Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика анализа себестоимости продукции

Методы анализа себестоимости продукции

Понятие себестоимости продукции и объекты анализа

Себестоимость продукции – это суммарная стоимостная оценка используемых в производственном процессе трудовых, материальных, природных ресурсов, и стоимости иных затрат производств и реализации товаров. Себестоимость продукции показывает величину текущих затрат компании, которая имеет производственный, некапитальный характер и обеспечивает процессы простого воспроизводства. Другими словами, себестоимость – это экономическая форма возмещения потребляемых производственных факторов.

Показатели себестоимости продукции являются важнейшими в оценке экономической эффективности компании. Данные показатели отражают все стороны хозяйственной деятельности, в них сосредоточены все результаты использования производственных ресурсов.

Финансовые результаты работы предприятия, как и темпы расширенного воспроизводства, конкурентоспособность продукции, зависят именно от уровня себестоимости продукции.

Важный инструмент в системе управления затратами субъекта хозяйствования – это анализ себестоимости продукции. Проведение экономического анализа позволяет определять тенденции изменения затрат, изучать причины отклонения фактических показателей от плановых, выявлять резервы уменьшения себестоимости и увеличения конкурентоспособности предприятия.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Объекты анализа себестоимости товаров:

  • Абсолютный уровень операционных затрат как по организации, так и по элементам затрат;
  • Себестоимость каждого отдельного вида продукции;
  • Отдельные затраты;
  • Уровень затрат по центру ответственности.

Осуществляют планирование и учет себестоимости товаров субъекты хозяйствования по экономическим элементам затрат и по калькуляционным расходам.

Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам

Экономические элементы классифицируются по экономической однородности, не смотря на место осуществления затрат.

Источником информации при проведении анализа как правило является форма №5-3, которая позволяет анализировать затраты на производство: материальные, финансовые, трудовые.

Анализ затрат включает:

  • Определение отклонения фактических затрат в отчетном периоде от предыдущего в целом и по отдельным элементам;
  • Исчисление темпа роста затрат по сравнению с предыдущим периодом;
  • Сопоставление темпа роста затрат на производственный процесс в целом, а также по отдельным элементам с темпами роста объемов выпускаемой продукции;
  • Исчисление структуры затрат и выявление изменений в ней;
  • Установление факторов, вызвавших изменения затрат.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Каждый вид затрат в различных экономических отраслях занимает разную долю, в связи с этим структура себестоимости для каждого производства различна. По структуре себестоимости можно судить о типе производства. Оно может быть четырех видов:

  1. Материалоемкое;
  2. Трудоемкое;
  3. Капиталоемкое;
  4. Фондоемкое.

При анализе затрат по экономическим элементам проводятся следующие действия:

  1. Вычисляется общий объем затрат плановый и фактический;
  2. Вычисляется абсолютное отклонение, т.е. разница фактических и плановых затрат;
  3. Сопоставляются значения фактических затрат в данном периоде с фактическими значениями затрат в прошлом. Анализируется показатель в динамике (за несколько лет);
  4. Вычисляется абсолютное отклонение по каждому отдельному элементу затрат и удельный вес элемента.
Читать еще:  Маржинальный анализ себестоимости продукции

Изменение удельного веса затрат на оплату труда характеризует изменение трудоемкости продукции. С увеличением удельного веса увеличивается трудоемкость, и наоборот.

Изменение удельного веса материальных затрат характеризует перемены в производительности труда. С увеличением удельного веса данной статьи затрат растет производительность труда.

Изменение доли амортизационных отчислений характеризует степень влияния технического прогресса на затраты.

Если уменьшается доля заработной платы и вместе с этим растет амортизация, то можно говорить об увеличении технического уровня производственного процесса, а также о росте производительности труда.

Методики анализа себестоимости продукции различных российских экономистов

Себестоимость продукции является важным качественным и оценочным показателем, который комплексно характеризует работу организации и эффективность использования ресурсов. Для наиболее полного, достоверного результата при проведении анализа себестоимости, необходимо применять соответствующую данной организации методику. Современная отечественная литература содержит большое количество методик анализа, самые популярные из которых рассмотрим ниже.

В.И. Бариленко рекомендует проводить анализ себестоимости товаров в пять этапов:

  1. Анализа затрат на рубль продукции;
  2. Анализ себестоимости сопоставимой продукции;
  3. Анализ себестоимости по элементам и статьям затрат;
  4. Анализ материальных прямых затрат;
  5. Анализ трудовых прямых затрат.

Г.В. Савицкая в своей книге «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» предлагает следующие этапы анализа:

  • Анализ затрат на рубль продукции;
  • Проведение анализа себестоимости сопоставимой продукции;
  • Анализ материальных прямых затрат;
  • Анализ заработной платы;
  • Исследование косвенных затрат;
  • Исследование затрат по центру ответственности.

О.В. Грищенко предлагает:

  • Анализировать затраты на один рубль продукции;
  • Анализировать себестоимость продукции в динамике;
  • Анализировать себестоимость важнейших изделий;
  • Анализировать прямые материальные и трудовые затраты;
  • Анализировать косвенные затраты.

Н.В. Климова предлагает:

  • Анализировать состав и структуру затрат;
  • Анализировать себестоимость конкретного товара;
  • Анализировать окупаемость затрат.

Н.И. Усик предлагает анализировать себестоимость продукции в два последовательных этапа: сначала затраты на рубль продукции, а затем общие показатели себестоимости.

Таким образом, главным отличием всех приведенных методик является последовательность проведения этапов анализа. Очень важно использовать обоснованные для каждой конкретной компании методики анализа себестоимости продукции.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Методика анализа затрат и себестоимости

Под себестоимостью продукции, работ, услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, — используемых непосредственно в процессе изготовления и реализации продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы калькулирования – самими предприятиями.

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости – основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – это один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.

Читать еще:  Факторный анализ общей материалоемкости продукции

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

· оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа;

· установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

· определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причины отклонений фактических задач от плановых;

· анализ себестоимости отдельных видов продукции;

· выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.

Объектами анализа являются сумма затрат на производство, себестоимость товарной и реализованной продукции, снижение затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с предыдущим (базовым) периодом, экономия от снижения себестоимости товарной продукции, затраты на 1 руб. товарной продукции по отдельным калькулируемым группам.

Динамика себестоимости разнородной продукции, работ и услуг лучше характеризуется показателем снижения себестоимости сравнимой продукции (работ, услуг). Он представляет собой суммированную по всем видам продукции экономию, отнесенную ко всей себестоимости этой же продукции в базисном году и выраженную в процентах.

В отечественной практике управления затратами для целей планирования, учета и калькулирования существует следующая классификация:

• по виду производства – основное и вспомогательное;

• по виду продукции – отдельное изделие, группа однородных изделий, заказ, передел, работы, услуги;

• по виду расходов – статьи калькуляции и элементы затрат;

• по месту возникновения затрат – участок, цех, производство, хозрасчетная бригада.

По отношению к величине выпуска продукции выделяют постоянные и переменные затраты. Постоянные затраты (амор­тизация, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и т. п.) остаются стабильными при из­менении объема производства. Переменные затраты (сдельная зар­плата производственных рабочих, сырье, материалы, технологичес­кое топливо, электроэнергия и т.п.) изменяются пропорционально объему производства продукции. Величина постоянных расходов может сохраниться и при полной остановке предприятия.

По участию в процессе производства выделяют производствен­ные затраты и коммерческие расходы. Обусловлено это тем, что каждое изделие проходит два цикла — производственный и цикл реализации. Состав и экономическое содержание затрат на этих этапах существенно отличаются друг от друга. Кроме того, эти виды затрат различаются друг от друга по времени возникновения и по возможным направлениям снижения удельного веса расхо­дов при осуществлении отдельных операций.

При анализе динамики производственных затрат, важно разделять влияния различных факторов: роста или снижения производства и реализации; изменения расхода сырья и материалов, трудозатрат на единицу продукции; изменения уровня организации производства и технологии. Анализ затрат на рубль товарной продукции помогает решить эту задачу.

Читать еще:  Теория анализа хозяйственной деятельности

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции — наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам.

Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному исчисленной в оптовых ценах:

где З1 – затраты на один рубль товарной продукции,

q – количество, объем выпуска в натуральном выражении,

Затраты на один рубль товарной продукции непосред­ственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукций. Общая сумма затрат в свою оче­редь зависит от объема производства, ее структуры, величи­ны постоянных и переменных затрат. Постоянные и переменные затраты в свою очередь зависят от эффективности ис­пользования ресурсов и цен на потребленные ресурсы.

Для того, чтобы проанализировать изменение затрат на один рубль товарной продукции необходимо:

1. Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции всех плановых показателях:

2.Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактический выпуск и ассортимент:

3.Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактическую себестоимость, т.е. фактический выпуск в ценах, принятых в плане:

4. Определить фактические затраты в ценах, действовавших в отчетном году:

Фактическую сумму экономии (убытка) от снижения (роста) себестоимости товарной продукции можно рассчитать по формуле:

где ∆TC – сумма экономии (убытка);

ATC и ATC1 – затраты на 1 рубль товарной продукции в базовом и отчётном периодах соответственно;

– выпуск товарной продукции в базовом периоде.

Анализ затрат поэкономическим элементам осуществля­ется следующим образом:

1. Определяется общая величина затрат по плану и по факту (смета затрат).

2. Определяется абсолютное отклонение по смете затрат (фак­тические затраты минус плановые).

3. Сопоставляются фактические затраты данного периода с фактическими затратами прошлого периода. Анализ по­казателя в динамике (за ряд лет).

4. Определяется абсолютное отклонение по каждому эконо­мическому элементу и удельный вес каждого элемента затрат.

По изменению удельного веса расходов на зарплату опре­деляют изменение трудоемкости продукции. Увеличение удельного веса затрат является следствием увеличения тру­доемкости продукции, и наоборот.

По изменению удельного веса материальных затрат опре­деляют изменение производительности труда. Увеличение удельного веса материальных затрат является следствием роста производительности труда и наоборот.

По изменению удельного веса амортизационных отчислений определяют изменение технического уровня производ­ства.

В целом анализ затрат по экономическим элементам позволяет установить влияние технического прогресса на структуру затрат.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×