Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственные и муниципальные целевые фонды

Государственные и муниципальные целевые фонды: понятие, классификация, основы правового регулирования

Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств появились в финансовой системе России недавно. Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г.

Целевые денежные фондыэто особая форма образования, распределения и использования денежных средств целевого назначения для обеспечения финансирования конкретных мероприятий государства, муниципальных образований и различных ведомств.

Определились четыре вида государственных и местных фондов:

а) государственные и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;

б) целевые бюджетные фонды;

в) государственные целевые фонды Правительства РФ;

г) государственные отраслевые денежные фонды.

Общими для всех целевых фондов являются следующие черты:

а) они имеют строго определенную цель создания и функционирования;

б) их вправе создавать только компетентные государственные и муниципальные органы;

в) их правовое положение регулируется (помимо БК РФ) либо Положением о конкретном фонде, либо основным финансово-плановым актом соответствующего уровня (законом; решением о бюджете на текущий финансовый год).

Указанные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) по территориальному уровню функционирования — на федеральные, субъектов Федерации, местные (муниципальные);

2) по форме собственности — на государственные (федеральные и региональные) и муниципальные;

3) по времени функционирования — на постоянные и временные;

4) по целевому назначению — на экономические, научно-исследовательские, природоохранительные, социальные и т. д.;

5) по органам, их создающим и (или) осуществляющим контроль за их деятельностью, — на образование представительными или исполнитель-ными органами власти;

6) по связи с бюджетом — на бюджетные (в составе бюджета) и внебюджетные (за рамками бюджета, имеющие самостоятельный орган управления);

7) по правовой основе образования — образованные на основе федеральных законов, указов Президента РФ, законов субъектов РФ, подзаконных актов субъектов РФ, решений органов местного самоуправления.

Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности:

— фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;

— правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государственной власти или местного самоуправления.

Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе федеральные законы «О дорожных фондах в РФ», «О занятости населения в РФ», «О медицинском страховании граждан в РФ», о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ на конкретный год, постановления Правительства РФ и др.

Правовое регулирование ряда государственных внебюджетных фондовдано и в Бюджетном кодексе РФ (ст. 143—150). В нем определяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ.

Правовой режим целевых бюджетных фондов определяется законами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, иными законами, а также положениями, утверждаемыми Правительством РФ и исполнительными органами власти субъектов РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

1.4.1. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов

Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств появились в финансовой системе России недав­но. Первоначально они создавались преимущественно как государ­ственные внебюджетные фонды. Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие фонды.

С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресур­сы. Через государственный бюджет, как показала практика про­шлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно прово­дить в жизнь те или иные социальные и экономические програм­мы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.

Вместе с тем с 1994 г. в федеральном бюджете, а затем и в бюд­жетах субъектов РФ стали формироваться целевые бюджетные фонды.*

* СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108.

К числу целевых государственных фондов относятся и создаю­щиеся иногда отраслевые денежные фонды. Эти фонды, как пра­вило, не называются внебюджетными, однако средства на их обра­зование, помимо других источников, нередко поступают из феде­рального бюджета.

Наконец, существует целый ряд целевых государственных фон­дов, которые создаются Правительством РФ в виде государствен­ных учреждений или государственных некоммерческих органи­заций.

Целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств — достаточно динамичное явление в финансовой системе РФ. Это обусловлено тем, что они создаются для реализации отно­сительно долгосрочных целей. В связи с достижением этих целей они расформировываются, поэтому в финансовой системе постоян­но идет процесс создания новых и расформирования «отработан­ных» целевых фондов. Кроме того, в финансовой системе РФ про­исходит и консолидация ряда внебюджетных фондов в бюджетную систему. С 1995 г. и по сей день согласно федеральным законам о федеральном бюджете на очередной год целый ряд фондов, кото­рые являлись внебюджетными, ежегодно консолидируются (включаются) в федеральный бюджет.*

Читать еще:  Муниципальный рынок капитала

*См.. ст. 17Федерального закона «О федеральном бюджете на 1995 год»; ст.10 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год».

Итак, на сегодняшний день определились четыре вида государ­ственных и местных фондов:

а) государственные и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;

б) целевые бюджетные фонды;

в) государственные целевые фонды Правительства РФ;

г) государственные отраслевые денежные фонды.

Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные осо­бенности:

— фонды создаются компетентными органами со строго опреде­ленной целью, используются сугубо по целевому назначению;

— правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государст­венной власти или местного самоуправления.

Государственные и муниципальные (местные) денежные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям:

а) по целевому назначению;

б) по способу образования;

в) по уровню управления фондом;

г) по юридической природе.

В зависимости от целевого назначения целевые фонды делятся на экономические и социальные. К числу последних относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населе­ния РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Фонд социального страхования РФ. Остальные целевые фонды следует отнести к экономическим.

По способу образования целевые государственные и муници­пальные фонды денежных средств подразделяются на: а) бюджет­ные, которые образуются в составе бюджетов и вместе с бюджетом; б) внебюджетные, которые образуются отдельно от него. В 1999 г. вместе с федеральным бюджетом были образованы: Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд управле­ния, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологичес­ких ресурсов.

В зависимости от уровня управления целевые фонды подразде­ляются на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и муниципальные. Федеральные целевые денежные фонды — это такие, которые создаются исключительно на федеральном уровне. К их числу относятся: все целевые фонды Правительства РФ, от­раслевые денежные фонды (федеральных органов исполнительной власти). Многие государственные внебюджетные фонды являются только федеральными. Региональные и муниципальные фонды — это такие, которые создаются соответствующими органами на уровне субъектов РФ или муниципальных образований. В частнос­ти, к их числу относятся: территориальные фонды обязательного медицинского страхования, территориальные дорожные фонды, экологические фонды и др.

С точки зрения юридической природы целевые фонды подразде­ляются на две группы: а) фонды, которые создаются в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, но по решени­ям компетентных органов; 2) фонды, которые создаются в силу требований федеральных законов, указов Президента РФ и поста­новлений Правительства РФ. В первую группу включаются самые различные фонды, создаваемые субъектами РФ и муниципальны­ми образованиями в соответствии с их конституциями и уставами, а также внебюджетные фонды развития жилищного строительст­ва, которые согласно Указу Президента РФ «О разработке и внед­рении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» от 24 декабря 1993 г. могут создаваться на региональном и муници­пальном уровнях, и др. Во вторую группу включаются: Пенсион­ный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ, дорожные фонды в РФ и др.

Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе федеральные законы «О дорожных фондах в РФ», «О занятости населения в РФ», «О ме­дицинском страховании граждан в РФ», о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ на конкретный год, постановления Правительства РФ и др.

Правовое регулирование ряда государственных внебюджетных фондов дано и в Бюджетном кодексе РФ (ст. 143—150). В нем оп­ределяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхова­ния РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхо­вания, Государственного фонда занятости населения РФ.

Государственные (муниципальные) целевые фонды

Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств появились в финансовой системе России недавно. Первоначально они создавались преимущественно как государственные внебюджетные фонды. С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.

Читать еще:  Государственный и муниципальный долг его классификация

К числу целевых государственных фондов относятся и создающиеся иногда отраслевые денежные фонды. Эти фонды, как пра­вило, не называются внебюджетными, однако средства на их образование, помимо других источников, нередко поступают из федерального бюджета.

Наконец, существует целый ряд целевых государственных фондов, которые создаются Правительством РФ в виде государственных учреждений или государственных некоммерческих организаций.

Целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств — достаточно динамичное явление в финансовой системе РФ. Это обусловлено тем, что они создаются для реализации относительно долгосрочных целей. В связи с достижением этих целей они расформировываются, поэтому в финансовой системе постоянно идет процесс создания новых и расформирования «отработанных» целевых фондов. Кроме того, в финансовой системе РФ происходит и консолидация ряда внебюджетных фондов в бюджетную систему.

Итак, на сегодняшний день определились четыре вида государственных и местных фондов:

а) государственные и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;

б) целевые бюджетные фонды;

в) государственные целевые фонды Правительства РФ;

г) государственные отраслевые денежные фонды.

Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности:

— фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;

— правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государственной власти или местного самоуправления.

Государственные и муниципальные (местные) денежные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям:

а) по целевому назначению;

б) по способу образования;

в) по уровню управления фондом;

г) по юридической природе.

В зависимости от целевого назначения целевые фонды делятся на экономические и социальные. К числу последних относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Фонд социального страхования РФ. Остальные целевые фонды следует отнести к экономическим.

По способу образования целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств подразделяются на: а) бюджетные, которые образуются в составе бюджетов и вместе с бюджетом; б) внебюджетные, которые образуются отдельно от него. В зависимости от уровня управления целевые фонды подразделяются на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и муниципальные. Федеральные целевые денежные фонды — это такие, которые создаются исключительно на федеральном уровне. К их числу относятся: все целевые фонды Правительства РФ, отраслевые денежные фонды (федеральных органов исполнительной власти). Многие государственные внебюджетные фонды являются только федеральными. Региональные и муниципальные фонды — это такие, которые создаются соответствующими органами на уровне субъектов РФ или муниципальных образований. В частности, к их числу относятся: территориальные фонды обязательного медицинского страхования, территориальные дорожные фонды, экологические фонды и др.

С точки зрения юридической природы целевые фонды подразделяются на две группы: а) фонды, которые создаются в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, но по решениям компетентных органов; 2) фонды, которые создаются в силу требований федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе федеральные законы «О дорожных фондах в РФ», «О занятости населения в РФ», «О медицинском страховании граждан в РФ», о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ на конкретный год, постановления Правительства РФ и др.

Правовое регулирование ряда государственных внебюджетных фондов дано и в Бюджетном кодексе РФ (ст. 143—150). В нем определяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхо­вания, Государственного фонда занятости населения РФ.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1427 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

4.5. Государственные целевые фонды

Основным централизованным фондом финансовых ресурсов государства является бюджет. Средства бюджета обезличенные, они обеспечивают реализацию функций государства. В то же время у государства могут возникать определенные потребности, которые имеют особое значение. Такие потребности должны иметь соответствующее гарантированное финансовое обеспечение. С этой целью государство создает фонды целевого назначения.

По своей экономической сущности государственные целевые фонды — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства с целью использования государственных средств для обеспечения расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей общества, материального стимулирования членов общества путем пенсионного обеспечения, социальной защиты населения, развития научно-технического потенциала государства.

Основное назначение государственных целевых фондов заключается в следующем:

а) обеспечении социальной защиты населения путем выплаты субсидий, пенсий, финансирование социальной инфраструктуры;

Читать еще:  Муниципальный бюджет это

б) содействии экономическому подъему государства через финансирования, субсидирования, кредитование отечественных предприятий;

в) финансировании природоохранных мероприятий;

г) предоставлении займов, кредитов.

Формирование доходов государственных целевых фондов происходит за счет следующих источников:

а) бюджетное финансирование;

б) обязательные отчисления юридических и физических лиц;

в) доходы от инвестирования собственных средств;

г) добровольные взносы, спонсорская помощь;

д) другие источники.

Государственные целевые фонды делятся на целевые бюджетные фонды (фонды, которые включаются в состав Государственного бюджета) и государственные внебюджетные фонды (фонды, которые не включаются в состав Государственного бюджета).

Под целевыми бюджетными фондами следует понимать денежные фонды, образованные в составе бюджетов различных уровней государства за счет целевых источников средств и используются на финансирование определенных затрат общегосударственного и местного значения под контролем фискальных органов государства. Например, платежи в Фонд Ук раины социальной защиты инвалидов, сбор за загрязнение окружающей природной среды, целевые фонды, образованные Верховной Радой Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и местными органами исполнительной власти.

Реформирование системы финансов Украины в начале 90-х годов привело к появлению новой звена общегосударственной системы финансов — внебюджетных фондов. Особое значение среди них имеют такие социальные внебюджетные фонды, как Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Специфика внебюджетных фондов заключается в закреплении источников их доходов и, как правило, их строгое целевое использование. Источниками формирования внебюджетных фондов являются: специальные налоги и сборы, ассигнования из государственного и местных бюджетов, специальные займы, добровольные поступления. Поступления могут формироваться также от капитализации части временно свободных средств внебюджетных фондов в форме покупки ценных бумаг, инвестирования и т.д.

В управлении и контроле за средствами бюджетных и внебюджетных фондов есть определенные различия. Во-первых, использования средств бюджетных фондов регламентируется законодательством и органами власти, а использование средств внебюджетных фондов — законодательством и исполнительными дирекциями фондов, при этом есть реальная возможность использования средств в оперативном режиме. Во-вторых, контроль за деятельностью и использованием средств бюджетных фондов осуществляет Верховная Рада Украины, а внебюджетные фонды не подлежат контролю со стороны законодательных органов. Контроль осуществляется налоговыми инспекциями, финансовыми отделами и исполнительными дирекциями фондов.*

*Количество государственных целевых фондов в составе Государственного бюджета уменьшается, соответственно уменьшаются и суммы их доходов. Так, в 1998 году доходы целевых фондов составили 4’408,9 млн. грн. (4,2% от ВВП), а в 2002 г. — 477,9 млн. грн (0,2% от ВВП). В настоящее время в состав Государственного бюджета включен Фонд Украины социальной защиты инвалидов и Фонд охраны окружающей природной среды.

Для обеспечения эффективности системы доходов бюджета все более очевидной становится необходимость научно обоснованной концепции доходов. Чтобы обеспечить надлежащее развитие экономики Украины, необходимо учитывать особенности и последствия системы государственного регулирования экономических и социальных процессов, которые были в прошлом, и прогрессивный зарубежный опыт.

Усовершенствование системы доходов должно происходить поэтапно, путем соответствующих преобразований действующих доходов. Основными направлениями этого процесса должны быть:

— научно обоснованная государственная политика доходов и ее законодательное закрепление в соответствующих правовых документах;

— система налогообложения является частью механизма государственного регулирования развития экономики государства. Необходимо усилить налоговые методы регулирования темпов и пропорций развития экономики. Государство должно непосредственно влиять на все составляющие процесса производства — оплату труда, формирования и использования внеоборотных и оборотных активов, уровень рентабельности и т.д.;

— изменения в системе налогообложения должны осуществляться одновременно с реформированием системы оплаты труда, пенсионного обеспечения, совершенствованием социальной сферы.

Усовершенствование системы доходов бюджетов сопровождается эффективными структурными мерами, направленными на достижение необходимой результативности политики доходов. К ним относятся:

— изъятие расчетов в неденежной форме и разнообразных взаимозачетов из практики исполнения бюджетов всех уровней;

— отмена реструктуризации или списания задолженности (недоимки) субъектов хозяйствования по налогам, сборам (обязательным платежам), а также установление моратория на предоставление льгот в налогообложении;

— уменьшение объема просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней за счет существенного улучшения состояния сбор налогов и неналоговых поступлений на основе применения современных технологий администрирования;

— расширение неналоговых форм и методов мобилизации доходов бюджетов и увеличение этих доходов за счет аренды государственного имущества, дивидендов от доли государственной собственности в акционерных предприятиях, продажи государственного имущества;

— экономическое обоснование разграничения доходов, зачисляемых в государственный и местные бюджеты, расширение прав органов местного самоуправления в сфере мобилизации доходов бюджетов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector