Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
236 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Железнодорожный тариф проводка в бухучете

Возмещение стоимости железнодорожного тарифа

Как составить договор с покупателем

Реализуя свою продукцию, предприятие заключает с покупателем договор поставки (ст. 506 Гражданского кодекса РФ). Одним из пунктов договора являются условия доставки товаров. Предприятие может реализовать продукцию на условиях самовывоза покупателем, доставлять ее собственным транспортом или нанять стороннего перевозчика.

Отгрузку больших партий предприятие осуществляет железнодорожным транспортом на основании договоров перевозки грузов по согласованным тарифам. При этом в договоре поставки предусмотрено возмещение покупателем железнодорожного тарифа. Поставщик включает тариф, выставленный железной дорогой, в счета на оплату продукции и указывает его отдельной строкой. Таким образом, отпускная цена продукции определяется по единому прейскуранту, а расходы на доставку для каждого покупателя – в индивидуальном порядке.

Казалось бы, в этой ситуации возмещаемые расходы на доставку не образуют дохода у продавца. Однако такой вывод не соответствует гражданско-правовой сущности договора поставки.

Дело в том, что возмещение расходов предусматривают лишь посреднические договоры на организацию перевозки. К ним относятся договоры комиссии и агентские договоры, в которых поставщик принимает на себя функции соответственно комиссионера или агента. Эти договоры имеют самостоятельное значение и регулируются иными нормами, чем договор поставки.

Куда включать возмещаемый расход

Ситуация с возмещением железнодорожного тарифа проанализирована в письме Минфина России № 03-11-04/2/195. Чиновники разъяснили, что обязательство доставки товаров в рамках договора поставки не предусматривает посреднических отношений продавца с перевозчиком. Действительно, условия доставки товаров признаются элементом договора поставки (п. 1 ст. 510 Гражданского кодекса РФ). А условие о возмещении железнодорожного тарифа означает, что цена товара в договоре купли-продажи подлежит изменению в зависимости от дополнительных затрат продавца (п. 3 ст. 485 Гражданского кодекса РФ).

Значит, возмещение железнодорожного тарифа является составляющей договорной цены товара и не может исключаться из доходов поставщика. Этот вывод действует как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. В письме № 03-11-04/2/195 Минфин России дает разъяснения на основании статьи 249 Налогового кодекса РФ. В целях налогообложения прибыли выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары. Это же правило применяется и для доходов при упрощенной системе налогообложения (п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). А возмещение затрат, предусмотренное условиями заключенных договоров, не создает доходов только у комиссионера, агента или иного поверенного (подп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Как исключить из доходов транспортный тариф

Однако в ряде случаев, в том числе при «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы», увеличение налоговой базы невыгодно. Можно ли исключить из доходов транспортный тариф? Это возможно, если оформить с покупателем смешанный договор, содержащий наряду с обязательством о поставке товаров и элементы посреднического договора по организации перевозки.

Однако при оформлении первичных документов по исполнению такого договора должны быть соблюдены определенные требования законодательства. Так, договор комиссии предполагает наличие отчета комиссионера (ст. 999 Гражданского кодекса РФ). Принципиальное значение имеет возмездный характер «организационных» услуг продавца-посредника и его вознаграждение в качестве комиссионера (п. 1 ст. 991 Гражданского кодекса РФ) или агента (ст. 1006 Гражданского кодекса РФ). Но в практике возмещения транспортного тарифа этот юридический прием упускается из вида.

Транспортные расходы в бухгалтерском учете: проводки и примеры

Транспортные расходы — это затраты предприятия непосредственно связанные с доставкой купленного товара контрагенту. Порядок учета транспортных затрат на доставку в бухгалтерии отражают в учетной политике. Сумма транспортных расходов может входить в стоимость товара или оформляться как отдельно оказанная услуга. В зависимости от способа учета транспортных расходов формируются соответствующие проводки.

Особенности учета транспортных расходов

К транспортным расходам (иначе говорят, транспортно-заготовительные расходы) можно отнести следующие затраты:

  • Оплата транспортных расходов за доставку товара;
  • Оплата за погрузочно-разгрузочные работы;
  • Плата за временное хранение.

Варианты оплаты стоимости услуг по доставке товара:

  • Стоимость доставки предприятие включает в цену товара;
  • Возврат потраченной суммы продавцом согласно заключенному договору с покупателем;
  • Покупатель оплачивает транспортные расходы отдельной суммой;
  • Оплачивают услуги согласно заключенному договору на доставку товара с транспортной компанией.

Проводки по транспортным расходам на доставку товара на примерах

Пример 1. Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара

Организация ООО «ВЕСНА» закупила техники на общую сумму 531 000,00 руб., в т.ч. НДС — 81 000,00 руб. Транспортные расходы составили 29 500,00 руб, НДС 4 500,00 руб. Согласно учетной политике предприятия транспортные расходы включаются в себестоимость товара. Для формирования себестоимости служит счет 15.

Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 затраты по доставке могут включаться в их фактическую стоимость. Фактическая стоимость списывается на счет 41 «Товары».

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по доставке, делаем следующие проводки:

Счет ДебетаСчет КредитаСумма проводки, руб.Описание проводки по операцииДокумент-основание
1560450 000,00Учтена покупная стоимость купленной техникиТоварная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
196081 000,00Учтен НДС по приобретенной технике
156025 000,00Учтена стоимость транспортных расходов
19604 500,00Учтен НДС по транспортным расходам
4115475 000,00Учтена фактическая стоимость купленной техники

Пример 2. Сумма транспортных расходов включена в состав расходов на продажу

ООО «ВЕСНА» закупила товары на общую сумму 413 000,00 руб, в т.ч. НДС 63 000,00 руб. Транспортные расходы составили 20 060,00 руб, в т.ч. НДС 3 060,00 руб. Согласно учетной политике транспортные расходы включаются в состав расходов на продажу. Формирование себестоимости производится на счете 41.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 транспортные расходы входят в состав расходов на продажу.

В бухгалтерском учете формируются проводки по транспортным расходам:

Счет ДебетаСчет КредитаСумма проводки, руб.Описание проводкиДокумент-основание
4160350 000,00Учтена покупная стоимость товаровТоварная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
196063 000,00Учтен НДС по приобретенным товарам
44.016017 000,00Учтена стоимость транспортных расходов
19603 060,00Учтен НДС по транспортным налогам

Пример 3. Доставка товара услугами транспортной компании

ООО «ВЕСНА» реализует товар покупателю товар на общую сумму 885 000,00 руб, в т.ч. НДС 135 000,00 руб. Согласно учетной политике стоимость транспортных услуг включена в цену товара. По условиям договора ООО «ВЕСНА» должна доставить товар покупателю. Для доставки товара заключен договор с транспортной компанией. По условиям договора стоимость услуг по доставке товара покупателю составляет 35 400,00 руб, в т.ч. НДС 5 400,00 руб.

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по договору оказания услуг, делаем следующие проводки:

Счет ДебетаСчет КредитаСумма проводки, руб.Описание проводкиДокумент-основание
6290.01885 000,00Учет выручки от реализации товаровТоварная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура выданный,Товарно-транспортная накладная(форма 1-Т)
90.0368.02135 000,00Начислен НДС с реализации товаров
90.0241885 000,00Списание реализованных товаров
44.016030 000,00Учет расходов на доставку товаров покупателю транспортной компаниейДоговор доставки,Акт об оказании транспортных услуг, Транспортная накладная,Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т),Товарная накладная (ТОРГ-12)
19.04605 400,00Учет входного НДС, предъявленного транспортной компаниейСчет фактура полученный
5162885 000,00Оплата покупателя за реализованный товарБанковская выписка
605135 400,00Оплата транспортной компании за доставку товараБанковская выписка
90.07.0144.0130 000,00Списаны расходы за доставку реализованного товараБухгалтерская справка
68195 400,00НДС принят к вычетуКнига покупок
Читать еще:  Учет рабочего времени внешних совместителей

Первичные документы, подтверждающие транспортные расходы

При заключении договора организация ООО «ВЕСНА» с транспортной компанией, документом, подтверждающим услуги по доставке реализованного товара, служит Транспортная накладная, которая составляется продавцом. Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ; правилу 9 Постановления Правительства от 15.04.2011г. №272; письму Минфина от 23.04.2013г. № 03-03-01/1/1404.

Составляется Товарная накладная согласно приложению 4 к Постановлению Правительства от 15.04.2011г. №272. Так как в Товарной накладной не указана цена и стоимость товара, нужно оформить Товарную накладную (ТОРГ-12).

Для учета движения товара и расчета за их доставку автотранспортом формируют Товарно-транспортную накладную (форма 1-Т).

Образец Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т):

Образец договора на транспортные услуги можно скачать здесь ˃˃˃

Какими проводками отражаются транспортные расходы?

Транспортные расходы — проводка по их отражению, виды и варианты учета. В данной статье вы найдете информацию по этой теме.

Понятие и виды транспортных расходов

Большинство компаний, занятых производственной или торговой деятельностью, пользуются услугами транспортных компаний или имеют собственный автопарк. При покупке активов организация также несет другие сопутствующие издержки, которые вместе с затратами на доставку образуют транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Каждая компания обязана внести и утвердить в учетной политике перечень расходов, которые следует впоследствии относить к ТЗР. Для этого нужно использовать НПА из следующего списка:

  1. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н).

В п. 6 этого документа приведены затраты, связанные с заготовкой и доставкой МПЗ до места их использования. Это:

  • затраты, связанные с заготовкой и доставкой;
  • затраты, связанные с содержанием персонала предприятия, занятого заготовкой и хранением;
  • услуги по транспортировке МПЗ до места их использования;
  • проценты, начисляемые в рамках займов от партнеров по бизнесу;
  • проценты, начисленные в рамках кредитов на приобретение МПЗ при условии, что эти проценты сформированы до момента учета МПЗ.
  1. Методические указания по учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

В п. 70 методических указаний содержится перечень ТЗР, которые можно причислять к приобретению материалов. В этот список включены следующие виды расходов:

  • по погрузке и транспортировке, если они оплачиваются вне основной стоимости материалов;
  • на оплату труда, социальные взносы и командировки работников, занятых заготовкой и хранением материалов;
  • по содержанию реально использующихся складских помещений;
  • по оплате услуг посреднических компаний и индивидуальных предпринимателей;
  • по оплате услуг хранения до того момента, когда МПЗ прибудут к покупателю;
  • по процентам, начисленным в рамках кредитов на приобретение МПЗ, если эти проценты начислены до момента учета МПЗ;
  • по суммам потерь в пути, если их размер находится в пределах нормативов на естественную убыль;
  • прочие расходы.
  1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

В классификаторе есть раздел «Транспортировка и хранение», в нем приводится список транспортных услуг, на который следует ориентироваться. Дело в том, что НК РФ не содержит формулировки, что относится к такому виду расходов. Поэтому при организации бухгалтерского и налогового учета нужно создать и утвердить в учетной политике идентичный перечень транспортных услуг.

Следует учесть, что для бухучета большое значение имеет вид ТЗР. А именно:

  • ТЗР, обусловленные приобретением материалов;
  • ТЗР, обусловленные приобретением товаров:
    • в торговой компании;
    • неторговой компании;
  • ТЗР, обусловленные реализацией готовой продукции либо товаров.

Отметим особенности бухучета для каждого вида.

ТЗР при покупке материалов

ПБУ 5/01 определяет, что ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов (пп.6, 11). Пунктом 83 методических указаний допускается использование трех способов записи ТЗР в условиях покупок. Компании предписано выбрать один из указанных ниже способов и внести его в учетную политику предприятия.

  1. Для отражения используется 15-й счет «Заготовление и приобретение материалов».

Кроме упомянутого 15-го счета при данном способе и при применении учетных цен используется и 16-й счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учетные цены могут быть взяты из следующих категорий:

  • договорные цены (при этом в них не должны быть учтены сопутствующие затраты на заготовку и доставку);
  • цены, действовавшие в прошлых периодах;
  • запланированные цены;
  • средние цены, действующие по определенной группе МПЗ.

Для того чтобы показать, какие записи делаются при приходе и списании материалов, составим следующую таблицу:

Записываем стоимость полученных материалов на основании поступивших первичных документов от партнера (по ценам приобретения)

Записываем ТЗР на основании полученных от поставщика первичных документов (п. 85 методических указаний)

Приходуем материалы, используя учетные цены

Списываем сумму, образовавшуюся в виде положительной разницы между фактической ценой и учетной

Если образовалась отрицательная разница, то запись будет обратная

Делаем запись по списанию материалов в производство, используя учетную цену

Записываем разницу между фактической и учетной стоимостью переданных покупателю МПЗ, если эта разница положительна. В противном случае аналогичная проводка сторнируется.

При формировании приведенной таблицы были использованы, кроме уже описываемых, следующие счета:

  • 10-й — «Материалы»;
  • 20-й — «Основное производство»;
  • 23-й — «Вспомогательные производства»;
  • 60-й — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 71-й — «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 76-й — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В пункте 87 методических указаний приведены формулы, по которым ведется расчет процента списания ценовых отклонений. Порядок расчета следующий:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,

К — размер отклонения в процентах;

Откл0 — размер отклонения в начале месяца (остаток);

Откл1 — размер отклонения, накопленного в течение месяца;

М0 — объем материалов в начале месяца в учетных ценах;

М1 — объем поступивших материалов в течение месяца в учетных ценах.

Откл2 — размер отклонений, которые можно списать на расходы;

М2 — объем материалов в учетных ценах, который списан на расходы.

  1. Для отражения используется специальный субсчет на 10-м счете «Материалы».

Для таких обстоятельств приведем следующую табличную форму по записям:

Отражаем стоимость материалов по ценам приобретения на основании первичных документов от партнера

Отражаем ТЗР на основании первичных документов от партнера (п. 85 методических указаний)

Списываем материалы в производство

Списываем ТЗР пропорционально стоимости материалов, образовавшееся в конце месяца

Указанные выше формулы могут применяться и в этом случае. При этом выбранный расчетный метод следует утвердить в учетной политике.

  1. ТЗР напрямую включаются в фактическую стоимость материалов.

Данный способ доступен лишь тем компаниям, у которых перечень используемых материалов невелик и есть группы материалов, которые занимают превалирующий объем в общем их количестве. Иначе говоря, если ТЗР приходятся на такие запасы, то такие расходы войдут в стоимость единицы материала.

Также информацию по учету материалов ищите в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

ТЗР при покупке товаров

Когда ведется закупка товаров, соответствующие случаю транспортные расходы могут учитываться тоже разными способами, которые зависят от того, какой деятельностью занимается компания.

Так, торговым компаниям, разрешается выбрать способ учета из следующего перечня:

  1. ТЗР включены в себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01): Дт 41, субсчет «ТЗР» Кт 60.

Если для учета товаров используют 15-й счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то запись будет такова: Дт 15 Кт 60.

  1. ТЗР включены в расходы на реализацию товаров (п. 13 ПБУ 5/01), при этом такие расходы:
  • разбрасываются между теми товарами, которые реализованы, и теми, которые остались на складе (в описании счета 44, план счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н),
  • списываются на себестоимость в полной мере: Дт 44 Кт 60.
Читать еще:  Учет доверительного управления имуществом

По окончании месяца обусловленные продажей расходы можно списать на себестоимость. Запись при этом будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт 44.

Выбранный способ учета следует обязательно внести в учетную политику предприятия.

В приведенных выше записях в дополнение к уже упоминавшимся приведены следующие счета:

  • 02-й — «Амортизация»,
  • 41-й — «Товары»,
  • 44-й — «Расходы на продажу»,
  • 70-й — «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
  • 69-й — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
  • 90-й — «Продажи».

Если используется частичное списание, то в учетную политику надо будет внести метод, который будет применять компания при разделении ТЗР между реализованными товарами и теми, которые остались храниться на складе. Нормативные акты не содержат рекомендаций, какой метод выбирать в разных обстоятельствах. То есть компании вольны его выбирать сами.

Однако можно сориентироваться с помощью формулы, приведенной в ст. 320 НК РФ:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

К — средний процент ТЗР, которые пришлись на товарные остатки на конец месяца;

ТР0 — затраты на транспорт, которые соответствуют нереализованным товарным остаткам на начало месяца;

ТР1 — затраты на транспорт, понесенные в текущем месяце;

Т1 — стоимость товаров, которые уже куплены и проданы в текущем месяце;

Т2 — стоимость товаров, которые куплены, но не проданы на конец месяца.

