Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
92 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формула расчета пени 1042

Неустойка: составные части понятия и порядок расчета в различных случаях нарушения обязательств сторонами по контрактам

Для того чтобы в полном объеме правильно и грамотно рассчитать неустойку в виде штрафов и пеней в случае некачественного исполнения контракта, необходимо знать правовую основу данного процесса.

Нормативная основа и основные понятия, требующие толкования

В настоящее время основными нормативными актами являются:

  • Постановление Правительства Российской Федерации №1042, датированное 30 августа 2017 года. Данным Постановлением были утверждены Правила, в соответствии с которыми осуществляется расчет всех сумм штрафных санкций в зависимости от того, о какой сумме контракта идет речь;
  • статья 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая дает толкование понятия «Цена», что необходимо для понимания ключевых терминов, используемых в указанном выше Постановлении Правительства;
  • статья 330 ГК РФ, дающая определение просрочки исполнения обязательств по контракту;
  • статья 395 ГК РФ, которая предусматривает меры ответственности за нарушения обязательств финансового плана (положения данной статьи могут быть применимы в случаях, когда речь идет о невозвращении в установленный срок обеспечения исполнения по контракту, а также о случаях, когда не осуществлена в необходимые сроки оплата по контракту со стороны заказчика).

В Постановлении Правительства Российской Федерации №1042 содержится термин «стоимостное обязательство».

В действующем российском законодательстве, а также в нормативно-правовых актах, принятых во исполнение норм федерального законодательства, не содержится определение указанного термина.

Пример 1. Заказчик заключил контракт на поставку цветов в виде букетов. Букеты должны поставляться по заявкам заказчика строго в том виде, который описан в техническом задании к контракту, а также в специально согласованном каталоге. Заказчик направляет одну заявку на поставку букета в соответствии с техническим заданием. Исполнитель составил букет другого вида, а при его осмотре оказалось, что цветы в букете несвежие, а также отличаются от заявленных в техническом задании по своим размерам (мельче). В данном случае речь идет о нарушении обязательств стоимостного типа, так как у букета (в соответствии с условиями контракта) имеется своя цена, на величину которой заказчик понес убытки, так как ему пришлось срочно искать замену такого букета.

Пример 2. Заказчик заключил контракт на поставку автомобильных расходных материалов (антифриз и низкозамерзающая стеклоомывающая жидкость). Во время первой поставки товар оказался не соответствующим заявленным в ведомости поставки физико-химическим свойствам. Поставщик заменил антифриз (заказчик его принял в полном объеме), а стеклоомывающую низкозамерзающую жидкость менять отказался, сославшись на то, что на заводе-производителе есть только тот вариант, который был поставлен первый раз. В данном случае отказ от замены является выражением нарушения нестоимостного обязательства по контракту.

Расчет неустойки для заказчика

При расчете неустойки по контракту (штрафов и пеней) заказчику необходимо воспользоваться Правилами, которые были утверждены в рамках Постановления Правительства №1042 от 30 августа 2017 года. Однако прежде чем использовать данное Постановление, следует определить, по каким параметрам будет считаться неустойка:

  • допущена ли просрочка исполнения обязательств, и сколько дней она составляет. Данный показатель необходимо определить, так как он ложится в основу расчета пеней по контракту;
  • были ли нарушения других обязательств по контракту со стороны исполнителя, которые делятся на нарушения обязательств стоимостного и нестоимостного типа.

В том случае, если исполнитель по контракту допустил просрочку в отношении исполнения своих обязательств, сумма пеней будет рассчитываться по формуле:

1/300 Ст * Ц * Д, где:

  • Ст – величина ставки рефинансирования Центрального банка, которая установлена регулятором на дату уплаты пеней;
  • Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;
  • Д – количество дней просрочки.

Пример: Цена контракта составляет 311 704,04 рублей. Датой уплаты пеней за просрочку является 13 апреля 2019 года. Ставка рефинансирования равна 7,75%.

Поставка по контракту осуществлялась в три этапа:

  • по первому этапу просрочка составила 29 дней. Товар поставлен в полном объеме, но не принят заказчиком по причине несоответствия части товара требованиям условий контракта. По итогам приемки стоимость товара, который заказчик принял, составляет 23 649,80 рублей. Сумма просрочки считается от всей цены контракта, так как в полном объеме контракт был исполнен с просрочкой в 29 дней. Размер пеней составит (1/300 * 7,75%) * 311 704,04 * 29 =2 335,08 рублей;
  • просрочка поставки по второму этапу составляет 9 дней. В рамках второго этапа поставлено товара на сумму 191 037,99 рублей. Сумма пеней считается от цены контракта, которая была уменьшена на сумму принятого товара на первом этапе, то есть от 288 054,24 рублей. Размер пеней составит (1/300 * 7,75%) * 288 054,24 * 9 = 669,69 рублей;
  • на третьем этапе поставка товара была завершена на сумму 97 016,25 рублей, однако, с просрочкой в 21 день. Сумма пеней будет рассчитана от оставшейся неисполненной в установленный срок суммы, а именно от 97 016,25 и составит: (1/300 * 7,75%,) * 97 016,25 * 21 = 526,26 рублей;
  • общая сумма пеней высчитывается за счет сложения всех сумм, полученных по каждому этапу поставки, и составляет 3531,03 рубля.

Если контракт заключен с исполнителем, который не относится к субъектам малого предпринимательства, то за нарушение стоимостных обязательств на него накладываются следующие санкции в виде процентного отношения к цене контракта:

  • 10% при условии, что цена подписанного контракта не превышает 3 миллиона рублей;
  • 5% при цене, находящейся в диапазоне от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1%, если цена в диапазоне от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 0,5% при цене в диапазоне от 100 до 500 миллионов рублей;
  • 0,4% — если цена контракта от 500 миллионов до 1 миллиарда рублей;
  • 0,3% при цене в диапазоне от 1 до 2 миллиардов рублей;
  • 0,25% при цене от 2 до 5 миллиардов рублей;
  • 0,2%, если цена в диапазоне от 5 до 10 миллиардов рублей;
  • 0,1% при цене контракта, превышающей 10 миллиардов рублей.

Если исполнитель по контракту является подтвержденным субъектом малого предпринимательства, то в отношении него штрафы иные:

  • 3% при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 2%, если цена контракта находится в пределах от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1%, если цена контракта в диапазоне от 10 до 20 миллионов рублей.

Если речь идет о нарушении обязательств нестоимостного типа вне зависимости от того, кто является исполнителем по контракту (представитель СМП или нет), штрафы начисляются в виде фиксированной суммы в зависимости от цены контракта, а именно:

  • 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 миллиона рублей;
  • 5 000 рублей при цене контракта в диапазоне от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10 000 рублей, если цена контракта в диапазоне от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100 000 рублей при цене контракта от 100 миллионов рублей.

Расчет неустойки для поставщика

Поставщик осуществляет расчет пеней в адрес заказчика за неисполнение им своих обязательств на основании положений части 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1042 от 30 августа 2017 года. В соответствии с положениями данной статьи на заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, за исключением просрочки, налагаются штрафные санкции в виде фиксированной суммы на основании цены контракта, а именно:

  • 1 000 рублей при цене контракта до 3 миллионов рублей включительно;
  • 5 000 рублей, если цена контракта находится в диапазоне от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10 000 рублей при цене контракта от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 миллионов рублей.

Проценты от суммы долга рассчитываются так же, как и при расчете неустойки в отношении исполнителя:

1/300 Ст * Ц * Д, где:

  • Ст – величина ставки рефинансирования Центрального банка, которая установлена регулятором на дату уплаты пеней;
  • Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;
  • Д – количество дней просрочки.

Пример. Сумма контракта составляет 311 000 рублей. Исполнителем является представитель СМП. Для таких исполнителей срок оплаты по контракту составляет не более 15 дней после окончательной приемки результатов исполнения контракта. Заказчик осуществил оплату причитающегося вознаграждения через 30 дней, то есть по обычному порядку, допустив просрочку в 15 дней. Сумма неустойки составит: (1/300 * 7,75%) * 311 000 * 15 = 1205,13 рублей.

Читать еще:  План счетов хозрасчетный

Новые правила определения неустойки по контракту

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 9 сентября 2017 года действуют новые правила определения размера неустойки, начисляемой в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1042 (далее – Правила № 1042). Они применяются в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после указанной даты.

Включение в контракт условия об уплате неустойки

Казенные учреждения, заключая контракты на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, действуют от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и выступают в роли заказчиков (п. 2 ст. 764 ГК РФ, п. 5, 6, 8 ст. 3 Закона о контрактной системе).

В таких контрактах в обязательном порядке прописывается условие об ответственности сторон (заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя)) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом, которая выражается в уплате неустойки (штрафа, пени) (п. 4, 5, 6 ст. 34 Закона о контрактной системе).

При этом в случае просрочки исполнения обязательств по контракту устанавливаются пени, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств – штраф (п. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Обратите внимание: перечень случаев, когда указанные выше требования могут не применяться, установлен в п. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе. Это случаи заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При таких обстоятельствах условие об установлении и уплате неустойки в контракте не закрепляется.

Определение размера неустойки

На сегодняшний день размер неустойки по контракту рассчитывается с учетом Правил № 1042. Прежние правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила № 1063), с 09.09.2017 утратили силу.

Остановимся более подробно на новых методах определения штрафов и пени.

Санкции для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Штрафы.

Правилами № 1042 расширен перечень обстоятельств, при которых штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту определяются по-разному. Теперь размер штрафа зависит не только от цены контракта, но и от того, кто является исполнителем по нему. Если обязательство по контракту не имеет стоимостного выражения, то штрафы устанавливаются в конкретных абсолютных величинах (см. таблицу).

Условия контракта

Цена контракта, НМЦК

Размер штрафа

Контракт заключен в общем порядке*

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 50 млн руб.

От 50 млн до 100 млн руб.

От 100 млн до 500 млн руб.

От 500 млн до 1 млрд руб.

От 1 млрд до 2 млрд руб.

От 2 млрд до 5 млрд руб.

От 5 млрд до 10 млрд руб.

Свыше 10 млрд руб.

Контракт заключен с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями*

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 10 млн руб.

От 10 млн до 20 млн руб.

Контракт заключен с победителем закупки (или с иным участником закупки), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (по результатам электронного аукциона)**

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 50 млн руб.

От 50 млн до 100 млн руб.

Обязательства по контракту не имеют стоимостного выражения

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 50 млн руб.

От 50 млн до 100 млн руб.

Свыше 100 млн руб.

Предусмотрено условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций***

* Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к цене контракта (этапа).

** Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к НМЦК.

*** Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к объему привлечения субподрядчиков, соисполнителей, установленному контрактом.

Что касается размера штрафаза ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, то он остался на прежнем уровне – 5% стоимости указанных работ.

К сведению: перечень работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 (в редакции Постановления Правительства РФ № 1042).

Порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, по сравнению с действующим ранее, упростился.

Сейчас пени начисляются за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Последняя, в свою очередь, должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств.

Обратите внимание: ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пени (п. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Таким образом, для определения размера пеней, подлежащих уплате поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (ППост), будет применяться следующая формула:

ППост = 1/300 х СЦБ х О х ДП, где:

СЦБ – ключевая ставка ЦБ РФ, установленная на дату уплаты пеней;

О – размер обязательства по контракту, не исполненного в установленный срок (сумма задолженности);

ДП – количество дней просрочки.

Санкции для заказчиков

Штрафы.

Размеры штрафов за неисполнение заказчиками обязательств, предусмотренных контрактом, установлены Правилами № 1042 в виде фиксированных сумм, определяемых в следующем порядке:

Неустойка: составные части понятия и порядок расчета в различных случаях нарушения обязательств сторонами по контрактам

Для того чтобы в полном объеме правильно и грамотно рассчитать неустойку в виде штрафов и пеней в случае некачественного исполнения контракта, необходимо знать правовую основу данного процесса.

Нормативная основа и основные понятия, требующие толкования

В настоящее время основными нормативными актами являются:

  • Постановление Правительства Российской Федерации №1042, датированное 30 августа 2017 года. Данным Постановлением были утверждены Правила, в соответствии с которыми осуществляется расчет всех сумм штрафных санкций в зависимости от того, о какой сумме контракта идет речь;
  • статья 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая дает толкование понятия «Цена», что необходимо для понимания ключевых терминов, используемых в указанном выше Постановлении Правительства;
  • статья 330 ГК РФ, дающая определение просрочки исполнения обязательств по контракту;
  • статья 395 ГК РФ, которая предусматривает меры ответственности за нарушения обязательств финансового плана (положения данной статьи могут быть применимы в случаях, когда речь идет о невозвращении в установленный срок обеспечения исполнения по контракту, а также о случаях, когда не осуществлена в необходимые сроки оплата по контракту со стороны заказчика).

В Постановлении Правительства Российской Федерации №1042 содержится термин «стоимостное обязательство».

В действующем российском законодательстве, а также в нормативно-правовых актах, принятых во исполнение норм федерального законодательства, не содержится определение указанного термина.

Пример 1. Заказчик заключил контракт на поставку цветов в виде букетов. Букеты должны поставляться по заявкам заказчика строго в том виде, который описан в техническом задании к контракту, а также в специально согласованном каталоге. Заказчик направляет одну заявку на поставку букета в соответствии с техническим заданием. Исполнитель составил букет другого вида, а при его осмотре оказалось, что цветы в букете несвежие, а также отличаются от заявленных в техническом задании по своим размерам (мельче). В данном случае речь идет о нарушении обязательств стоимостного типа, так как у букета (в соответствии с условиями контракта) имеется своя цена, на величину которой заказчик понес убытки, так как ему пришлось срочно искать замену такого букета.

Читать еще:  Расчет при увольнении если нет заработка

Пример 2. Заказчик заключил контракт на поставку автомобильных расходных материалов (антифриз и низкозамерзающая стеклоомывающая жидкость). Во время первой поставки товар оказался не соответствующим заявленным в ведомости поставки физико-химическим свойствам. Поставщик заменил антифриз (заказчик его принял в полном объеме), а стеклоомывающую низкозамерзающую жидкость менять отказался, сославшись на то, что на заводе-производителе есть только тот вариант, который был поставлен первый раз. В данном случае отказ от замены является выражением нарушения нестоимостного обязательства по контракту.

Расчет неустойки для заказчика

При расчете неустойки по контракту (штрафов и пеней) заказчику необходимо воспользоваться Правилами, которые были утверждены в рамках Постановления Правительства №1042 от 30 августа 2017 года. Однако прежде чем использовать данное Постановление, следует определить, по каким параметрам будет считаться неустойка:

  • допущена ли просрочка исполнения обязательств, и сколько дней она составляет. Данный показатель необходимо определить, так как он ложится в основу расчета пеней по контракту;
  • были ли нарушения других обязательств по контракту со стороны исполнителя, которые делятся на нарушения обязательств стоимостного и нестоимостного типа.

В том случае, если исполнитель по контракту допустил просрочку в отношении исполнения своих обязательств, сумма пеней будет рассчитываться по формуле:

1/300 Ст * Ц * Д, где:

  • Ст – величина ставки рефинансирования Центрального банка, которая установлена регулятором на дату уплаты пеней;
  • Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;
  • Д – количество дней просрочки.

Пример: Цена контракта составляет 311 704,04 рублей. Датой уплаты пеней за просрочку является 13 апреля 2019 года. Ставка рефинансирования равна 7,75%.

Поставка по контракту осуществлялась в три этапа:

  • по первому этапу просрочка составила 29 дней. Товар поставлен в полном объеме, но не принят заказчиком по причине несоответствия части товара требованиям условий контракта. По итогам приемки стоимость товара, который заказчик принял, составляет 23 649,80 рублей. Сумма просрочки считается от всей цены контракта, так как в полном объеме контракт был исполнен с просрочкой в 29 дней. Размер пеней составит (1/300 * 7,75%) * 311 704,04 * 29 =2 335,08 рублей;
  • просрочка поставки по второму этапу составляет 9 дней. В рамках второго этапа поставлено товара на сумму 191 037,99 рублей. Сумма пеней считается от цены контракта, которая была уменьшена на сумму принятого товара на первом этапе, то есть от 288 054,24 рублей. Размер пеней составит (1/300 * 7,75%) * 288 054,24 * 9 = 669,69 рублей;
  • на третьем этапе поставка товара была завершена на сумму 97 016,25 рублей, однако, с просрочкой в 21 день. Сумма пеней будет рассчитана от оставшейся неисполненной в установленный срок суммы, а именно от 97 016,25 и составит: (1/300 * 7,75%,) * 97 016,25 * 21 = 526,26 рублей;
  • общая сумма пеней высчитывается за счет сложения всех сумм, полученных по каждому этапу поставки, и составляет 3531,03 рубля.

Если контракт заключен с исполнителем, который не относится к субъектам малого предпринимательства, то за нарушение стоимостных обязательств на него накладываются следующие санкции в виде процентного отношения к цене контракта:

  • 10% при условии, что цена подписанного контракта не превышает 3 миллиона рублей;
  • 5% при цене, находящейся в диапазоне от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1%, если цена в диапазоне от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 0,5% при цене в диапазоне от 100 до 500 миллионов рублей;
  • 0,4% — если цена контракта от 500 миллионов до 1 миллиарда рублей;
  • 0,3% при цене в диапазоне от 1 до 2 миллиардов рублей;
  • 0,25% при цене от 2 до 5 миллиардов рублей;
  • 0,2%, если цена в диапазоне от 5 до 10 миллиардов рублей;
  • 0,1% при цене контракта, превышающей 10 миллиардов рублей.

Если исполнитель по контракту является подтвержденным субъектом малого предпринимательства, то в отношении него штрафы иные:

  • 3% при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 2%, если цена контракта находится в пределах от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1%, если цена контракта в диапазоне от 10 до 20 миллионов рублей.

Если речь идет о нарушении обязательств нестоимостного типа вне зависимости от того, кто является исполнителем по контракту (представитель СМП или нет), штрафы начисляются в виде фиксированной суммы в зависимости от цены контракта, а именно:

  • 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 миллиона рублей;
  • 5 000 рублей при цене контракта в диапазоне от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10 000 рублей, если цена контракта в диапазоне от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100 000 рублей при цене контракта от 100 миллионов рублей.

Расчет неустойки для поставщика

Поставщик осуществляет расчет пеней в адрес заказчика за неисполнение им своих обязательств на основании положений части 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1042 от 30 августа 2017 года. В соответствии с положениями данной статьи на заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, за исключением просрочки, налагаются штрафные санкции в виде фиксированной суммы на основании цены контракта, а именно:

  • 1 000 рублей при цене контракта до 3 миллионов рублей включительно;
  • 5 000 рублей, если цена контракта находится в диапазоне от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10 000 рублей при цене контракта от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 миллионов рублей.

Проценты от суммы долга рассчитываются так же, как и при расчете неустойки в отношении исполнителя:

1/300 Ст * Ц * Д, где:

  • Ст – величина ставки рефинансирования Центрального банка, которая установлена регулятором на дату уплаты пеней;
  • Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;
  • Д – количество дней просрочки.

Пример. Сумма контракта составляет 311 000 рублей. Исполнителем является представитель СМП. Для таких исполнителей срок оплаты по контракту составляет не более 15 дней после окончательной приемки результатов исполнения контракта. Заказчик осуществил оплату причитающегося вознаграждения через 30 дней, то есть по обычному порядку, допустив просрочку в 15 дней. Сумма неустойки составит: (1/300 * 7,75%) * 311 000 * 15 = 1205,13 рублей.

Пени за просрочку по госконтракту. Когда стоит спорить с заказчиком об их размере

14 декабря 2018

Если подрядчик нарушил обязательства по госконтракту, с него можно взыскать неустойку. Размер и порядок расчета такой неустойки есть в законе. Но даже подробные правила не спасают заказчиков от ошибок в расчетах и, как следствие, споров в суде.

Начисление пеней — наиболее распространенная в сфере закупок санкция, которую любят применять заказчики. В статье подробно разобрали порядок расчета размера пеней за просрочку исполнения подрядчиком (поставщиком) обязательств по контракту, применяемый заказчиком.

Размер пеней по закону

Если информация о закупках размещена до 09.09.2017, применяется п. 6 постановления Правительства от 25.11.2013 № 1063 (далее — Постановление № 1063).

Если информация о закупках размещена после 09.09.2017, применяется п. 10 постановления Правительства от 30.08.2017 № 1042 (далее — Постановление № 1042).

Формулировки в этих документах почти одинаковые. Они сводятся к тому, что пени начисляются за каждый день просрочки в размере доли ставки рефинансирования ЦБ от всей цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Однако Постановление № 1042 в этой части улучшает положение исполнителя.

1. Размер пеней определен конкретно в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ на день начисления. В Постановлении № 1063 этот размер определялся относительно: не менее 1/300 ставки рефинансирования ЦБ на день начисления пеней.

2. В Постановлении № 1042 отсутствует формула расчета пеней и, как следствие, нет указания на коэффициент, который увеличивал бы применяемую для расчета ставку рефинансирования ЦБ.

3. В Постановлении № 1063 в формуле есть важное уточнение: из цены контракта вычитается стоимость фактически выполненных в срок обязательств.

Таким образом, Постановление № 1042 не только устанавливает меньший размер пеней, но и расширяет возможности исполнителя для снижения суммы, на которую будут начисляться соответствующие пени.

Читать еще:  Расчет сотрудника при увольнении сроки выплаты

Для расчета пеней из цены контракта надо вычесть стоимость фактически выполненных обязательств

Ошибки заказчиков при начислении пеней

Содержание формулировок п. 6 Постановления № 1063 и п. 10 Постановления № 1042 приводит к тому, что стороны контрактов не всегда верно применяют их, рассчитываяразмер пеней. Вот ошибки, которые они совершают.

Неправильный расчет коэффициента

По контрактам, к которым применяется Постановление № 1063, предметом спора становится вопрос применения коэффициента, указанного в п. 8 постановления:

1 определение ВС от 26.05.2017 по делу № А68-8376/2015

постановление АС Московского округа от 14.02.2018 по делу № А41-78641/2016

Стороны часто умножают сумму на 100 процентов (что равносильно умножению на 1). Это неверно. Суды неоднократно разъясняли, что умножение «на 100 процентов» предполагает умножение на 100, а затем приставление к результату знака «%»1. Очевидно, что такая математическая ошибка может дорого стоить заказчику.

Неправильный выбор ставки рефинансирования ЦБ

Для пеней, рассчитываемых как по старому, так и по новому постановлению, остается неизменной привязка к ставке рефинансирования ЦБ.

2 постановления АС Московского округа от 28.12.2017 по делу № А41-14564/2017 Поволжского округа от 21.06.2018 по делу № А55-25051/2017

Между тем, выбирая, от какой ставки рассчитывать пени, заказчики (а при предъявлении возражений — исполнители) забывают, что ставка принимается на день начисления пеней.

Как следствие, заказчик зачастую необоснованно применяет разные ставки, действовавшие в течение периода просрочки исполнения2. Суды рассматривают такие действия как противоречащие нормам постановлений № 1063 и 1042 и разъяснениям ВС3.

3 п. 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом ВС 28.06.2017

Начисление пеней без учета стоимости фактически выполненных обязательств

Часто разногласия между сторонами контракта возникают по поводу того, на какую сумму начислять неустойку.

Постановления № 1063 и 1042 предусматривают, что эта сумма должна быть пропорционально уменьшена на стоимость фактически выполненных исполнителем обязательств по контракту. Иными словами, не допускается начисление неустойкиза просрочку исполнения на всю цену контракта, если часть обязательств была исполнена и принята заказчиком.

4 определение ВС от 30.08.2018 по делу № А40-208730/2015

Однако судам периодически приходится напоминать об этом заказчикам, указывая, в частности, что если договор поставки предполагает поставку отдельными партиями, то пени следует начислять только на стоимость тех партий, поставка которых просрочена.

5 постановление Президиума ВАС от 15.07.2014 по делу № А53-10062/2013 постановления 9ААС от 29.11.2017 по делу № А40-75343/17

13ААС от 26.12.2016 по делу № А42-4767/2016

Это правило применимо лишь в том случае, если каждая партия может быть автономно использована заказчиком, а не представляет собой, например, часть комплекта.

Аналогичная позиция выработана судами и для договоров подряда, предусматривающих выполнение работ этапами, которые принимаются заказчиком. Суды разъясняют, что из суммы, на которую начисляются пени, следует вычитать стоимость фактически выполненных и принятых этапов работ.

6 постановление Президиума ВАС от 15.07.2014 по делу № А53-10062/2013

Президиум ВАС указал, что начисление неустойки на всю цену контракта, притом что контрактом предусмотрены этапы и часть работ выполнена в срок, противоречит принципу юридического равенства. Несмотря на то что спор рассматривался еще по старому Закону о размещении заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ), эта позиция является практикообразующей до сих пор.

7 постановление АС Центрального округа от 09.08.2017 по делу № А54-5857/2016 В

некоторых случаях суд может установить, что контрактом предусмотрены этапы работ, и учитывать это при расчете неустойки, даже если прямо этапы в контракте не согласованы, а условие о них вытекает из согласования периодов отчета подрядчика перед заказчиком.

Тем не менее иногда заказчики учитывают, что контрактом предусмотрены этапы, однако неверно понимают формулировку «от цены контракта, пропорционально уменьшенной на стоимость фактически выполненных работ». Это приводит к начислению заказчиками пеней отдельно за каждый этап, но каждый раз на всю цену контракта. Суды признают такие расчеты неправомерными.

8 постановление АС Московского округа от 21.02.2018 по делу № А40-56538/2017Так, суд посчитал, что расчет пеней за каждый этап увеличивает размер ответственности подрядчика и допускает необснованное обогащение заказчика.

Универсального подхода к разрешению подобных споров не существует. В этом отношении очень интересно дело, где суды отказались от буквального применения Постановления № 1063.

Заказчик обратился к подрядчику с иском о взыскании пеней за просрочку работ. Контрактом было предусмотрено четыре этапа с абсолютно одинаковыми сроками выполнения. По четвертому спор имел иной предмет и в рамках настоящей статьи нас не интересует, поэтому сосредоточимся на этапах 1–3, по которым была допущена одинаковая просрочка.

Истец, буквально применяя нормы Постановления № 1063, начислил за каждый из этапов 1–3 одинаковые пени, исходя из общей цены контракта и принимая размер фактически исполненных обязательств за 0. По всем этапам была допущена одинаковая про- срочка. Ответчик представил контррасчет, в котором неустойку за первый, второй и третий этапы рассчитал от цены каждого из этапов.

Суд первой инстанции поддержал ответчика. Он сослался в том числе на указанную выше позицию ВАС и дал интереснейшее обоснование своей позиции: «Расчет неустойки от цены контракта независимо от нарушения, а не от стоимости неисполненного в срок обязательства противоречит понятию „ответственность за неправомерно совершенное или неправомерно несовершенное“ и также принципу соразмерности ответственности тяжести нарушения. Иное позволяло бы заказчику применять одинаковый размер ответственности как за минимальное правонарушение, так и за серьезное по своей тяжести правонарушение…»

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, удовлетворил исковые требования в полном объеме и сослался на буквальное толкование Постановления № 1063, допускающее уменьшение цены контракта при расчете неустойки только на сумму исполненного в срок обязательства.

9 постановление АС Московского округа от 23.05.2018 по делу № А40-60542/2017

Однако Арбитражный суд Московского округа поддержал первую инстанцию и оставил в силе ее решение, отменив апелляционное постановление и использовав те же доводы, что и суд первой инстанции.

Таким образом, в подобного рода спорах всегда есть шанс добиться признания своей позиции, опираясь на конкретные обстоятельства дела и общие принципы равноправия сторон и справедливости.

Позиция Минфина и Минэкономразвития

10 письма Минфина от 09.06.2017 № 24-03-05/36402 от 16.06.2017 № 24-03-07/37764 от 19.06.2017 № 24-03-07/38129 письма Минэкономразвития от 22.06.2016 № Д-28и-1680 от 15.08.2016 № ОГ-Д28-9707

Министерство финансов и Министерство экономического развития не раз высказывали свое мнение по поводу применения норм о начислении пеней по контрактам, каждый раз используя фразу «расчет пеней от стоимости отдельного этапа (включая начисление пеней по этапам) не предусмотрен».

При этом важно, что расчет пеней от цены контракта, уменьшенной на стоимость фактически выполненных работ по этапам, — это не то же самое, что расчет пеней от стоимости отдельного этапа.

Полагаем, что позиция Минфина и Минэкономразвития не должна противоречить закону и постановлениям № 1063 и 1042. А неправильное толкование указанной позиции приводит к такому противоречию. При применении указанной позиции суды могут исходить из содержания конкретных отношений.

11 постановление 17ААС от 06.02.2018 по делу № А50-29637/2017

В судебных актах пока не нашла четкого отражения следующая разница между постановлениями № 1063 и 1042: в последнем отсутствует уточнение, согласно которому вычитанию из цены контракта подлежит только стоимость выполненных в срок работ. Это может быть использовано подрядчиками для снижения размера начисленных им пеней.

Как бы то ни было, судебная практика подтверждает, что, рассчитывая пени за просрочку исполнения контракта, следует уменьшать сумму, на которую она начисляется, на сумму фактически выполненных обязательств, если контракт предполагает прием товара или результатов работ по частям. Обратный подход приведет к начислению неустойки на цену обязательств, которые не были просрочены.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector