Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Капитальные расходы бюджета

Капитальные расходы бюджетов

Капитальные расходы бюджетов – стандартная составляющая расходов, которая покрывает потребности в финансировании инвестиционной и инновационной деятельности. В эту статью затрат, как правило, включаются расходы на формирование новых или укрепление уже действующих юридических лиц (компаний, фирм, предприятий). Передача средств осуществляется с учетом существующей инвестиционной программы, которая утверждена государственными органами власти.

Капитальные расходы бюджетов могут предоставляться в форме займов для выполнения восстановительных или капитальных работы, а также других мероприятий, связанных с восстановлением имущества, находящегося во владении субъектов РФ, муниципальных учреждений и прочих государственных структур. Сюда же относятся другие бюджетные затраты, которые включены в капитальные расходы бюджетов с учетом экономического разделения затрат бюджетов РФ.

Капитальные расходы бюджетов имеют в составе и бюджет развития, условия и особенности

формирования которого определяются на законодательном уровне.

Роль капитальных расходов бюджетов в общей классификации и их сущность

Чтобы говорить о сущности капитальных бюджетных расходов, важно понимать ее роль в общей структуре распределения бюджетных средств. Что такое бюджетные расходы государства? Это средства, которые направляются из казны страны на финансирование тех или иных отраслей и решения определенных задач.

Почти все бюджетные затраты – это деньги, которые направляются на общегосударственные дела, четко описанные в бюджете страны на каждый конкретный период. Суть таких затрат – распределение, а также перераспределение имеющегося в распоряжении дохода, используемого для решения общих целей.

В свою очередь, многообразие бюджетных затрат можно объяснить несколькими важными факторами :

1. Природой и функциями работы самой структуры государственного управления.
2. Уровнем развития социальной сферы и экономики.
3. Делением государства на территориальные и административные единицы.
4. Широкой разветвленности структуры национальной экономики и бюджетных связей.

При этом все бюджетные расходы можно классифицировать по нескольким наиболее важным признакам :


1. По экономической роли. Здесь можно выделить бюджетные средства, направляемые на содержание деятельности, не имеющей связи с материальным производством, и непосредственно на материальное производство.

2. По функциональному применению. В данном случае бюджетные расходы распределяются для реализации следующих целей – финансирования народного хозяйства, уменьшения аппарата управления, проведения исследований фундаментального типа, ведения правоохранительной деятельности и так далее.

3. По экономическому содержанию расходы можно поделить:

— капитальные расходы бюджетов – это та часть затрат, которая позволяет качественно профинансировать инвестиционную и инновационную работу. В данную категорию можно включить различные статьи затрат, которые предназначены для вложений в производство основных фондов, проведение капитального ремонта и так далее;


— текущие расходы – составляющая затрат, которая позволяет поддерживать нормальную работоспособность государственных органов и бюджетных предприятий, финансируемых за счет бюджетных средств. Кроме этого, из этих средств реализуется поддержка различным бюджетам и конкретным экономическим отраслям. Часто текущие расходы имеют вид субсидий, дотаций и субвенций.

Капитальные расходы бюджетов: источники формирования, задачи, признаки

Нельзя забывать, что каждый бюджет нуждается в своевременном пополнении. Не исключением являются и капитальные расходы. В данном случае источниками капитальных расходов выступают:

1. Займы, которые берет Российская Федерация для реализации инвестиционных задач. Сюда можно отнести как внутренние, так и внешние кредиты.

2. Средства, полученные от реализации недвижимости и прочего имущества, находящегося в собственности государства.

3. Прибыль бюджета РФ, которая была получена от различных бюджетных ассигнований, организованных с целью дальнейших инвестиций. Как правило, такие вложения всегда реализуются на основных условиях сотрудничества – платности, возвратности и срочности.

4. Прибыль бюджета РФ, полученная по факту приватизации или использования объектов государственной собственности, которые были сформированы по итогам реализации инвестиционных проектов. Как правило, на внедрение таких проектов направляются бюджетные средства.

5. Часть выплат, поступающих в бюджет РФ после размещения долговых государственных активов в части, которая установлена бюджетом на последующий год.

6. Половина суммы от разницы между фактически поступившей прибылью от внешнеэкономической деятельности и уровнем доходов, установленных бюджетом РФ на будущий финансовый год.

7. Прочие источники финансирования, которые оговорены в законе РФ.

Бюджетные средства, как правило, накапливаются на специально созданных для этого счетах Федерального казначейства (главное управление).

Средства капитальных бюджетных расходов, как правило, направляются на решение следующих задач :

1. Финансирование проектов, которые непосредственным образом связаны с реализацией инвестиционных проектов. Последние, в свою очередь, отбираются на конкурсной основе.

2. Выполнение обязательств, которые возложены на Правительство страны по предоставлению инвесторам гарантий государства. Как правило, такое обеспечение всегда подкреплено средствами бюджета. При этом развитие инвестиционной сферы производится с учетом порядка, предусмотренного Правительством страны.

Читать еще:  Капитал и обязательства предприятия

3. Передача денег в форме бюджетных займов на реализацию инвестиционных целей. В качестве кредитополучателей, как правило, выступают юридические лица (компании, фирмы и так далее).


4. Создание или увеличение объемов имущества, относящегося к собственности Российской Федерации, муниципальных формирований и различных субъектов.

5. Выполнение капитальных (восстановительных) работ, а также другие категории затрат, связанные с увеличением воспроизводства.

6. Решение прочих задач, которые входят в капитальные затраты в соответствии с экономической классификацией затрат бюджетов страны.

На практике применение финансов, выделяемых из бюджета страны и направляемых на финансирование различных проектов, производится исключительно на конкурсной основе (об этом уже упоминалось выше). При этом отвлечение свободного капитала из бюджета развития для решения вопросов, не связанных с реализацией инвест проектов, не допускается.

При выделении капитальных расходов бюджетных средств четко прослеживается роль и важность страны в общем развитии. При правильной организации средства должны равномерно направляться в промышленный сектор, на развитие экономики или гражданской авиации, совершенствование космических программ, повышение культуры народов Севера и прочие сферы.

Все группы капитальных и прочих расходов можно условно поделить по нескольким признакам :

1. Ведомственный признак. Его применение позволяет выделить в каждой группе затрат определенное юридическое лицо или государственную структуру, которая больше всего нуждается в финансировании. С помощью этого признака много проще оценить изменения в структуре затрат.

2. Целевой признак. Позволяет более рационально применить капитальные бюджетные средства и использовать их по целевому назначению. При этом все расходы могут классифицироваться на множество направлений.
Одним из важных вопросов является защищенность капитальных расходов от обесценивания в условиях максимальной инфляции. Здесь основным является принцип защищенности, который позволяет финансировать те или иные направления с учетом текущей инфляции. В этом случае нуждающаяся сфера получает инвестиции в полном объеме для реализации намеченных планов в полном объеме.

3. Территориальный признак. Его суть в том, что капитальные расходы бюджета должны распределяться равномерно по всей территории России. Кроме этого, при передаче средств в тот или иной регион должна соблюдаться определенная иерархия. В частности, сегодня можно выделить расходы федерального уровня, местных бюджетов и субъектов РФ.

Статья 67. Капитальные расходы бюджетов


Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

1. Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой (включая расходы на приобретение акций действующих организаций), средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности, соответственно, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Основной целью капитальных расходов бюджетов является развитие имущественной основы государства и местного самоуправления. Имущественную основу РФ составляют объекты недвижимости, средства производства и иные вещи, принадлежащие ей на праве собственности и предназначенные для обеспечения реализации функций РФ и решения стоящих перед ней задач, а также имущественные права, в том числе выраженные в ценных бумагах, принадлежащие ей и осуществляемые в тех же целях. Имущественную основу субъектов РФ и местного самоуправления составляет принадлежащее им имущество, которое используется ими для реализации своих функций.
Достижение данной цели позволяет обеспечить расширенное воспроизводство в рамках РФ, ее субъектов и муниципальных образований соответственно.
Для достижения указанной цели комментируемая статья предусматривает следующие средства:
1) инвестиционная деятельность, предполагающая размещение инвестиций в форме капитальных вложений;
2) инновационная деятельность;
3) создание за счет средств РФ, ее субъектов и муниципальных образований новых объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства и вещей длительного пользования;
4) приобретение в собственность РФ, ее субъектов и муниципальных образований объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства и вещей длительного пользования;
5) капитальный ремонт принадлежащих РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства и вещей длительного пользования.
Инвестиционная деятельность государства и местного самоуправления, предполагающая размещение инвестиций в форме капитальных вложений, представляет собой деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти РФ, ее субъектов, а также местного самоуправления, направленную на вложение бюджетных средств в основной капитал (основные средства) действующих и вновь создаваемых юридических лиц, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты в целях получения в дальнейшем прибыли и иного общественно-полезного эффекта.
В РФ инвестиционная деятельность регулируется рядом федеральных законов, среди которых следует отметить:
1) Закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;
2) Закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Названные законы в первую очередь призваны защитить интересы частных инвесторов. Но они также могут применяться и в том случае, когда в роли инвестора выступает государство или муниципальное образование, однако с ограничениями, установленными БК РФ (см. ст. 76, 77, 79, 80 БК РФ). Как правило, затраты на инвестиционную деятельность отражаются в бюджете развития и осуществляются в соответствии с утвержденными инвестиционными программами.
Инновационная деятельность предполагает организацию разработки и внедрения в практическую деятельность нововведений в области науки, техники, технологий, организации труда и управления, основанных на использовании достижений науки и передового опыта и направленных на использование в различных областях и сферах деятельности в целях достижения общественно-полезного эффекта.
Инновационные программы являются разновидностью инвестиционных программ. Их особенность состоит в том, что они предполагают расходование бюджетных средств на достижение общественно полезного эффекта в наукоемких областях производства.
За последнее время Правительством РФ предпринимался ряд мер, направленных на развитие инновационной деятельности в РФ. В этих целях были приняты следующие постановления Правительства РФ:
1) о комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности;
2) о создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу;
3) о первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности;
4) о Федеральном фонде производственных инноваций.
Участвуя в инвестиционных и инновационных программах, государство и местное самоуправление приобретают имущественные права, как правило, выраженные в ценных бумагах, которые позволяют им оказывать воздействие на те организации, которым была оказана поддержка в форме инвестиций. При участии в инновационной деятельности государством и муниципальными образованиями могут также приобретаться права патентодержателя на соответствующие изобретения, полезные модели, рационализаторские предложения и промышленные образцы.
Государство и местное самоуправление для реализации своих функций и решения стоящих перед ними задач испытывают потребность в объектах недвижимости, оборудовании, иных средствах производства и вещах длительного пользования. Названная потребность может быть удовлетворена двумя способами — путем создания новых вещей и путем приобретения уже существующих вещей в собственность.
Создание новых объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства и вещей длительного пользования осуществляется по заказу специально уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также иных организаций на основании договора подряда для государственных нужд, к которому применяются положения о государственных контрактах (см. ст. 72 БК РФ и комментарий к ней).
Приобретение объектов недвижимости государством и муниципальными образованиями осуществляется на основании договора продажи недвижимости, а иных вещей — на основании договора поставки для государственных нужд. Если государством или муниципальным образованием имущество приобретается в целях реализации своих функций и решения стоящих перед ними задач, то к соответствующим договорам купли-продажи также применяются положения о государственных контрактах (см. ст. 72 БК РФ и комментарий к ней).
Государство и муниципальные образования имеют также потребность в поддержании уже имеющегося у них имущества в таком состоянии, которое бы позволяло использовать данное имущество в соответствии с его хозяйственным назначением. В этих целях такое имущество с определенной периодичностью должно проходить капитальный ремонт, который осуществляется на основании договора подряда для государственных нужд.
2. В целях обеспечения затрат, связанных с инвестиционной деятельностью государства и местного самоуправления, в расходной части бюджета может выделяться специальный раздел, называемый бюджетом развития. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает, что порядок и условия формирования бюджета развития определяются специальным федеральным законом.
Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников:
1) внутренние и внешние заимствования РФ на инвестиционные цели;
2) часть доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;
3) доходы федерального бюджета от использования и приватизации объектов федеральной собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджета развития;
4) доходы федерального бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;
5) отчисление части поступлений в федеральный бюджет от размещения государственных ценных бумаг в доле, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
6) 50% средств сумм превышения фактически поступивших доходов от внешнеэкономической деятельности над доходами от указанной деятельности, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
7) другие источники, предусмотренные законодательством РФ.
Денежные средства бюджета развития аккумулируются на специальных счетах органов Главного управления Федерального казначейства Минфина России в учреждениях ЦБР.
Средства бюджета развития направляются на:
1) финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;
2) исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Использование денежных средств бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности. Отвлечение временно свободных денежных средств бюджета развития на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов бюджета развития, не допускается.

Читать еще:  Капитализм в экономике это

Капитальные расходы бюджета

Расходы бюджета — распределение финансовых ресурсов на целевые, территориальные и отраслевые нужды.

По экономическому признаку они подразделяются на капитальные и текущие. Капитальные расходы бюджета в виде предоставления кредитов и выделения средств направляются на выполнение инвестиционных и инновационных работ. Обычно они предназначены для действующих предприятий, юридических лиц, начинающих свою деятельность.

Понятие и особенности

Бюджет страны — подробный план сбора и распределения различных ресурсов за определенное время. Главный документ, который содержит все доходы, то есть поступления и расходы государства, называется государственный бюджет. Капитальные расходы бюджета — один из компонентов, в составе которого:

  • гранты, предоставляемые юридическим лицам и отдельным гражданам, занимающимся научными и/или исследовательскими работами;
  • ресурсы, предназначенные для покрытия долговых обязательств;
  • кредитные средства, выдаваемые другим государствам;
  • деньги, служащие для выплаты за работы, услуги, продукцию по договорам, заключенным с предприятиями, работающим по муниципальному договору;
  • финансовые ресурсы, предназначенные для ремонта, обслуживания и содержания бюджетных объектов;
  • инвестиции в уставной капитал;
  • разные виды компенсаций, оплаты налогов.

Сюда же относятся и ассигнования, то есть выплаты, которые закреплены в федеральном законодательстве (пенсии, стипендии, пособия и другие социальные расходы). Капитальные расходы бюджета, связанные с инвестиционной и инновационной деятельностью, формируют бюджет развития. Он неразрывно связан с экономическим и социальным продвижением территорий государства, охраной окружающей среды, внедрением экологических программ.

Главной целью капитальных расходов является развитие имущественной базы страны и органов местного самоуправления, то есть объектов недвижимого имущества, средств производства, имущественных прав. Естественно, что речь идет о тех объектах, которые служат для реализации функций государства.

Конечная цель капитальных расходов — расширенное воспроизводство, то есть возобновление выпуска продукции в каждом новом цикле с повышением ее качества и количества. Чтобы достичь такого результата, государству необходимо развивать инвестиционную и инновационную деятельность, увеличивать производственные мощности, закупать новейшее оборудование и осваивать передовые технологии выпуска продукции.

Читать еще:  Выбор оптимальной структуры капитала

Перспективы

Капитальные расходы государственного бюджета, то есть вливание ресурсов в разные проекты, активы, программы, научную деятельность, должны составлять значительную часть расходов. Чем они больше текущих затрат, тем выше перспективы развития страны.

Государственные органы власти обязаны сохранять существующие льготы, повышать выплаты гражданам (стипендии, заработные платы бюджетникам, пособия, пенсии), оснащать всем необходимым общественные, образовательные и медицинские учреждения, инвестировать в социальный сектор.

Вывод

От капитальных расходов государственного бюджета зависит формирование, развитие и расширение социально-экономической инфраструктуры страны. Без таких издержек не обойтись при реализации инвестиционных программ. Ответственные за формирование бюджета структуры, действуя на основании принятой классификации расходов бюджета государства, имеют право закладывать иные расходы, которые будут входить в капитальные.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector