Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стратегический управленческий анализ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В современных условиях хозяйствования при нестабильной конъюнктуре рынка изменяется подход к совершенствованию организации и развитию методики управления современного аналитического аппарата сельскохозяйственных организаций. Проблема совершенствования методов и инструментов выдвигается на первый план экономической политикой государства с принятием ряда документов по развитию сельского хозяйства.

Методика стратегического управленческого анализа состоит из следующих основных блоков: определение цели и задач анализа; формирование системы анализируемых показателей; сбор данных, их переработка и интерпретация; составление необходимых таблиц, графиков, расчетов, включая факторный анализ; оценка полученных результатов; разработка вариантов предложений для принятия адекватных управленческих решений.[5, с. 426]

В современной теории и практике стратегического анализа выделяют следующие методологические подходы: аспектный подход – предполагает выбор одного из составляющих аспектов проблемы по принципу актуальности, либо по принципу выбора ресурсов. Данный подход может рассматривать проблему социальную, психологическую, экономическую и т.д.; системный подход – предусматривает максимально возможный учет всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности. Данный подход состоит в определении характера между всеми аспектами, свойствами, характеристиками системы.

Методом стратегического управленческого анализа сельскохозяйственной организации называется совокупность различных приёмов и способов, при помощи которых отражаются внутрипроизводственные объекты управленческого процесса.

Удалова З.В. отмечает, что в настоящее время широкое распространение в крупных коммерческих организациях получает стратегическая отчётность, включающая в себя отчётность о стоимости организации, бизнес – перспективах, рисках и финансовых результатах, о корпоративной ответственности. Составить такую отчѐтность невозможно без использования таких методов стратегического анализа, как SWOT – анализ, факторного анализа, GAP – анализ, CVP – анализ, Диаграммы «Ишикава».[7, с.273]

Необходимо выделить специальные, характерные для стратегического управленческого анализа методы и приемы, которые редко используются в ретроспективном экономическом анализе.

Рис.1. Специальные методы стратегического управленческого анализа [4, с. 296 – 297]

При обосновании стратегии развития предприятия, при разработке и контроле выполнения бизнес-планов, бизнес-проектов применяется SWOT-анализ, который представляет собой один из наиболее перспективных методов анализа.[3, с. 316-317]

PEST-анализ определяет степень влияния политических и законодательных, экономических факторов, социально-культурных, технологических факторов на деятельность организации. Согласно методу PEST, условно внешняя среда, в которой работает организация, делится на четыре сектора:1 – политическое окружение (Politicalenvironment); 2 – экономическое окружение (Economicenvironment); 3 – социальное окружение (Socialenvironment); 4 – технологическое окружение (Technologicalenvironment)

SNW-анализ (акроним от англ. Strength, Neutral, Weakness) — это анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации. Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.[1]

Читать еще:  Анализ возможностей процесса

Анализ финансовых коэффициентов (R-анализ) определяет относительные показатели, характеризующие отдельные результаты финансовой деятельности и уровень финансового состояния организации. [2]

Целью портфельного анализа является оценка товарно-рыночных возможностей предприятия за рамками текущей деятельности и вынесение окончательного решения: должно ли предприятие изменить границы своего портфеля с помощью диверсификации, интернационализации или и того и другого вместе.[5, с. 530 – 531]

Сценарный анализ представляет собой комплексное исследование, результатом которого является формирование наиболее приемлемой прогнозной оценки комплексного показателя при всевозможных вариантах (сценариях) воздействия различных взаимосвязанных факторов, а так же определение вероятности реализации того или иного сценария. [4, с. 296 – 297]

Как отмечает Фляйшер К., анализ сценария – это предположительный инструмент планирования для анализа окружающей среды в турбулентных и стремительно меняющихся условиях. Сценарий это детальное, внутренне последовательное описание того, каким может быть будущее, основанное на ряде предположений, являющихся очень важными для развития экономики, отрасли или технологии.[7, с. 341-352]

Интегральный факторный анализ по модели Дюпон (DuPontmodel), который заключается в разложении коэффициентов рентабельности (наиболее агрегированных характеристик результативности бизнеса) на ряд коэффициентов более низкого порядка, с которыми (по предположению, основанном на профессиональном суждении аналитика), показатель рентабельности может находиться в функциональной зависимости (прямой или обратной).

Риск – анализ представляет собой метод, основное назначение которого состоит в прогнозировании вероятности возможных финансово-экономических потерь и формировании управленческих воздействий предупредительного характера. Любое управленческое решение несет в себе угрозу потерь, поэтому и в текущем, и в стратегическом управлении организацией необходимо осуществлять качественное управление рисками. [4, с. 296 – 297]

Внедрение стратегического управленческого анализа при помощи методических приѐмов, помогут сельскохозяйственной организации оценить систему обеспечения управленческого персонала предприятия информацией об издержках, затратах и себестоимости продукции, а также систему управления бюджетом и систему оценки деятельности подразделений организации.

Таким образом, все многообразие рассмотренных методов, интегрируясь в единую систему, позволяет эффективно решать стоящие перед управленческим анализом задачи — как ретроспективного, текущего, так и прогнозного характера. При современных условиях хозяйствования расширяется использование экономико- математического аппарата, совершенствуются программно-ориентированные системы, используется компьютерная техника, информационные базы данных, справочно-поисковые информационные системы.

Список литературы

1. Википедия SNW-анализ [Электронный ресурс]: Свободная энциклопедия Википедия //URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/SNW-анализ

2. Зазимко В.Л. R-анализ или приемлемость критериальных подходов [Электронный ресурс]: В.Л. Зазимко– КубГАУ, 2012. URL:http://www.cfin.ru/appraisal/business/special/r-analysis.shtml

3. Кундиус В.А. Управленческий анализ деятельности предприятий агропромышленного комплекса [Текст]: учебное пособие / В.А. Кундиус – М.: КНОРУС, 2012-С. 316-317

4. Парушина Н.В. Теория и практика анализа финансовой отчетности организаций [Текст]: Учебное пособие / Н.В. Парушина [и др.] – М.: Форум, 2010 — С. 296 – 297

Читать еще:  Информационная база экономического анализа

5. Поздняков В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: учебник / В.Я. Поздняков – М.: ИНФРА-М, 2014 – 624 с.

6. Удалова З. В. Современные концепции формирования учѐтно–аналитического обеспечения управления сельскохозяйственными организациями (теория и методология)[Текст]: монография / З.В. Удалова. – Ростов н/Д: Из-во ЮФУ, 2011. – 400 с.

7. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе [Текст]: учебник / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 541 с.

Стратегический управленческий учет

13 846 просмотров

Стратегический управленческий учет – это раздел управленческого учета, который обеспечивает информацией принятие стратегических управленческих решений. Учет должен быть обращен в будущее, «ибо предвидеть — значить предупреждать».

Для того чтобы достигнуть своих стратегических целей, компания генерирует планы долгосрочного развития. Основной ролью управленческого учета является достижения поставленных стратегических целей и анализ отклонений. При этом решения, принимаемые в рамках стратегического планирования на следующие периоды, должны корректироваться в соответствии с полученной информацией.

Основная особенность, которая отличает стратегический управленческий учет от традиционного, это учет внешней среды. К анализу внешней бизнес-среды относится, в частности, анализ потребителей, внешних экономических условий, действий правительства, конкурентов, поставщиков и т.д. Кроме анализа внешней среды, стратегический управленческий учет также использует информацию о внутреннем состоянии компании, используя данные других видов учета – статистического, налогового, финансового и оперативного управленческого.

Основные методы и системы стратегического анализа

К основным методам и системам стратегического анализа относят следующие: стратегическое управление затратами, концепция стратегических бизнес-единиц, «STEP» и «SWOT» анализ, модель ценностей цепочки Портера.

Стратегическое управление затратами – процесс принятия и реализации стратегических решений по затратам, на основе сопоставления собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешней среды. Другими словами, стратегическое управление затратами – это генерация конкурентного преимущества по затратам.

Концепция стратегических бизнес-единиц (СБЕ) выделяет подразделения компании, которые отвечают за определенный вид деятельности или функции. Каждая бизнес — единица производит определённую номенклатуру товаров и услуг, которая продается определённому однородному сегменту покупателей и имеет дело с конкретной группой конкурентов.

«STEP» анализ (иное название – PEST) – инструмент, анализа социальных (S), технологических (Т), экономических (E) и политических (P) сфер внешней среды, которые оказывают влияние на деятельность компании. Результаты STEP-анализа дают возможность оценить со всех сторон внешнюю ситуацию, которая складывается на рынке.

«SWOT» анализ – предназначен для выявления сильных и слабых сторон компании:

Читать еще:  Внутрихозяйственный анализ это

S — «сила» (Strenght) – преимущества компании;

W — «слабость» (Weakness) – недостатки компании;

O — «возможности» (Opportunities) – благоприятные факторы внешней среды;

T — «угрозы» (Troubles) – противодействие внешней среды.

Модель ценностей цепочки Портера – это цепочка из девяти стратегически взаимосвязанных видов деятельности, в которых генерируется ценность и возникают издержки. При этом 5 звеньев основные: снабжение, запасы, материалы; производство; хранение и продвижение на рынок; продажи и маркетинг; поддержка дилеров и послепродажное обслуживание. Остальные звенья являются вспомогательными: инфраструктура, планирование, финансы, информационное и юридическое обслуживание; технологии, исследования, развития продукта, проектирование; развитие человеческих ресурсов.

Кроме того, существуют и другие методы стратегического анализа, такие как «JIT», «ABC», «ФСА», «Система сбалансированных показателей», «Модель экономической добавленной стоимости» и др.

Особенности, методы и системы стратегического анализа

Нужно сказать, что стратегический учет это достаточно сложное для практического внедрения направление, так как компании необходимо разбираться во множестве традиционных и новейших методов учета. Основными проблемами при внедрении стратегического учета могут являться:

  • сложность разработки форм и индикаторов взаимосвязи стратегического управленческого учета и оперативных решений менеджмента;
  • низкий уровень автоматизации системы управленческого учета;
  • значительная трудоемкость отбора информации, ориентированной на реализацию стратегических целей и задач предприятия.

Внедрение стратегического управленческого учета в практику сложно представить без автоматизации. Автоматизация стратегического управленческого учета это длительный и сложный проект, при этом отдачу от него сложно переоценить: она будет способствовать достижению стратегических целей и задач развития предприятий.

Одним из методов связи стратегического и оперативного уровней управления в компании является управление по центрам финансовой ответственности. Обычно центры ответственности классифицируют по степени полномочий и обязанностей, по их месту в финансовой структуре организации. Стратегический управленческий учет должен быть связан с информационными потоками центров ответственности, чтобы можно было оценить их деятельность с точки зрения достижения стратегических целей организации.

Рисунок 1. Структура справочника «Центры финансовой ответственности» на примере программного продукта «WA: Финансист»

Управление по центрам финансовой ответственности можно автоматизировать при помощи программного продукта «WA: Финансист». В нашем продукте представлены все необходимые блоки для организации полного цикла управленческого учета: бюджетирование, управление денежными средствами, контракт-менеджмент, управленческий учет (МСФО) (с планом счетов управленческого учета). В рамках программы возможно осуществление полного цикла управления: от планирования в управленческом учете до отчетности в нужных формах и с расчетом показателей.

Внедрение стратегического управленческого учета имеет важное значение для компаний, позволяя добиваться конкурентных преимуществ, гибко реагировать на запросы потребителей, проводить своевременные корректировки планов для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector