Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
248 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Среднесуточная провозная плата расчет

Часто задаваемые вопросы.

В этом разделе мы ответим на вопросы, касающиеся перевозки грузов. Если вы не нашли ответа на свой вопрос — можете задать его либо нам по телефону, либо отправив письмо с вопросом на наш электронный адрес. Мы постараемся ответить на все ваши вопросы, касающиеся грузовых перевозок автотранспортом. Имейте ввиду, что мы не перевозим опасные и негабаритные грузы, поэтому мы не сможем дать квалифицированный и точный ответ на вопросы, касающиеся таких перевозок.

Какие документы нужны для перевозки груза автомобильным транспортом?

В большинстве случаев, для провоза груза по территории России достаточно транспортной накладной. Товарно-транспортная накладная и товарная накладная не являются необходимыми документами для провоза грузов. Для сельскохозяйственных грузов карантинный сертификат необходим, если продукция едет из подкарантинного региона или же если товар ввезён из-за границы. Как показывает практика, на постах ДПС сотрудники ГИБДД требуют карантинный сертификат в любом случае при перевозке любого сельскохозяйственного груза; проследить наличие эпидемий в конкретном регионе довольно-таки сложно, а у водителя, находящегося за рулём автомобиля эта возможность практически отсутствует.

Какие нормативные документы регулируют автомобильные перевозки грузов?

В Российской Федерации действуют следующие нормативно-правовые акты, регулирующие грузоперевозки:

Вы можете скачать интересующий вас документ в формате Microsoft Word, щёлкнув на названии.

Какие сроки доставки груза?

Сроки доставки грузов автомобильным транспортом определяются условиями договора перевозки. Если сроки не установлены в договоре перевозки, то они исчисляются из расчёта 300 километров в сутки в междугороднем сообщении (глава V, ст. 63, часть «б» Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года). В городском и пригородном сообщении доставка осуществляется в течение суток (глава V, ст. 63, часть «а» Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года).

Кем осуществляется упаковка груза?

Согласно Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, погрузка и разгрузка осуществляются грузоотправителем и грузополучателем соответственно, если иное не предусмотрено договором перевозки. Также, грузоотправитель обязан маркировать каждое грузовое место, если оно упаковано, следовательно, упаковка груза ложится на плечи грузоотправителя.

Как оплачивается простой автомобиля?

Обычно, ставка простоя оговаривается заранее. Грузоотправитель зачастую знает о существовании проблем на выгрузке у каждого конкретного грузополучателя и предупреждает перевозчика о возможности простоя. На этом же этапе оговаривается и компенсация перевозчику за простой его транспорта. Суммы и порядок исчисления закрепляются в договоре перевозки груза.
В случае если сумма не оговорена в договоре перевозки, она рассчитывается согласно ст. 35, п. 4. Устава автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта и она составляет 5% от ставки фрахта за каждый полный час простоя при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (расчёт срока доставки — см. ответ выше).
Время начала простоя автотранспортного средства определяется либо из договора перевозки, в котором указывается нормативное время погрузочных и разгрузочных операций, либо из Приложения №6 Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, согласно этого Постановления, нормативное время выгрузки 20 тонн из фуры составляет 72 минуты.

Как производится оплата перевозки груза?

Оплата перевозки грузов по России может осуществляться как авансовым платежом, так и основываясь на кредитной форме расчёта. Разумеется, кредитная форма оплаты перевозки допускается с зарекомендовавшими себя клиентами. Отсрочка платежа определяется индивидуально, в зависимости от цен перевозки. Если коротко описать алгоритм принятия решения о предоставлении отсрочки платежа, то получится примерно следующее: небольшие суммы фрахта — небольшая отсрочка, средние — большая или средняя отсрочка платежа, большие суммы — небольшая отсрочка. Но в любом случае, окончательное решение принимается после анализа клиента и его истории.

Как рассчитываются тарифы на доставку груза?

Тарифы на грузоперевозки нашей компании весьма демократичны. С одной стороны, мы довольно крупная транспортная компания и поставщики запчастей дают нам скидки большие, чем могут позволить себе частники. Топливные компании также дают на скидки за счёт большого потребления дизельного топлива. С другой стороны, мы — мобильная и не отягощённая излишним административным аппаратом компания, следовательно, издержки на содержание офиса у нас не самые большие.
Тарифы рассчитываются исходя из направления перевозки и расстояния перевозки. За последние 12 лет сложилась ситуация, когда нет чёткой ставки за километр, как, например, в такси. Сейчас действующие тарифы определяются состоянием рынка.
Для постоянных клиентов, которые работают с нами давно и не используют нас в качестве «скорой помощи», наши тарифы постоянны и не меняются из-за сезонных рыночных явлений. На изменение тарифов постоянных клиентов влияет цена дизельного топлива и показатель инфляции в стране, что, в общем-то, логично. Заметим, что ни один диспетчер не может удерживать цены в период сезонных колебаний по простой причине — отсутствие собственного транспорта.

Действительно ли страховка груза необходима?

Принимать решение о страховании груза должен тот, кто платит за перевозку. Постараемся максимально подробно ответить на этот вопрос и разберём 3 типа страховок.

  1. Страхование ответственности экспедитора. Разумеется, многие диспетчеры хвастаются наличием полиса страхования ответственности. Но мы ни разу не видели, чтобы они рассказывали, чем может помочь им эта страховка. Для страховых компаний эти страховки — золотое дно, т. к. договоры страхования строги и любое, даже самое лёгкое отклонение от пунктов договора, автоматически лишает выгодоприобретателя права на получение страховой суммы. Например, пункт договора о том, что водитель не должен управлять автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии практически не выполним хотя бы по ряду объективных причин — нет абсолютно здоровых людей (в медицине применяется понятие «практически здоров»), нет абсолютно отдохнувших людей. Кроме того, само доказательство «отдохнутости» и «здоровости» водителя в момент совершения событий, предусмотренных страховым договором, как можно понять, невыполнимо практически. Кроме того, от диспетчера требуют целый ворох различных документов (договор перевозки в оригинале с оригинальными «мокрыми» печатями на момент заключения договора перевозки, например, что невыполнимо при привлечении нового перевозчика), а это только затрудняет поиск автомобилей.
  2. Страхование ответственности перевозчика. Примерно та же история, что и со страхованием ответственности экспедитора. Те же пункты об «здоровости» и «неутомлённости». Основная разница — отсутствуют пункты об оригинальных договорах (они заменяются пунктами о трудовых договорах, но трудовые договоры обычно оформлены по ТК РФ).
  3. Страхование груза от порчи и утраты. Оформляется грузоотправителем. Самая действенная, но и самая дорогая страховка. Кроме того, для получения максимального шанса на выплату страховой суммы, необходимо страховать каждую партию груза (одна перевозка — одна страховка). Эта страховка является разновидностью страхования имущества, следовательно, пунктов об усталости и абсолютном здоровье водителя в договоре страхования не может быть.
Читать еще:  Расчет фиксированных страховых взносов

В любом случае, принимать решение о необходимости страхования — это прерогатива того, кто оплачивает грузоперевозки и вообще логистическую составляющую бизнеса.

В какой срок вы можете предоставить машину под погрузку?

Наша транспортная компания исходит из принципа плановости и ритмичности. Мы стараемся распределять автомобили между нашими клиентами заранее. Поэтому предоставление автомобиля «день в день» не всегда возможно. Впрочем, расположение наших автомобилей по регионам меняется ежечасно, а благодаря установленной у нас системе GPS-мониторинга транспорта, мы можем давать ответ о наличии транспорта в интересующем Вас регионе практически мгновенно.
Тем не менее, просим заказывать машины заранее — за 48 часов до погрузки.

Адрес: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 121

Расчет провозной платы

Тарификация железнодорожных перевозок

Железнодорожные грузовые тарифы представляют собой систему цен, которые включают в себя определенные утвержденные платы, берущиеся за транспортировку различных грузов и сопутствующие услуги инфраструктуры. На основании закона «О железнодорожном транспорте в РФ», все тарифы регулируются на основе рентабельности и себестоимости. Таким образом, ж/д тарифы должны быть такими, чтобы деятельность железнодорожных организаций и предпринимателей, занимающихся в сфере железнодорожного транспорта, была неубыточной в долгосрочной перспективе.

На сегодняшний момент, тарифное регулирование осуществляется со стороны государства. Был утвержден соответствующий документ, в котором четко прописывалась роль органов исполнительной власти, которые принимают решению в вопросах формирования тарифов, а также были прописаны общие принципы образования и использования тарифов на грузоперевозки с помощью железнодорожного транспорта.

Органом исполнительной власти, отвечающим за регулирование ж/д тарифов, является комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования тарифов на федеральном ж/д транспорте. Решения данной комиссии являются основанием для Федеральной энергетической комиссии РФ, которая издает соответствующие правовые акты, регулирующие тарифы на железнодорожные перевозки.

Как мы уже сказали, ж/д тарифы регулируются со стороны государства, поэтому у этого регулирования есть определенные характерные черты, указывающие на это:

  • Использование на всей территории России единого принципа формирования тарифов, направленных на извлечение прибыли и возмещение определенных затрат.
  • В зависимости от типа перевозки формируются эксплуатационные расходы.
  • Предоставление полного доступа потребителей к услугам инфраструктуры и услугам ж/д транспорта.
  • Определение единой тарификации для всех грузоотправителей и грузополучателей.
  • Полное освещение изменений в формировании тарифов.

Таким образом, если размер тарифа был скорректирован или изменен, то соответствующая информация об этом должна быть опубликована не позднее, чем за 10 дней до вступления данных изменений в законную силу. Извещение об изменении тарификации поступает от органов исполнительной власти, регулирующим железнодорожный транспорт.

Провозная плата

Расчет провозной платы исчисляется путем формирования стоимости перевозки груза из пункта A, т.е. железнодорожной станции, с которой отправляется груз, в пункт B — железнодорожную станцию, куда груз пребывает. Цена формируется из того расстояния, которое насчитывается между двумя точками маршрута.

Провозная плата определяется:

  • При перевозке грузов с большой и грузовой скоростью, плата формируется по самому короткому направлению.
  • Фактически пройденное расстояние при транспортировке негабаритных грузов.
  • Суммарное расстояние грузоперевозки с участием железной дороги города Калининграда.
  • Таким образом, железнодорожные тарифы зависят от целого ряда сопутствующих факторов:
  • От типа грузовой отправки — мелкая, контейнерная, повагонная, маршрутная, сборная повагонная или групповая.
  • От вида вагона или контейнера, а также его принадлежности.
  • От скорости грузоперевозки — пассажирская, грузовая или большая.
  • От характеристик груза — негабаритный, личные вещи, скоропортящиеся товары, опасный груз и т.д.
  • Общего расстояния грузоперевозки.
  • От веса груза.

Что касается расчета провозной платы, то это довольно сложная задача, которую вручную очень трудно осуществить. Поэтому, использование специальных программ для расчета данной платы становится все более целесообразным.

На сегодняшний день, существует достаточно много подобных программ, обладающих различным интерфейсом и внутренним содержанием. В частности, компания СТМ уже более двадцати лет занимается разработкой программного обеспечения для железнодорожной логистики, что делает одной ведущих организаций в данном сегменте рынка.

Программы Rail от компании СТМ позволяют рассчитать провозную плату практически полностью в автоматизированном режиме. На данный момент, существуют множество разновидностей данных программ, среди которых Rail-Тариф и Rail-Тариф Россия, в которых можно просматривать результаты расчета, исходные данные и прочую сопутствующую информацию. Отличаются они между собой тем, что Rail-Тариф предназначена для расчета провозной платы за транспортировку грузов по России, странам Балтии и СНГ, а программа Rail-Тариф Россия применяется только для расчета платы за перевозку в пределах Российской Федерации.

Как выставить счет за простой автотранспорта

Правовое регулирование вопроса

Нормы законодательного регулирования в части задержек автотранспорта установлены в нескольких законодательных актах. В частности, статья 794 ГК РФ устанавливает право перевозчика привлечь грузоотправителя к ответственности.

Причинами взысканий могут стать задержки грузов, неиспользование поданного транспорта по иным причинам. Нормативы и порядок взыскания определяются в индивидуальном порядке, в соответствии с уставами и кодексами компаний, и по соглашению сторон, в соответствии с договорами и контрактами.

Помимо ГК РФ, вопрос урегулирован и в Федеральном законе № 259-ФЗ от 08.11.2007. П. 4 ст. 35 закона устанавливает юридическую ответственность как грузоотправителя, так и грузополучателя.

Понятие и нормы простоя

Простой транспортного средства можно охарактеризовать следующими признаками:

  1. Задержка транспорта может быть только в период загрузки или разгрузки товаров, продукции и иных категорий грузов. Ответственность определяется условиями договора между сторонами. На общих основаниях за погрузку отвечает грузоотправитель, а за разгрузку — грузополучатель. Но если за погрузку и разгрузку отвечает перевозчик, то претензии должны быть выставлены в его адрес.
  2. Простой транспорта по факту — это задержка, то есть неисполнение или просрочка исполнения исполнителем сроков поставки и иных договоренностей, закрепленных контрактом или соглашением. Следует понимать, что время необходимой стоянки, заправки, технического обслуживания не может быть включено в период задержки; нормативный простой транспортного средства под погрузкой также не учитывается.
  3. За фактическое время задержки предусмотрены штрафные санкции. Размер штрафа определяется договором и исчисляется за каждый час задержки. Если в договоре между сторонами отсутствуют условия об оплате простоя, то исчисление производится по нормативам, закрепленным в законе № 259-ФЗ.
Читать еще:  Коэффициент расчета компенсации при увольнении

Регламентированные нормы неустоек закреплены в п. 4 ст. 35 закона № 259-ФЗ. За простой при городском и пригородном сообщении штраф взимается в размере 5% от провозной платы. При междугородном сообщении — 1% от среднесуточной провозной платы, если иное не предусмотрено условиями контракта.

Если срок поставки в договоре не обозначен, то задержку рассчитывают по ст. 63 Правил перевозки грузов. В соответствии с ними, каждые 300 километров приравниваются к одним суткам простоя.

Основания для взыскания штрафов

Прежде чем говорить о сумме штрафа, необходимо обозначить ответственных лиц. Это намного проще, если условия закреплены в договоре. Но не всегда стороны оговаривают нормативы ответственности за задержку транспортных средств.

Что с кого удерживать: кому, какие штрафы положены?

Сторона, ответственная за нарушение

Груз не предъявлен для перевозки

Ответственность налагается на грузоотправителя

П. 4, 5 ст. 10 и п. 1 ст. 35 закона № 259-ФЗ

Отсутствие отметок, указаний и мер предосторожности к перевозке груза в транспортной накладной

Штрафные санкции предусмотрены для грузоотправителя

П. 3 ст. 35 закона № 259-ФЗ

Простой автомобиля под погрузкой, выгрузкой

За загрузку товаров, продукции, грузов отвечает грузоотправитель

П. 4 и 5 ст. 35 закона № 259-ФЗ

За разгрузку несет ответственность грузополучатель

Нельзя взыскать неустойку, если задержка спровоцирована из-за обстоятельств, не зависящих от сторон. Например, возникли обстоятельства непреодолимой силы: были введены ограничения или запрет движения транспортных средств.

Пример расчета штрафа

Порядок, как рассчитывается неустойка за простой автотранспорта, можно сформулировать в виде трех шагов:

  1. Высчитываем сумму среднесуточной провозной платы. Для этого общую стоимость доставки делим на срок поставки: 100 000 руб. / 4 дня = 25 000 рублей в сутки.
  2. Исчисляем размер неустойки. Для этого сумму среднесуточной провозной стоимости умножаем на норму простоя и количество часов задержки. Норму простоя определяем в зависимости от категории транспортного сообщения (городской и пригородный — 5%, междугородний — 1%).

Отметим, что суды занимают иную позицию и считают, что НДС с неустойки начислять не нужно (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2014 № Ф06-17838/2013, ФАС Московского округа от 25.04.2012 № А40-71490/11-107-305). Но ФНС не принимает доводы к учету, и придется оспаривать свою позицию через суд.

Итак, третьим пунктом алгоритма будет начисление НДС:

15 000 × 20% = 3000 рублей.

Документальное оформление простоя

Фактическая задержка транспорта при перевозках отражается в транспортных накладных, путевых листах и иной сопроводительной документации. Следовательно, дополнительной документации не требуется. Период задержки будет отражен в первичке. И этой информации достаточно для расчета и выставления штрафа.

По условиям договора между сторонами перевозки может быть оформлен специальный акт о простое. Унифицированной формы документа не предусмотрено. Но компании могут определить форму в качестве приложения к договору. В таком случае следует оформлять только утвержденный бланк. В остальных случаях допускается оформить акт в произвольной форме.

Специальных требований к формуляру нет. В акте раскройте следующую информацию:

  1. Сведения о перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе. А также обозначьте реквизиты иных участников сделки, в соответствии с условиями договора (при наличии).
  2. Ф.И.О. и должность лица, составившего акт.
  3. Реквизиты договора, на основании которого осуществлялась поставка.
  4. Пункт отправления и пункт назначения.
  5. Наименование товара, продукции, груза, отправленного по договору. Обозначьте объем, вес, иные характеристики.
  6. Стоимость услуг доставки для расчета суммы неустойки.
  7. Сведения о транспортном средстве, которое было подано для загрузки, выгрузки.
  8. Пункт, в котором произошла задержка транспортного средства.
  9. Причины простоя.
  10. Конкретное время задержки.

Акт должен быть подписан обеими сторонами. То есть документ подписывает представитель грузоотправителя и грузополучателя.

Образец акта

Как выставить счет

С основанием и расчетом неустойки разобрались. Теперь определим, как выставить счет за простой автотранспорта. Используйте унифицированные формы счета либо иные формуляры, утвержденные в учетной политике компании. Обязательно отразите в документе:

  1. Платежные реквизиты компании получателя. Проверьте, чтобы в документе не было ошибок. Иначе деньги не поступят на расчетный счет.
  2. Сведения о поставщике и покупателе. Распишите реквизиты сторон, в соответствии с договором поставки, доставки.
  3. Основание — пропишите реквизиты договора. Также укажите акт о простое.
  4. Наименование взимаемого платежа. Например, простой автомобиля по вине заказчика.
  5. Впишите сумму штрафа, в соответствии с расчетом. Выделите НДС.

Счет должен подписать руководитель и главбух. Подробная инструкция — в отдельной статье: «Как без ошибок составить счет на оплату».

Образец счета

Бухгалтерский учет

Отразите в бухгалтерском учете следующие проводки по начислению неустойки за простой транспорта:

Признана претензия на неустойку за задержку транспортного средства от контрагента

Простой транспортных средств при автомобильных грузовых перевозках

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) в ст. 794 закрепляет общее право перевозчика на привлечение грузоотправителя к ответственности в случае непредъявления груза либо неиспользования поданных транспортных средств по иным причинам. Конкретные меры ответственности по исторически сложившейся традиции предусмотрены уставами и кодексами соответствующих видов транспорта, а также соглашением сторон.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) устанавливает юридическую ответственность грузоотправителя/грузополучателя за простой в соответствии с п. 4 ст. 35 Устава. В связи с чем можно привести следующие признаки простоя транспортных средств применительно к автомобильному транспорту и выделить необходимые основания ответственности за простой.
Во-первых, простой транспортных средств, согласно Уставу, возможен лишь при погрузке или выгрузке груза.

В соответствии с п. 2 ст. 791 ГК РФ и п. 8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Получается, что ответственными лицами за простой транспортного средства могут быть только грузоотправитель или грузополучатель, в случае если обязанность по погрузке/выгрузке договором не возложена на перевозчика.
В связи с вышеуказанным признаком требуется выделить практически необходимое основание ответственности за простой, заключающееся в обязательном установлении лица, осуществляющего грузовые работы. Ведь если, допустим, погрузку по договору осуществляет перевозчик, то при загрузке груза сверх сроков по причинам, зависящим от него, грузоотправитель никаким образом не может стать ответственным лицом за простой.

Читать еще:  Письмо о взаиморасчетах образец

Стоит отметить, что на практике стороны включают в договоры об организации перевозок условия о простое, возникающем не только под погрузкой и выгрузкой. Согласно Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 N 09АП-15633/2011-ГК, стороны заключили договор, обязывающий заказчика оплачивать исполнителю штраф при превышении нормативного срока погрузки и/или таможенного оформления. При этом представленные истцом накладные CMR признаны судом достаточными доказательствами по делу, а иск был удовлетворен.

Во-вторых, простой транспортных средств употребляется Уставом как синоним «задержка» транспортных средств.

А.Л. Маковский верно отмечает, что задержка судна под погрузкой сверх срока погрузки есть не что иное, как просрочка исполнения отправителем своей обязанности погрузить груз в определенный срок.

Работа транспортной организации заключается не только в простом перемещении груза из одного пункта в другой, имеются также необходимые для оказания перевозочной услуги стоянки транспортного средства для оформления документов, заправки бензином, для отдыха и т.д. Необходимые действия, соответствующие осуществлению транспортного процесса, не ведут к простою транспортных средств. Лишь за «вынужденное бездействие» средств транспорта (остановка в работе) Устав предусматривает ответственность за простой.

В-третьих, за простой транспортных средств предусмотрена Уставом ограниченная ответственность в форме штрафа за каждый полный час задержки (простоя).

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава штраф за простой транспортного средства устанавливается договором перевозки груза. В случае если размер указанного штрафа в договоре перевозки не установлен, то в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 35 Устава).

Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов определяют данную ответственность как гражданско-правовую. С.Ю. Морозов указывает, что установление ответственности за простой в виде штрафных санкций имеет больше административный, чем гражданско-правовой характер, что, на наш взгляд, является наиболее верным. В подтверждение автор отмечает, что гражданско-правовая ответственность всегда соразмерна допущенному нарушению, а исходя из разброса величин штрафов становится понятно, что ни о какой соразмерности речь идти не может.

Исходя из второго и третьего признака требуется выделить второе необходимое основание простоя, а именно выяснение точной продолжительности времени простоя транспортных средств для расчета суммы штрафа. Точное время простоя определяется в соответствии со сроками погрузки/выгрузки, установленными в договоре перевозки, а в случае отсутствия указанных сроков в договоре — в соответствии с п. 38 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

В судебно-арбитражной практике возник вопрос касательно доказательств, подтверждающих вину грузоотправителей/грузополучателей в простое (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-6281/2010; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А56-16525/2010; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 N 09АП-13322/2011-ГК).

В случае возникновения простоя, согласно п. 6 ст. 35 Устава, основанием для начисления штрафа служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Отмечаем, что для привлечения лица к ответственности за простой необходима по большей мере отметка о прибытии и убытии транспортного средства под погрузку/выгрузку, подтвержденная подписями представителя перевозчика и грузоотправителя/грузополучателя, что является главным доказательством факта простоя для суда.

Так, ООО «Тасс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу «Уральский завод металлоконструкций», указывая, что копия маршрутного листа не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего время простоя автотранспорта, поскольку надлежащим образом не заверена, содержит недостоверные данные и не относится к оправдательным документам хозяйственных операций (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 N Ф09-1570/11-С5).

Суд, исследовав маршрутный лист, установил, что он содержит отметки о времени прибытия и убытия транспортного средства, о марке автомобиля, его государственном регистрационном номере, фамилии водителя и маршруте следования, а также надлежаще подписан. Суд пришел к выводу о доказанности материалами дела факта простоя транспортного средства.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава ответственность за простой автомобильных транспортных средств по общему правилу возникает лишь при погрузке или выгрузке груза (Устав автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 по сравнению с нынешним Уставом наиболее расширительно толковал основания возникновения простоя (ст. ст. 72, 146)). При анализе Устава обнаружены ситуации на автомобильном транспорте, при которых якобы фактически возникает простой транспортного средства. Например, при задержке транспортного средства под очисткой (ст. 17 Устава).

На наш взгляд, простой автомобильного транспорта как бы возникает и в случае непредъявления груза к перевозке, то есть при предъявлении груза для перевозки с опозданием (пп. 1 п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 35 Устава). Но пунктом 1 ст. 35 Устава предусмотрена самостоятельная ответственность грузоотправителя, заключающаяся в штрафе, а также в возмещении причиненных перевозчику убытков.

Возникает вопрос: за какое именно нарушение перевозчик может привлечь к ответственности грузоотправителя, если перевозчик предъявляет транспортное средство под погрузку, а грузоотправитель не осуществляет загрузку груза, — за простой автомобильного транспорта или же за непредъявление груза к перевозке? В связи с тем что погрузка на автомобильном транспорте производится на складе грузоотправителя, перевозчик чаще всего не имеет возможности точно определить, долго ли происходит погрузка груза, или груз не полностью подготовлен и т.д.

Закон не дает разъяснений на этот счет, лишь в п. 6 ст. 35 Устава говорится о том, что штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок.

Получается, что перевозчик вправе самостоятельно выбрать санкции из двух предложенных, что является не совсем правильным. По логике Устава пп. 1 п. 4 ст. 10 не нужен и лишь создает двойственность и дублирование отношений по простою. Тем более простой и непредъявление груза к перевозке фактически относятся к одной группе нарушений — нарушения, связанные с подачей транспортного средства и груза к перевозке.

Таким образом, полагаем, что заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector