Margaret24.ru

Деньги в период кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фиаско рынка является

ФИАСКО РЫНКА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

студент юридического факультета кафедры таможенного дела и правового обеспечения внешнеэкономической деятельности Ульяновского государственного университета

Аннотация. B статье изучаются вопросы эффективного и справедливого использования ресурсов страны в осуществление рыночных механизмов. Так же проведем анализ основных функций государства, так как каждое фиаско рынка предполагает определенный тип государственного вмешательства. Охарактеризуем минимальную и максимальную границу вмешательства государства в социально-экономическую жизнь.

Ключевые слова: фиаско, рынок, провалы, функции государства, общественное благо, монополизация, дифференциация районов, границы государственного вмешательства.

Рыночный механизм не способен обеспечивать оптимальность развития экономики, устойчивое равновесие совокупного спроса и предложения и нуждается в государственном регулировании, во избежание серьёзных провалов и затяжных кризисов.

При необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско («осечки», «крахов») рынка. Согласно теории рыночного фиаско, государство является неким «менеджером», роль которого заключается в корректировки подобных провалов.

Разновидности фиаско рынка:

  1. игнорирование рынком проблемы внешних эффектов (положительных и отрицательных экстерналий);
  2. незаинтересованность рынка в воспроизводстве общественных благ (и квазиобщественных);
  3. избыточная монополизация производства;
  4. макроэкономическая нестабильность, циклическое развитие экономики, безработица и инфляция;
  5. социальная несправедливость (расслоение общества на богатых и бедных);
  6. большая дифференциация регионов страны;
  7. невозможность структурной перестройки национальной экономики.

Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов.

Рынок не может отобразить в цене полный эффект производства или потребления конкретных товаров. В связи с этим возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии). Именно поэтому государству приходится нейтрализовать воздействия внешних эффектов в производстве и потреблении (защита от негативных экологических последствий).

Незаинтересованность рынка в воспроизводстве общественных благ.

Неэффективность рынка проявляется при решении задач по предоставлению общественных благ, например: услуг образования, здравоохранения, армии. Эта задача возлагается на государство, так как оно должно помогать уменьшать негативные проявления рынка законами об охране труда, о защите прав потребителей, о страховании банковских депозитов, антимонопольным законодательством и др. Но рынок заинтересован в производстве частных благ (неделимы и доступны лишь индивидуальным лицам), которые опираются на принцип исключения, т.е., кто заплатил, тот и получает продукт.

Избыточная монополизация производства

Рыночный механизм не гарантирует функционирования структуры совершенной конкуренции без попыток экономических стратегий установить монопольную власть и ограничивать добросовестную конкурентную борьбу. Отрицательное воздействие на развитие экономики оказывают ежегодные «плановые» скачки цен на продукцию естественных монополий, не гарантированные улучшением качества производимой продукции и модернизацией производства. В данном варианте государству целесообразно защищать конкуренцию и проводить антимонопольное регулирование экономики, которое включает в себя экономическое, правовое, психологическое воздействие на все виды деятельности, обеспечивая защиту потребителей. Демонополизация экономики заключается:

  • в снижении барьеров для вложения в любую отрасль чужих фирм;
  • если же не произошло слияние и монополист производит 33% общеотраслевого объема, то происходит дробление на несколько мелких фирм;
  • правительственный контроль за ценами; запрет на необоснованное завышение цен; изъятие товаров с рынка и др.

Макроэкономическая нестабильность, циклическое развитие экономики, безработица и инфляция.

Одной из важнейших проблем (фиаско) рынка является цикличность развития экономики, которая осуществляется через фазы подъёма, кризиса, депрессии, оживления и вновь подъёма, представленной в долгосрочном периоде, в движении от подъёма к подъёму через фазы кризиса и рецессий. Рынок не может гарантировать устойчивого поступательного роста экономики в национальном масштабе. Периодические колебания деловой активности, связанные со спадами и высокой безработицей, или, напротив переизбытком экономики и инфляцией, оборачиваются для общества высокими социально-экономическими потерями. Это вызывает необходимость проведения государством стабилизации экономического цикла (политики, направленной на достижение одновременно полной занятости и стабильного уровня цен).

Социальная несправедливость

«Провалы» рынка в регулировании экономических отношений заключается в том, что рынок «не видит» социальных проблем. Доходы населения, формирующиеся на рынке, не всегда решают социальные задачи. И такое распределение является несправедливым в смысле человеческих факторов, это порождает большую дифференциацию населения по уровню доходов населения. Бедняки, которые получают мало, платят последние деньги на налоги в государственный бюджет, а олигархи, имеющие большие активы, даже не замечают финансового обременения. Тем самым государство должно сближать богатых и бедных с помощью прогрессивного налогообложения, ценового регулирования, установления прожиточного минимума и заработной платы, механизма трансфертных платежей и тд. Но в России никогда не введут прогрессивную шкалу налогообложения из-за того, что люди недостаточно образованы и не понимают, что хорошая жизнь зависит от выплаты высоких налогов, а не от развития теневого сектора, где налоги не идут вообще в государственный бюджет.

Большая дифференциация регионов страны

Обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости является необходимым с целью сближения субъектов Российской Федерации. В слаборазвитых регионах условия заработка и вложений ниже, чем в богатых. Платежеспособный спрос в этих регионах сокращается, а вместе с этим уменьшается капиталовложения со стороны государства, частных предприятий и физических лиц. Именно поэтому государство должно сглаживать чрезмерное расслоение различных регионов страны по уровню социально-экономического развития, по показателям бюджетной обеспеченности и благосостоянию населения при помощи создания фондов регионального развития, формированию экономико-правовых регуляторов, создающих благоприятный инвестиционный климат в регионах, государственных целевых кредитов и гарантий для инвесторов и т.д.

Читать еще:  Модели рынка примеры

Невозможность структурной перестройки национальной экономики.

Подъем в экономике прочно связан с переменами в отраслевой структуре.

Но рыночный механизм, обеспечивающий через механизм цен, переориентацию из менее прибыльных отраслей в более результативные, тем самым, не осуществляет прорыв в области научно-технического прогресса .Основным инструментом реализации данной политики является предоставление дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы для инвестиций. Так же можно заметить, что Россия многие годы сидит на «сырьевой игле», выкачивая и отправляя все недра за рубеж. России имеется большой резерв для превращения ресурсных преимуществ в конкурентные преимущества, но для этого часть вывозимых сырьевых ресурсов следует замкнуть на внутреннюю глубокую переработку и расширить их предложение на внутреннем рынке. Необходимо переходить с добывающей промышленности на обрабатывающую, вследствие чего появятся и новые рабочие места, и произойдет развитие собственной экономики, и ликвидируется голландская болезнь.

В свою очередь, существуют минимально-необходимые и максимально-допустимые границы государственного вмешательства. К минимальной относят регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды, именно без этих функций экономика попросту распадается. К максимальной же относят устранение провалов рынка. Необходимо придерживаться средней отметки, но стремиться к максимальной, так как существует множество проблем, которые не возможно решить без вмешательств со стороны государства, например сильное расслоение общества на бедных и богатых, проявление голландской болезни, скачкообразные циклы экономики, большое количество монополистов, не смотря на то, что их пытаются «прижать» разными способами.

Таким образом, рассмотренные выше виды фиаско рынка – это экономическая основа для обоснования государственного вмешательства. Государство в идеале является институтом, дополняющим и корректирующим рыночный механизм, который компенсирует все недостатки и исполняет функции, которые относятся к его прерогативе. Государство и рынок дополняют друг друга, реализуя свои функции в тех областях, в которых наиболее эффективно реализуются их механизмы.

Провалы рынка, Фиаско рынка | Market Failure

Провалы рынка или фиаско рынкаангл. Market Failure, является ситуацией, которая возникает в случае, когда имеющиеся на рынке ресурсы распределяются неэффективно. Эта ситуация в экономике может принимать много форм и появляться во множестве ситуаций, и это часто воспринимается как что-то, что должно быть исправлено посредством вмешательства со стороны правительства. Например, когда рыболовная отрасль испытывает фиаско рынка, ожидается, что правительство примет ряд стратегических решений, которые позволят решить эту проблему.

Когда происходят провалы рынка, это означает, что для системы не характерна эффективность по Парето (англ. Pareto Efficient). В свою очередь эффективность по Парето относится к ситуации, в которой любое улучшение в одной области нанесло бы соответствующий ущерб в другой области. Например, если производитель мебели снизит цену на свою продукцию, что принесет выгоду потребителям, он потеряет часть прибыли, то есть получит ущерб, равный выгоде потребителей. С другой стороны, производитель мебели может снизить закупочные цены на сырье, чтобы снизить затраты и компенсировать ущерб, однако, это приведет к ущербу для поставщиков сырья. То есть, когда система достигает эффективности по Парето, это означает, что она работает на оптимальном уровне, сохраняя баланс всех ее элементов.

Существует множество факторов, которые могут способствовать возникновению провалов рынка. Одной из наиболее распространенных причин являются монополии, поскольку на таком рынке отсутствует конкуренция для определенных товаров или услуг. Внешние воздействия также могут стать проблемой, которая способствует фиаско рынка, поскольку конечная стоимость товаров и услуг может не учесть влияние таких внешних факторов, как заработная плата или влияние на окружающую среду. Некоторые общественные блага также рассматриваются как одна из форм провалов рынка.

Социальное неравенство в обществе может также привести к фиаско рынка, как и множество других факторов. Во всех случаях провалы рынка характеризуется тем, что существует лучший и более эффективный способ распределения ресурсов, но он не используется. Общественные блага часто используются в качестве примера фиаско рынка. Например, люди могут утверждать, что частные фирмы, занимающиеся пожаротушением, могли бы быть более эффективными, чем аналогичные государственные службы, финансируемые из государственного бюджета.

Государство может оказывать различные вмешательства, чтобы решить проблему фиаско рынка, например, путем изменения законодательства, денежно-кредитной политики, минимальной заработной платы и налогообложение. Одна из проблем, связанная с вмешательством правительства, заключается в том, что оно может усугубить ситуацию с провалами рынка, будучи не в состоянии выделить и распределить ресурсы эффективно. Выбор момента, когда и как следует осуществить вмешательство, является трудным решением, которое может быть осложнено политическими проблемами и социальными вопросами, влияющих на людей и учреждения, участвующих в принятии решений.

Читать еще:  Условия возникновения рынка в экономике

Глава 13. Провалы рынка

В главе «Функционирование рынка» мы говорили о том, что рыночная экономика с наличием конкурентного ценообразования и множеством рынков в отсутствие «сил трения» (то есть при определённых предпосылках об идеальных рынках) приводит к эффективному распределению ресурсов в экономике. Мы также говорили, что критерием эффективности является распределение благ и ресурсов в соответствии с предельными издержками на их производство. То есть распределение ресурсов оказывается эффективным, когда цены равны предельным издержкам.

Однако рыночный механизм не всегда приводит к эффективному распределению ресурсов, даже в отсутствие «сил трения». Ситуации, когда рынок не обеспечивает эффективное распределение ресурсов, называются «провалы рынка» или «фиаско рынка» (англ. market failures) . В этих случаях государство может улучшить результаты деятельности рынка, вмешиваясь в работу рыночного механизма. Одним из рыночных провалов является монопольная (или монопсоническая) власть, мы рассмотрели этот провал достаточно подробно в предыдущих главах.

Другие два провала рынка — это внешние эффекты и отсутствие стимулов для производства общественных благ.

Провалы (фиаско) рынка:

  1. Рыночная власть (монополия или монопсония)
  2. Внешние эффекты
  3. Общественные блага

13.1 Внешние эффекты

13.2 Общественные блага

Краткое повторение

Задачи к главе

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

Остается около 10 мест на учебный сезон 19/20

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

  • Лекция «За что были получены Нобелевские премии по экономике»
    (Уровень сложности: Всероссийская олимпиада)
  • Пример видео-разбора тура олимпиады
    (Уровень сложности: Всероссийская олимпиада)

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика — Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель — победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий — будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Фиаско рынка и функции государства. Фиаско государства

Фиаско рынка — ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства.

Разновидности рыночного фиаско:

1. Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные (общественные/квазиобщественные блага) и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с оптимальным объеме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Необходимо достижение равновесия. В качестве решения данной проблемы А. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и субсидии (налог Пигу). Корректирующий налог — это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами. Корректирующая субсидия — это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами. В первом случае объем производства блага сокращается, во втором — увеличивается. В результате происходит перераспределение доходов через госбюджет. Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы внешних эффектов:

— трудно точно исчислить величину издержек и выгод,

— корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда поступают потребителям данных благ

Читать еще:  Виды предложения на рынке

Другой подход — теорема Роберта Коуза: наличие внешних эффектов не требует госвмешательства, если:

а) четко определены права собственности (в т.ч. на невещественные объекты — тишину, т.д.)

б) сформирован рынок прав на побочные эффекты

2. Рынок не обеспечивает производства общественных благ (неделимых и неисключаемость воздействия) в достаточном объеме. Пример – маяк, национальная оборона, всеобщее образование, дорожная разметка, регулирование паводков.

Примеры общ.благ, к кот. может примениться принцип исключения: улица, пожарная охрана, МЧС

К категории квазиобщественных м.б. отнесены и те неделимые блага, которые государство не может в полном объеме направить по частным рельсам – по причине высоких трансакционных издержек, связанных с их доведением до потребителей. Пример — страхование по старости или же на случай безработицы.

Варианты финансирования общественных и квазиобщественных благ:

а) сосредоточение производства этих благ на государственных предприятиях за счет средств бюджета;

б) выступление государства как посредника между потребителями и производителями общественных благ. При помощи определенного механизма налогообложения ресурсы из сферы производства товаров индивидуального потребления перемещаются в сферу производства общественных и квазиобщественных благ.

3. Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики: сокращение издержек для фирм, вступающих в монополизированную отрасль, повышение ожидаемой выручки (госзаказ, долгосрочные договора).

4. Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против инфляции, а также безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. направленной на достижение двух макроэкономических целей — полной занятости и стабильного уровня цен.

5. Рынок признает только один вариант распределения доходов, справедливым признается доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции. Такое распределение являетсянесправедливым в общечеловеческом смысле. Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые не могут результативно участвовать в конкуренции (возраст, состояние здоровья и т.п.), правительство берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики через систему налогообложения, МРОТ, ценовое регулирование, трансферты.

6. Рыночный механизм не в силах самостоятельно обеспечить прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики.

7. Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики.

8. Необходимость проведения экономической политики на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, т.е. рынок в лице отдельных фирм не способен выстраивать согласованную внешнеэкономическую политику.

Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование экстерналий, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения.

Верхней границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка.

Фиаско, изъян государства — правительственное вмешательство в экономику не обеспечивает эффективного размещения ресурсов, а также соответствие политики распределения принятым в данном обществе представлениям о справедливости.

1) Ограниченность доступной информации.

2) Неспособность полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Государственный сектор, — лишь одна из составных частей современного рыночного хозяйства. Конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого.

3) Несовершенство политического процесса — в связи с рациональным неведением избирателей, принятием произвольных, волюнтаристских решений, влиянием групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой. Погоня за рентой — расходование лоббистами ресурсов с целью получить от государства исключительные права и преимущества, приносящие их обладателям выгоды за счет других членов общества.

4) Ограниченность контроля над государственным аппаратом.

5) Завышение объема производства общественных благ и связанная с этим растрата ресурсов.

6) Образование государством через перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации. Так, бесконтрольное нарастание объема налоговых и иных льгот различным социальным группам может привести к тому, что главным механизмом обогащения становится сам бюджетный процесс.

7) Разбухание издержек на содержание бюрократического аппарата сверх оптимального уровня (на подготовку законодательных актов, контроль за их осуществлением, оснащение техникой налоговых служб и др.).

8) Отвлечение юристов, экономистов, менеджеров от участия в производстве продукции и услуг.

На практике редко встречаются идеальные решения. Варианты, предполагающие активное государственное вмешательство, помогают преодолевать изъяны рынка, но часто связаны с изъянами государства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector