Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кредит бюджетному учреждению

Кредит бюджетному учреждению

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли муниципальное бюджетное учреждение взять кредит в коммерческом банке? Если может, то какова эта процедура, какие документы надо оформлять, нужно ли разрешение учредителя, необходимо ли вносить изменения в устав? Может ли кредит зачисляться на лицевой счет учреждения, открытый в казначействе, или необходимо открывать счет в коммерческом банке? Какие бухгалтерские проводки используются для отражения операций по зачислению заемных денежных средств и уплате процентов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Прямого запрета на взятие бюджетным учреждением банковского кредита законодательство не содержит. Вместе с тем бюджетному учреждению необходимо быть готовым обосновать контролирующим органам, а также органу, осуществляющему в его отношении функции и полномочия учредителя, необходимость привлечения заемных средств.
2. Порядок и условия предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом. Договоры, связанные с привлечением учреждением заемных денежных средств, должны заключаться с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Если в совершении сделки по получению займа имеется заинтересованность либо если такую сделку следует относить к крупным, то она может быть совершена бюджетным учреждением только с одобрения органа, осуществляющего в его отношении функции и полномочия учредителя.
3. Операции с заемными средствами бюджетному учреждению следует отражать на лицевом счете, предназначенном для учета средств от приносящей доход деятельности. Для отражения таких операций в бухгалтерском учете бюджетного учреждения применяется счет 301 14 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом».

Обоснование вывода:
1. Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии ГК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Источником финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений выступают средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, средства обязательного медицинского страхования при осуществлении бюджетным учреждением соответствующей деятельности (смотрите также п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Кроме того, в качестве источника финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения выступают средства, полученные таким учреждением от приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с видами деятельности, указанными в уставе учреждения (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Такие средства могут быть получены как в рамках основной деятельности, так и в рамках иной деятельности бюджетного учреждения. Вместе с тем согласно положениям п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.
Заемные средства в качестве источника финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения в законодательстве не поименованы. Однако и прямого запрета на привлечение заемных средств в целях исполнения принятых обязательств бюджетным учреждением ни Закон N 7-ФЗ, ни ГК РФ не содержат (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 22.12.2014 N Д28И-2829).
Вместе с тем осуществление бюджетным учреждением операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 30.01.2017 N 02-05-12/4613). Кроме того, расходы на уплату процентов за использование заемных средств могут квалифицироваться контролирующими органами в качестве неэффективного использования средств бюджетного учреждения.
Поскольку привлечение заемных средств для собственных нужд учреждения само по себе не является видом деятельности бюджетного учреждения, то внесение изменений в устав не требуется. Кроме того, даже факт внесения соответствующих изменений в устав относительно возможности осуществлять привлечение заемных средств не исключает вероятность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Бюджетному учреждению необходимо быть готовым обосновать контролирующим органам, а также органу, осуществляющему в его отношении функции и полномочия учредителя, необходимость привлечения заемных средств. К примеру, в отсутствие заемных средств бюджетное учреждение не сможет исполнить принятые перед поставщиками обязательства, что может повлечь дополнительные затраты, связанные с уплатой пени, штрафов, размер которых может превысить расходы на уплату процентов по кредиту, и т.п. При этом следует заручиться расчетами. Необходимость принятия обязательств в отсутствие средств на их оплату также необходимо обосновать. В ином случае бюджетному учреждению отстоять свою точку зрения, связанную с необходимостью привлечения заемных средств, не удастся.
2. Порядок и условия предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК РФ).
Договоры, связанные с привлечением учреждением заемных денежных средств, должны заключаться с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
При принятии решения о получении займа бюджетным учреждением следует иметь в виду, что, если в совершении сделки по получению займа имеется заинтересованность либо если такую сделку следует относить к крупным, то согласно положениям п. 13 ст. 9.2 и п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ она может быть совершена бюджетным учреждением только с одобрения органа, осуществляющего в его отношении функции и полномочия учредителя.
3. По общему правилу бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Необходимость и возможность открытия счета в кредитной организации в целях осуществления операций с заемными средства законодательно не закреплена.
Кроме того, учет операций с привлеченными заемными средствами ведется на счете 301 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (п. 248 Инструкции, утвержденной приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н). При этом указанный счет применяется бюджетными учреждениями в корреспонденции со счетом 201 11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» (п.п. 124, 125 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Более того, возможность применения счета 201 21 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» бюджетными учреждениями Инструкцией N 174н не предусмотрена. Все это указывает на то, что операции с заемными средствами бюджетному учреждению следует отражать на лицевом счете, предназначенном для учета средств от приносящей доход деятельности.
С учетом п.п. 124, 125 Инструкции N 174н, а также рекомендаций, данных в приложении к письму Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308, операции по зачислению заемных средств, а также по их возврату и уплате процентов за их использование, подлежат отражению в учете бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями:
1) Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 301 14 710, одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код 710 КОСГУ, код аналитики 710)
— привлеченный кредит (заем) поступил на лицевой счет бюджетного учреждения;
2) Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 810 КОСГУ, код аналитики 810)
— перечислен платеж в счет погашения долга;
3) Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710
— отражено начисление процентов по долговому обязательству бюджетного учреждения;
4) Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 231 КОСГУ, 853 КВР)
— перечислен платеж в счет погашения процентов по кредиту (займу).

Читать еще:  Порядок лицензирования и аккредитации образовательных учреждений

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

20 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Что такое бюджетный кредит

Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.

Определение из Бюджетного кодекса

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.

СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.

Цели и задачи бюджетного кредитования

Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:

  • фискальной (контролирование уплаты налогов);
  • регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
  • управляющей.

Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:

  • восполнять дефицит бюджета;
  • стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
  • регулировать экономическую стабильность в регионах;
  • содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.

Кто может брать бюджетный кредит

Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:

  • бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
  • государственные и муниципальные унитарные организации;
  • юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
  • исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
  • отдельные категории граждан РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.

Формы бюджетных кредитов

По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:

  • государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
  • государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.

Условия предоставления

Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:

  1. Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
    • условия выдачи;
    • периоды возврата;
    • процентная ставка и др.
  2. Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
  3. Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.

Возможные цели бюджетного кредитования

Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:

  • частичного перекрытия дефицита бюджета;
  • корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
  • ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.

Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.

К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.

Как получают бюджетный кредит

Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:

  • учредительные документы;
  • финансовую отчетность за последний год;
  • доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).

ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.

Сроки кредитования и процентная ставка

В ст. 134 Бюджетного кодекса РФ «Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета» говорится о том, что бюджетным организациям средства из федерального бюджета могут быть предоставлены сроком на 1 год.

Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.

Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:

  • основания предоставления;
  • порядок выдачи;
  • цели использования;
  • процедура возврата.

Непогашенный бюджетный кредит

Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:

  • формализация процедуры и критериев выдачи бюджетных ссуд;
  • реструктуризация (пролонгация) долга, срок которого истек, если субъект РФ признан «кризисным регионом» по соответствующей процедуре.

Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:

  • за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
  • за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.

ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.

Учет бюджетного кредитования

Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:

  • регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
  • учет основной денежной суммы и процентов по договору;
  • учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
  • составление ориентировочного графика погашения;
  • расчеты начислений за будущие периоды;
  • при необходимости – проведение пролонгации;
  • код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.

Особенности бюджетных кредитов в 2018 году

Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.

Читать еще:  Бланк инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности

Правительство одобрило проект бюджета на 2018-2020 годы, в котором не предусмотрена статья расходов на бюджетные кредиты, потому что уже выданные составляют значительную часть государственного долга. Недопустимо рассчитывать на займы как на постоянный доход, получаемый регионами из бюджета, чтобы не допустить дефолта.

СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.

Прежде чем думать о новом кредитовании, следует разобраться со «старыми» долгами. Для этого правительство вместо выдачи денег в кредит из бюджета вводит программу реструктуризации накопленных задолженностей. Она рассчитана на длительный срок – от 7 до 12 лет в отдельных регионах. Первые два года регионы обязаны погасить по 5% своего долга, остальное – пропорционально в течение последующих 5-10 лет. Сроки выплат увеличат тем регионам, где инфляция не будет слишком обгонять налоги и неналоговые платежи.

В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:

  • короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • дотации на сбалансированность.

Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.

Что такое бюджетные кредиты и кому они выдаются

Государственные кредиты могут предлагаться только ограниченному количеству фирм. Они представлены определенными отношениями между бюджетными организациями и представителями компаний. Данные кредиты могут являться контрактами, по которым государство является заемщиком, для чего привлекаются инвестиции разных вкладчиков.

Также государство может выступать в качестве кредитора, поэтому выдаются фирмам выгодные кредиты под небольшие проценты и с другими интересными и необычными условиями.

Понятие и назначение бюджетных кредитов

Бюджетный кредит представляет собой процедуру, когда из бюджета выделяются деньги для передачи их другому лицу. Деньги из бюджета могут направляться разным заемщикам:

  • различным коммерческим предприятиям;
  • другим государствам;
  • субъектам РФ;
  • учреждениям, являющимся муниципальными или областными;
  • в другие виды бюджетных организаций.

Выдача средств осуществляется исключительно после составления и подписания соответствующего договора. При этом учитываются требования НК РФ, ГК РФ, бюджетного законодательства и разных нормативных актов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов с долгами, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам +7 (499) 450-27-46 . Это быстро и бесплатно !

Бюджетный кредит может быть представлен в нескольких формах:

  • займы, которые предоставляются коммерческим организациям, не имеющим отношения к государству, а также разным унитарным предприятиям;
  • кредиты, которые выдаются муниципальным учреждениям, причем они могут быть процентными или беспроцентными.

Важно! Для получения такого займа заемщик должен соответствовать большому количеству разных условий и требований.

Какие требования должны удовлетворяться для получения

Чтобы получить данный вид, непременно учитываются некоторые требования, к которым относится:

  • коммерческие организаций могут рассчитывать на этот вид кредитования исключительно в ситуации, когда у них отсутствуют какие-либо просрочки по платежам в разные виды бюджетов;
  • обязательно заблаговременно погашаются разные платежи, которые уплачиваются государству, причем сюда относится даже реструктуризация долгов;
  • иностранные организации могут рассчитывать на государственный кредит только в виде целевых займов, выдающихся в определенной валюте;
  • к общим условиям относится возвратность данных средств;
  • обычно займы являются целевыми, поэтому тратить средства можно исключительно на конкретные цели, являющиеся значимыми и важными для всего государства;
  • заемщики должны возвращать не только полученные средства, но и проценты, причем их размер, сроки перечисления и правила начисления прописываются в договоре;
  • каждая компания, предварительно должна подтвердить свою платежеспособность, но исключением является ситуация, когда средства предоставляются государственным учреждениям.

Ставки

Процентные ставки, по которым выдаются бюджетные кредиты, могут значительно отличаться. На их размер влияют разные факторы, к которым относится размер и платежеспособность компании, цель кредитования и размер выдаваемой заемной суммы.

По бюджетным кредитам ставки намного ниже, чем при кредите в банке, поэтому они могут начинаться даже от 3 процентов.

Что такое кредит, расскажет это видео:

Кем выдаются

В ФЗ №145 прописываются все нюансы, имеющие отношение к предоставлению такого бюджетного кредита. Он предлагается специальными государственными организациями.

Предоставление бюджетных средств обеспечивается за счет денег целевых зарубежных заимствований, в итоге проведения реструктуризации долгов юр лиц по ранее полученным бюджетным займам, а также могут применяться непосредственные деньги государства.

Разные государственные органы могут получить полномочия по выдаче данных видов кредитов.

Кто может стать заемщиком

При получении предъявляются к потенциальным заемщикам многочисленные требования. К ним относится:

  • высокая платежеспособность, причем любая компания предварительно тщательно проверяется, чтобы убедиться, что ее финансового состояние является оптимальным, чтобы выплачивать такой займ в соответствии с условиями договора;
  • у коммерческой организации должны иметься возможности для предоставления банку гарантии возврата средств, а к ней можно отнести какое-либо имущество или поручителей;
  • не будет выдаваться бюджетный кредит компаниям, которые ранее уже пользовались бюджетной поддержкой или у них имеются просрочки по другим займам, так как они причисляются в этом случае к заемщикам с плохой кредитной историей.

Особенности проверки

Перед выдачей бюджетного кредита компании, претендующие на его получение, тщательно проверяются, чтобы убедиться в их платежеспособности.

Проверка осуществляется государственными органами, обладающими нужными полномочиями и возможностями. Проверяется не только финансовое состояние фирмы, но и предоставленные гарантии и привлеченные поручители.

Процедура выдачи кредита

Выдается бюджетный кредит достаточно сложной последовательностью этапов, а для этого надо выполнить действия:

  • оформляется заявка;
  • подготавливаются копии учредительной документации;
  • копируется вся финансовая отчетность предприятия за год или несколько последних лет;
  • указывается в заявке назначение займа;
  • предоставляются гарантии возврата средств.

После выполнения данных этапов надо подождать решения государственного органа.

Особенности кредитования в России, смотрите в этом видео:

Преимущества и недостатки

Бюджетные кредиты обладают многими плюсами, хотя и не лишены некоторых значимых недостатков. К преимуществам относится:

  • компания может пополнить количество денег в обороте без необходимости эмиссии акций или выполнения иных сложных и специфических процессов;
  • выдаются средства только на цели, которые являются нужными не только для предприятий, но и для всего государства, поэтому их использование позволяет положительно влиять на российскую экономку;
  • за счет бюджетных кредитов производится регулирование обращения денег в стране;
  • выдаются действительно значительные по размеру средства, которых будет достаточно для развития фирмы или реализации иных масштабных задач;
  • компании, получающие данные займы, не должны уплачивать значительные по размеру проценты, а также другие условия считаются достаточно интересными и выгодными.

К минусам относится то, что средства могут применяться только для одной конкретной цели.

Если организация по каким-либо причинам не сможет справляться с платежами, то в будущем она уже не сможет рассчитывать на поддержку государства.

Особенности уплаты процентов

Даже бюджетные кредиты предоставляются с начислением определенных процентов. Рассчитываются они в зависимости от ставки рефинансирования, причем вся плата минимально должна быть равна ¼ ставки рефинансирования, а учитывается этот показатель на тот момент, когда подписывается договор с заемщиком.

Каждый муниципалитет может устанавливать собственную ставку процента.

Как выдается займ бюджетным учреждениям

Даже бюджетные учреждения могут нуждаться в заемных средствах, причем обычно они тратятся на цели:

  • покрытие разрывов в кассе;
  • уменьшение дефицита бюджета;
  • покрытие временного разрыва в кассе.

Важно! При оформлении бюджетным организациям не требуется от них предоставление каких-либо гарантий возврата средств в отличие от коммерческих предприятий.

За кредиты даже бюджетным учреждениям придется уплачивать проценты, которые устанавливаются федеральным правительством или местными органами власти. При подписании договора формируется график платежей, в котором указываются даты, когда надо вносить средства по кредиту.

Заключение

Таким образом, бюджетные кредиты выдаются только некоторым компаниям и бюджетным организациям. Они обладают определенными особенностями, плюсами и минусами. Для их получения требуется наличие гарантии и хорошего финансового состояния. Получить их можно только на определенные цели, которые будут выгодны и государству.

Читать еще:  Условия обязательства по кредиту

Правомерность заключения бюджетным учреждением кредитного договора

Комментарий к письму Минфина РФ от 30.01.2017 № 02-05-12/4613 «О правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора».

В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.

Бюджетное учреждение – заимодавец.

Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).

В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.

Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.

При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.

Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:

  • платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
  • указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
  • указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
  • суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.

Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Бюджетное учреждение – заемщик.

Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.

Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.

Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector