Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К фиаско рынка относят

Фиаско рынка —>

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фиаско рынка (провал рынка, несостоятельность рынка, изъян рынка) — это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето [1] , то есть механизм рыночного регулирования, «невидимая рука рынка», не срабатывает (например, загрязнение окружающей среды, восстановление почвы после добычи полезных ископаемых). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают необходимость административного регулирования экономики и экономических отношений с целью сглаживания или устранения негативных последствий от действия рыночного механизма.

История создания

Джон Милль в своей работе «Принципы политической экономии» [2] от 1848 года отмечал бессилие рынка, когда рыночный механизм неэффективен: потребитель не в состоянии оценить качество услуг, в частности, в области образования [3] .

Определение

Фиаско рынка — равновесие на рынке, при котором рациональное поведение экономических агентов не обеспечивает достижение Парето — эффективной аллокации ресурсов, являясь сбоем механизма координации рынка [4] ; неэффективная рыночная аллокация ресурсов, при которой нарушено условие полноты рынка [en] , поведение потребителей и производителей не является конкурентным или отсутствует рыночное равновесие [5] .

Классификация провалов рынка

При монополии, монопсонии и олигополии равновесие устанавливается при равенстве предельного дохода и предельных издержек, причём цена превышает величину предельного дохода и предельных издержек, то есть при прочих равных условиях цена выше, чем при совершенной конкуренции, а объём выпуска меньше, чем при совершенной конкуренции; возникают чистые общественные потери [4] .

При асимметрии информации потребитель не может влиять на производителя, отсутствует контроль за качеством предоставляемых услуг, отсутствует точная оценка качества услуг, а продавец заведомо лучше знает качественные характеристики своей продукции. Недостаток информации порождает неэффективность, блокируя взаимодействие между участниками сделки; возникают чистые общественные потери [4] .

При наличии внешних эффектов часть выгод или издержек, полученных от какой-либо деятельности или фактором производства, достаётся посторонним лицам, что влияет на функции полезности индивидов и производственные функции предприятий; возникают чистые общественные потери [4] .

Батор Ф.М. [en] формирует пять видов провалов, когда Парето-эффективность нарушается при laissez-faire [6] :

  • провал существования, отсутствие констант равенства предельных норм замещения между производством и распределением;
  • провал сигнала, отсутствие локального максимума прибыли каждого производителя или общего максимума прибыли каждого производителя;
  • провал стимула, отсутствие неотрицательной прибыли для всех производителей;
  • провал структуры, нарушение совершенной конкуренции, при которой несколько фирм эффективного масштаба, установившие максимум благосостояния при распределении ресурсов, не могут самоподдерживать выпуск и цены;
  • провал принуждения, существование правовых и организационных несовершенств, ограничений учёта ресурсов и продуктов, препятствующее размещению на рынке.

Причины возникновения

Источниками возникновения провалов рынка являются [7] :

  • угасание конкуренции из-за слияния фирм, тайных сговоров и беспощадной конкуренции, формируя только небольшое количество фирм;
  • развитие технического прогресса, требующее использования большего количества реального капитала, крупных и централизованных рынков, богатых источников сырья, формируя крупномасштабных производителей;
  • неспособность рыночной системы перераспределять ресурсы в соответствии с потребностями потребителей, отсюда расточительное и неэффективное производство и неравное распределение дохода;
  • неумение рыночной системы учесть все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением определенных товаров и услуг, когда спрос и предложение не отражают все выгоды и издержки производства;
  • существование потребностей в товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через рынок, когда не учитываются общественные или коллективные потребности;
  • неустойчивость механизма полной занятости и стабильности уровня цен.

Таким образом, факторами, препятствующие эффективности распределения ресурсов при совершенной конкуренции, являются [8] :

  • отсутствие механизма для оптимального распределения доходов;
  • отсутствие побочных издержек и выгод, производство общественных благ;
  • возникновение препятствий применения лучшей технологии, развития новой производственной техники и замедлений темпов технического прогресса;
  • отсутствие дифференциации продукции и отсутствие условий создания новых продуктов.

М.Блауг добавляет, что, когда производственные функции и предпочтения экономических агентов взаимозависимы, то необходимо заменить условия оптимума Парето на правило максимизации благосостояния Пигу. В таком случае уравниваются предельные частные и предельные общественные затраты. Совершенная конкуренция не является достаточным условием оптимального распределения, так как побочные эффекты в производстве и потреблении нарушают эффективность, нарушается и условие оптимальной интенсивности использования факторов производства при фиксации рабочей недели [3] .

Решение проблемы фиаско рынка

Обеспечение полноты рынка позволяет преодолеть фиаско рынка с помощью: налогов и субсидий по Пигу, путем перераспределения прав собственности по Коузу и принятия специальных правил ценообразования. Данные инструменты создают новые рынки (квазирынки) и в случае сохранения свойства выпуклости набора производственных возможностей позволяют достичь эффективного распределения ресурсов [5] .

Для преодоления несостоятельности рынка, связанного с отсутствием конкурентного поведения, используются нерыночные решения согласно теории имплементации (теории механизма стимулирования), что требует прямого государственного регулирования [5] .

Для преодоления несостоятельности рынка, связанного с отсутствием полноты информации и асимметрии информации, предлагается создать рынок условных обязательств, фьючерсный рынок [5] .

Читать еще:  Разделение рынка на группы покупателей

Вмешательство государства справляется с проблемой фиаско рынка [4] :

В условиях ситуативной монополии (конкурентам недоступны факторы производства) государство может разделять сконцентрированные производственные мощности монополиста на основе антимонопольного законодательства, предотвращать слияние.

При естественной монополии (вхождение на рынок конкурентов влечёт потери экономии на масштабе и рост издержек, или демонополизация затруднена технически) государство регулирует доступ на рынок и аллокацию ресурсов, регулирует цены на рынке, а также непосредственно участвует в производстве в форме государственных и муниципальных предприятий, монополизируя у себя соответствующие виды деятельности.

При легальной монополии (государство наделяет исключительными правами на осуществление какой-либо деятельности с помощью лицензирования и патентования) государство регулирует доступ на рынок участников [4] .

При асимметрии и неполноты информации государство распределяет риски между потребителями, страхуя инвестиции и вклады, контролирует производство и сбыт товаров и услуг, само участвует в производстве тех или иных товаров и услуг, финансирует сверхдолгосрочные проекты [4] .

При отрицательных внешних эффектах (часть издержек, связанных с деятельностью или фактором производства, достаётся третьим лицам) государство проводит интернализацию внешних эффектов, запрещает и вводит систему штрафов и наказаний [9] . При положительных внешних эффектах (часть выгод, связанных с деятельностью или фактором производства, бесплатно достаётся третьим лицам) государство вводит систему стимулирования и субсидирования, иную государственную поддержку для дополнительного производства общественных благ [4] .

Каушик Басу отмечает, что в условиях глобализации преодоление провалов рынка возможно только при видимой руке государства, чтобы остановить рыночные операции как при экстерналиях, так и при запрете договоров, обменов и торговли, совершаемых добровольно и без последствий для третьих лиц при соблюдении этических принципов [10] .

ФИАСКО РЫНКА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

студент юридического факультета кафедры таможенного дела и правового обеспечения внешнеэкономической деятельности Ульяновского государственного университета

Аннотация. B статье изучаются вопросы эффективного и справедливого использования ресурсов страны в осуществление рыночных механизмов. Так же проведем анализ основных функций государства, так как каждое фиаско рынка предполагает определенный тип государственного вмешательства. Охарактеризуем минимальную и максимальную границу вмешательства государства в социально-экономическую жизнь.

Ключевые слова: фиаско, рынок, провалы, функции государства, общественное благо, монополизация, дифференциация районов, границы государственного вмешательства.

Рыночный механизм не способен обеспечивать оптимальность развития экономики, устойчивое равновесие совокупного спроса и предложения и нуждается в государственном регулировании, во избежание серьёзных провалов и затяжных кризисов.

При необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско («осечки», «крахов») рынка. Согласно теории рыночного фиаско, государство является неким «менеджером», роль которого заключается в корректировки подобных провалов.

Разновидности фиаско рынка:

  1. игнорирование рынком проблемы внешних эффектов (положительных и отрицательных экстерналий);
  2. незаинтересованность рынка в воспроизводстве общественных благ (и квазиобщественных);
  3. избыточная монополизация производства;
  4. макроэкономическая нестабильность, циклическое развитие экономики, безработица и инфляция;
  5. социальная несправедливость (расслоение общества на богатых и бедных);
  6. большая дифференциация регионов страны;
  7. невозможность структурной перестройки национальной экономики.

Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов.

Рынок не может отобразить в цене полный эффект производства или потребления конкретных товаров. В связи с этим возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии). Именно поэтому государству приходится нейтрализовать воздействия внешних эффектов в производстве и потреблении (защита от негативных экологических последствий).

Незаинтересованность рынка в воспроизводстве общественных благ.

Неэффективность рынка проявляется при решении задач по предоставлению общественных благ, например: услуг образования, здравоохранения, армии. Эта задача возлагается на государство, так как оно должно помогать уменьшать негативные проявления рынка законами об охране труда, о защите прав потребителей, о страховании банковских депозитов, антимонопольным законодательством и др. Но рынок заинтересован в производстве частных благ (неделимы и доступны лишь индивидуальным лицам), которые опираются на принцип исключения, т.е., кто заплатил, тот и получает продукт.

Избыточная монополизация производства

Рыночный механизм не гарантирует функционирования структуры совершенной конкуренции без попыток экономических стратегий установить монопольную власть и ограничивать добросовестную конкурентную борьбу. Отрицательное воздействие на развитие экономики оказывают ежегодные «плановые» скачки цен на продукцию естественных монополий, не гарантированные улучшением качества производимой продукции и модернизацией производства. В данном варианте государству целесообразно защищать конкуренцию и проводить антимонопольное регулирование экономики, которое включает в себя экономическое, правовое, психологическое воздействие на все виды деятельности, обеспечивая защиту потребителей. Демонополизация экономики заключается:

  • в снижении барьеров для вложения в любую отрасль чужих фирм;
  • если же не произошло слияние и монополист производит 33% общеотраслевого объема, то происходит дробление на несколько мелких фирм;
  • правительственный контроль за ценами; запрет на необоснованное завышение цен; изъятие товаров с рынка и др.

Макроэкономическая нестабильность, циклическое развитие экономики, безработица и инфляция.

Одной из важнейших проблем (фиаско) рынка является цикличность развития экономики, которая осуществляется через фазы подъёма, кризиса, депрессии, оживления и вновь подъёма, представленной в долгосрочном периоде, в движении от подъёма к подъёму через фазы кризиса и рецессий. Рынок не может гарантировать устойчивого поступательного роста экономики в национальном масштабе. Периодические колебания деловой активности, связанные со спадами и высокой безработицей, или, напротив переизбытком экономики и инфляцией, оборачиваются для общества высокими социально-экономическими потерями. Это вызывает необходимость проведения государством стабилизации экономического цикла (политики, направленной на достижение одновременно полной занятости и стабильного уровня цен).

Читать еще:  Характерные черты основных моделей рынка таблица

Социальная несправедливость

«Провалы» рынка в регулировании экономических отношений заключается в том, что рынок «не видит» социальных проблем. Доходы населения, формирующиеся на рынке, не всегда решают социальные задачи. И такое распределение является несправедливым в смысле человеческих факторов, это порождает большую дифференциацию населения по уровню доходов населения. Бедняки, которые получают мало, платят последние деньги на налоги в государственный бюджет, а олигархи, имеющие большие активы, даже не замечают финансового обременения. Тем самым государство должно сближать богатых и бедных с помощью прогрессивного налогообложения, ценового регулирования, установления прожиточного минимума и заработной платы, механизма трансфертных платежей и тд. Но в России никогда не введут прогрессивную шкалу налогообложения из-за того, что люди недостаточно образованы и не понимают, что хорошая жизнь зависит от выплаты высоких налогов, а не от развития теневого сектора, где налоги не идут вообще в государственный бюджет.

Большая дифференциация регионов страны

Обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости является необходимым с целью сближения субъектов Российской Федерации. В слаборазвитых регионах условия заработка и вложений ниже, чем в богатых. Платежеспособный спрос в этих регионах сокращается, а вместе с этим уменьшается капиталовложения со стороны государства, частных предприятий и физических лиц. Именно поэтому государство должно сглаживать чрезмерное расслоение различных регионов страны по уровню социально-экономического развития, по показателям бюджетной обеспеченности и благосостоянию населения при помощи создания фондов регионального развития, формированию экономико-правовых регуляторов, создающих благоприятный инвестиционный климат в регионах, государственных целевых кредитов и гарантий для инвесторов и т.д.

Невозможность структурной перестройки национальной экономики.

Подъем в экономике прочно связан с переменами в отраслевой структуре.

Но рыночный механизм, обеспечивающий через механизм цен, переориентацию из менее прибыльных отраслей в более результативные, тем самым, не осуществляет прорыв в области научно-технического прогресса .Основным инструментом реализации данной политики является предоставление дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы для инвестиций. Так же можно заметить, что Россия многие годы сидит на «сырьевой игле», выкачивая и отправляя все недра за рубеж. России имеется большой резерв для превращения ресурсных преимуществ в конкурентные преимущества, но для этого часть вывозимых сырьевых ресурсов следует замкнуть на внутреннюю глубокую переработку и расширить их предложение на внутреннем рынке. Необходимо переходить с добывающей промышленности на обрабатывающую, вследствие чего появятся и новые рабочие места, и произойдет развитие собственной экономики, и ликвидируется голландская болезнь.

В свою очередь, существуют минимально-необходимые и максимально-допустимые границы государственного вмешательства. К минимальной относят регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды, именно без этих функций экономика попросту распадается. К максимальной же относят устранение провалов рынка. Необходимо придерживаться средней отметки, но стремиться к максимальной, так как существует множество проблем, которые не возможно решить без вмешательств со стороны государства, например сильное расслоение общества на бедных и богатых, проявление голландской болезни, скачкообразные циклы экономики, большое количество монополистов, не смотря на то, что их пытаются «прижать» разными способами.

Таким образом, рассмотренные выше виды фиаско рынка – это экономическая основа для обоснования государственного вмешательства. Государство в идеале является институтом, дополняющим и корректирующим рыночный механизм, который компенсирует все недостатки и исполняет функции, которые относятся к его прерогативе. Государство и рынок дополняют друг друга, реализуя свои функции в тех областях, в которых наиболее эффективно реализуются их механизмы.

Провалы рынка, Фиаско рынка | Market Failure

Провалы рынка или фиаско рынкаангл. Market Failure, является ситуацией, которая возникает в случае, когда имеющиеся на рынке ресурсы распределяются неэффективно. Эта ситуация в экономике может принимать много форм и появляться во множестве ситуаций, и это часто воспринимается как что-то, что должно быть исправлено посредством вмешательства со стороны правительства. Например, когда рыболовная отрасль испытывает фиаско рынка, ожидается, что правительство примет ряд стратегических решений, которые позволят решить эту проблему.

Когда происходят провалы рынка, это означает, что для системы не характерна эффективность по Парето (англ. Pareto Efficient). В свою очередь эффективность по Парето относится к ситуации, в которой любое улучшение в одной области нанесло бы соответствующий ущерб в другой области. Например, если производитель мебели снизит цену на свою продукцию, что принесет выгоду потребителям, он потеряет часть прибыли, то есть получит ущерб, равный выгоде потребителей. С другой стороны, производитель мебели может снизить закупочные цены на сырье, чтобы снизить затраты и компенсировать ущерб, однако, это приведет к ущербу для поставщиков сырья. То есть, когда система достигает эффективности по Парето, это означает, что она работает на оптимальном уровне, сохраняя баланс всех ее элементов.

Читать еще:  Сегментирование рынков товаров промышленного назначения

Существует множество факторов, которые могут способствовать возникновению провалов рынка. Одной из наиболее распространенных причин являются монополии, поскольку на таком рынке отсутствует конкуренция для определенных товаров или услуг. Внешние воздействия также могут стать проблемой, которая способствует фиаско рынка, поскольку конечная стоимость товаров и услуг может не учесть влияние таких внешних факторов, как заработная плата или влияние на окружающую среду. Некоторые общественные блага также рассматриваются как одна из форм провалов рынка.

Социальное неравенство в обществе может также привести к фиаско рынка, как и множество других факторов. Во всех случаях провалы рынка характеризуется тем, что существует лучший и более эффективный способ распределения ресурсов, но он не используется. Общественные блага часто используются в качестве примера фиаско рынка. Например, люди могут утверждать, что частные фирмы, занимающиеся пожаротушением, могли бы быть более эффективными, чем аналогичные государственные службы, финансируемые из государственного бюджета.

Государство может оказывать различные вмешательства, чтобы решить проблему фиаско рынка, например, путем изменения законодательства, денежно-кредитной политики, минимальной заработной платы и налогообложение. Одна из проблем, связанная с вмешательством правительства, заключается в том, что оно может усугубить ситуацию с провалами рынка, будучи не в состоянии выделить и распределить ресурсы эффективно. Выбор момента, когда и как следует осуществить вмешательство, является трудным решением, которое может быть осложнено политическими проблемами и социальными вопросами, влияющих на людей и учреждения, участвующих в принятии решений.

Провалы, или фиаско рынка. Внешние эффекты и рынок

Описание: Провалы фиаско рынка: в случае рыночной власти при существовании внешних эффектов при производстве общественных благ в случае ассиметричной информации. Способы решения проблем внешних эффектов: Интернализация внешних эффектов. а Например если для устранения отрицательных внешних эффектов государство введет сдерживающий налог в размере предельных внешних издержек то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно оптимальным.

Дата добавления: 2014-08-04

Размер файла: 5.03 KB

Работу скачали: 21 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Провалы, или фиаско рынка. Внешние эффекты и рынок.

Провалами, или фиаско, рынка называют такие случаи, когда происходит неэффективное распределение (или аллокация) ресурсов. Рынок терпит фиаско = цена не отражает всех издержек, либо рынок не может произвести каких-либо благ.

Провалы (фиаско) рынка:

  1. в случае рыночной власти
  2. при существовании внешних эффектов
  3. при производстве общественных благ
  4. в случае ассиметричной информации.

Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от производства или потребления каких-либо благ для третьих лиц, не участвующих в сделке.

Экстерналии нарушают работу рыночного механизма.

Условия достижения общественно эффективного объема выпуска :

где MSU – предельная общественная полезность,

а MSC – предельные общественные издержки.

Отрицательные экстерналии порождают на конкурентном рынке перепроизводство, а положительные – недопроизводство.

Способы решения проблем внешних эффектов:

  1. Интернализация внешних эффектов . При и-и внешние эффекты становятся внутренними.

а) Например, если для устранения отрицательных внешних эффектов государство введет сдерживающий налог в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно оптимальным.

б) Чтобы интернализировать положительные внешние эффекты, государство использует стимулирующие субсидии.

Если права собственности на ресурсы будут четко определены и соблюдены, включая возможность свободного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав.

Однако существует такая категория товаров и услуг, на которую выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек такого выявления.

Общественные блага – это неделимые блага коллективного пользования.

Свойства общественных благ:

  1. неисключаемость из потребления (сам характер чистого общественного блага таков, что нельзя отделить плательщиков от неплательщиков);
  2. неконкурентность в потреблении (увеличение количества потребителей не уменьшает полезности данного блага для остальных, следовательно, предельные издержки предоставления = 0).

Те общественные товары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми общественными благами .

Проблема «безбилетника» — бесплатное пользование благом, за которое следовало бы заплатить. Рынок не рассчитан на решение проблемы безб-а, т.к. не обладает такими механизмами, которые способны отделить плательщика от неплательщика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector