Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция эффективного рынка

Лекция КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНКА КАПИТАЛА

Большинство финансовых теорий основываются на (гипотезе) понятии идеального рынка капитала.

Эффективный рынок (efficient market) — термин, применяемый к рынку финансовых активов, проявляющийся в том, что любая вновь поступившая релевантная информация немедленно отражается на уровнях цен торгуемых финансовых активов.

Определения эффективного рынка.

1. Гипотеза эффективного рынка, ГЭР (efficient markets hypothesis, ЕМН) утверждает, что текущие рыночные цены активов полностью отражают общедоступную для всех инвесторов информацию о факторах, которые могут отразиться на рыночной курсовой стоимости ценных бумаг. Цена актива устанавливается в результате действий инвесторов, которые продают или покупают его в зависимости от имеющейся у них информации.

2. Рынок считается абсолютно эффективным по отношению к определенной информации, если, используя эту информацию, нельзя принять решение о покупке или продаже ценных бумаг, позволяющее получить сверхприбыль.

Окончательная формулировка гипотезы эффективного рынка была дана американцем Э. Фамой в 1965 г. В «Journal of Business» он опубликовал статью, в которой анализировались цены на акции: по мнению Э. Фамы, рынок обладает эффективностью, если он «быстро адаптируется к новой информации».

Характеристики эффективного рынка

1. Быстрая адаптация к новой информации является важной характеристикой эффективности рынка, но не определяет ее исчерпывающим образом. В современном понимании рынок обладает эффективностью, если цены на финансовые активы полностью и своевременно отражают всю доступную информацию.

2. Другой признак эффективного рынка – соответствие цен фундаментальным факторам. Хотя сегодня в нашем распоряжении находится широкий спектр финансовых моделей, ни об одной из них нельзя сказать, что она полностью завершенная.

Но, модель эффективного рынка существует при нескольких условиях:

1. отсутствие трансакционных издержек;

2. отсутствие налогов;

3. наличие такого большого числа покупателей и продавцов, что действия каждого из них не влияют на цену соответствующих финансовых инструментов, например акций;

4. равный доступ на рынок юридических и физических лиц;

5. отсутствие издержек информационного обеспечения — равнодоступность информации;

6. одинаковые ожидания у всех действующих лиц;

7. отсутствие издержек, связанных с финансовыми затруднениями.

Итак, под эффективностью здесь понимается информационная эффективность, т.е. эффективный рынок — ϶ᴛᴏ такой рынок, в ценах которого находит отражение известная информация.

Это условие соблюдается не полностью, поэтому существуют разные формы эффективности в зависимости от типа поступающей на рынок информации.

Вся доступная информация может быть условно разделена на три группы. Первую группу составляет информация о прошлой динамике курсов, то есть, исторические данные об изменении цен на различные бумаги. В совокупности с другими формами публичной информации (данными финансовой отчетности, газетными публикациями и т.п.) она включается в состав второй группы — общедоступной информации.

Кроме общедоступных существуют сведения, распространяющиеся в частном порядке, как правило, это информация инсайдеров о состоянии дел в конкретной компании, ее ближайших планах и намерениях. Такие сведения формируют третий раздел классификации данных — частную информацию.

Выделяют три формы эффективности рынка: слабую, среднюю и сильную.

Слабая форма эффективности подразумевает, что вся информация, содержавшаяся в прошлых изменениях цен, полностью отражена в текущих рыночных ценах. В случае если ϶ᴛᴏ верно, то таком рынке невозможно получить сверхприбыль, используя только данные об изменении курсов ценных бумаг в предыдущих периодах.

Принято считать, что развитые рынки слабо эффективны. Это подразумевает бессмысленность использования технического анализа — ведь он основан исключительно на рыночной истории.

Умеренная (средняя) форма эффективности предполагает, что текущие рыночные цены отражают не только изменение цен в прошлом, но также и всю остальную общедоступную информацию.

Средняя форма гипотезы совершенного рынка подразумевает бессмысленность принятия инвестиционных решений на основе появившейся новой информации (например, публикации финансовой отчетности компании за очередной квартал) — эта информация учтена в ценах сразу же после того, как стала общедоступной. В этом случае становится невозможным получить сверхприбыль от обладания и такой информацией.

Принято считать, что среднеэффективными являются наиболее известные в мире организованные фондовые рынки: NYSE, Лондонская фондовая биржа и т.п.

Гипотеза абсолютной эффективности рынка (сильная форма эффективности): в текущих ценах активов учтена вся информация, как из общедоступных, так и из закрытых источников. Эта форма предполагает, что любая новая информация не просто поступает на рынок, а делает это очень быстро — практически мгновенно она находит отражение в уровне цен.

Подтверждением тому, что реальным финансовым рынкам пока еще далеко до достижения абсолютной эффективности, служит наличие ряда интересных закономерностей, устойчиво проявляющихся из года в год. Одной из таких закономерностей является «эффект января» — наблюдающееся в течение не менее 70 лет превышение средней доходности акций в январе над их доходностью в другие месяцы года. На NYSE средний размер этого превышения составляет около 3 процентных пунктов. На этой же бирже обнаружен «эффект дня недели«: доходность акций по понедельникам обычно имеет отрицательную величину. Подтверждением этому служат данные наблюдений за период свыше 25 лет. На Токийской фондовой бирже свыше 35 лет наблюдается «эффект малых фирм«, проявляющийся в том, что доходность акций мелких компаний выше доходности бумаг крупных корпораций на величину порядка 5 процентных пунктов.

Эффективность рынка ни в коей мере не означает невозможности получения сверхдоходности на ограниченных периодах времени или определенных участках экономического цикла, либо определенным инвестором (управляющим активами).

Рыночные цены активов отражают информацию об основных экономических факторах, влияющих на их стоимость. Финансовые аналитики находятся в непрерывном поиске тех активов, цены на которые отличаются от их базисной, реальной стоимости. Для определения наиболее выгодной стратегии аналитикам необходимо иметь представление о точности собранной информации. Рыночная цена актива формируется как средневзвешенное значение мнений всех финансовых аналитиков. При этом наибольший вес будут иметь суждения тех из них, кто владеет наибольшим объемом информации и влияет на инвестиционные решения наиболее состоятельных клиентов.

Читать еще:  Институты рынка труда это

Таблица 1. Практическая проверка гипотезы эффективного рынка

Теоретическое предположениеЭмпирические свидетельства
Цены на финансовые активы изменяются во времени в соответствии с законом случайного блужданияОтчасти верно, однако на финансовых рынках наблюдается небольшая положительная автокорреляция на краткосрочном отрезке времени (ежедневном, еженедельном и ежемесячном); в долгосрочной перспективе (3-5 лет) существует тенденция возврата рыночных цен к равновесному значению
Новая информация быстро отражается в ценах на финансовые активы, текущая доступная информация не позволяетпредсказывать будущее изменение цен и извлекать дополнительный доходНовая информация быстро, но не однородно учитывается в ценах; текущая информация о ценах оказывает влияние на их движение: на фондовом рынке растущие акции в краткосрочном периоде продолжают свой рост (эффект импульса), в долгосрочном периоде выигрывают акции с низким P/E коэффициентом и высокими балансовыми показателями (эффект ценности); на рынке FOREX текущий форвардный валютный курс служит индикатором будущего значения обменного курса
Технический анализ не дает трейдеру никакой полезной информацииТехнический анализ находит широкое распространение среди трейдеров, что теоретически говорит о его эффективности; эмпирические доказательства эффективности технического анализа в отношении высоких доходов имеют смешанный характер
Управляющие инвестиционных фондов не могут систематически добиваться больших доходов, чем в среднем по рынкуВерно лишь отчасти
Цены на финансовые активы всегда соответствуют фундаментальным факторам ценообразованияЦены на финансовые активы значительно отклоняются от равновесных на протяжении длительных периодов времени

До начала 1990-х годов мало у кого вызывал сомнения постулат об эффективности финансовых рынков. Теперь же наблюдается обратная картина: в деловом сообществе практически не найдешь его сторонников. Однако гипотеза эффективного рынка имеет несколько важных следствий, многие из которых и по сей день остаются верными.

На основе гипотезы эффективного рынка были построены достаточно простые математические модели, с помощью которых можно рассчитать с некоторой вероятностью цены опционов, акций и оптимальный фондовый портфель. В частности, гипотеза позволила разработать CAPM (Capital Asset Pricing Model), APM (Arbitrage Pricing Model), теорию эффективного портфеля Г. Марковица, позволяющую конструировать оптимальный портфель инвестора, выявлять недооцененные или переоцененные активы, измерять систематический риск и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Теория эффективного рынка — что это такое

Трейдеры и инвесторы спустя какое-то время начинают интересоваться закономерностями на рынках, чтобы получить «сверхприбыль». В этой статье мы поговорим про теорию эффективного рынка. Насколько можно прогнозировать будущее изменения цены? Реально ли это?

Что такое гипотеза эффективного рынка простыми словами

В теории считается, что вся информация доступна в равной части каждому участнику торгов и что она поступает моментально каждому. А также, что инвесторы действует рационально с точки зрения получения собственной прибыли от своих действий.

Сама гипотеза возникла из-за вечных споров является ли рынок прогнозируемым? Можно ли получать сверхдоход только лишь изучая какие-то новости или делая анализ по графику цен?

Получить прибыль больше средне рыночной можно лишь в случае, если прогноз будет работать. То есть инвестор будет обыгрывать рынок за счет своих специфических знаний.

В период после второй мировой войны и вплоть до конца ХХ века рынки были во много не такие эффективные как сейчас. Это подтверждают многие их участники. С развитием телевиденья, интернета, появления смартфонов сделало информацию доступной для всех. Сейчас любой трейдер и инвестор получает мгновенную информацию о каких-либо важных решениях, срочных новостях.

Под эффективностью рынка во многом понимают «информационную эффективность». Чем быстрее информация расходится по всем инвесторам, тем эффективнее будет рынок.

Впервые об EMH заговорили в начале ХХ века. В 1960-ых годах Фама развил дальше теорию. Он считал, что рыночная эффективность — это способность быстро адаптироваться к новой информации. Он предполагал, что цены на акции всегда соответствуют фундаментальным факторам, лежащим в основе ценообразования.

Существует также понятие «операционной эффективности рынка». Она отображает скорость реакции цены на поступающую информацию. Чем развитие рынок, тем быстрее информация будет отображена в цене актива.

Если рынок не информационно эффективен, то у более быстрых инвесторов появляется возможность обыграть рынок, получив сверхприбыль.

Ключевые моменты гипотезы эффективного рынка

Необходимые условия, при которой говорят про гипотезу рыночной эффективности.

  1. Все участники торгов обладают одинаковой информацией. Отсутствует какая-либо инсайдерская информация.
  2. Участники действуют рационально. Их ожидания о будущей стоимости однородны.
  3. Все получают среднюю рыночную доходность
  4. Движение цены возникают в результате потока новых новостей. Технический и фундаментальный анализ не работают
  5. Инвесторы имеют одинаковое виденье на горизонт инвестирования

Постулаты теории эффективности

  1. У рынка нет памяти. Прошлое никак не влияет на будущие цены.
  2. Рыночная цена справедлива и уже учла все новости, риски.
  3. В краткосрочной перспективы цены изменяются случайно
  4. Поступающая информация быстро учитывается котировками
  5. Технический анализ не работает

Три формы эффективности

Выделяют следующие три формы рыночной эффективности (классификацию предложил Е. Фейма):

  1. Слабая. Это прошлая информация, которая уже включена и отыграна в текущей стоимости. Такая информация доступна и известна.
  2. Средняя. Цена включает в себя текущую публичную информацию.
  3. Сильная. Внутренняя (или служебная) информация, которая не доступна широкой публики. Цена может не всегда учитывать ее моментально, поскольку про неё знают лишь инсайдеры.
Читать еще:  Относительная доля рынка формула

На последок хотелось бы еще также отметить на чем базируется нерациональность поведения некоторых инвесторов:

  • Психологические особенности мышления инвесторов
  • Отношение к риску
  • Эффект толпы
  • Различие доступа к рыночной информации

Смотрите также видео «Теория эффективного рынка»: