Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Суть системного анализа

Системный анализ

Системный анализ — научный метод, который отличается междисциплинарным подходом к решению сложных проблем. Объектом системного анализа выступают практические проблемы, которые связанны с созданием новых и модернизацией существующих систем. Это организационные, экономические, технические, информационные, военные и другие системы.

Системный анализ используют для выяснения причин существующих сложностей, постановки целей, выработки методов и вариантов устранения проблем. Он выступает в роли организатора и координатора. Опирается на междисциплинарный подход, с помощью которого эффективно объединяет и концентрирует усилия группы специалистов на решении конкретной проблемы. Системное объединение достижений различных областей знаний, позволяет решать такие проблемы, которые не могут быть разрешены в рамках отдельных дисциплин и частных подходов.

Системный анализ создавался как метод поддержки принятия стратегических решений. Он позволял обоснованно выбирать наилучшие стратегии в сложных ситуациях. Сегодня системный анализ из метода, рекомендующего руководителю выбор оптимальной линии поведения, развился в прикладной научный подход, который реализует системный подход к исследованиям.

Современный системный анализ :

  • устанавливает причинно-следственные связи, которые повлияли на возникновение проблемы;
  • анализирует варианты разрешения системных проблем с учетом ограничений, рисков, неопределенных условий среды;
  • организует междисциплинарные научные и прикладные исследования;
  • дает обоснованные рекомендации по оптимальному выбору или рациональной линии поведения в сложных управленческих ситуациях;
  • использует методы моделирования для изучения проблем;

Предмет системного анализа:

  • методы диагностики и решения сложных проблем с использованием системного подхода;
  • способы организации междисциплинарных исследований, которые направлены на решение проблем;
  • методы и модели комплексного исследования и проектирования сложных систем.

Отличительные черты системного анализа:

  • использует понятия теории систем для описания объектов исследования;
  • исследует процессы постановки целей;
  • разрабатывает инструменты работы с целевыми показателями;
  • применяется для решения конкретных проблем;
  • учитывает специфику проблемных ситуаций;
  • используется тогда, когда проблема сразу не решается с помощью формальных методов;
  • уделяет внимание описанию проблем и постановке задач;
  • комбинирует методы количественного и качественного анализа;
  • использует знания экспертов в разных областях знаний;
  • организует коллективное принятие решений;
  • использует методики, которые определяют последовательность и содержание этапов анализа;
  • использует системные способы декомпозиции больших проблем на отдельные задачи;

Системный анализ тесно связан с дисциплинами и научными направлениями:

  • общая теория систем и системный подход;
  • исследование операций и оптимизация;
  • теория принятия решений;
  • теория управления и менеджмент;
  • системотехника и системная инженерия;
  • математическое моделирование;
  • анализ данных и статистика,
  • информатика и искусственный интеллект;
  • философия и методология науки.

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Системный анализ

Системный анализ применяется в экономике и технике, биологии и медицине, истории и филологии, в политике и военном деле. Он используется в теоретических и прикладных исследованиях, при выборе образцов новой техники и вариантов капиталовложений и т.п. Для более ясного изложения материала предварительно сформулируем вопросы, относящиеся к системному анализу. Вопросы поставлены в том виде, в каком они возникали при проведении практических работ по системному анализу.

Можно ли дать однозначное определение системного анализа?

Известно, что определяя понятие, мы его ограничиваем, сужаем, обедняем. Тем не менее в качестве рабочего инструмента можно использовать одно из возможных определений как главное, выделив некоторые существенные черты явления, отличающие его от других исходных.

Системный анализ — методология исследования, трудно наблюдаемых и трудно понимаемых свойств и отношений в объектах с помощью представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения свойств этих систем и взаимоотношений между целями и средствами их реализации.

Он применяется при такой постановке задачи, когда необходимые для ее решения сведения об объекте не могут быть получены непосредственным его наблюдением. Тогда объект рассматривается в качестве подсистемы некоторой системы, как совокупность подсистем во взаимодействии с другими системами. Это определение, которое следует рассматривать в качестве рабочего, позволяет отличить методы системного анализа от других методов исследования и относит его к определенной области научных знаний.

Чем отличается системный анализ от других методов исследования?

Во множестве методов исследования и анализа подавляющее большинство ориентировано на непосредственное наблюдение объектов с учетом их природы и специфики. При этом всегда предполагается, что исследуемый объект можно выделить, отграничить от окружающей среды, что его можно наблюдать непосредственно или посредством приборов. В отличие от них метод системного анализа, базирующийся на теории систем, учитывает принципиальную сложность исследуемого объекта, его разветвленные и прочные взаимосвязи с окружающим миром, ненаблюдаемость целого ряда его свойств.

Поэтому, отталкиваясь от реального явления, от имеющихся фактических данных о его свойствах и связях с окружающим миром, исследователь переводит их далее в абстрактные категории теории систем и на основе известных свойств систем выявляет новые свойства и новые взаимосвязи. В большинстве методов исследования точно определены объекты. Системное исследование обычно включает в качестве одного из важных этапов именно определение объекта, его нахождение или конструирование. Почти все методы исследования исходят из четко сформулированной заранее задачи. Системный анализ решает вопросы, как правильно ставить задачи, какие методы исследования использовать.

Главное в системном анализе — как сложное превратить в простое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую проблему превратить в четкую серию задач, имеющих метод решения.

Читать еще:  Планирование анализ контроль

Системный анализ всегда конкретен. Он имеет дело с определенным народнохозяйственным объектом (пусть вначале нечетко определенным), с конкретной народнохозяйственной проблемой (пусть вначале неясно сформулированной).

Каково место системного анализа в ряду других методов и форм управления?

Системный анализ ни в коей мере не противопоставляется другим методам анализа проблем и принятия решений. Новым является синтез в единой методологии некоторого взаимосвязанного круга понятий, методов и приемов, которые ранее использовались разрозненно при решении отдельных частных проблем в науке и технике. Далее, этот комплекс системных понятий и методов распространяется па совершенно новые сферы деятельности, где раньше эти понятия не использовались,— на область планирования, управления.

Сила системного метода в анализе именно сложных проблем заключается в том, что он позволяет, с одной стороны, разложить слишком сложную для решения проблему на ее составляющие вплоть до постановки конкретных, имеющих отработанные методы решения задач, а с другой — удерживать их вместе в качестве единого целого.

Как весьма точно выразился советский исследователь С. П.Никаноров, системный анализ позволяет представить процесс решения проблемы как процесс конструирования, изготовления и использования систем.

Что является существенным в системном анализе, на чем концентрируется его внимание, весьма точно сформулировано американским исследователем Квейдом: «Анализ систем есть способ рассмотрения проблемы. Математический аппарат и использование вычислительных машин при этом могут быть необходимыми и даже полезными, но могут такими и не быть Иногда может быть достаточно серьезного размышления над проблемой. Но в любом анализе, связанном с подготовкой решения при наличии неопределенностей, независимо его сложности присутствуют определенные элементы. Эти элементы — цель или цели, альтернативы или средства для достижения этих целей, расходы или все то, что необходимо затратить для достижения каждой из альтернатив, модель или описание зависимости между альтернативами и тем, что они выполняют и стоят, и критерии, в соответствии с которыми выбирается предпочтительная альтернатива,— присутствуют в любом анализе, целью которого является оказать влияние и; выбор образа действия».

Для решения каких проблем используется системный анализ?

Совершенно очевидно, что сложный, специально разработанный и довольно таки громоздкий научный аппарат, каким является системный анализ, стоит применять только для решения достаточно сложных, крупных проблем, связанных с деятельностью многих людей, с большими материальными и иными затратами.

Трудно установить какую-либо классификацию проблем, с тем чтобы точно сказать, где можно, а где нельзя применять системный аппарат. Пути возникновения проблем различаются по потребностям и возможностям. Первый случай более простой: существующие ресурсы или методы работы, какие-либо товары перестали удовлетворять людей и требуется изменить существующее положение.

Системный анализ применяют в том случае, если возникла очень сложная проблема. Второй случай в принципе более сложен: появляется новая возможность, такая, например, как полеты в космическое пространство, использование термоядерной энергии. В каждом случае развитие таких возможностей связано с созданием целых новых отраслей в народном хозяйстве. В этом случае применение системного анализа оказывается не только полезным, но и совершенно необходимым, так как здесь предстоит еще сформулировать саму проблему, имеющую сложный характер, поскольку реализация новых возможностей сказывается на самых разнообразных сторонах человеческой деятельности, жизни общества и государства. Можно отметить и еще более сложные случаи, когда новые возможности порождаются повсеместно и почти ежечасно: так, например, экспериментальная химия синтезирует в год до трехсот тысяч новых соединений с самыми разнообразными свойствами, которые могут быть использованы во многих, если не во всех отраслях производства.

Человеческую деятельность можно условно разделить на две области: область рутинной деятельности, т.е. регулярных, повседневно решаемых задач, и область решения новых, впервые возникающих задач. В первой из них способы решения задач обычно хорошо отработаны и почвы для системного анализа не представляется, хотя само наличие рутины в некоторых случаях составляет проблему. Так, наличие многомиллионного аппарата экономического управления само по себе создает трудности в управлении, порождает проблемы; большую проблему создает тенденция к постоянному увеличению численности работников аппарата управления. Но в сфере человеческой деятельности, связанной с решением новых, неизвестных ранее задач (например, в перспективном планировании, в пауке, в конструкторских разработках), методы системного анализа применимы почти повсеместно, а в некоторых случаях без них нельзя обойтись.

В методе системного анализа принято также различать проблемы по степени их структуризации, т.е. по ясности, осознанности их постановки; степени детализации и конкретизации представлений об их составляющих и взаимосвязях; и, наконец, по соотношению количественных и качественных факторов, отмечаемых в постановке проблемы. Учитывая это, выделяют три класса проблем: хорошо структуризованные и количественно сформулированные; слабо структуризованные, или смешанные проблемы, которые содержат как количественные, так и качественные оценки; неструктуризованные, или качественные проблемы.

Для первого класса проблем методы системного анализа не нужны, поскольку для их решения существует развитый и мощный аппарат математического моделирования и строгие количественные методы решения. В качестве основной области приложения методов системного анализа называют второй класс проблем — слабо структуризованных, со смешанными количественными и качественными оценками. Считается, что неструктуризованные проблемы не решаются методами системного анализа, для их решения применяются так называемые эвристические методы. Конечно, между тремя классами проблем трудно провести какие-либо четкие границы, но суть дела в другом.

Читать еще:  Способ стохастического факторного анализа это

Метод системного анализа как раз и есть метод структуризации, упорядочения проблем. Системный анализ применяется для того, чтобы поначалу хотя бы слабо структуризовать неструктурированную, смутно определенную проблему, а затем собрать новую дополнительную информацию о ней, установить взаимосвязи составляющих, дать, где это только возможно, количественные оценки (хотя бы субъективные, экспертные) и перевести проблему в разряд структуризованных, к решению которых уже можно приложить аппарат математического моделирования и выбора оптимальных решений.

В ряде случаев системный анализ пытаются определить через те сферы человеческой деятельности, в которых он находит преимущественное применение, как методологию решения исследовательских, военных, политических, экономических проблем.

Каковы условия успеха системного анализа?

Первым условием успеха, системного анализа является применение его там, где он действительно нужен. Сам характер системного исследования, посвященного сложным вопросам на сложных объектах, требует высокого уровня знаний, привлечения на той или иной стадии анализа специалистов высокой квалификации. Между тем мода на системный анализ побудила заняться им многочисленных научных работников, аспирантов и даже студентов-дипломников. Естественно, что в таком случае выбирается «посильный» и вполне обозримый объект, либо некая гипотетическая модель, с которой можно производить любые действия, либо же частные проблемы себестоимости, производительности труда, качества продукции т.д. Не может быть успешного системного исследования в случае недобросовестного отношения к нему руководства организации заказчика или самих исследователей.

Условиями успеха системного анализа следует считать наличие трех элементов:

1) явно понятой потребности, цели или назначения;

2) источника идей, накопленной информации, опыта и представления о предмете;

3) ресурсов — опытных специалистов, а также оборудования, материалов и денежных средств.

Системный анализ является сам по себе инструментом обеспечения наличия всех этих трех элементов: выявления и детализации целей, соответствующей информации, ресурсов и их увязки с целями. Таким образом, специалисты по системному анализу должны знать условия успеха своей работы и приступать к ней только при их выполнении.

История, предмет, цели системного анализа

Предметная область — раздел науки, изучающий предметные аспекты системных процессов и системные аспекты предметных процессов и явлений. Это определение можно считать системным определением предметной области .

Системный анализ — совокупность понятий, методов, процедур и технологий для изучения, описания, реализации явлений и процессов различной природы и характера, междисциплинарных проблем; это совокупность общих законов, методов, приемов исследования таких систем.

Системный анализ — методология исследования сложных, часто не вполне определенных проблем теории и практики.

Строго говоря, различают три ветви науки, изучающей системы:

  1. системологию (теорию систем) которая изучает теоретические аспекты и использует теоретические методы (теория информации , теория вероятностей, теория игр и др.);
  2. системный анализ (методологию, теорию и практику исследования систем), который исследует методологические, а часто и практические аспекты и использует практические методы (математическая статистика, исследование операций, программирование и др.);
  3. системотехнику, системотехнологику (практику и технологию проектирования и исследования систем).

За термин системотехнологика ответственность несет автор . Такое деление достаточно условно.

Общим у всех этих ветвей является системный подход, системный принцип исследования — рассмотрение изучаемой совокупности не как простой суммы составляющих (линейно взаимодействующих объектов), а как совокупности нелинейных и многоуровневых взаимодействующих объектов.

Любую предметную область также можно определить как системную.

Пример. Информатика — наука, изучающая информационно-логические и алгоритмические аспекты системных процессов, системные аспекты информационных процессов. Это определение можно считать системным определением информатики .

Системный анализ тесно связан с синергетикой . Синергетика — междисциплинарная наука, исследующая общие идеи, методы и закономерности организации (изменения структуры, ее пространственно-временного усложнения) различных объектов и процессов, инварианты (неизменные сущности) этих процессов. «Синергический» в переводе означает «совместный, согласованно действующий». Это теория возникновения новых качественных свойств, структур на макроскопическом уровне.

Системный анализ тесно связан и с философией. Философия дает общие методы содержательного анализа, а системный анализ — общие методы формального, межпредметного анализа предметных областей , выявления и описания, изучения их системных инвариантов. Можно дать и философское определение системного анализа : системный анализ — это прикладная диалектика .

Системный анализ предоставляет к использованию в различных науках, системах следующие системные методы и процедуры:

  1. абстрагирование и конкретизация;
  2. анализ и синтез, индукция и дедукция ;
  3. формализация и конкретизация;
  4. композиция и декомпозиция;
  5. линеаризация и выделение нелинейных составляющих;
  6. структурирование и реструктурирование;
  7. макетирование ;
  8. реинжиниринг;
  9. алгоритмизация ;
  10. моделирование и эксперимент;
  11. программное управление и регулирование;
  12. распознавание и идентификация;
  13. кластеризация и классификация;
  14. экспертное оценивание и тестирование;
  15. верификация
  16. и другие методы и процедуры.

Имеются следующие основные типы ресурсов в природе и в обществе.

  1. Вещество — наиболее хорошо изученный ресурс, который в основном представлен таблицей Д.И. Менделеева достаточно полно и пополняется не так часто. Вещество выступает как отражение постоянства материи в природе, как мера однородности материи.
  2. Энергия — не полностью изученный тип ресурсов, например, мы не владеем управляемой термоядерной реакцией. Энергия выступает как отражение изменчивости материи, переходов из одного вида в другой, как мера необратимости материи.
  3. Информация — мало изученный тип ресурсов. Информация выступает как отражение порядка, структурированности материи, как мера порядка, самоорганизации материи (и социума). Сейчас этим понятием мы обозначаем некоторые сообщения; ниже этому понятию мы посвятим более детальное обсуждение.
  4. Человек — выступает как носитель интеллекта высшего уровня и является в экономическом, социальном, гуманитарном смысле важнейшим и уникальным ресурсом общества, рассматривается как мера разума, интеллекта и целенаправленного действия, мера социального начала, высшей формы отражения материи (сознания).
  5. Организация (или организованность) выступает как форма ресурсов в социуме, группе, которая определяет его структуру, включая институты человеческого общества, его надстройки, применяется как мера упорядоченности ресурсов. Организация системы связана с наличием некоторых причинно-следственных связей в этой системе. Организация системы может иметь различные формы, например, биологическую, информационную, экологическую, экономическую, социальную, временную, пространственную, и она определяется причинно-следственными связями в материи и социуме.
  6. Пространство — мера протяженности материи (события), распределения ее (его) в окружающей среде.
  7. Время — мера обратимости (необратимости) материи, событий. Время неразрывно связано с изменениями действительности.
Читать еще:  Анализ эффективности инноваций

Можно говорить о различных полях, в которые «помещен» человек , — материальном, энергетическом, информационном, социальном, об их пространственных, ресурсных (материя, энергия , информация ) и временных характеристиках.

Пример. Рассмотрим простую задачу — пойти утром на занятия в вуз. Эта часто решаемая студентом задача имеет все аспекты:

  1. материальный, физический аспект — студенту необходимо переместить некоторую массу, например, учебников и тетрадей на нужное расстояние;
  2. энергетический аспект — студенту необходимо иметь и затратить конкретное количество энергии на перемещение;
  3. информационный аспект — необходима информация о маршруте движения и месторасположении вуза и ее нужно обрабатывать по пути своего движения;
  4. человеческий аспект — перемещение, в частности, передвижение на автобусе невозможно без человека , например, без водителя автобуса;
  5. организационный аспект — необходимы подходящие транспортные сети и маршруты, остановки и т.д.;
  6. пространственный аспект — перемещение на определенное расстояние;
  7. временной аспект — на данное перемещение будет затрачено время (за которое произойдут соответствующие необратимые изменения в среде, в отношениях, в связях).

Все типы ресурсов тесно связаны и сплетены. Более того, они невозможны друг без друга, актуализация одного из них ведет к актуализации другого.

Пример. При сжигании дров в печке выделяется тепловая энергия , тепловая энергия используется для приготовления пищи, пища используется для получения биологической энергии организма, биологическая энергия используется для получения информации (например, решения некоторой задачи), перемещения во времени и в пространстве . Человек и во время сна расходует свою биологическую энергию на поддержание информационных процессов в организме; более того, сон — продукт таких процессов.

Социальная организация и активность людей совершенствует информационные ресурсы, процессы в обществе, последние, в свою очередь , совершенствуют производственные отношения.

Если классическое естествознание объясняет мир исходя из движения, взаимопревращений вещества и энергии , то сейчас реальный мир, объективная реальность могут быть объяснены лишь с учетом сопутствующих системных, и особенно системно-информационных и синергетических процессов.

Особый тип мышления — системный , присущий аналитику, который хочет не только понять суть процесса, явления, но и управлять им. Иногда его отождествляют с аналитическим мышлением, но это отождествление не полное. Аналитическим может быть склад ума, а системный подход есть методология, основанная на теории систем.

Предметное (предметно-ориентированное) мышление — это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью изучения) выявить и актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду частных и общих событий и явлений. Часто это методика и технология исследования систем.

Системное (системно-ориентированное) мышление — это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью управления) выявить и актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду общих и всеобщих событий и явлений. Часто это методология исследования систем.

При системном мышлении совокупность событий, явлений (которые могут состоять из различных составляющих элементов) актуализируется, исследуется как целое, как одно организованное по общим правилам событие, явление, поведение которого можно предсказать, прогнозировать (как правило) без выяснения не только поведения составляющих элементов, но и качества и количества их самих. Пока не будет понятно, как функционирует или развивается система как целое, никакие знания о ее частях не дадут полной картины этого развития.

Пример. В соответствии с принципом системного мышления общество состоит из людей (и, разумеется, из общественных институтов). Каждый человек — также система (физиологическая, например). У человека , в свою очередь , существуют присущие ему как организму системы, например, система кровообращения. Когда люди взаимодействуют с другими людьми, образуются новые системы — семья, этнос и др. Это взаимодействие может происходить на уровне общественных институтов, отдельных людей (например, социальные взаимодействия) и даже отдельных систем кровообращения (например, при прямом переливании крови).

В соответствии с принципом системного подхода, каждая система влияет на другую систему. Весь окружающий мир — взаимодействующие системы. Цель системного анализа — выяснить эти взаимодействия, их потенциал и «направить их на службу человека «.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector