Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учетная политика ооо на усн

Учетная политика на УСН «доходы»: образец

Некоторые упрощенцы в силу закона просто не могут в своей работе обойтись без особого внутреннего документа – учетной политики на УСН «доходы». Образец будет в нашей статье, как и основные рекомендации по его составлению.

Учётные вопросы

Если организация работает на упрощенной системе уплаты налогов, то все равно ведет бухгалтерский учет в общем порядке. При этом коммерсанты на УСН от этого освобождены. В то же время своя налоговая политика при УСН «доходы» должна быть и у ИП, и у фирм.

Бухучет

Для целей бухгалтерского учета порядок составления и принципы формирования в этой части учетной политики на УСН «доходы» ровно такие же, как на общем режиме. Поэтому составить этот раздел обычно сложностей не вызывает. Всё достаточно просто. Но есть несколько важных аспектов, которые нужно учесть при формировании документа. В частности:

  • важно понять, применяет ли компания стандартизированные бланки документов либо генерирует их образцы самостоятельно;
  • как компания определяет степень существенности (например, когда бухгалтеру придется предпринять дополнительные действия);
  • критерий стоимости объектов как основных средств;
  • определить, каким методом идет начисление амортизации;
  • методология оценки МПЗ на предмет их списания.

Налоговый учет

Все, кто выбрал упрощенный спецрежим, заносят необходимые данные в Книгу учета доходов и расходов. По ней и владелец фирмы, и инспекторы могут отслеживать изменения в ту или иную сторону.

Как известно, при УСН с объектом «доходы» налоговую базу определяют без учета расходов. Их во внимание не берут. Поэтому учетная политика УСНО с этим объектом в части налогового учета вообще не обязательна. Ведь Налоговый кодекс в этом случае четко регламентирует порядок учета доходов. А это значит, что свобода выбора и какие-либо маневры в рамках налогового учета доходов практически невозможны.

Документ об учетной политике нужен, когда:

  1. можно выбирать вариант налогового учета;
  2. есть пробелы в законодательстве.

Обратная ситуация складывается, когда упрощенец одновременно работает на вменёнке. В таком случае нужно обязательно провести разделение операций в рамках разных спецрежимов. Объясним почему: например, на обоих спецрежимах итоговый налог можно существенно снижать на отчисленные страховые взносы. Среди них:

  • непосредственно страховые взносы;
  • оплата больничных (та, что за счет упрощенца);
  • средства на добровольное личное страхование сотрудников.

Чтобы затем не было путаницы и двойного учета расходов, нужна учетная политика УСН «доходы».

Из описанного выше понятно, что ведение налогового учета – это есть необходимость для предпринимателей и фирм, если они работают одновременно на упрощенке и вменёнке.

Пример документа

Любая учетная политика строится на основе прямых норм законодательства – бухгалтерского и налогового. Более того: можно делать прямые ссылки на положения Налогового кодекса, приказов Минфина, различные ПБУ и т. п.

Стандартный образец учетной политики УСН «доходы» должен включать:

  • план счетов, с которым будет работать бухгалтерия;
  • формы первичных учетных документов (свои/установленные законом);
  • внутренний контроль хозяйственных фактов;
  • формы бухгалтерской отчетности;
  • критерий существенности;
  • определение доходов, расходов и финансового результата;
  • учет ОС;
  • учет МПЗ;
  • учет товаров, транспортно-заготовительных расходов и расходов на реализацию;
  • учет управленческих (общехозяйственных) затрат.

От правильности составления учетной политики УСНО напрямую зависит эффективность бухгалтерского и налогового учета. В основном, эта обязанность лежит на главном бухгалтере.

Далее по ссылке в общем виде приведен образец учетной политики при УСН «доходы».

Готовая учетная политика — образец для организации

Скачать бесплатно пример учетной политики ООО на УСН на 2020 год

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2019 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем проанализировали предлагаемый пример учетной политики на предмет изменений, которые вступают в силу с 01.01.2020. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

В Готовом решении от КонсультантПлюс вы можете ознакомиться с образцом учетной политики для торговой организации на ОСН; производственной организации на ОСН. А чтобы увидеть порядок составления учетной политики по НДС, обратитесь к этому Готовому решению.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации.

Нормы, переходящие с 2019 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42–44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46–47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.
Читать еще:  Учет процентов по займу

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2020 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2020 год изменены (дополнены):

  • Пункт 45 — указанием на применение обновленных форм бухгалтеской отчетности за 2019 год и использование контрольных соотношений от ФНС.
  • Пункт 48 — в него введено указание на утверждение обязательных требований к составлению первичных учетных документов. Напомним, с 09.06.2019 главбуха нельзя оштрафовать за ошибки, допущенные в учете по вине третьих лиц, в том числе из-за неправильного составления ими первичных документов. А с 26.07.2019 в закон «О бухучете» введено указание на обязательное соблюдение требований главбуха (иного лица, ответственного за бухучет) по оформлению первички всеми сотрудниками организации. В этой связи рекомендуется составить такие письменные требования в качестве приложения к учетной политике и ознакомить с ними всех сотрудников, причастных к работе с документацией, под роспись.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Учетная политика организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения

Вопрос о том, следует ли хозяйствующим субъектам, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, формировать и раскрывать (утверждать приказом руководителя) учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения, является дискуссионным.

Пунктом 3 статьи 4 Закона о бухгалтерском учете установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Кроме того, пунктом 4 статьи 346.11 НК РФ установлено, что для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций. Выполнение данного требования также предполагает организацию учета по универсальным правилам бухгалтерского учета.

Главой 26.2 НК РФ прямо установлена обязанность организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, организовывать и вести налоговый учет — в соответствии со статьей 346.24 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на УСН, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином РФ.

Требование о формировании учетной политики для целей налогообложения в главе 26.2 НК РФ отсутствует. Однако по общему правилу, одной из основных целей, которая достигается формированием учетной политики, является закрепление выбора одного из двух или нескольких вариантов учета активов, обязательства или элементов, формирующих налоговую базу. Другими словами, в том случае, когда имеется возможность выбора метода формирования налоговой базы или учета отдельных операций, разработка учетной политики, представляется, как минимум, целесообразной.

По нашему мнению, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут разрабатывать учетную политику, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Это обусловлено существованием следующих требований:

  • организация и ведение учета объектов основных средств и нематериальных активов предполагает определение принципов и методов формирования первоначальной стоимости указанного имущества, а также обеспечение списания или восстановления сумм произведенных расходов при переходе на иной режим налогообложения (общий режим, уплату единого сельскохозяйственного налога и т.д.);
  • последними изменениями , внесенными в главу 26.2 НК РФ, организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, предоставлено право оценки товаров, приобретенных для перепродажи по тем же методам, что и хозяйствующим субъектам, использующим общий режим налогообложения (ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости и по стоимости единицы).

Строго говоря, эта норма распространяется только на налоговый учет. Однако система налогового учета не содержит унифицированных форм учета активов и обязательств. Разработка таких форм силами организации вряд ли рациональна. Следовательно, наиболее целесообразным можно считать использование подобных форм, применяемых в бухгалтерском учете. Это обусловливает и использование методов бухгалтерского учета для данного вида активов (например, рекомендованных ПБУ 5/01 или Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н). Данные для формирования налоговой базы при этом будут браться непосредственно из регистров бухгалтерского учета;

всегда существует вероятность того, что в течение очередного отчетного периода организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, утратит право на использование данного специального налогового режима. При этом налоговый (и, следовательно, бухгалтерский) учет должен быть восстановлен с начала того периода, в котором организация утратила право на применение УСН.

Следует подчеркнуть, что формально налоговые органы не имеют права требовать представления учетной политики от организаций, использующих УСН. То есть, учетная политика для организаций, перешедших на УСН, является рабочим документом, целью разработки которого, является, прежде всего, формализация применяемых норм бухгалтерского и налогового учета. При проведении налоговых проверок соответствующий распорядительный документ (которым утверждается учетная политика) может использоваться как вспомогательное средство для обоснования позиции налогоплательщика при возникновении спорных ситуаций.

В учетной политике организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, по нашему мнению, могут быть отражены следующие элементы: выбор объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов);

  • сумма доходов, полученная в предыдущем году (за девять месяцев и за год в целом). Данная цифра должна быть подтверждена выпиской (или копией) соответствующих первичных документов, и отражается в подтверждение права на использование УСН;
  • в случае, если организация ввозит товары на таможенную территорию РФ — перечень таких товаров и операций, связанных с их ввозом, — для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость;
  • порядок ведения кассовых операций — прием и выдача наличных денег, сроки выплат, система материальной ответственности;
  • для организаций, имеющих долю участия в уставном капитале, — для обоснования права использования специального налогового режима (напомним, что организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов, не имеют права перехода на УСН);
  • сведения о численности работников за прошедший налоговый период и порядок ее расчета в каждом отчетном периоде (если средняя численность превысит 100 человек, организация утратит право на использование УСН с начала того квартала, в котором произошло превышение предельной численности работающих);
  • размер остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (амортизируемого имущества — в соответствии с главой 25 НК РФ);
  • факт перевода организации на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности (наряду с применением упрощенной системы налогообложения). Налоговое законодательство допускает подобное сочетание, но при этом устанавливает дополнительные требования к организации и ведению налогового учета;
  • порядок признания процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов). Глава 26.2 не оговаривает возможности выбора метода признания в учете данного вида расходов. Однако из норм главы 25 НК РФ (положения которой могут быть использованы при реализации требований главы 26.2 НК РФ) следует, что уплаченные проценты могут приниматься к учету равномерно — в течение всего срока договора займа или кредита, либо по мере начисления или уплаты процентов в соответствии с условиями договора.

В принципе, организации, перешедшие на УСН, в данном случае права выбора не имеют — использование кассового метода определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) предполагает признание осуществленных расходов в сумме фактически произведенной оплаты. Однако статья 346.17 НК РФ не оговаривает порядка признания в учете именно этого вида расходов. Следовательно, во избежание разногласий с налоговыми органами, уместно закрепить в учетной политике изложенный метод признания подобных расходов;

    порядок учета расходов, принимаемых для целей налогообложения в ограниченных размерах, — расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов; расходы на командировки; плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов и т.п.;

порядок осуществления и признания расходов на бухгалтерские услуги — в случае, если для ведения бухгалтерского учета привлекается специализированная организация;

порядок списания на расходы сумм стоимости объектов основных средств и нематериальных активов , приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения, — со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения; в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения — 50 процентов стоимости, второго года — 30 процентов стоимости и третьего года — 20 процентов стоимости; в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет применения УСН равными долями. Расчет конкретных сумм, принимаемых к учету в каждом отчетном и налоговом периоде, целесообразно оформить в качестве отдельного приложения к учетной политике;

метод оценки покупных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации — по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара;

наличие задолженности по налогам и сборам на начало налогового периода и порядок ее погашения (в целях реализации подпункта 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ);

порядок переноса на следующие налоговые периоды убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Размер переносимого убытка не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. Расчет сумм убытка, подлежащего переносу на следующий налоговый период, также целесообразно оформить в качестве отдельного приложения к учетной политике;

  • организация раздельного учета доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам — налогоплательщиками, переведенными по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов. Следовательно, в учетной политике целесообразно определить, каким образом будут распределяться расходы — по данным учета или на основании расчетов (пропорционально).
  • Помимо перечисленных элементов в учетной политике могут быть отражены другие аспекты, которые позволяют однозначно формализовать бухгалтерский и налоговый учет, а также могут использоваться в качестве вспомогательных внутренних нормативных актов, для минимизации трудозатрат по ведению учета — например, сроки уплаты обязательных взносов на пенсионное страхование, сроки уплаты авансовых платежей по налогу, сроки представления налоговых деклараций, порядок зачета сумм ранее уплаченного минимального налога (если в прошедшие налоговые периоды налог уплачивался в минимальном размере) и т.п.

    Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 262 и 263 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

    Бухгалтерская Учетная политика малого предприятия

    УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА УСН малое предприятие 2020

    Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008 ). Организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

    Цели учетной политики

    Учетная политика – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета. Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.

    Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, например:

    • полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
    • своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
    • приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20).

    Нужно сдавать в налоговую инспекцию учетную политику ?

    В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят (ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99). Поэтому по инициативе организации сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.

    Состав учетной политики организации

    Учетная политика согласно пункта 4 ПБУ 1/2008 должна включать в себя:

    • рабочий план счетов;
    • формы первичных документов;
    • регистры бухучета;
    • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
    • порядок проведения инвентаризации;
    • методы оценки активов и обязательств;
    • порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
    • порядок контроля за хозяйственными операциями;
    • другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

    В учетной политике отражается выбранный порядок учета объектов и хозяйственных операций, в отношении которых законодательством предусмотрено несколько вариантов учета. Например, способ амортизации основных средств и нематериальных активов, метод оценки материалов при их списании.

    Также в учетной политике прописываются вопросы, не урегулированные прямо бухгалтерским законодательством либо требующие самостоятельной разработки.

    Например, применяемые формы отдельных первичных документов, график документооборота. В этом случае исходите из положений аналогичных ПБУ или правил МСФО, рекомендаций контролирующих органов.

    Если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций, указывать его в учетной политике необязательно.

    Обратите внимание, что отражать в документе нужно только те способы учета, которые относятся к уже имеющимся активам и обязательствам, совершаемым операциям. Не нужно записывать способы учета абсолютно всех операций, по которым бухгалтерское законодательство предоставляет право выбора либо не содержит правил.

    Кто должен разрабатывать учетную политику

    Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель). Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008. Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.

    Когда и как часто утверждать учетную политику

    Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008. При этом каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.

    Принятую учетную политику 2020 год можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.

    Ответственность за отсутствие документа

    Если у организации нет учетной политики, штрафа за это нет. Но, проверяя компанию, налоговый инспектор вправе запросить учетную политику. Если ее вовремя не представить, оштрафуют на основании статьи 126 Налогового кодекса РФ и статьи 15.6 КоАП РФ:

    • организацию – на 200 руб.;
    • руководителя – на 300–500 руб.

    Выбор способов ведения учета

    В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Перечень возможных вариантов, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.

    Если в учетной политике закрепили один способ учета, а применяете другой, ждите доначислений. Проверяя компанию, инспектор пересчитает налоги по способам учета из политики. Это следует из пунктов 7, 9 ПБУ 1/2008.

    Политика бухучета повлияет и на налоги. Например, в документе прописано, что срок полезного использования основных средств определяете по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, а бухгалтер использует другой срок. Это повлияет на остаточную стоимость основного средства. В результате есть риск недоплатить налог на имущество, за что организации начислят пени и штраф. Это подтверждает и арбитражная практика: постановления Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2015 г. № А47-12935/2014, ФАС Уральского округа от 2 августа 2013 г. по № А47-11749/2011.

    Организации, которые относятся к категории микропредприятий или некоммерческих организаций, могут вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи) или в общем порядке – с применением метода двойной записи. Следовательно, такие организации могут выбрать способ ведения учета. Свой выбор они должны прописать в учетной политике. Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008 и частью 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    Ниже приведен примерный перечень элементов бухгалтерской учетной политики, а также приказ об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

    Бухгалтерская учетная политика при УСН

    Элемент учетной политики

    Возможные варианты

    Примечание

    Ответственный за ведение бухгалтерского учета

    1. Главный бухгалтер.
    2. Иное должностное лицо.
    3. Сторонний исполнитель в соответствии с заключенным договором.
    4. Лично руководитель организации.

    За организацию бухгалтерского учета в любом случае отвечает руководитель организации.

    Способ ведения бухгалтерского учета

    1. Вручную
    2. С использованием бухгалтерской программы

    Если используется программа, следует написать, какая именно.

    Рабочий план счетов

    1. Стандартный план счетов бухучета.
    2. Собственный план счетов.

    Самостоятельно разработанный план счетов лучше оформить в качестве приложения к учетной политике.

    Используемые формы регистров бухгалтерского учета

    Используемые формы первичных документов
    График документооборота

    1. Утверждаются в качестве приложения к учетной политике.
    2. Утверждаются отдельным приказом.

    График плановой инвентаризации имущества и обязательств

    1. Ежеквартально
    2. Ежемесячно
    3. Иной вариант

    Лимит стоимости основных средств

    1. 40 000 руб.
    2. Меньшая сумма

    Способ начисления амортизации основных средств

    1. Линейный.
    2. Способ уменьшаемого остатка.
    3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
    4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

    Можно использовать различные способы для разных групп объектов.

    Способ начисления амортизации нематериальных активов

    1. Линейный.
    2. Способ уменьшаемого остатка.
    3. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

    Можно использовать различные способы для разных групп объектов.

    Метод оценки материалов

    1. По стоимости единицы.
    2. По средней стоимости.
    3. По себестоимости первых по времени приобретения материалов (ФИФО).

    «Упрощенцам» с объектом доходы минус расходы удобно использовать тот же метод, что и в налоговом учете.

    Метод оценки покупных товаров

    1. По стоимости единицы.
    2. По средней стоимости.
    3. По себестоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО).

    «Упрощенцам» с объектом доходы минус расходы удобно использовать тот же метод, что и в налоговом учете.

    Способ учета товаров в розничной торговле

    1. В покупных ценах.
    2. В продажных ценах.

    Способ учета готовой продукции

    1. По фактической производственной себестоимости.
    2. По нормативной (плановой) себестоимости.

    Порядок признания управленческих расходов

    1. В конце месяца полностью списываются на счет 90 «Продажи».
    2. В конце месяца полностью списываются на счета учета затрат.

    Порядок признания коммерческих расходов

    1. В конце месяца полностью списываются на счет 90 «Продажи».
    2. Распределяются между проданными и не проданными товарами (работами, услугами) в части транспортно-заготовительных расходов и затем частично списываются на счет 90 «Продажи»

    1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2015 год согласно приложению к настоящему Приказу.

    2. Контроль за исполнением приказа возложить на Директора Иванова А.В.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×