Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект по экономике деньги

ЕГЭ. Экономика. Тема 15. Деньги

Деньги – это товар особого свойства, который является всеобщим эквивалентом при обмене товаров, то есть на них можно купит и продать любой товар или услугу, они выражают их ценность.

Свойства денег

  • Делимость – способность размениваться на более мелкие.
  • Узнаваемость — тяжелы в подделке
  • Стабильность – более или менее одинаковая стоимость сегодня и завтра
  • Портативность – удобны в использовании, занимают мало места.
  • Износостойкость – имеют срок службы
  • Однородность — равное количество денег разными видами имеют одинаковую стоимость (например, тысяча равна 500+500)
  • Ликвидность — насколько легко и быстро можно обменять деньги на товар.

Функции денег

  1. Мера стоимости — именно они определяю, сколько что стоит.
  2. Средство обращения– то есть именно за деньги мы продаём и покупаем товары, они обращаются, то есть переходят от продавца к покупателю. Деньги – своеобразный посредник между ними. Это позволяет избежать бартера — обмена товара на товар.
  3. Средство платежа – деньгами мы оплачивает услуги ЖКХ, налоги, получаем и оплачиваем кредиты, а также получаем заработную плату. и т.д.
  4. Средство накопления – именно деньги, их количество может свидетельствовать о материальном состоянии отдельного человека, фирмы и государства в целом.
  5. Мировые деньги – эту функцию на сегодняшний день выполняют евро и доллар, то есть они принимаются к оплате в любом государстве и могут быть обменены на любую национальную валюту.

Виды денег

Наличные – передаются из рук в руки в натуральном виде.

  • Металлические монеты, то есть денежные знаки из золота, серебра, меди, различных сплавов. В монетах различают аверс (лицевая сторона), реверс (обратная сторона), а также гурт (обрез)
  • Банкноты – бумажные деньги.

Безналичные – не предаются из рук в руки в руки, это записи на счетах в банках.

В последние годы стали использоваться пластиковые кредитные карточки, которые являются не деньгами, а лишь инструментом, средством для получения и перечисления денег в финансовые учреждения.

Полноценные — неполноценные деньги

Полноценные – это деньги, стоимость которых равна стоимости материала, из которого они были изготовлены: золото, серебро.

Неполноценные — это деньги, стоимость которых значительна ниже того материала, из которого они изготовлены. Например, как бы качественно ни была изготовлена 1000-тысячная купюра, она не стоит 1000 рублей. На сегодняшний день в основном используют именно неполноценные деньги.

Электронные деньги

Большой популярностью пользуются электроны деньги

Две формы электронных денег:

  • Смарт – карты (электронные кошельки) – аналог кредитных карт, но без посредничества банка.
  • Сетевые деньги – программное обеспечение, с помощью которого деньги переводятся по электронным коммуникативным сетям, в том числе и через Интернет.

Удобство электронных денег, дешёвое обслуживание, практически невозможность украсть их, подделать исключает финансовую преступность. В будущем именно электронные деньги, считают экономисты, заменят не только наличность, но и кредитные карточки.

Денежная масса – это наличные деньги + безналичные средства на счетах физических и юридических лиц.

Группы денежной массы

  • Наличные – деньги, находящиеся на руках, используемые в обращении
  • Счета до востребования – различные вклады, которыми может владелец пользоваться по своему желанию.
  • Срочные вклады – ими можно пользоваться по определённым условиям.
  • Валютные счета.

Денежные агрегаты – это показатели структуры денежной массы, видов денег и денежных средств.

Виды денежных агрегатов

  • МО – наличные деньги в обращении
  • М 1 = МО + счета до востребования
  • М2 = М1 + срочные вклады
  • М3= М2 + сертификаты и облигации государственных займов.

Из истории денег

  • Сегодня сказать точно, когда появились первые деньги невозможно. Но приблизительно 4500 лет назад. На глиняной табличке Междуречья того времени писалось о долге, который необходимо выплатить серебром.
  • Формы денег были различные: каменные, бруски из соли, деньги –перья, раковины и многие другие.
  • Первые монеты – металлические пластинки с рисунком — изготовлены в Малой Азии, в царстве Лидия( современная Турция) около 600 г до н.э.
  • Бумажные деньги впервые стали изготавливать в Китае в 910 году.
  • 1440- Иоганн Гутенберг изобрёл печатный станок для книг. Но скоро его стали использовать для печатания денег
  • 1661- создан первый банк— в Швейцарии.
  • 1768-1769- выпущены первые русские бумажные деньги в правление Екатерины 2.
  • В России Государственный банк был основан в 1860 г.
  • 1950- создана первая кредитная карточка Diners Club
  • 1993- изобретение «цифровых» денег, на основании которых чуть позже появятся смарт-карты.
  • 1995- год великого перелома. Окончательная победа цифровых денег над бумажными (так в США в 1995 году 90 % переводов платежей производилось в электронном виде).
  • 2002 – введение мировой валюты— евро.
  • 2003 – экономист Роберт Мандел, лауреат Нобелевской премии, предсказал, что к 2040 году будет единая валюта ( доллар + евро+ японская йена), и назвал её – дей. Что ж, поживём- увидим.

Да, деньги играют важную роль как в жизни отдельного человека, так и всей страны. Но нельзя превращаться рабов денег. Деньги для человека, а не наоборот. Не нужно забывать об этом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Тема 52. ДЕНЬГИ И ИХ ФУНКЦИИ

1. Деньги как экономическая категория. Все сделки купли-продажи товаров и услуг на рынке осуществляются с помощью денег.

Деньги – это товар особого рода, исторически выделившийся из ряда других товаров и ставший всеобщим эквивалентом для всех остальных товаров.

Деньги в своем развитии прошли большой путь от экзотических случайных форм до золота и бумажных денег.

2. Функции денег. Использование денег в хозяйстве заключается в выполнении ими пяти взаимосвязанных функций (рис. 52.1).

Рис. 52.1. Функции денег

Как мера стоимости деньги измеряют ценность всех благ. Определять цену любого товара можно с помощью идеальных денег, в качестве которых до 30-х гг. XX в. выступало золото, а в настоящее время используется обменный курс национальной валюты.

Как средство обращения деньги выступают мимолетным посредником в сделках купли-продажи, что дает возможность использовать бумажные деньги. Если государство выпустит их сверх меры, то они обесценятся и будут замещены бартером. В конечном счете, обесценивание денег может привести к ограничению рыночных сделок с помощью карточек и талонов.

Деньги как средство платежа выражают отношения между должником и кредитором, так как акт купли-продажи часто бывает разорван во времени. Период оплаты товаров и услуг в этом случае по целому ряду причин не совпадает с поставкой продукции. Подобные сделки оформляются в виде долговых обязательств – векселей, банкнот, счетов, чеков и др. На их основе возникают кредитные деньги.

Деньги как средство накопления представляют собой запас финансовых ресурсов для будущих расходов, формируют сбережения домохозяйств и инвестиции предпринимателей.

Выполнение роли мировых денег состоит в том, что деньги функционируют в качестве средства обращения и средства платежа в международном экономическом обмене.

3. Теории денег. В экономической науке сложились три основные теории денег: 1) металлическая; 2) номиналистическая и 3) количественная.

Читать еще:  Привлечь деньги реальные методы отзывы

Металлическая теория была разработана в рамках меркантилизма и сводила денежное обращение к двум функциям – средству накопления и мировым деньгам. Именно эти функции наиболее успешно выполняли благородные металлы, являясь олицетворением богатства нации.

Номиналистическая теория разрабатывалась классической школой в полемике со сторонниками металлической теории. Указывая на ограниченный подход меркантилистов к деньгам, сторонники этой теории впадали в другую крайность, абсолютизируя значение функций средства обращения и платежа и объявляя деньги чисто условными знаками, денежными единицами, которые узаконило государство.

Количественная теория денег возникла также в рамках классической школы. Постепенно она стала преобладать в экономической теории и развивалась даже в ХХ в. (уравнение количественной теории И. Фишера; кембриджское уравнение А. Пигу). Ее смысл сводится к тому, что деньги имеют стоимостную основу, поэтому их увеличение в экономике не приводит к росту национального богатства, а только к увеличению цен. Следовательно, уравнение обмена можно записать:

где М-количество денег в обращении; V– скорость обращения денег; Р – цены товаров; Q– количество товаров (объем производства).

Данное уравнение выведено американским экономистом И. Фишером в 1911 г. По существу, уравнение обмена является тождеством и постоянно соблюдается в экономике, однако оно имеет немаловажное значение, так как показывает, к чему может привести неразумная политика выпуска бумажных денег государством.

4. Денежная система. В любой стране денежное обращение организуется государством на определенных принципах, т. е. в форме денежной системы. Элементами денежной системы являются:

– национальная денежная единица (рубль, доллар, йена и т. д.), в которых выражаются цены на товары и услуги;

– виды денежных знаков в форме кредитных бумажных денег и билонной разменной монеты, являющихся законным платежным средством в наличном обороте;

– организация эмиссии денег, т. е. порядок выпуска денег в обращение;

– государственные органы, регулирующие и контролирующие денежное обращение (учреждения Центрального банка страны, Министерство финансов, государственные казначейства).

5. Современное понятие денег. В современных условиях денежное обращение не основано на золотом стандарте, а является системой бумажных кредитных денег.

Кредитные деньги, в свою очередь, породили систему кредитных карточек, которые с наступлением эры компьютеров породили так называемые «электронные деньги», выполняющие функции денег безбумажным способом, в виде сигналов ЭВМ.

Конспект урока экономики по теме: «Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег»

Разделы: Экономика

Цели и задачи урока:

  1. Закрепить знания учащихся по теме “Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег”, работая в группах. Проверить умения решать задачи на нахождение денежной массы, скорости обращения денег, а также изученные понятия по данной теме.
  2. Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание.
  3. Прививать интерес к изучаемому предмету.
  4. Воспитывать дисциплинированность, трудолюбие.

Форма проведения урока: деловая игра.

Оборудование: жетоны, таблички-указатели (КБЭМ, стадион, банк, музей, школа, интеллектуальный центр, рекламное агентство), 2 кроссворда, 3 маркера, 2 приза, 2 диплома, тестовые задания, карточки с заданиями, пустые карточки, карточки с пословицами, деньги для рекламы, 2 билета с заданиями, сигналы (2 штуки), 2 цифровых веера, экономический словарь, коллекция денег.

Учебник: Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. – 3-е изд., дораб. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 352 с.: ил.

Подготовительная работа:

  1. Учащимся необходимо повторить пословицы, поговорки, крылатые выражения о деньгах.
  2. Учащиеся разбиваются на 2 кампании. Выбирают президента кампании. Готовят образцы денег для рекламы, составляют кроссворды. При составлении кроссворда используют экономический словарь.

І. Организация класса.

На доске написан эпиграф:

Всего лучше для державы,
Если ты куешь успех…
Если все рубли в работе,
То владелец их в почете…
И страна богаче всех. (Э. Успенский, И. Агрон.)

— Как вы понимаете эти слова?

ІІІ. Вводная беседа. Сообщение целей и задач.

Сегодня мы с вами закрепим полученные знания по теме: “Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег”. Урок необычный. Для этого отправимся в “Город деловых людей”.

Ваша задача – использовать собственные знания, выполняя задания в учреждениях “Города”.

Давать надо четкие ответы, быть решительными, принимать активное участие в деловой игре.

Ответы оцениваю с помощью жетонов. Президенты компаний фиксируют данные в оценочных листах. В конце урока будет выдан диплом тем, кто лучше справится с заданиями.

Участвуют 2 кампании.

1 компания “…” (названия компаний придумывают учащиеся).

2 компания “…”. Президент –

Выбираем администратора. Он выдает жетоны.

— Президентам компании необходимо подойти для розыгрыша очередности ответов.

ІV. Закрепление изученного материала.

Вы попали в клуб будущих экономистов и менеджеров (КБЭМ).

Получите комплексные билеты.

Чем больше представителей будет отвечать, тем больше жетонов получит компания.

Билет 1.

  1. Причины возникновения, формы и функции денег.
  2. Факторы формирования величины денежной массы.

Билет 2.

  1. Роль денег как средства обмена, измерения стоимости, как средства сбережения.
  2. Причины и виды инфляции.

Путешествуя по городу, мы попали в музей.

Предлагается ответить на вопросы викторины по истории экономики.

Вопросы для компании “…”.Вопросы для компании “…”.
1. Какой государь в России пытался создать первое акционерное общество? (Петр І).1. Кто и когда ввел в России бумажные деньги? (Екатерина ІІ, 1769 г.)
2. Назовите имя известного экономиста, автора “Исследование о природе и причинах богатства народов”. (А. Смит)2. Когда появились первые золотые монеты? (VІІ – VІІІ вв. до н. э.)
3. Более 50 лет назад был выполнен рисунок банкноты достоинством в 1 доллар. Кто автор рисунка? (Сергей Макроновский).
3. Когда в мире были изобретены первые бумажные деньги? (VІІІ в., Китай).
4. Первая денежная единица была очень большая и неудобная. Как она называлась? (Гривна).
4. Когда появились первые русские монеты? (Х в.)
5. Откуда пошло название “монета”? (Древний Рим, Храм Юноны – Монеты).5. Откуда пошло название “копейка”? (Изображение Георгия Победоносца с копьем).
6. Откуда пошло название “рубль”? (рубить)6. Как на Руси назывался “бумажник”? (Денежник).
7. Какие деньги назывались “катеньками”? (Дореволюционная 100-рублевая купюра).7. Кто впервые ввел в науку понятие “экономика”?

(Аристотель)

8. Где была открыта первая биржа в России? (В Петербурге).
8. Где были изобретены первые бумажные деньги? (В Китае).
9. Переведите на современный русский язык:

а) полушка (1/4коп.);

б) деньга (1/2 коп.)

9. Переведите на современный русский язык:

б) целковый (1 руб., серебром).

3) Школа. Тестовая работа (отпечатана по количеству учащихся).

— Сколько будет правильных ответов, столько жетонов вы получите.

Что не является функцией денег в рыночной экономике?

А) Средство измерения;

Б) средство производства;

В) средство платежа;

Г) средство сохранения стоимости

2. Что обладает более высокой ликвидностью?

А) Купюра в 100 000 рублей;

В) срочный вклад в банке на 3 месяца;

Г) облигация государственного сберегательного займа.

3. Количественная теория денег рассматривает в качестве постоянной величины:

А) количество денег в обращении;

Б) скорость обращения денег;

4. Уравнение количественной теории денег выглядит следующим образом:

(Учащиеся работают самостоятельно, затем – самопроверка. Учитель показывает карточку с правильным ответом, но после того, как покажут учащиеся карточки со своими ответами.)

4). Интеллектуальный центр.

Побывали в школе, а теперь направляемся в интеллектуальный центр. Мы сейчас узнаем, чья кампания лучше знает экономические понятия по данной теме.

Ответы будет давать противоположная кампания.

Кроссворд компании “…” (С ответами.)

По горизонтали:

1. Выпуск в обращение бумажных денег и ценных бумаг.
2.
Все аспекты финансовой деятельности предприятия (доходы и расходы) отражаются в его бухгалтерском балансе; та часть баланса, которая отражает в денежном выражении все принадлежащие предприятию ценности.
3.
Изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные денежные единицы, с одновременным пересчетом в таком же соотношении цен, тарифов, заработной платы и т. д.

1. Повышение официального курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран, а также к международным денежным единицам.
2. Возможность быстрого превращения в деньги материальных средств, других ресурсов, активов предприятий, организаций, банков, что определяет их способность вовремя оплачивать свои обязательства при временном недостатке денежных средств.

Кроссворд кампании “…” (С ответами.)

По горизонтали:

1. Повышение общего уровня цен в экономике.
2. Активы, средства быстро и легко реализуемые, т. е. не требующие больших издержек для обмена на любые другие активы (средства).

1. Денежный знак, изготовленный из металла.
2. Выпуск в обращение бумажных денег и ценных бумаг.
3. Активы, объекты, предметы, посредством которых выражается стоимость всех других товаров, служащих средством обращения, единицей счета и средством накопления.
4. Натуральный (прямой) обмен одного товара или услуги на другой товар или услугу, осуществляемые без привлечения денег.

5) Рекламное агентство.

Каждая компания рекламирует выдуманные денежные единицы. У кого это лучше получится? Чьи деньги наиболее интересные? Для чего они в обращении? Приравняйте их к рублю.

Каждой компании дается одинаковое задание. Используя необходимую формулу рассчитать:

а) В стране Клюквия продали 2 000 кг клюквы по цене 180 рублей за 1 кг. Количество денег, обращающихся в стране Клюквия равно 60 000 рублей. Чему равна скорость обращения денег в этой стране?

V = PQ/M = 180*2 000/60 000 = 360 000/60 000 = 6 оборотов в год.

б) В стране Атласии продали 300 метров атласной ткани по цене 50 рублей за 1 метр. Скорость обращения денег равна 5 оборотам в год. Рассчитайте количество денег в обращении.

М = PQ/V = 50*30/5 = 15 000/5 = 3 000 рублей.

— Кто придумал уравнение обмена? (Ирвинг Фишер).

За 1 минуту ответить правильно. Кто быстрее заполнит пропуски букв? Сколько правильных ответов, столько жетонов получите.

.ми..ия денегскор.сть .бращения ден.г
б.зналичные ден.жные средстваинфляц.я
барт.р.ктивы
л.квидн.сть
сб.р.жение

Составить 3 пословицы, поговорки, крылатых выражений из отдельных слов.

Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.

Деньги – гости: то нет, то горсти.

Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.

Беднее всех бед, когда денег нет.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Тому хорошо живется, у кого денежка ведется.

V. Итог урока. Рефлексия. Подсчет жетонов. Выставление оценок. Выдача дипломов.

Урок «Деньги и их роль в экономике»

Деньги и их роль в экономике.

-приобретение навыков самостоятельного поиска необходимой информации;

-приобщение учащихся к творческой деятельности;

— раскрыть значение темы.

— расширить знания учащихся об экономических процессах в рыночной экономике;

— развивать навыки поиска информации по заданной теме в источниках различного типа;

— развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: объяснение нового материала

Форма урока: урок-конференция.

— денежные банкноты, разменная монета России, иностранных государств.

I. Организационный момент.

1. Знакомство участников с программой и условиями проведения конференции.

2. Представление участников, членов жюри.

3. Проверка и настройка мультимедийной аппаратуры.

II. Выступление участников конференции:

Ни для кого не секрет, что экономика и деньги находятся между собой в теснейшей связи. Экономика без денег – все равно, что охотник без ружья, корабль без руля, пастух без кнута, кондитерская без конфет и пряников. Деньги – добрый и злой гений экономики, ее радости и ее печали.

Сегодня мы узнаем:

Как возникли и зачем нужны деньги, нельзя ли обойтись без них.

Где и каким образом используются деньги, как они применяются, какие функции выполняют.

Зачем к слову “деньги” часто добавляют эпитет “наличные” и что такое безналичные деньги.

Признаки подлинности денежных знаков России

Платежеспособность банкнот (презентация).

Тема “История возникновения денег”.

Данный вопрос раскрывают два учащихся. Для раскрытия темы используют дополнительную литературу, исторические справки, Интернет.

История возникновения денег.

С тех пор как люди стали трудиться, и возникло разделение труда между работниками разных профессий, появилась необходимость в обмене продуктами труда и другими ценностями. Такой обмен затем превратился в торговлю.

Первоначально имел место натуральный обмен вещами между людьми. Горшки менялись на каменные топоры, рыба – на шкуру, овца – на козу. Никто в те времена и не мыслил, что все это можно обменивать на какие-то кружочки из металла (монеты) и тем более на бумажки, именуемые денежными знаками. Постепенно один из товаров становился универсальным объектом обмена. В крупных экономических регионах появились на местных рынках общие эквиваленты – наиболее ходовые продукты, на которые можно было бы обменять другие полезности. Там, где цивилизация пустила корни раньше, универсальным обменным средством становились слитки, плитки, бруски из металла, монеты. В результате выделился один – признанный всеми народами – всеобщий эквивалент: деньги.

Эволюция товара-посредника до возникновения монеты

Биография монеты в России

Итак, деньги – это особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом.

Деньги – это лучший измеритель, позволяю0щий сопоставить разнородные вещи, обеспечить эквивалентность обмена. Деньги позволяют решить важную экономическую и социальную задачи, становясь средством накопления богатств и средством существования.

Первая чеканка монет на Руси (Киевская Русь)

Владимир Красное Солнышко

Ханы Золотой Орды

Изготовление “гривны” из татарских серебряных монет

Изготовление перечеканенных “ефимок”

Царь Алексей Михайлович

Реформа, запретившая князьям чеканить собственную монету, – возникновение национальной денежной единицы

XV в. 1440–1450 гг.

Изъятие из обращения старых монет

Регулярная чеканка серебряного рубля

Чеканка “червонцев” – золотых монет

Еще раз о деньгах. Первые бумажные деньги появились в Китае в 1260–1263 гг. При капитализме первые партии бумажных денег были выпущены в 1690 г. Английской колонией Массачусетс в Северной Америке и предназначались сначала для выплаты жалованья солдатам. В России первые бумажные деньги (ассигнации) стали выпускаться в 1769 г.

Название “монета” (от латинского глагола “монес” – советовать) происходит от первого монетного двора, учрежденного в Риме в V веке до н.э. при храме Юноны-Монеты (Юноны-Советчицы).

Самыми тяжелыми металлическими монетами по праву считаются шведские монеты достоинством в 10 таллеров. Они чеканились в XVIII в., и вес одной такой монеты равнялся 19 кг 710 г.

Самой крупной по стоимости монетой была индийская золотая монета в 200 мохуров, выпущенная в 1654 г. Ее масса составляла 2 кг 177 г, а диаметр достигал 136 мм.

Неужели есть что-то общее между газетой и разменной монетой? Оказывается, знакомое слово “газета” обязано своим происхождением мелкой медной монете “газета”, которую чеканила в XVI в. Венецианская республика. Когда в 1566 г. в Венеции появилось первое печатное издание (“Письменные ведомости”), то его стоимость была определена в одну газету. К этому так привыкли, что название монеты прочно закрепилось за названием издания. А из итальянского слово “газета” перешло в другие языки.

Второе выступление. Тема “Функции денег”.

Выступает один учащийся. Использует экономическую литература, предлагает задание.

Функции денег (презентация).

Деньги обслуживают процесс обращения посредством выполнения ими ряда функций:

Деньги как мера стоимости. Все товары измеряют свои стоимости в деньгах, представляемых мысленно. “Каждый товар бросает влюбленные взгляды на деньги, пытаясь выразить свою стоимость через денежный материал в виде цены”. (К. Маркс)

Деньги как средство обращения. Деньги играют роль посредника в обмене товаров (ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР): осуществив продажу товаров (Т-Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д-Т).

Деньги как средство накопления. Если товаропроизводитель после продажи длительное время не покупает другой товар, то тем самым он изымает деньги из обращения, накапливая их. Накопление денег – это стремление каждого товаропроизводителя иметь денежный резерв, чтобы предохранить себя от колебаний цен на рынке.

Деньги как средство платежа. Деньгами расплачиваются, выполняя всякого рода финансовые обязательства (заработная плата, займы, налоги, штрафы, арендные платежи и т.п.).

Мировые деньги. Эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

Задание: назовите функции, в которых выступают деньги при использовании их для следующих целей:

выплата заработной платы;

покупка товара за наличные деньги;

покупка товара в кредит;

уплата коммунальных услуг;

установление цены товара;

уплата долговых обязательств;

расчет во внешней торговле;

помещение денег в банк.

выплата заработной платы – средство платежа

покупка товара за наличные деньги – средство обращения

покупка товара в кредит – средство платежа

уплата коммунальных услуг – средство платежа

установление цены товара – мера стоимости

уплата долговых обязательств – средство платежа

расчет во внешней торговле – мировые деньги

помещение денег в банк – средство накопления

3. Третье выступление. Тема “Структура денежной массы”.

Выступают два учащихся. Для раскрытия темы подобран и демонстрируется большой наглядно-иллюстрационный материал.

Структура денежной массы (презентация).

Многообразие функций денег накладывает отпечаток на устройство денежной системы, вызывая необходимость в использовании различных разновидностей денежных устройств. Структуру денежной массы можно изобразить с помощью следующей схемы:

Наличность – это деньги в явном виде, своей первичной форме (бумажные денежные знаки и монеты).

Монета – это слиток металла определенной формы, вес и проба которого официально подтверждены штемпелем государства.

Бумажные деньги практически не имеют никакой стоимости, так как затраты на их печатание незначительны. Сущность бумажных денег заключается в том, что эти денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и обычно не разменные на металл наделены государством принудительным курсом.

Безналичные деньги – одна из наиболее распространенных и прогрессивных форм использования денег.

Чек – это письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными определенной суммы денег предъявителю данного документа.

Кредитная карточка – это платежно-расчетный документ, выданный банком своему вкладчику и дающий право на приобретение товаров и услуг без уплаты наличными. Она представляет собой пластиковый жетон, на котором указывается фамилия владельца, образец подписи, номер счета в банке, срок действия кредитной карточки.

Проникновение научно-технического прогресса в денежное обращение привело к появлению принципиально нового вида денег – электронных, когда все денежные расчеты ведутся с помощью компьютеров.

4. Четвертое выступление. Тема “Признаки подлинности денег”.

Выступают два учащихся. При подготовке темы проведена большая работа с нормативными документами. Сделан сравнительный анализ защиты банкнот образца 1997 и модификации 2004 годов. Учащиеся использовали Интернет.

Признаки подлинности денежных знаков.

На территории России введены в обращение модифицированные банкноты с номиналами 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Они являются законным платежным средством. Для надежного определения подлинности банкнот необходимо знать основные признаки подлинности. Если вы обнаружили у себя подделку, ни в коем случае не пытайтесь ее вручить другому лицу. Фальшивомонетничество относится к категории тяжких преступлений и карается лишением свободы на срок до 15 лет. В случае сомнений в подлинности банкноты обязательно обращайтесь в ближайшее отделение милиции. Информацию о признаках подлинности банкнот и монет можно найти в Интернете по адресу http://www.cbr.ru .

Направление работ учащихся по анализу современных российских банкнот (1997–2004 гг.):

чему или кому посвящена данная банкнота;

какой исторический момент изображен на лицевой стороне банкноты;

какой исторический момент изображен на оборотной стороне банкноты;

особенности степеней защиты банкнот номиналом 500, 1000, 5000 рублей (сравнительный анализ банкнот 1997–2004 гг).

5. Пятое выступление. Тема “Платежеспособность банкнот”.

Выступают два учащихся. Проведена большая практическая работа по определению платежеспособности банкнот. Интервьюировали покупателей, учащихся техникума о знаниях платежеспособности банкнот.

Банкноты с повреждениями по платежеспособности разделены на три группы:

банкноты с незначительными повреждениями, которыми можно расплачиваться везде;

банкноты, которые следует сдавать в платежи или к обмену только в кредитной организации;

банкноты, не принимаемые в платежи и не подлежащие обмену.

Кассиры всех организаций, учреждений и предприятий независимо от формы собственности и сферы деятельности должны принимать без ограничения суммы от граждан банкноты Банка России по установленным правилам.

III. Подведение итогов конференции. Награждение участников.

IV. Разноуровневое домашнее задание.

Определите, являются ли верными утверждения

1. Альтернативная стоимость товара может быть выражена в денежных единицах.

2. Цена товара может быть выражена не только в денежных, но и в натуральных единицах.

3. Основным недостатком товарных денег является то, что их тяжело и неудобно носить.

4. Во многих коммерческих банках при открытии счета владельцу выдают пластиковую карточку, которая содержит необходимую информацию о владельце и состоянии счета. С ее помощью в банковском автомате можно получить определенную сумму денег, а в некоторых магазинах, сервис-центрах, ресторанах — расплатиться. Такая карточка является одной из форм денег.

Объясните, какой смысл сокрыт в высказывании царя Соломона: “Доброе имя лучше большого богатства и добрая слава лучше серебра и золота”.

Предложите схему, которая бы связала воедино основные функции и свойства денег и определения денежных агрегатов.

VI. Используемая литература:

1.Финансы, денежное обращение и кредит — Самсонов Н.Ф. – Учебник, 2007.

2.Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит – М.:Форум, 2009

3.Климович А.И. Финансы, денежное обращение и кредит – М.:Форум, 2007

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector