Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ эмпирических данных это

Анализ эмпирических данных

1.Программа социологического исследования. Цели социологического исследования – анализ проблем, имеющих ключевое значение для жизни общества. Главная причина обращения к социологическим исследованиям – потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно – технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Методология – составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, система норм и регулятивов проведения социологического исследования. Создавая исследовательские программы, социолог – методолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать, как анализировать собранный эмпирический материал, преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями. Теория дает объяснение тому или иному явлению и процессу, указывая на то, что надо исследовать, какую конкретную проблемную ситуацию предстоит изучить, а методология показывает, как надо исследовать, т.е. дает объяснение ситуации и способы ее изучения.

этап социологического исследования – подготовка- обдумывание целей, программы, плана, определение средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.д.

этап – сбор первичной социологической информации – записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.д.

этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования ( анкетного опроса, интервью, контент – анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Виды социологического исследования: разведывательное ( пилотажное, зондажное), описательное, аналитическое.

разведывательное – самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет « обкатка» инструментария: анкеты, бланка – интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование позволяет получить оперативную социологическую информацию.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа- относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрасту) дает возможность оценить, сравнить интересующие характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Самый серьезный вид исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно – следственных связей – главное назначение такого исследования. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно богаче, разнообразнее не только разведывательного, но и описательного исследования.

Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и методического.

Методологический: формулировка и обоснование социальной проблемы; определение объекта и предмета социологического исследования; определение задач исследователя и формулировка гипотез.

Методический: определение изучаемой совокупности; характеристика методов сбора первичной социологической информации; последовательность применения инструментария для ее сбора; логическая схема обработки собранных данных на ЭВМ.

Социальная проблема – «социальное противоречие», сознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей.

Объект исследования – любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие – либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что, подлежит непосредственному изучению.

Определение целей, задач исследования.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких либо факторов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, или опровергнуть. Выдвижение гипотез в программе исследования обусловливает логику процесса социологического анализа.

Логический анализ понятий – упорядочение основных категорий – наиболее общих понятий, которые будут применяться в исследовании. Основные категории занимают ведущее место в определении предмета исследования.

Выборка – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, и есть единицы анализа.

Рабочий план исследования — основные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании.

2.Методы социологического исследования. Анкетныйопрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.

Интервью – своеобразная целенаправленная беседа «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении.

Наблюдение – сбор первичной специальной информации путем прямой и посредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Эксперимент– общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатывается чистота эксперимента и проверяются основные варианта решения социальной проблемы.

Анализ документов. Под документом в социологии подразумевают те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе. Контент – анализ или научный анализ содержания текста – метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении.

3.Анализ эмпирических данных. Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов.

Читать еще:  Этапы анализа проблемной ситуации

Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с № 1, в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается на кодирование.

Кодирование – связующее звено между качественной и количественной информацией. На данной основе и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.

Сущность обработки первичной информации заключается в его обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией.

Каждый вопрос в анкете или бланке интервью представляет собой в определенной степени шкалу измерений. Единицами измерений выступают соответствующие альтернативы (позиции), варианты ответов. По этим позициям (вариантам ответов) проводится группировка респондентов. Кроме того, определенную шкалу измерений представляют объективные характеристики опрашиваемых, их субъективные оценки, предпочтения и пр.

Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка. На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой – либо признак, и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы респондентов с учетом, например, пола, то осуществляется простая группировка. Точно такую же работу можно проделать, взяв в качестве важнейшего признака уровень образования. Но в данном случае групп будет не две, а как минимум три или четыре.

Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации. Однако при всем значении получаемых распределений, математических и статистических методов, используемых в исследовании, решающую роль в интерпретации полученных данных играет, прежде всего, сама концепция проводимого исследования, научная эрудиция социолога.

Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом исследовании, который содержит в себе информацию, интересующую заказчика (исследователя), научные выводы и рекомендации. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем индукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу.

Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т.п. Кроме того, в приложении чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в ответ. Это необходимо делать потому, что данные документы, ответы могут быть использованы при подготовке программы нового исследования.

Метод анализа эмпирических данных

Главная > Задача >Социология

Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. «твердых (неопровержимых) данных» («hard data»). Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность другим исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения. Пристрастие эмпирического исследования к «твердым данным» требует высокой внутренней согласованности и устойчивости средств измерения (и мер) тех независимых и зависимых переменных, которые привлекаются с целью научного изучения. Внутренняя согласованность является основным условием устойчивости. Средства измерения не могут быть высоко или хотя бы достаточно надежными, если эти средства, поставляющие сырые данные для последующего анализа, не будут давать высокие интеркорреляции. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в систему дисперсии ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение результатов.

Целью контрольной работы является рассмотрение методов анализа эмпирических данных.

Задачами контрольной работы является рассмотрение и выделение этапов процесса анализа, их роли в социологическом исследовании, а также выделение видов и тип группировок методов анализа и их классификация.

1 Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу

Эмпирическое социальное исследование — это научная последовательность действий, которая называется эмпирической, когда исследуются статистические факты опытным путем.

Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы[1, стр. 123]:

Определение предмета и объекта исследования, постановка его цели и задач;

Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез;

Выборка для эмпирического исследования;

Выбор методов и методик.

Проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала;

Обработка эмпирических данных;

Обсуждение и интерпретация данных;

Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.

Любое эмпирическое научное исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел. Таким образом, следует различать объекты исследования (в социальных науках это чаще всего люди, испытуемые), их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств.

Необходимо уже на начальных этапах планирования исследования принять решение, какой будет размер выборки, какие методы сбора информации будут использованы и, наконец, какие виды обработки будут применены к полученным данным.

Эмпирические данные могут представать перед исследователем в виде [3, стр. 23] :

• совокупности чисел, характеризующих те или иные объекты (в качестве таких совокупностей могут выступать, например, производственные характеристики предприятий, возраст респондентов, оценки выпускниками школ, престижности некоторых профессий и т.д.);

• множества индикаторов определенных отношений между рассматриваемыми объектами (к примеру, при изучении производственных бригад такими индикаторами могут служить указания каждого члена бригады на то, нравится ли ему работать вместе с любым другим членом той же бригады, такие данные часто используются при изучении малых групп;

• результатов попарных сравнений респондентами каких-либо объектов (такие данные используются в методе парных сравнений — способе построения шкал, отражающих усредненное отношение изучаемой совокупности респондентов к каким-либо объектам).

• совокупности определенных высказываний (например, ответов респондентов на вопрос об их профессии, о том, что им нравится в политике правительства; письма читателей газеты в редакцию; фрагменты из журнальных статей и т.д.),

• так или иначе зафиксированных результатов наблюдения за невербальным поведением каких-либо людей и т.п.

Наиболее часто в социологических исследованиях данные представляют собой совокупность значений каких-либо признаков (характеристик, переменных, величин), измеренных для каждого из изучаемых объектов.

Читать еще:  Задачи статистического анализа

При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого, гипотеза уточняется.

Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных статистических и научных методов. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов.

Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных условий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты [5, стр. 103] : 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных.

Процедуру кодирования можно обозначить и как процедуру измерения (прямого, непосредственного). Почему? А потому, что вполне правомерно, например, поставить вопросы: Как измерить пол? Как измерить возраст? Как измерить принадлежность к факультету? Сами вопросы на первый взгляд вызывают определенное недоумение, потому что ответы на них просты и очевидны. Вместе с тем ответ может быть неоднозначным. В зависимости от целей исследования социолога может интересовать как хронологический возраст, так и умственный (сопоставление этих возрастов особенно важно при изучении детей). Социолога может интересовать как физиологический пол, так и “социологический” (мужской или женский тип личности). Что же касается измерения феномена “удовлетворенность учебой” и “степень уверенности по поводу трудоустройства”, то однозначного ответа здесь нет и не может быть. Это сложные феномены с точки зрения изучения, измерения и анализа. Выбор нами третьего вопроса в качестве единственного эмпирического индикатора “удовлетворенности” объясняется очень просто.

Такого рода вопросы по поводу удовлетворенности различными сторонами жизнедеятельности человека кочуют из одного вопросника в другой. В этом смысле варианты ответа на него являются типовыми. И в этом случае кодирование вариантов ответа мы считаем измерением. Выше приведены четыре способа кодирования. Чуть ниже мы к ним вернемся. Вопросы, как измерить возраст и продолжительность самостоятельной работы, также правомерны, и ответы на них носят очевидный характер.

Проведя кодирование, можно считать, что мы подготовили инструмент измерения к анализу.

Метод анализа эмпирических данных

Федеральное агентство по образованию

филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования-

Всероссийский заочный финансово – экономический института

Филиал в г. Туле

Контрольная работа

по дисциплине « Социология»

на тему: «Метод анализа эмпирических данных»

Выполнила:

Проверил:

Тула 2010

Содержание

1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу…………….3

2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных……………………………………………………….7

3. Какова структура отчета о социологическом исследовании………….14

4. Список используемой литературы…………………………………. …18

1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу

Эмпирические данные — то есть данные полученные опытным путем, путем перебора или т.п. (не теоретически). Роль эмпирических данных в изучении социальных явлений огромна. Достаточно глубокое изучение интересующих социолога закономерностей невозможно без опоры на анализ конкретных фактов, в которых эти закономерности, собственно говоря, и проявляются. Именно реальные эмпирические факты, как правило, служат средством проверки теорий, наводят на мысль о необходимости их корректировки, служат почвой для формирования новых теоретических гипотез.

Эмпирические данные могут представать перед исследователем в виде:

ü совокупности чисел, характеризующих те или иные объекты (в качестве таких совокупностей могут выступать, например, производственные характеристики предприятий, возраст респондентов, оценки выпускниками школ, престижности некоторых профессий и т.д.);

ü множества индикаторов определенных отношений между рассматриваемыми объектами (к примеру, при изучении производственных бригад такими индикаторами могут служить указания каждого члена бригады на то, нравится ли ему работать вместе с любым другим членом той же бригады, такие данные часто используются при изучении малых групп;

ü результатов попарных сравнений респондентами каких-либо объектов (такие данные используются в методе парных сравнений — способе построения шкал, отражающих усредненное отношение изучаемой совокупности респондентов к каким-либо объектам).

ü совокупности определенных высказываний (например, ответов респондентов на вопрос об их профессии, о том, что им нравится в политике правительства; письма читателей газеты в редакцию; фрагменты из журнальных статей и т.д.),

ü текстов документов;

ü так или иначе зафиксированных результатов наблюдения за невербальным поведением каких-либо людей и т.п.

Наиболее часто в социологических исследованиях данные представляют собой совокупность значений каких-либо признаков (характеристик, переменных, величин), измеренных для каждого из изучаемых объектов.

Признак — это некоторое общее для всех объектов качество, конкретные проявления которого могут меняться от объекта к объекту. Примеры признаков — пол, возраст респондентов, их удовлетворенность своим трудом и т.д. В качестве значений признака «возраст» могут выступать 25 лет, 48 лет, 21 год.

Сами эмпирические данные социологического исследования еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы.

Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интерпретировать. Для этого все собранные анкеты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в компьютер, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т.д.

На начальном этапе производится контроль за качеством заполненных документов, исправление ошибок и отбраковка (выбраковка) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Из всех имеющихся анкет исключаются следующие:

Читать еще:  Маржинальный анализ себестоимости продукции

· заполненные менее чем на 2/3;

· не прошедшие тест по совокупности контрольных вопросов;

· с незаполненным социально-демографическим блоком (пол, возраст, образование и т.д.).

Далее все допущенные к обработке на ЭВМ документы нумеруются, начиная с №1, для контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается на кодирование. Обычно, при внесении в компьютер информации для статистической обработки, ответы на вопросы анкеты кодируются числами. Строчные переменные используются достаточно редко, например, для введения ответов на открытые вопросы или фамилий респондентов, если имеется такая возможность и в них есть необходимость, например переменная dj56. Кодирование (перевод информации на формализованный язык обработки данных) — связующее звено между качественной и количественной информацией. На данной основе осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.

Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результатом обобщения является социологическая информация. Измерительной частью инструмента для оценки социальной информации, собираемой в процессе конкретного социологического исследования (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент) являются шкалы. Обычно в литературе указывается 4 типа шкал: номинальная (наименование), порядковая (ранговая), интервальная и шкала отношений.

Номинальная шкала отражает дихотомичный ответ («да» или «нет») или устанавливает отношения равенства между объектами, которые объединяются в одну категорию. Например, вопрос анкеты: «Ваша профессия» — может включать варианты ответов: 1-экономист; 2-биолог;3-столяр;4-преподаватель и т.п. При этом, если преподавателю соответствует числовое обозначение 4, это не значит, что он находится на четвертом месте после столяра по уровню своей квалификации.

Шкала порядка имеет свойства номинальной шкалы в сочетании с отношением порядка. Она позволяет ранжировать свойства социальных явлений. Например, студенты первого, второго, третьего и т.д. курса. Здесь имеется в виду, что студент второго курса обладает большими знаниями, чем студент первого курса.

Интервальная шкала более детальна. Она допускает обстоятельную математическую обработку. В социологическом исследовании с ее помощью измеряются те характеристики, которые можно выразить числами (возраст, образование, стаж работы и др.).

К шкалам отношений в социологии относится, например, заработная плата, измеряемая в рублях.

От типа шкалы зависят возможности применения математических методов обработки и анализа первичной социологической информации. Когда используются номинальные шкалы, возможно нахождение частот распределения, средней тенденции по модальной частоте, вычисление коэффициентов связи, применение непараметрических критериев проверки гипотез. Из статистических показателей на порядковом уровне использую показатели центральной тенденции – медианы, квартили и т.д. Для выявления взаимозависимости признаков используют коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла. Интервальные шкалы допускают все статистические операции, присущие порядковому уровню; возможны также вычисления средней арифметической, дисперсии и др. Вместо ранговых коэффициентов корреляции вычисляется коэффициент парной корреляции Пирсона. Шкалы отношений позволяют применять наряду с этими методами полный арсенал математических методов. Поэтому они предпочтительнее других шкал.

Далее производится обобщение первичной социологической информации, простейшей формой которого является группировка. Затем информация анализируется. На заключительном этапе составляется отчет.

2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных.

В ходе исследований социологи собирают большие объемы информации. Чтобы сделать на их основе определенные выводы, необходимо всю информацию сжать, представить в виде небольшого числа обобщающих (статистических) показателей, удобных для дальнейшего анализа. Для решения этой задачи применяются методы математической статистики и ЭВМ. Сводка и группировка первичной информации представляют собой первый этап работы с ней.

Затем наступает этап анализа информации. В общем виде можно назвать следующие типы аналитических задач: описание социальных явлений; поиск причинно-следственных связей; прогнозирование; оптимизация процессов; принятие решений.

К основным методам математической статистики, получившим наибольшее распространение в социологии, относятся: статистическая группировка; построение рядов распределения; статистические таблицы; подсчет средних арифметической и геометрической, моды, медианы, среднего квадратичного (стандартного) отклонения и дисперсии; определение взаимосвязей двух и более признаков при помощи уравнений регрессии, корреляционного, дисперсионного, факторного и других методов; определение статистических ошибок; проверка статистических гипотез; графические и другие методы.

Самым начальным этапом является статистическая группировка, которая позволяет распределить единицы изучаемого объекта на однородные группы по существенным для него признакам. Например, несколько тысяч анкет можно свести к нескольким группам по профессиональному признаку (токари, слесари, плотники, столяры и др.), а затем подсчитать все значения других признаков — как они распределяются по полу, возрасту, образованию, зарплате, удовлетворенности профессией и т.д. Анализ этих

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×