Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема деньги по экономике

ЕГЭ. Экономика. Тема 15. Деньги

Деньги – это товар особого свойства, который является всеобщим эквивалентом при обмене товаров, то есть на них можно купит и продать любой товар или услугу, они выражают их ценность.

Свойства денег

  • Делимость – способность размениваться на более мелкие.
  • Узнаваемость — тяжелы в подделке
  • Стабильность – более или менее одинаковая стоимость сегодня и завтра
  • Портативность – удобны в использовании, занимают мало места.
  • Износостойкость – имеют срок службы
  • Однородность — равное количество денег разными видами имеют одинаковую стоимость (например, тысяча равна 500+500)
  • Ликвидность — насколько легко и быстро можно обменять деньги на товар.

Функции денег

  1. Мера стоимости — именно они определяю, сколько что стоит.
  2. Средство обращения– то есть именно за деньги мы продаём и покупаем товары, они обращаются, то есть переходят от продавца к покупателю. Деньги – своеобразный посредник между ними. Это позволяет избежать бартера — обмена товара на товар.
  3. Средство платежа – деньгами мы оплачивает услуги ЖКХ, налоги, получаем и оплачиваем кредиты, а также получаем заработную плату. и т.д.
  4. Средство накопления – именно деньги, их количество может свидетельствовать о материальном состоянии отдельного человека, фирмы и государства в целом.
  5. Мировые деньги – эту функцию на сегодняшний день выполняют евро и доллар, то есть они принимаются к оплате в любом государстве и могут быть обменены на любую национальную валюту.

Виды денег

Наличные – передаются из рук в руки в натуральном виде.

  • Металлические монеты, то есть денежные знаки из золота, серебра, меди, различных сплавов. В монетах различают аверс (лицевая сторона), реверс (обратная сторона), а также гурт (обрез)
  • Банкноты – бумажные деньги.

Безналичные – не предаются из рук в руки в руки, это записи на счетах в банках.

В последние годы стали использоваться пластиковые кредитные карточки, которые являются не деньгами, а лишь инструментом, средством для получения и перечисления денег в финансовые учреждения.

Полноценные — неполноценные деньги

Полноценные – это деньги, стоимость которых равна стоимости материала, из которого они были изготовлены: золото, серебро.

Неполноценные — это деньги, стоимость которых значительна ниже того материала, из которого они изготовлены. Например, как бы качественно ни была изготовлена 1000-тысячная купюра, она не стоит 1000 рублей. На сегодняшний день в основном используют именно неполноценные деньги.

Электронные деньги

Большой популярностью пользуются электроны деньги

Две формы электронных денег:

  • Смарт – карты (электронные кошельки) – аналог кредитных карт, но без посредничества банка.
  • Сетевые деньги – программное обеспечение, с помощью которого деньги переводятся по электронным коммуникативным сетям, в том числе и через Интернет.

Удобство электронных денег, дешёвое обслуживание, практически невозможность украсть их, подделать исключает финансовую преступность. В будущем именно электронные деньги, считают экономисты, заменят не только наличность, но и кредитные карточки.

Денежная масса – это наличные деньги + безналичные средства на счетах физических и юридических лиц.

Группы денежной массы

  • Наличные – деньги, находящиеся на руках, используемые в обращении
  • Счета до востребования – различные вклады, которыми может владелец пользоваться по своему желанию.
  • Срочные вклады – ими можно пользоваться по определённым условиям.
  • Валютные счета.

Денежные агрегаты – это показатели структуры денежной массы, видов денег и денежных средств.

Виды денежных агрегатов

  • МО – наличные деньги в обращении
  • М 1 = МО + счета до востребования
  • М2 = М1 + срочные вклады
  • М3= М2 + сертификаты и облигации государственных займов.

Из истории денег

  • Сегодня сказать точно, когда появились первые деньги невозможно. Но приблизительно 4500 лет назад. На глиняной табличке Междуречья того времени писалось о долге, который необходимо выплатить серебром.
  • Формы денег были различные: каменные, бруски из соли, деньги –перья, раковины и многие другие.
  • Первые монеты – металлические пластинки с рисунком — изготовлены в Малой Азии, в царстве Лидия( современная Турция) около 600 г до н.э.
  • Бумажные деньги впервые стали изготавливать в Китае в 910 году.
  • 1440- Иоганн Гутенберг изобрёл печатный станок для книг. Но скоро его стали использовать для печатания денег
  • 1661- создан первый банк— в Швейцарии.
  • 1768-1769- выпущены первые русские бумажные деньги в правление Екатерины 2.
  • В России Государственный банк был основан в 1860 г.
  • 1950- создана первая кредитная карточка Diners Club
  • 1993- изобретение «цифровых» денег, на основании которых чуть позже появятся смарт-карты.
  • 1995- год великого перелома. Окончательная победа цифровых денег над бумажными (так в США в 1995 году 90 % переводов платежей производилось в электронном виде).
  • 2002 – введение мировой валюты— евро.
  • 2003 – экономист Роберт Мандел, лауреат Нобелевской премии, предсказал, что к 2040 году будет единая валюта ( доллар + евро+ японская йена), и назвал её – дей. Что ж, поживём- увидим.

Да, деньги играют важную роль как в жизни отдельного человека, так и всей страны. Но нельзя превращаться рабов денег. Деньги для человека, а не наоборот. Не нужно забывать об этом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Деньги и их роль в экономике

Разделы: Экономика

  • приобретение навыков самостоятельного поиска необходимой информации;
  • приобщение учащихся к творческой деятельности;
  • раскрыть значение темы.
  • мультимедиа;
  • иллюстрационно-наглядный материал (буклеты Банка Росси, банков г. Благовещенска);
  • денежные банкноты, разменная монета России, иностранных государств;

I. Организационный момент.

  1. Знакомство участников с программой и условиями проведения конференции.
  2. Представление участников, членов жюри.
  3. Проверка и настройка мультимедийной аппаратуры.

II. Выступление участников конференции:

Ни для кого не секрет, что экономика и деньги находятся между собой в теснейшей связи. Экономика без денег – все равно, что охотник без ружья, корабль без руля, пастух без кнута, кондитерская без конфет и пряников. Деньги – добрый и злой гений экономики, ее радости и ее печали.

Сегодня мы узнаем:

  1. Как возникли и зачем нужны деньги, нельзя ли обойтись без них.
  2. Где и каким образом используются деньги, как они применяются, какие функции выполняют.
  3. Зачем к слову “деньги” часто добавляют эпитет “наличные” и что такое безналичные деньги .
  4. Признаки подлинности денежных знаков России
  5. Платежеспособность банкнот (слайды презентации 1, 2, 3).Приложение 1

1. Первое выступление. Тема “История возникновения денег”.

Данный вопрос раскрывают два учащихся. Для раскрытия темы используют дополнительную литературу, исторические справки, Интернет.

История возникновения денег.

С тех пор как люди стали трудиться, и возникло разделение труда между работниками разных профессий, появилась необходимость в обмене продуктами труда и другими ценностями. Такой обмен затем превратился в торговлю.

Первоначально имел место натуральный обмен вещами между людьми. Горшки менялись на каменные топоры, рыба – на шкуру, овца – на козу. Никто в те времена и не мыслил, что все это можно обменивать на какие-то кружочки из металла (монеты) и тем более на бумажки, именуемые денежными знаками. Постепенно один из товаров становился универсальным объектом обмена. В крупных экономических регионах появились на местных рынках общие эквиваленты – наиболее ходовые продукты, на которые можно было бы обменять другие полезности. Там, где цивилизация пустила корни раньше, универсальным обменным средством становились слитки, плитки, бруски из металла, монеты. В результате выделился один – признанный всеми народами – всеобщий эквивалент: деньги.

Эволюция товара-посредника до возникновения монеты

Биография монеты в России

Итак, деньги – это особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом.

Деньги – это лучший измеритель, позволяю0щий сопоставить разнородные вещи, обеспечить эквивалентность обмена. Деньги позволяют решить важную экономическую и социальную задачи, становясь средством накопления богатств и средством существования. (Б.А. Райзберг стр. 54–58)

ФактыИменаДаты
Первая чеканка монет на Руси (Киевская Русь)Владимир Красное СолнышкоX–XI вв.
Серебряные монетыХаны Золотой ОрдыXIII в.
Изготовление “гривны” из татарских серебряных монетДмитрии ДонскойXIII в.
Изготовление перечеканенных “ефимок”Царь Алексей МихайловичXVII в.
Реформа, запретившая князьям чеканить собственную монету, – возникновение национальной денежной единицыИван IIIXV в. 1440–1450 гг.
Изъятие из обращения старых монетЕлена Глинская1535 г.
Регулярная чеканка серебряного рубляПетр IXVII в.
Чеканка “червонцев” – золотых монетПетр I1718 г.
Читать еще:  Реально ли заработать деньги в интернете

Еще раз о деньгах. Первые бумажные деньги появились в Китае в 1260–1263 гг. При капитализме первые партии бумажных денег были выпущены в 1690 г. Английской колонией Массачусетс в Северной Америке и предназначались сначала для выплаты жалованья солдатам. В России первые бумажные деньги (ассигнации) стали выпускаться в 1769 г.

Название “монета” (от латинского глагола “монес” – советовать) происходит от первого монетного двора, учрежденного в Риме в V веке до н.э. при храме Юноны-Монеты (Юноны-Советчицы).

Самыми тяжелыми металлическими монетами по праву считаются шведские монеты достоинством в 10 таллеров. Они чеканились в XVIII в., и вес одной такой монеты равнялся 19 кг 710 г.

Самой крупной по стоимости монетой была индийская золотая монета в 200 мохуров, выпущенная в 1654 г. Ее масса составляла 2 кг 177 г, а диаметр достигал 136 мм.

Неужели есть что-то общее между газетой и разменной монетой? Оказывается, знакомое слово “газета” обязано своим происхождением мелкой медной монете “газета”, которую чеканила в XVI в. Венецианская республика. Когда в 1566 г. в Венеции появилось первое печатное издание (“Письменные ведомости”), то его стоимость была определена в одну газету. К этому так привыкли, что название монеты прочно закрепилось за названием издания. А из итальянского слово “газета” перешло в другие языки. (В.М. Власова стр. 61).

Второе выступление. Тема “Функции денег”. Тренинг по теме.

Выступает один учащийся. Использует экономическую литература, предлагает задание.

Деньги обслуживают процесс обращения посредством выполнения ими ряда функций:

  • мера стоимости
  • средства обращения
  • средства накопления
  • средства платежа
  • мировые деньги

Деньги как мера стоимости. Все товары измеряют свои стоимости в деньгах, представляемых мысленно. “Каждый товар бросает влюбленные взгляды на деньги, пытаясь выразить свою стоимость через денежный материал в виде цены”. (К. Маркс)

Деньги как средство обращения. Деньги играют роль посредника в обмене товаров (ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР): осуществив продажу товаров (Т-Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д-Т).

Деньги как средство накопления. Если товаропроизводитель после продажи длительное время не покупает другой товар, то тем самым он изымает деньги из обращения, накапливая их. Накопление денег – это стремление каждого товаропроизводителя иметь денежный резерв, чтобы предохранить себя от колебаний цен на рынке.

Деньги как средство платежа. Деньгами расплачиваются, выполняя всякого рода финансовые обязательства (заработная плата, займы, налоги, штрафы, арендные платежи и т.п.).

Мировые деньги. Эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

Задание: назовите функции, в которых выступают деньги при использовании их для следующих целей:

  • выплата заработной платы;
  • покупка товара за наличные деньги;
  • покупка товара в кредит;
  • уплата коммунальных услуг;
  • установление цены товара;
  • уплата долговых обязательств;
  • расчет во внешней торговле;
  • помещение денег в банк.
  • выплата заработной платы – средство платежа
  • покупка товара за наличные деньги – средство обращения
  • покупка товара в кредит – средство платежа
  • уплата коммунальных услуг – средство платежа
  • установление цены товара – мера стоимости
  • уплата долговых обязательств – средство платежа
  • расчет во внешней торговле – мировые деньги
  • помещение денег в банк – средство накопления

(Слайды презентации 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).

3. Третье выступление. Тема “Структура денежной массы”.

Выступают два учащихся. Для раскрытия темы подобран и демонстрируется большой наглядно-иллюстрационный материал.

Структура денежной массы.

Многообразие функций денег накладывает отпечаток на устройство денежной системы, вызывая необходимость в использовании различных разновидностей денежных устройств. Структуру денежной массы можно изобразить с помощью следующей схемы:

Наличность – это деньги в явном виде, своей первичной форме (бумажные денежные знаки и монеты).

Монета – это слиток металла определенной формы, вес и проба которого официально подтверждены штемпелем государства.

Бумажные деньги практически не имеют никакой стоимости, так как затраты на их печатание незначительны. Сущность бумажных денег заключается в том, что эти денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и обычно не разменные на металл наделены государством принудительным курсом.

Безналичные деньги – одна из наиболее распространенных и прогрессивных форм использования денег.

Чек – это письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными определенной суммы денег предъявителю данного документа.

Кредитная карточка – это платежно-расчетный документ, выданный банком своему вкладчику и дающий право на приобретение товаров и услуг без уплаты наличными. Она представляет собой пластиковый жетон, на котором указывается фамилия владельца, образец подписи, номер счета в банке, срок действия кредитной карточки.

Проникновение научно-технического прогресса в денежное обращение привело к появлению принципиально нового вида денег – электронных, когда все денежные расчеты ведутся с помощью компьютеров.

(Слайды презентации 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23)

4. Четвертое выступление. Тема “Признаки подлинности денег”.

Выступают два учащихся. При подготовке темы проведена большая работа с нормативными документами. Сделан сравнительный анализ защиты банкнот образца 1997 и модификации 2004 годов. Учащиеся использовали Интернет.

Признаки подлинности денежных знаков.

На территории России введены в обращение модифицированные банкноты с номиналами 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Они являются законным платежным средством. Для надежного определения подлинности банкнот необходимо знать основные признаки подлинности. Если вы обнаружили у себя подделку, ни в коем случае не пытайтесь ее вручить другому лицу. Фальшивомонетничество относится к категории тяжких преступлений и карается лишением свободы на срок до 15 лет. В случае сомнений в подлинности банкноты обязательно обращайтесь в ближайшее отделение милиции. Информацию о признаках подлинности банкнот и монет можно найти в Интернете по адресу http://www.cbr.ru.

Направление работ учащихся по анализу современных российских банкнот (1997–2004 гг.):

  • чему или кому посвящена данная банкнота;
  • какой исторический момент изображен на лицевой стороне банкноты;
  • какой исторический момент изображен на оборотной стороне банкноты;
  • особенности степеней защиты банкнот номиналом 500, 1000, 5000 рублей (сравнительный анализ банкнот 1997–2004 гг).

(Слайд презентации 24)

5. Пятое выступление. Тема “Платежеспособность банкнот”.

Выступают два учащихся. Проведена большая практическая работа по определению платежеспособности банкнот. Интервьюировали покупателей, учащихся училища о знаниях платежеспособности банкнот.

Банкноты с повреждениями по платежеспособности разделены на три группы:

  • банкноты с незначительными повреждениями, которыми можно расплачиваться везде;
  • банкноты, которые следует сдавать в платежи или к обмену только в кредитной организации;
  • банкноты, не принимаемые в платежи и не подлежащие обмену.

Кассиры всех организаций, учреждений и предприятий независимо от формы собственности и сферы деятельности должны принимать без ограничения суммы от граждан банкноты Банка России по установленным правилам.

III. Подведение итогов конференции. Награждение участников.

Урок «Деньги и их роль в экономике»

Деньги и их роль в экономике.

-приобретение навыков самостоятельного поиска необходимой информации;

-приобщение учащихся к творческой деятельности;

— раскрыть значение темы.

— расширить знания учащихся об экономических процессах в рыночной экономике;

— развивать навыки поиска информации по заданной теме в источниках различного типа;

— развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: объяснение нового материала

Форма урока: урок-конференция.

— денежные банкноты, разменная монета России, иностранных государств.

I. Организационный момент.

1. Знакомство участников с программой и условиями проведения конференции.

2. Представление участников, членов жюри.

3. Проверка и настройка мультимедийной аппаратуры.

II. Выступление участников конференции:

Ни для кого не секрет, что экономика и деньги находятся между собой в теснейшей связи. Экономика без денег – все равно, что охотник без ружья, корабль без руля, пастух без кнута, кондитерская без конфет и пряников. Деньги – добрый и злой гений экономики, ее радости и ее печали.

Сегодня мы узнаем:

Как возникли и зачем нужны деньги, нельзя ли обойтись без них.

Где и каким образом используются деньги, как они применяются, какие функции выполняют.

Зачем к слову “деньги” часто добавляют эпитет “наличные” и что такое безналичные деньги.

Читать еще:  Деньги под расписку без обмана

Признаки подлинности денежных знаков России

Платежеспособность банкнот (презентация).

Тема “История возникновения денег”.

Данный вопрос раскрывают два учащихся. Для раскрытия темы используют дополнительную литературу, исторические справки, Интернет.

История возникновения денег.

С тех пор как люди стали трудиться, и возникло разделение труда между работниками разных профессий, появилась необходимость в обмене продуктами труда и другими ценностями. Такой обмен затем превратился в торговлю.

Первоначально имел место натуральный обмен вещами между людьми. Горшки менялись на каменные топоры, рыба – на шкуру, овца – на козу. Никто в те времена и не мыслил, что все это можно обменивать на какие-то кружочки из металла (монеты) и тем более на бумажки, именуемые денежными знаками. Постепенно один из товаров становился универсальным объектом обмена. В крупных экономических регионах появились на местных рынках общие эквиваленты – наиболее ходовые продукты, на которые можно было бы обменять другие полезности. Там, где цивилизация пустила корни раньше, универсальным обменным средством становились слитки, плитки, бруски из металла, монеты. В результате выделился один – признанный всеми народами – всеобщий эквивалент: деньги.

Эволюция товара-посредника до возникновения монеты

Биография монеты в России

Итак, деньги – это особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом.

Деньги – это лучший измеритель, позволяю0щий сопоставить разнородные вещи, обеспечить эквивалентность обмена. Деньги позволяют решить важную экономическую и социальную задачи, становясь средством накопления богатств и средством существования.

Первая чеканка монет на Руси (Киевская Русь)

Владимир Красное Солнышко

Ханы Золотой Орды

Изготовление “гривны” из татарских серебряных монет

Изготовление перечеканенных “ефимок”

Царь Алексей Михайлович

Реформа, запретившая князьям чеканить собственную монету, – возникновение национальной денежной единицы

XV в. 1440–1450 гг.

Изъятие из обращения старых монет

Регулярная чеканка серебряного рубля

Чеканка “червонцев” – золотых монет

Еще раз о деньгах. Первые бумажные деньги появились в Китае в 1260–1263 гг. При капитализме первые партии бумажных денег были выпущены в 1690 г. Английской колонией Массачусетс в Северной Америке и предназначались сначала для выплаты жалованья солдатам. В России первые бумажные деньги (ассигнации) стали выпускаться в 1769 г.

Название “монета” (от латинского глагола “монес” – советовать) происходит от первого монетного двора, учрежденного в Риме в V веке до н.э. при храме Юноны-Монеты (Юноны-Советчицы).

Самыми тяжелыми металлическими монетами по праву считаются шведские монеты достоинством в 10 таллеров. Они чеканились в XVIII в., и вес одной такой монеты равнялся 19 кг 710 г.

Самой крупной по стоимости монетой была индийская золотая монета в 200 мохуров, выпущенная в 1654 г. Ее масса составляла 2 кг 177 г, а диаметр достигал 136 мм.

Неужели есть что-то общее между газетой и разменной монетой? Оказывается, знакомое слово “газета” обязано своим происхождением мелкой медной монете “газета”, которую чеканила в XVI в. Венецианская республика. Когда в 1566 г. в Венеции появилось первое печатное издание (“Письменные ведомости”), то его стоимость была определена в одну газету. К этому так привыкли, что название монеты прочно закрепилось за названием издания. А из итальянского слово “газета” перешло в другие языки.

Второе выступление. Тема “Функции денег”.

Выступает один учащийся. Использует экономическую литература, предлагает задание.

Функции денег (презентация).

Деньги обслуживают процесс обращения посредством выполнения ими ряда функций:

Деньги как мера стоимости. Все товары измеряют свои стоимости в деньгах, представляемых мысленно. “Каждый товар бросает влюбленные взгляды на деньги, пытаясь выразить свою стоимость через денежный материал в виде цены”. (К. Маркс)

Деньги как средство обращения. Деньги играют роль посредника в обмене товаров (ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР): осуществив продажу товаров (Т-Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д-Т).

Деньги как средство накопления. Если товаропроизводитель после продажи длительное время не покупает другой товар, то тем самым он изымает деньги из обращения, накапливая их. Накопление денег – это стремление каждого товаропроизводителя иметь денежный резерв, чтобы предохранить себя от колебаний цен на рынке.

Деньги как средство платежа. Деньгами расплачиваются, выполняя всякого рода финансовые обязательства (заработная плата, займы, налоги, штрафы, арендные платежи и т.п.).

Мировые деньги. Эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

Задание: назовите функции, в которых выступают деньги при использовании их для следующих целей:

выплата заработной платы;

покупка товара за наличные деньги;

покупка товара в кредит;

уплата коммунальных услуг;

установление цены товара;

уплата долговых обязательств;

расчет во внешней торговле;

помещение денег в банк.

выплата заработной платы – средство платежа

покупка товара за наличные деньги – средство обращения

покупка товара в кредит – средство платежа

уплата коммунальных услуг – средство платежа

установление цены товара – мера стоимости

уплата долговых обязательств – средство платежа

расчет во внешней торговле – мировые деньги

помещение денег в банк – средство накопления

3. Третье выступление. Тема “Структура денежной массы”.

Выступают два учащихся. Для раскрытия темы подобран и демонстрируется большой наглядно-иллюстрационный материал.

Структура денежной массы (презентация).

Многообразие функций денег накладывает отпечаток на устройство денежной системы, вызывая необходимость в использовании различных разновидностей денежных устройств. Структуру денежной массы можно изобразить с помощью следующей схемы:

Наличность – это деньги в явном виде, своей первичной форме (бумажные денежные знаки и монеты).

Монета – это слиток металла определенной формы, вес и проба которого официально подтверждены штемпелем государства.

Бумажные деньги практически не имеют никакой стоимости, так как затраты на их печатание незначительны. Сущность бумажных денег заключается в том, что эти денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и обычно не разменные на металл наделены государством принудительным курсом.

Безналичные деньги – одна из наиболее распространенных и прогрессивных форм использования денег.

Чек – это письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными определенной суммы денег предъявителю данного документа.

Кредитная карточка – это платежно-расчетный документ, выданный банком своему вкладчику и дающий право на приобретение товаров и услуг без уплаты наличными. Она представляет собой пластиковый жетон, на котором указывается фамилия владельца, образец подписи, номер счета в банке, срок действия кредитной карточки.

Проникновение научно-технического прогресса в денежное обращение привело к появлению принципиально нового вида денег – электронных, когда все денежные расчеты ведутся с помощью компьютеров.

4. Четвертое выступление. Тема “Признаки подлинности денег”.

Выступают два учащихся. При подготовке темы проведена большая работа с нормативными документами. Сделан сравнительный анализ защиты банкнот образца 1997 и модификации 2004 годов. Учащиеся использовали Интернет.

Признаки подлинности денежных знаков.

На территории России введены в обращение модифицированные банкноты с номиналами 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Они являются законным платежным средством. Для надежного определения подлинности банкнот необходимо знать основные признаки подлинности. Если вы обнаружили у себя подделку, ни в коем случае не пытайтесь ее вручить другому лицу. Фальшивомонетничество относится к категории тяжких преступлений и карается лишением свободы на срок до 15 лет. В случае сомнений в подлинности банкноты обязательно обращайтесь в ближайшее отделение милиции. Информацию о признаках подлинности банкнот и монет можно найти в Интернете по адресу http://www.cbr.ru .

Направление работ учащихся по анализу современных российских банкнот (1997–2004 гг.):

чему или кому посвящена данная банкнота;

какой исторический момент изображен на лицевой стороне банкноты;

какой исторический момент изображен на оборотной стороне банкноты;

особенности степеней защиты банкнот номиналом 500, 1000, 5000 рублей (сравнительный анализ банкнот 1997–2004 гг).

5. Пятое выступление. Тема “Платежеспособность банкнот”.

Выступают два учащихся. Проведена большая практическая работа по определению платежеспособности банкнот. Интервьюировали покупателей, учащихся техникума о знаниях платежеспособности банкнот.

Банкноты с повреждениями по платежеспособности разделены на три группы:

банкноты с незначительными повреждениями, которыми можно расплачиваться везде;

банкноты, которые следует сдавать в платежи или к обмену только в кредитной организации;

банкноты, не принимаемые в платежи и не подлежащие обмену.

Читать еще:  Деньги в займ под проценты

Кассиры всех организаций, учреждений и предприятий независимо от формы собственности и сферы деятельности должны принимать без ограничения суммы от граждан банкноты Банка России по установленным правилам.

III. Подведение итогов конференции. Награждение участников.

IV. Разноуровневое домашнее задание.

Определите, являются ли верными утверждения

1. Альтернативная стоимость товара может быть выражена в денежных единицах.

2. Цена товара может быть выражена не только в денежных, но и в натуральных единицах.

3. Основным недостатком товарных денег является то, что их тяжело и неудобно носить.

4. Во многих коммерческих банках при открытии счета владельцу выдают пластиковую карточку, которая содержит необходимую информацию о владельце и состоянии счета. С ее помощью в банковском автомате можно получить определенную сумму денег, а в некоторых магазинах, сервис-центрах, ресторанах — расплатиться. Такая карточка является одной из форм денег.

Объясните, какой смысл сокрыт в высказывании царя Соломона: “Доброе имя лучше большого богатства и добрая слава лучше серебра и золота”.

Предложите схему, которая бы связала воедино основные функции и свойства денег и определения денежных агрегатов.

VI. Используемая литература:

1.Финансы, денежное обращение и кредит — Самсонов Н.Ф. – Учебник, 2007.

2.Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит – М.:Форум, 2009

3.Климович А.И. Финансы, денежное обращение и кредит – М.:Форум, 2007

Урок. Деньги и банки. 11кл. экономика.
методическая разработка по экономике (11 класс) на тему

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок изучения нового материала.62 КБ

Предварительный просмотр:

План урока обществознанию в 11 классе

учителя истории МБОУ СОШ №8

ст. Новопашковской Крыловского района

Тема: «Деньги, их роль в экономике. Банковская система.»

Цель – знакомство учащихся с историей, видами и функциями денег,банков-

ской системой; рассмотреть причины и виды инфляций;

– научить анализировать механизмы денежного обращения; составлять

конспект; работать над развитием речи;

– воспитывать экономическую культуру и интерес к экономической по-

  1. Мультимедийный показ учебного пособия «Экономика и право. 9 – 11

кл.» «Вита-Пресс» 2004. Раздел «Галерея. Хронологическая шкала.»

  1. Витринная выставка иностранных, российских и советских денег:

монет и бумажных банкнот.

  1. Стенд с публикациями СМИ из «Комсомольской правды» и «АиФ» за

2005 – 2006 г. по данной теме урока.

Х о д у р о к а .

а) сообщение темы и цели урока;

б) знакомство с ходом урока и планом: 1. История денег, их виды.

2. Функции денег.

3. Факторы формирования

величины денежной массы.

5. Банковская система.

в) запись в дневники домашнего задания : , конспект, найти

объяснение терминов, предложенных во время урока.

2. Изучение нового материала.

1. История денег, их виды.

Учитель. Вводное слово , в котором обращается внимание на эпиграф:

Деньги составляют средство для людей умных

и цель – для глупцов.

Сообщение учащегося «История возникновения денег».

(Учитель обращает внимание класса на необходимость записей в рабочих

тетрадях по всем сообщениям во время урока)

– Что же такое деньги?

( запись в тетради ) Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего

эквивалента, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником

при их обмене друг на друга.

(Учитель рисует схему на доске, объясняя, а ребята заносят ее в тетрадь)

Д е н ь г и

полноценные неполноценные

наличные безналичные

(первоначально бумажные деньги

появились в Китае в середине 13 в.

в Швеции с 1644г., во Франции с 1701г.,

в России с 1769г.)

Сообщение учащегося : «Современные формы денег.»

(После сообщения учитель обращает внимание ребят на стенд со статьями

для более подробного самостоятельного ознакомления по данному вопросу)

Задание на следующий урок. Самостоятельно найти объяснение терминов:

ВЕКСЕЛЬ, ОБЛИГАЦИЯ, ЛИКВИДНОСТЬ.

– Вспомним, а какие существовали деньги в Русском государстве?

Мультимедийный просмотр диска «Экономика и право». 1535г., 1 четверть

XVII века, 1724г., вторая половина XVIII века, 1841г., 1881 – 1894гг., 1921г.,

1947г., 1993г., 2003г.

Затем учитель обращает внимание учащихся на витринную выставку

монет и на названия русских денег : рубль, полушка, алтын и т. д.

2. Функции денег.

Учитель знакомит с функциями , поясняя их.

  1. Средство обращения. ( Т – Д – Т – Д – Т – Д – Т — )
  2. Средство сбережения (накопления).
  3. Мера стоимости. ( Вопрос: Что такое цена? )

Между количеством денег в обращении и ценами на товары и услуги существует связь. С увеличением количества денег в обращении покупатель-

ная способность денег падает. О том, какие факторы формируют величину

денежной массы и как рассчитать нужное количество денег, чтобы не было

резкого роста цен, мы сейчас и узнаем.

3.Факторы формирования величины денежной массы.

Сообщение учащегося о факторах, в котором раскрывается понятие

денежная масса, формула Фишера.

Денежная масса – сумма денег, которой владеют и которую используют

для расчетов и в качестве сбережений граждане, фирмы и государственные

Факторы: а) объем продающихся на рынках этой страны товаров,

в) скорость обращения денег (чем / скорость, тем меньше денег

общая стоимость товаров за год – на 10 млн фунтов 5 раз каждый

количество денег в обращении 2 млн фунтов фунт участвует

Формула Фишера : М х V = Р х Q

М – средняя масса денег, которая необходима стране

V — скорость обращения

Р – средние цены

Q – объем товаров, продающихся в стране за год

Наличие «лишних» денег в стране ( которые превышают действительную

потребность экономики в них) приводит к инфляции.

Сообщение учащегося: Виды инфляций и варианты борьбы с ней.

Записи в тетради:

  1. Умеренная инфляция ( на 10% в год)
  2. Галопирующая инфляция ( 100 % — 150% в год )
  3. Гиперинфляция ( до 1000 % в год )

Два варианта политики государства в ситуации инфляции:

1.Приспособление к инфляции ( периодическая индексация доходов

населения) . Однако непрерывная индексация может в свою очередь

спровоцировать усиление инфляции, породив спираль «зарплата – цены».

2.Борьба с инфляцией предполагает жесткую денежно-кредитную политику,

сокращение дефицита бюджета за счет социальных программ, ограничение

роли государства в экономике, поддержку предпринимательства, постепен-

ное уменьшение денежной массы и другие меры. Если же они не помогают,

то тогда государство бывает вынуждено проводить денежную реформу –

полное или частичное изменение денежной системы страны. Такое измене-

ние может проводиться государством несколькими методами.

К дом. заданию добавляется самостоятельный поиск и объяснение терми-

нов (методов) ДЕФЛЯЦИЯ, ДЕНОМИНАЦИЯ, ДЕВАЛЬВАЦИЯ, ЭМИССИЯ,

Гиперинфляция для экономики так же опасна, как СПИД для человека.

Например, в 20 – е годы в Германии цены росли на 10% каждый час,

в середине 80 – х годов в Боливии за год цены вырастали более чем в 80 раз. СПИД человека не убивает, а разрушает систему организма – иммун-

ную, поэтому человек становится беззащитным перед болезнями и в итоге

наступает смерть. И гиперинфляция не уничтожает экономику, некоторое

время страна еще живет , но в это время разрушаются важнейшие механизмы

экономики: торговля, сбережение денег, инвестирования и т.д., что приводит

к страшным последствиям не только в экономической сфере, но и в полити-

ческой, социальной и духовной сферах. Можно сформулировать рецепт эко-

номического благоразумия: Денежное обращение должно находиться под

пристальным контролем государства, чтобы не развивалась инфляция.

Чтобы составить целостное представление об устройстве денежной системы общества, нам надо познакомиться с банками, через которые идет денежный оборот.

Возникновение банков – Древний Восток VII — VI вв. до н. э. Бурный рост в

XV — XVI вв. в Европе в период зарождения капитализма.

Сообщение учащегося: «Функции Центрального банка» сопровождается

записями в тетради:

1.Выпуск наличных денег.

3. «Банкир правительства».

4. Регулирует денежно-кредитные операции.

Сообщение учащегося: «Коммерческий банк».

Учитель: — Какие банки существуют в нашем районе? Что вы о них знаете?

Проводится обсуждение и анализ статьи из газеты «Комсомольская прав-

да» «В какой валюте хранить сбережения?» и данных опроса «Зачем Росси-

яне ходят в банк?» из журнала «Преподавание истории и обществознания в

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector