Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имеет ли право налоговая инспекция

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

Читать еще:  Как правильно говорить с начальником

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?

Проведение налоговых проверок – это осуществление надзора специалистами ИФНС за выполнением налогового и бухгалтерского законодательства организациями и ИП. При проведении налоговых проверок это подразумевает ревизию правильности начисления и уплаты налогов.

Налоговые проверки и их разновидности

Ни одно государство не может существовать без взимания налогов. Налоги обеспечивают поступление денежных средств в бюджет, используя которые государство выполняет свои функции. Правильность исчисления налогов и их своевременную уплату контролирует налоговая служба (ФНС). Таким образом, проведение налоговых проверок — это существенное подспорье для пополнения бюджета государства.

Для осуществления такого контроля все организации, ИП и физические лица должны быть зарегистрированы в ИФНС по месту их нахождения (ст. 83 НК РФ). Это фиксируется в ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно.

Как налоговики обеспечивают достоверность содержащейся в ЕГРЮЛ информации, узнайте из сообщения.

Проведение налоговых проверок — это контроль за соблюдением законодательства по налогам. Согласно ст. 31 Налогового кодекса ФНС вправе получать от налогоплательщиков документы, подтверждающие начисление и уплату налогов. Основными обязанностями сотрудников ФНС являются контроль поступающих документов и проведение налоговых проверок.

Проведение налоговых проверок – это служебные обязанности инспекторов ИФНС. Сотрудники налоговой службы вправе затребовать от проверяемых организаций документы (декларации, балансы, платежки, расчеты по налогам). При налоговой проверке производят сопоставление данных из полученных ИФНС деклараций по налогам с информацией из других источников, которые предоставил налогоплательщик. Налоговые проверки подразделяют:

Кого могут включить в план налоговых проверок, узнайте из материала.

Проведение камеральной проверки

Сотрудники ИФНС проводят камеральную проверку на своей территории. В этом случае анализу подвергают документы, полученные от налогоплательщиков согласно требованиям Налогового кодекса (декларации по налогам и другие документы). Такая проверка проводится сразу после поступления отчетных документов в ИФНС. Обнаруженные ошибки в декларациях и обосновании льгот по налогам послужат основой для доначисления платежей в бюджет.

Цели камеральной проверки:

  • контроль за исполнением фирмой или ИП законодательства о налогах, сборах и страховых взносах;
  • подтверждение права налогоплательщика на возврат налога (с оформлением по результатам проверки решения на возврат либо обоснованного отказа);
  • выявление нарушений и взыскание недоимок, пени и штрафов;
  • привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон.

При проведении камеральной проверки контролируется:

  • состав и сроки представления документов налогоплательщиком;
  • правильность их оформления;
  • правильность проведения расчетов по налогам;
  • наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;
  • правильность расчета налогооблагаемой базы;

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня поступления. О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу. Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений — 5 дней (ст. 88 НК РФ). Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки (ст. 100 НК РФ)..

Проведение выездной проверки

Выездная проверка — это проведение налоговых проверок сотрудниками ИФНС, как правило, на территории проверяемой организации. При этом проверяют оригиналы первичных бухгалтерских и налоговых документов налогоплательщика, регистры бухучета, отчетность по бухгалтерии, договоры и другие бумаги.

Если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проверки, она проводится в ИФНС. В этом случае запрашиваемые инспектором оригиналы документов, относящиеся к проверяемому налоговому периоду, он обязан доставить в налоговую инспекцию.

Перечень документов, которые может затребовать ФНС для проверки, приводится в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Решение о проведении выездной проверки принимает руководитель ИФНС или его заместитель. Оформляемый при этом документ должен содержать:

  • название проверяемой фирмы или ИП,
  • перечень проверяемых налогов,
  • период деятельности фирмы или ИП;
  • должности и Ф. И. О. сотрудников ИФНС.

При выездной проверке устанавливают правильность начисления и своевременность уплаты налогов. При этом используют оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев. Увеличен этот срок может быть только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят (п. 6 ст. 89 НК РФ):

  • наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;
  • налогоплательщик не представил нужные документы;
  • другие причины.

Срок проверки может быть продлен до 4, а в исключительных случаях — до 6 месяцев (приложение 4 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@).

При проверке могут сопоставляться документы, составляемые в нескольких экземплярах (накладные и счета-фактуры). Это касается разных организаций (контрагентов) или подразделений одной фирмы. Осуществляется данное мероприятие истребованием документов (ст. 93.1 НК РФ), которые у сторон сделки должны быть идентично оформлены. Если же они отличаются, это может быть расценено как сокрытие доходов одной из сторон (например, в документах могут не совпадать количество или цена товара).

О документах, которые могут быть затребованы у контрагента для проверки, читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

Проведение налоговых проверок — это работа инспектора с возможным опросом свидетелей, привлечением специалистов и участием понятых. Эти правовые действия закреплены в Налоговом кодексе (ст. 95–98 НК РФ).

В процессе проверки инспектор может:

  • осмотреть (в присутствии понятых) складские и производственные помещения с составлением протокола осмотра (приложение 14 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@);
  • провести инвентаризацию имущества.

О правилах проведения осмотра узнайте по ссылке.

Оформление результатов налоговых проверок

Оформление результатов проведения налоговых проверок — это выполнение требований Налогового кодекса. Рассмотрим, как оформляются результаты в обоих случаях:

Камеральная проверка

По результатам проверки могут быть 2 варианта дальнейших действий:

  1. Отсутствие выявленных нарушений в ходе проведения налоговой проверки — это основание для ее завершения, проверка прекращается. Налогоплательщику об этом не сообщают. За исключением случая, когда камеральная проверка проводилась для возврата налога. По ее результатам выносится решение о возврате, о чем налоговики сообщают налогоплательщику.
  2. При обнаружении нарушений инспектор ИФНС составляет акт в течение 10 дней (ст. 100 НК РФ). Налогоплательщику его вручают в течение 5 рабочих дней. После этого налогоплательщик может предоставить свои возражения в ИФНС в течение месяца. По результатам рассмотрения этих возражений инспектор принимает решение, нужно или нет привлекать его к ответственности. Для вынесения решения инспектору дается 10 дней. Он может предложить руководству ИФНС проведение выездной проверки.
Читать еще:  Постановление правительства охрана объектов

Выездная проверка

  1. По результатам проведения этой налоговой проверки должна быть составлена справка о проверке (приложение 7 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@), а затем в течение 2 месяцев — акт (приложение 23 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@). Заполнение акта проводят в соответствии с приложением 24 к этому же приказу.
  2. При оформлении акта его подписывают проверяющие и проверяемые лица. В нём должны быть приведены факты нарушений со ссылками на документы, в которых они обнаружены. К акту прилагают документы, подтверждающие факты нарушений. Также приводятся ссылки на соответствующие статьи законов.
  3. Акт в течение 5 дней должен быть вручен представителю проверяемой фирмы под расписку. Налогоплательщик вправе после получения акта в месячный срок предоставить в ИФНС свои мотивированные возражения.

Кстати, доначисления по проверкам теперь можно оплатить в рассрочку.

Подробнее см. здесь.

Итоги

Налоговая проверка представляет собой контроль налоговиками за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов, взносов налогоплательщиком.

НК РФ предусматривает налоговые проверки 2 видов: выездные и камеральные. По результатам выездной проверки всегда оформляется акт, по результатам камеральной проверки акт составляется только при выявлении нарушений.

Памятка для тех, кого вызвали на допрос в налоговую инспекцию

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Теперь поговорим о том, что надо помнить во время участия в допросе и ответим на наиболее часто задаваемые вопросы в отношении участия в допросе.

1. В силу своих должностных обязанностей, я мало что знаю о деталях хозяйственной деятельности нашей компании, должен ли я идти на допрос?

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ).

Налоговый орган обязан до вызова на допрос, выявить основания, подтверждающие что лицо, например, в силу своих должностных обязанностей, может знать значимую для проведения налогового контроля информацию. Произвольный выбор лиц для участия в допросе не допустим.

Однако это не является основанием для отказа в участии в допросе.

Единственное последствие допроса лица, которое не могло знать значимой информации, это невозможность использовать результат этого допроса в качестве доказательства совершения налогового правонарушения.

Главное, что Вы должны помнить во время проведения допроса – не высказывать предположительных фактов, следует сообщать только факты, которые Вам достоверно известны и которые Вы можете чем-то подтвердить.

Помните, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ Вы имеете право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Основанием для неявки могут быть только уважительные причины (болезнь, командировка и т.п.), которые Вы можете подтвердить документами.

2. Какая ответственность мне грозит за неявку на допрос?

Ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении предусмотрена в ч. 1 ст. 128 НК РФ. Штраф установлен в размере 1000 руб.

После привлечения к ответственности, инспекция может повторно Вас вызвать для дачи показаний. В случае повторной неявки налоговый орган вправе привлечь вас к ответственности еще раз, при этом, повторная неявка лица в налоговый орган для допроса в качестве свидетеля является отягчающим обстоятельством (п. 2 ст. 112 НК РФ). В этом случае размер штрафа увеличится в два раза и составит 2000 руб. (п. 4 ст. 114, ч. 1 ст. 128 НК РФ).

3. Налоговая проверка еще не началась или уже закончилась, а меня вызывают на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

От участия в допросе Вы отказаться не можете.

Доказательственная сила результата такого допроса зависит от многих обстоятельств. В основном такие допросы принимаются в качестве доказательства.

4. Налоговый орган приостановил проверку, но вызывает меня на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

Действия налогового органа правомерны — в период приостановления проверки налоговый орган вправе вызывать свидетелей для дачи показаний в инспекцию, т.е. допросить их вне территории налогоплательщика (Письма Минфина России от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156, ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@, от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. 16)).

5. Где должен проходить допрос? Могут ли налоговики заявиться ко мне домой?

Допрос должен проводиться в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Однако, показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ):

— если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности;

— в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

6. Кто может проводить допрос со стороны налогового органа?

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ), указанное среди лиц, участвовавшим в налоговой проверке, что подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-113120/11-116-305).

Однако проведение допроса должностным лицом, не участвующим в налоговой проверке, не является основанием для отказа свидетеля от участия в допросе, но это обстоятельство может быть основанием для признания протокола допроса недопустимым доказательством.

Если допрос проводится в офисе налогового органа, в котором находятся другие сотрудники, которые задают вопросы, сопровождают допрос своими комментариями, то такое поведение может быть расценено как давление на свидетеля.

7. С чего начинается допрос?

Перед началом допроса должны быть совершены следующие действия:

— должны быть изучены документы, удостоверяющие личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса (п. 2 ст. 90 НК РФ);

— должно быть выяснено, владеет ли свидетель русским языком, и решен вопрос о приглашении переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ);

— налоговый инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Не соблюдение этих правил является основанием для признания протокола допроса ненадлежащим доказательством (ч. 3 ст. 64 АПК РФ, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2007 N А56-36381/2005, от 13.04.2007 N А56-60477/2005).

8. Какая ответственность мне грозит за отказ (уклонение) от дачи показаний, за дачу ложных показаний?

Отказ от дачи показаний без законных оснований, а равно дача заведомо ложных показаний, влечет ответственность в виде штрафа в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний на законном основании Вы можете следующих случаях:

— вы не обязаны давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ);

— вы не обязаны выдавать свою профессиональную тайну (п. 2 ст. 90 НК РФ).

Читать еще:  Безвозмездное отчуждение исключительного права

Несмотря на угрозы налоговых инспекторов, меры уголовной ответственности к Вам применяться не могут.

9. Могу ли позвать с собой на допрос кого-нибудь, кто помог бы мне в ходе допроса?

Вы имеете право позвать с собой на допрос своего представителя (юриста, консультанта) — это право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ (письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@)

Следует учитывать, что ответы на вопросы свидетель должен давать самостоятельно. При этом представитель свидетеля вправе давать свидетелю советы и делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Представителем свидетеля, в связи с заинтересованностью, не может быть должностное лицо проверяемой организации (письмо Минфина от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796, п. 16 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@).

10. На что обратить внимание по окончании допроса?

Вы должны обязательно ознакомиться с содержанием протокола.

Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание и последовательность проведения допроса;

7) существенные для дела факты и обстоятельства, выявленные при допросе.

В конце допроса Вы и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Для Вас прочтение протокола является гарантией того, что Ваши показания будут правильно и недвусмысленно отражены в протоколе.

Протокол должны подписать все участники допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ). После чего Вы должны получить копию протокола.

11. Кто должен возмещать мои расходы в связи с участием в допросе?

В соответствии с п. 1 ст. 131 НК РФ Вы имеете право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов: на проезд, наем жилого помещения, а также суточные.

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ).

Порядок выплаты и размеры сумм указаны в «Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.

Когда налоговая может вызвать физлицо и спросить о доходе?

Как подобрать идеальный кредит не потратив на это и 10 минут?

Сделали дорогую покупку? Велик шанс получить приглашение в налоговую. О том, как ФНС узнаёт о наших тратах и доходах, за что может вызвать к себе и можно ли отказаться от «рандеву», расскажем в статье.

Можно ли не ходить, если вызвали

Начнём с того, что в налоговую могут вызвать кого угодно и на основании чего угодно. Это зафиксировано в п. 4 ст. 31 и ст. 90 НК РФ: «Налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков . для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах». Согласитесь, пояснение расплывчатое.

Налоговики могут задавать любые вопросы. Линия беседы зависит от того, насколько налогоплательщик юридически грамотный и знает ли, на что может и не отвечать.

Сразу скажем, что оспорить причины вызова не так-то легко по нескольким причинам:

  • для этого нужна юридическая подкованность;
  • обжалование занимает время, при этом в уведомлении дан срок на то, чтобы посетить налоговую, можно просто не уложиться в него;
  • часто основание в уведомлениях не указывают, как и цели встречи.

Обратите внимание, куда именно получили повестку: на допрос или на комиссию. В первом случае приходит повестка. Если не явиться, можно получить штраф 1000 руб. по ст. 19.4 КоАП РФ, а за необоснованный отказ от дачи показаний – 3000 руб.

На комиссию же вызывают уведомлением. Посмотреть образец можно в приложении 2 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. В отличие от допроса на комиссии не записывают слова налогоплательщика. Главное, чтобы он по факту пришёл. Если проигнорировать приглашение, грозит санкция по ст. 19.4 КоАП РФ. Так что не ходить в любом случае нельзя.

Откуда налоговая знает о доходах и расходах

Налоговая может запрашивать у банков информацию по счетам налогоплательщиков. Однако без санкции управления ФНС сделать этого сотрудники не могут. Это прописано в п. 2 ст. 86 НК РФ. Доходы и траты физлиц налоговики могут сопоставить с помощью выборки в базе «Система электронной обработки данных».

То, что расходы превышают доходы, обычно вычисляют по крупным зарегистрированным покупкам. Что это? Машины, квартиры, дома, земля – имущество, которое ставится на учёт. Такую информацию в ФНС постоянно передают Росреестр, ГИБДД и другие ведомства. Если разрыв между заработком и суммой покупки большой, вероятность возникновения вопросов к налогоплательщику повышается. Источником информации также могут служить жалобы других физлиц и компаний.

Внимание к персоне может привлечь любое финансовое нарушение.

Не исключено, что налоговики раскопают и незадекларированные доходы. За неуплаченный вовремя налог вполне могут назначить штрафы и пени.

Вниманию тех, кто активно рекламирует свои услуги: доход от бизнеса на дому облагается налогом на профессиональный доход самозанятых. Таких незарегистрированных предпринимателей проверяют во время рейдов и выездных проверок. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Также это касается фрилансеров.

Как себя вести на комиссии

Не советуем придумывать вымышленные источники крупного дохода, а проще говоря обманывать. Любые слова налогоплательщика налоговая служба может с лёгкостью проверить. Если объяснения не подтвердятся, а в случае лжи так и будет, возникнут новые вопросы.

На комиссии физлицо вправе ничего не говорить и не пояснять. За это не будет никакой санкции.

Некоторые налоговики по привычке ссылаются на п. 10 ст. 31 НК РФ. До 2007 года там говорилось о праве ФНС контролировать, чтобы крупные расходы соответствовали доходам «физиков». С введением Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ формулировку упразднили.

Какие последствия могут быть

Что, если налогоплательщик не может подтвердить доходы? Ранее налоговики пытались взыскать налоги сверх начисленных, объясняя это тем, что физлицо несёт весомые расходы, а значит прячет допдоходы. Однако после решения Верховного суда, вынесенного в 2015 году (Обзор № 2, утв. Президиумом Верховного суда 26.06.2015), такие случаи перестали происходить.

Выдержка из решения Верховного суда: «Приобретение налогоплательщиком в налогооблагаемом периоде имущества подтверждает то, что налогоплательщиком в этом периоде понесены расходы на приобретение. Факт расходования денежных средств в налоговом периоде не подтверждает получения в этом же периоде дохода, облагаемого НДФЛ, в сумме, равной израсходованным средствам».

Поэтому, скорее, физлицо вежливо расспросят, напомнят о декларации дохода. Возможно, намекнут о необходимости перевести чёрные доходы в белые. Также могут поведать о переходе в статус ИП.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector