Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деятельность муниципального образования

Местное самоуправление — что это, функции, права и обязанности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки).

Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это …

Разберем термин «местное самоуправление» дословно:

  1. «самоуправление» – это управление чем-либо собственными силами, без привлечения каких-либо органов и структур со стороны;
  2. «местное» – значит, что самоуправление осуществляется «на месте», т.е. там, где проживают граждане.

Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории.

Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом.

В чем заключается суть местного самоуправления:

  1. решение вопросов местного значения;
  2. управление муниципальным имуществом.

При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета.

Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета.

А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).

Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Проанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке:

Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке.

Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131

Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано:

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение.

Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении.

В данном документе прописаны следующие моменты:

  1. право граждан на МСУ;
  2. полномочия МСУ;
  3. принципы организации органов МСУ;
  4. что относится к вопросам местного значения;
  5. правовое регулирование деятельности МСУ;
  6. формы МСУ;
  7. органы МСУ и их ответственность за свою деятельность;
  8. муниципальные законодательные акты;
  9. экономическая платформа деятельности МСУ.

Органы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется посредством специальных органов, которые выбираются населением МО. Органы подразделяются на представительные и управленческие.

Возглавляет их глава МО. Наименование главы утверждается Уставом МО. Это может быть: «мэр», «глава», «староста» и т.д.

Представительный орган (Дума, Совет, Собрание) избирается населением МО.

  1. Если население МО ≤ 100 человек (имеются ввиду люди, обладающие избирательным правом), то представительным органом становится сход (собрание) граждан.
  2. Если население ≥ 100 человек, но ≤ 300 человек, то граждане вправе сами определить, создавать ли им представительный орган или осуществлять МСУ посредством схода жителей МО.

Глава МСУ избирается населением или представительным органом.

Органы МСУ не являются органами государственной власти. Как уже говорилось в статье ранее, они могут лишь быть наделены некоторыми полномочиями гос.органов.

Какие вопросы решает местное самоуправление

Основные функции местного самоуправления закреплены ст. 132 Конституции РФ, а уточнены в ФЗ № 131-ФЗ (ст. 14 — 16):

  1. управление муниципальной собственностью;
  2. формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  3. установление, корректировка или отмена местных налогов и сборов;
  4. выполнение функций нотариуса (это как?), если в МО нет нотариуса;
  5. охрана правопорядка;
  6. организация обеспечения населения коммунальными услугами;
  7. создание генерального плана МО;
  8. участие в выполнении кадастровых работ на территории МО;
  9. утверждение местных нормативов на проектирование кап.строений;
  10. осуществление контроля за использованием земель МО, в том числе – принятие решений об изъятии земельных участков у физических или юридических лиц, если они используются не по целевому назначению;
  11. контроль за использованием и сбережением лесных массивов и особо охраняемых природных зон на территории МО;
  12. выдача разрешений и документов на строительство в пределах конкретного МО, разрешений на ввод в эксплуатацию капитальных строений;
  13. присвоение и аннулирование адресов капитальных строений, наименований улиц, переулков и т.д.;
  14. принятие решений о сносах самовольных построек;
  15. обустройство и ремонт автодорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения;
  16. строительство объектов муниципального жилого фонда;
  17. обеспечение малоимущих граждан МО жильем из муниципального фонда;
  18. обеспечение условий для развития сельского хозяйства и развития малого и среднего предпринимательства (это что?);
  19. организация транспортного обслуживания на территории МО;
  20. профилактика терроризма и экстремизма (это как?) на территории МО;
  21. участие в предотвращении ЧС (чрезвычайных ситуаций) и в ликвидации их последствий;
  22. организация мероприятий для предотвращения пожаров на территории МО, участие в ликвидации пожаров и их последствий;
  23. организация и функционирование аварийно-спасательных служб на территории МО;
  24. организация обеспечения населения услугами общественного питания, торговли, проведения досуга, почтовой связи;
  25. создание библиотек и организация их работы;
  26. создание условий для занятия физкультурой и спортом (в том числе – инвалидам), условий для развития народного творчества, условий для развития туризма;
  27. отлов бездомных животных;
  28. организация и содержание кладбищ;
  29. решение других вопросов МО.

Формы местного самоуправления

Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

    Местный референдум. Если кратко, то это голосование всех граждан данного МО, имеющих избирательное право, по поводу какого-либо вопроса, требующего решения. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.

Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).

Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.
Муниципальные выборы. Проводятся для того, чтобы жители конкретного МО смогли выбрать членов представительного органа, который будут действовать в интересах жителей МО.

Сход правомочен решать какие-либо вопросы, если половина людей на сходе имеет избирательное право. Инициатором схода может выступать глава МО или его жители (не меньше 10 человек).

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало больше 50 % человек, присутствующих на сходе. Принятое решение схода обязательно к исполнению.
Общественное самоуправление. Такая форма МСУ подразумевает, что инициативная группа жителей МО выдвигает какие-либо задачи, затем предлагает их для обсуждения на собраниях или конференциях жителей МО. При этом выдвигаемые для решения проблемы могут быть актуальны только для ограниченного числа жителей МО.

Поясню на примере: допустим, гр.Иванов, проживающий в вашем подъезде, решил, что пора навести образцовый порядок на лестничных клетках. Он приглашает всех жителей вашего подъезда на собрание, посвященное этому вопросу.

Соседи обсуждают проблему, принимают решение и утверждают меры для наведения порядка, а потом, может быть, даже его наводят. Этот процесс и называется общественным самоуправлением.

  • Публичные слушания, обсуждения, собрания, конференции. Инициируются либо жителями МО, либо представительным органом, либо главой администрации. На публичных слушаниях заслушиваются важные для МО документы, например, проект устава МО, бюджет МО (проект и последующее исполнение).
  • Опросы жителей МО. Могут проводиться либо представительным органом и (или) главой МО, либо органами государственной власти. Результаты опроса не обязательны к исполнению, они носят только рекомендательный характер.
  • Обращения жителей МО в органы МСУ (коллективные и индивидуальные). Обязательны к рассмотрению органами местной власти и вынесению какого-либо решения по теме обращения.
  • Другие формы самоуправления, не противоречащие законодательству РФ.

    Краткое резюме

    Местное самоуправление – это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, села (и т.д.), зависит эффективность развития муниципальных образований и, следовательно – благополучие граждан, в них проживающих.

    Читать еще:  Соотношение муниципальной и гражданской службы

    Читайте наш блог, получайте новую информацию!

    Автор статьи: Елена Копейкина

    3.2. Муниципальная деятельность и муниципальная политика

    Муниципальное управление осуществляется через конкретную деятельность на­селения муниципального образования (местного сообщества) и органов местно­го самоуправления.

    Именно совершая какие-то действия, осуществляя муниципальную деятель­ность, население и органы местного самоуправления решают стоящие перед ними задачи. Муниципальное управление в этом смысле служит формой организации муниципальной деятельности. Предметом муниципальной деятельности явля­ются благоустройство жизни на территории муниципального образования (бла­гоустройство в широком смысле, как устройство на благо людей) и организация оказания населению различных муниципальных услуг. Эта деятельность много­гранна и многоаспектна, поэтому можно говорить об отдельных сферах муници­пальной деятельности: охрана общественного порядка, водоснабжение, школьное образование и т. д.

    В муниципальной деятельности, как любом виде человеческой деятельности, можно выделить две стороны: законность и целесообразность (эффективность). Соблюдение законности — предмет муниципального права. Определение целесо­образности человеческой деятельности — вопрос политики как системы поста­новки и реализации каких-то целей.

    Цель управления — достижение желаемого состояния управляемой системы.

    С этой точки зрения можно говорить о муниципальной политике как системе взаимоувязанных целей муниципальной деятельности и механизмов их реализации.

    Муниципальная политика базируется на использовании властных полномо­чий, которыми наделено местное самоуправление, а право выступает в качестве ограничивающего фактора, определяющего, что можно, а что нельзя делать в той или иной ситуации. Однако право не отвечает на вопрос: что в рамках закона це­лесообразно, а что нецелесообразно делать.

    Целеполагание в муниципальной деятельности. Качество жизни населения

    На выработку целей муниципальной деятельности и формирование муниципаль­ной политики в конкретном муниципальном образовании влияют не только нор­мы права, но и множество иных обстоятельств. Это состояние дел в государстве и регионе, приоритеты федеральной и региональной политики. Это деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального об­разования и преследующих свои корпоративные цели. Наконец, это население, жители муниципального образования и различные местные структуры граждан­ского общества, также преследующие свои, зачастую противоречивые цели. От­сюда следует, что формирование муниципальной политики в каждом конкретном муниципальном образовании и в конкретной социально-экономической ситуа­ции является весьма сложной задачей.

    В зависимости от целей муниципального управления определяются его функ­ции, выбираются формы, методы и средства управления. Грамотная постановка целей имеет основополагающее значение для организации муниципального уп­равления. Из теории менеджмента известно, что всякая организация имеет свое предназначение (миссию) и соответствующую ей цель деятельности.

    Главная (генеральная) цель муниципальной деятельности и стратегическая за­дача муниципальной политики могут быть сформулированы как повышение ка­чества жизни населения на территории муниципального образования.

    Качество жизни человека — важнейшее понятие, связанное с целеполаганием в муниципальной деятельности и формированием муниципальной политики. Под качеством жизни понимают систему показателей уровня жизни (например, безопасность, здоровье, обеспеченность жильем, уровень материального благо­состояния, состояние окружающей среды, возможность получить образование, удовлетворять культурные и досуговые потребности, доступ к информации, воз­можность передвижения и т. д.) и степень их удовлетворения.

    Качество жизни имеет объективную и субъективную стороны. Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы материальных и духовных потребностей и интересов людей, по соблюдению ко­торых можно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интере­сов. Критерием субъективной оценки качества жизни является оценка самим ин­дивидом степени удовлетворения его потребностей.

    Интегральный показатель качества жизни может быть определен весьма ус­ловно, но можно установить некую систему локальных показателей (критериев), каждый из которых поддается измерению. В международной статистике для это­го используются три показателя:

    ♦ средняя продолжительность жизни (косвенно характеризует и состояние здоровья населения);

    ♦ средний уровень материального благосостояния (годовой доход или валовый внутренний продукт на душу населения);

    ♦ средний уровень образованности населения.

    По каждому из этих показателей можно сравнивать отдельные регионы и му­ниципальные образования России, а также Россию и зарубежные страны. Такая статистика существует, и, как известно, она во многом не в пользу России (за ис­ключением уровня образования). Мировым банком делались также расчеты сводного «индекса развития человеческого потенциала» (ИРЧП) как средневзвешенного значения трех названных показателей, каждый из которых представляет долю не­коего «идеального» значения. Так, ИРЧП российского жителя снизился с 0, 918 в 1985 г. до 0, 849 в 1992 г. и 0, 771 в 2001 г., а в 2003 г. он составил 0, 763. На деле показателей, характеризующих качество жизни человека, гораздо больше. Изме­рителями отдельных таких показателей могут выступать потребительские, соци­альные, экологические, образовательные и иные стандарты и нормативы.

    Муниципальная деятельность влияет на качество жизни человека лишь частич­но. Очевидно, что оно зависит от многих факторов: от самого человека, от состоя­ния дел в государстве и его политики, от местной власти. Например, состояние здоровья человека определяется его образом жизни и поведением, состоянием системы здравоохранения в государстве и в конкретном муниципальном образова­нии, состоянием окружающей среды и т. п. Вклад органов местного самоуправле­ния в повышение качества жизни состоит в создании комфортной среды прожи­вания и организации предоставления соответствующих муниципальных услуг. Именно в этом смысле можно говорить о муниципальной политике как о системе мер по повышению качества жизни населения на территории муниципального образования.

    Система целей муниципальной деятельности

    В соответствии с общей теорией менеджмента достижение генеральной цели му­ниципальной деятельности можно «разложить» на отдельные частные цели, каж­дая из которых обеспечивает одну из составляющих качества жизни, например экологическое благополучие или возможность получения образования. Отсюда появился термин «частные муниципальные политики», которые являются состав­ными частями целостной муниципальной политики. Каждая из них реализуется органами местного самоуправления посредством предоставления конкретной му­ниципальной услуги или группы однородных услуг (рис. 3.2.1). Частные муни­ципальные политики являются подцелями генеральной цели муниципальной де-

    Рис. 3.2.1. Система целей муниципальной деятельности

    ятельности и обеспечивают ее достижение. Можно также говорить о системе це­лей муниципальной деятельности и ее подсистемах.

    Структуризация генеральной цели муниципальной деятельности, выделение частных муниципальных политик могут производиться с разной степенью дета­лизации. Внутри каждой частной цели могут быть выделены свои подцели («де­рево» целей). Выделим наиболее крупные подцели (подсистемы), имея в виду их дальнейшую детализацию в соответствующих главах учебника.

    Для анализа распределим эти подсистемы на две группы. Каждая подсистема первой группы имеет целью удовлетворение какой-то конкретной потребности населения путем оказания соответствующих муниципальных услуг. Первую группу подсистем, в свою очередь, можно разбить на две большие подгруппы: под­системы, обеспечивающие создание благоприятной среды обитания человека на территории муниципального образования, и подсистемы, обеспечивающие раз­витие самого человека (человеческого потенциала). Подсистемы второй группы напрямую не связаны с предоставлением конкретных муниципальных услуг и обес­печивают функционирование подсистем первой группы. Такое структурирование позволяет устанавливать степень удовлетворения основных жизненных потребно­стей населения, выявлять узкие места, формулировать цели и задачи развития муни­ципального образования, формировать частные муниципальные политики и прини­мать на основе этого управленческие решения. Характеристика основных подцелей (подсистем) муниципальной деятельности представлена в табл. 3.2.1.

    Таблица 3.2.1

    Основные подцели (подсистемы) муниципальной деятельности

    ПодсистемыЦели подсистемПодсистемы следующего уровня
    Первая группа подсистем
    БезопасностьОбеспечение безопасности проживания на местном уровнеОбщественный порядок Безопасность на дорогах Пожарная безопасность Санитарно-эпидемиологическая безопасность

    Безопасность при чрезвычайных ситуациях

    Безопасность на водах

    Экологическая безопасностьОбеспечение благоприятного состояния окружающей природной средыСостояние воздушного бассейна, водоемов, почв, борьба с шумом
    ГрадоустройствоСоздание комфортной среды проживания (городской среды)Использование природных факторов Планировка и застройка города Архитектурный облик Благоустройство территории Транспортная схема Озеленение

    Продолжение &

    Продолжение таблицы 3.2.1

    ПодсистемыЦели подсистемПодсистемы следующего уровня
    ЖизнеобеспечениеВозможность получения качественных услуг отраслей городского хозяйстваСодействие развитию отдельных отраслей городского хозяйства: жилищно- коммунального, городского транспорта, связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания
    ЗанятостьОбеспечение возможности трудоустройства при благоприятных условиях трудаСодействие развитию малого бизнеса Привлечение инвестиций на территорию Участие в заключении трудовых соглашений между работниками и работодателями, в рассмотрении трудовых споров
    Развитие

    потенциала

    Создание условий для физического и духовного развития человекаРазвитие отраслей социальной сферы (подробнее см. разд. 3.4)
    Вторая группа подсистем
    Экономические ресурсыОбеспечение муниципальной деятельности

    экономическими ресурсами

    Землепользование

    Материальные ресурсы Финансы

    УправлениеОрганизационное обеспечение муниципальной деятельностиВовлечение населения в процесс

    Контроль

    В соответствии с приведенной структуризацией в муниципальном образовании мо­жет быть сформулирована градостроительная, жилищная, экологическая, социальная, образовательная, культурная, молодежная, спортивная, экономическая и иная политика.

    Подсистема «Управление» по отношению ко всем остальным подсистемам за­нимает особое место, выполняя организующую и координирующую роль, роль управляющего звена в системе муниципальной деятельности. Ее цель — органи­зационное обеспечение муниципальной деятельности. Это своеобразный мотор му­ниципальной деятельности, который «гонит кровь» по всем клеткам многосложного муниципального организма и обеспечивает превращение экономических и дру­гих ресурсов территории в жизненные блага для населения, а также скоордини­рованное функционирование всех остальных подсистем.

    Внутри подсистемы «Управление» следует особо выделить подсистему следу­ющего порядка, связанную с вовлечением населения в процесс муниципального управления. Назовем эту подсистему «Местное сообщество». Ее цель — обеспе­чение возможности и условий для самоорганизации населения на местном уров­не и участия его в управлении муниципальным образованием, в принятии жиз­ненно важных решений.

    Специалист в области государственного и муниципального управления дол­жен знать, какой должна быть политика муниципальной власти в той или иной сфере муниципальной деятельности, какие ресурсы необходимы для этого и от­куда их взять, а самое главное — как создать систему эффективного управления всеми социально-экономическими процессами на муниципальном уровне.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что такое «муниципальная деятельность» и «муниципальная политика»?

    2. Какие факторы и условия влияют на выработку целей муниципальной дея­тельности?

    3. Какова главная (генеральная) цель муниципальной деятельности? На какие подцели ее можно разбить?

    4. Какова роль управления в достижении целей муниципальной деятельности?

    Организация деятельности органов местного самоуправления

    Тема 2. Совершенствование деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

    1. Организация деятельности органов местного самоуправления.

    2. Кадровое обеспечение муниципального образования.

    3. Эффективность муниципального образования.

    Организация деятельности органов местного самоуправления.

    Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления. Управление — это воздействие, поступающее в систему извне. Самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой. Любая сложная социально-экономическая система предполагает децентрализацию управленческих функций. Представители каждого уровня управления имеют свои обязанности, ресурсы и полномочия для их выполнения, несут определенную ответственность за принимаемые решения.

    В РФ как демократическом государстве признается самоуправление территориальных единиц разных уровней: субъектов Российской Федерации в рамках федеративного государства, местное самоуправление в муниципальных образованиях, территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования. Местное самоуправление в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем. Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

    В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.

    В российском законодательстве, а именно в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятом в 1995 году (в дальнейшем — Федеральный закон 1995 года), была приведена следующая формулировка: «Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» Признание местного самоуправления особой формой власти и особым общественным институтом означает признание того, что наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом существует также коллективный интерес местной общины, местногосообщества, т.е. муниципальный интерес. Последний состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания людей на данной территории.

    Сам термин «муниципалитет» происходит от латинских слов munis — тяжесть, тягота, бремя и capio, recipio — беру, принимаю. Иными словами, самоуправление – бремя общественных дел. В этом смысле муниципалитет является своеобразной корпорацией 20 жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Ведь население и выбранные им органы местного самоуправления лучше знают, как успешнее организовать свою жизнь и как лучше вести дела, чем государственные органы в случае централизованного управления местными делами.

    Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная власть, реализует политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции. Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.

    Как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества.

    Организационные основы местного самоуправления — это комплекс вопросов, связанных с определением структуры и наименования органов и должностных лиц местного самоуправления, их статуса, порядка формирования, компетенции, разграничения полномочий между ними, системы взаимоотношений, порядка принятия решений, методов разрешения противоречий, порядка прекращения полномочий. Органы местного самоуправления могут избираться непосредственно населением и (или) образовываться представительным органом муниципального образования. Каждый из них наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Должностное лицо местного самоуправления может быть выборным либо нанятым по контракту (трудовому договору) и наделяется исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

    Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования, например муниципальная избирательная комиссия, руководитель милиции общественной безопасности и др. При этом, согласно Федеральному закону 2003 года N 131-ФЗ, наличие представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным, за исключением сельских поселений с численностью жителей менее 100, в которых полномочия представительного органа осуществляет сход граждан.

    Наименования органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

    Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов и назначении должностных лиц местного самоуправления не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В частности, Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ предусматривает участие представителей органов законодательной власти субъекта РФ в конкурсных комиссиях по замещению должностей глав местных администраций муниципальных районов и городских округов, когда глава муниципального образования возглавляет представительный орган. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Общая структура органов муниципальной власти, разграничение полномочий и система взаимоотношений между тремя ее основными звеньями (представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация) в основном с правовых позиций. Здесь речь идет о практической организации и технологическом процессе муниципального управления. Важнейшую роль в этом процессе играет местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Поэтому изложение вопросов организации муниципального управления начинается с рассмотрения организационной структуры местной администрации.

    Организационная структура — важнейший фактор деятельности органа местного самоуправления, форма, в которой реализуется процесс муниципального управления. Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления. Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями, а ступень (уровень) управления — совокупность звеньев, расположенных на определенном иерархическом уровне. Выше было показано, что муниципальные образования существенно различаются по размерам территории, численности и составу населения, положению в системе территориального разделения труда, экономическому потенциалу, составу муниципального хозяйства, уровню развития инженерной и социальной инфраструктуры. Тип муниципального образования предопределяет состав предметов ведения местного самоуправления, что, в свою очередь, обусловливает объем задач и функций всех органов муниципального управления, включая администрацию. Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влияют на структуру местной администрации и являются основой для выделения в ее структуре самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение отдельных конкретных задач. Чем сложнее хозяйственный комплекс в том или ином муниципальном образовании, тем более важна взаимосвязь всех его составляющих, комплексное решение вопросов социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Соответственно, для реализации этих целей в составе администрации организационно выделяются или усиливаются соответствующие структурные подразделения.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации

    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 13.10.2014 2014-10-13

    Статья просмотрена: 3493 раза

    Библиографическое описание:

    Фирсова, Е. Г. Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации / Е. Г. Фирсова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12982/ (дата обращения: 07.04.2020).

    Муниципальная власть всегда заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Инвестиции обеспечивают занятость населения, пополнение местного бюджета, возможность реструктуризации экономики. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию инвестиций на территории муниципального образования составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

    В ведении местного самоуправления муниципальных образований (далее по тексту статьи-МО) Российской Федерации находятся вопросы местного значения, в рамках решения которых МО РФ осуществляют деятельность по привлечению инвестиций. Ниже приведен список некоторых вопросов местного значения, входящих в компетенцию МО РФ:

    1) составление и рассмотрение проекта бюджета;

    2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

    3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

    4) организация электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

    5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов;

    6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения;

    7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

    8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

    9) организация мероприятий по охране окружающей среды;

    10) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;

    11) утверждение схем территориального планирования;

    12) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов;

    13) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;

    Проводя анализ вышеуказанных вопросов местного значения можно условно разделить их на 3 группы.

    Первая группа — вопросы, находящиеся под контролем и полным определением административных органов МО. К ним относятся, например, местные финансы и вопросы распоряжения муниципальной собственностью. Для МО эта группа вопросов является определенным административным ресурсом, с помощью которого формируются условия для развития МО, инвестиционный климат, решаются вопросы, относящиеся к другим группам. При взаимодействии с потенциальным инвестором эти вопросы формируют предложение МО, помогают в борьбе за привлечение инвестиций.

    Вторая группа — задачи МО по обеспечению условий развития бизнеса, сферы услуг населению, сферы услуг населению, культуры и спорта. При решение этих вопросов МО интенсивно взаимодействует с частным капиталом.

    Третья группа включает в себя вопросы социального значения, такие как содержание учреждений здравоохранения, образования, обеспечение населения электроэнергий, газом, теплом и водой. Это наиболее затратная группа вопросов, финансирование которых обеспечено только за счет местного бюджета, либо с привлечением средств населения. И тот и другой вид финансирования достаточны лишь для поддержания систем, но не для их развития. Для развития, ремонта и модернизации требуются внешние, привлеченные инвестиционные ресурсы [2,c.244].

    Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.

    К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг. Инвестиционный потенциал территории могут составлять:

    выгодное географическое положение;

    наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.;

    состояние окружающей природной среды;

    уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;

    “цена” рабочей силы;

    наличие квалифицированных кадров, научно-техническая, проектная, образовательная база;

    уровень и качество жизни населения, емкость потребительского рынка;

    деловой климат: уровень деловой активности, уровень местного налогообложения, политика местной власти по отношению к бизнесу и другие факторы.

    Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, по прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т. е. иметь стратегический план развития, который может быть продемонстрирован инвесторам.

    Подход к поиску и привлечению инвесторов на территорию в настоящее время существенно отличается от советского периода, когда такие решения принимались на уровне государственного планирования. Сейчас же этот процесс носит стихийный характер и его результат во многом зависит от случайных факторов. Здесь происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предложит лучший товар за меньшую цену.

    Придание процессу привлечения инвесторов на территорию системного характера требует использования современных маркетинговых технологий. В основу маркетинга в мировой практике положены четыре принципа: продукт, цена, позиционирование, продвижение. Если этот подход применить к муниципальному маркетингу, то можно отметить следующее.

    Маркетинговым продуктом в муниципальном образовании является его инвестиционный потенциал.

    В зависимости от конкретного инвестиционного проекта его цена определяется по совокупности различных факторов. Основные ее составляющие включают в себя эксплуатационные расходы, транспортные расходы, расходы, связанные с выбором и подготовкой площадки, стоимость местных строительных материалов, стоимость и время оформления необходимых документов, доступность и своевременность получения достоверной информации и др. Как производитель любого товара ищет пути снижения его себестоимости, так и муниципальная власть должна искать пути снижения расходов инвесторов, которые могут прийти на территорию.

    Для потенциальных инвесторов важным становится ответ на вопрос — для производства каких товаров и услуг более всего годится та или иная территория. Естественно, необходима информация о потребительском рынке и об уровне производства, которая будет формировать интерес к территории. Если ответ на этот вопрос уже известен, задача облегчается, поскольку сужается круг потенциальных инвесторов, с которыми можно вести целенаправленную работу.

    Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты незавершенного строительства. Но для этого необходимо провести полную инвентаризацию таких объектов, оценку степени строительной готовности, возможностей перепрофилирования с учетом стратегических целей развития муниципального образования.

    Другое возможное направление — высвобождающиеся в результате сокращения производства здания цехов и промышленных предприятий, имеющие транспортные подходы и инженерную инфраструктуру. И здесь муниципальной власти необходимы четкий перечень и технические характеристики таких зданий, а также соглашения с их собственниками о возможном размещении новых производств по инвестиционным проектам.

    Третьим направлением привлечения инвесторов могут быть возможности использования ноу-хау мирового уровня. Такие разработки и технологии имеются в ряде муниципальных образований с развитым научным потенциалом. Крайне важно знать об имеющихся разработках, провести их соответствующую экспертизу, осуществить рекламу.

    Нельзя сосредоточивать все усилия на разработке только одного варианта привлечения инвестиций, в запасе всегда должны быть как дополняющие, так и альтернативные варианты [3].

    Важно отметить, что наиболее привлекательными для выбора региона для инвесторов являются факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Повысить инвестиционную привлекательность могло бы изменение законодательства в части предоставления налоговых льгот инвесторам, но это, в любом случае, разовое мероприятие, которое лишь снизит «планку», но не решит проблему [4].

    Инвестиционная стратегия должна быть ясной, с обозначением приоритетов инвестиций в муниципальном образовании. Инвестор должен знать, «что и как мы улучшаем». Необходим наглядный план, дающий представление о перспективах застройки территории, развитии инженерной и социальной инфраструктуры в муниципальном образовании. План объединяет в одном документе перечень ключевых объектов всех видов, строительство которых запланировано в различных программах и планов органов власти муниципалитета. Такой план позволит инвесторам управлять рисками своих решений, а также принимать решения об участии в различных инфраструктурных проектах, выгодных в свою очередь муниципальному образованию [5].

    1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

    2. Муниципальная собственность и инвестиции / Р. Р. Манукян, В. В. Жуковский и др. Монография. — М.: ФГНУ РПЦГМУ, 2003.

    3. Волкодав Ю. П., Олейников Е. А., Инвестиционная политика современной России. Под ред. акад. Е. А. Олейникова. М.: Рос. экон. акад. 2007. 410 с.

    4. Лукасевич И. Я. «Финансовый менеджмент: Учебник/ И. Я. Лукасевич». — М.: Экмо, 2008. — 768 с.

    5. Саак А. Э., Колчина О. А. «Инвестиционная политика муниципального образования», Спб.:Питер, 2010 г..336 с.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector