Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет и реализация тепловой энергии

Учет тепловой энергии

В соответствие с требованиями «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» (РД 34.09.102. Утв. Минтопэнерго России 12.04.97 г.) каждая теплоснабжающая и теплопотребляющая организации, независимо от форм собственности, должны вести учет тепловой энергии и расхода теплоносителя. С этой целью источники теплоты (котельные и ТЭЦ) и потребители теплоты (тепловые пункты) оборудуются узлами учета теплоты.

Основные сведения об узлах учета тепловой энергии.Узел учета теплоты – это комплект приборов и устройств, обеспечивающий учет тепловой энергии, массы (объема ) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Уровень оснащенности узлов учета источников и потребителей теплоты средствами измерений зависит от схемы теплоснабжения, вида и величины тепловой нагрузки и устанавливается настоящими Правилами. Энергоснабжающая организация (ЭСО) не имеет права дополнительно требовать от потребителя установки на узле учета приборов, не предусмотренных Правилами. С другой стороны, потребитель по согласованию с ЭСО может дополнительно установить приборы учета и контроля, если это не нарушает технологию и точность коммерческого учета. При этом показания дополнительных приборов не могут использоваться при взаимных расчетах между потребителем и ЭСО.

Все работы по оборудованию узла учета должны выполняться организацией. Имеющей лицензию (разрешение) Ростехнадзора.

Приборы учета выполняют одну или несколько функций, такие как: измерение, накопление, хранение, отображение информации о количестве тепловой энергии, расходе теплоносителя, его давлении и температуре, а также о времени работы приборов. В зависимости от возможности использования информации приборы подразделяются на показывающие и регистрирующие. В последних измеряемая величина отображается на бумаге в цифровой или графической форме.

По роду измеряемых физических величин приборы подразделяются на:

— манометры – приборы для измерения давления;

— термометры – приборы для измерения температуры;

— водосчетчики – приборы для измерения расхода воды;

— теплосчетчики – приборы для измерения количества теплоты.

Наиболее сложным из приборов является теплосчетчик. Он состоит из двух функционально самостоятельных частей: тепловычислителя и датчиков расхода теплоносителя, его температуры и давления. Получив данные о расходе, температуре и давлении воды тепловычислитель производит расчет количества теплоты.

Как известно, расход теплоты прямо пропорционален произведению расхода воды G на разность энтальпий сетевой воды в подающем трубопроводе h1 и в обратном трубопроводе h2:

Энтальпия воды характеризует внутреннюю энергию 1 кг воды и находится как произведение теплоемкости воды С на ее температуру t:

Теплоемкость воды определяет количество теплоты, которое нужно подвести к 1 кг воды, чтобы изменить его температуру на 1 0 С в кДж/кг град или в ккал/ кг градус. Теплоемкость, а следовательно и энтальпия, зависит от температуры и давления. Поэтому для ее нахождения в тепловычислитель должна поступать информация от датчиков температуры и давления.

Для измерения расхода воды в теплосчетчиках применяются такие способы, как способ переменного давления на сужающих устройствах, тахометрический, электромагнитный, ультразвуковой, вихревой и др. Поэтому теплосчетчики кратко называются электромагнитными, ультразвуковыми, вихревыми, тахометрическими и т.д.

В подавляющем большинстве теплосчетчики измеряют объемный расход воды. Для перехода к массовому расходу вычислитель вычисляет плотность воды на основании данных о ее температуре.

В общем случае теплосчетчики вычисляют и фиксируют следующие параметры:

— расход теплоносителя в м 3 /ч (т/ч);

— суммарные объем (м 3 ) и массу (т) теплоносителя (нарастающим итогом );

— суммарное потребление тепловой энергии в Гкал (нарастающим итогом);

— тепловую мощность в Гкал;

— температуру теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах;

— разность температур в трубопроводах;

— среднечасовые и суточные значения перечисленных выше параметров.

Кроме того теплосчетчик выдает данные о времени работы в штатном режиме и при технической неисправности прибора. При возникновении неисправности в измерительном комплексе указывается код неисправности и время работы при наличии каждой нештатной неисправности.

В теплосчетчике хранится информация об измерениях, которая может выдаваться из архива на компъютор, принтер, пульт диспетчера и др. Просмотр архивных данных может производиться на жидко кристаллическом мониторе прибора.

Прибор фиксирует параметры в следующих диапазонах:

— количество теплоты – от 0 до 10 9 Гкал;

— массу или объем – от 0 до 10 9 т или м 3;

— расход воды — от 0 до 10 6 м 3 /ч или т/ч;

— температуру воды – от 0 до 150 0 С;

— разность температур воды в подающем и обратном трубопроводах – от 2 до

— давление воды – от 0 до 2,5 МПа;

— время – от 0 до 10 9 часов.

Погрешность измерения количества теплоты, расхода теплоносителя, разности температур, давления воды и температуры не превышает ± 2 %. Время измеряется с точностью ± 0.02 %

.В настоящее время тепосчетчики выпускаются многими производителями (не менее 45 фирм), в том числе и петербургскими фирмами «Взлет», «Логика», «Теплоком». Фирма «Взлет», например, выпускает тепосчетчики типа ТСР в количестве 13 тыс. шт. в год. В С-Петербурге узлами учета теплоэнергии оборудовано не менее 10500 зданий. Применение узлов учета, как показывает практика, позволяет экономить на оплате за отопление в среднем 30 %.

Примеры установки узлов учета тепловой энергии в котельной и тепловых пунктах показаны на рис. 1, 2 и 3.

Рис. 1. Схема размещения точек измерения расхода теплоносителя и его регистрируемых параметров в котельной.

Читать еще:  Налоговый учет спецодежды

Рис.2. Схема размещения точек измерения расхода теплоносителя и его регистрируемых параметров тепловом пункте открытой системы теплоснабжения

Рис.3. Схема размещения точек измерения расхода теплоносителя и его регистрируемых параметров в тепловом пункте закрытой системой теплоснабжения

Допуск в эксплуатацию УУТЭ у потребителя.Выбор приборов для использованя на узле учета потребителя осуществляет потребитель по согласованию с ЭСО. В случае разногласий между ними окончательное решение принимает Ростехнадзор. Приборы должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу и проходить поверку с периодичностью, предусмотренной Госстандартом (например, 1 раз в 4 года).

Допуск в эксплуатацию УУТЭ осуществляет представитель ЭСО в присутствии представителя потребителя, о чем составляется Акт в 2 –х экземплярах. Акт утверждается руководителем ЭСО.

Для допуска УУТЭ представитель потребителя предсталяет в ЭСО следующую документацию:

— принципиальную схему теплового пункта;

— проект на УУТЭ, согласованный с ЭСО;

— паспорта на приборы узла учета;

-документы о проверке приборов с действующем клеймом госповерителем;

-технологические схемы узла учета, согласованные с Госстандартом, если расход воды измеряется методом переменного давления.

После получения Акта о допуске в эксплуатацию представитель ЭСО производит пломбирует приборы УУТЭ.

Перед каждым отопительным периодом осуществляется проверка готовности УУТЭ к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.

Эксплуатация УУТЭ у потребителя.Эксплуатация УУТЭ должна производиться в соответствие с технической документацией, указанной выше. Ответственность за эксплуатацию УУТЭ несет лицо, назначенное руководителем организации, в чьем ведении находится данный узел учета. Нарушение требований эксплуатации, изложенной в технической документации, приравнивается к выходу УУТЭ из строя. Кроме того УУТЭ считается вышедшим из строя в следующих случаях:

несанкционированного вмешательства в его работу;

нарушения пломб на оборудовании уза учета и линий электрических связей;

механического повреждения приборов и элементов УУТЭ;

работы любого из приборов за пределами установленных норм точности;

при истечении срока действия Госповерки, хотя бы одного из приборов узла учета;

врезок в трубопроводы , не предусмотренных проектом УУТЭ.

Время выхода узла учета фиксируется записью в журнале, о чем немедленно (в течение не более одних суток) сообщается в ЭСО. Выход УУТЭ из строя оформляется протоколом. После восстановления работоспособности узла учета допуск его в эксплуатацию производит представитель ЭСО в присутствии представителя потребителя , о чем составляется соответствующий Акт.

Показания приборов фиксируются потребителем ежесуточно в одно и то же время в специальном журнале. В срок, установленный Договором, потребитель представляет в ЭСО копии журнала для расчета за потребленную тепловую энергию и теплоноситель.

Периодическую проверку УУТЭ проводят представители ЭСО и (или) Ростехнадзора в присутствии представителя потребителя.

Приложение 1

Контрольные вопросы с ответами

Примечания:В скобках указываются:

1. ПТЭ ТЭ – правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок

2. ПТБ – правила техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих энергоустановок и тепловых сетей потребителей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9297 — | 7866 — или читать все.

Учет и реализация тепловой энергии

сегодня
USD ЦБ77.73
EUR ЦБ85.74
BTC/USD6946.33

калькулятор валют

Вопрос: МУП осуществляет производство и реализацию тепловой энергии предприятиям и населению. В течение отопительного сезона организация отпускает тепловой энергии в несколько раз больше, чем в летние месяцы. При этом начисление дохода при реализации тепла населению производится равномерно в течение календарного года по мере начисления и выставления счетов на оплату в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306. В связи с этим у организации возникает значительная разница между фактически отпущенными и начисленными Гкал для населения за период с 1 января по 1 мая и с 1 октября по 31 декабря. 1. Каков порядок признания дохода в целях исчисления налога на прибыль при реализации тепла, если МУП применяет метод начисления? 2. В каком порядке начисляется НДС в данной ситуации?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета доходов от реализации тепловой энергии и сообщает следующее.

Как следует из вышеуказанного обращения, МУП осуществляет производство и реализацию тепловой энергии предприятиям и населению. В течение отопительного сезона организация отпускает тепловой энергии в несколько раз больше, чем в летние месяцы. При этом начисление дохода при реализации тепла населению производится равномерно в течение календарного года по мере начисления и выставления счетов на оплату. В связи с этим у организации возникает значительная разница между фактически отпущенными и начисленными Гкал для населения за период с 1 января по 1 мая и с 1 октября по 31 декабря.

1. Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Читать еще:  Учет ндс при енвд и осно

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее — Правила).

Устанавливаемые в соответствии с Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п. 3 Правил).

Под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (в том числе горячей воды и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил).

Таким образом, в соответствии с установленным порядком в случае отсутствия индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета для расчетов с населением применяется норматив потребления коммунальных услуг, который устанавливается в отношении месячного объема (количества) потребления коммунальных услуг потребителем.

Согласно п. 1 ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Доходы учитываются в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов и расходов в соответствии со ст. ст. 271 и 273 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

На основании вышеизложенного в рассматриваемом случае выручка от реализации услуг населению по горячему водоснабжению и отоплению при отсутствии приборов учета подлежит признанию по окончании каждого отчетного (налогового) периода в суммах, исчисленных исходя из установленных месячных объемов и нормативов и количества месяцев в отчетном периоде, то есть равномерно.

2. Что касается порядка исчисления налога на добавленную стоимость в данной ситуации, то необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, — оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

На основании п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, коммунальными услугами признается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Учитывая изложенное, оказание коммунальных услуг по отоплению признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

В связи с тем, что оказание услуг по отоплению осуществляется налогоплательщиком в течение отопительного сезона, объект налогообложения возникает только в тех налоговых периодах, в которых данные услуги фактически оказаны населению.

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствия со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Учитывая изложенное, при оказании услуг по отоплению налоговая база определяется исходя из стоимости услуг, фактически оказанных населению, не имеющему приборов учета, в каждом конкретном налоговом периоде, в котором возникает объект налогообложения (то есть ежеквартально в течение отопительного сезона).

На основании п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Учитывая, что оплата населением услуг по отоплению производится ежемесячно равными долями в течение календарного года, денежные средства (плата), полученные налогоплательщиком от населения в периоде отсутствия объекта налогообложения по таким услугам, в части, не являющейся выручкой за услуги, фактически оказанные в предыдущих налоговых периодах, следует рассматривать как частичную оплату, полученную в счет предстоящего оказания услуг по отоплению, которая на основании абз. 2 п. 1 ст. 154 и пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. При этом сумма налога, исчисленная с частичной оплаты, после даты фактического оказания услуг по отоплению подлежит вычету в размере, не превышающем суммы налога, исчисленной со стоимости услуг, фактически оказанных в последующих налоговых периодах отопительного сезона.

Читать еще:  09 счет бухгалтерского учета как проверить

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

Стратегия повышения энергоэффективности в муниципальных образованиях

—V. Учет энергоресурсов и организация сбыта

5.4. Учет тепловой энергии

В настоящее время обеспеченность приборами учета тепловой энергии и теплоносителя в коммунальной инфраструктуре оценивается 15-20% от требуемой. В некоторых крупных городах оснащенность узлами учета систем теплоснабжения и теплопотребления доходит до 90%. Узлами учета тепловой энергии и теплоносителя оснащаются крупные и средние источники теплоснабжения, тепловые пункты, многоквартирные жилые дома, здания и сооружения коммунальной инфраструктуры, промышленные предприятия. Низкий уровень оснащения узлами учета и, как следствие, отсутствие представительных данных о выработке, отпуске и потреблении тепловой энергии не позволяет вести контроль за ее рациональным и эффективным использованием. Любая программа повышения эффективности использования ресурса должна начинаться с его учета.

Нормативно-правовой базой в области учета тепла являются «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя» 1995 г., утвержденные Министерством топлива и энергетики РФ, согласованные Главгосэнергонадзором (ныне не существующим) и Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации и ГОСТ Р 51649-2000 «Теплосчетчики водяных систем теплоснабжения. Общие технические условия». «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя» имеют ряд следующих недостатков:

  • отсутствие четких требований по несению ответственности за организацию коммерческого учета тепловой энергии у потребителя (ответственен сам потребитель, поставщик тепла, специализированная организация, осуществляющая не только техническое обслуживание узлов учета тепла, но и отвечающая за достоверность учета и оказывающая информационные услуги;
  • отсутствие проработанной схемы измерения количества тепловой энергии в качестве товара, в особенности в открытых системах теплоснабжения;
  • не определено понятие «качество» тепловой энергии как товара;
  • нет решения проблемы учета холодной воды у потребителя при открытой системе теплоснабжения, в т.ч. при учете горячего водоснабжения.

Необходима доработка существующих или разработка новых правил учета без приведенных выше недостатков, с определением уполномоченного органа, определяющего требования к средствам измерений узлов учета тепла у потребителей.

Требование существующих правил учета к измерению и регистрации большого количества параметров теплоносителя реализуются с помощью цифровых микропроцессорных устройств, имеющих собственное программное обеспечение. Данное программное обеспечение не всегда соответствует требованию ГОСТ Р 51649-2000: «программное обеспечение теплосчетчиков должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства в условиях эксплуатации», причем ни один из государственных центров испытаний средств измерений испытания на соответствие данному требованию не освоил. Вмешательство в программное обеспечение теплосчетчика должно осуществляться при его выходе из производства и при периодической поверке (если прибор не прошел поверку) и возможность такого рода вмешательства остается за специалистами завода-изготовителя и у лицензированного ремонтного предприятия. На практике возможность вмешательства в программное обеспечение передается монтажно-наладочным предприятиям, для корректировки «плывущих» в процессе эксплуатации параметров теплосчетчика. Таким образом, появляется возможность вмешательства в работу теплосчетчика и искажения регистрируемых параметров теплоносителя в корыстных целях. Необходимо усилить контроль за заводами-изготовителями микропроцессорных теплосчетчиков при внесении новых приборов в Госреестр СИ РФ и разработать методику выявления фальсификации показаний теплосчетчиков в процессе их эксплуатации.

При разработке программ энергосбережения необходимо в их состав вводить подпрограмму оснащения приборами учета тепловой энергии. Эта подпрограмма должна руководствоваться комплексным подходом к учету энергоресурсов. При учете горячего водоснабжения необходимо начинать с поквартирного учета в комплексе с установкой общедомовых приборов, с целью выявления небаланса и его анализа. При учете тепловой энергии в системах отопления учет идет от источника теплоснабжения к центральному тепловому пункту и к общедомовому счетчику. Причем счетчики на источниках теплоснабжения и центральных тепловых пунктах, как правило, учитывают нагрузку отопления и горячего водоснабжения совместно. Установка общедомовых счетчиков системы отопления и горячего водоснабжения на зданиях с отдельным тепловым вводом технически несложна, однако есть ряд зданий, которые запитаны от транзитных трубопроводов, на которых организация учета технически осложнена. Существуют два выхода при учете тепловой энергии в зданиях, запитанных от транзитных трубопроводов:

  • ликвидация транзитных трубопроводов и организация отдельных вводов в здания с общедомовыми счетчиками; такой подход требует немалых финансовых ресурсов;
  • установка узлов учета тепловой энергии на входе и выходе транзитных трубопроводов из здания; расчет потребленного зданием тепла определяется как разница показаний теплосчетчиков на входе и выходе; при применении данного способа погрешность вычисления вырастает до 8% по расходу теплоносителя и до 10% по теплу, что не соответствует требованиям современной нормативной базы; в данном случае необходимо переходить на расчет по центральному тепловому пункту либо рассматривать учет всей группы домов по теплосчетчику, установленному вначале транзитного трубопровода.

Необходимо также отметить, что возможности современных теплосчетчиков позволяют измерять и регистрировать такие параметры системы теплоснабжения как расход сетевой воды и разница температур в подающем и обратном трубопроводе. Наличие данной информации позволяет ввести систему поощрений потребителя за снижение расхода теплоносителя и увеличения разницы температур за счет введения гибкой тарифной сетки на тепловую энергию (например, введением понижающих коэффициентов к действующим тарифам).

Просим Вас оставлять свои замечания и предложения по стратегии перейти в форум. Для чтения документа выберите интересующий Вас раздел.

Энергосберегающие технологии и методы перейти в раздел

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×