Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы анализа проблемной ситуации

Анализ проблемной ситуации

Нежелательный эффект – основа проблемной ситуации

Итак, проблемная ситуация заключается в том, что при получении полезного продукта мы получаем ещё и какие-то негативные явления — нежелательные эффекты. Иногда нежелательных эффектов в ситуации бывает много, они могут находиться в сложной взаимосвязи. Начинать работу с проблемой надо с того нежелательного эффекта, который требует устранения прежде всего.

Аналитический этап начинается с того, что мы разбираемся в ситуации, пытаемся понять, почему возникает проблема, и при каких условиях её бы не было. Прежде всего нужно выделить нежелательный эффект. Затем следует переход на уровень технического средства, машины, работа которой имеет отношение к проблемной ситуации. Эта часть работы направлена на сужение поля поиска и выделения конфликтного взаимодействия компонентов системы.

Анализ проблемной ситуации – это пошаговое движение вглубь, от известного к неизвестному. От понимания ситуации в целом к техническим подробностям, от изучения принципа функционирования машины к обнаружению конфликтующих компонентов. Нужно найти проблемное место, и понять, какой именно вредное взаимодействие между компонентами системы там существует. Конфликт — зерно нашей проблемы, негативное взаимодействие между компонентами системы, порождающее проблемную ситуацию.

Последовательность анализа проблемной ситуации

Изучать проблемную ситуацию удобнее всего в следующей последовательности. Сначала мы наблюдаем за некоторым явлением, например, работой проблемного технического средства, накапливаем информацию о его устройстве и работе, разбираемся с проблемой, связанной с этим явлением. Затем проводится собственно анализ, мы стараемся выяснить суть проблемы – в каком месте, при каких условиях и по каким причинам возникает конфликтное взаимодействие. Далее нужно разобраться, какие причины вызывают конфликт, и выдвинуть рабочие гипотезы о том, каким образом можно устранить эти причины. Заключительное действие аналитического этапа – выдвижение гипотез и формулирование задач.

Аналитическая часть работы с проблемной ситуацией выполняется в несколько шагов.

1. Уточнение проблемной ситуации

Сначала необходимо уяснить обстоятельства самой проблемной ситуации, понять, в чем заключается нежелательный эффект, с производством какого полезного продукта связана проблемная ситуация, и какой принцип используется при получении полезного продукта.

2. Определение проблемной машины

На втором шаге мы должны перейти от описания проблемной ситуации к пониманию, где скрывается источник проблемы.

Вначале нужно понять, работа какой машины, какого оборудования связана с появлением нежелательного эффекта, какой именно вредный продукт появляется при ее функционировании. Далее мы выясняем всю необходимую информацию о машине: её состав и структуру, подробно разбираемся с технологическим процессом, который выполняет машина.

3. Определение проблемной операции

На основе анализа устройства и работы проблемной машины необходимо определить проблемную операцию.

Затем нужно установить, на какой операции технологического процесса возникает тот вредный продукт, с которого начинается цепочка негативных событий, приводящих к появлению нежелательного эффекта. Это позволит определить проблемную зону машины, место, в котором возникает конфликт.

4. Выявление конфликта

Конфликт — это несовершенство машины, вредное взаимодействие её компонентов, которое приводит к появлению вредного продукта проблемной операции. Чтобы определить конфликт, нужно уточнить, какие именно компоненты машины участвуют в выработке вредного продукта, когда именно возникает конфликт, что именно происходит и где.

5. Изучение причин конфликта

Чтобы устранить конфликт, нужно понять его природу и причины его вызывающие.

Для выявления причин конфликта мы рассуждаем следующим образом. Для выполнения любой операции можно выделить техническую систему, назовем ее «полезной». Она производит полезный продукт.

Если же существует конфликт, это означает, что наряду с полезной действует и «вредная» система, которая и производит вредный продукт. Нам нужно выявить компоненты вредной системы и понять, как они взаимодействуют. В дополнение можно исследовать цепочку событий, которые приводят к появлению конфликта, понять условия, при которых он возникает.

6. Выдвижение гипотез о способах устранения конфликта и формулирование задач

В заключение следует выбрать направления устранения конфликта.

Для этого следует выдвинуть гипотезы — предположения о том, при каких условиях конфликт будет устранён. Это могут быть как исключение самих причин конфликта и противодействие во время его возникновения, так и нейтрализация его последствий, изменение режимов работы устройства, изменение окружающей обстановки и т.п.

Формулируя гипотезу, мы строим предположение о том, каким образом намереваемся достичь поставленной цели, намечаем возможный путь решения задачи. Рабочая гипотеза базируется на понимании и объяснении причин конфликта. Она описывает преобразования проблемной ситуации и машины, необходимые для устранения конфликта, и указывает, какие условия нужно создать в определенной зоне машины, чтобы устранить конфликт.

Выдвинутую гипотезу необходимо проверить – внести изменения в проблемное устройство и провести тестовые эксперименты. Если это сложно и дорого, то проверку проводят на моделях – объектных, математических, компьютерных, мысленных и прочих. Но далеко не всегда понятно, как обеспечить условия, описанные в гипотезе. В этом случае возникает изобретательская задача. Нужно её решить и ответить на вопрос: как преобразовать устройство, чтобы создать условия, описанные в гипотезе? На этом этапе могут возникнуть серьезные противоречия, которые нужно устранить с помощью инструментов ТРИЗ.

О работе с ТРИЗ-тренером

На входе этапа анализа мы имеем описание проблемной ситуации в свободной форме. Выход – это более или менее чёткое условие задачи для решения на втором этапе.

Чтобы правильно выделить конфликт в системе и сформулировать условие задачи, необходимо тщательно прорабатывать каждый шаг аналитической части алгоритма. Особое внимание надо обращать на сохранение логической последовательности действий. Выполняя каждое действие нужно следить, чтобы оно основывалось на информации, известной нам из предыдущих действий.

Анализ ситуации: варианты, особенности проведения, этапы и результаты анализа

Руководители нередко вынуждены принимать решения не в соответствии с имеющимся планом, а исходя из сложившейся ситуации. Такое случается по разным причинам. Главная задача менеджера – провести анализ ситуации, разработать и принять наиболее оптимальный вариант действий в решении возникших проблем.

Что это такое

Анализ ситуации – это способ обработки информации, при котором сначала ее делят на части, а потом внимательно изучают каждый элемент по отдельности, чтобы найти проблему и решить ее. Например, прибыль предприятия может уменьшиться из-за роста издержек либо из-за снижения объема выручки, роста дебиторской задолженности и прочих факторов. Для того чтобы определить, какой фактор повлиял на изменение размера прибыли, необходимо изучить эти факторы.

Только после того, как будет выявлена причина, лицо, принимающее решение (ЛПР), сможет разработать план действий и решить проблему. Для того чтобы провести анализ ситуации, уполномоченный человек собирает команду специалистов, которые сводят данные и проводят аналитические процедуры, каждый в своей области знаний и навыков.

Кто проводит анализ

Анализ конкретных ситуации проводит не один человек, а несколько групп. Руководит ими менеджер или лицо, принимающее решение (ЛПР). В состав команды входят:

  • Эксперты первого уровня. Они занимаются сбором и обработкой первичной информации.
  • Эксперты второго уровня. Изучают отчеты и разрабатывают идеи решения проблемы.
  • Аналитическая группа. Изучает идеи, которые разработали эксперты второго уровня, и выбирает наиболее реалистичные, с их точки зрения, варианты развития событий. Аналитики разрабатывают стратегии работы предприятия и способы решения проблем.
  • Лицо, принимающее решение, выбирает из предложенных вариантов стратегии развития ту, которая, по его мнению, более всего подходит для решения проблем в сложившейся ситуации. За это он несет полную ответственность.

Позволить себе провести крупномасштабную работу с использованием нескольких групп специалистов может только крупная компания. В большинстве случаев руководитель фирмы проводит анализ ситуации с привлечением одной группы – специалистов отделов. Работу второй группы и аналитиков выполняют люди, входящие в руководство компании, бухгалтеры, маркетологи, инженеры. Они собираются на служебное совещание, обсуждают ситуацию и ищут решение проблем.

Читать еще:  Факторы в экономическом анализе это

Порядок проведения

Анализ начинается с выявления отклонения показателей работы фирмы от плановых. Например, в отчетном квартале было выявлено снижение выручки на 30 %, и руководитель не может объяснить причины такого уровня падения. В таком случае он должен собрать группу экспертов и изучить ситуацию. Процесс состоит из следующих этапов анализа ситуации:

  1. Выявление отклонения показателей – определение проблемы.
  2. Организация группы экспертов руководителем.
  3. Закрепление за каждым экспертом участка для работы.
  4. Сбор информации по отделам.
  5. Обработка экспертами полученной информации с применением ими своих специализированных знаний и навыков.
  6. Подготовка специалистами отчетов о проделанной работе.
  7. Изучение этих отчетов руководителем, обсуждение на общем собрании содержания отчетов.
  8. Разработка вариантов решения проблемы и применение одного или нескольких на практике.

Подготовка к отчету и его презентация

Руководители всегда заняты работой, поэтому на чтение длинных пространных отчетов у них нет времени. Это говорит о том, что информация в отчете должна быть подана кратко, емко и желательно в наглядном и удобном виде. Лучше, если вместо сотен исписанных страниц и столбцов цифр отчет будет содержать графики, диаграммы, результаты расчетов и мнение эксперта, проводившего анализ в той или иной области. Естественно, что в отчете должны указываться источники информации и наиболее важные показатели, которые, по мнению эксперта, стали причиной отклонения в работе компании. Поэтому технологию анализа проблемных ситуаций следует отработать до того, как такая ситуация возникнет. На предприятии должны быть компьютеры со специальным ПО для решения подобных задач.

Презентация каждого отчета не должна занимать более 15 минут, чтобы изучение и обсуждение результатов анализа ситуации не затянулись на несколько дней. Отчеты должны основываться на фактах, а информация — быть актуальной на момент их подготовки и презентации.

Что руководитель делает с полученной информацией

Получить результаты анализа ситуации в форме отчета – это только половина дела. Дальше эту информацию должен изучить и проанализировать руководитель компании. И тут многое зависит от его знаний и опыта. При этом под опытом подразумевается не только его личный, но и то, насколько хорошо он знает о том, как подобные ситуации решались на других предприятиях. Обычно менеджер, прежде чем принять окончательное решение, проводит совещание с другими руководителями и экспертами, в том числе с теми, кто занимался анализом ситуации на местах и готовил отчеты.

Какие виды ситуаций бывают

Проблемные ситуации бывают стандартными и нестандартными. Для решения стандартных задач менеджеры применяют методы анализа ситуации по аналогии. То есть они сравнивают имеющиеся у них данные по другим предприятиям с теми, которые были получены в результате исследования их компании. Если ситуации схожи, то используют те же способы решения проблемы.

В случае если ситуация нестандартная, применяют методы анализа конкретных ситуаций. Для этого используют различные компьютерные программы для моделирования возможных вариантов развития, проводят расчеты, изучают динамику и пр. Для этого руководитель может задействовать специальные компьютерные программы моделирования на основе введенных данных. Например, Project Expert используют не только для разработки бизнес-планов, но также для прогнозирования работы действующих предприятий.

Проблему можно решить и без помощи компьютерных программ, однако это затруднит и без того сложные расчеты. К тому же экспертам, чтобы подготовить отчет, нужно будет чертить графики и диаграммы. Это займет много времени. Руководитель может не использовать специальное ПО, но только в том случае, когда моделирование на компьютере нецелесообразно. Например, в случае форс-мажорных обстоятельств, если действовать надо быстро и решение не зависит от прошлого положения дел или динамики. При этом количества и качества поступающей информации недостаточно, чтобы построить модель на компьютере.

Мозговой штурм как метод поиска решения

В сложных ситуациях, когда от руководителя требуется неординарное решение сложной задачи, он может прибегнуть к помощи такого метода анализа конкретной ситуации – собрать всех экспертов, руководителей отделов и устроить «мозговой штурм». Суть этого метода состоит в том, что каждый участник совещания высказывает свое мнение о возможной причине возникновения проблемы и способе ее решения. Право высказать свое мнение и идеи дается каждому, при этом никто из участников не должен по правилам саркастически относиться к мнению другого.

Естественно, что обсуждение проблемы должно происходить в рамках делового этикета и записываться. Однако решение принимает все равно руководитель или лицо, назначенное для этого. В результате «мозгового штурма» менеджер получит сразу несколько ценных идей. Такой анализ имеет как свои достоинства, так и недостатки. Основные плюсы – это скорость и большое число вариантов, минус – такой анализ ситуации не всегда отражает реальное положение дел и нередко страдает от недостатка объективности.

Проблемы моделирования развития событий

Основная проблема технологии анализа конкретных ситуаций заключается в том, что экспертам приходится работать с большими объемами информации, по причине чего могут возникать ошибки. Большие объемы данных, которые необходимо переработать в короткие сроки, также составляют проблему моделирования развития событий. Либо анализ займет значительно больше времени и результат потеряет актуальность, либо из-за ограниченного объема информации итоги анализа получатся с высокой долей искажения. В результате модель может оказаться в лучшем случае неэффективной, в худшем – привести к банкротству.

На эффективность анализа влияют три основных фактора. Это квалификация эксперта, объем информации, которую он может обработать, и время, имеющееся в распоряжении на проведение анализа ситуации.

SWOT-анализ

SWOT-анализ — это изучение и оценка сильных и слабых сторон предприятия, а также его возможностей для развития и угроз, с которыми оно сталкивается или может столкнуться. Ниже представлена матрица для проведения SWOT-анализа.

В верхней левой ячейке указываются сильные стороны и возможности, которые есть у компании и которые был выявлены в ходе мониторинга и на первом этапе анализа ситуации. Примером может быть такая ситуация, когда стало известно, что по производству некоторой продукции компания имеет монопольное положение на рынке, а за счет определенной технологии, которая у нее есть, она может выпускать ее еще дешевле. Анализ поможет выявить, что это за продукция, до того как на рынке появятся конкуренты.

В верхней правой ячейке указываются сильные стороны и угрозы. Например, на некоторые базовые товары фирмы, с которых она получает наибольшую прибыль, появилось несколько конкурентных фирм, выпускающих аналогичную продукцию и продающих ее дешевле.

В нижней левой ячейке приводятся недостатки и возможности предприятия. Например, несмотря на высокую себестоимость, товар, выпускаемый компанией, пользуется спросом.

В нижней правой ячейке указываются недостатки и угрозы. Первыми могут быть высокая себестоимость выпускаемой продукции или ее низкое качество, а в качестве угроз – действия конкурентов или платежеспособность потребителей. Как выглядит SWOT-анализ, можно увидеть в таблице выше.

Преимущество SWOT-анализа при проведении анализа и оценки ситуации заключается в том, что он дает возможность оценить не только внутренние, но и внешние факторы, которые могут быть даже существеннее внутренних.

Факторный анализ

Факторный анализ – это такой метод анализа ситуации, который подразумевает проведение расчетов на основании данных о работе предприятия и построении многофакторной модели текущего состояния и дальнейшего развития предприятия. Обычно такой метод используют при оценке финансового состояния компании. Рассчитываются такие показатели, как ликвидность, рентабельность, финансовая прочность и вероятность банкротства.

Кейс-анализ

Это метод анализа, когда после ознакомления с отчетами о текущем состоянии предприятия участники собрания разделяются на группы и расходятся для группового обсуждения полученной информации. После этого они собираются вновь, и каждая группа выносит на всеобщее обсуждение свои идеи.

Читать еще:  Анализ динамики прибыли и рентабельности

Средний размер группы от трех до семи человек. Они могут высказать свои идеи как на общем собрании, так и передать непосредственно лицу, которое должно принять решение. В кейс-анализ входит описание проблемы, ее сравнение с похожими случаями и решение. То есть группы должны рассказать, как они видят ситуацию, на что она им кажется похожей и какие шаги надо предпринять для решения возникшей проблемы.

Оценка полученных результатов

После проведения разработанных в результате анализа ситуации мероприятий возникает необходимость оценки этих результатов, то есть повторного анализа. Только в этом случае проверяют не состояние предприятия, а эффект после того, как решения были реализованы на практике. Для этого используют метод сравнения того, что было до и после внесения изменений.

Роль анализа в работе компании

Без регулярного анализа ситуации физически невозможно нормальное развитие предприятия. Руководитель всегда должен быть в курсе происходящего и иметь возможность определить не только состояние фирмы, но и то, каковы перспективы ее развития. Он помогает не только узнать о том, какие имеются недостатки в работе предприятия, но и определить внешние угрозы и возможности для повышения его конкурентоспособности и развития. При этом сделать это нужно быстро и при минимальных расходах. Оперативное проведение анализа дает возможность сохранить предприятию финансовую устойчивость, определить имеющиеся недостатки в работе и найти резервы для их устранения. В дальнейшем руководитель сможет использовать те преимущества, которые дают ему полученные в результате работы опыт и знания.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций

Гусева Виктория Владимировна
Этапы процесса решения проблемных ситуаций

В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего мира и себя в нем. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе, необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания.

Рубинштейн С. Л. Говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия», то есть решение проблемной ситуацией определяется вовлечением личности в мыслительный процесс.

Психологи выделяют три основных,характерных компонента:

1. Неизвестное, новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие. Чем ярче выражено противоречие, тем острее проблема ситуации.

2. Познавательная потребность, побуждающая к интеллектуальной деятельности. Одна из негативных сторон традиционного обучения — угасание интереса к познанию нового. Построенное на сообщении готовых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка то,что заложено природой: потребность мышления, открытость новому, любознательность. В развивающем же обучении — грамотная, своевременная постановка проблемы побуждает каждого включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, выполняя его задания, дети самостоятельно открывают новое для себя знание, делают выводы, обобщения.

3. Творческие возможности и достигнутый уровень знаний. Необходимо учитывать возможности детей анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, т. к. слишком трудное и слишком легкое задание не способствует возникновению проблемной ситуации.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

1. Анализ (актуализация)имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов:

Что будет входить в наводящие вопросы?

«Что нам надо вспомнить для решения вопроса,

«Что мы можем использовать, из известного нам, для решения проблемы

2. Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Что такое гипотеза?

Гипотеза — это утверждение, которое требует доказательств, выступает в роли предположений или догадок

3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Ситуация: дети узнают, что их друг или он сам заблудился в лесу. Он знает, что найти его смогут только на следующий день. Ночь ему придется провести в лесу одному. Ночи очень холодные, можно простыть и заболеть.

Постановка проблемы: как можно помочь герою не замерзнуть ночью?

1. Анализ (актуализация)имеющихся знаний: с помощью наводящих вопросов.

Дети перечисляют варианты:

Найти избушку (не нашел)

Зажечь костер (нет спичек)

Надеть все теплые вещи (их мало и все равно холодно)

Сделать шалаш (нет топора)

Лечь в теплые камни (камней в лесу нет)

Бегать, прыгать, быстро шагать (всю ночь не сможешь двигаться, устанешь)

Улечься в ямку, углубление, свернуться калачиком и др. Какие варианты подойдут для нашего героя? (дети отбирают варианты)

2. Решение проблемы: — поиск ответа во внешних условиях. Можно использовать вариант «домашнее задание» — спрашивают у взрослых, узнают из книг, узнают у друзей.Очень важно усвоить и неукоснительно соблюдать: дети не принимают новые знания, если они им не понятны и не вписываются в их систему знаний, в сформированную картину мира. А мы не должны стремиться переубедить и навязать им новые знания. Мы должны внимательно выслушать все возражения, предложения и предположения детей, поощрять их за самостоятельность суждений, активность в обсуждении. Таким образом, приучать детей не бояться говорить, допускать ошибки. Не читать нравоучения, не указывать на промахи, ведь это порождает робость. А боязнь допустить ошибку, сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Важно, чтобы ребенок почувствовал «вкус» к получению новых неожиданных сведений.

3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения.

Что мы можем сделать, чтобы убедиться в этом?

Надеть теплую кофту

Лечь в коробку (проверить защищает ли она от холода)

Какую задачу мы с вами решали? (как не замерзнуть ночью)

Как мы решили проблему? (придумали разные способы)

Какой совет можно дать герою? (не ходить одному; брать с собой компас; серьезно готовиться к походу в лес — брать все необходимые вещи спички, фонарь, продукты, теплую одежду и т. д.).

Человек, как считает С. Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.

Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает Алексей Михайлович Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему — он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития.

Мы не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по «Познанию мира», но и на математике, развитии речи, конструировании. То есть педагоги должны творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях и во всех других видах деятельности.

Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и ребенка.

Вопрос к аудитории: Что входит в деятельность педагога при создании проблемы?

Ответ: деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Вопрос к аудитории: Что входит в деятельность детей при решении проблемы?

Ответ: деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

За основу построения проблемной ситуации можно использовать алгоритм, разработанный Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук.

Шаг № 1 Обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.

Шаг № 2 Формулировка задачи (составляется в занимательной для ребенка форме,вопросы: «Как быть?», «Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).

Читать еще:  Анализ структуры пассивов

Шаг № 3 Формулировка противоречия.

Шаг № 4 ИКР (идеальный конечный результат) — Когда сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.

Шаг № 5 Обследование ресурсов объектов для решения противоречия.

Шаг №6 Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

Трудности использования игровых проблемно-практических ситуаций состоит в том, что дети недостаточно готовы к диалогу, к интеллектуально-познавательному общению со взрослыми и сверстниками, а педагог должен овладеть поистине виртуозным мастерством, чтобы опосредовано, без видимой опеки, выполняя определенную игровую роль, направлять поисковую деятельность детей, избегая авторитетного давления на них.

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в познавательном процессе не должно быть случайным.

Каждая проблемно-практическая ситуацияимеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их решения практических коллизий, отказываясь от репродуктивной деятельности.

Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы через игру научить детей думать, реализовать свои потенциальные возможности, творческие проявления и развитие личности.

Поэтому главным девизом можно взять следующие слова: «Стремись учить не всему, а главному, не сумме знаний, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в потоке»

Картотека игровых проблемных ситуаций «Твой друг загрустил. Как ему вернуть хорошее настроение?» «Вы поссорились с другом перед вашим днем рождением.

Картотека проблемных ситуаций для детей, отражающая способы организации сотрудничества. Часть 1 Продолжение Уважаемые коллеги! Предлагаю варианты ситуаций сотрудничества, которые можно использовать на занятиях или в свободное время.

Картотека проблемных ситуаций для детей, отражающая способы организации сотрудничества. Часть 2 Начало Игровая ситуация «Новенькая девочка» Цель: побуждать детей к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам. Содержание ситуации.

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОВЗ «Моя мама» с использованием проблемных ситуаций Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе для детей с ОВЗ «Моя мама» (с проблем. Ситуациями) Задачи: Познавательное.

Методическая разработка по использованию многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций Методическая разработка по использованию многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций. Аннотация:.

Методические рекомендации «Организация проблемных ситуаций в режимные моменты» Тема: «Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. Тема: «Транспорт» Животные Африки.

ОД по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций «Как сделать соленое тесто» Совместная деятельность по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций: «Как сделать соленое тесто?» Цель : научить детей.

ОД по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций «Сила волшебства» ОД по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций «Сила волшебства» Цель: Формирование у детей субъектной позиции через.

Проект «Использование проблемных ситуаций в детском саду» Подготовила: воспитатель Маслова Н. Ю «Использование проблемных ситуаций в детском саду». Актуальность данной проблемы. В современных.

Решение проблемных ситуаций, как метод повышения познавательной активности ребёнка Современные дети живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности.

4.1. Анализ проблемной ситуации

4.1. Анализ проблемной ситуации

В практике управления традиционно считается, что цель почти всегда очевидна и усилия надо сосредоточивать на поисках средств и путей ее достижения.

Исследователи сходятся в том, что этапы системного анализа проблем развития организаций включают последовательность действий, представленных на рис. 4.1.

Схема формирования совокупности проблем организации (проблемного поля) приведена на рис. 4.2.

Вышеприведенная схема демонстрирует, как по мере роста количества и качества информации о проблемной ситуации в организации система из простого множества проблем (первичного каталога) трансформируется в структурированную проблемную область.

Структуризация проблемного поля позволяет выделить среди всего перечня проблем значимые (корневые и узловые, которые являются причиной возникновения других) и те, которые решаются автоматически при решении других проблем каталога (результирующие проблемы).

В итоге получаем граф проблем организации, из которого становится ясно, чем ей следует заниматься в первую, вторую и третью очередь. Главная проблема требует, как правило, стратегических решений.

К достоинствам рассмотренного подхода анализа проблем организации следует отнести относительную простоту и быстроту его реализации, но оценки, лежащие в основе этого подхода, содержат погрешности субъективных суждений экспертов.

Специалисты в области исследования систем управления рассматривают этапы постановки проблем в виде схемы, представленной на рис. 4.3.

Этап 1. Общее знакомство с проблемой, составление плана работы с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые могут быть использованы. Например: общий спад производственно-хозяйственной деятельности организации воспринимается как проблема.

Этап 2. Установление «симптомов» проблемы, под которыми понимаются некоторые косвенные признаки или характеристики, указывающие на ее наличие.

Например: не хватает финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств.

Этап 3. Сбор факторов, подтверждающих «симптомы»: выявление причин возникновения проблемы.

Например: воровство сырья и полуфабрикатов, нерациональные запасы на складах, рост цен на материальные ресурсы, нерациональная деятельность отдела сбыта и т. п.

Этап 4. Истолкование факторов (анализ всей релевантной[13] информации).

Например: рост дебиторской задолженности обусловлен тем, что работники отдела сбыта пассивны во взаимодействии с организациями, осуществляющими оптовые закупки.

Наличие обратных последовательных этапов работы позволяет направить процесс формулирования проблемы по правильному руслу и постоянно его совершенствовать по мере выявления и накопления факторов.

При вскрытии существа проблемы большую помощь могут оказать следующие шаги:

• сбор и анализ данных, которые представляют недостатки системы;

• описание и анализ подсистемы, которая прямо порождает данные проблемы, в частности, оценку входа в подсистему на полноту, частоту, согласованность, надежность и точность;

• определение обратной связи, что даст возможность судить об отклонении, величине ошибки или недостатке системы;

• попытка установить зависимость элементов и свойств подсистемы в соответствии с очевидной, логической или причинной связями между ними;

• представление полной системы, в которой данная проблема является только частью;

• попытка связать между собой полную систему, относящиеся к делу подсистемы и проблему, как она определена.

Выполнение этих шагов создает возможность для формулирования проблемы.

Этап 5. Формулирование проблемы. Этот этап включает следующие шаги:

• составление исходной формулировки проблемы;

• ее осмысление в отношении различных частей проблемы;

• осмысление факторов, которые ее касаются;

• общее уточнение исходной формулировки проблемы – например, отсутствие системы стимулирования снижения дебиторской задолженности приводит к нехватке оборотных средств.

Формулирование проблемы называется исходной, или предварительной, постановкой, так как в ходе анализа и на его основании многие первоначальные положения могут быть пересмотрены или уточнены.

Перечень проблем, описывающих проблемную область, как правило, можно упорядочить методом парных сравнений, определяя наличие и направленность причинно-следственных связей между проблемами.[14] В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, какую проблему решать в первую очередь. Главная проблема организации требует стратегических решений, что предопределяет формулирование соответствующих целей.

Пример построения графа проблем с целью выявления корневой проблемы предприятия приведен на рисунке 4.4.

18 – нет стратегии, обеспечивающей подготовку и повышение квалификации кадров;

34 – низкая требовательность и ответственность руководителей снижает экономические результаты;

36 – система оплаты труда недостаточно мотивирует работников;

37 – отсутствие сопричастности к общему делу не формирует социокультурные ценности;

38 – неравномерна загрузка инженерно-технических работников (ИТР) – есть «случайные» люди;

39 – отдел кадров не ведет базу данных «лучших» сезонных рабочих;

46 – расположение дорожного ремонтно-строительного управления (ДРСУ) в г. Владимире при подъеме экономики ведет к оттоку квалифицированных кадров.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector