Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансы государственных и муниципальных предприятий это

Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово­правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

Надо учитывать, что согласно ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. «О

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который преду­смотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.

Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования

в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

Читать еще:  Способ оплаты муниципальных услуг

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9498 — | 7525 — или читать все.

Финансы государственных (муниципальных) унитарных предприятий: понятие, особенности как звена финансовой системы.

Финансы предприятий являются звеном финансовой системы РФ. Финансы предприятий обеспечивает не только материальное производство и соц. сферу самого предприятия, но и используются для образования денежных фондов в др. сферах: пенсионном обеспечении, соц. и мед. страховании, служат источником доходов бюджета.

Финансы предприятий – экономич. отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования на производственное и соц. развитие. К денежным доходам и накоплениям относятся: выручка от реализации продукции, работ, услуг; валовой и чистый доход предприятия, составной частью которого является прибыль предприятия.

Специфика организации финансов и имущества ун. предприятий обусловлена тем, что их учредителем являются фогв (органы мсу):

— порядок и источники формирования уставного фонда определяются фогв и омсу;

— имущество находится в собственности государства (мо), является неделимым, не м.б. распределено по вкладам между акционерами и работниками предприятия и принадлежит предприятию на праве хоз ведения или операт управления;

— продукция и доходы от использования имущества, а также имущество, приобретаемое за счет полученной прибыли, является собственностью гос-ва (муниципалитетов) и поступают в хоз ведение предприятия;

— предприятие имеет право продавать принадлежащее ему недвижимое имущ-во, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в кач-ве вклада в уставный (складочный) капитал хоз общ-в или товариществ или иным способом им распоряжается только с согласия фед (территор-го), (муницип-го) органа по управлению гос-м имуществом;

— предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имущ-вом, не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества; источниками формир-я имущества является: имущество, переданное предприятию по решению фед-х (местных) оив по управлению гос-м (мун-м) имуществом; целевое бюджетное финансирование; дотации из бюджета;

— предприятие самостоят-но реализует производимую ими продукцию и использует чистую прибыль, они могут получать кредиты только при наличии гарантий Правительства РФ, обязаны использовать бюджетные средства по целевому назначению;

— предприятие имеют право образовывать за счет чистой прибыли: соц-й фонд для решения вопросов укрепления здоровья работников; жилищный фонд, средства кот-го используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий; фонд материального поощрения работников предприятия

50. Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий: понятие, содержание, принципы.

Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.

Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий:

а) по планированию своих финансовых ресурсов (собственных, выделенных из государственного или местного бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых компетентным органом показателей, лимитов, плановых заданий, а также показателей эффективности использования федерального имущества федеральными государственными унитарными предприятиями договоров;

б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширение производства, материальное поощрение работников, социально-культурные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;

в) по выполнению финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками и др.;

г) по распределению финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями;

д) по осуществлению финансового контроля на предприятии.

Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны, определенные принципы:

1. Принцип самостоятельности предприятий в области финансов, сочетающейся с государственным регулированием и управлением в установленных правовыми нормами пределах.

2. Принцип планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.

3. Принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности.

4. Принцип ответственности предприятий и их должностных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий.

5. Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и государства (или муниципального образования). Согласно ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215) имущество государственных (муниципальных) предприятий, к которому относятся и их денежные средства, закрепленное за предприятиями, не входит в состав государственной или муниципальной казны.

6. Принцип разграничения средств, предназначенных для основной (текущей) деятельности и капитальных вложений. Данный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств. В связи с этим существуют раздельные счета в банках для основной деятельности и счет капитальных вложений. Оборотные средства предназначены только для основной деятельности и не могут быть использованы для капитальных вложений.

Читать еще:  Деятельность муниципального образования

7.Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов.

§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования

Финансы предприятий это система экономических (денежных) отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социальной деятельности. В материальном выражении они представляют собой совокупность денежных фондов, или финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий. К ним относятся фонды накопления и потребления, резервные, социальные и жилищные фонды, фонды материального поощрения работников и др. На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, формируется валютный фонд.

Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников,- прежде всего, за счет собственных ресурсов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.). Могут быть использованы кредиты банков, средства, выделяемые вышестоящей организацией, и в предусмотренных случаях дотации из бюджета и целевое бюджетное финансирование и др. (например, добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан). Также планомерно они используются предприятиями в соответствии с их производственными планами, программами экономического и социального развития, договорами.

В процессе образования и использования финансовых ресурсов осуществляется контроль за производственно-хозяй-ственной деятельностью предприятий, за правильностью расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов в ходе производства и реализации продукции, за получением и использованием накоплений, выполнением финансовых обязательств перед государством.

Финансы предприятий не только отражают в денежной форме производственно-хозяйственную деятельность, но призваны и активно воздействовать на повышение ее эффективности. Финансы предприятий входят в систему финансов соответствующих отраслей экономики, находящихся в ведении министерств и других отраслевых органов государственного управления.

Финансы предприятий играют важную роль не только в обеспечении денежными средствами производственно-хозяйственной деятельности, но ив определенной мере — социальной жизни каждого трудового коллектива, а в конечном счете — в социально-экономическом развитии страны в целом. Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предприятиями, имеют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы посредством налоговых и иных платежей. Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом. Однако на современном этапе в связи с трудностями экономических преобразований финансы предприятий не выполняют в значительной мере своего предназначения.

Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учитывать, что оно охватывает предприятия, т. е. коммерческие организации (ст. 50 ГК РФ), основанные на разных формах собственности.

В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономическим отношениям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности. Однако не все объекты подлежат приватизации в силу их особой социально-экономической роли для государства и важного значения в обеспечении устойчивости экономики и социальной стабильности.

Финансы государственных и муниципальных предприятий особо выделяются и в аспекте воздействия на них норм финансового права. Это обусловлено тем, что они, в отличие от финансов других предприятий, входят в сферу действия функций государ-ственного управления. Поэтому круг финансово-правовых отношений, возникающих при функционировании финансов государственных и муниципальных предприятий, является более широким. При наличии общих для всех предприятий финансовых правоотношений (в основном, по поводу уплаты налогов), государственные (муниципальные) предприятия, помимо них, вступают и в другие финансовые отношения государственно- властного характера, обусловленные функциями государственного управления этими предприятиями.

Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования представляют собой отношения (не только денежные), связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями. К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся:

а) правоотношения по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) правоотношения по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, платы за воду,

в) правоотношения по поводу получения предприятием бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов.

Согласно ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Исходя из этого, в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием) самостоятельно распоряжаются полученной прибылью1.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово-правовые отношения по поводу распределения прибыли:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение);

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет в том случае, если в уставе предприятия собственником имущества оговорена такая обязанность.

финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий с точки зрения системы права представляют собой комплексный финансово-правовой институт,

40.Понятие налога и сбора по российскому праву.

Под налогомпонимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (например, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж (НСП)). . Под сборомпонимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Например, к сборам относят: сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; федеральные лицензионные сборы.

Читать еще:  Характеристика государственных и муниципальных предприятий

Пошлина— это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (в соответствии с российским законодательством существует три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная). К пошлинам относятся средства, уплачиваемые за совершение в пользу налогоплательщика юридически значимых действий; также пошлины взимаются за пользование государственным имуществом либо за предоставление лицу каких-либо услуг, не относящихся к административным, за предоставление какого-либо права. Уплата налога или сбора (пошлины) (далее — налог) производится разовой уплатой всей суммы налога пибо в другом порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Срок уплаты налога или сбора устанавливается применительно к каждому налогу. Срок уплаты налога может определяться календарной датой. Срок уплаты разового налога определяется истечением времени со дня события, которое влечет за собой обязанность уплатить налог. Этот период может исчисляться годами, месяцами, днями и т. д. Также уплата налога может быть приурочена к какому-либо событию или действию. Изменение установленного срока уплаты налога допускается только в порядке, предусмотренном налоговым кодексом либо соответствующим российским законодательством. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, пошлины) уплачивает пеню.


41.Принципы налогового законодательства.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит их Налогового кодекса РФ, и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах с сборах.

Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов РФ (субъектов, МСУ), права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых правоотношений, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц.

Действие Налогового кодекса распространяются на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим кодексом.

Законодательство Субъектов РФ и ОМСУ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборов Субъектов РФ и ОМСУ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования действий органов и ДЛ, и ответственности за налоговые правонарушения.

К основным принципам законодательства о налогах и сборах относят:1) верховенство Налогового кодекса над Федеральными законами. 2) всеобщности налогообложения. 3) равного налогообложения. 4) справедливости. 5) соразмерности налогов. 6) принцип равенства налогоплательщиков. 7) принцип экономической обоснованности: а) налоги должны быть эффективны с точки зрения самоокупаемости, т.е. суммы сбора по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание; б) установление налогов не может быть произвольным. 8) единства экономического пространства в России. 9) законного установления налогов и сборов.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.


42.Субъекты НП .

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплатель­щики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отноше­ниях, т. Е.субъектами налогового права.

В Законе “Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации” впервые дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Причем при характе­ристике налогоплательщиков Закон не разделяет их на юриди­ческие и физические лица, закрепляя их статус общими норма­ми. Конкретизируются же права и обязанности налогоплатель­щиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу.

Налоговый Кодекс РФ уточнил состав участников налоговый правоотношений, а также содержание их прав и обязанностей.

Так, помимо налогоплательщиков, названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты – это лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников). Сборщики налогов – госорганы, ОМСУ, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие приём от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечислению их в бюджет. Кроме того, кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений «представителя налогоплательщика».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×