Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование местного бюджета управление муниципальной

ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

студент, кафедра «ГиМУ» Факультета Управления ДГУ, г. Махачкала

канд. экономических наук, доцент кафедры «ГиМУ» Факультета Управления ДГУ,

Важную роль в управлении муниципальным образованием играет управление муниципальными финансами[4].

Финансовые средства муниципального образования – это совокупность денежных средств, находящихся в его распоряжении.

Они включают в себя:

а) средства местного бюджета;

б) муниципальные внебюджетные средства;

в) финансовые ресурсы муниципальных предприятий;

г) средства, заимствуемые на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты и т.д.).

Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для реализации функций, отнесённых к предмету ведения местного самоуправления.

Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Они формируются по статьям единой бюджетной классификации, установленной Бюджетным кодексом РФ[1].Каждое муниципальное образование, согласно российскому законодательству, должно иметь собственный бюджет.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих налогов. Она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субсидии, субвенции) и средства по взаимным расчётам. Источники доходов местных бюджетов представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Доходы местных бюджетов

Расходы местных бюджетов делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают функционирование органов местного самоуправления, а также муниципальных предприятий и учреждений. К ним относятся расходы на финансирование муниципального хозяйства, социальной сферы, на управление и обслуживание муниципального долга. Наиболее крупными статьями текущих расходов в большинстве муниципальных образований являются расходы на содержание объектов ЖКХ, здравоохранения и образования, доля которых в расходной части местных бюджетов в отдельных случаях достигает 80%.

Капитальные расходы образуют бюджет развития муниципального образования. Они обеспечивают инвестиции в капитальный ремонт и иные мероприятия инвестиционного и инновационного характера. Однако дефицит средств на реализацию текущих расходных обязательств не позволяет большинству муниципальных образований вкладывать значительные средства в собственное развитие [3, c.292].

Важнейшими принципами формирования местного бюджета являются:

• финансовый орган местного самоуправления;

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

• получатели бюджетных средств;

• главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

Оперативный контроль за исполнением местных бюджетов и целевым использованием средств местных бюджетов осуществляют территориальные органы Федерального казначейства.

Кроме того, в соответствии с положением о бюджетном процессе контроль за исполнением бюджета осуществляет представительный орган местного самоуправления. В этих целях он образует контрольно-счётную палату [2, c.221].

Органы муниципального управления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ
  2. Васильев А.А. Система муниципального управления: учебник / А.А. Васильев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 734с.
  3. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2014. – 352 с.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Формирование местных бюджетов

Особенности организации муниципальных финансов

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

В систему муниципальных финансов включают:

*средства местного бюджета;

*государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

*муниципальные внебюджетные фонды;

* финансы самостоятельных хозяйствующих субъектов муниципального образования: муниципальных унитарных предприятий, предприятий и организаций других форм собственности,

*финансы населения, направляемые на развитие территории.

Принадлежность финансовых ресурсов органам местного самоуправления – одни из содержательных признаков муниципальных финансов.

Муниципальное образование — это территория, в пределах которой граждане реализуют свое конституционное право на местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления.

Бюджет муниципального образования — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления;

Бюджет муниципального образования -основа финансовых ресурсов местного самоуправления (города, района, поселка, другого муниципального образования, определенного законодательством субъектов РФ). В бюджете муниципального образования могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Виды муниципальных образований:

***Сельское поселение — единичный сельский населенный пункт, или же объединение нескольких сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляет населением непосредственно или через выборные органы местного самоуправления;

***Городское поселение — город или поселок, местное самоуправление в котором осуществляется непосредственно населением непосредственно или через выборные органы местного самоуправления;

***Муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией, местное самоуправление в которых осуществляется в целях решения вопросов местного значения;

***Городской округ – это городское поселение, не входящие в состав муниципального района, местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения;

*** Внутригородская территория города федерального значения — это отдельная часть территории города федерального значения, в пределах которого гражданами осуществляется местное самоуправление;

Читать еще:  Местный бюджет муниципального образования это

***Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;

Формирование местных бюджетов

*Налоговые доходов:

1.Федеральные и региональные налоговые сборы;

2.Налог на имущество физических лиц;

3. Земельный налог;

4. Лицензированный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

5. Денежные взыскания в виде санкций

6. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурных сфер; сфер

7. Сбор за право торговли;

*Неналоговые доходы формируются:

1)от использования (сдачи в аренду) имущества, находя­щегося в муниципальной собственности;

2) от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

3)от доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

4)в местный бюджет поступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и пр.);

5) неналоговые доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления;

*Безвозмездные перечисления (в виде финансовой помощи бюджетов других муниципальных образований и проч.),

*Другие доходы (от предприятий и иной, приносящей доход деятельности, осуществляющейся бюджетными учреждениями, находящиеся в ведении органов местного самоуправления ).

Средства местных бюджетов направляются на содержание органов местного самоуправления; *формирование и управление муниципальной собственностью;

*охрана общественного правопорядка и соединение ее органов;

*организация, содержание, развитие жилищно -коммунального хозяйства, здравоохранения и др. учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

* организация транспортного оборудования, содержание и строительство дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий;

*обслуживание и погашение муниципального долга.

Экономическую основу местного самоуправления могут составлять муниципальные внебюджетные фонды, которые являются самостоятельным. звеном муниципальных финансов.

Муниципальные внебюджетные фонды –фонды денежных средств, образуемые вне бюджетов муниципальных образований и предназначенные для реализации отдельных потребностей местного общества (охраны памятников, обеспечение природоохранных мероприятий и т.п.).

Муниципальные внебюджетные фонды можно классифицировать по различным основаниям:

1. по целевому назначению:

2. по способу образования:

а) выделенные в составе местных бюджетов;

б) имеющие самостоятельное управление и финансирование.

Муниципальные внебюджетные фонды могут формироваться за счет следующих источников:

· добровольных взносов юридических и физических лиц;

· доходов от аукционов;

· штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб;

· штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб;

· штрафов за административные и другие правонарушения, налагаемых органами местного самоуправления и их должностными лицами на основе законодательства Российской Федерации.

Местные бюджеты: порядок формирования, утверждения и исполнения. Расходы и доходы местных бюджетов

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Местные бюджеты – это совокупность доходов и расходов МО, формируемых из закрепленных источников и используемых для достижения целей, выполнения задач и функций, а также реализация полномочий МО по предметам ведения МС.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

МЮ имеет расходную и доходную части.

Под доходами местного бюджета понимают денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.

Доходы МБ формируются за счет собственных доходов (средства самообложения граждан, доходы от местных налогов и сборов и т.д.) и доходов за счет отчислений от федеральныхи региональных регулирующих налогов и сборов.

В МБ полностью поступают доходы от использования имущества, находящиеся в муниципальной собственности.

В местные бюджеты поступают налоговые доходы, ассигнования и неналоговые доходы.

— от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

— от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;

— на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;

— на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ;

— на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований;

— другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Читать еще:  Муниципальное регулирование земельных отношений

В местные бюджеты зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по единым нормативным отчислениям, установленным законами субъектов РФ.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органом государственной власти субъекта РФ.

Неналоговые доходы формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и прочих обязательных платежей. Размер отчислений в местный бюджет устанавливается правовым актом органов местного самоуправления.

Под расходами местного бюджета, согласно Бюджетного кодекса РФ, следует понимать денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Следует отметить, что расходы местного бюджета возникают в результате принятия на себя соответствующих обязательств. Такие обязательства называют расходными обязательствами.

Расходные обязательства возникают в результате принятия закона, нормативного акта, договора или соглашения органов местного самоуправления с физическим или юридическим лицом, органом государственной власти (федеральным или региональным) или иным органом местного самоуправления как по вопросам местного значения, так и при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств, как свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета.

Расходы местного бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы.

Виды и порядок предоставления финансовой помощи местному самоуправлению. Отличительные особенности дотаций от субвенций. Проблемы формирования местных бюджетов на современном этапе.

Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении МБ.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов.

Таким образом, основное отличие дотации от субвенции заключается в том, что субвенция носит целевой характер, дотация же может быть использована по усмотрению того бюджета, которому она предоставлена (т. е. предоставленные деньги не носят целевого характер).

Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития определяются законом субъекта РФ либо законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. Дотации из региональных фондов финансовой поддержки МР распределяются исходя из уровня бюджетной обеспеченности МР, а также исходя из численности жителей муниципальных районов.

Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ определяется законом субъекта РФ либо законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Порядок предоставления и условия предоставления бюджетных ссуд определяются огранном исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с БК РФ и законом субъекта РФ о бюджете на очередной фин.год.

В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития.

В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд софинансирования социальных расходов.

Серьезные пробелы существуют в налоговом законодательстве. Мало того, что вступление в силу второй части Налогового кодекса РФ довольно существенно ограничило и без того скудные налоговые доходы МО, но и по сей день не установлены твердые долгосрочные нормативы отчисления от федеральных налогов в местные бюджеты. Фактически сложилась порочная практика, когда МО выгоднее существовать на бюджетные субсидии и субвенции из региональных бюджетов, нежели создавать условия для роста экономической деятельности на их собственной территории. Ситуацию усугубляет и несовершенство законодательства о социальной защите населения, которое без учета реальных возможностей местных бюджетов возложило на них обязанности по обеспечению, свыше восьмидесяти льгот более чем тридцати категориям граждан. А также тот факт, что органы государственной власти не компенсируют ОМСУ затраты, понесенные последними в процессе выполнения возложенных на них отдельных государственных полномочий. Одной из основных причин ухудшения финансового положения МО стало закрепление за МО дополнительных вопросов местного значения без передачи местным бюджетам соответствующих доходных источников.

федеральном законе «О федеральном бюджете на 2006 год» не учитываются расходы региональных и местных бюджетов непосредственно на реализацию реформы МСУ, в частности, на подготовку выборных должностных лиц МСУ и муниципальных служащих, повышение их квалификации. В условиях недостаточного финансирования МО возможности использования средств местных бюджетов на обучение муниципальных служащих ограничены.

Размер финансовых ресурсов, необходимый для исполнения расходных обязательств МО, был определен на уровне ниже их реальных потребностей. Земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые являются местными налогами, пока не могут стать определяющими в структуре доходов местных бюджетов. Наиболее значимыми из всех налоговых доходов для местных бюджетов останутся отчисления от налога на доходы физических лиц в размере не менее 40 процентов поступлений от данного налога.

Читать еще:  Муниципальное образование имеет собственный бюджет

Опыт формирования местных бюджетов в соответствии с нормами 131-го Федерального закона показал, что предусмотренные законодательством процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности МО не позволяют обеспечить эффективное и обоснованное распределение финансовой помощи между местными бюджетами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Управление муниципальным бюджетом

Понятие муниципального бюджета

Законодательство наделяет каждое муниципальное образование правом формирования и использования собственного бюджета.

Назначение муниципального бюджета состоит в обеспечении средствами расходов муниципального образования.

Органам местного самоуправления запрещены иные формы формирования и финансирования расходов муниципального образования.

Бюджетная классификация Российской Федерации предусматривает разделение муниципальных бюджетов на:

  • средства, предназначенные для финансирования расходов муниципального образования по решению вопросов местного значения;
  • средства, предназначенные для финансирования расходов муниципального образования за счет средств субвенций, полученных от иных бюджетов бюджетной системы России для реализации конкретных государственных полномочий.

Консолидированный бюджет муниципального района образуется из:

  • бюджеты городских и сельских поселений;
  • сметы доходов и расходов населенных пунктов и территорий, не имеющих статуса муниципального образования.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Консолидированный бюджет городского округа, имеющего внутригородское деление, образуется из:

  • бюджеты городского округа;
  • сводный бюджет внутригородских районов, входящих в состав городского округа.

Из консолидированного бюджета городского округа, имеющего внутригородское деление, исключаются межбюджетные трансферты между бюджетом самого округа и входящих в него районов.

Особенности управления муниципальным бюджетом

В основе управления муниципальным бюджетом лежат такие категории муниципального управления как:

  • во-первых, бюджетный план;
  • во-вторых, план социально-экономического развития.

Планирование в управлении муниципальным бюджетом обеспечивает формирование целей и задач его осуществления. Между бюджетным планированием и планирование социально-экономического развития муниципальной территории существует прямая взаимосвязь, что требует одновременного их принятия и разработки.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Цели бюджетного и социально-экономического планирования включают в себя:

  • во-первых, ориентированность на обеспечение развития муниципального образования с социально-экономической точки зрения;
  • во-вторых, прогнозное определение объема финансовых ресурсов, требующихся для реализации запланированных мероприятий;
  • в-третьих, прогнозное определение финансовых последствий выполнения программ и планов;
  • в-четвертых, определение возможностей осуществления предусмотренных мер в условиях муниципального бюджета.

Планирование муниципального бюджета делится на два вида:

Сроки бюджетного планирования требуют взаимоувязки со сроками социально-экономического планирования развития муниципального образования, что обусловлено необходимостью обеспечения социально-экономического развития бюджетными средствами.

Совместное бюджетное и социально-экономическое планирование на муниципальном уровне обеспечивает объективность оценки реальности выполнения обоих планов, достижимость целей и прозрачность финансирования.

Сочетание видов бюджетного планирования может быть трех вариантов:

  • годовое планирование без перспективного планирования;
  • сочетание годовой и перспективного планирования путем совмещения их этапов за счет единых агрегированных показателей на определенный финансовый год;
  • перспективное планирование, в которое полностью интегрировано годовое планирование за счет единого формата и процедур.

Бюджетное планирование включает в себя самостоятельные блоки:

  • во-первых, разработка финансового плана на среднесрочный период;
  • во-вторых, разработка бюджета на финансовый год.

Второй блок в результате своего осуществления обеспечивает формирование проекта муниципального бюджета на очередной финансовый год, в основе которого находится результат первого блока, то есть перспективный (среднесрочный) финансовый план.

В основе разработки годового бюджета муниципального образования находятся отдельные элементы среднесрочного финансового планирования, относимые к очередному финансовому году. Основное отличие годового бюджетного планирования от перспективного заключается в том, что годовое является более детальным, но в рамках границ, определенных среднесрочным планом.

Перспективное финансовое планирование не требует нормативного утверждения, целью его осуществления является формирование представления законодательной ветви муниципального управления о возможностях социально-экономического развития, его перспективах в части финансовой политики.

Перспективное финансовое планирование бюджета охватывает период в три года, но предполагает ежегодную корректировку сдвига этого периода на один год с учетом плана социально-экономического развития муниципального образования.

Перспективное планирование муниципального бюджета призвано решать следующие задачи:

  • обеспечивать среднесрочную сбалансированность доходов и расходов муниципального образования;
  • определять приоритеты развития муниципального образования и особенности их отражения в среднесрочном финансовом плане и бюджете муниципального образования;
  • формировать обоснованные программы реализации установленных приоритетов развития муниципального образования;
  • осуществлять мониторинг и анализ уровня достижения целей и прогнозных показателей;
  • повысить обоснованность стратегических решений;
  • повысить эффективность использования бюджетных средств.

Годовой бюджет разрабатывается на основе детализации перспективного финансового плана. Годовое планирование бюджета обладает рядом определенных недостатков:

  • отсутствие взаимосвязи текущего, среднесрочного и стратегического планирования;
  • несоблюдение принципа преемственности бюджетной политики;
  • отсутствие программного подхода в бюджетной политике и так далее.

Заключительной стадией муниципального управления бюджетом является его исполнение, которое осуществляется администрацией муниципального образования.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector