости от уровня развития производственных предприятий.

Читать еще:  Этапы бюджетного процесса муниципального образования

Рассмотренные характеристики местного бюджета позволяют поразмышлять над его значимостью в развитии как отдельно взятых территорий, так и страны в целом.

Социально-экономическое совершенствование муниципалитета невозможно обеспечить только лишь средствами федерального бюджета, направления расходов которого отражают решение глобальных задач ( укрепление оборонного потенциала, развитие науки и техники и многое другое). Та часть федеральных средств, которая направляется на развитие отдельных территорий, является лишь отправной точкой для дальнейшего их развития. С одной стороны – населённым пунктам сложно без полноценной государственной поддержки, но с другой – это стимулирует активный поиск путей пополнения местного бюджета, которыми являются, к примеру, развитие предпринимательства, вовлечение молодёжи в решение социально-экономических проблем городов. В своём стремлении преодолеть дефицит бюджета органы местного самоуправления пытаются приложить максимум усилий в направлении экономического подъёма территории. А , как известно, развитие экономики в стране в целом, возможно только при эффективной деятельности регионов и отдельно взятых городов.

Статистика показывает, что к сожалению, бюджеты многих городов Росси являются в настоящее время дефицитными. Основные проблемы бюджетов: большая зависимость от займов, взятых в коммерческих банках; маленький процент собственных средств по сравнению с процентом средств, полученных из бюджетов более высокого уровня. Анализ негативной ситуации показывает, что в целях устранения бюджетного дефицита следует укреплять налоговый потенциал территории, что невозможно без совершенствования налоговой политики в плане льгот, а также соблюдения налоговой дисциплины субъектами налогообложения.

Итак, бюджет необходим любому муниципальному образованию не только для того, чтобы удовлетворять его потребности, но и способствовать реализации государственной политики в сфере экономического и социального развития общества.

Местный бюджет

Муниципальные финансы

В соответствии с законодательством РФ финансовые средства бюджетов местного уровня включены в муниципальные финансы. Так же отношение к ним имеют ценные бумаги (Государственные и муниципальные) принадлежащие органам самоуправления и другие средства находящиеся в их собственности.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма накопления и расходования денежных средств из расчета одного финансового года необходимых для решения задач и выполнения функций отнесённых к предметам ведения местного самоуправления через исполнение расходных обязательств образования.

Цели местного бюджета

Местный бюджет необходим для покрытия расходов связанных с деятельностью местного самоуправления. Существуют две основные статьи расходов:

  1. обязательные расходы связанные с выплатами населению по установленным Государственным полномочиям, а также закреплённые региональными законами;
  2. дискреционные расходы связанные с содержанием муниципального хозяйства необходимые для развития местной экономики, строительства, территории.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Если более подробно рассмотреть статьи расходов местного бюджета, то выделяются следующие пункты: содержание собственных управленческих органов, проведение выборов местного значения, исполнения собственных законов, поддержка бюджетных учреждений и отраслей местного хозяйства, развитие местной инфраструктуры и многое другое.

Также выделяется большая группа расходов связанных с исполнением Государственных полномочий таких как: обеспечение прав и гарантий граждан на получение образования, организация деятельности комиссий по защите прав несовершеннолетних, выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, поддержка и обеспечение граждан пожилого возраста, а также находящихся в сложной жизненной ситуации, инвалидов и др., строительство и поддержание автомобильных дорог, выплаты различных субсидий предусмотренных Государственными законами и многие другие.

Доходы местного бюджета

В бюджеты поселений зачисляются доходы от местных налогов (земельного и налога на имущество физических лиц), а также часть доходы федеральных налогов и сборов (налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога). Также на пополнения местных бюджетов могут быть получены различные Государственные дотации, субвенции, трансферты и средства по взаимным расчетам.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Помимо налогов и сборов к средствам пополнения местного бюджета следует отнести:

  • доход от реализации и приватизации муниципального имущества;
  • часть доходов от приватизации Гос. имущества расположенного на территории соответствующего образования;
  • доходы от сдачи в аренду имущества образования;
  • доходы от использования недрами и природными ресурсами;
  • пошлины устанавливаемые в соответствии с законодательством страны;
  • штрафы, которые законодательно подлежат перечислению в местные бюджеты.

Деятельность органов местной власти направленная на мобилизацию бюджетных доходов носит название налоговых усилий. Они в большой степени зависят от политики Государственной власти. Если помощь которая оказывается местным бюджетам из бюджета страны не соответствует ожиданиям от использования местных потенциалов сборов налогов, то количество субсидий может снижаться.

Органы местного самоуправления должны планировать свои доходы исходя из распределения налогов. Такое распределение меняется ежегодно что снижает у муниципалитетов стимулы к наращиванию налоговых усилий. В современных условиях органы самоуправления имеют очень ограниченные возможности по проведению собственной налоговой политики.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×