ТР2 — затраты на транспорт, которые пришлись на нереализованные товарные остатки на конец месяца;

Т2 — стоимость товаров, которые уже приобретены, но не проданы на конец месяца.

Неторговые организации вправе учесть транспортные расходы в качестве расходов на реализацию. Такое определение содержится в п. 227 методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. Неторговыми организациями следует считать те компании, которые кроме торговых операций осуществляют другие виды экономической деятельности.

Компании, входящие в данную категорию, вправе выбирать, следует ли разбрасывать затраты между себестоимостью уже реализованных товаров и товарных остатков. Однако на этот счет есть и некоторые рекомендации, содержащиеся в п. 228 методических указаний. Распределять расходы предлагается, если:

  • ТЗР превышают 10% от размера выручки от реализации,
  • ТЗР в течение года неравномерны.

Кроме того, ТЗР учитываются и в фактической стоимости приобретенных основных средств, о чем читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».

Транспортные расходы при продаже товаров или готовой продукции

Возможны следующие варианты учета расходов на доставку:

  1. Если цена доставки входит в стоимость товара.

Такой вариант чаще всего имеет место, когда товар по договору доставляется поставщиком до склада покупателя и в первичных документах цена доставки не выделяется отдельно.

Транспортные затраты в приведенных обстоятельствах — это расходы на продажу. Запись соответствующей транзакции в бухучете будет такова: Дт 44 Кт 60, 76.

Такие расходы в конце месяца следует списать на себестоимость в полной мере. Запись будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт44.

  1. Цена доставки приведена отдельно от стоимости товара.

Если в договоре на приобретение товара цена доставки выделена, это означает, что поставщик намерен получить оплату за доставку отдельно. В таком случае имеет место выручка за транспортные услуги. Затраты, связанные с доставкой, надо отразить следующей записью: Дт 23 Кт 02, 10, 70, 69.

Последующее списание расходов: Дт 90, субсчет «Себестоимость транспортных услуг» Кт 23.

Итоги

Организация для учета транспортных расходов должна использовать тот способ, который оптимально соответствует ее виду деятельности. Он закрепляется в учетной политике, и продуманный выбор поможет до минимума сократить время, затрачиваемое на расчеты разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Об учете транспортных расходов, осуществленных железнодорожным транспортом

Операции по возмещению транспортных расходов (оплата железнодорожного тарифа и т.п.), понесенных продавцами в пользу покупателей, являются достаточно распространенными в деловой практике коммерческих организаций, и в то же время несоблюдение ряда особенностей учета и некорректное отражение в договорах условий сделки могут существенно повысить налоговые риски контрагентов договаривающихся сторон.

Связано это с тем, что при отправке товара железнодорожным транспортом поставщик самостоятельно не оказывает транспортных услуг покупателям, кроме того, в соответствии с п. 64 и 66 ст. 17 Закона РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», перевозки и транспортировка грузов железнодорожным транспортом относятся к лицензируемым видам деятельности.

Поставщик не имеет возможности на оформление от своего имени документов на оказание услуг по перевозке товарно-материальных ценностей.

В данном случае возникает необходимость расчета и обоснования договорной стоимости с учетом транспортных расходов до станции местонахождения покупателя либо заключения дополнительных посреднических договоров. Например, договоров агентирования или транспортной экспедиции для возмещения произведенных транспортных расходов после перехода права собственности на поставляемый товар.

Рассмотрим 3 варианта документального оформления сделки и признания в учете транспортных расходов.

1. В случае включения в договорную стоимость поставляемой продукции транспортных расходов на доставку до покупателя железнодорожным транспортом, данные расходы необходимо включать в состав материальных расходов продавца по следующим причинам:

В соответствии со ст. 30 Закона РФ № 18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта РФ», плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов.

Исполнением обязательства по оплате перевозки груза является факт внесения платежа перевозчику.

В соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС России от 18.06.2003 года № 39, предусмотрены тарифные отметки и указание юридических (физических) лиц, являющихся плательщиками и осуществляющими расчеты за перевозку груза при отправлении и выдачи.

Также обращаем внимание на разъяснения ВАС РФ для судебных арбитражных органов на отношения, возникающие по оплате железнодорожных тарифов при грузовых перевозках: в соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона «Устав железнодорожного транспорта РФ», при рассмотрении споров, связанных с перерасчетом провозной платы и иных платежей, уплаченных перевозчику грузоотправителем, следует учитывать, что грузополучатель, выявивший факт переплаты за перевозку груза, не вправе требовать от перевозчика возврата излишне уплаченной грузоотправителем суммы. Соответствующее требование может быть предъявлено грузоотправителем к перевозчику в порядке, предусмотренном Уставом.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством именно поставщик (грузоотправитель) признается лицом, которое осуществляет все права и несет обязательства по оплате транспортных расходов, что в свою очередь:

  • в соответствии с п. 1 ст. 268 и ст. 313 НК РФ позволит ему учесть данные расходы в налоговом учете по налогу на прибыль организаций;
  • в соответствии с п. 2, 5, 7, 9 Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 и пп. «В» п. 211, 214 и 215 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 года № 119н, отразить в бухгалтерском учете в составе собственных расходов.

Сумму НДС, указанную в счете-фактуре, покупатель имеет возможность принять к налоговому вычету в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ после принятия расходов на учет.

В свою очередь продавец отражает в бухгалтерском и налоговом учете расходы на оказание транспортных услуг на калькуляционном счете 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, с последующим отражением в учете и отчетности в составе себестоимости реализованной продукции (счет 90.2 «Продажи. Себестоимость продаж», строка «Коммерческие расходы» Отчет о прибылях и убытках»).

Читать еще:  Первичные и сводные документы бухгалтерского учета

В налоговом учете по налогу на прибыль организаций данные расходы будут уменьшать налоговую базу как материальные расходы в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ.

Обращаем внимание на мнение Минфина РФ, выраженного в Письме от 19.03.2007 N 03-03-06/1/157, в соответствии с которым, если по условиям договора продавец оплачивает стоимость доставки товара до места назначения и стороны определили, что право собственности на товар переходит к покупателю в месте отгрузки, то расходы по доставке товара поставщиком до места назначения могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов на основании того, что стоимость доставки включена в стоимость (цену) товара или покупатель возмещает поставщику стоимость такой доставки (см. также Письмо Минфина РФ от 10 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/103).

Во избежание финансовых рисков, продавцу целесообразнее включить стоимость расходов на доставку товаров до местонахождения покупателя в их договорную цену. Это позволит указывать в отгрузочных документах и в счете-фактуре единую цену на отгружаемую продукцию без выделения железнодорожного тарифа отдельной строкой.

Рекомендуется также определить переход права собственности на реализуемую продукцию в момент поступления товара на станцию назначения в случае перевозки железнодорожным транспортом. (Общество в данном случае обязано организовать учет товаров отгруженных по бухгалтерскому счету расчетов 45 «Товары отгруженные» по местам нахождения и видам отгруженной продукции, до момента перехода прав собственности и рисков по поставке).

2. Отдельной главой в ГК РФ регулируется оказание услуг в рамках договора транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции (глава 41 ГК РФ), помимо определения вознаграждения экспедитора, стороны должны оформить сделку в соответствии с Законом РФ от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 года № 554 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности».

При этом договор транспортной экспедиции не признается арбитражными судами, если нарушен порядок документального оформления.

Документальное оформление включает в себя обязательное наличие следующих установленных документов:

Поручение экспедитору, определяющее перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

Экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя;

Складская расписка, подтверждающая факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

В соответствии с п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, указанные документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2008 года № 23 утверждены формы и порядок оформления экспедиторских документов.

Доставив товары до склада покупателя (путем привлечения специализированного перевозчика), поставщик как посредник (агент) составляет отчет и акт оказания посреднических (агентских) услуг и указывает в нем сумму посреднического вознаграждения и сумму расходов на транспортировку товаров, которые должен возместить покупатель (принципал). К отчету и акту следует приложить копии транспортных и расчетных документов, полученных Поставщиком продукции от перевозчика.

Налогообложение НДС будет в данном случае производиться в порядке, определенном статьей 165 НК РФ, т.е. без отражения произведенных и переданных к возмещению покупателю расходов в книге продаж и книге покупок.

В бухгалтерском учете продавца помимо выручки от продажи товаров приводится выручка от оказания посреднических услуг (в сумме агентского вознаграждения).

В состав себестоимости и выручки продавца стоимость расходов на доставку товаров покупателю и сумма причитающегося возмещения не включается.

Обращаем внимание, что ст. 805 ГК РФ предусмотрено исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом:

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

3. Еще один рассматриваемый способ оформления транспортных расходов предусматривает в рамках договора поставки условия о возмещении транспортных расходов сверх договорной цены.

Данный способ сопряжен с некоторыми рисками, связанными с признанием выручки для целей налогообложения НДС и налога на прибыль организаций.

Так как счет-фактура за оказанные транспортные услуги будет выписана на имя поставщика, у него и возникнет право применения налогового вычета. Поставщику, в свою очередь, придется «перевыставить» покупателю транспортные расходы либо отдельным счетом-фактурой, либо выделенной строкой в составе счета-фактуры на отгруженную продукцию.

Необходимо отметить, что арбитражные суды в ходе разбирательств по налоговым спорам иногда лояльно относятся к указанным счетам-фактурам, примером может служить Постановление ФАС МО от 22 января 2008 г. N КА-А40/14373-07.

Несмотря на положительную для налогоплательщиков арбитражную практику, формально такие счета-фактуры, а соответственно и право на вычет по НДС, не могут быть признаны правомерными, так как фактически поставщик не оказывал никаких услуг по перевозке и риск возникновения налоговых споров достаточно велик.

Т.е. налогоплательщики должны быть готовы к тому, что свои права, возникшие в ходе исполнения сделки, придется отстаивать в судебных органах в ходе возникающих налоговых споров.

Существует еще одно неудобство для поставщика: возникновение постоянных разниц в бухгалтерском и налоговом учете:

  • в соответствии с правилами бухгалтерского учета, предъявленные к возмещению транспортные расходы сверх стоимости отгруженной продукции суммы не участвуют в определении выручки (см. п. 215 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 года № 119н;
  • порядок формирования налогового учета по мнению Минфина РФ предусматривает включение в состав доходов сумм компенсационных выплат по транспортным расходам. (Письмо Минфина РФ от 10 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/103).

Данный способ имеет следующие недостатки:

1. Применение указанного варианта несения транспортных расходов вносит некоторые расхождения в порядок ведения учета, т.к. необходимо будет увеличивать доходы и расходы, участвующие в формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, при этом в бухгалтерском учете данные поступления будут отражаться без формирования выручки и себестоимости.

2. В случае применения данного варианта необходимо принять во внимание риск, связанный с тем, что договор поставки будет являться смешанным с агентским. При этом будет отсутствовать важное условие – определенный размер агентского вознаграждения, что может привести к налоговым рискам как для покупателя, так и для продавца, так как велика вероятность возникновения спора с налоговыми органами в отношении схемы обложения НДС: в общеустановленном порядке, либо в порядке, предусмотренном для посреднических организаций в соответствии со ст. 165 НК РФ. Это может повлечь за собой доначисление налогов, пеней и налоговых санкций.

3. Увеличивается степень риска с тем, что поставщик имеет вероятность получить транспортные документы, оформленные между транспортной организацией и посредником поставщика. Велика вероятность отсутствия реквизитов поставщика и покупателя в расчетных документах, что затруднит идентификацию расходов налоговыми органами без полноценного агентского договора, либо условий смешанного договора.

В целях снижения налоговых рисков и урегулирования ранее возникших договорных отношений с покупателями, продавец может заключать дополнительные соглашения, регулирующие порядок включения транспортных расходов в стоимость отгруженной продукции, применив п. 2 ст. 425 «Действие договора» ГК РФ «Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора» (Пример: Постановление ФАС МО № КА-А40/5187-07 от 7 августа 2007 г. по п. 2 Касс. жалобы, Постановление ФАС МО 8 мая 2007 г. № КА-А40/3794-07).

Таким образом, при заключении договоров, связанных с отгрузкой товаров железнодорожным транспортом, мы бы рекомендовали придерживаться порядка распределения транспортных расходов, рассмотренных в первом варианте, т.е. включать в цену договора поставки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector