Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие инфраструктуры рынка

Формирование и развитие рыночной инфраструктуры территории

Инфраструктура рыночной экономики — это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

— деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;

— деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;

— деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Рынок формирует свою инфрастуктуру. Различают узкую и широкую трактовку понятия инфраструктуры. В первом случае рыночная инфраструктура трактуется как система организаций, учреждений и служб, обслуживающих функционирование структурных подразделений рынка. В широком смысле слова рыночную инфраструктуру рассматривают как совокупность материально-технических и организационно-экономических условий, обеспечивающих нормальное функционирование сферы товарного обращения и актов купли-продажи. Рыночная инфраструктура – это совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. К ней относятся товарные и фондовые биржи, торговые дома, биржи труда; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; страховые компании; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров; кредитная система; государственные финансы; система законодательства.

Товарная биржа – учреждение, в котором осуществляются оптовые сделки по купле-продаже по образцам и стандартам на основе биржевой экспертизы. Т.е. продаются и покупаются, как правило, не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. Достоинство товарных бирж в том, что здесь, во-первых, покупатель свободно выбирает продавца, равно как и наоборот, во-вторых, цены формируются под влиянием спроса и предложения, в-третьих, торги проводятся по единым биржевым правилам, а типовая форма контрактов предельно упрощает ведение торгов[7,с . 188].

Фондовая биржа – это организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая для осуществления свободной купли-продажи ценных бумаг по рыночным ценам. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже осуществляется на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением

Биржа труда – организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Кроме мероприятий по трудоустройству биржа оказывает услуги лицам, желающим переменить место работы, изучает спрос и предложение рабочей силы, собирает и распространяет информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам.

Аукционы – публичная продажа на основе торгов в заранее оговоренном месте и в заранее установленное время товаров или их образцов. Ярмарка – региональные торги, организуемые в определенном месте, либо сезонно, либо в какое-то определенное время (выходные, праздники и т.д.)

Кредитная система – совокупность банков и других кредитно-финансовых институтов, осуществляющих мобилизацию свободных денежных ресурсов и предоставление их в ссуду, а также специально предназначенный для этих целей инструментарий. Ядро кредитной инфраструктуры составляет банковская система. Банки – финансовые организации, осуществляющие выпуск, хранение, предоставление, распределение, обмен и контроль денежных средств и обращение денег и ценных бумаг.

Государственные финансы состоят из центральных и местных бюджетов. Через государственный бюджет происходит перераспределение доходов, финансирование социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Развитие инфраструктуры рынка

Проблемы развития продовольственного рынка являются в настоящее время весьма актуальными. Уровень развития данного рынка любой территории оказывает непосредственное влияние на качество жизни ее населения и в целом на социально-экономическое развитие. В связи с этим оптимизация развития продовольственного рынка в нашей стране является одной из приоритетных задач государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельно взятых регионов.

Механизм функционирования продовольственного рынка представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления продовольственных товаров. Функционирование данного рынка определяется соотношением потребностей населения, внутренних производственных возможностей и развитостью межтерриториальных связей. Следует отметить, что в условиях чрезмерной открытости отечественной экономики российский рынок продовольственных товаров оказался в сфере активного раздела иностранных аграрных производителей. На сегодняшний день удельный вес импорта в общем объеме ресурсов продовольственных товаров по Российской Федерации составляет порядка 30%. При этом наибольший удельный вес импорта приходится на мясо и птицу (47%), а также масло животное (более 50%). Следует отметить, что основными импортерами продуктов питания в Россию являются страны дальнего зарубежья, хотя и со странами СНГ также ведется интенсивная торговля продовольственными товарами. Основными поставщиками из стран СНГ являются Украина (71% импортируемого из стран СНГ мяса), Казахстан (67 % импортируемой из стран СНГ рыбы и 90% молока и сливок) и Белоруссия (89 % импортируемого из стран СНГ картофеля и 97% сахара).

Безусловно, формирование и развитие продовольственного рынка обусловлено, прежде всего, наличием развитого сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности с объемами товарной продукции и услуг, обеспечивающими участие территории в формировании внутритерриториальных и межтерриториальных связей по продовольственным товарам. При этом в нашей стране на фоне постоянного сокращения числа предприятий АПК достаточно высоким остается удельный вес убыточных хозяйствующих субъектов, который составляет на сегодня порядка 49 % от общего числа предприятий отрасли. Предприятия пищевой промышленности также характеризуется большим числом убыточных предприятий и высокой степенью износа основных фондов (порядка 30%), что снижает ее технические возможности по высокоэффективной переработке сельскохозяйственной продукции.

Читать еще:  Разработка предложений на рынке

Не менее важным условием, обеспечивающим позитивное и сбалансированное развитие рынка продовольственных товаров, является наличие адекватной инфраструктуры, обслуживающей его. То есть, наличие необходимой массы товаров и платежеспособного спроса еще недостаточно для обеспечения взаимодействия производителя и потребителя. Необходимо также наличие совокупности отраслей, обслуживающих процессы обмена между ними.

Представляя собой, совокупность объектов и институциональных структур, обеспечивающих осуществление материальных, финансовых и информационных связей между субъектами рынка продовольственных товаров, рыночная инфраструктура объединяет в единую цепочку сферы производства, обращения и потребления, обеспечивая тем самым непрерывность воспроизводственного процесса. Однако, несмотря на реализацию в стране «Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998 — 2005 годы», предполагающей формирование сети посреднических организаций, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, систему информационного обеспечения, транспортного обслуживания и разработку кредитно-финансовой, организационной и нормативной политики функционирования товарных рынков, все же ситуация в данной сфере остается достаточно сложной. Особо острой является проблема развития рыночной инфраструктуры продовольственного рынка.

Проведенный анализ пропорций между имеющимися мощностями рыночной инфраструктуры и уровнем производства пищевых продуктов показал, что большая часть регионов России, в том числе и Республика Мордовия, характеризуются недостаточностью мощностей складского хозяйства, специализированного транспорта, тарно-контейнерного фонда, торговых площадей продовольственных магазинов, неразвитостью экономико-информационной инфраструктуры.

Безусловно, сами по себе инфраструктурные объекты не вносят прямого вклада в ВНП, но именно они способствуют ускорению товарооборота, а, следовательно, ускорению оборота капитала и, в итоге, косвенно влияют на увеличение ВНП. Поэтому для создания нормальных экономических условий на продовольственном рынке и территории в целом, государственным и региональным органам власти необходимо авансировать развитие рыночной инфраструктуры.

Анализ показал, что более 20% потребительских товаров в Мордовии реализуется на рынках (базарах), не отвечающих требованиям цивилизованной торговли. Число же торговых организаций по республике на начало 2005 г составило 2723 предприятия, 90% среди которых составляют небольшие торговые павильоны. При этом износ их основных фондов составил 62,7%, а коэффициент обновления — всего 0,3%. Более того, ежегодное увеличение в нашей стране числа торговых точек подчеркивает их недостаточность для обеспечения нормального удовлетворения потребностей населения. Следует отметить, что рост торговых площадей наблюдается в основном по непродовольственным товарам, не решая тем самым проблемы инфраструктурного развития продовольственного рынка.

Таким образом, одним из направлений развития инфраструктуры рынка продовольственных товаров должна стать оптимизация структуры торговых предприятий, предполагающая увеличение числа и доли крупных продовольственных магазинов, позволяющих механизировать торгово-складские операции, модернизировать торговое оборудование, холодильные установки и кассовое обслуживание. В свою очередь, реализация данного направления требует совершенствования технической политики в развитии инфраструктуры продовольственного рынка.

При этом следует отметить, что отечественный рынок продовольственных товаров характеризуется значительной региональной дифференциацией, что подчеркивает необходимость углубленного изучения именно региональных особенностей и факторов, влияющих на его развитие и формирование рыночной инфраструктуры.

Практика показывает, что основой прорывов в экономическом развитии являются новации. Следует отметить, что в силу нововведений возрастают и изменяются потребности населения, полноценное удовлетворение которых во многом зависит не только от появления качественно новых товаров, но и от новых способов их реализации, новых методов стимулирования спроса и т.д. Эффективность развития рыночной инфраструктуры рынка продовольственных товаров также невозможно без соответствующих нововведений.

Еще одним важным направлением развития инфраструктуры продовольственного рынка должно стать совершенствование информационной инфраструктуры, включающей маркетинговые центры, рекламные агентства, постоянно действующие оптовые ярмарки и выставки, средства информатики и связи. На сегодняшний день хозяйствующие субъекты, функционирующие на продовольственном рынке, большая часть которых относится к числу средних и малых предприятий, не имеют возможности самостоятельно проводить полноценные исследования рынка. Отсутствие же необходимой и достоверной информации о состоянии рынка не позволяет принимать субъектам решения, обеспечивающие повышение их конкурентоспособности. Для изменения существующего положения необходимо совершенствование информационной инфраструктуры продовольственного рынка и в первую очередь его статистической составляющей.

Преобразование статистической системы требует внедрения новых методов статистических обследований, совершенствования управления статистической системой, подготовки персонала и переоснащения вычислительного оборудования, эффективного хранения, обмена и распространения информации в интересах пользователей. Значительное расширение круга пользователей информацией, появление новых форм хозяйствования, многообразие форм собственности обусловливают необходимость существенного изменения используемых методологий и разработки новых, с использованием современных методов. В свою очередь, совершенствование статистической системы на уровне региона и государства в целом возможно лишь при наличии высокотехнологичной корпоративной информационно-вычислительной системы, включающей современные информационные технологии, программно-технологические средства и средства телекоммуникаций, обеспечивающих возможность формирования статистического информационного ресурса и оперативного доступа к нему.

Основными направлениями совершенствования статистической информационной системы в области сбора данных должны стать: модернизация существующего программного обеспечения для ввода бумажных форм статистической отчетности; внедрение методов и средств сбора данных в электронной форме непосредственно с предприятий; использование средств автоматизированного ввода данных путем сканирования; разработкой специализированных средств ввода данных при мониторинге рынка продовольственных товаров. Совершенствование системы обмена и распространения информации также предполагает ряд мероприятий: модернизацию технологии использования обменных массивов данных; совершенствование промышленных средств обмена сообщениями и т.д.

Читать еще:  Монопсонист на рынке труда

Учитывая, что развитие рынка продовольственных товаров во многом зависит от межрегиональных связей, целесообразно создать соответствующие статистические территориальные органы, собирающие и обрабатывающие и предоставляющие информацию о состоянии и тенденциях развития соответствующего рынка на смежных территориях. При этом, не забывая о том, что продовольственный рынок имеет также свои особенности внутри региона на каждой отдельно взятой муниципальной территории, необходимо вести порайонную статистику его развития.

К сожалению, на современном этапе показатели, представляемые официальной статистикой, не позволяют проводить полноценный и адекватный анализ состояния и тенденций развития рынка продовольственных товаров. Следовательно, используемый набор показателей в статистике продовольственного рынка требует серьезных обновлений. Для полноценного анализа регионального рынка продовольственных товаров в структуру показателей желательно ввести данные об изменениях емкости рынка по отдельным товарным группам, а также об изменениях доли рынка, занимаемой различными фирмами. В обновлении нуждается и демографическая составляющая. Совершенствование информационного обеспечения рынка продовольственных товаров связано с внедрением новых научно обоснованных методов прогнозирования платежеспособного потребительского спроса, изучения его динамики и пространственно-временных характеристик.

Безусловно, эффективное развитие рынка продовольственных товаров невозможно без наличия соответствующе структуры инвестиционно-кредитных организаций, учитывающих специфику деятельности субъектов данного рынка.

Особое значение для развития рынка продовольственных товаров имеет развитие инфраструктурных объектов, способствующих продвижению товаров и стимулированию спроса. Одним из направлений в данном вопросе должно стать внедрение маркетинговых инструментов, не только со стороны отдельных хозяйствующих субъектов, но и на уровне региональных органов власти.

Развитие инфраструктуры рынка

Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему.

Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2. По географическому положению местный, региональный, национальный и мировой.

3. По степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям — автомобильный, зерновой и т. п.

5. По характеру продаж — оптовый и розничный.

6. По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций: неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения в нем носят случайный характер; обмен товарами и услугами — товарный (бартерный); функции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов.

Свободный (совершенный) рынок предполагает неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними; возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность; абсолютную мобильность факторов производства; неограниченную свободу передвижения капитала; наличие у каждого участника полной информации о рынке; производство однородных товаров; невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами; невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов.

В условиях регулируемого рынка наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок — это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.

Деформированный рынок существует в условиях командно-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики и др. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.

Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы.

Каждый из этих рынков имеет свою специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов — на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы — на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

См. также: Субъекты рынка Функции рынка

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

Читать еще:  Первое правило рынка

· облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

· повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;

· организует оформление рыночных отношений;

· облегчает экономический и юридический контроль.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

Таким образом, основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки.

Помимо этого, успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информатизационных и консультативных служб, без учреждений контроля и ревизии.

Реклама (от лат. reclamo — выкрикиваю) — это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.

К сведению. Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писались на деревянных, медных или костяных досках и громко зачитывались городскими глашатаями. В начале XX в. реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 70-х гг. утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассматривается как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга.

Информация (от лат. information разъяснение) — это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фирма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме прибыли, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведения.

Для современного этапа рыночной инфраструктуры характерен переход от разрозненной информации к созданию информационных систем автоматической обработки данных.

Консалтинг (от англ. consulting — консультативный) — управленческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах. Услуги оказываются по исследованию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т. д. Предоставляются также юридические услуги. Фирмы широко пользуются консалтингом, так как оплата таких консультаций обходится дешевле, чем содержание собственных специалистов.

Аудиторские компании (от англ. auditor — ревизор) — это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса. Аудиторские компании обычно получают специальные полномочия от государственных органов, наблюдающих за деятельностью акционерных компаний.

Таким образом, инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями. Она призвана облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов и обеспечить цивилизованный характер их деятельности.

Развитие инфраструктуры рынка

Рынок – совокупность экономических отношений, основывающихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров и услуг и потребителями.

Рыночная экономика — система организации национальной экономики, основанная на товарно-денежных отношениях, множественности форм собственности, свободной конкуренции производителей и граждан, выступающих собственниками своей рабочей силы .

Рыночная экономика не может обойтись без инфраструктуры — совокупности элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов данной системы.

Инфраструктура (от лат. Infra – «под» и structura – «строение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования системы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.).

Она включает в себя здравоохранение, строительство различных объектов, образование, транспорт, информационное обеспечение, науку и так далее.

Рынок – это любая система, дающая связь между потребителями и товаропроизводителями. Примером такой системы может послужить самый обычный рынок, на котором люди покупают вещи или продукты; фьючерсные, товарные и фондовые биржи; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и тому подобное. Также рынки принято разделять по признакам на следующие группы: по территориальному признаку; по субъектам, вступающим в обмен; по объектам обмена; по степени соблюдения законности (см. приложение, таблица№1).

По субъектам, вступающим в обмен

По объектам обмена

По степени соблюдения законности

· Рынок промежуточных продавцов

· Рынок государственных учреждений

· Рынок средств производства

· Рынок товаров и услуг

· Рынок интеллектуальной собственности

Экономика предполагает создание товаров и их доведение до потребителей. Последнее требует организации сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Основное предназначение институтов инфраструктуры есть обслуживание взаимоотношений производителей товаров и доведение их до непосредственных потребителей. Рыночной экономике необходима инфраструктура для нормального функционирования, потому что инфраструктура рынка – это звено, обеспечивающее связь между производством и потреблением, следовательно, она оказывает наибольшее влияние на экономику.

С развитием рыночного механизма в экономике страны появ­ляется необходимость создания специализированного вида деятель­ности по удовлетворению потребностей отдельных рынков и орга­низованной системы, отражающей спрос и предложение. С появление рынка возник ряд новых организаций и учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование. Развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×