Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормативно правовая база бухгалтерского учета

Правовая основа бухгалтерского учета

Понятие и организация бухгалтерского учета в РФ

Организация бухгалтерского учета – это совокупность системообразующих элементов и условий учетного процесса, необходимых для формирования полных и достоверных сведений о хозяйственной деятельности предприятия.

С целью соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций, на каждом предприятии должен быть организован бухгалтерский учет. Ответственность за это несет руководитель организации.

В зависимости от объема работы руководитель может выбирать ту или иную форму бухгалтерской работы:

  1. Утвердить в организационной структуре подразделение «Бухгалтерия», возглавляемое главным бухгалтером;
  2. Ввести в штатное расписание должность бухгалтера в единственном лице;
  3. Передать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, консалтинговой фирме или бухгалтеру специалисту;
  4. Вести бухгалтерский учет лично.

Основные принципы построения бухгалтерского учета определяются законодательством РФ по бухгалтерскому учету. Регулирование бухгалтерского учета в масштабах страны заключается в разработке и утверждении нормативных документов для всех предприятий на территории Российской Федерации:

  • Федеральный закон о бухгалтерском учете;
  • Планов счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению;
  • Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;
  • Другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011г.;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом №34н от 29.07.1998г. (с изм. от 29.03.2017г.);
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. приказом №94н от 31.10.2000г. (с изм. от 08.11.2010г.);
  • «Положение по бухгалтерскому учёту долгосрочных инвестиций» (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160);
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Учетная политика организации.

Особую группу нормативных документов министерство финансов РФ, регламентирующих порядок ведения учета по отдельным участкам образует стандарты:

  • Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они разрабатываются с учетом основных положений международных стандартов бухгалтерского учета.

Перечень действующих ПБУ, принятых Министерством финансов РФ

  • ПБУ 1/2008 Учетная политика организации, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н;
  • ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда, утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н;
  • ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств в иностранной валюте, утв. приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н;
  • ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации, утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н;
  • ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н;
  • ПБУ 6/01 Учет основных средств, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н;
  • ПБУ 7/98 События после отчетной даты, утв. приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н;
  • ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и активы, утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н;
  • ПБУ 9/99 Доходы организации, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н;
  • ПБУ 10/99 Расходы организации, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н;
  • ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах, утв. приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н;
  • ПБУ 12/2010 Информация по сегментам, утв. приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н;
  • ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи, утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н;
  • ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов, утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н;
  • ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н;
  • ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности, утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н;
  • ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н;
  • ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н;
  • ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений, утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н;
  • ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности, утв. приказом Минфина России от 24.11.2003 N 105н;
  • ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н;
  • ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бух. учете и отчетности, утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н;
  • ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств, утв. приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н;
  • ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов, утв. приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н;
Читать еще:  Как правильно считать среднесписочную численность

Федеральный закон РФ о бухгалтерском учете

Основным законодательным актом регулирующим ведения бухгалтерского учета является федеральный закон «О бухгалтерском учете», N 402-ФЗ от 06.12.2011. Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:

  • Определяет объекты и основные требования к ведению бухгалтерского учета;
  • Раскрывает основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
  • Устанавливает права и обязанности должностных лиц предприятия, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;
  • Определяет основные задачи бухгалтерского учета, требования к оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
  • Устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств предприятия;
  • Устанавливает сроки, общие требования и порядок представления бухгалтерской отчетности;

Положение о бухгалтерском учете и отчетности РФ

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом №34н от 29.07.1998г. устанавливает порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности юридическими лицами. Оно разработано на основе закона «О бухгалтерском учете» и уточняет применение отдельных требований закона. Положение имеет вторичный характер по отношению к закону «О бухгалтерском учете» и является основой для всех нормативных документов, разрабатываемых министерством финансов РФ. Положение устанавливает возможности выбора из двух или нескольких вариантов отражения отдельных хозяйственных операций. Например, предприятие может выбрать способ ведения и форму бухгалтерского учета, метод оценки материалов, способы начисления амортизации объектов основных средств и объектов нематериальных активов и т.д. Для того, чтобы бухгалтерский учет на предприятие соответствовал требованиям положения необходимо обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательной и нормативной базы.

Международные стандарты учета и адаптация к ним Российской системы учета

Актуальным направлением совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятиях в условиях современной рыночной экономики является ориентация на международные стандарты по учету и отчетности.

Основная цель формирования современной системы бухгалтерского учета, определена в следующих задачах:

  • Обеспечение полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • Сформировать увязку реформ бухгалтерского учета России с основными тенденциями развития стандартов на международном уровне;
  • Оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.

Об основных отличиях российских и международных стандартов по бухучету читайте в статье «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.
Читать еще:  Уведомление должника об уступке права требования

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в статье «План счетов бухгалтерского учета на 2015 год (скачать)».

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  1. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  2. План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
  3. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Нормативная база бухгалтерского учета в РФ

Тема 6. Общие положения организации бухгалтерского учета на предприятии и его учетная политика

Автоматизированная форма бухгалтерского учета

В последнее время все шире применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета. Она основана на использовании ПК и следующих принципах:

· сохранение метода двойной записи;

· кодирование стандартных операций (типичные хозяйственные операции, такие как поставка сырья и материалов, товаров, реализация готовой продукции и товаров, начисление заработной платы, ее выдача и т.д.);

· разукрупнение объектов учета (это дает возможность получать информацию не только по объекту в целом, но и по отдельным ее частям. Например, по конкретному поставщику, покупателю и т.д.);

· ввод информации вручную или через систему периферийного оборудования;

· получение итоговой информации по каждому синтетическому и аналитическому счету и использование ее для формирования оборотных ведомостей по синтетическим и аналитическим счетам и Главной книги;

· выдача информации необходимой для составления всех видов отчетности.

При автоматизации учета используются различные программы: 1-С бухгалтерия (версия 8.2 — последняя), которую можно использовать в различных отраслях хозяйства.

Кроме нее используются и другие бухгалтерские программы: Инфо-бухгалтер, Турбо-бухгалтер, БЭСТ, Парус и т. д.).

Отдельные предприятия создают свои программы с учетом особенностей своей деятельности.

1) Нормативная база бухгалтерского учета в РФ.

2) Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

3) Подразделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Понятие налогового учета.

4) Организация бухгалтерского учета на предприятии.

5) Организация работы бухгалтерии.

6) Формирование учетной политики предприятия.

Основными документами, регуламентирующими бухгалтерский учет в нашей стране являются:

— Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 402- ФЗ от 06.12.2011г.

— Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г.

— План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, введен в действие 01.01.2001 г. (с дополнениями и изменениями)

-положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), т.е. бухгалтерские стандарты. Сейчас их 24, основные из них:

· ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»

· ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Читать еще:  Продать право требования

· ПБУ 5/01 «Учет материальных производственных запасов»

· ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

· ПБУ 9/99 «Доходы организации»

· ПБУ 10/99 «Расходы организации»

· ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»

· ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

· ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» и т.д.

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» – это основной нормативный акт, регулирующий бухгалтерский учет в стране.

Основной целью законодательства о бухгалтерском учете является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации,находящиеся на территории Российской Федерации, на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами.

В Законе определены понятия «бухгалтерская (финансовая) отчетность», «стандарт бухгалтерского учета», «план счетов бухгалтерского учета», «отчетный период», «факт хозяйственной жизни» и др.

Закон определяет общие требования к бухгалтерскому учету:

— объекты бухгалтерского учета;

— обязанность ведения бухгалтерского учета;

— организация ведения бухгалтерского учета;

— правила оформления первичных учетных документов и ведения регистров бухгалтерского учета, которые предназначены для систематизации и накопления учетной информации, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;

— правила проведения инвентаризации активов и обязательств организации, порядок урегулирования выявленных в ходе инвентаризации расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета;

— состав бухгалтерской отчетности, ее содержание и порядок оформления, периодичность ее составления, правила представления и утверждения отчетных форм и др.

— организация системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 1510 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Какие документы устанавливают правила бухучета в 2020 году

Регламент утверждения правил бухучета в РФ

Главным актом в стране, закрепляющим за государством права и функции по разработке нормативов и контролю их исполнения во всех сферах жизнедеятельности общества, выступает Конституция РФ. Не является исключением и порядок формирования бухгалтерских норм, правил и документов. Совокупность нормативов, регулирующих бухучет, формируют определенную систему. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ — это свод норм и правил, утвержденных правительством РФ с целью регламентирования ведения и отражения различных финансово-хозяйственных операций в учете.

Всестороннее нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета выполняется правительством РФ с целью разработки норм и правил, позволяющих упорядочить отражение финансовых и хозяйственных операций каждого учреждения независимо от его организационно-правовой формы или формы собственности. Соблюдение требований правительства РФ является обязанностью всех экономических субъектов, ведущих финансово-хозяйственную деятельность.

Координация принципов, норм и правил бухучета в Российской Федерации представляет собой четырехуровневую систему. Вот уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в 2020 году:

  1. Нормативно-правовой — федеральные законы, постановления правительства, указы президента. На этом этапе определяются единые нормативы законодательства.
  2. Стандартизационный. На этом уровне фиксируются унифицированные общие правила по формированию финансово-хозяйственных операций. Регистры — положения по бухучету, утверждаемые органами федеральной исполнительной власти.
  3. Методологический — закрепляет инструкции, указания и методологические рекомендации, вводимые министерствами и иными органами государственной исполнительной власти.
  4. Организационный. На этом этапе формируются требования, позволяющие решать детальные вопросы по ведению бухгалтерии в разрезе различных финансово-хозяйственных операций отдельно взятых организаций.

На этих же уровнях ведется нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности. Это необходимо для стандартизации правил, по которым все экономические субъекты осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и периодически отчитываются о совершенных операциях.

Основные документы

Ведение бухгалтерии в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами, принципами и требованиями, установленными действующим законодательством. Законодательная нормативная база бухгалтерского учета создается и утверждается по информационным данным программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (ПП РФ № 283 от 06.03.1998).

Смотрите и изучайте, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета в соответствии с уровневой иерархией:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×