Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок амортизации легкового автомобиля в бухучете

Как определить срок полезного использования автомобиля – таблица СПИ в бухгалтерском и налоговом учете

Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.

Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Является ли транспорт основным средством?

Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Как определить в бухгалтерском учете?

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

То есть при желании компания вправе в бухучете для автомобиля установить тот же СПИ, что и в налоговых целях по Классификации основных средств.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Как узнать в налоговом учете по Классификатору?

Срок полезного использования в целях налогообложения определяется по Классификации утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.

Данная Классификация предусматривает 10 амортизационных групп с различными сроками службы.

Транспортное средство в зависимости от его типа, области применения, размера, мощности можно отнести к группе со второй по пятую.

При этом срок службы в зависимости от амортизационной группы может варьироваться от 2 до 9 лет.

Данные о сроках полезного использования для различных видов движимого имущества представлены в таблице.

Группа амортизации по КлассификаторуСрок полезного использования, л.Тип автотранспорта
22-3
  • Грузопассажирские подъемники, имеющие платформы
33-5
  • Легковые автомобили.
  • Автобусы малого типа длиной в пределах 7.5 м.
  • Грузовые автомобили грузоподъемностью до 3.5 т.
  • Специальные машины, не вошедшие в прочие группы
45-7
  • Легковые машины, предназначенные для людей с инвалидностью
  • Средние, большие и особо большие городские автобусы до 24 м
  • Междугородние автобусы
  • Троллейбусы
  • Самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, тягачи независимо от массы
  • Специальные машины – катафалки, бензовозы, лесовозы, транспорт, обслуживающий коммунальное хозяйство
  • Спецмашины различных служб (полиция, спасательная, аварийная)
  • Машины, транспортирующие газ и нефтепродукты
57-9
  • Легковые автомобили от 3.5 л
  • Прочие автобусы, кроме перечисленных выше, от 16.5 до 24 м
  • Грузовой транспорт от 3.5 до 12 т
  • Специальные машины — тягачи седельные, гидроподъемники, мусоровозы
  • Прицепы, а также полуприцепы

Легковой авто

Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – большого и высшего класса с объемом двигателя от 3.5 литра;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автомобили малого класса, предназначенные для инвалидов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие легковые машины.

Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.

Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

Автобус

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

То есть, чтобы правильно определить СПИ, нужно знать габариты автобуса (его длину), а также область его применения.

ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Грузовая машина

Для правильного определения периода службы грузовиков нужно смотреть на максимальную допустимую массу по техническому паспорту, область эксплуатации:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – грузовики с дизельным и и бензиновым двигателем с массой от 3.5 до 12 т и свыше 12 т;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – грузовые авто общего назначения (сюда входят бортовые грузовики, тягачи, самосвалы, фургоны);
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – небольшие грузовики с максимально возможной массой до 3.5 т.
  • КамАЗ 6520 – это большегруз самосвал, который можно отнести к 4 амортизационной группе (ОКОФ 310.29.10.4). СПИ может быть от 61 до 86 месяцев включительно.
  • Грузовая газель ГАЗ-33023, работающая на бензине, предназначенная для перевозки грузов, грузоподъемностью 1 т – включается в 3 группу амортизацию как грузовой автомобиль с бензиновым двигателем до 3.5 т (ОКОФ 310.29.10.42.111), СПИ от 37 до 62 месяцев включительно.
  • Прицеп – как грузовой, так и легковой можно включить в 5 группу (ОКОФ 310.29.20.23).

Спецтехника

В зависимости от своего предназначения специальные машины могут быть отнесены к 3, 4 или 5 группе амортизации.

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.
Читать еще:  Бухгалтерские проводки в бюджетном учете

Полезное видео

Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:

Выводы

Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 938-43-28 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 467-43-31 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+7 (800) 511-52-74 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Похожие публикации

Автомобиль, как и другое имущество, относящееся к основным фондам, амортизируется, т. е. изнашивается в процессе эксплуатации. Однако существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать и при постановке на учет автомобиля, и когда начисляется амортизация автомобиля. Рассмотрим особенности начисления износа на автомобиль.

Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Временной отрезок, на протяжении которого компания через амортизационные отчисления будет списывать стоимость автомобиля, определяется сроком полезного использования. Устанавливает его фирма, опираясь на предполагаемый срок службы и ориентируясь на Классификацию ОС по амортизационным группам, утвержденную постановлением Правительства от 07.07.2016 № 640. В предприятии это возложено на специально созданную распоряжением руководства и постоянно действующую инвентарную комиссию.

Во внимание принимают тот факт, что Классификатор разработан для целей налогового учета. В бухучете же компания вправе устанавливать СПИ самостоятельно. Это отмечено в п. 20 ПБУ 6/01. Но обычно сроки эксплуатации автомобиля в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.

Согласно классификатору автомашины относятся к 3, 4 или 5-ой амортизационным группам, и зависит принадлежность машины к той или иной категории в зависимости от технических характеристик (мощности, размеров, допустимой массы).

Таблица амортизации автомобиля:

Технические характеристики авто

От 3-х до 5-ти лет

Грузовые с дизельным двигателем

Массой не более 3,5 тн

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой не более 3,5 тн

Легковые малого класса

Грузовые общего назначения

Автотранспорт специальный: Бетоновозы

Для коммунального хозяйства и дорожных работ

Аварийно-спасательные и полицейские

Для перевозки нефтепродуктов и газа

Легковые большого и высшего класса

Объемом двигателя свыше 3,5 л

От 7-ми до 10-ти лет

Грузовые с дизельным двигателем

Массой от 3,5 тн до 12 тн

Грузовые с дизельным двигателем

Массой свыше 12 тн

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой от 3,5 тн до 12 тн

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой свыше 12 тн

ТС спецназначения: тягачи седельные

Амортизация грузового автомобиля, как и легкового, начинает рассчитываться с начала месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию. Отметим, что порядок ввода в эксплуатацию автомашины законодательно не урегулирован. Для налогового учета акт приема-передачи ОС-1 не является документом о вводе в работу, поэтому во избежание споров с ИФНС в компаниях практикуют издание приказов о вводе в эксплуатацию объектов ОС. Типовой формы приказа о вводе не существует, поэтому составляют их в свободной форме.

Норма амортизационных отчислений на автомобиль

Определившись со сроком эффективной эксплуатации автомобиля, устанавливают норму амортизации (НА). Рассчитывается НА в процентах по формуле:

Пример

Организацией приобретен автомобиль стоимостью 400 000 руб. СПИ — 48 месяцев. НА определяют так:

НА = 1/48 х 100% = 2,083%, т.е. амортизация авто будет ежемесячно в размере 2,083% от 400 000 руб. и составлять 4332 руб.

Амортизационные расходы на автомобиль отражаются в учете проводкой Д/т 20 (44) К/т 02.

Амортизация лизингового автомобиля

Отражение в учете и износ автомобиля в лизинге зависят исключительно от его балансодержателя. К примеру, если автомобиль передан фирмой партнеру по соответствующему соглашению, но числится на балансе лизингодателя, то и амортизацию начислять будет он. Организация, получившая машину в лизинг, учитывает ее стоимость за балансом на сч. 001 «Арендованные ОС», дебетуя этот счет при принятии имущества и кредитуя, если объект возвращается балансодержателю.

Амортизация автомобиля в лизинге, если его передают на баланс лизингополучателя, начисляется так:

При получении автомобиля, формируют его первоначальную стоимость на сч. 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» в корреспонденции со сч. 76 субсчет «Арендные обязательства». После того, как ПС машины будет сформирована, а объект введен в эксплуатацию, стоимость авто переносится в дебет счета 01 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» с кредита сч.08/9.

Поскольку амортизацию лизингового автомобиля начисляет балансодержатель, то он и начнет амортизировать объект в бухгалтерском учете с месяца, идущего за тем, в котором авто было принято к учету. СПИ обычно принимают аналогичным периоду действия договора лизинга.

Оплата амортизации личного автомобиля

Часто в производственных целях используется личный автотранспорт, так как деятельность некоторых сотрудников сопряжена с частыми разъездами. Ст. 188 ТК РФ предусматривается выплата компенсации за использование личного ТС (износ) и расходов, связанных с его использованием (ГСМ). Нормативной базы, регулирующей расчет компенсации, не существует. Поэтому компаниями практикуется возврат топлива по маршрутным картам, навигационному оборудованию и пробегу, а амортизацию начисляют принятым в организации способом. Проще и удобнее применять линейный метод амортизации.

Размер возмещения оформляют отдельным соглашением или приложением к трудовому договору. Усложняет расчет тот факт, что автомобиль используется и в личных целях, и в работе. Для расчета износа следует принимать во внимание такие факторы, как стоимость приобретения, амортизация машины и доля, падающая на эксплуатацию в производстве. Этот вопрос обсуждается отдельно, ориентиром служит специфика работы и интенсивность поездок. Часто, для установления наиболее точных сумм, руководство требует ведения документации по служебным разъездам, например, путевых листов. В каждой фирме обычно разработан собственный порядок возмещения подобных расходов. Предлагаем примерный расчет амортизации линейным способом:

Допустим, цена автомобиля 500 000 руб. Средний СПИ – 5 лет (60 мес.).

НА = 1/60 х 100 = 1,67

500 000 х 1,67 = 8350 руб.

Амортизация легкового автомобиля в месяц составит 8350 руб. Бухгалтеру на основе путевых листов, предстоит рассчитать, какую долю из общего пробега делает автомашина сотрудника непосредственно в производственных целях.

Например, если из общего пробега в 1200 км за месяц 600 км падает на рабочие поездки, то амортизация авто работника составит 4175 руб. (8350 руб. / 2).

Расходы по возмещению сотрудникам этих расходов собираются на счетах производства и издержек – 20, 26, 44, а выплаты компенсации не облагаются НДФЛ.

Срок амортизации автомобиля

Коротко: Вся стоимость транспортного средства, приобретенного предприятием, сразу никогда не списывается. Она вычитается постепенно в течение всего срока полезного использования. Считать амортизацию автомобиля необходимо в рамках бухгалтерского и налогового учета.

Подробно

Амортизация автомобиля – это списание стоимости транспортного средства по частям в соответствии с физическим износом. Иными словами, если машина была приобретена предприятием, то ее стоимость списывается бухгалтерией не сразу, а постепенно в течение нескольких лет.

Амортизационные отчисления относятся к издержкам деятельности предприятия. Они вычитаются из основных средств (ПБУ 6/01 от 30.03.2001). Это денежный эквивалент износа.

Читать еще:  Оплата госпошлины счет бухгалтерского учета

Считать амортизацию нужно, если:

  • предприятие покупает автомобиль;
  • компания нанимает сотрудника с машиной.

Аренда автомобиля может быть учтена на счете 01, на котором отражается информация об основных средствах, находящихся в эксплуатации. Но только в том случае, если этот актив приносит доход более 12 месяцев подряд.

Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели.

Расчет в бухгалтерском учете

Алгоритм расчета следующий:

  1. определите срок полезного использования;
  2. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта.

Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки. Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД.

Изобр. 1. Постановка автомобиля в ГИБДД

Существует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч. №1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Срок полезного использования можно подсмотреть в Постановлении Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1. Авто попадают в 3-ю группу (3-5 лет), 4-ю (5-7 лет), 5-ю (7-10 лет).

Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации. Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты. За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.

В бухгалтерии чаще остальных используются два метода – линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие. Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.

Пример линейного метода

Предполагает равномерное списание средств в течение всего срока амортизации.

Например, новый FordTransitв базовой комплектации за вычетом НДС стоит 1 685 тыс. руб. Предполагается, что на предприятии оно будет использоваться 5 лет (60 месяцев).

В этом случае месячная сумма амортизации – 28, 08 тыс. руб. (337 тыс. руб.

в год). Итого амортизационные отчисления за каждый год составят 20%.

Для точного расчета отчислений с учетом износа необходимо принять во внимание пробег с начала эксплуатации, климатические условия, населенный пункт, в котором предстоит использовать транспортное средство, экологическое состояние региона. Также важна марка и страна производства машины. От качества сборки зависит, во сколько обойдется обслуживание и затраты на сервис.

Таблица 1. Экологическое состояние

Пример способа по сумме чисел срока полезного использования

Расчет на основе приведенных выше данных стоимости автомобиля (1 685 тыс. руб.). без учета расходов на содержание и обслуживание транспортного средства.

5 лет эксплуатация автомобиля = 1+2+3+4+5 = 15

Сначала складывается порядковый номер года эксплуатации: первый (1), второй (2), третий (3), четвертый (4), пятый (5), шестой (6). Получается 15. Затем в первый год эксплуатации отчисления считаются так:

АО = порядковый год (с конца) ÷ сумму порядковых номеров лет х стоимость авто

Т. обр. в первый год списывается наибольшая сумма, в последний – наименьшая.

Таблица 2. Расчет годовых отчислений

Изобр. 2 Транспортные средства

Амортизация в налоговом учете

В налоговом учете применяется линейный и нелинейный метод. При линейном методе сумма годовых амортизационных отчислений равна 337 тыс. руб. (1 685 ÷ 60). Нелинейный описан в ст. 259.2 НК РФ.

В налоговом учете в начале отчетного периода организация вправе поменять метод исчисления.

Однако если изначально был выбран нелинейный способ, то использовать линейный можно не ранее, чем через 5 лет.

Ускоренная амортизация

Это один из видов амортизации, при котором расчет амортизационных отчислений происходит с повышающим коэффициентом – 2 или 3 (ст. 259.3 НК РФ). Может применяться, если автомобиль находится в лизинге.

Петр Столыпин, 2015-08-16

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Главная » Бухгалтеру » Амортизация автомобиля в 2018 году

Амортизация автомобиля в 2018 году

Вернуться назад на Амортизация 2018

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую пе-репродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4, 17 ПБУ 6/01).

А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на при-быль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-гочисла месяца, следу-ющего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» – Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина № 03-03-06/1/303).

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей кон-сультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомо-биля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожида-емого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налого-вом учете.

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01):

• способ уменьшаемого остатка;

• способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

• способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

А в налоговом учете только 2 способа (п. 1 ст. 259 НК РФ):

При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспорт-ных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранно-го метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01, п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).

Административные наказания 2018
Акт выполненных работ 2018
Актив баланса 2018
Акцизы 2018
Алименты 2018
Амортизационные группы 2018

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

* — калькулятор износа выполняет округленный расчет в соответствии с Постановлением Правительства РФ №361 от 24 мая 2010г. «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств».

Износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, не может начисляться свыше 80 процентов его стоимости (статья 15 Постановления Правительства РФ №361 от 24 мая 2010г.)

Для комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), при неисправности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения запрещается движение транспортных средств, а подтверждение соответствия должно осуществляться в форме обязательной сертификации, а также для подушек безопасности и ремней безопасности транспортных средств принимается нулевое значение износа. (статья 16 Постановления Правительства РФ №361 от 24 мая 2010г.)

Онлайн калькулятор износа имеет погрешность в расчетах ввиду округления результатов.

Как произвести расчет амортизации автомобиля

Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа. Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС.

Амортизация авто. Как и зачем?

  • относятся к издержкам компании;
  • подлежат вычитанию из основных средств;
  • считаются денежным эквивалентом износа объекта.

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.

Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.

Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.

Они также требуются для таких целей, как:

  • Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
  • Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
  • Передача авто в лизинг.

Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.

Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.

ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

    Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

Для расчета используется формула:
среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

Для проведения расчетов используется следующая формула:
остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

Для расчетов применяется следующая формула:
начальная стоимость ТС * норма амортизации.

Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Амортизация для легкового авто

Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Амортизация для грузового авто

Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.

Порядок расчетов

Расчеты производятся по следующему алгоритму:

  1. Определение периода полезной эксплуатации авто.
  2. Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
  3. Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
  4. Выполнение расчетов.

Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

Пример расчетов №1

Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:

  • 2007 год: 5/15*300 тысяч = 100 тысяч. Месячная амортизация: 100 тысяч/12 = 8 333 рубля.
  • 2008 год: 4/15*300 тысяч = 80 тысяч. Месячная амортизация: 80 тысяч/12 = 6 667 рублей.
  • 2009 год: 3/15*300 тысяч = 60 тысяч. Месячная амортизация: 60 тысяч/12 = 5 000 рублей.

Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.

Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).

Пример №2

Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.

Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector