Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прямое и косвенное регулирование рынка

Прямое и косвенное государственное регулирование экономики

Институциональное регулирование предполагает создание системы норм и правил поведения и взаимодействия хозяйствующих субъектов, облегчающих координацию их деятельности, а также санкций, преследующих нарушителей этих норм и правил. Оно основано на принятии определенных законодательных актов (гражданского, земельного, трудового, налогового, бюджетного кодексов; законов, регулирующих деятельность акционерных обществ, банков, банкротства и т.п.). А также на создании системы, обеспечивающей соблюдение законодательства (судебной системы, арбитража и т.п.).

Административное регулирование основано на прямом воздействии на хозяйствующих субъектов в целях изменения их экономического поведения. Оно имеет силу приказа и не опирается на экономические интересы и стимулы.
Административное регулирование основано на законодательном разграничении прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, отдельных чиновников.

Административные методы разделяются на меры:

— запрета: контроль над ценами, доходами и валютным курсом, антитрестовские запреты и т.п.

— разрешения: лицензирование деятельности.

— принуждения: стандарты, регламенты, рационирование потребления, квотирование поставок, экономические предписания, социальные нормативы и т.п.

Наиболее широко административное регулирование используется при решении следующих проблем: обеспечения равенства конкурентных условий; ускорения темпов экономического развития; защиты национальных производителей; защиты потребителей от недобросовестного поведения производителей; социальных и экономических проблем.

Прямое экономическое регулирование основано на достижении заинтересованности хозяйствующих субъектов в выполнении заранее поставленной конкретной цели. К мерам прямого экономического регулирования относятся целевое финансирование, субсидии и дотации, льготные кредиты, система государственных закупок.

Индикативное планирование — способ регулирования экономических процессов с помощью выдвижения целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями.

Контрактная система — это особая совокупность различных форм регулирования, при которой государство финансирует выполнение работ частными предпринимателями. С ее помощью частный бизнес вовлекается в осуществление государственных программ, решение приоритетных задач. Это могут быть закупки для нужд государства (например, сельхозпродукции, военной техники и т.п.). Кроме того, контрактная система используется как способ реализации общегосударственных целевых программ (например, космос, атомная энергетика, региональное развитие).

4. Косвенное экономическое регулирование основано на активизации деятельности хозяйственных субъектов через воздействие на условия хозяйствования. К мерам косвенного экономического регулирования относятся налоговые рычаги, денежно-кредитная политика, валютное регулирование, таможенно-тарифная политика и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9293 — | 7864 — или читать все.

Прямое и косвенное экономическое регулирование

Прямое экономическое регулирование

Любое государство осуществляет регулирование экономики – различается лишь степень и методы вмешательства. Методы делятся на:

  • прямые (жесткие, дирижистские),
  • косвенные.

Сущность прямого регулирования заключается в воздействии на происходящие в экономике процессы непосредственно, путем использования административных рычагов, в частности, установления запретов и ограничений, бюджетного инвестирования.

Основу прямого регулирования составляет сила государственной власти, санкции за неподчинение, а не мотивация и стимулирование.

Методы прямого воздействия заставляют хозяйствующих субъектов ориентироваться на государственные указания, а не на самостоятельный выбор. Наиболее ярко прямые методы воздействия проявляются в административно-командной экономике, когда государство четко определяет планы для каждого региона, отрасли, предприятия. Но и в рыночной экономике прямые методы находят применение. Так, государство может устанавливать:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Помио того государство может:

  • лицензировать определенные виды деятельности,
  • осуществлять поддержку конкретных предприятий, целевое финансирование,
  • формировать государственные заказы на продукцию или услуги.

К мерам прямого регулирования относится и контроль над монополиями (антимонопольная, антитрастовая политика).

Прямые методы позволяют государству быстро получить результат. Основным недостатком прямых методов является то, что они могут нарушать рыночное равновесие, складывающееся между взаимосвязанными субъектами рынка.

Прямое вмешательство оказывает влияние не только непосредственно на предприятия, на которые оно нацелено, но и на его контрагентов, сотрудников и т.д. Оценить такое вторичное воздействие до введения мер достаточно сложно, и его негативный эффект может быть более значителен, чем положительный результат самого регулирования.

Косвенное экономическое регулирование

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Косвенное регулирование отличается тем, что государство не вмешивается напрямую в принятие решения хозяйствующим субъектом, а лишь создает предпосылки для принятия им желаемого (соответствующего направлениям экономической политики) решения.

Достоинством косвенного регулирования является более мягкое воздействие, позволяющее не нарушать баланса рыночных отношений. Недостаток косвенного регулирования – значительный временной лаг (время, проходящее от принятия мер до возникновения желаемого эффекта).

Целями косвенного регулирования может быть перераспределение доходов, стимулирование инвестиционной активности, стимулирование экспорта, влияние на уровень цен.

Важным отличием косвенного воздействия является тот факт, что оно не является столь «адресным», как прямое.

Читать еще:  Параметры товарного рынка

К методам косвенного регулирования относится применение таких инструментов денежно-кредитной политики, как осуществляемое Центральным банком манипулирование ключевой ставкой, нормативами резервов, а также эмиссия и погашение государственных ценных бумаг. Косвенное регулирование может проявляться и через инструменты фискальной политики, в частности, в виде систем налогообложения и налоговых льгот.

Было бы некорректно утверждать, что косвенные методы лучше прямых (или наоборот) – в разных ситуациях для достижения разных целей государство должно применять как одни, так и другие инструменты. Следует отметить, что для повышения эффективности косвенных методов требуется прозрачность экономической системы, доступность информации о принимаемых решениях для экономических субъектов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Государственное регулирование рынка: прямые и косвенные методы воздействия

При стабильном рыночном равновесии вмешательство государства в механизм рынка нецелесообразно. Если равновесие нестабильно, необходимо активное вмешательство государства в рыночную систему. В практике государственного регулирования отраслевых рынков выделяют прямое административное воздействие на рынок, связанное с непосредственным установлением фиксированной цены на товар, а также косвенное регулирование в виде налогообложения продавцов либо покупателей.

Например, государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р 1 > Pe), так и ниже ее (Р» ‘ – QD, во втором случае –к дефициту Δ D = Q’’D – Q”S. В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема QE . В первом случае будет реализовано Q’D единиц продукции, во втором – Q’’S.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, который приходиться закупать на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, равна площади прямоугольника Q’DABQ’S.. Правительство не может «выбросить» закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования.

Рис. 5.6. Установление фиксированных цен

В попытке сократить избыток продукции правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, оно может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т. д. Это приведет к уменьшению предложения, к сдвигу линии SS на рис. 5.6 влево и к сокращению избытка продукции. Но эти же меры вызывают необходимость в создании специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т. д. Многие зарубежные экономисты подвергают большому сомнению экономическую целесообразность установления государством фиксированных цен, превышающих цены равновесия.

Неоднозначны и последствия установления потолка цен на уровне ниже равновесной цены (P ” ” , что увеличит размеры дефицита (площадь фигуры Qs ” ECQe). К тому же, конкуренция между покупателями приведет к дополнительным затратам времени и денег (в случае теневых сделок), что выразится новым уровнем цены –P1. Произойдет деформация рыночного механизма, цена перестанет выполнять свою регулирующую роль. Примерно по такому сценарию развивался в СССР дефицит на рынке продовольствия, поскольку розничные цены на товары этой группы поддерживались на неизменном уровне.

Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с продаж, акцизы на отдельные группы товаров, налог на добавленную стоимость. Непосредственными плательщиками в государственный бюджет таких налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара. Рассмотрим рис. 5.7 Допустим, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1 равновесный объем продаж – Q1.

Рис. 5.7. Установление потоварного налога на

Производителей

Введение налога вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1, если его цена составит P1; теперь же они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем P1. В этом случае производители получают цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2S2.

Читать еще:  В модели рынка монополистической конкуренции фирмы

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, Р + , Р — , Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена Р + , которую платит покупатель, окажется выше первоначальной Р1. Цена Р — , которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР — . Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени ложится на покупателей. Если реакция покупателей на изменение цены будет менее эластичной, чем у продавца их налоговое бремя будет возрастать.

Рассмотрим теперь государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций по графикам, показанным на рис. 5.8.

Дотация – это инструмент государственного регулирования, обратный по действию налогу. Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Рис. 5.8. Установление потоварной дотации, получаемой производителем

Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1, а равновесная цена – Р1.

Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V рублей в расчете на единицу продукции, что приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 при цене Р1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1. В результате объем продаж увеличивается до Q2 цена для покупателей снижается до Р — , цена, фактически получаемая производителями, повышается до Р + . Общая сумма дотации, необходимая государству для этого, – площадь прямоугольника P — P + KE2.

Таким образом, введение потоварной дотации (субсидии) приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и повышению цены, фактически получаемой продавцами. Несмотря на то, что дотацию получили производители, ее общая сумма распределилась между производителями и потребителями.

Таким образом, государственное регулирование конкурентного рынка приводит к расстройству рыночного механизма, искажению цен, сжатию оборота.

Дата добавления: 2016-04-02 ; просмотров: 764 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Методы государственного регулирования рынка ценных бумаг: прямое, косвенное регулирование

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) и сделок между ними со стороны уполномоченных на это органов.

Регулирование рынка ценных бумаг (как и любого другого объекта) можно разделить внутреннее и внешнее.

Внутреннее регулирование — это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и т. д.

Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности участников рынка ценных маг нормативным актам государства, других организаций (например, саморегулируемых организаций), международным соглашениям. К внешнему регулированию относится же общественное регулирование, т. е. воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей: создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников, поддержание порядка на рынке ценных бумаг;

Защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий, мошенничества, преступлений со стороны отдельных лиц;

Обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов; стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка; использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы и т. д.).

Регулятивная инфраструктура — это одна из систем (наряду с информационной, депозитарно-клиринговой и регистраторской инфраструктурой рынка ценных бумаг), обеспечивающих нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Она включает в себя следующие компоненты:

Регулятивные органы (государственные регулирующие органы и саморегулируемые организации);

Регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрирующие, лицензионные, аттестационные, контрольные, надзорные и пр.);

Правовую инфраструктуру (законодательная и нормативная база функционирования рынка ценных бумаг);

Этику фондового рынка;

Традиции и обычаи.

В международной практике выделяют различные модели регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг в зависимости:

Читать еще:  Методы анализа информации о рынке

От субъекта регулирования (государство или государство совместно с саморегулируемыми организациями);

От степени жесткости регулирования;

От модели рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование на рынке ценных бумаг можно разделить на прямое и косвенное регулирование.

Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам рынка ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бум; государственной регистрации выпусков ценных бумаг, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка и т. д.

Косвенное (экономическое) государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется такими методами, как, например, проведение определенной налоговой политики, денежной политики, политики в области формирования и использования среде государственного бюджета, политики в области управления государственной собственностью и т. д.

Государство на рынке ценных бумаг выполняет следующие функции:

1) идеологическую, т. е. разработку концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации;

2) законодательную, т. е. законодательное и нормативное обеспечение функционирования рынка ценных бумаг;

3) административную, т. е. прямое административное регулирование участников рынка;

4) стимулирующую, т. е. использование всех возможных инструментов воздействия на рынок ценных бумаг в целях его развития, создание эффективного механизмов перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые сектора экономики;

5) надзорную и контрольную, т. е. предотвращение нарушений со стороны различных участников рынка ценных бумаг;

6) арбитражную, т. е. разрешение споров между участниками рынка ценных бумаг через систему судебных органов.

Таким образом, можно сказать, что государство является одним из основных регуляторов рынка ценных бумаг. Кроме этого, государство выступает в качестве участии рынка ценных бумаг, а именно:

Государство является крупнейшим заемщиком-эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных и муниципальных займов (в лице органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований);

Государство является крупнейшим инвестором на рынке ценных бумаг, владея закрепленными в федеральной и муниципальной собственности пакетами акций приватизированных предприятий;

Государство выполняет функции профессионального участника рынка ценных бумаг в лице Центрального банка РФ, являющегося посредником, участвующим в размещении государственных ценных бумаг, а также крупнейшим дилером на этом сегменте рынка; кроме того – в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продаже акций приватизированных предприятий.

Основным органом государственной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовому рынку <ФСФР).

Проводит государственную политику в области рынка ценных бумаг;

Осуществляет контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг;

Обеспечивает защиту прав инвесторов, акционеров и вкладчиков на рынке ценных бумаг.

Основными органами, осуществляющими профессиональное регулирование рынка ценных бумаг, являются саморегулируемые организации.

Саморегулируемые организации — это добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг по видам деятельности, приобретающие статус саморегулируемой организации на основании разрешения ФСФР, которая устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Одним из элементов регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг является этика фондового рынка, обычаи и традиции делового оборота.

Под этикой фондового рынка понимаются правила добросовестной деятельности на рынке. Добросовестная профессиональная деятельность основывается на общечеловеческих моральных и нравственных нормах, на понимании значимости общественных интересов и необходимости обеспечения правопорядка и справедливости, а также на необходимости их признания и соблюдения в практической деятельности всеми профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В международной практике правила добросовестной деятельности на рынке ценных бумаг принимаются саморегулируемыми организациями и являются обязательными для всех членов таких организаций. Так, Международная федерация фондовых бирж в 1992 г. приняла повсеместно принятые принципы ведения бизнеса по ценным бумагам.

В России принципы добросовестной деятельности и профессиональной этики на рынке ценных бумаг содержатся в ряде документов, таких, как:

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;

Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

Постановления ФСФР (ФКЦБ) России, регламентирующие брокерскую и дилерскую деятельность; правила торговли Некоммерческого партнерства «Торговая система РТС»;

Положение Национальной фондовой ассоциации «О запрете манипулирования ценами на фондовом рынке»; другие документы.

В настоящее время сформулированы следующие основополагающие принципы ведения бизнеса на рынке ценных бумаг:

Честность и справедливость;

Надлежащее исполнение профессиональной деятельности;

Обеспечение высокой квалификации персонала фирм — профессиональных участников рынка ценных бумаг;

Получение информации о клиентах;

Предоставление информации клиентам;

Регулирование конфликта интересов.

Разработаны также правила добросовестной профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, правила добросовестной работы с клиентами, правила ведения внутреннего учета профессиональных участников рынка ценных бумаг, нормы раскрытия информации всеми участниками рынка, нормы добросовестной деятельности в рекламе на финансовых рынках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector